Главная страница
Навигация по странице:

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

  • ТУАТ, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница30 из 44
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   44
    ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
    319
    В рубрике сказано:
    «И к нему в Херт-Нетер присоединятся предки, отец, мать, родственники, дети малые, жены, наложницы, друзья, мужчины и женщины, рабы, и вся собственность, которая ему принад- лежала».
    Из главы ясно, что в эпоху Среднего царства египтяне ве- рили в узнавание друзей и родственников и воссоединение с ними после смерти. Глава является полумагической по характе- ру, поскольку усопший, как обычный чародей, угрожает богам карами, если они не выполнят его просьбу. Интересно отметить следующее: считалось, что друзья усопшего в ином мире готовы сразиться с небесными силами от лица своих родственников.
    Ни Тексты пирамид, ни Тексты саркофагов не рассказывают нам ничего о других занятиях обитателей иного мира, кроме охоты и рыболовства. Можно предположить, что они ежедневно какое-то время проводили в молитвах и пении гимнов Ра, Гору и великим солнечным богам, допустившим их в свое окружение.
    Тексты пирамид показывают, что усопший, знавший и расска- зывавший «Главу Ра» и выполнявший определенные ритуальные магические акты
    Горахти, становился родственни- ком Ра и смером
    , то есть другом Горахти. Там вполне определенно сказано, что Пепи знал «Главу» и выполнял магические ритуалы, за что и получил привилегии.
    Самый древний и продолжительный гимн Ра, дошедший до наших дней, обнаружен в пирамиде Пепи. Он звучит следую- щим образом:
    «Почтение тебе, [о] Тем!
    Почтение тебе, [о] Хепрер, который появился на свет сам по себе (то есть саморожденный).
    Ты велик в своем имени Как (то есть высота)!
    Ты появился на свет (хепер-к) в имени твоем Хепрери (то есть Появляющийся на свет).
    Почтение тебе, [о] Око Гора (Египет), который он оснастил обеими руками.
    Он не позволил тебе слушать (подчиняться) тому, кто на вос- токе.
    Он не позволил тебе слушать того, кто на востоке.
    Он не позволил тебе слушать того, кто на юге.
    Он не позволил тебе слушать того, кто на севере.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    320
    Он не позволил тебе слушать тех, кто в середине земли.
    [Но] ты слушал (подчинялся) Гору.
    Это он создал тебя.
    Это он поднял тебя.
    Это он создал для тебя твердую землю (или дал тебе опору).
    Ты сделал для него все, что он тебе говорил, в каждом месте, куда он шел.
    Ты несешь ему воды птиц
    1
    , которые в тебе.
    Ты несешь ему воды птиц, которые будут в тебе.
    Ты несешь ему каждое растение (зерно), которое в тебе.
    Ты несешь ему каждое растение (зерно), которое будет в тебе.
    Ты несешь ему еду и питье, которые в тебе.
    Ты несешь ему еду и питье, которые в тебе, которые будут в тебе.
    Ты несешь ему приношения, которые в тебе.
    Ты несешь ему приношения, которые будут в тебе.
    Ты несешь ему все, что есть в тебе.
    Ты несешь ему все, что будет в тебе.
    Ты несешь [их] ему в любое место, куда пожелает его сердце.
    Двери, которые на тебе, стоят твердо, как Анмутеф
    2
    Они не открываются для того, кто с запада.
    Они не открываются для того, кто с востока.
    Они не открываются для того, кто с юга.
    Они не открываются для того, кто с севера.
    Они не открываются для жителей внутренних районов.
    [Но] они открываются для Гора.
    Это он их сделал.
    Это он их поставил.
    Это он сохранил их от всех повреждений, которые замыш- лял Сет.
    Это он заложил твои основы в имени твоем «Основы горо- дов».
    Это он пошел, он последовал, склонившись, за тобой в име- ни твоем «Нут» (то есть «Город» par excellence).
    Это он сохранил тебя от всех повреждений, которые замыш- лял Сет».
    1
    То есть болота, в которых размножаются пернатые.
    2
    А н м у т е ф — мифологический персонаж, функции которого не- известны. Он неоднократно упоминается в фиванской Книге мертвых.

    ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
    321
    Следующая группа текстов, из которых можно почерпнуть немало полезной информации о взглядах египтян на будущую жизнь, озаглавлена «Реу-энт-пер-т эм хру», то есть «Глава вы- хода днем», или фиванский вариант Книги мертвых. Это ценная коллекция погребальных документов, которая содержит ряд древ- них магических заклинаний, ритуалов и гимнов Ра и Осирису, экзегетические заметки, отрывки из Текстов пирамид, несколько глав, описывающих возможные трансформации усопшего, спе- циальную часть, посвященную последнему суду, причем многие главы имеют специальные рубрики, описывающие использова- ние религиозных заклинаний и амулетов и проведение ритуалов.
    Большое число глав имеет виньетки с короткими описаниями богов и предметов, изображенных там. Это чрезвычайно полезное дополнение к текстам. Самое полное издание фиванской Книги мертвых было опубликовано мной в 1898 году. Оно содержит гла- вы из папирусов Ани и Ну, которые еще не были найдены, когда свой фундаментальный труд опубликовал Невилл. В свое издание я включил 163 главы фиванского варианта, 14 смешанных глав и
    14 глав из саитского варианта с английским переводом и слова- рем. С библиографией Книги мертвых и всех ее вариантов можно ознакомиться в моей книге «Папирус Ани», Лондон, 1985. Самые детальные папирусы Книги мертвых — Ани и Небсени — были на- писаны в Фивах (?) при XVIII династии, то есть около 1600 года до н. э. Очевидно, что описанные в них вероучения были распростра- нены среди образованных людей того времени и жрецов. В фиван- ской Книге мертвых меньше ссылок на древние звездные культы, чем в Текстах пирамид, но те, которые все же встречаются, по- казывают, что египтяне не совсем забыли своих древних богов, которым поклонялись их предки; например, пальцы усопшего идентифицируются с Орионом. Усопший говорит: «Я Сах, путе- шествующий по своей территории, выступающий перед звездами небес». Осирис также называли Сахом, и усопший устраивается на скипетре Ориона. Усопший говорит: «Я Септ» (Сотис) и при- казывает крокодилу отступить. Сотис — божество Аат Ату, и усоп- ший докладывает ему. Сотис произносит свои магические слова звездам, и усопший становится звездой перед обитателем Сотиса.
    Мы находим также звезды Ахему Урту, Ахему Секу и утреннюю звезду в Текстах пирамид, а кроме того, старого па- ромщика Ра Херфхафа,
    , ставшего привратни-
    11 У. Бадж

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    322
    ком Осириса
    1
    , а потом одним из участников су- дилища в зале Осириса. Паром Ра перевозил души блаженных с земли в рай, Осирис использовал его для этой же цели. У ранних жрецов Ра была лестница, по которой души праведников подни- мались на небеса
    2
    . Лестница была сотворена Ра и использовалась им и другими богами, причем последним был Осирис, который сам стал лестницей. В папирусе Ани есть виньетка — лестница, предназначенная для использования Осирисом и его последова- телями.
    Главы фиванской Книги мертвых показывают, что при XVIII ди- настии египтянин был волен решать, где он проведет свою жизнь после смерти, потому что одни главы были написаны с целью помочь ему обрести дом в ладье Ра, другие — стать небесным су- ществом и лишиться своей индивидуальности, «растворившись» в боге солнца. Некоторые главы и виньетки показывали, что пред- ставляет собой жизнь в царстве Осириса, которая, в сущности, оказывалась продолжением земной жизни. Виньетка главы сх изображает усопшего в Сехет-Хетеп, или на Поле приношений, в том же облике и даже платье, которое он имел на земле. Сехет-
    Хетеп — это район, пересеченный каналами, который вполне мог быть большой фермой где-нибудь в Дельте или в окрестностях
    Фив. В папирусе Ани усопшего сопровождает супруга, за ними следует Тот. Мы видим его сидящим в ладье, нагруженной при- ношениями, которые он несет богам первой части. Во второй части мы видим его жнущим и скот топчущим зерно; одетый в белое платье и держащий скипетр Херт он преклоняет колени перед двумя большими грудами зерна, одной белой и одной крас- ной. В другой части района, названной Сехет-Аару, то есть «поля тростника», он пашет с парой быков у реки, в которой нет ни рыб, ни змей. Ее длина и ширина неизвестны. Угол четвертой части описывается как центр Ааху, группы блаженных, кото- рые, как утверждают, имеют длину (то есть высоту) семь кубитов
    (3,4—3,7 м), и зерно высотой три кубита убирается почтенным
    Саху, представителем другого класса блаженных. Здесь живут ве- ликие боги. На концах узких пирсов, тянущихся от земли, две
    1
    В другом параграфе —
    2
    Судя по всему, аскен пет
    — это своего рода барьер или лестница.

    ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
    323
    ладьи, одна в форме обычной нильской ладьи, на другой на носу и корме головы змей. В каждой есть скамья, имеющая семь сту- пеней. Вероятно, это оригиналы «ладей духов», о которых упо- минается в коптских апокрифических текстах. Сцена в папирусе
    Небсени богаче деталями, потому что мы видим его стоящим под потоком возлияний холодной водой, а его помощник несет ему чистое платье. В тексте содержится молитва Осирису и всем бо- гам, живущим в Сехет-Хетеп, о том, чтобы приношения из хлеба и пива, гусей и мяса и всех благих вещей, а также полотняной одежды, молока и вина ежедневно доставлялись ка Небсени.
    Глядя на виньетки, можно сделать вывод, что в этот период ба в мире ином имело облик, который имело его тело на земле, и что оно использовало материальные приношения — еду и питье, до- ставляемые ка на земле. В тексте содержалась просьба о беспе- ребойном снабжении пищей, на которой жили кау и Ааху, а в главе сх сказано «прямым текстом»: «Да буду я там (то есть в
    Сехет-Хетеп) есть, да буду я там пить, да буду я там пахать и со- бирать урожай. Пусть мои слова будут там иметь силу, пусть я никогда не стану там рабом, а всегда останусь высоко». Ба могло по своей воле путешествовать по всему Сехет-Хетепу, посещать все его номы и города.
    Верования, характерные для периода правления Птолемеев и римского периода, касающиеся жизни тех, кто оказался в мире ином, иллюстрируются следующими текстами:
    1. Из папируса Британского музея № 10112, написанного для Техерт-Пуру-Абта, сына Тхент-Нубта, который был «оправ- дан на суде».
    «Твоя душа живет на небесах перед Ра. Дары приносятся тво- ему ка перед богами. Твоя Саху славна среди Ааху. Твое имя прочно на земле перед Гебом (богом земли). Твое тело будет жить вечно в Херт-Нетере. Твой дом в распоряжении твоих детей, и твоя жена, которая рыдает, пока они идут за тобой, когда ты идешь туда с твоими детьми. Они вознаграждены за то, что сделали для твоего ка и твоего хорошего и правильного погребения. Они при- носят дары для твоего ка в Западных Фивах, на виду горожан и
    Госпожи храмов. Красивая Аментет протягивает свои руки, что- бы принять тебя по повелению владыки Абидоса.
    Твоя гробница никогда не будет разрушена, бинты никогда не будут сорваны с тебя, и твое тело никогда не будет изувечено.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    324
    Анубис принял тебя на земле зала Маати и сделал тебя одним из самых привилегированных и уважаемых членов круга Секера.
    Твоя душа летит в небеса, чтобы встретиться с душами богов, она также парит над мертвым телом, которое в Акерте. Ты путеше- ствуешь над землей, ты видишь все, что [происходит] там. Ты наблюдаешь за всем, что касается твоего дома, ты ешь хлеб, и ты выполняешь все превращения, которые напоминают превраще- ния Баба
    1
    . Ты отправляешься в город Нифур-Т
    2
    на празднество алтарей в ночь праздника шести и на праздник Анеп. Ты отправ- ляешься в город Нифур-Т на праздник малого тепла и праздник
    Анхер-Т. Ты отправляешься в город Тату на праздник Ка-Хра-Ка
    (Хорак), в день, когда Тет поставлен стоймя. Дыхание ветра дало твоему горлу дыхание с Хонсу и Шу, властелином Фив. У тебя есть изобилие приношений для твоего Ка каждый десятый день с живым образом Ра в Фивах. Твоя жизнь вечна и бесконечна, и твое владычество вечно, и ты станешь свидетелем бесконечного числа периодов Хенти (то есть 60 × 2 = 120 лет)».
    2. Осирис Херту
    3
    говорит:
    «Я есть Ра на восходе. Я есть Атум на закате. Я есть Осирис
    Хенти-Аменти ночью и днем. <...> Примите меня, о Анубис, Хат- хор, Маат, хранитель дверей Туата и Пер-Хенну
    4
    , боги Туата и др.
    Я ваш отец Горахти, Гор, сын Исиды, старый Гор, Гор двух го- ризонтов и Гор, владыка Сехема. Я есть Тот, давший литургию каждому богу.
    О повелитель света, владыка великого трона, обрати свой лик ко мне. Дай мне мои уста, чтобы я мог говорить с тобой. Направь мое сердце в момент [ярости] дьявола Небт. Измени мое сердце так, чтобы я мог говорить им перед великим богом Туата. О Пта, отец богов, открой мои уста для меня, как ты открыл уста Секер-
    Осириса в Мемфисе. Сделай так, чтобы мое имя процветало, как имя Осириса Хенти-Аментиу, и пусть меня примут боги великой компании. Пусть мое Ка будет на небесах и на земле, и позволь мне опуститься на (то есть навестить) собственное тело [в гроб- нице]. <...> Пусть свет появится в моих глазах, чтобы я мог ходить ночью и днем, и позволь мне видеть его лучи каждый день. Во
    1
    Беб, Баби, Беби, первенец Осириса.
    2
    Н и ф у р-Т — район в номе Абидоса.
    3
    См.: Лепсиус. Памятники.
    4
    П е р - Х е н н у — храм в ладье Хенну.

