Главная страница
Навигация по странице:

  • Священные насекомые и грызуны

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...

  • МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница8 из 44
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   44
    ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...
    97
    поклонения в Оксиринхе (Бахнаса). По Страбону, египтяне по- клонялись следующим рыбам: оксирхинкус, лепидотус, латус, фаргус, силурус и др., а также крупному ракообразному, которое издавало звук, напоминающий заунывный плач
    1
    . Угрю поклоня- лись в Асне, где мумифицировали его.
    Священные насекомые и грызуны
    Шершень (?)
    Жук
    , обычно называемый скарабеем, вида Ateuchus
    Aegyptiorum. О жизни жука писали Фабр и Бадж, а о взглядах хри- стианских отцов на жука как на символ Христа — Т. Хопфнер.
    Жаба (?)
    Апшаит
    , род жука (?). См. Книгу мертвых, главу хxxiv.
    Богомол (?)
    бебаит. См. Книгу мертвых, гла- вы lxxvi, civ.
    Кузнечик
    санхему.
    Крыса или мышь
    пенну.
    Священные деревья
    Асер
    . Гроб для тела Осириса был из ствола именно этого дерева, на ветвях которого сидела птица Бену.
    Персея, ашет
    . Бог солнца ежедневно поднимался в
    Гелиополисе из этого дерева, которое охранялось яростным ко- том. См. Книгу мертвых, главу cix.
    Сикомор, нет
    . Это дерево было жилищем Нут и Хатхор.
    Олива, бект
    , жилище Гора.
    Лотос, нехебт
    . Из его цветка вышли Ра и
    Нефер-Тем.
    1
    В Британском музее можно увидеть жемчугоносные раковины, на которых начертаны царские имена (№ 15423, 20 754, 27 723 и др.).
    4 У.
    Бадж

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    98
    Многие одушевленные и неодушевленные предметы обладали и религиозной, и медицинской ценностью. Это доказано рецеп- тами, найденными в папирусе Эберса, написанном в 2000 году до н. э. Среди прочих ингредиентов лекарств мы видим шкуру, сало и когти гиппопотама, сало и экскременты крокодила, сало, шерсть, матку и экскременты кошки, кровь и рога сернобыка, кровь, сало, голову, копыта, печень, семя, зубы, яйца и экскременты осла, сало, кровь, кишки и другие органы гуся, кровь летучей мыши, оболочку жука, глаза, кровь, желчь, сало, зубы и экскре- менты свиньи, сало и яйца страуса, кровь и экскременты осы, ягоды, листья, семена и масло растений, перечисление которых заняло бы слишком много места.
    Антропоморфизация фетишей
    Когда египтяне додинастического периода начали придавать человеческий облик предметам, которым поклонялись, точно не- известно, да и причины, подтолкнувшие их к этому, не вполне ясны. Возможно, это произошло естественным путем, по мере развития религиозных идей и цивилизации. Хотя это могло про- изойти и под воздействием внешнего влияния, и если так оно и было, то влияние, безусловно, шло с востока, а не с юга (Судан) или запада (Ливия). С глубокой древности караваны с востока проходили через VIII ном Нижнего Египта в восточной Дельте в
    Апшаит, на которого напал усопший

    ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...
    99
    Гелиополис. Эти караваны привозили в Египет не только новые экзотические товары. Караванщики были, в сущности, миссио- нерами, которые несли в Египет новости цивилизаций Индии,
    Элама, Шумера, Вавилона и Сирии, что несло пользу полудико- му египтянину. Караванщики шли в Египет через Сирию и Па- лестину.
    Нет никаких сомнений в том, что перемены, произошедшие с обликом египетских богов, имели место до объединения Юж- ного и Северного Египта при фараоне Мина (Менни). Однако непонятно, почему, вместо того чтобы дать им человеческие головы, египтяне, за редким исключением, дали им лишь тела мужчин и женщин. Себек стал крокодилоголовым человеком,
    Упуату — человеком с головой волка, Анпу — человеком с го- ловой шакала, Хнему — человеком с головой барана, а Убас- тет, Сехмет
    1
    и Пахет — женщинами с головами львиц. Гор, за исключением Гора из Эдфу, имели человеческое тело с соко- линой головой. У Тота было тело человека и голова ибиса, у
    Мут — женское тело и голова грифа, а Сет, бог зла, принял облик человека с головой собаки. Бог Нила Хапи стал мужчи-
    1
    С е х м е т — первоначально исключительно кровожадная богиня суданского происхождения, но здесь она идентифицирована с ипостасью
    Хатхор, которая представляла глаз Ра.
    Ра, поднимающийся из небесного цветка лотоса

