Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt
Скачать 12.05 Mb.
|
ВВЕДЕНИЕ 17 религиозных ритуалов доказывается близостью, с которой он сле- довал им при сооружении Табернакля, а также правилами, со- ставленными им относительно приношений, устройства Табер- накля и традиционного облачения священнослужителей. Следуя по пути, указанному сэром Гардинером Уилкинсоном 1 , Г.П. Кук подробно показал, насколько велик был долг Израиля перед Егип- том в связи с их собственным поклонением Богу. Моисей зашел настолько далеко, что даже утверждал, что Яхве, как и Бог егип- тян, «един есть» (Втор. vi, 4). Множественность богов и культ животных Каждый, кто хоть раз писал о египетской религии, сталкивался с немалыми трудностями, пытаясь примирить египетскую моно- теистическую веру с культом нескольких сотен «богов» и покло- нением двум десяткам или даже более того священных животных. У египтян была дурная привычка добавлять иероглиф, обозна- чающий «бог» или , к имени любого создания, как им каза- лось, обладающего необычным даром или качеством. В результате щейся в Париже, она названа владычицей могущественных чар, благодаря искусному языку и волшебной силе ее уст, произносящей заклинания с магической интонацией, силой и действенностью, благословляли или проклинали, никогда не обманывающей ожиданий. Так и Моисей был могущественным в заклинаниях, и произнесенные им слова всегда про- изводили необходимое действие. Все, что Библия повествует нам о Мои- сее, указывает на его глубокое знание различных отраслей египетской магии. Он превосходно выполнял всевозможные магические ритуалы, был сведущ в искусстве сопровождения заклинаний, колдовстве и все- возможных магических формулах. Он был спасен от смерти египетской царевной и получил образование либо при дворе, либо вблизи его, а чудеса, которые он творил в Египте и в пустыне, предполагают, что он был не только священнослужителем, но и могущественным магом, воз- можно даже херихебом Мемфиса. В свои сорок лет, проведя жизнь в Египте среди священников, знати, правительственных чиновников и т. д., он, скорее всего, считался египтянином. Замечания на этот счет господина Кука (Осирис) представляются очень уместными. 1 Древние египтяне / Под ред. Берча. Т. III. С. 407 и далее. А вот Драйвер пишет, что утверждение в Деян. vii, 22 о том, что Моисей «был научен всей мудрости египетской», не находит подтверждения в самом Ветхом Завете! Как же мог тогда Моисей совершать все те чудеса, о ко- торых упоминается в Пятикнижии, если не был посвящен во все пре- мудрости, и священные, и светские, и не получил образование и как священнослужитель, и как маг? УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 18 многие «боги» были всего лишь духами местного значения — как эльфы, феи и гномы у западных народов или же джинны и дэвы у арабов. Сегодня мы знаем, что численность египетских богов была не столь велика, как предполагалось ранее. Многие египет- ские боги, даже самые древние, были двуполыми; так, старейший из богов хаоса Нун имел женский аналог Нунет, а женским ана- логом Ра была Раит. Так называемая девятка богов Гелиополя уменьшилась до пятерки: Тем и его женский аналог, Шу-Тефнут, Геб-Нут, Осирис-Исида, Сет-Нептис. Ведь если бы только мы могли рассматривать «великих» египетских богов, как «он-она», мы бы уменьшили их количество наполовину. Однако сами егип- тяне относились к женскому аналогу каждого бога как к отдель- ному существу и давали им отдельное имя. Число богов могло бы быть уменьшено и другим способом, а именно называя каждую из тридцати местных форм Хатхор, имеющую собственное имя, просто Хатхор, а каждую из местных форм Исиды, которых мож- но считать дюжинами, просто Исидой. В своем