Главная страница
Навигация по странице:

  • МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница10 из 44
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   44
    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    120
    палками и унесли обратно в Эфиопию, уложившись в шесть ча- сов. На следующее утро наместник собрал своих придворных и показал израненную спину. Увидев эту картину, придворные за- кричали от ужаса. Наместник послал за главным колдуном, ко- торого тоже звали Хор, проклял его именем Амона, быка Мероэ, и повелел избавить его от дальнейшего позора и страданий в ру- ках египетских колдунов. Хор поспешно приготовил амулеты, надел их на наместника и защитил его.
    Нехтнебф (Нектанеб), последний туземный царь Египта, тоже был умелым колдуном и мог предсказывать будущее. В разных ситуациях он лепил восковые фигуры своих моряков и кораблей, солдат и лошадей, а также кораблей и их команд, кавалеристов и их коней, персов и других врагов Египта. Обычно египетские мо- ряки топили корабли противников, на суше египтяне побеждали своих врагов, и Нектанеб некоторое время правил спокойно. Но пришел день, когда разведчики донесли о приближении к Егип- ту огромных армий многих враждебных народов, и Нектанеб ис- пугался. Он удалился в свое потайное убежище во дворце, достал принадлежности для магии — воск, эбеновый посох и т. д. Он сделал модели своих кораблей и кораблей противника и поместил их в сосуд с водой. Корабли противника потопили его корабли, а солдаты противника разбили его солдат. Так боги дали ему по- нять, что время его правления подошло к концу. Без особой суе- ты царь собрал все сокровища, на которые сумел наложить руку, и сбежал из Египта в Македонию, где обосновался в качестве предсказателя будущего и практикующего чародея. Рассказ о его дальнейших приключениях приводится в греческом тексте псевдо-
    Каллисфена.
    Примитивный чародей использовал хека, или магическую силу, при каждом удобном случае, не слишком задумываясь о соображе- ниях здравого смысла. Его главной целью была защита себя, своих женщин и своих животных от болезней и смерти, перенаправив все катастрофы, разрушения и смерть на своих врагов. В дина- стические времена чародей стремился получить хорошие резуль- таты, совершив определенные действия посредством произнесе- ния определенных заклинаний. По особым случаям он очищал себя строжайшими постами и ритуальными омовениями, а также облачался строго определенным образом, надевая пояс, ленту или повязку, шкуру животного, чаще всего леопарда, что, как счита- лось, способствовало его общению с обитателями мира духов и добавляло ему могущества.

    МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ
    121
    Маг иногда принимал облик, характер и имя некоего бога, или сверхъестественного существа, имея целью заставить неодушев- ленные предметы повиноваться его воле или вселить страх в ду- хов зла. В текстах мы нередко встречаем упоминание о каком-то чародее или жреце, воскликнувшем: «Я — Тот!», «Я — Ра», «Я —
    Огонь, сын Огня» и т. д. Часто он призывает богов помочь ему и сообщает им, что, если они пойдут навстречу, приношения им значительно возрастут, так же как и их собственное могущество.
    Ну а если нет, им же будет хуже. Возлияния прекратятся, потому что Нил иссякнет, солнце, луна и звезды потускнеют, земля будет уничтожена, да и с небесами будет покончено. И чародей, и жрец требовали немедленного и безоговорочного подчинения со сто- роны всех живых существ и неодушевленных предметов, потому что они являлись обладателями «великих и ужасных имен», а по- скольку имя личности есть сама личность и название вещи есть сама вещь, владельцы великих и ужасных имен были их вассала- ми. Как мы видели раньше, имя бога создавало хека, которой он жил. А так как боги в определенное время выполняли ритуалы
    хека и произносили свои имена, тем самым достигая чудесных результатов, чародей считал, что, повторяя эти ритуалы и эти имена, он получит и те же результаты. Эта идея лежит в основе всех форм симпатической магии.
    Чародей осуществлял свое могущество на расстоянии, исполь- зуя амулеты самых разнообразных форм, а также с помощью фи- гурок людей, животных и т. д. Считалось, что некоторые камни содержат хека, им чародей передавал часть собственной магиче- ской силы через прикосновение, произнесение заклинаний или написание заклинаний на них. Так, в Книге мертвых говорится о моделях священного скарабея — scarabaeus sacer, жука-голиафа и сердцах из различных видов камней, — причем каждый имел свою магическую формулу, — подголовнике, уджате или глазе Ра,
    Тет (Дед), Тьет, скипетре уадж и т. д. Некоторые из них привя- зывались на шеи мумий. В династические времена изготавливали
    шабти — фигуру бородатой мумии. На ней писали заклинания, которые должны были заставить ее работать на усопшего в под- земном мире. Занимали ли они место жертвы, убитой во время погребальных убийств (текену), — неизвестно. Фигуры предста- вителей четырех столбов Гора
    1
    , четыре глиняных лотка, и четыре горящих факела, и четыре глиняных кирпича, имели особое зна-
    1
    Их имена следовало писать на их плечах.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    122
    чение в одной религиозной церемонии, описанной в абзаце гла- вы cxxxvii А, речь в которой шла о действиях, имеющих целью сделать усопшего равным Осирису. Ни один человек не мог при- сутствовать на церемонии, за исключением отца или сына чаро- дея или жреца, в то время как жрец должен был быть чист телом, пройдя через церемониальное очищение. Несколько дней перед церемонией он держал пост. Ритуал был очень древним, как за- клинания, появившиеся еще во времена Зуфу (Хеопса), сын ко- торого Хертатаф нашел их записанными на папирусе, спрятанном в ящике в храме богини Уннут в Гермополе — городе Тота. Па- пирус был написан собственноручно Тотом.
    Фигуры животных и людей играли важную роль в религиозной магии и в том, что мы называем черной магией. При XVIII дина- стии и в более поздние времена египтяне верили, что воинство инфернальных существ заполонило восточный небосвод, чтобы помешать солнцу взойти. Главу их звали Апоп, или Апопи, и в
    Книге врат он изображается ужасным крокодилом. В эпоху Древ- него и Среднего царств он занимал место, принадлежавшее Сету, и, как считалось, вызвал громы и молнии, ураганы и штормы, песчаные бури, ливни, затмения, туманы и мрак. Чтобы предотвра- тить наступление подобных катаклизмов, жрецы делали большие фигуры крокодилов, которые периодически сжигали в великом храме Амона-Ра в Фивах. Брали воскового крокодила с вырезан- ным на спине именем и наносили ему глубокие раны, разбивали голову, перебивали позвоночник, отрезали конечности, короче, фигуру полностью уничтожали. Затем разжигали огонь и останки воскового крокодила бросали в пламя, мужчины оскверняли их мочой и растаптывали в пыль левой ногой. А тем временем жрец призывал проклятия на крокодила. Ритуал повторяли в любое время, когда на ясном небе, днем или ночью, появлялось нечто несущее угрозу, в чем можно было углядеть козни Апопа.
    Использование фигурок в черной магии обычно называют en- voûtement, что означает следующее: из воска, глины или другой субстанции изготавливается фигура, при этом лицо (лат. in+vultus) и облик должны быть отображены как можно точнее, причем следует учесть и другие особенности. Цель — после выполнения над ней определенных враждебных ритуалов заставить личность, которую представляет фигура, испытать всю ту боль и унижение, которые чародей навлекает на восковую фигуру. Издеваясь над восковой фигурой, колдун повторяет магические заклинания, которые, по его разумению, переносят боль и страдания на чело-

    МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ
    123
    века, где бы он ни был. Но envoûtement можно выполнять как и со злой, так и с доброй целью. Древнейший пример использова- ния восковых фигур со злым умыслом приведен в Туринском папирусе. Несколько придворных Рамзеса III использовали кол- дуна по имени Хуи, чтобы тот изготовил восковые фигуры царя и его приближенных и написал на них имена и соответствующие заклинания. Фигуры должны были быть тайно принесены во дво- рец, чтобы их злое влияние причинило боль и в конце концов
    Гигантский змей Апоп и его союзник — крокодил Сешсеш ждут, чтобы помешать восходу бога солнца на рассвете. На них нападают абебутиу — «гарпунеры» Ра, им помогает
    , древний бог с ушами осла, и ряд богинь, выполняющих магические действия с помощью канатов. Монстры оказываются на некоторое время обез- движены, и солнце встает, но на следующее утро все повторяется снова
    Апоп, прикованный к земле Гебом, богом земли, и его сонмом богов

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    124
    убило царя. Заговор был раскрыт, главари обвинены в государ- ственной измене. Сорок мужчин и шесть женщин были казнены, несколько высокопоставленных заговорщиков были вынуждены совершить самоубийство. Много интересных примеров исполь- зования магических фигур в наше время можно найти в книге
    Элворти «Дурной глаз», Лондон, 1895. Об их использовании у евреев писал Гастер в статье «Меч Моисея».
    Колдун мог проявить свои магические силы посредством за- клинаний и магических формул, написанных на папирусе или полотне. Сравните рисунки двух ладей Ра (Книга мертвых, глава cxxx), изображения богов Великой эннеады (глава cxxxiv), Джад- жау (главы cxliv и cxlviii), богов ветров (глава clxi), а также озна- комьтесь с главами clxii, clxiii, clxiv и др. Защитные силы могли быть переданы большим и маленьким каменным монументам, примеры — так называемый киппи Гора и великая стела Меттер- ниха (см. далее). Кроме драмы странствий Исиды по Дельте, на- писанной на этой стеле, на ней вырезаны сотни фигурок богов, виньетки с магическими сценами и магическими амулетами.
    Среди атрибутов чародея был эбеновый жезл. Нектанеб, царь- чародей, тоже использовал такой, занимаясь магией, и по пре- данию, колдуны, стоявшие вместе с Моисеем перед фараоном, также имели их. Жезл Моисея не только принес победу израиль- тянам, но также выполнял функции лозы — когда им ударяли по камню, из него начинала течь вода. Шумерский бог Нингишзи- да, сын Ниназу, очень умелый знахарь, тоже имел жезл власти и силы.
    Сила и влияние целителя были наиболее очевидны для людей, когда целитель действовал как настоящий врач. Пациент полага- ет, что тот обладает полными знаниями о медицине и лекарствах, но эффективность их действия на человеческий организм обес- печена чарами мага. В течение многих веков магия, религия и целительство были тесно связаны, и один и тот же человек, как правило, являлся чародеем, теологом и целителем. Любой чело- век мог выполнить магические обряды и проговаривать заклина- ния, но только на человека ученого можно положиться и ожидать от него результата. Чем больше ученость, тем сильнее магия. Ког- да Рамзес II (?) захотел отправить в Бехтен чародея-жреца, чтобы тот изгнал дьявола из сестры его жены, он собрал своих придвор- ных и велел отыскать не только рехи-хета
    , то есть того, кто знает вещи (магические), но жреца, который умен, чьи

    МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ
    125
    пальцы тренированы в письме и манипуляциях с магическими инструментами
    , и к тому же име- ет отношение (или является писцом) к «Дому жизни»
    1
    . Ученый чародей-жрец знал, как выбрать наиболее под- ходящий для этого действия день и час, ориентировался по рас- положению определенных небесных тел. Он знал, каким тоном следует говорить, когда умолять духов или богов, а когда и гро- зить им. Он также знал, следует ли произносить заклинание че- тыре раза или семь. Четыре и семь — магические числа, часто встречающиеся в религиозных и магических текстах. Так, мы имеем четыре алтаря, четыре лампады или горящих факела, че- тыре места рождения в Абидосе, четыре двери небес, четыре руля, четыре сосуда с кровью, четыре глиняных кирпича, четыре стол- ба или четверых сыновей Гора, четырех духов, четверых прослав- ленных богов, четыре стороны света и т. д. Примеры числа семь: семь Хатхор, семь Арити, семь коров и их бык, семь богов озера огня, семь душ Ра, семиглавый змей, семьдесят семь богов, семь- десят глаз, семьдесят ушей и два и сорок (то есть 6 × 7) «совет- ников» в зале суда.
    И без слов ясно, что занятие чародейством, религиозным или нет, должно было привлечь множество жуликов и шарлатанов.
    Ритуальные церемонии таких личностей были всего лишь слабой копией обрядов, проводимых херихебом, а их заклинания, как следует из Магического папируса Гарриса, были всего лишь бес- смысленным набором слов. Такие люди дискредитировали рабо- ту чародеев, так что их деятельность запрещали священнослу- жители и проклинали невежды. Херихеб и его приближенные считали свою профессию исключительно важной для человече- ства. А тот факт, что они превращали древние ритуалы и закли- нания в составные части религиозных культов, доказывает, что они стремились отнять магию у шарлатанов и закрепить за ней место религиозной науки. Они считали, что глубокая древность магии дает на это право. Благосклонность богов и их помощь могла быть получена только ведением аскетического образа жиз- ни и соблюдением церемониальной чистоты. Херихеб и его по- мощники также должны были быть очищены не только от гре- ховных деяний, но и от любой скверны. Наилучших результатов
    1
    При этом правитель Бехнета просил только рехи-хета, см. Бехтен- скую стелу.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    126
    мог добиться тот, у кого чистый ум живет в чистом теле. Даже жрицы, певшие песни Осирису, не допускались к богослужению, пока с их тел не были удалены все волосы. Также все предметы, использовавшиеся в ритуалах, должны были быть новыми и чи- стыми: папирус, вода, земля, металл и т. д.
    По мере духовного становления египтян значение магии, при- меняемой не для религиозных целей, стало уменьшаться, так что в погребальных папирусах персидского периода и эпохи Птоле- меев старые заклинания отсутствуют. Сохранились фрагменты главы cxxv и виньетка, иллюстрирующая взвешивание сердец перед Осирисом, иногда добавляли также текст старого гимна.
    Многие погребальные папирусы этих периодов содержат копии текстов, которые, хотя и носят похоронный характер, совершенно отличаются от текстов Книги мертвых, например, Книга дыха- ния, книга «Да процветет имя мое», Книга прохождения вечности и др. Но нет никаких свидетельств того, что магия, используемая в повседневной жизни, вообще прекратила свое существование.
    Несомненно, значительная ее часть была усвоена гностиками, теми, кто занимался кабалистикой, и египтянами, принявшими христианство.
    Тексты пирамид (в редакции Масперо и Сете) содержат мно- жество заклинаний, как магических, так и религиозных, которые использовались в эпоху Древнего царства. Те, что были в ходу в эпоху Среднего царства, написаны на огромном прямоугольном саркофаге из местности Эль-Баша и в некоторых других местах
    (см. «Гроб Амаму» под редакцией Берча и др. тексты). Большое число религиозных заклинаний, касающихся исполнения об- рядовых действий, найдено в фиванской Книге мертвых (ред.
    Бадж). Другой весьма интересный свод заклинаний и заговор приведен в Магическом папирусе Гарриса, опубликованном в работе Баджа «Иератические тексты Британского музея». О еги- петской магии много писал Ф. Лекса. Об отношении коптов к древнеегипетской магии египтян, обращенных в христианство, писал доктор М. Кропп в книге «Избранные коптские магические тексты». Описание египетской магии всех периодов дал Гардинер в Энциклопедии Гастингса. Доктор Т. Хопфнер пролил свет на греко-египетскую магию в труде «Открытия греко-египетской магии». Это очень ценная книга, но ее следует переиздать, ввиду большой ширины листа и мелкого шрифта ее неудобно читать.
    Доктор Хопфнер также опубликовал множество интересных ста- тей о греческой магии.

