Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt
Скачать 12.05 Mb.
|
УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 246 Ты — ежедневно рождающийся младенец, старик, дошедший до предела вечности, старик, пересекающий вечность, Владыка скрытого трона, сам сокрытый, непознанный, чей облик неиз- вестен, повелитель лет, дающий жизнь по своему желанию». Если судить только по приведенному выше отрывку, нель- зя не признать, что египтяне почитали Пта-Тенена так же, как Тема, Ра, Амона и других древних солнечных богов. Почти все приведенные выше титулы и эпитеты встречаются в гимнах дру- гим богам, которых египтяне объявляли самотварными, само- сущими и всемогущими творческими силами. И лишь в одном этот гимн отличается от прочих, а именно в упоминании о древ- нем сыне Пта-Тенена Ра , «твой сын древ- ний (или почтенный»). Это показывает, что, когда гимн был составлен, Пта-Тенен считался предшественником Ра и что бог Мемфиса был старше, чем солнечный бог Гелиополя. Это со- гласуется с утверждением Манефона, что Гефест (Вулкан) был первым царем Египта, а Гелиос, сын Гефеста, вторым. Приведенный выше гимн также дает нам основания допу- стить, что египтяне рассматривали Пта-Тенена как чисто мате- риального бога, но среди относительно новых исследователей первым, доказавшим, что предположение династических теоло- гов являлось неверным, был Яблонски. Этот писатель, несо- мненно чрезвычайно образованный, продумал и описал египет- ских богов, в результате чего пришел к определенным выводам, касающимся египетской религии. Он собрал большое количе- ство посвященных им отрывков из текстов классических авто- ров и попытался посредством своих несколько ограниченных познаний в коптском истолковать их имена. Многие его выводы представляются абсолютно неверными, но он пришел к одному очень важному заключению, состоящему в том, что среди еги- петских богов были совершенно невидимые и имевшие чисто духовную природу. Именно Яблонски обратил внимание ученых на тот факт, что египтяне верили в духовное начало вселенной и что они ассоциировали Вечный разум и Дух с Пта, древней- шим богом Мемфиса, почитая его как источник всего, что есть, и всего, что будет. Многие замечания Яблонского показывают, что он пришел к верному пониманию природы египетских богов и к тому, что утверждения классических писателей в этой связи более точны, нежели то представлялось раньше. В первой по- ловине XVIII века Лепсиус предположил, что природа Пта была МЕМФИССКАЯ ТЕОЛОГИЯ И БОГ ПТА-ТЕНЕН 247 духовной, но возможно, он читал труд Яблонского. Бругш был хорошо знаком с «Египетским пантеоном» и в своей «Египто- логии» (Лейпциг, 1891) говорит о «по сию пору не потерявшем значения труде». Оттуда он мог почерпнуть свои идеи о еги- петских , которые он развивает в «Религии и мифоло- гии», опубликованной шестью годами раньше. Я не нахожу, что Шампольон, Де Руже или Шаба рассматривали египетских бо- гов иначе, чем как чисто материальные существа или объекты. Своими знаниями системы мемфитской теологии мы обяза- ны надписи на большой черной базальтовой плите, которая сей- час хранится в Британском музее 1 . Она была подарена музею в 1805 году графом Спенсером, обнаружившим ее в руинах вели- кого храма Пта в Мемфисе. Плита была установлена на стеле, но впоследствии сброшена с пьедестала, и, вероятно, по ней ходили многие поколения, или же она могла быть частью стены. Значительная часть иероглифической надписи стерлась. Нео- бычное расположение текста показалось любопытным, и Сэмю- ел Шарп в серии своих работ опубликовал ее неточную копию. Каталог манускриптов, составленный доктором Берчем в сере- дине XVIII века, содержит точную копию многих читаемых ча- стей надписи, к ним Берч добавил перевод. Он понял истинный смысл надписи, установил ее дату, а некоторые отрывки, как, например, описывающий утопление Осириса в Мемфисе, уда- лись ему особенно хорошо. Но он не смог связать отрывки в их правильной последовательности. Гудвин перевел часть текста, а два молодых ученых Брайант и Рид опубликовали свои коммен- тарии к стеле. Расположение текста вызывало недоумение. Берч считал, что его можно читать и по горизонтали, и по вертика- ли. Брестэд выяснил, что текст следует читать не как обычно, а наоборот, и опубликовал его подстрочный перевод. Через не- сколько лет текст был повторно опубликован Эрманом, который блестяще проанализировал его содержание. В 1928 году Сете опубликовал то, что может считаться окончательной редакцией иероглифического текста с детальными пояснениями, его немец- кий перевод и очень полезное введение. Текст разбит на части и проанализирован, трудные для понимания места были истол- 1 В старом регистре экспонатов египетских галерей она имела номер 135. В своем каталоге манускриптов доктор Берч дал ей номер 498. Этот но- мер сохранился в Путеводителе по скульптурам 1909 года, хотя текущий ее номер — 797. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 248 кованы, для чего использовались цитаты из текстов всех периодов. Трактовка содержания представляется необычной, но в высшей степени удовлетворительной. Она показывает, что Сете облада- ет не только блестящими филологическими знаниями, но также глубоким религиозным инстинктом, позволяющим ему читать между строк и объяснить нам, что именно древние жрецы Мем- фиса хотели донести до своих читателей. Ни один другой доку- мент не содержит столь полного изложения величайшей и древ- нейшей из всех религиозных тайн египтян и их эзотерических учений, и нигде не показано с такой ясностью, что «мудрость египтян», о которой говорит святой Павел, вовсе не пустой звук. Раскрыты фундаментальные основы мемфитской теологии, ко- торые показывают, что пять тысяч лет назад по крайней мере одна группа жрецов сумела сформулировать учение о том, что Бог, создавший сам себя, небеса и землю, сотворивший богов, людей, животных и все сущее, был Духом и Вечным разумом вселенной. Сете показал, что надпись на стеле Мемфиса в дей- ствительности является либретто драмы, которая, скорее всего, исполнялась, когда в Мемфисе отмечались определенные важ- ные праздники. Многие боги и богини в ней произносят речи, а безымянные существа периодически дают поясняющие заме- чания. Иными словами, это своего рода религиозная мистерия, которые всегда были любимы египтянами. Их современный ана- лог — миракли, которые исполняются в день рождения пророка Маулида ан-Наби во всех больших городах Египта и Аравии. В первых строках надписи сказано, что она скопирована с оригинала (написанного на папирусе или вырезанного на дере- ве), который был настолько изъеден червями, что часть текста безвозвратно утрачена. Этот поврежденный документ был обна- ружен в великом храме Пта в Мемфисе, и новая копия была сделана на пластине из твердого черного камня по приказу ну- бийского царя Шабаки, основателя XXV династии около 712 г. до н. э., предназначившего ее в дар богу Пта. На первый взгляд можно предположить, что текст, написанный в конце VIII века до н. э., не имеет большой ценности для изучения мифов творе- ния, которые уже существовали, когда при Менесе и его непо- средственных предшественниках произошло объединение Егип- та. Но оригинал, что доказывает язык копии, был написан в начале династического периода, примерно около 4000 года до н. э. Первая часть текста посвящена размышлениям или теори- ям, касающимся примитивных религий Египта, вторая содержит МЕМФИССКАЯ ТЕОЛОГИЯ И БОГ ПТА-ТЕНЕН 249 вполне определенные утверждения относительно религиозной системы, которую Менес (?) намеревался установить в только что основанном городе Мемфисе. Вторая часть имела, как очень уместно заметил Сете, «политический подтекст». Основатель Мемфиса стремился, чтобы его город превзошел Гелиополь, став центром царств севера и юга. Он хотел, чтобы эта форма религии в своих основах была противоположна существующей в Гелиополе системе для того, чтобы или уничтожить ее, или вобрать ее в себя. Он принял местный фетиш и обеспечил его подходящими предками. Жрецы выдвинули древнюю легенду о боге первичной бездны Нуну и его женском двойнике Нунет и сделали Пта Вечным разумом, который их создал. Первая часть текста содержит констатацию исторических фак- тов с пояснительными замечаниями. Тему говорит, что Пта, или Пта-Тенен , создал сам себя и дал жизнь де- вяти богам. Девять богов собрались, чтобы рассудить Гора и Сета. Бог земли Геб запретил им спорить, а в результате Сет стал царем Верхнего Египта именно в том месте, где родился, в Су 1 В то же время Геб сделал Гора царем Нижнего Египта на месте гибели его отца Осириса, в Пресеш-Т Тауи , то есть «Половина (или место на полпути) Двух Земель» 2 . Пограничным городом между двумя царствами был Айян , расположенный в восточной части Мемфисского нома, возле каменоломен Тура. Затем Геб велел каждому брату отправляться туда, куда он на- значен, однако Гебу не нравилось, что надел Гора только равен наделу Сета. Позже он дал Гору, сыну его сына, все его наслед- ство, Гор объединил царства севера и юга, стал царем всего Егип- та и обосновался в номе Стены , то есть Мемфиса. Тему (Атум), великий бог Гелиополя, был главой девятки бо- гов этого великого древнего города. Из текста мы узнаем, что жрецы сделали Пта главой эннеады Мемфиса. Из восьми форм 1 Вероятно, этот город был расположен на северной границе Верх- него Египта. 