Основной текст. Биоэтика в современном здравоохранении
Скачать 0.55 Mb.
|
5. Функциональные принципы В книге Ф. Капра «Паутина жизни» предложена теория живых систем и дана концептуальная структура для сравнений между экологическими и человеческими сообществами. Оба эти типа сообществ характеризуются одинаковыми базовыми принципами организации. Автор подчеркивает, что, конечно, существует много различий между экосистемами и человеческими сообществами. В экосистемах нет самосознания, сознания, языка и культуры; нет, следовательно, правосудия и демократии; но вместе с ними отсутствует алчность и обман. Изучение экосистем не даст нам новых знаний в области этих человеческих ценностей и недостатков. Но мы можем (и должны) научиться у них тому, как организовать устойчивое существование. В течение более трех миллиардов лет эволюции экосистемы планеты выработали утонченные и сложные механизмы, обеспечивающие максимальную устойчивость. Основываясь на понимании экосистем как автопоэзных сетей и дис-сипативных структур, автор сформулировал набор принципов организации, которые можно было бы определить как базовые принципы экологии и использовать для построения устойчивых человеческих сообществ. В частности, для устойчивого функционирования системы «врач-пациент» целесообразно использовать принципы: взаимосвязи, обратной связи, партнерства, гибкости, разнообразия. Принцип взаимозависимости. Взаимозависимость заложена в природе любых экологических взаимоотношений. Поведение каждого живого члена экосистемы зависит от поведения многих других. Успех всего сообщества зависит от успеха его индивидуальных членов, как и успех каждого члена зависит от успеха общества в целом. Понимать экологическую взаимозависимость – значит понимать взаимоотношения. Это требует сдвига восприятия, перехода к системному мышлению – от частей к целому, от объектов к взаимоотношениям, от содержания к паттернам. Устойчивое человеческое сообщество осознает все множество взаимоотношений между своими членами. Заботиться о сообществе – значит заботиться об этих взаимоотношениях. В контексте принципа взаимозависимости следует рассматривать ст.ст. 16, 17 Декларации. В ст. 16 «Защита будущих поколений» Декларации указано: «Следует уделять должное внимание воздействию наук о жизни на будущие поколения, в том числе на их генетические характеристики». В ст. 17 «Защита окружающей среды, биосферы и биоразнообразия» Декларации установлено: «Следует уделять должное внимание взаимосвязи между человеком и другими формами жизни, важности надлежащего доступа к биологическим и генетическим ресурсам и их использования, уважению традиционных знаний и роли человека в защите окружающей среды, биосферы и биоразнообразия». Принцип обратной связи. Очевидно, что, утрата обратной связи в процессе взаимодействия врача и пациента не позволяет рассчитывать на высокую эффективность медицинского вмешательства в целом. Петли обратной связи в системе «специалист-пациент» служат теми магистралями, по которым обращается и перерабатывается поток информации по конкретному клиническому случаю. Принцип партнерства. Партнерство – тенденция объединяться, устанавливать связи, жить друг в друге и сотрудничать – одна из важнейших отличительных черт жизни. В человеческих сообществах партнерство означает демократию и расширение прав личности, поскольку каждый член сообщества играет в нем важную роль. Комбинируя принцип партнерства с динамикой изменений и развития, Ф. Капра метафорически использует термин «совместнаяэволюция» применительно и к человеческим сообществам. По мере развития партнерства каждый член сообщества начинает лучше понимать ближних. В условиях честного, доверительного партнерства оба партнера обучаются и изменяются – они совместно эволюционируют. Любые взаимоотношения врача и пациента, которые могут иметь большое количество рациональных и эмоциональных оттенков, в стратегическом плане должны развиваться в сторону партнерства, которое открывает путь к лучшему взаимопониманию в процессе терапевтического сотрудничества. Принцип гибкости. Данный принцип позволяет врачу и пациенту адекватно приспособиться к изменяющимся условиям в характере течения заболевания, в определении объема медицинского вмешательства. Всегда существует опасность разрушения в тонкой системе «специалист-пациент». Отсутствие гибкости проявляется в стрессе. В частности, стресс возникает тогда, когда какое-либо действие со стороны специалиста или пациента повышает напряженность в их отношениях. Временный стресс является неотъемлемым аспектом жизни, но продолжительный стресс для системы вреден и деструктивен. Принцип гибкости предполагает также соответствующую стратегию разрешения конфликтов. В каждом конкретном взаимодействии врача и пациента могут возникать противоречия и конфликты, которые трудно разрешить в пользу той или другой стороны. Эти конфликты гораздо эффективнее разрешаются динамическим уравновешиванием, чем жесткими решениями. Принцип многообразия. Сложность сети экосистемы определяется ее биологическим многообразием; многообразие экологического сообщества обеспечивает ему гибкость. В человеческих сообществах этническое и культурное многообразие может играть ту же роль. Многообразие означает различные взаимоотношения, множество различных подходов к одной проблеме. Сообщество, основанное на многообразии, – гибкое сообщество; оно лучше приспосабливается к меняющейся ситуации. Однако многообразие становится стратегическим преимуществом только в том случае, если это действительно чуткое, резонирующее сообщество, объединенное паутиной взаимоотношений. Если сообщество фрагментировано на изолированные группы и индивидуальности, многообразие может легко стать материалом для предрассудков и трений. Если же сообщество осознает взаимозависимость всех своих членов, тогда многообразие обогащает все взаимоотношения и, следовательно, обогащает все сообщество в целом, равно как и его индивидуальных членов. В таком сообществе информация и идеи свободно перемещаются по всей сети, а многообразие интерпретаций и способов познания – и даже многообразие ошибок – обогащают все сообщество в целом. Принцип многообразия в системе «специалист-пациент» предполагает построение взаимодействия элементов системы в ходе медицинского вмешательства с учетом анатомо-физиологических, психологических, социальных и иных особенностей каждого пациента. Реализация принципов взаимозависимости, обратной связи, партнерства, гибкости, многообразия приводит к устойчивости динамического взаимодействия в процессе биоэтических отношений в сфере здравоохранения. Библиографический список Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека: принята путем аккламации 19 октября 2005 г. на 33-й сессии Генеральной конференцией ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/declarat/bioethics_and_hr.pdf. Сводъ Законовъ Россiйской Имперiи. Томъ XIII. Уставъ Врачебный. Изданiе 1892 года. – Санктпетербургъ. Августин Аврелий. Исповедь // Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий; Пер. с латин. – М.: Республика, 1992. Апресян Р.Г.. Совесть // Этика: Энциклопедический словарь; Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. Аристотель. Собрание сочинений: В четырех томах. – М.: Мысль,1984. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М.: Республика, 1993. Биомедицинская этика: Учебн. пособие / Под общ. ред. Т.В. Мишаткиной, С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич [Текст]. – Мн., 2003. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. Отв. ред. и составитель Б.Г.Юдин. – М., 1998. Биоэтика: учебник / под. ред. П.В. Лопатина [Текст]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. Введение в биоэтику: Учеб. пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. [Текст]. – М.: Прогресс-Традиция, 1998. Гегель Г. Дух христианства и его судьба // Гегель Г. Философия религии. Т. I. – М.: Мысль, 1975. Гусейнов А.А. Справедливость // Этика: Энциклопедический словарь; Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. Ильин И.А. О призвании врача // Религиозный смысл философии / И.А. Ильин. – М.: АСТ МОСКВА, 2006. С. 437-446. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993. С.178-198. Йонас, Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации / Пер. с нем., предисл., прим. И.И. Маханькова [Текст]. – М.: Айрис-пресс, 2004. Канке, В.А. Современная этика: учебник / В.А. Канке. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2007. Кант И. Сочинения: В шести томах. – М.: Мысль, 1965. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем /Пер. с англ; Под ред. В.