    «Верховный бог» чародея принимал различные облики. Предпола- галось, что он включал в себя силы и лики основных древних кос- мических богов, ему приписывались возможности всех богов неба, земли и Туата. Все великие тифонианские животные заключены в овал, образованный телом змеи, на котором он стоит. Рисунок № 1
    воспроизведен Хопфнером с экспоната Лейденского музея, а № 2 — с глиняного амулета, изображенного фон Биссингом в «Культах древ- них египтян».
    № 1

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    128
    Далее приведены примеры заклинаний:
    1. Возвращайся обратно, ты, крокодил-враг Мака, сын Сета!
    Ты не должен бить своим хвостом, ты не должен хватать до- бычу своими лапами, и ты не должен открывать свой рот!
    Вода обратится в огонь перед тобой.
    Сияние семидесяти семи богов в твоих глазах.
    Ты крепко скован в кольцах змеи Наит, великой супруги бога
    Сара (?).
    Ты крепко скован четырьмя оковами из металла с юга, ко- торые на носу божественной ладьи Ра. Слава!
    Стой спокойно ты, крокодил Мака, сын Сета! Бойся меня!
    Я Амон, бык своей матери.
    Специальные правила: напишите эти слова на фигуре бога Амо- на, имеющего четыре лица на одной шее. Фигура должна быть изображена на глине, крокодил — под ее ногами, восемь богов
    Гермополя должны находиться справа и слева, чтобы вознести ему хвалы.
    2. Водное волшебство... настоящее таинство Дома жизни.
    «Яйцо воды, которая пролита на землю. Единственный сущий из восьми богов Хнему (Гермополя), повелитель небес, повели-
    № 2

    МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ
    129
    тель Туата, житель гнезда, глава Мерджесджес. Я вышел с тобой из воды. Я поднялся с тобой из божественного гнезда. Я бог Мену из Коптоса».
    Специальные правила: это заклинание следует читать над яйцом из навоза, которое должно быть в руке человека, стоящего на носу ладьи. Если что-то покажется на поверхности, бросьте яйцо в воду.
    3. «Я избранный за миллионы лет, тот, кто пришел из Туата, чье имя неизвестно. Если его божественное имя будет написано на берегу реки, она смоет его, если на земле — вырвется огонь.
    Я бог Шу в облике Ра. Я пребываю в глазу своего отца. Если то, что на воде откроет свой рот или сотворит насилие своими ру- ками, я заставлю землю упасть в воду. Юг станет севером, и земля тоже».
    Специальные правила: прочитайте это четыре раза и [дайте] в руку человека изображение уджата (глаза Ра) с фигурой бога Ан- хера в нем.
    4. «Приди ко мне, о образ бога миллионов лет. Я ветер, солн- це, единственный. Я был скрыт вчера, и я родился сегодня. Кто знает его имя, будет как он, который имеет семьдесят семь глаз, данных ему, и как он, который имеет семьдесят семь ушей, дан- ных ему. Приди ко мне! Пусть мой голос будет услышан, как голос
    Великого гоготуна (то есть земного гуся, отложившего космиче- ское яйцо) ночью. Я принц Бах (то есть бог паводка), я принц
    Бах». [Повторите это четыре раза.]
    Магические имена, используемые в магии (из папируса Гарриса в Британском музее):
    1, 2. Атир-Атисау. Атиркаха-Атисау.
    3, 4. Смауиматему-Атисау. Смаутанемуи-Атисау.
    5. Смаут-Текаиу-Атисау.
    6. Смаут-Тека-Баиу-Атисау.
    7. Смаут-Джакараджа-Атисау.
    1. Тауархаса-Кина-Хама.
    2, 3. Сеннфет-Та. (Батхетет).
    4, 5. Сатитауи. Анрахакатха-Сатитауи.
    6. Хаубаирхуру (?).
    7. Хаари.
    5 У.
    Бадж

    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   44


    написать администратору сайта