гимне Ра, или одной из его ипостасей, поклоняющийся обращался к нему как к существу, имеющему много имен 1 и воплощений или форм. В гимне Амону Гера и Сути 2 Амона называют «матерью высшей богов и людей», таким образом подчеркивая женскую сущность божества. Несомненно, жрецы хорошо понимали разницу между «великими» и «малыми» богами, но сомнительно, что эта раз- ница была столь же очевидна для представителей средних и низ- ших классов. Природа египетского единого бога Пытались ли когда-нибудь египетские богословы описать при- роду их единого бога или его отличительные черты, как это сде- лали арабы, представляется сомнительным; поскольку на эту тему не было обнаружено никакой литературы, вероятнее всего, они этим не занимались. Изображения солнца, луны и звезд доста- точно точно определяют природу этих его форм, а синие и зеле- ные фигуры Хапи (Нила) доказывают, что они идентифицирова- ли его водяным богом. Но фигуры большинства богов и богинь 1 Ср.: «Я есть Ра, творец имен его членов, которые начали существо- вать в форме богов, которые в волосах Ра». Книга мертвых,гл. xvii. 2 См. стелу в Британском музее. ВВЕДЕНИЕ 19 представляют собой только очеловеченные фетиши, и здравый смысл не мог не подсказывать египтянам, что они являются все- го лишь воображаемыми объектами. Тему, или Ра, великий бог Гелиополя, был материален 1 , и местом его появления была вели- кая первичная водная бездна Нуну. Вода существовала до Ра и считалась древнейшим в мире началом, а значит, «отцом богов». Культ Ра, иными словами, поклонение богу солнца, установился в Гелиополе задолго до объединения Менесом севера и юга. И как мы увидим далее, он оставался одним из самых популярных сол- нечных культов в Египте до конца династического периода. В Тек- стах пирамид сказано, что он прибег к мастурбации, чтобы про- извести Шу и Тефнут, и также людей Судана. Его культ был груб и материален, и блага, которые египтяне рассчитывали получить от него, были сугубо материальными: мужественность, плодоро- 1 «Я есть Тем на восходе: Я единственный; Я появился в Нуну. Я есть Ра, который встал в начале. Я великий бог, создавший сам себя. Книга мертвых, гл. xvii. Хапи, бог Нила, да- ющий жизнь и ста- бильность. Обрати- те внимание — у него женская грудь Нехебит, богиня, да- ющая жизнь и силу. Ее ассоциировали с южным Нилом Уадж-ур, то есть Ве- ликий Зеленый Ми- ровой океан, дающий жизнь УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 20 дие, крепкое здоровье, изобилие потомства и у людей, и у живот- ных. Культ солнечного диска Атона даже еще более материален, хотя многие из его кровавых ритуалов были урезаны или запре- щены Аменхотепом IV. Подобно даруемому Ра материальному процветанию на зем- ле, представлялись ожидаемые после смерти на небесах изоби- лие божественных мяса, напитков, одежды и возможности без- граничного удовлетворения плотских аппетитов. Ни в одной молитве Ра не найдется просьбы о духовных дарах или хотя бы чего-то, обозначающего необходимость божественной помощи душе. Во время больших праздников, когда жрецы несли по го- роду или селению статую бога, толпы людей шли за ними, тем самым исполняя свои религиозные обязанности, чем и приоб- ретали заслуги перу богом. Они ожидали, что в ответ на это бог даст им здоровье, силу, плодовитость и процветание. Богословы Мемфиса И хотя жители Гелиополя, как обитатели остального Египта, принимавшие вероучение и поклонявшиеся Ра, удовлетворились лишь почитанием материального бога, вышедшего из вод Нуну, во времена более ранние жречество Мемфиса придерживалось совершенно других взглядов. Благодаря копии надписи, сделан- ной с древнего образца в период правления Шабаки 1 , достаточно известно о доктринах