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    100
    ной с грудью женщины и пучком нильских растений на голо- ве
    . Серкет стала женщиной со скорпионом на голове, Геб — мужчиной с гусем (гусаком) на голове и т. д. Единственной богиней, изображенной лицом к смотрящему, является сирий- ская богиня Кетеш
    . Осирис, Пта и Мин изображаются в виде мумий со сдвинутыми ногами. Если речь идет о богах и богинях, ведущих свое происхождение от фетишей, они часто имеют человеческие тела, но на головах видны рисунки перво- начальных фетишей. Так, у Нут на голове емкость с водой или
    , у Нейт — солнечный глаз
    , скрещенные стрелы или челнок (?)
    Культ человекоподобных богов
    Бог Тем (Тему, Атем) всегда представлен в облике человека и с человеческой головой, и, хотя его священным животным была мангуста, он никогда не изображался с головой этого животного.
    Интересно заметить, что на рисунке ладьи солнца с божествен- ной командой Тем появляется в облике человека, в то время как
    Ра символизирует диск, Хепри — жук, Горахти — голова сокола.
    Лефебюр считает, что Тем был первым человеком среди египтян, который поверил в свою божественность, и что он был первым известным им живущим человеком-богом. Осирис был обожест- вленным мертвым человеком, но у него, как было сказано выше, имеется собственная особая форма изображения — в виде мумии.
    Лефебюр смело утверждает, что Тем был «олицетворением бога в человеческом облике», но тексты этого мнения не подтверждают.
    Сегодня мы знаем, что Тем — это имя, данное жрецами Гелио- поля богу, который создал себя и вселенную, и что это было ис- кусственное имя, примерно означающее «совершенный». Другим титулом бога было Неберджер
    , то есть вселен- ский бог.
    Не вызывает сомнений также и то, что великий бог Мемфиса
    Пта первоначально был прекрасным ремесленником, ко- торого впоследствии обожествили. Представляется также весьма вероятным, что многие местные божества были обожествленны- ми людьми.

    ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...
    101
    Идолы
    Каждый египтолог знает, что к определенным иероглифам иногда присоединяется изображение хлыста
    , пера, ножа, или же они помещены на некий объект или сооружение. Так
    , то есть шакал, лежащий на верхушке сооружения с пером в спине, или
    — шакал, лежащий на сооружении без пера.
    Животное также может находиться на подставке, как в Текстах пирамид, например
    . Также мы видим крокодила, лежа- щего на сооружении
    , или грифа на чаше или корзине с хлыстом, прикрепленным к спине
    . Другие примеры: сокол с хлыстом, прикрепленным к спине
    , змея на подставке с прикрепленным к ней пером
    , баран Хнему на подставке со своим именем . Есть еще кобра на чаше
    , лев на чаше со в задней части или лягушка на чаше
    Сете в «Истории первобытного общества» попытался обо- сновать появление хлыста, перьев и др. Он считает, что эти иероглифы в такой трактовке не предназначались для обозна- чения божественных творений, а были изображениями идолов.
    Он предполагает, что представленные существа больше не счи- тались действующими богами, а их изображения сохранены в силу религиозного консерватизма египтян. Также известны идо- лы из дерева и камня, например
    ахем.
    Тем в двойной короне, сидящий в солнечном диске в своей лодке

