Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt
Скачать 12.05 Mb.
|
ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ 163 бога продолжал процветать. Однако жрецы снова совершили ошиб- ку, слишком активно вмешиваясь в дела государства. В итоге цар- ство возглавили нубийцы. Правительство обосновалось в Мероэ, столице острова Мероэ, и там культ Амона процветал до тех пор, пока остров не был завоеван черными воинами с юга. Победа эфиопского царя Эзана и его успешные военные кампании на юге практически уничтожили всю мероитскую цивилизацию. Да- рий установил культ Амона в оазисе Харга в V веке до н. э., и храм Амона (Юпитер Аммон в Сивахе) был широко известен во вре- мена Александра Великого. Жрецы Амона приняли старую догму жрецов Ра периода IV династии и объявили, что Амон воплоща- ется в царицах Египта, что цари Египта — его сыновья, а царица Хатшепсут — его дочь. Следствием этой догмы стало то, что Алек- сандр Великий бескровно покорил Египет. Жрецы Амона неустанно превозносили величие и могуще- ство своего божества, но тексты, и в первую очередь гимны, показывают, что простые египтяне, как правило, придержива- лись иных взглядов, считали, что он сам долго страдал, и при- писывали ему благожелательность, сострадательность и доброту. Поэтому они обращались к нему, как к любящему отцу, в горе и болезни. Они были убеждены, что его человеческая часть спо- собна чувствовать, симпатизировать и понимать их трудности. Для них он был милосердным, добрым и прощающим. Он за- щищал слабых от сильных, угнетенных от угнетателей. Он по- читал униженных, давал силу слабым, исцелял больных, кормил голодных и нуждающихся, защищал сирот, выручал вдов и по- могал всем, кто в горе призывал его. Он откликался на молитвы и исполнял самые заветные желания каждого человека. Когда же он выступал в роли судьи, то неизменно был справедливым, беспристрастным, неподкупным и благочестивым. Обидчики и грешники бывали наказаны, а праведники вознаграждены по заслугам. Как и Бог евреев, Амон был «бдительным» богом: от- ступники, изменники и клятвопреступники были ему отврати- тельны. Из многих источников следует, что для получения по- мощи Амона человеку следовало признать свое ничтожество и проявлять смирение. Судя по текстам, он совершал это почти так же, как и автор псалмов, называвший себя ничтожным пе- ред богом. Но похоже, египтяне не знали покаяния в нашем понимании этого слова, хотя, скорее всего, обращаясь за по- мощью к Амону, понимали, что такое «сокрушенное и кающее- ся сердце». УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 164 В 1929 году К. Сете опубликовал замечательный труд под на- званием «Амон и восемь древних богов Гермополя», в котором утверждает, что, если прототип Бога евреев и христиан когда-то существовал, это мог быть только Амон-Ра, царь богов. Его ар- гументация вполне продуманна и убедительна, сопровождается цитатами из самых разных текстов всевозможных периодов. Та- ким образом, труд Сете весьма широк и глубок, и даже те, кто не согласен с итоговым выводом, признают, что работа проде- лана огромная, она выполнена с большим мастерством, как это и свойственно великолепному мастеру, чье знание египетских текстов не сумел превзойти никто. Все доказательства, собранные Сете, не оставляют сомнений в том, что в более поздний период египетской истории Амон по- читался как «дыхание жизни» и дух, позволявший оживить все. Он был сух эн анх , «дыханием жизни», и у греков. Сете считает, что творящий ветер, который витал над водами Нуну, и дух бога, который двигался на поверхность воды, имели столько общего, что Яхве можно считать идентичным Амо- ну. Он указывает, что позже дух бога из Бытия стал независимым Здесь я привожу опубликованный Бругшем рисунок, изображающий три ряда богов Харги, который ясно указывает на фаллическую при- роду многих из них. Я провел четыре дня в Харге, изучая рельефы и пытаясь восстановить имена, но большинство из них остались не- узнанными ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ 165 существом в виде Святого Духа христианства, так же как и глаз солн- ца отделился от солнца и развился в независимое божество. Но, по моему мнению, нет никакой необходимости искать прототип Свя- того Духа в Египте или где-то еще, потому что фундаментальные представления евреев относительно творения были в корне отлич- ны от аналогичных концепций египтян. Знаменитый немецкий ученый, занимавшийся изучением истории ассирийцев, обнаружил прототип Святого Духа в вавилонских табличках, но его открытие было отвергнуто всем научным миром. Причем самыми яростны- ми критиками этого открытия были его собственные коллеги. Сете сравнивает ковчег Амона с