Главная страница
Навигация по странице:

  • ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница12 из 44
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   44
    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    140
    Теологическая система Гелиополя, города солнца
    Географическое положение Ану
    , или Гелиополя, сделало его в додинастический период самым важным городом Египта.
    Он являлся конечной точкой многих караванных путей с востока, северо-востока и юго-востока, а также начальным пунктом кара- ванных маршрутов, отправлявшихся в Ливию, Нубию и дальше на юг. Его храмы процветали, благодаря богатым дарам купцов и путешественников. Это был крупный торговый центр, и люди самых разных национальностей собирались там для заключения сделок, на его торговых площадях говорили на множестве языков.
    Кроме того, его значение как религиозного центра было столь велико, что учение его жречества повлияло, если не полностью подчинило себе, религиозные верования всех египтян, и это про- должалось почти до конца династического периода. В Гелиополе был колодец, который считался святым: предание гласило, что бог солнца, когда в первый раз появился на этой земле, омыл в нем свое лицо
    1
    . Утверждали, что первый клочок земли среди первобытных вод тоже был в Гелиополе. Еще более важной для жителей Гелиополя была вера в то, что «Нил севера» появился именно в этом городе
    2
    или, по крайней мере, в находящемся по соседству городе Хериаха
    , который стоял на вос- точном берегу Нила, вероятнее всего между арабскими столица- ми Каиром и Фустатом. Название Хериаха означает «город, где было сражение», при этом имеется в виду сражение между Гором и Сетом. Греки называли этот город Вавилоном, потому что его египетское название — П(ер)-Хапу-Лон, то есть «Дом Нила Она», напоминает звучанием название Вавилона в Месопотамии (так утверждает Сете в «Истории первобытного общества»). Где-то в городе Хериаха стоял храм Хапи (Нила)
    , который греки называли Нилополь. Здесь должна была существовать лест- ница или стена, с помощью которой измерялся ежегодный подъ- ем Нила. Вероятно, именно на это сооружение есть ссылка в па-
    1
    Христианское предание гласит, что Святая Дева Мария постирала одежду Господа нашего в водах этого колодца. Арабы называют его «Ко- лодец солнца».
    2
    «Нил юга» возник на Элефантине.

    ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ
    141
    пирусе Ну (Книга мертвых, глава cxlix), где мы читаем: «Хапи приходит с [его] водами, он стоит (или поднимается) у той на- сыпи (?) Хериаха»
    Жречество Гелиополя было самым богатым, влиятельным и могущественным теократическим органом Египта, с глубокой древности занимавшимся классификацией богов. Однако по- нять их систематизацию довольно сложно, нам она представля- ется искусственной и непоследовательной. Они разделили богов на три группы, по девять богов в каждой, Песдж Нетеру
    , или
    =
    =
    . Так или иначе, мы имеем, как указано в Текстах пирамид:
    Великую девятку и
    Малую девятку
    Эти две девятки изображаются

    «великие и могущественные дважды девять богов» в соедине- нии с душами Гелиополя. Далее сказано, что, когда мертвый царь стал Нау, быком девяти богов, и проглотил семь кобр на семи шеях, он отдавал приказы своим семи, и трижды девять богов слушали его прика- зы и подчинялись ему.
    Согласно тем же Текстам пирамид эннеада, или девятка, мог- ла включать больше девяти богов, так:
    1. Тем.
    2. Шу.
    3. Тефнут.
    4. Геб.
    5. Нут.
    6. Исида.
    7. Сет.
    8. Нефтида.
    9. Тот.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    142 10. Гор.
    11. Великая девятка.
    12. Малая девятка.
    13. Рат.
    В другую девятку входили:
    1. Живущий в Оне.
    2. Живущий в Анджете.
    3. Живущий в Хет Серк Ка-Хотеп.
    4. Живущий в Сех-Нетер (?), живущий в Капе.
    5. Живущий в Хедж-Пар.
    6. Живущий в Сахе (Осирис).
    7. Живущий в Теп.
    8. Живущий в Хетт-Ур-Ка.
    9. Живущий в Уну юга.
    10. Живущий в Уну севера.
    Еще один вариант девятки:
    1. Тем.
    2. Шу.
    3. Тефнут.
    4. Геб.
    5. Нут.
    6. Осирис.
    7. Осирис Хенти-Аменти.
    8. Сет из Омобоса.
    9. Гор из Эдфу.
    10. Ра.
    11. Хенти Арити.
    12. Гор.
    13. Уаджат
    1
    Согласно Текстам пирамид, каноническая Великая девятка
    Гелиополя включала следующих богов:
    1. Тем
    2. Шу
    3. Тефнут
    1
    В папирусе Солт (Британский музей Солт 825, или 10051) в девят- ку входят: Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Гор, Исида, Нефтида.

    ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ
    143 4. Геб
    5. Нут .
    6. Осирис
    7. Исида
    8. Сет
    9. Нефтида
    Мы уже видели, что создавший себя бог был двуполым, и, надо полагать, его отпрыски были такими же. Девятка стала со- обществом космических богов, а именно Тем, Шу и его женский аналог — тепло, свет и влага, Геб и его женский аналог, земля и небо, Осирис и его женский аналог, семя жизни и произрастание,
    Сет и его женский аналог, мрак и разрушение. Если мы предпо- ложим, что Осирис и Исида, Сет и Нефтида — отдельные боже- ства, тогда трудно понять, почему они сгруппированы вместе с пятью космическими богами. Вопрос еще более усложняется, когда разные виды мифов об Осирисе повествуют нам, что Оси- рис произвел на свет Анубиса, своего сына от Нефтиды, которую он перепутал со своей женой Исидой, и что Осирис уже после смерти произвел на свет сына от Исиды. Когда жрецы Гелиопо- лиса формулировали свою теологическую систему, поклонение богу-соколу, старому Гору, и поклонение Осирису, то есть тому, кто воскрес из мертвых с помощью магии, были обычными в
    Дельте, не говоря уже о культе Нейт в Сисе (западная Дельта) и культе Убаст, или Сехмет, в восточной Дельте. И в регионе, где позднее был построен Мемфис, должна была существовать какая- то форма поклонения фетишу или человеку Пта. Судя по Текстам пирамид, жрецы Гелиополиса много позаимствовали из религи- озных верований египтян додинастического периода, причем не- которые из них они понимали или интерпретировали неправиль- но. Их власть основывалась прежде всего на богатстве и большом политическом значении, а не на религиозном учении. Культ Ра основывался на культе Гора и был абсолютно материалистиче- ским по характеру. Он был принят высшей знатью и официаль- ными лицами, но еще задолго до падения Древнего царства его ощутимо потеснил культ Осириса. И хотя жрецы Ра сумели воз- вести на престол трех сыновей жреца Ра Сахабу, они, как и позже

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    144
    жрецы Амона в Фивах, не смогли удержаться на захваченных ими позициях.
    Тем, старый солнечный бог, был, как утверждалось, сыном
    Нуну, то есть первичного хаоса; его более низкое по сравнению с Ра положение было утверждено жреца- ми Гелиополя, которые имя своего бога Ра стали прилагать к его имени, именуя его
    Ра-Тем. Имя Тем, вероятно, связано с темм
    — «быть совершенным». Он был обликом заходящего солнца и изображался в виде человека с двойной короной на го- лове, держащего скипетр — символ царской власти и знак «жизни» анх . Этот знак, обыч- ной называемый crux ansata, по моему мнению, представляет один или больше репродуктив- ных органов только Исиды, потому что ге- ниталии Осириса представлены знаком .
    Шу
     у греков, был, в свою очередь, природной силой, космическим богом, царем и теологической абстракцией. Он был светом солнца, теплом, сухостью и воздухом. Он изобража- ется с одним или несколькими перьями на голове. Он и Теф- нут часто изображались львом и львицей. Шу поддерживал не- беса, и на многих изображениях он показан преклонившим колени с поднятыми руками, поддерживающими небо с солн- цем на нем. Четыре столба небес
    — один из его символов.
    Центром культа Шу и Тефнут был город Хериаха, который рас- полагался между Гелиополем и Вавилоном (Фустатом). Их свя- тилище Менсет разделялось на две части: Шу жил в верхнем Менсете, а Тефнут в нижнем. Греки знали священное поселение как Леонтополь. Слезы Шу и Тефнут, которые, как говорили, лились в изобилии, падая на землю, превращались в растения, содержащие ладан. Из этих растений христиане вы- жимали масло, которое входило в
    . Копты использовали его в церемониях посвящения. Легенда о правлении Шу изло- жена во второй части настоящей книги.
    Тефнут
    , женский двойник Шу, была влагой и влаж- ным производительным теплом небес, а также, по заявлению не-
    Мангуста-бог, форма
    Сета, который, как считали, воплотился в мангусту

    ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ
    145
    которых ученых, дождем и облаками. Но могла существовать и другая богиня с таким же именем, потому что в тексте Унаса мы имеем бога по имени Тефен и богиню Тефент
    . Как солнечная богиня она носила на голове диск с коброй
    . Мы уже знаем, что у солнечного бога была драма, связанная с его глазом, и тексты более позднего времени повествуют, что глаз покинул его и отправился в Нубию, где принял облик дикой львицы или рыси. Когда бог услышал об этом, он направил нубийского бога
    Ари-Хемс-Нефера, форму Шу, и Тота, чтобы вернуть глаз. Они приняли облик павианов и очень скоро обнаружили глаз в Буге- ме, возле горы Восходящего солнца, где родился Осирис. Тот применил к глазу свои магические силы, вернул его солнечному богу и поместил на прежнее место на его лице. Павианы возли- ковали, и они, вместе с остальными павианами, ежедневно при- ветствуют солнце на рассвете. Они изображены на виньетке к главе xv Книги мертвых. Старейшую египетскую троицу образо- вали бог солнца, бог земли Геб и богиня неба Нут. Ее, вероятно, вытеснили жрецы Гелиополя, заменив ее своей троицей — сол- нечный бог, Шу и Тефнут. В любом случае восстановление Тотом глаза богу солнца, вероятно, относится к восстановлению некой религиозной догмы или верования.
    Геб, или Гебеб
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
     у греков, был божеством земли, который породил Осириса, царя Северно- го (Нижнего) Египта и Сета, царя Южного (Верхнего) Египта.
    Земля образовала его тело. Его женским двойником была Нут
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    , богиня неба. Будучи двуполым богом, Геб породил великое яйцо, из которого вышло солнце в облике феникса
    1
    (по Геродоту). Его называют Великим
    Гоготуном, и он гоготал
    , прежде чем отложил яйцо (Книга мертвых, главы liv—lix). В ритуальном тексте, обнару- женном в пирамидах, сказано, что Геб приносил царские дары
    , а не царь.
    С древнейших времен Геба называли титулом, который не давали ни одному другому божеству, а именно Эрпат Нетеру
    , или Эрпат всех богов
    1
    Имеется в виду птица Бену.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    146
    В Текстах пирамид мы имеем:
    Геб, мудрые уста, Эрпат богов
    Храм Геба был в Бата в Гелиополе, где дары прино- сились в виде мотыг. Храм Нут назывался Хетшенат
    , его местонахождение неизвестно. Другого бога земли звали Акер
    . Он упоминается в Текстах пирамид. Две головы льва находились у него на обоих концах туловища. В Книге мертвых, главы xxxi и lxix, есть любопытная ссылка на Геба и Нут. Усоп- ший говорит: «Я Осирис, который заперт в своем отце Гебе и матери Нут в день великого разрезания (или убийства)». Бругш считал, что это разрезание относится к акту саморасчле- нения Осириса со стороны Ра, о чем упомянуто в главе xvii. Боги являлись из капель крови, стекавших с фалло- са Ра
    1
    Нут, «дочь Ра, повелительница небес, царица богов» появля- ется в облике женщины с сосудом на голове, грушевидным кув- шином, или предметом, по форме похожим на матку, который, вероятно, был ее фетишем. Хатхор, Мут, Нубит, Апит, Таурит,
    Хекет и другие богини были формами Нут. Согласно одной ле- генде, Нут произвела на свет пятерых детей одновременно, но, согласно другой легенде, каждый из детей родился в один из пяти эпагоменальных дней года
    . Осирис в первый день
    (несчастливый), Гор во второй день (счастливый или несчастли- вый), Сет в третий день (несчастливый), Исида в четвертый день
    (счастливый)
    2
    , Нефтида в пятый день (несчастливый).
    Остальные члены Великой эннеады Гелиополя — Осирис-
    Исида и Сет-Нефтида — являются семьей Геба, их его женский двойник Нут произвела на свет в один день. О них — в следую- щих главах.
    1
    Он сравнивает наказание, которому Кронос подверг своего отца
    Урана.
    2
    Прекрасный праздник небес и земли.

    ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ
    147
    V
    ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ
    СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
    Тот, бог мудрости, и его спутники
    Тот, по-египетски Джхути
    1
    — это
     или  у греков, его имя обычно появляется в виде
    — ибиса, сидя- щего на знамени. О происхождении Тота известно мало, да и значение его имени пока не получило удовлетворительного объ- яснения. По очень древней легенде, Тот является сыном Гора, чье семя попало в тело Сета через посредство листьев салата (?).
    Семя Гора проросло, и на свет появился Тот, вышедший из лба
    Сета. По другой версии, Сет вынул из собственного лба золотой диск, который Тот, выхватив, возложил себе на голову в качестве украшения. Древний вариант легенды был отвергнут автором
    «Соперничества Гора и Сета», опубликованного доктором Гарди- нером. Сете считает, что Джхути указывает на происхождение и означает «тот, кто из Джхута».
    Тот изображается человеком с головой ибиса, он держит ски- петр и , обычный для всех богов. Как летописец, он носит пол- ный лунный диск в полумесяце, как божество мертвых (Осирис), он носит корону Атеф с рогами, коброй, солнечным диском и т. д. Подобно лунному богу Ааху
    , он имеет форму му- мии с локоном волос Гарпократа, месяц и полную луну, а также скипетры и другие атрибуты Осириса
    . Он также появляет- ся в виде павиана и ибиса. В династические времена Тот являет- ся подчиненным и секретарем Ра и Осириса. Он вел дела бога дня и был летописцем солнечного бога ночи, Осириса. Он создал письменность и счет, руководил движением небесных тел, сме- ной месяцев и времен года. В ранний период он, возможно, был астральным богом и поддерживал равновесие на небесах. Он мог быть членом троицы Пта—Гор—Тот, позже Ра—Гор—Тот. Тот был
    1
    Диалектические вариации —
    ,
    ,

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    148
    божеством слова
    , так же как и сердцем Пта из Мемфи- са, Тема из Гелиополиса и гортанью Амон-рен-ф, то есть того, чье имя скрыто. После произнесения слова Тотом солнце появи- лось из хаоса и свет залил мир. Все было создано произнесением слов
    Тотом. Титулы Тота:
    Управляющий годами;
    Вычисляющий время жизни;
    Место- блюститель Ра;
    Главенствующий над живу- щими звездными богами. «Белым диском» его называли, когда ночь была прекрасна, а его неспешное, но никогда не прерываю- щееся движение по ночным небесам дало ему титулы «Бык не- бес», «Бык Аменти» и «Бык среди звезд».
    Основная деятельность Тота — возвращение глаза Ра и во- дворение его на положенное ему место на лице бога. Сет про- глотил глаз и Ра, и его предшественника Гора, но был вынуж- ден изрыгнуть его. Гор кастрировал Сета. Часто применяемый к Тоту эпитет —
    «Возвращающий это», то есть глаз, и возможно, данный титул первоначально принадлежал Анхеру
    — очень древнему божеству Абидоса. Как «наполняю- щий» глаз луны в день полной луны Тот был назван «Напол- няющим»
    Древнейшим центром культа Тота был Унуресу — «Уну юга»
    , центр XV нома Верхнего Египта; греки называли его
    Гермополь. Там Тот почитался как глава восьмерки, или группы из восьми первобытных богов, четырех богов с головами лягушек и четырех богинь с головами змей. Позднее город назывался Хе- мену
    , то есть «Город восьми»
    1
    . Именно здесь, по утвержде- нию жрецов, находился тот клочок земли
    , на кото- рый впервые встал бог солнца. Первоначально Хемену, или часть его, был центром культа зайца
    , который стал эмблемой нома, но со временем это отошло на второй план, и часть, бывшая свя- щенной для Тота, приобрела первостепенное значение. Это яв-
    1
    Возможно, или
    . У арабов это Ашмунен.

    ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ
    149
    ствует из факта, что греки назвали город Гермополем, то есть город Гермеса или Тота, кроме того, он был известен как «Дом ибиса» и «Дом Тота». Одно время здесь поклонялись группе из пяти богов, о которой ничего не известно, кроме того, что их гла- ву звали «Великий бог среди пяти», но им не мог быть ни Оси- рис, ни Тот. В надписи на стене храма Амона, построенного Да- рием в городе Харга, мы читаем о «Горе, пяти живущих душах, который живет в Нену». В папирусе Гарриса есть упоминание о пяти великих богах, которые вышли из Хемену, когда не было ни небес, ни земли, и Шу (солнце) не посылал свои лучи. Нет ника- ких свидетельств, указывающих на то, что главой этой пятерки богов был Тот. Судя по текстам, в Хемену в одно время поклоня- лись пяти богам, в другое время — восьми, и Тот был главой вось- мерки богов.
    Согласно Текстам пирамид, в восьмерку богов с Темом вхо- дили:
    1.
    Нау.
    2.
    Нунет.
    3.
    Амон.
    4.
    Амент.
    5.
    Тем и.
    6, 7.
    Руру-ти (лев и львица).
    8.
    Шу.
    9.
    Тефнут.
    В храме Харга мы имеем:
    1.
    Нену.
    2.
    Ненут.
    3.
    Хеху.
    4.
    Хехут.
    5.
    Кекуи.
    6.
    Кекуит.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    150 7.
    Герх.
    8.
    Герхет.
    № 1 и 2 — это первичная бездна, Мировой океан и Нил не- бес и земли.
    № 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8 представляют некие свойства океана: проникающую силу воды, шторм, дымку, туман, мглу. В Амоне и Аменте из Текстов пирамид Сете видит ветер, который дует над Нуну, и идентифицирует их с духом бога, который витал над водами.
    Догмы жрецов Гермополя были таковыми:
    1. Тот был разумом, рассудком, интеллектуальной силой са- мосозданного и самосущего бога. Он был духом и душой пер- вичного океана. Он был светом и жизнью и дал жизнь людям.
    2. Четыре бога и четыре богини помогали Тоту управлять Ну- ну. Это Нун и Нунет, Хух и Хухет, Кук и Кукет, Амон и Амент.
    3. Эти боги создали холм в Гермополисе, на который встал бог солнца.
    4. Эти боги создали солнце и помогли ему встать на холм
    Гермополиса.
    5. Восемь богов — это старейшие боги Египта, они были от- цами и матерями солнца.
    Эти взгляды были диаметрально противоположными уче- ниям жречества Гелиополя, и, вероятно, здесь не обошлось без борьбы. Теология Тота отличалась высотой духа, а его харак- тер и качества можно описать первыми словами Евангелия от
    Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Сло- во было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Можно сказать, что
    Девять богов творения в Египте имели много общего с бога- ми творения шумеров. Сходство между двумя группами богов слишком очевидное, чтобы быть случайным. Причем было бы неверным утверждать, что египтяне позаимствовали своих бо- гов у шумеров или шумеры у египтян, однако можно предпо- ложить, что теологические системы этих народов произошли от общего, но очень древнего источника.
    По мере становления представлений в династический период роль Тота-творца стала постепенно отходить на второй план. Те- перь особенно подчеркивалось, что он был автором и изобрета-

    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   44


    написать администратору сайта