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    102
    Сказочные животные
    Следующие сказочные животные были найдены в гробницах династического периода:
    1. Сеферт (Sefer-T)
    . Он имел голову орла, тело льва и два крыла. Из Текстов пирамид мы знаем, что он был добрым другом мертвого царя Унаса.
    2. Седжа (Sedja) имел тело леопарда и шею змеи.
    3. Саг (Sag) имел переднюю часть тела льва, зад- нюю — лошади. У него была голова сокола, а прямой хвост заканчивался небольшим пучком, похожим на цветок лотоса.
    Он носил ошейник, имел голые бока и восемь сосков.
    4. Ша (Sha) имел квадратные уши и прямой, жесткий, похожий на стрелу хвост. Это явно охотничья собака, возможно, салюки или «восточный грейхаунд», который никогда не держит хвост в таком положении.
    5. Аммиту (Am-Mitu)
    , пожирающий мертвых, имел голову крокодила, переднюю часть тела льва, заднюю часть кро- кодила
    6. Крылатый леопард с головой человека, растущей из спины
    (виден на костяной палочке, описанной выше).
    7. Себа (Seba) — змей с двенадцатью человечески- ми головами, растущими из спины.
    8. Шемти (Shemti)
    — змей с четырьмя головами и четырьмя парами человеческих ног на каждом конце туловища.
    Упоминается в Книге врат.
    9. Бата (Bata) — змей с четырьмя человечески- ми туловищами и четырьмя парами человеческих ног на каждом конце туловища. Упоминается там же.
    10. Хепри (Khepri)
    — змей с парой человеческих ног на каждом конце туловища, ступни каждой пары ног повернуты в противоположные направления. Упоминается там же.
    В книге Амми Туат мы имеем несколько примеров крылатых и многоглавых змей, которые художник придумал для собствен- ного развлечения и чтобы добавить таинственности в текст, ко- торый писал.

    ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...
    103
    Фетиши номов
    Есть все основания утверждать, что Египет был разделен на
    «графства», которые классические авторы назвали номами еще в додинастический период. Далее приведен список номов со свои- ми священными животными и фетишами, которым, согласно текстам династического периода, в них поклонялись.
    Солнечный бог ночи в окружении пятиглавой змеи «множества ликов».
    На его голове жук Хепри, поднимающееся солнце следующего дня
    Сказочное животное Восточной пустыни (Седжа?)
    Бог магии, имя неизвестно

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    104
    Разные авторы указывают разное число номов. У Страбона их 27, у Диодора 36, а Геродот просто упоминает о разделении
    Египта на номы. По Плинию, в Фиваидах было 11 номов, в рай- оне Пелусия — 4 нома, на пути к оазису Юпитера Амона (Си- вах) — 2, в других районах — 26 номов. Таким образом, всего их было 41. В египетском списке 42 нома: 22 в Верхнем Египте и 20 в Нижнем. Следует отметить, что в зале суда Осириса судей было тоже 42, и каждый представлял ном.
    Ном обычно включал большой город и поместья, виноград- ники, плантации и др., которые являлись его окрестностями.
    Египтяне додинастического периода давали такому району на- звание хесп
    . Династические египтяне называли его таш и септ
    . Детерминатив представляет участок пахотной земли с ирригационными каналами. Первый список номов династического периода был, вероятно, составлен при Ме- несе или вскоре после окончания его правления.
    Верхний Египет
    1.
    Та-сти
    Элефантина. Его богом был
    Хнему, древний бог-баран.
    2.
    , позже
    Утес-хер
    Аполлинополь Магна (Эдфу).
    Его богом был Хербехут.
    3.
    , позже
    Нехен
    Первоначально центром был
    Иераконполь, позже стал Эйле- тиасполь (Эль-Каб). Богом пер- вого был сокол, второго — гриф.
    4.
    , позже
    Уас-т
    Фивы. Его богом был сначала
    Менту из Арманта, потом Амон.
    Знак — древний фетиш — ски- петр с перьями, чтобы пока- зать, что его культ устарел.
    5.
    Коптос
    1
    (Кифт). Древним бо- гом нома был Аахес, позд-
    1
    Попытку показать, почему два сокола стали знаком Коптоса, сделал
    Сете. Старая форма подставки

    ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...
    105
    нее идентифицировавшийся с
    Мином.
    6.
    Тентира (Дендера). Богиня но- ма Хатхор.
    7.
    , позже
    Диосполь Парва (Хив). Город называли Хет Сехему, то есть
    «дом систрума», его богиней была Хатхор.
    8.
    , позже
    Та-ур
    Абидос. Его старым богом был шакалоголовый Хенти-Амен- ти, «правитель тех, кто на за- паде». В ящике содержалась голова Осириса.
    9.
    , позже
    Хем (?)
    Панополь (Ахмим). Его богом был Мин.
    10.
    , позже
    Уадж-т
    Тебу
    1
    (Абутиг). Его парным бо- гом был Антиуи.
    11.
    , позже
    (?)
    Гипсель Ша-Сехотеп (Шатб).
    Богом был Сет.
    12.
    2
    Этот ном являлся частью Ан- теополитского нома, и его сто- лицей был Антеополь, кото- рый египтяне называли Ту-ка
    (современный Кав-эль-
    Кебир). Его богом был Гор, которого называли Анти или
    1
    О парном боге этого города по имени Антиуи или писали Бругш и Сете. Идентификация Тебу с Афродитополем представ- ляется мне неправильной.
    2
    Гора рогатой гадюки. Столицу греки называли Ну-т энт-бак (Nu-t ent-bak), «Город сокола» (Иераконполь).