легендарным ковчегом За- вета еврейского народа и выдвигает предположения, что в обоих не было ничего, кроме воздуха. Яхве, как и Амон, невидим и мо- жет представляться только воздухом. О происхождении ковчега Завета известно мало. Он мог быть символом отдельного племени, возможно, того, к которому принадлежал Иосиф. Но во времена Моисея это была национальная святыня, в которую по велению Бога он вложил откровение (Исх. xxv, 16, 21) или скрижали с за- поведями (Втор. х, 2). Первый ковчег, несомненно, содержал что- то кроме воздуха, и естественно предположить, что это что-то было священным камнем или каким-либо фетишем. Затем это что-то было заменено каменными табличками с заповедями. Ков- чег, о котором упоминается в Послании к евреям (ix, 4), содержал золотой сосуд с манной, расцветший жезл Аарона и скрижали. Это широко распространенное еврейское предание должно было базироваться на некоем историческом факте. В любом случае нет никаких свидетельств тому, что евреи верили, что «невидимый» воздух представляет Яхве. Возникает и другой вопрос: почему бы образ Амона-Амонет не обозначить как какое-нибудь свойство или качество, являющееся невидимым и потому непознаваемым? Если Хух и Хухет, Кук и Кукет представляют некое качество или свойство Нун, почему бы Амону и Амонет не являть то же самое? И Амонет Нун, и древняя фиванская богиня Амонет, вероятно, были совершенно разными персонажами. Древняя фиванская богиня Амонет, судя по всему, была фор- мой Нейт из Саиса. Утверждают, что она дала жизнь Ра и Амону- Ра. Она была двуполой и ассоциировалась с Мином. Нейт-Амонет, Ахат-Амонет и Исида-Амонет были богинями плодородия, кото- рым поклонялись в Дельте задолго до того, как старый Амон и царь богов Амон-Ра обосновались в Фивах. Ее культ был низве- ден ради культа Мут, древней местной богини Фив. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 166 Мут, госпожа Ашеру , была мест- ной богиней-грифом Фив. Мут — это додинастическое 1 название грифа, но оно стало именем собственным, только когда жрецы Амона сделали богиню вторым членом триады. Ее святилище рас- положено рядом с островом, до сих пор существующим в Карна- ке, и она изображалась в виде женщины с телом грифа вместо головы. Обычно к ней применялись эпитеты Урт — «вели- кая» и Усерт — «могущественная». Она была матерью, женой и дочерью Амона и матерью Хонсу. Она была самосоздан- ной богиней . Иными словами, она родила, но сама никогда рождена не была. Возможно, она родственна боги- не Мут , упомянутой в Текстах пирамид. Хонсу 2 был третьим членом фиванской триады. Он являлся одной из форм бога луны и в то же время «посланием» . Его главное святилище находилось в Фивах, но поклоня- лись ему в разных местах. Известно две его формы: Хонсу — «творец судеб в Фивах» и Хонсу-Неферхотеп. Как бога молодого меся- ца его называли Хонсу-Па-Харт , Хонсу-ребенок, а как бога полной луны — Хонсу-Нунну — «Хонсу сильный юноша». Под влиянием первого женщины за- чинали детей, размножался скот, зародыш рос в яйце, и всякая гортань была полна свежим воздухом. Он был источником произ- ведения потомства, как Атон, Амон, Ра и Мин, и его звали «бык своей матери» — Камутеф . Он изображается в виде мумии, как Пта и Осирис, с месяцем и полной луной на голове. Сзади на шее его висит менат , он держит фетиши- символы Осириса и Исиды и . Хонсу разделял с Тотом обязан- ности небесного летописца и «подсчитывал время» 1 Династическое название грифа нерт. 2 Также известна богиня ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ 167 Хонсу-Па-Ари-Сехеру имел власть над всеми злыми духами. В части II настоящей книги изложена легенда о его путешествии в Бехтен. Триада Элефантины Хнему (Хнум) , первый член триады, обычно изо- бражается в виде плоскорогого барана — его священного животного. Это один из старейших египетских богов, и его имя в додинастические времена действительно обозначало барана. Он упоминается в Текстах пирамид как и часто изображается в виде человека с головой барана . Первоначально он был боже- ством Первого катаракта, впоследствии был идентифицирован с Нену и, как гласит легенда, привел в Египет Нил из великого Мирового океана через две пещеры Керти на острове Элефантина. Там он разделил реку на две части, одну отправил на юг, а другую — на север. Текст в Дендере упоминает о четырех реках, которые, как четыре реки в Бытии, текли на север, юг, запад и восток. Известно две богини паводка — Мерт юга и Мерт севера. В текстах, написанных при Новом царстве, кото- рые приводятся в книге Бругша «Религия», Хнему именуется сле- дующим образом: Хонсу-летописец УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 168 «Создатель людей, творец