2 Место в Мемфисском номе. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 250 Пта только четыре упоминаются в надписи Шабаки: 1) «Пта, ко- торый восседает на великом престоле» , что, вероятно, относится к участку земли, который он вызвал к существованию из первичного океана; 2) Пта-Нену , отец, давший жизнь Тему; 3) Пта-Наунет 1 , мать 2 , родившая Тему; 4) Пта великий, сердце и язык девятки богов . Эти четыре формы особенно интересны, поскольку на- глядно показывают, что жрецы Пта объявили своего бога отцом и матерью Тему, главы великой девятки богов Гелиополя, а также сердцем и языком этой группы богов. Если Пта был отцом и ма- терью Тему, он существовал в первичных водах Нену, и, возмож- но, его восемь форм являлись восемью древними богами Гер- мополя, а сам Пта был предшественником или прототипом Тота. В любом случае жрецы Пта этими словами выражали свое убеж- дение, что группа их богов — древнейшая в Египте. Далее из текста следует, что недовольство жрецов относитель- но собственного бога этим не ограничивалось, а шло гораздо дальше. Они утверждали, что сам Тему появился на свет в резуль- тате мысли (идеи или какого-то ментального действия) Пта. Че- рез его сердце Гор явился к Пта, через его язык Тот явился к Пта. Более того, Пта, великий и могущественный бог, создал всех бо- гов и их ка, или невидимую жизненную сущность, чтобы уна- следовать его силу. Из этого следует, что боги, составлявшие сонм Пта, существенно отличались от богов сонма Тему из Гелиополя, поскольку они происходили из духа Пта, а вовсе не посредством тела. Происхождение последних описано в Текстах пирамид: Шу и Тефнут были обязаны своим существованием акту мастурбации Тему в городе Гелиополе. Описывая богов Египта, Лепсиус ука- зывал, что «Пта никогда не идентифицировался с Ра и что он всегда рассматривался как духовная сила (eine geistige Potenz) и в качестве таковой, по крайней мере в учении жрецов Мемфиса, стоял выше Ра». К этой исключительно духовной концепции Пта 1 Первоначально Наунет, позднее Нунет и Нут , В далекой древности она была подземной богиней. 2 Пта называют беременным богом МЕМФИССКАЯ ТЕОЛОГИЯ И БОГ ПТА-ТЕНЕН 251 пришли мыслящие люди в Дельте в самом начале династическо- го периода. Что показывает, насколько далеко ушли египтяне в своих религиозных верованиях от дикой теогонии гелиополитан- ских мудрецов. Далее текст утверждает, что сердце и язык Пта приобрели власть над всеми остальными членами группы богов, что Пта был сердцем в каждом теле и языком в устах всех богов, людей, скота, гадов ползучих; он думал своим сердцем, повелевал сво- им языком, и все жило по его воле. Девять богов Пта перед ним как губы и зубы. Зубы это семя, а губы — руки Тему. Девять богов Тему существовали благодаря семени и пальцам Пта. Девять богов Пта — это зубы и губы того рта, что дает имена всем вещам и откуда вышли Шу и Тефнут. Девять богов дали зрение глазам, слух ушам и дыхание ноз- дрям, так чтобы они могли вещать сердцу. Именно из сердца все исходит, а язык воспроизводит то, что решено сердцем. Так были сотворены духи ка (мужчин) и духи хемсут (женщин) 1 по- средством решений, созревших в сердце и произнесенных язы- ком, и они сотворили всю пищу. Его праведность делает то, что возлюблено, а нечестивость — то, что ненавистно. Если корот- ко, «хорошее хорошему», «злое злому». И нет никакого смеше- ния. И жизнь дана тому для праведника, а смерть — для творя- щего зло. Так сотворены всякая деятельность — работа для рук, ходьба для ног, движение конечностей — все, как велело сердце и произнес язык, все вещи получили значение (важность). Совершено то, что сказано. Тот, кто создал Тему, тот, кто заставил богов выйти из Пта, это Та-Тенен создал богов. Все вещи вышли из него, пища людей и богов, и все хорошее. Ясно, что его сила больше, чем сила всякого другого бога. Сотворив все сущее, и все божественные слова, Пта удовлетворен. Далее в тексте сказано, что именно Пта создал и обеспечил существование местных богов: Он создал богов, он сотворил их города, он основал их номы, он поместил богов в их храмы, он сделал так, чтобы подношения им были регулярны и постоянны. Это он основал их святилища, он сделал их тела для удовлетво- рения их сердец. Боги вошли в тела, [сделанные из] разных пород дерева и разных видов камней, и всевозможных видов земли (гли- 1 . Слово и его детерминатив можно найти у Сете. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 252 на, известняк и т. д.) и других субстанций, которые росли на нем 1 , в которых они обрели свои формы. Потом все боги и их ка собрались вместе с Пта в Мемфисе, центре всей жизни, они пришли к Хетпи Хнеми 2 , то есть Ми- лосердному, и Милостивому защитнику, Владыке Двух Земель (Египта). «Великий трон» это амбар Пта-Тенена (или Танена), который радует сердце богов, которые в Доме Пта 3 , госпожи всей жизни, откуда будут поступать средства существования для Двух Земель. Мемфис должен был стать таким амбаром (прию- том), потому что здесь был утоплен Осирис. Случилось так, что Осирис утонул в воде, а Исида и Нефтида видели это. Они взгля- нули на него и были потрясены. Гор приказал Исиде и Нефти- де хватать его без задержки и спасти его, чтобы он не утонул. Они повернули голову немедля (?), этим позволив ему добрать- ся до земли. Он вошел через тайные двери в великолепии вла- дык вечности шагами того, кто встает (восходит) на горизонте на путях Ра, в Великий трон (Мемфис). Он присоединился ко двору [города], и стал таким же, как боги Пта-Тенена, владыки лет. Так Осирис пришел на землю «Дома владыки» на северной стороне земли, которой он достиг. Его сын Гор появился на свет и вырос, как царь Верхнего Египта и царь Нижнего Египта в руках отца своего Осириса, и богов, которые были перед ним, [и богов], которые были за ним 4 Значение надписи, которую Сет разъяснил с таким мастер- ством, увязав ее с религией древних египтян, трудно недооценить. То, что теологи Мемфиса, жившие в самом начале династическо- го периода, смогли постичь существование творца, который был духом, чьи мысли произвели «богов» и чей язык назвал (то есть 1 Пта был богом земли, как и Геб. 2 . Титулы, судя по всему, означают нечто близкое к предикатам Аллаха в Коране, Сострадательный, Милосердный. По Сете Хетпи — «спокойный», «милостивый», а Хнеми связано с идеей лико- вания. 3 Приют (убежище) вселенной. 4 Так Мемфис получил бога Нила и Исиду, его женского двойника, и Мемфис стал амбаром Египта. Обратите внимание, что головной убор Танена такой же, как у Анджти Бусириса. Рога и перья были символа- ми нома Фиса, в котором родился Менес. Представляется, что существо- вала некая связь между Фисом (Абидосом) и Мемфисом. При XII дина- стии место рождения Менеса стало центром культа Осириса. МЕМФИССКАЯ ТЕОЛОГИЯ И БОГ ПТА-ТЕНЕН 253 произвел) все на земле, в воздухе, в небе и в море, факт весьма примечательный. Когда Менес построил белостенный Мемфис и воздвиг храм Пта и гробницу Осириса, он не только основал ве- ликий город, но и создал высокодуховную религию и культ бога мертвых, обещавшего своим почитателям возрождение после смер- ти и бессмертие. Пта часто упоминается в Книге мертвых, причем всегда как друг и защитник. Это он «открывает уста» усопшего, также как и богов (гл. xxiii). В связи с мертвыми Пта обретает две формы: 1) Пта-Секер и 2) Пта-Секер-Асар . О ранней исто- рии Секера ничего не известно, но нет сомнений в том, что это бог, ведущий свое происхождение от фетиша, и поклонялись ему в облике сокола. На изображениях он появляется в виде мумии (как Пта, Осирис и Мин), с головой сокола. Он сидит или стоит и держит , и в обеих руках. Он стал божеством иного мира и некрополя Мемфиса (современный город Саккара) в очень ран- ний период, а его фетиш был заключен в раке с головой сокола, установленной на санях в форме ладьи с полозьями. Один конец саней был значительно выше другого и был выполнен в форме головы антилопы (?). Сани назывались Хенну , и их, судя по всему, везли вокруг святилища Секера на рассвете в дни празднеств богов. Церемония установки раки на сани выполня- лась под руководством верховного жреца Мемфиса, который офи- циально назывался Ур-Херп-Хем , что означает «великий вождь молотка (или зубила)». Церемония движения Хенну вокруг святилища соблюдалась еще при Птолемеях, поскольку Птолемей Эвергет изображен с канатом от саней в руках. В Книге мертвых (гл. хvii и др.) Секер (или Секри), усопший, молит об освобожде- нии от «великого бога», который хватает души, пожирает сердца и питается внутренностями (или продуктами разложения), стра- жа мрака и бога ладьи Секера. На вопрос «Кто это?» следует ответ: «Это Сути, или Смам-Ур, душа Геба». Имя Пта-Секер показывает, что Секер — это очень древний и очень важный бог мертвых и что жрецы добавили перед его именем Пта таким же образом, как они добавляли его к Нун, Хапи и именам других древних богов. Они также сделали Пта-Секер приставкой к имени Тему (Атума), великого солнечного бога Гелиополя, чтобы показать главенству- ющее положение божества мертвых Мемфиса и его древность. |