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    106 13.
    Атф-хен-т
    Ликополь (Асьют)
    1
    . Его богом был Упуату.
    14.
    Атф-пехут
    Кусы (Эль-Кусия). Богиней бы- ла Хатхор.
    15.
    , позже
    УН-Т
    Хмену, греч. Гермополь (Эль-
    Ашмунен). Его богом был Тот, глава восьмерки первобытных богов.
    16.
    , позже
    Ма-хедж
    Хебну, Хибиу (Завиет-эль-Май- тин). Богом нома был Гор, по- бедивший орикса (облик Сета), он на спине животного.
    17.
    Кинополь (Эль-Кес). Богом был
    Анубис-Гор.
    18.
    , позже
    Сепа (?)
    Хиппонус. Богом нома был Ану- бис-Гор.
    19.
    Уабу-т
    Пермеджт, Оксиринх (Бахна- са). Богом нома был Сет (?)
    20.
    , позже
    Нар-т хен-т Гераклеополь (‘Анас). Его бо- гом был Хершефит.
    21.
    Нар-т пеху-т
    Нилополь. Богом нома был
    Хнему.
    22.
    , позже
    Афродитополь (Атфих). Боги- ней была Хатхор.
    Нижний Египет
    1.
    Анеб-хедж
    Меннеферт (Мемфис). Его бо- гом был Пта.
    2. или
    , позже
    Туау Сехем Летополь. Его богом был старый Гор.
    1
    Л и к о п о л ь — пограничный город на севере Верхнего Египта, возможно, имел гарнизон. Старая форма названия подсказала
    Сете термин «страж».

    ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...
    107 3.
    Нутентхап. Апис. Древним бо- гом нома был Гор, позже бо- гиней стала Хатхор, то есть
    «Дом Гора».
    Шма
    Пропосис. Его богом был Се- бек (?)
    4, 5
    , позже
    Мех
    Саис. Его богиней был Нейт.
    6.
    , позже
    Хасут Ксоис (Саха). Его бо- гом был дикий бык, позже
    Амон-Ра.
    Западный Метелис. Его богом был (?)
    7, 8
    , позже
    Восточный
    Пер-Атом (Питом). Его богом был Тем.
    9.
    , позже
    Андж-ти
    Перасар. Бусирис. Его древ- ним богом был Анджти, поз- же Осирис.
    10.
    , позже
    Кам-ур Атрибис (возле Бана). Его древ- ним богом был «Великий чер- ный бык», позже стал Гор Хен- ти Хети.
    11.
    (позд. форма) Хесебу... Кинополь. Его древним богом был бык.
    12.
    ТЕБ-НЕТЕР
    Себеннит. Его древним богом был «Божественный теленок», позже — Анхер (Анурис) и львиноголовая богиня Мехит.
    13.
    (позд форма) Хек-андж Ану, Он, Гелиополь. Его позд- ним богом был Ра.
    14.
    , позже
    Зоан, Танис. Его богом был
    Гор.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    108 15.
    Гермополь Парва. Его богом был Тот.
    16.
    Мендес. Его древней богиней была Хатмехит, позже здесь ста- ли поклоняться великому богу города, барану, господину Тету,
    Банебтет, отсюда и название
    Мендес.
    17.
    Бехут-т
    Диосполь Парва, Даманхур. Бо- гом нома был Гор.
    18.
    Аму-хент
    Бубастис (Телль-Баста). Его богиней в более поздние вре- мена была Баст или Убаст — женщина с головой кошки.
    19.
    Аму-пеху
    1
    Танис, позже Пелусий. В бо- лее поздние времена его бо- гиней была Уаджит.
    20.
    Арабия. Современный Сафт- эль-Хинна, по-египетски «Дом дерева Небес». Это предпола- гает, что первоначально богом этого района был бог дерева.
    В династические времена бо- гом стал Септу.
    Первые формы знаков, или эмблем номов, приведенных выше, взяты из Текстов пирамид, опубликованных под редакцией Сете.
    Они были официальными знаками, признанными жречеством
    Гелиополиса в период V и VI династий. Не следует считать, что эмблемы изначально были именно такими, какие существовали в додинастический период, поскольку существуют многочислен- ные свидетельства, опровергающие это утверждение. Религия египтян додинастического периода и в Дельте, и в Верхнем Егип-
    1
    XVIII и XIX номы первоначально были одним, и XIX составлял са- мую старую его часть. Царственный ребенок на знаке, которого звали
    Имти, был богом Амта, городом, развалины которого были найдены в
    Телль-Набше, недалеко от Таниса.

    МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ
    109
    те прошла много фаз, которые не могли проследить даже егип- тяне династического периода, а мы, даже обладая весьма обшир- ными знаниями, можем только догадываться. На них были в основном животные — бык, корова, теленок, голова коровы, лев и львица, леопард, зверь Сет, волк, собака, кошка, заяц, орикс, шакал, крокодил. Легко понять, почему культ животных был так дорог сердцу египтян вплоть до римского периода. Культ сокола был всеобщим и определенно является одним из старейших еги- петских культов.
    III
    МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ.
    МАГИЧЕСКИЕ РИТУАЛЫ И ЗАКЛИНАНИЯ.
    ЧАРОДЕЙ, ЕГО ВЛАСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Царь IX (?) династии Хети написал книгу настав- лений, точнее, религиозных и моральных поучений для своего сына фараона Мерикара
    . Ее копия, сделанная во вре- мя правления XIX династии, дошла до нас. В этом тексте царь перечисляет великие вещи, которые Бог, символом которого для него был Ра из Гелиополя, сделал для людей, в том числе указы- вает: «Он создал для них хекау, чтобы бороться против (или да- вать отпор) силы неблагоприятных явлений и видений (или снов) ночью, так же как и днем»
    1
    . Слово хекау связано с хека
    2
    , что, по общему мнению египтологов, переводится как «магия».
    Хекау из нашего текста, возможно, переводится как «чародей», потому что заклинания, магические формулы, заговоры, «слова силы» и т. д. назывались хекау или
    . В тексте значительно более позднего периода говорится о Хека — боге,
    1 2
    Коптское означает «заниматься магией»,

    «дающий магические препараты».

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    110
    созданном богом солнца Ра во время, когда еще ничего не было, таким образом, он был ровесником Ра. Согласно этому утверж- дению, египтяне верили, что Хека, или магия, старше, чем рели- гия. Конечно, можно сомневаться, является ли «магия» правиль- ным переводом слова хека, поскольку мы никогда не сможем вполне определенно узнать, какое именно понятие египтяне того или иного периода придавали тому или иному слову. Возможно, используя его, они и сами не знали точного его значения. Но в целом можно считать, что «магия» является вполне приемлемым переводом слова хека, что подтверждается саидской версией коптского перевода Деяний апостолов. В греческом тексте опи- сывается колдун Симон; и это представлено в папирусе Кодекс
    Восточный (Codex Oriental), эквивалентом
    «он ис- пользовал хека». В стихе 11 о его магических действиях говорит- ся как о
    , в коптском варианте
    Таким образом, перевод хека как «магия», относится к III веку н. э., правда, являются ли магические формулы и ритуальные акты Симона персидскими или египетскими, не ясно.
    Но что же такое египетская магия и каково ее отношение к египетским религиям? Уверенный ответ на этот вопрос дать очень сложно, поскольку египтологи, как и антропологи, при- держиваются разных точек зрения по этому вопросу, зачастую противоречащих друг другу. Ранние египтологи не утруждали себя размышлениями на этот счет, и магия даже не упоминает- ся в указателе к последнему изданию «Древних египтян» Уил- кинсона, вышедшему в 1878 году в Лондоне. Бругш был уверен, что египетские магические тексты не имеют ценности для егип- тологии, а только дают информацию для ученых, занимающих- ся египетской письменностью и языком. В своей «Религии и мифологии», Лейпциг, 1988 год, он даже не обсуждает вопросы магии.
    Эрман в своей «Египетской религии» пишет: «Магия — это варварский отросток религии и попытка повлиять на силы, управ- ляющие судьбами человечества». Он не считает целесообразным рассматривать религиозные обряды и церемонии египтян как ма- гические: таким образом, по мнению этого ученого, религия стар- ше магии, но доказательств этому утверждению пока нет. Виде- манн считал, что влиятельной была магия, которая регулировала обычные отношения высших существ и людей. Она давала движе- ние и силу людям, умершим, богам. Настоящим хозяином мира был чародей, который знал магические формулы, которым долж-

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   44


    написать администратору сайта