Главная страница
Навигация по странице:

  • ГИМНЫ БОГАМ, ЛИТАНИИ, ЛЕГЕНДЫ...

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница38 из 44
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   44
    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    412
    ударил Гора, и он крикнул Исиде, чтобы та убрала его. Исида так и сделала. Второй раз она бросила гарпун, и он ударил Сета, и тот воззвал к Исиде, как своей сестре по матери, чтобы она убрала гарпун. Исиде стало жаль его, и, когда Сет попросил ее не дер- жать зла против своего единоутробного брата, она велела гарпуну выйти из его тела, что и произошло. Очень разгневался на Исиду
    Гор и стал как суданская пантера. Он схватил топор и отрубил голову матери своей Исиды; прижал ее к груди и ушел в горы.
    Исида же превратилась в кремневую статую без головы. Увидев это, Ра-Горахти сказал Тоту: «Что это за безголовая статуя?» Тот ответил, что это Исида, мать Гора, которой сын отрубил голову.
    Тогда громко крикнул Ра девяти богам, чтобы те поспешили, нашли Гора и сурово наказали его. Вместе с девятью богами Ра отправился в горы на поиски Гора, сына Исиды.
    Смотрите, Гор лежит под деревом с густой листвой в стране
    Уахет (то есть оазис Харга-Дахла
    1
    ). Там его нашел Сет, схватил его и бросил спиной на камни. Он выбил два уджата (то есть глаза) из глазниц и закрепил их на каменистой земле, чтобы осветить землю, и ободки (наружные края) глаз стали двумя мя- чами (?) схарер-т
    , и они выросли в два лотоса. Затем
    Сет вернулся и соврал Ра-Горахти. Он сказал, что не смог най- ти Гора.
    Богиня Хатхор, догадывавшаяся о том, что произошло, на- шла плачущего Гора, лежащего на земле. Она поймала газель, подоила ее и велела Гору открыть глаза, чтобы влить в них мо- локо. По ее повелению Гор открыл глаза, сначала правый, по- том левый, и, взглянув на них, она поняла, что Гор снова обрел зрение. Она пошла к Ра-Горахти и сказала ему, что нашла Гора, глаза которого унес Сет, и что вернула ему зрение, после чего добавила: «Смотри, он пришел». Затем девять богов решили вы- звать в суд Гора и Сета и наказать их. Когда те предстали перед девятью богами, Неберджер обратился к Гору и Сету. Он сказал:
    «Да будут услышаны мои слова: уходите, и пусть воцарится мир.
    Ешьте, пейте и прекратите ссору, которой вы заняты каждый день». Сет предложил, чтобы они хорошо провели время вместе
    (то есть отпраздновали) в его доме, и Гор сказал: «Конечно, я
    1
    Создается впечатление, что боги решили отправиться в оазис, по- тому что этот район находился в ведении Сета. При XXII династии Су- тех, то есть Сет, был «великим богом» оазиса и считался справедливым судьей.