жрецов Пта, одного из древнейших богов Мемфиса. Оценка надписи и ее содержание будут приведены ниже, и мы сможем обратить внимание на очень важные факты, содержащиеся в ней (строки 53—64) и касающиеся теологии мем- фитов. Можно подумать, что поздняя дата надписи снижает ее значение как источника информации о религии Древнего цар- ства. Но авторитетной является не сравнительно современная копия, а очень старый и сильно поврежденный оригинал, создан- ный вскоре после основания Мемфиса Менесом. Комментарии доктора Сете и выдержки из текстов времен Древнего царства делают любые сомнения относительно возраста текста несостоя- тельными. Очевидно, надпись предназначалась для того, чтобы стать важным политическим и религиозным инструментом, и 1 Ш а б а к и — нубийский царь, основатель XXV династии около 712 года до н. э. ВВЕДЕНИЕ 21 доктор Сете по праву подчеркивает ее политический подтекст. Автор имел в виду, что Мемфис должен заменить Он (Гелиополь) в качестве центра стран Дельты и Верхнего Египта, которые Менес объединил в одно царство. Трудно поверить, что его цель была чисто религиозной и что все, чего он хотел, — это свергнуть бога солнца и лишить его жречество пожертвований, хотя, конечно, дары, приносимые Ра, должны были быть весьма значительными. Фетиш Пта Богом, избранным Менесом на роль протагониста Тему или Ра из Она, был древнейший фетиш Пта, чей культ распростра- нился в районе Мемфиса. Фетиш, представлявший это божество, был выполнен в форме мумии с тесно прижатыми друг к другу ногами, и в этом виде он часто появлялся в храмах и гробницах Нового царства. Возможно, Пта — это обожествленный человек, который в период своей земной жизни был искусным рабочим по камню и металлу или инженером. Как бы то ни было, жрецы Мемфиса, несомненно выполняя задание собственного царя, ре- шили сделать Пта истоком и главой всех египетских богов. Они были хорошо знакомы с существующими в Оне мифами творе- ния, знали, как Тему или Ра вышел из Нуну и что участок земной тверди, на которую он впервые ступил, и водоем, где он впервые омыл лицо, были в Оне. Они впервые сделали Пта предшествен- ником Нуну, назвав его Пта-Нуну, а затем и предшественником Танена или Тунена, старейшего бога земли, и утверждали, что земная твердь, на которую первый раз ступил Пта-Танен, была в Мемфисе. Но только природа Пта была в корне отличной от при- роды Тему или Ра, поскольку она была духовной, а не материаль- ной. Яблонски в своем «Египетском пантеоне», опубликованном в 1750 году, указывал, что многие древние писатели считали Пта духовным существом. Веком позже к такому же заключению при- шел Лепсиус 1 . Бругш был убежден, что египетские богословы раз- вивали мысль о том, что их великий бог был духом, и называли его 1 «Пта не может идентифицироваться с Ра, а наоборот, его следует рассматривать как духовное существо, и в качестве такового в учении мемфитов он занимает место выше Ра» (пер. с нем.). Насколько я по- нимаю, доктор Сете проанализировал копию надписи Шабаки в Британ- ском музее и, вполне вероятно, на ней основал свое мнение о духовной природе Пта. Он был первым египтологом, высказавшим это мнение. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 22 «божественным первичным духом». В наши дни Сете поддерживает мнение Лепсиуса. Из текста, спасенного от забвения Ша- бакой, мы знаем, что Пта, великий и могу- щественный, имел восемь основных форм, среди которых были Пта-Нун и Пта-Танен. Значит, он существовал до Нун и Танена и был их создателем. Он создал их благодаря усилию своего сердца или ума. Таким об- разом, Пта был старейшим существом, ка- кое жрецы могли себе представить, он был Вечным сердцем или умом и создал себя сам. Мужская часть Пта