Г. Трилиса. – К.: София; М.: ИД «София», 2003. Кэмпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика: Пер. с англ.: Учеб. пос. / Под ред. Ю.М. Лопухина, Б.Г. Юдина [Текст]. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. Летов, О.В. Биоэтика и современная медицина / РАН, ИНИОН. Центр гуманитарных науч.-информ. исслед. Отдел философии [Текст]. – М., 2009. Локк Д. Избранные философские произведения: В 2-х т. (Вступ. ст. И.С. Нарского). – М.: Соцэкгиз, 1960. Лукьянов, А.С. Биоэтика с основами биоправа: Учебное пособие [Текст]. – М.: Научный мир, 2008. Мен-цзы. Предисловие Л.Н. Меньшикова; Пер. с кит., указ. В.С. Колоколова / Под ред. Л.Н. Меньшикова. – СПб.: Петербургское востоковедение, 1999. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика. Теория, принципы и проблемы. Ч. I. – М., 1995. Ницше Ф. Сочинения: В двух томах. – М.: Мысль, 1990. Основы биоэтики: учеб. пособие / Я.С. Яскевич [и др.]; под ред. Я.С. Яскевич, С.Д. Денисова [Текст]. – Минск: Выш. шк., 2009. Платон. Сочинения: В трех томах. – М.: Мысль, 1971. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. Сартр Ж-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. – М.: Республика, 2004. Сергеев В.В. Принципы биоэтики: Лекция. – Самара; Самарская гуманитарная академия; ГОУВПО «СамГМУ», 2005. Сергеев, В.В., Наследков, В.Н., Шмелёв, И.А., Ильина, Е.Р., Купряхин, В.А., Калицкий, Р.С. Лекции по биоэтике: Учебное пособие / Отв. ред. В.В. Сергеев [Текст]. – Самара; ГОУВПО «СамГМУ»; Самар. гуманит. акад., 2005. Силуянова И.В. Избранные. О призвании врача. – М.: Изд-во ООО «Форма Т», 2008. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: Учебн. пособие / И.В. Силуянова [Текст]. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. Соловьев В.С. Сочинения: В двух томах. – М.: Мысль, 1988. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики // Вопросы философии. – 1992. – № 3. – С. 104-113. Федоров Н.Ф. Горизонтальное положение и вертикальное // Философия от античности до современности. – Электронная библиотека. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004. Франк С.Л. Духовные основы общества // Там же. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. Хайдеггер М. Бытие и время: Статьи и выступления; Пер. с нем. – М.: Республика, 1993. Хрусталёв, Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов / Ю.М. Хрусталёв [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Чичерин Б.Н. Наука и религия // Философия от античности до современности. – Электронная библиотека. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2004. Шамов, И.А. Биомедицинская этика. Учебник для студентов медвузов [Текст]. – Махачкала: ИПЦ ДГМА, 2005. – С. 9-55. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: Пер. с нем. / Сост. и посл. А.А. Гусейнова. Общ. Ред. А.А. Гусейнова и М.Г. Селезнева. – М.: Прогресс, 1992. Шердаков В.Н. Сострадание // Этика: Энциклопедический словарь; Под ред. Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / Общ. ред., сост., вступ. ст. А.А. Гусейнова и А.П. Скрипника. – М.: Республика, 1992. Штеренберг, М.И. Кризисы и проблемы воспитания [Текст] //Вопросы философии, 2010. – № 4. С. 158-167. Эпиктет. Римские стоики / Вступ. ст., сост., подгот. текста В.В. Сапова. – М.: Республика, 1995. Яровинский, М.Я. Лекции по курсу «Медицинская этика» (биоэтика). – Изд. 3-е, испр. и доп. [Текст]. – М.: 2004. Beauchamp T., Childress J. Principles of Biomedical Ethics. – N.Y.: Oxford University Press, 1989. Лекция 3 ПРАВИЛА БИОЭТИКИ План 1. Правила биоэтики в структуре этического анализа. 2. Правило правдивости. 3. Правило уважения неприкосновенности частной жизни. 4. Правило конфиденциальности. 5. Правило информированного согласия. 6. Этические аспекты отказа пациента от медицинского вмешательства. 1. Правила биоэтики в структуре этического анализа Этические правила профессионального поведения работников здравоохранения – это положения, в которых отражена закономерность, постоянное соотношение явлений, возникающих в процессе их взаимодействия с пациентом и его законными представителями. Правила являются масштабом, критерием поведения работников здравоохранения, а также имеют свойство обязательности (императивности). Изучение правил биоэтики многие годы находится в центре внимания отечественных ученых (Иванюшкин А.Я., Игнатьев В.