богов, отец, который был в начале 1 Создатель вещей, творец вещей, которые будут, источник ве- щей, которые есть, отец отцов, мать матерей 2 Отец отцов богов и богинь, господин вещей, создавший сам себя, творец небес, земли, Туата, вод и гор 3 . Поддерживающий небо на четырех столбах, поднимающий его в вечность 4 Иногда Хнему имел четыре бараньих головы — в таком виде он звался Шефт-Хат; головы обозначали, что он был богом Эле- фантины, Латополя, Хетт-Урта, Гипселя, Гермополя и Тмуита. Центрами его культа были в Абу 5 , Элефантина и на остро- ве Сенмут , современный остров Бигге, когда он жил как наместник или заместитель Хап-Ура , небесного Нила 6 Хнему и Пта были архитекторами вселенной, они выполняли работы по творению, как их планировал Тот, и под руководством Тота и Маат. Хнему, как и Ра, Осирис, Хатхор и другие божества, существовал в семи формах или ипостасях, изображения которых порой можно найти на стенах замков позднего периода. Вот их имена: Хнему Нехеп , то есть Хнему-гончар. Хнему Хенти-Тауи-Нетеру , то есть Хнему, повелитель двух земель богов. Хнему Сехет-Аш-Ф , то есть Хнему, «плетущий свет». 1 2 3 4 5 А б у — город слона, Элефантины, на острове Первого катаракта, напротив Асуана. 6 Легенда о страшном семилетнем голоде, случившемся во время прав- ления Джосера, царя III династии, потому что Хнему не сумел дать воду для ежегодного разлива, приведена в части II. ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ 169 Хнему Хенти-Пер-Анх , то есть Хнему, пра- витель Дома жизни. Хнему Неб-Та-Анхет , то есть Хнему, пове- литель Земли жизни (могилы). Хнему Хенти-Неджемджем Анх , то есть Хне- му, правитель Дома жизненных радостей (?). Хнему Неб , то есть Хнему, господин. В период правления Птолемеев древний характер Хнему-Хнума, как божества Первого катаракта и водного бога, вообще был за- быт, и он стал гончаром, изображаемым человеком с головой барана, сидящим перед гончарным кругом, который он крутит ногой, руками вылепляя человека. Его сопровождает Тот, кото- рый держит пальмовую ветвь с зазубринами, на ней он отмечает число лет, отведенных человеку, изготавливаемому Хнему. Сатет, или Сати , , Сатет, или Сати, была вторым членом триады Элефантины, узурпировавшим место богини-лягушки Хекет , которая была древнейшим женским двойником Хнему. Она изобража- ется в виде женщины с головным убором из грифа (?), носит Мер, бог паводка (разлива Нила) Хнему, гончар УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 170 белую корону и пару весьма необычных рогов. Она держит лук и стрелы, и ее имя связано с , что означает «стрелять», «выливать воду» и др. Возможно, она была местной богиней охо- ты, которая стала богиней разлива Нила. Рога 1 предполагают связь с Исидой звезды Пса (Сириуса), хотя она была Герой греков. Ее первым домом был остров Сахел (теперь затопленный Асуан- ским водохранилищем), и, возможно, местом ее происхождения является Судан. Ее культ на Элефантине был очень древним, потому что в Текстах пирамид мы читаем: «Геб ведет его (то есть царя) через двери небес, и богиня Сетет омывает его в водах четырех сосудов очищения в Абу (Элефан- тина)». А усопший говорит: «Я был в Абу в храме Сатит» (Книга мертвых, глава cxxv). Анкет первоначально была суданской водной нимфой. Она изображается в виде женщины с короной из перьев (крас- ного попугая?) на голове. Создается впечатление, что она была чем-то вроде наложницы Хнему, и ее отличительные особен- ности весьма неприличны. Ей был посвящен храм на острове Сахел, а в храме Филе ее называли «госпожой небес, царицей богов». Греки идентифицировали ее с Гестией. VI СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ Группа богов и богинь, из которых Осирис был самым стар- шим и считался самой важной фигурой, образует семью, кото- рая должна рассматриваться как единое целое. Хотя эта группа богов очень древняя, она является искусственным образованием, и вполне возможно, что в далекой древности фетиши — предки этих богов — имели мало или вообще ничего такого, что пред- полагало бы их действительное родство. Каждый член группы разделял с различными природными богами определенные каче- ства и навыки, но именно то, что они составляли семью, подоб- ную человеческой, привлекало к ним египтян всех исторических 1 Сете полагает, что это могли быть рога антилопы, но ее никогда не изображали с головой этого животного. СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ 171 периодов, превращая всех остальных богов в сравнительно ме- нее значительных. Египтяне династического периода ничего не знали об истории Осириса в додинастический период и поэтому делали его по очереди солнечным богом, водным богом, богом луны и