породила на свет Тема, или Тему, или Ра. Она же стала ма- терью бога солнца Гелиополя. Как и Ра, Пта был отцом и матерью людей, он вооб- разил и создал богов. Тем был формой или фигурой тат Пта и был создан силой мысли, если буквально, «что пришло в сердце (или голову)» Пта. Тем, путем мастурбации и самооплодотво- рения, произвел богов Шу и Тефнут, а Пта производил на свет богов движением мыс- ли. Гор, старейший солнечный бог Египта, выступал как сердце или ум Пта, а бог му- дрости Тот — как его язык. То, что прихо- дило в сердце Пта, передавалось Тоту, ко- торый облекал это в слова, произносимые одним великим всемогущим ртом, из кото- рого вышло все, что есть, и выйдет все, что будет. Хотя Тот был богом слова, его дей- ствительная созидательная сила брала свое начало в магическом произнесении Пта, который один знал, как следует произно- сить слова с правильной интонацией. В тексте сказано: «Случилось так, что сердце и язык приоб- рели власть над всеми [другими] членами, поучая, что он (Пта) Пта из Мемфиса (до- династический пе- риод), стоящий у фе- тиша — ствола дерева Тет, которое ассоции- ровалось с идеей но- вой жизни, возрож- дения и творческой энергии. Он носит ар- хаичную пунтитскую 1 бородку, на шее сзади висит амулет менат. Он стоит на предмете, который представляет собой мерный трост- ник (канон?) для ра- бочего, а к верхней части скипетра при- креплен символ ста- бильности 1 П у н т — страна в Судане. ВВЕДЕНИЕ 23 живет, как правитель в каждом теле и как язык в ртах у всех богов, всего скота, всех рептилий и всех прочих, в то же время Пта [как сердце] думает и, [как язык], говорит то, что пожелает». Далее описываются отношения Пта и Тема: «Группа богов Пта находится перед ним как зубы и губы, [зубы] есть семя, а [губы] руки Тема. Группа богов Тема начала существовать от его семени и пальцев 1 . Но группа богов [Пта] есть зубы и губы в этих устах, которые дают имена всем вещам и из которых вышли Шу и Тефнут. Группа богов [Пта] создала зрение глаз, слух ушей, дыхание ноздрей и объявила сердцу. Именно [в сердце] появляется лю- бая мысль, а язык повторяет то, что продумало сердце. Так были созданы все боги и Тем со своей группой богов, но каждое слово бога существует посредством того, что подумало сердце и сказал язык. 1 Намек на акт мастурбации Ра. Пта-Нуну, бог великой первичной водной бездны, «отец богов». На его голове солнечный диск, вы- шедший из него, и перья более древних богов Пта-Танен, древнейший бог земли в Египте. Он носит корону Секе- ра, бога Туата Мемфиса, и держит скипетр в форме трезубца. На его троне, который опирается на ин- струмент для измерения, виден символ единства севера и юга УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 24 Так были уготовлены духи кау , и духи Хемсут , и все виды пищи и всякие приношения, посред- ством слова, которое придумало сердце и позволило достичь языка. [Добро] совершено для того, кто делает его; [зло] совершено для того, кто делает то, что ненавистно. Жизнь дана ему, кто до- волен, и смерть грешнику. Так, все виды работ, и все ремесла, и все сделанное руками, и все движения ног, и все движения членов имеют место посред- ством этого слова, которое возникает в сердце (или уме) и дано, чтобы передать языком, и дает значение всему. Он создал богов, он сотворил города, он основал номы, он поместил богов в их храмы, он учредил дары для приношений им, он основал их святилища, он придал форму их телам, в которых есть сердце, испытывающее удовлетворение, и боги вошли в тела из дерева всякого рода, из камня всякого рода, из глины всякого рода и разных других веществ, что растут на спине Пта, и при- няли эти формы». Весь Египет существовал благодаря и при посредстве