Н., Коротких Р.В., Лопатин П.В., Михайлова Е.П., Летов О.В., Силуянова И.В., Орлов А. Н., Тищенко П.Д., Хрусталёв Ю.М., Шамов И.А., Юдин Б.Г., Яровинский М.Я.). Полученные ими результаты используются в настоящей лекции. Наряду с теориями и принципами биоэтики морально-этические правила выступают в качестве средства этического анализа. Средства этического анализа условно можно расположить на разных уровнях этического знания. Наивысшим достижением всякого научного знания является научная теория, которая служит не только для объяснения тех или иных фактов, но и для предвидения новых явлений. В связи с этим теории этики располагаются на высшем уровне этического знания. На среднем уровне располагаются принципы биоэтики. На нижнем уровне находятся основные этические правила, которые касаются конкретных вопросов, связанных с реальными этическими ситуациями. Указанные средства этического анализа взаимосвязаны и вазаимодополняемы. Этический анализ в медицине (фармации) имеет своей целью рассмотрение сложных моральных ситуаций без предвзятости, разбор их по деталям, т.е. доводов и контрдоводов в пользу той или иной позиции. На этом дело не заканчивается, т.к. моральный выбор, сделанный вследствие этического анализа, накладывает на медицинского (фармацевтического) работника моральную ответственность. Направленность этики на принятие определенных, практически значимых решений проявляется в моральном выборе. Этика занимается только такими ситуациями, когда у человека есть реальный и свободный выбор: действовать тем или иным способом или вообще не действовать. Выбор может быть и технический, но за технической стороной нередко кроется и ситуация морального выбора. Например, врач, установив диагноз болезни, знает, что есть два метода лечения данного заболевания: оперативный и консервативный. Чтобы остановиться на том или другом, надо учесть, что первый требует сравнительно меньше времени, но сопряжен с риском осложнений, тогда как второй требует больше времени и средств (ресурсов), но он безопаснее первого. Сравнивая эти характеристики, врач решает этическую проблему, что будет большим благом для пациента и, одновременно, будет грозить ему меньшим вредом. Дальше врач должен информировать обо всем пациента, и тому предстоит сделать свободный выбор. Однако, он не медик и не ориентируется в частностях. Тогда врач действует как эксперт, т. е. сообщает пациенту все характеристики методов беспристрастно. Только после этого пациент может сделать осознанный выбор, исходя из заботы о собственном благе. Каждый выбор может определяться двояко – либо рациональными соображениями, либо страстями, эмоциями. Суды принимают к сведению эти факторы, когда принимают решение о том, что преступление совершено в состоянии аффекта. Те ситуации, когда у человека есть свободный выбор, и он его делает, он принимает на себя ответственность, он выступает как автономный человек, совершающий автономный поступок. Неавтономным же будет тот, кого считают неспособным контролировать себя из-за нездоровья или малого возраста. В медицине это состояние очень существенно, когда нужно получать информированное согласие больного на лечение. Моральный выбор не всегда бывает однозначным, т.е. несет в себе только добро или только негатив. Можно рассмотреть реальную ситуацию, когда пациент лежит в палате интенсивной терапии без сознания, и врачи знают, что оно утеряно навсегда. Врачи оказываются перед выбором – продолжать поддерживать жизнь пациента со смертью мозга, либо прекратить усилия во имя спасения других. Каждая из этих альтернатив может быть морально обоснована, но останутся и негативные стороны того или иного выбора. При этом можно занять нейтральную позицию, но она будет морально ущербной. Поэтому следует искать дополнительные аргументы в пользу того или иного варианта. Моральный выбор – это не нечто исключительное в работе врача, это повседневные его решения, которые он, может быть, сам и не выделяет в своей профессиональной деятельности. Моральный выбор и моральная ответственность медицинского (фармацевтического) работника подразумевают хорошее знание специалистом основных правил биоэтики, которыми являются: правило правдивости, правило уважения неприкосновенности частной жизни, правило конфиденциальности, правило информированного согласия. |