    ГИМНЫ БОГАМ, ЛИТАНИИ, ЛЕГЕНДЫ...
    413
    согласен, я определенно согласен». И оба отправились в дом
    Сета. Вечером для них был приготовлен диван, на котором оба легли спать.
    Описание того, что последовало за этой попыткой богов при- мирить непримиримых, составляет самую вульгарную главу в египетской литературе, но она, скорее всего, очень древняя и касается древнейшего варварского обычая, существовавшего в
    Египте на заре времен. Далее приводится только ее пересказ, в то время как полный перевод дан доктором Гардинером.
    Ночью Сет почувствовал возбуждение и попытался изнасило- вать
    1
    Гора, но потерпел неудачу, потому что Гор схватил фаллос
    Сета рукой, и тот излил семя в нее. Гор пошел к Исиде, показал ей руку и ее содержимое; богиня схватила нож, отсекла осквер- ненную руку Гора и бросила ее в воду, после чего создала для него новую руку, ничем не отличавшуюся от прежней. Затем она до- стала сладко пахнущую мазь и смазала ею фаллос Гора. Она за- ставила его увеличиться, подставила сосуд, и Гор излил семя в него. Утром Исида взяла сперму Гора, пошла в сад Сета и спро- сила садовника, какое растение Сет обычно использует как аф- родизиак. Садовник ответил, что Сет ест единственную траву из тех, за которыми он ухаживает, — аб-т
    , которую некоторые считают сортом салата.
    Затем Исида полила спермой Гора эту траву, и Сет каждый день, когда хотел, приходил и ел ее. Далее в тексте содержит- ся удивительное утверждение: Сет забеременел от семени Гора
    1
    В Египте в примитивные времена победитель часто насиловал по- бежденного, независимо от того, мужчина это был или женщина. Этот обычай был известен авторам Текстов пирамид, где мы читаем: «Привет тебе, Осирис Тета! Проснись! Гор заставил Тота привести к тебе твоих врагов, он положил тебя на свою спину, он не осквернит тебя. Сядь на него.
    Иди же, сядь на него, он не применит к тебе насилие». Смысл последне- го предложения совершенно ясен из текста
    , который присутствует в пирамидах Тета, Пепи, Ме- риенра. Царь помещен в такое положение, что Сет не может совершить над ним акт сексуального насилия. Относительно значения
    , то есть
    , никаких сомнений нет.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    414
    Это означает, что Сет считался двуполым божеством, как Тему и Ра. Упоминание о беременности, вызванной проглатыванием чего-то, в «Сказке о двух братьях» не помогает нам, потому что человеком, проглотившим две деревянные щепки, была жен- щина, которая может зачать, а не мужчина, который не может этого сделать.
    Потом Сет пришел и сказал Гору, что хочет снова пойти в суд. Гор пошел с ним, и они оба предстали перед девятью бога- ми, которые немедленно повелели им изложить свои требова- ния. Сет встал и потребовал себе трон Осириса на том основа- нии, что он совершил над Гором акт победителя (иначе говоря, изнасиловал его). Девять богов поверили его лжи и стали пле- вать в лицо (или перед лицом) Гора. Гор только рассмеялся и поклялся, что Сет лжет. Он потребовал, чтобы семя Сета и его семя были вызваны в качестве свидетелей, чтобы все увидели, откуда они будут отвечать. После этого Тот положил руку на плечо Гора и сказал: «Выйди, о семя Сета», и оно ответило из воды болот. Тогда Тот возложил свою руку на плечо Сета и ска- зал: «Выйди, о семя Гора». Семя ответило: «Откуда мне выйти?»
    Тот сказал, что семени следует выйти из уха Сета. Тогда семя сказало: «Должно ли я, будучи божественной сущностью, выйти из его уха?» Тот ответил, чтобы оно вышло из короны на голо- ве Сета. И оно вышло в форме золотого диска атенну
    (то есть солнечного диска) на голове Сета. Сет рассвирепел и протянул руку, чтобы схватить золотой диск, но Тот оказался быстрее. Он схватил его и возложил, как диадему, на свою го- лову
    1
    Девять богов, наблюдавшие за происходящим, решили, что
    Гор прав, а Сет — нет, и, когда они объявили свой вердикт, Сет пришел в ярость и отказался принять его, поклявшись сделать еще одну попытку победить Гора. Сет предложил, чтобы он и Гор сделали каменные ладьи, и вышли на них в плавание. Тот, кто потопит ладью своего соперника, получит трон Осириса. Гор со- гласился. Он пошел и вырубил ладью из кедрового дерева, по- крыл ее каджа
    2
    , вечерней порой спустил ее на воду, и никто о ней не знал. Сет увидел ладью и решил, что она сделана из камня. Он
    1
    Здесь автор совместил две или три легенды, как уже делал это не- однократно. Самое важное, что все они очень древние.
    2
    К а д ж а — битуминозное вещество, предотвращающее поступле- ние воды сквозь швы.