Пта, и, как «Повелителя двух земель», теологи называли его «Хотепи» и «Хнеми» . Невозможно точно сказать, что эти титу- лы выражали для египтян, и они до настоящего времени остают- ся непереведенными. Сете переводил «Хотепи» как «свободный», в качестве альтернативного перевода предлагая «милостивый», «Хнеми» он связывал с идеей ликования. Вполне возможно, что эти два слова есть «красивые имена» Пта, так же как «Рахман» (милосердный) и «Рахим» (великодушный) — «красивые имена» Аллаха, как их используют арабы. Надпись Шабаки — самая важная из всех доселе обнаружен- ных египетских религиозных текстов. Она раз и навсегда устра- няет из религии древних египтян «позор» грубого материализма. Вероучения жрецов Мемфиса эпохи Древнего царства имели вы- сокий характер духа и мысли. Они имели широту и смелость, так никогда и не достигнутые религиозными теориями и гипотезами других великих жречеств Египта. Для них Пта был самосоздан- ным и самосущим духом, вечным и не имеющим начала. Он был разумом вселенной, причиной причин, чьи мысли производили любую материальную вещь или существо в небесах, на земле и под землей. Другие боги были только формами его мыслей, по- ВВЕДЕНИЕ 25 этому он был единственным богом. Свет исходил из его сердца, его влияние пронизывало природу, благодаря его дыханию жизни жили все существа. Всемогущая сила была в слове его уст 1 . Оста- ется только удивляться тому, что столь возвышенное духовное учение появилось у жрецов Мемфиса за 4000 лет до начала хри- стианской эры 2 Пта отвергнут ради Ра В первую очередь следует отметить следующее: представляет- ся крайне маловероятным, что такая возвышенная и сложная философская система, как теология Мемфиса, когда-либо смог- ла приобрести широкую популярность в Египте. Она не могла привлечь широкие слои трудящихся классов и крестьян, да и вряд ли ее понимали многие за пределами непосредственного окруже- ния жрецов. Пока власть мемфитов оставалась высшей, Пта счи- тался господином Ра. Культы старых фетишей и космических богов продолжали процветать, и неудивительно, что теология Мемфиса стала терять популярность вместе с ослаблением мате- риальной власти его царей. Люди предпочитали поклоняться оче- ловеченным фетишам, так как их свойства было легко понять, а характер и привычки походили на человеческие. Положение Пта в Египте в это время хорошо описано Яблонским в его «Пантеоне». 1 Яблонски был первым, заметившим, что подобная идея была вы- ражена в Послании к евреям, в стихе xi, где сказано, что «миры устроены словом Божьим, так что из невидимого произошло видимое». 2 Седьмой вопрос в Вестминстерском катехизисе — «Что есть Бог?». В ответе говорится, что Бог есть дух бесконечный, вечный и неизменный, в Его бытии мудрость, святость, справедливость, добро и правда. На вось- мой вопрос — «Есть ли другие боги, кроме одного?» — сказано, что есть только один живой и истинный Бог. Если бы 5500 лет тому назад жрецу Мемфиса задали бы эти же вопросы, его ответы, судя по надписи Ша- баки, были бы практически такими же. В расширенном издании Вест- минстерского катехизиса качества Бога приводятся с параллельными ссылками на Библию. Бесконечность (Исх. iii, 14, Иов. xi, 7—9, Деян. vii, 2), блаженство (1 Тим. vi, 15), совершенство (Мф. v, 48), самодоста- точность (Быт. xvii, 1), вечность (Пс. хс, 2), неизменность (Мал. iii, 6), непостижимость (1 Цар. viii, 27), вездесущность (Пс. cxxxix, 1—13), все- могущество (Откр. iv, 8), всезнание (Евр. iv, 13), мудрость (Рим. xvi, 27), святость (Ис. v, 24), справедливость (Втор. xxxiv, 4), милосердие и велико- душие (Исх. xxxiv, 6), единство (Втор. vi, 4, 1 Кор. viii, 4). Великий гимн Пта в Берлине показывает, что те же качества приписывались и ему. |