    ТУАТ, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР
    325
    мне нет ни одного члена без бога... моя плоть вела совершенную жизнь. Я вышел днем. Я хозяин своего сердца, своих членов, своего разума, своих рук, своих уст, приношений пива, быков и гусей, воды с речной глубины, своих глаз на земле и своих глаз в подземном мире. Я живу хлебом, благодаря ему я стою (или су- ществую). Я кормлюсь молоком. Я пью вино. Я хорошо выгляжу.
    Я получаю дыхание от богинь Эрпуит. Я великий бог, пришед- ший из Херт-Нетер, свет Ра, дыхание Амона. Я есть они навечно.
    Я Осирис, Великий бог, Гор, слово, И-эм-Хотеп, рожденный
    Мут-Мену (?). Ра, я твой сын. О Тот, я твои глаза. О Осирис, я твой сехем (то есть сила). О владыки Гермополя, я ваш наследник
    (или плоть и кровь), рожденный Маат».
    3. «О Керашер, твое имя постоянно, твое тело из плоти проч- но, твое духовное тело растет. Твое лицо сияет перед Ра, твое ба живет перед Амоном, твое тело из плоти обновлено перед Оси- рисом. Ты дышишь вечно. Твоя душа предлагает тебе лепешки, эль, быков, птиц и холодную воду каждый день. Твоя плоть на твоих костях, и твой облик такой же, каким был на земле. Ты пьешь, ты ешь своим ртом, ты получаешь хлеб вместе с осталь- ными богами. Тот, великий из великих богов, владыка Гермопо- ля, собственными пальцами пишет Книгу дыхания. Твоя душа будет дышать вечно, и ты заново примешь облик, как на земле.
    Ты сделан божественным, как души богов, твое сердце есть серд- це Ра, твои члены есть члены великого бога. Амон приходит к тебе с дыханием жизни, и ты вдыхаешь воздух в своей погребаль- ной камере. Ты появляешься на земле каждый день, и Книга ды- хания Тота является твоей защитой, потому что благодаря ей ты дышишь каждый день, и благодаря ей твои глаза взирают на бо- жественный диск».
    XV
    ТУАТ
    , ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР
    Туат — это название, данное египтянами жилищу духов и душ умерших; это слово очень древнее, и его точное значение неиз- вестно. Обычно оно переводится как «иной мир», «подземный
    (нижний) мир», иногда — «гадес» или «ад». Определенно лишь то, что Туат считался местом, по которому солнце проходит после заката и где живут духи и души умерших. Египтяне разделили мир