    ГИМНЫ БОГАМ, ЛИТАНИИ, ЛЕГЕНДЫ...
    415
    отправился к горе, отсек от нее большой кусок и вырубил из него ладью длиной сто тридцать восемь кубитов. Сет и Гор вышли в плавание, каждый на своей ладье, а девять богов наблюдали.
    Ладья Сета очень быстро затонула, вероятно, когда он находился в ней. Чтобы не утонуть, Сет превратился в гиппопотама и, сле- дуя повадкам настоящего зверя, погнался за ладьей Гора и утопил ее. Гор бросил в Сета гарпун. После этого девять богов велели
    Гору не нападать на противника. Гор послушно сложил оружие, используемое в сражениях на воде, в свою лодку — которая к этому времени каким-то образом снова обрела плавучесть — и отправился в Саис побеседовать с Нейт. По прибытии он обра- тился к ней с просьбой урегулировать спор между ним и Сетом.
    Этот спор длился уже восемьдесят лет, и ни один бог не знал, как его разрешить. Кроме того, Гор знал, что, в то время как Сета ни разу не объявляли правым, он (Гор) был признан правым тысячу раз. Более того, Сет не принимал постановлений девяти богов.
    Гор перечислил основные случаи, когда его объявляли правым: в зале Уат-Маати, в зале Херу-Хенти-Абиу, в зале Сехет-Анре и в зале Ше-Эн-Сехет. И девять богов сказали, обращаясь к Шу:
    «Этот Гор, сын Исиды, говорит правду».
    Тот сказал Неберджеру: «Пусть Осирису будет отправлено пись- мо, чтобы он сам рассудил Гора и Сета». И Ра молвил: «Сказанное
    Тотом девяти богам миллион раз правда». Тогда Неберджер ска- зал Тоту: «Сядь и напиши письмо Осирису и дай нам знать, что он ответит». Писец богов начал свое письмо, перечислив пять
    «сильных» имен Ра: 1) Имя быка; 2) Имя Небти; 3) Имя Гора из
    Нубита (Омбос); 4) Имя Несу-бат, (5) Имя сына Пта. После это- го начинался собственно текст: «Напиши [и скажи] нам, что сле- дует делать со спором Гора и Сета, чтобы мы не были вынуждены действовать на основании недостаточных знаний». В должное время письмо достигло «царя, сына Ра», и, когда посланник за- читал его, царь громко застонал и без задержки
    1
    продиктовал от- вет, который отправил туда, где собрались боги во главе с Не- берджером. В нем Осирис сказал: «Поскольку это я даю вам силу и это я сотворил ячмень и дхура (просо), чтобы накормить богов, а также [священных] животных и скот, и ни один другой бог, и ни одна другая богиня не может сделать это, почему мой сын Гор должен быть лишен своих прав?»
    1
    Буквально — со всей возможной поспешностью

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    416
    Письмо Осириса было получено Ра-Горахти, когда он сидел вместе с девятью богами в белом (?) ...
    1
    в городе Хасауу
    2
    , и оно было зачитано ему и девяти богам посланником. Тогда Ра-Горахти сказал: «Немедленно напишите послание Осирису и со ссылкой на это письмо скажите: «Даже если бы ты никогда не был создан, даже если бы ты никогда не родился, ячмень и дхура все равно появились бы
    3
    . Это послание было отправлено Осирису и зачи- тано пред ним.
    Осирис отправил Ра-Горахти ответ, в котором было сказано:
    «Хорошо, очень хорошо все то, что создал ты, открывший де- вять богов, но правде пришлось погрузиться в глубины Туата
    4
    Но подумай сам
    5
    . Страна, где я есть, полна вестников со страш- ными лицами
    6
    , и они не боятся ни одного бога и ни одной бо- гини. Я заставлю их вылезти, и они принесут обратно сердца всех грешников, творивших злые дела, и они останутся со мной.
    Какая польза от моего нахождения в Аментет, в то время как всякий, и каждый, и все вы за его пределами? Кто из вас мо- гущественнее, чем я? Но воистину они обнаружили только об- ман и ложь. Смотрите, во времена, когда Пта, великий, юг сво- ей стены, господин Анх-Тауи, создал небеса, разве он не сказал звездам, которые были в них: «Садитесь в западной стране Амен- тет каждую ночь, в месте, где живет Осирис. А за ними боги, благородные и простые, придут отдохнуть туда, где ты. Вот что он сказал мне».
    1
    По моему убеждению, детерминатив говорит о месте, а не о времени.
    2
    Х а с а у у — город, обычно идентифицируемый с Ксоисом.
    3
    Богом зерна был Непер
    , но Осирис был формой его.
    4
    Смысл высказывания следующий: все, что ты сделал, очень хоро- шо, но пока ты был занят, создавая богов, правда сгинула в ад.
    5
    Не ссылаясь на девять богов.
    6
    См. виньетку к главе xxviii Книги мертвых в папирусе Нефер-Убен-Ф, где приведено изображение огромной гориллы африканских джунглей
    (Понго или Мпунгу). В главе xvii Небсени молится об избавлении от
    «стражей, имеющих ножи для убийства и жестокие пальцы». А виньетки к главам, касающимся арит и залов царства Осириса, содержат множе- ство примеров страшных вестников, которых Осирис посылал за серд- цами грешников. Ужасные монстры, упоминаемые в коптских житиях мучеников, которые, как считалось, таились, ожидая возможности схва- тить душу умирающего человека, имели своими прототипами чудовищ из древних египетских погребальных папирусов.