звезд, богом животного мира, растительности, людей, богом всех живых существ и вещей, а также богом смерти и мертвых. Именно богом мертвых, имеющим власть сохранить жизнь или умертвить и дающим мертвым воскрешение и вечную жизнь, он оставался весь династический период. Одновременно египтяне относились к нему как к человеку, имеющему сестер- близнецов и брата, сына или племянника, и как к старшему из пятерых детей, которых их мать произвела на свет одновременно. Многие египетские тексты предполагают, что египтяне в более поздний период своей истории считали Осириса царем, который некогда правил их страной, причем успешно. Иноземные исто- рики, такие как Плутарх, это мнение подтверждают. Плутарх, родившийся в Беотии и творивший в середине I века н. э., на- писал известный трактат об Осирисе, в котором пересказал все известное в те дни, касающееся его и его круга. Многие факты, описанные в этом труде, подтверждаются иероглифическими и иератическими текстами, и, хотя автор не обладал подробными знаниями о древних религиях, его работа имеет большое значе- ние. Некоторые фрагменты этого текста заставляют предполо- жить, что его автор был жрецом. Далее приведено краткое изло- жение греческого текста. Осирис был сыном Реи (Нут) и Хроноса (Геба) и родился в первый из пяти эпагоменальных дней года. Он стал царем и по- святил всю жизнь благу своего народа. Он научил их обрабаты- вать землю и поклоняться богам, составил свод законов, которым они пользовались. Улучшив жизнь своих подданных, он покинул Египет и стал путешествовать по свету и учить другие народы сле- довать примеру своих людей. Он никогда не навязывал людям свои взгляды, но спорил с ними, взывал к их здравому смыслу. Он учил людей посредством гимнов и песен, исполнявшихся в сопровождении музыкальных инструментов. Во время его отсут- ствия в царстве правила его жена Исида, но ей очень мешал Ти- фон (Сет), ее брат-близнец и деверь, посвятивший себя изме- нениям в существующем порядке вещей и противодействию ее усилиям. Когда Осирис вернулся в Египет, Тифон (Сет) решил свергнуть его и взять в жены Исиду, в которую был влюблен. Он, некая эфиопская принцесса по имени Асо и еще семьдесят два УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 172 человека объединились и составили план уничтожения Осириса. Они изготовили сундук (ящик), который вместил бы тело Оси- риса, поставили его в комнату для гостей и однажды во время застолья предложили собравшимся гостям попробовать по одно- му залезть внутрь. Многие пытались сделать это, но неудачно. Только Осирис, забравшись внутрь, убедился, что сундук словно предназначен специально для него. Пока он лежал в сундуке, за- говорщики схватили крышку, подбежали к сундуку и прибили ее гвоздями. Осирис стал пленником. Они расплавили свинец и по- лили им крышку, или же покрыли ее свинцовыми листами. Затем они подтащили сундук к Нилу и бросили в воду. Убийство Оси- риса имело место в семнадцатый день месяца Хатхор 1 (то есть ноября) на двадцать восьмом году или правления, или жизни Осириса, когда солнце было в Скорпионе. Река понесла сундук на север, и он поплыл к морю через Танитское устье Нила, что на северо-востоке Дельты в районе Пелусия. Услышав об убий- стве мужа, Исида обрезала волосы, оделась в траурные одеяния и отправилась на поиски сундука. Дети видели, как сундук бро- сили в Нил, и сказали ей, что его вынесло в море через Танитское устье. Прежде чем продолжить свой путь, она отыскала Анубиса, сына Осириса от Нефтиды, и сделала его своим стражем. Волны вынесли сундук к сирийскому побережью и выбросили в районе Библоса (Жбейла), там, где он остановился, выросло большое дерево эрика (тамариск?) и окружило его своей древе- синой со всех сторон. Дерево очень понравилось царю. Он при- казал его срубить, и из той части ствола, в которой находился сундук, сделать колонну для своего дворца. Узнав об этом от де- тей, Исида отправилась в Библос, а прибыв туда, молча села у царского фонтана. Отвечала она лишь на расспросы придворных девушек царицы. Причесав их волосы, она передала им восхити- тельный аромат своего тела. Когда девушки вернулись, царица почувствовала аромат и, узнав, откуда он появился, послала за Исидой, пригласила во дворец и назначила кормилицей к одному из своих детей. Царицу звали Астарта (то есть Иштар, или Ашто- рет 2 ), имя же царя было Малькандр (Мелеккарет 3 ). Исида дала 1 Этот день в календаре счастливых и несчастливых дней папируса Салье отмечен как трижды несчастливый . В этот день плач Исиды и Нефтиды слышался везде — от Саиса на севере до Абидоса на юге. 2 Саосис, или Неманус, которую греки идентифицировали с Афиной. 3 То есть «царь города» (Мелькарт). |