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    326
    на три части: небеса пет, земля та и туат туат.
    Многие из них думали, что Туат расположен под землей (таким же образом, как небеса над ней). Переводить это слово как «ад» неправильно, потому что понятие ада у современных людей ас- социируется с идеями, совершенно незнакомыми древним егип- тянам. Враги Осириса и Ра подвергались в Туате наказаниям, но разные варианты Книги мертвых показывают, что в нем было ме- сто, где блаженные жили счастливо и наслаждались бессмертием.
    Тексты XIX династии сообщают, что Туат располагался не под землей, а вдали от нее, и по крайней мере часть его была очень похожа на Египет. Предполагалось, что Туат был отделен от этого мира (Египта) горной цепью и, судя по всему, представлял собой узкую долину, по всей длине которой протекает река. От небес он тоже отделялся горной грядой. Солнце и духи умерших входили туда через отверстие в западной части гряды, недалеко от горы
    Ману — «горы заката». Солнце возвращалось снова в этот мир через отверстие в восточной гряде, расположенное рядом с горой
    Бахау, или «горой восхода». Так же как в небесах находилась не- бесная река, а в Египте Нил, в Туате тоже не обошлось без реки.
    На виньетке алебастрового саркофага Сети I в музее сэра Джона
    Соана Туату придано сходство с телом Осириса, согнутым, как обруч, таким образом, что пальцы его ног касаются головы. Так во времена XVIII династии Осирис стал олицетворением Туата, а
    Туат — узкой круглой равниной, которая начинается там, где солнце заходит на западе и заканчивается в месте его восхода на востоке.
    Туат в целом состоял из туатов, или подземных миров, всех великих городов Египта. Это было место, полное опасностей и трудов для душ, которые туда входили и которым предстояло его пересечь, чтобы добраться до жилища богов и блаженных. Оно было погружено в глубочайший мрак ночи и являлось обитали- щем для самых ужасных монстров и легионов демонов. В каждой его части проживали свои особые демоны, создающие разные препятствия для прохождения душ. В эпоху Дневнего царства жрецы составили длинный перечень заклинаний и молитв для душ, идущих через Туат. С течением времени этот перечень часто пополнялся. Консерватизм египтян не позволил им отказаться даже от самых древних из них. Поэтому уже после того, как обы- чай обезглавливать и расчленять мертвых был забыт, заклинания, составленные для этих целей, тщательно копировались жрецами и знатью в своих погребальных папирусах.

    ТУАТ, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР
    327
    Древнейшие погребальные тексты наводят на мысль, что со- ставившие их жрецы претендовали на точные знания географии
    Туата, имен демонов и монстров, а также всех препятствий, сто- явших на пути душ. Но до периода правления XI—XII династий мы не находим ни одного изображения Туата, да и появившие- ся изображения имели объектом только Елисейские поля. Их назвали Сехет-Хетеп
    , то есть «Поля приноше- ний», и Сехет-Аанру
    , то есть «Поля трост- ника (или камыша)». В более поздних текстах упоминается так- же «Поле кузнечиков». Одними из древнейших известных нам изображений этих районов являются обнаруженные на сарко- фагах Гуа-тепа и врача Сена, которые хранятся в Британском музее (№ 30840, 30841). На саркофаге Гуа-тепа изображен пря- моугольный участок или поместье, пересеченное многочислен- ными большими и малыми каналами, образующими множество островов или, возможно, озер. В той или иной форме то же са- мое присутствует во всех великих рукописных материалах, во- шедших в фиванский вариант Книги мертвых, и образует ви- ньетку главы сх. Очень интересный вариант рисунка обнаружен на внутренней поверхности саркофага Сена. В нем особенно вы- делена магическая ладья, которая двигается по произнесении «сло- ва силы» сидящим в ней. В копиях виньетки, сделанных в эпоху
    Нового царства, усопший изображен пашущим и убирающим уро- жай, а также наблюдающим за молотьбой пшеницы и ячменя.
    «Книга выхода днем» содержит мно- го информации о той части Туата, которая составляла владения
    Осириса. Согласно главе cxliv, в ней было семь залов (арит), но в папирусе показаны только двери, через которые в них входят.
    Каждая дверь охраняется тремя богами, причем все они, за ис- ключением двух, имеют головы священных животных. Первый бог был хранителем двери, он стоял у нее, второй был стражем, он вел наблюдение и сообщал о приближении посетителей, тре- тий был глашатаем, он объявлял в зале о новом посетителе. Каж- дый бог имел нож, у некоторых были пальмовые ветви (?).
    Их имена:
    Арит I. 1. Сехет-Хер-Ашт-Ару. 2. Семету. 3. Хахеру.
    Арит II. 1. Тунпехти. 2. Секет-Хер. 3. Сабес.
    Арит III. 1. Унемхуатентпехф. 2. Решер. 3. Уаау.
    Арит IV. 1. Хесефхериашхеру. 2. Ресаб. 3. Неткахер-Хесефату.

    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   44


    написать администратору сайта