    ГИМНЫ БОГАМ, ЛИТАНИИ, ЛЕГЕНДЫ...
    417
    Спустя много дней после этого письмо Осириса достигло того места, где сидел Неберджер с девятью богами, и Тот зачитал его собравшимся. Услышав его, они сказали, что Осирис прав. Но
    Сет попросил, чтобы ему разрешили еще одну схватку с Гором, и, когда она состоялась на упомянутом выше острове, Гор был объявлен победителем, а Сет стал пленником Исиды. Атум велел
    Исиде привести пленника к нему, и, когда она повиновалась, спросил Сета, почему тот отказался принять вердикт богов и за- хватил трон Осириса. Сет ответил, что это не так, и согласился, что трон Осириса должен занять Гор. Гор предстал пред очи Ату- ма, и белая корона была водружена на его чело, и он занял трон
    Осириса. Боги признали его хорошим царем Та-Мера (Египта) и хорошим владыкой всех стран навсегда. Исида ликовала. Тогда
    Пта спросил, что делать с Сетом, и Ра-Горахти порешил, что Сет будет жить с ним и станет его сыном. Впредь его основным за- нятием станет гром небесный — им он будет пугать людей. Боги сказали Ра-Горахти, что Гор стал правителем, и тот возликовал и приказал девяти богам склониться до земли перед Гором, сыном
    Исиды. Исида сказала: «Гор стоит как Хек (то есть наследствен- ный правитель Египта), девять богов устроили праздник, небеса радовались». Боги возложили на свои головы венки из цветов.
    Девять богов и вся земля радовалась, когда Гор, сын Осириса из
    Тету, стал правителем.
    Так закончилась эта замечательная история о противостоя- нии Гора и Сета.
    Легенда об Оке Гора и черной свинье
    Легенда стала известной благодаря главе cxii Книги мертвых.
    Глава называется «Глава о познании душ города Пе», и виньетка изображает сидящего Гора (с головой сокола) и двух его сыно- вей — Местха и Хапи (с головами людей). Древнее имя Пе , го- рода, названного греками Буто, было Джбаут
    , а его богом была цапля или вид сокола
    . И хотя древнее имя города встречается в Текстах пирамид и на памятниках Древнего царства, фиванская Книга мертвых называет город Пе. Это слово или название означает нечто вроде «сиденья» или «трона» и по- казывает, что это царский город. Текст показывает, что культ
    14 У. Бадж

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    418
    Гора вытеснил культ старого бога города. В главе xciii два сына
    Гора, Туамутеф и Кебхсеннуф, образуют вместе с Гором Души
    Нехена или Иераконполя в Верхнем Египте. Этот факт показы- вает, что царство Гора протянулось из Пе до Нехена. Но в Древ- нем царстве Пе и Ану (Гелиополь) отмечали границу его царства.
    Глава cxii проливает свет на историю Гора. В первых строках кто- то спрашивает жителей Пе, знают ли они, почему город был от- дан Гору, и утверждает, что он знает причину, которой не знают они. А причина вот в чем. Ра дал этот город Гору в качестве ком- пенсации за поврежденный глаз. Представляется, что у Гора были какие-то проблемы с глазом, он пришел к Ра, и тот сказал ему:
    «Позволь мне посмотреть, что случилось с твоим глазом сегодня».
    И он посмотрел. Затем Ра сказал Гору: «Взгляни, ты видишь чер- ную свинью?» Гор посмотрел, куда ему было сказано, и тотчас получил удар в глаз, вызвавший ужасную боль. Гор сказал: «Во- истину мой глаз теперь болит так же, как это было, когда Сути нанес мне удар по глазу». Далее текст утверждает, что он (пред- положительно Гор) съел свое сердце, то есть разгневался, и одно- временно огорчился. Есть все основания думать, что упомянутый выше удар в глаз Гора был вторым их тех, которые нанес Сути, он же Сет. Если это так, как считает Сете, то возможно, первый удар Гор получил в великой битве между Гором и Сетом, после чего он стал обладателем верховной власти в Гелиополе. Тогда второй удар был нанесен, когда Гор захватил власть в Джбауте или Пе. Эта легенда, судя по всему имеющая историческую осно- ву, не должна смешиваться с той, в которой Сет проглотил месяц, то есть имело место затмение. В этом случае бог солнца вонзил гарпун в тело Сета, и монстр, выплюнувший луну, был лишен свободы (глава cviii).
    Когда Ра, не только творец, но и целитель, посмотрел на раз- битый глаз Гора, то сказал богам — своим спутникам: «Помес- тите его на кровать, и он встанет здоровым». Далее следовало объяснение: «Это Сути в облике черной свиньи сделал то, что случилось с Гором. Удар в глаз Гора [вызвал] воспаление (?)». И
    Ра сказал богам: «Свинья станет отвратительным животным для
    Гора. Гор излечится, но навсегда возненавидит свиней». Боги, последователи Гора, когда он был в облике собственного ребенка,
    [постановили, что следует принести] жертвы в виде скота, овец и свиней. Отец Местхи, Хапи, Туамутефа и Кебхсеннуфа — Гор, а их мать — Исида. Гор сказал Ра: «Дай мне двух братьев в городе
    Пе и двух братьев в городе Нехен, которые вышли из моего тела

    ГИМНЫ БОГАМ, ЛИТАНИИ, ЛЕГЕНДЫ...
    419
    и которые будут со мной в облике вечных судей. Тогда земля ста- нет зеленой, и дожди иссякнут». И имя Гора стало «Тот, кто в своем Уадже» (то есть зеленом камне), но зелень, которая имеет- ся в виду, — это зелень молодой растительности.
    В последней части говорится о том, что непогода, устроенная
    Сетом, устраняется чтением, в сочетании с принесением жертвы в виде скота: овец и свиней.
    Упомянутая выше черная свинья впервые появляется в ше- стой части Книги врат. Осирис сидит на троне, перед ним вели- кие весы. Поблизости ладья, в которой павиан, помощник Тота, бьет черную свинью. Очевидно, любая свинья была нечистой, поскольку рубрика главы cxxvi утверждает, что текст не должен быть написан на поверхности, по которой ступала свинья.
    Во многих текстах вместе с Пе упоминается город Теп, сто- явший на противоположном берегу реки. Вероятнее всего, Пе и
    Теп считались одним городом. Греки назвали его Буто
    1
    . Он был известен в эпоху Древнего царства и упоминался в Текстах пи- рамид. Он был центром культа богини Уаджит
    , или просто
    . Эта смертоносная змея, или кобра, была оли- цетворением убийственного солнечного жара, или его глаза, и располагалась на лбу бога солнца, чтобы иметь возможность уни- чтожить всякого, кто вздумает напасть на него. Она также видна на головах Гора и Сета, а ее золотое изображение было частью короны египетских фараонов. Иероглиф, с помощью которого пишется ее имя , изображает ствол папируса, так как богиня является богиней этого растения, которого очень много в Дель- те. В древние времена она была местной богиней, но все же достаточной важной, потому что ее город стал первой столицей
    Нижнего Египта. Позже она стала главной богиней всей Дельты, и, независимо от того, в каком облике она изображается — ко- бры или женщины, носит корону Нижнего Египта. Иногда ко- бра сворачивается вокруг стебля папируса, который она, будучи женщиной, держит в руке. Как «владычица небес и царица всех богов»
    , кобра носит корону севера и стоит на корзине или чаше с пучком папируса под ней.
    1
    Б у т о — это египетский П-Уджа
    , то есть «дом Уджа».
    Греки называли этим именем и город, и богиню.

    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   ...   44


    написать администратору сайта