Главная страница
Навигация по странице:

  • ГИМНЫ БОГАМ, ЛИТАНИИ, ЛЕГЕНДЫ...

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • [Постройки Шу в Аат-Небес]

  • [Постройки Шу разрушены ордами обитателей пустыни]

  • [Геб насилует свою мать Тефнут и захватывает трон]

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница36 из 44
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   44
    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    394
    что существенная часть книги — это миф творения, имеющий лишь весьма незначительное отношение к заклинаниям против
    Апопи. По сути связь такая же, как в только что описанном ва- вилонском тексте, и можно предположить, что прямая речь, по- всеместно используемая в мифе творения, приведенном в книге
    Апопи, указывает на то, что она является примитивной драмой, где жрец говорит от имени бога Ра и излагает «становления», дав- шие ему власть над монстром. Некоторая бессвязность текста, как рассказа, связана с его предназначенностью для драматиче- ских представлений: тем, кто присутствует на представлении, не обязательно говорить все.
    Непоследовательность является также ярко выраженной чер- той мифа о Горе из Эдфу. В нем события очень быстро сменяют друг друга, а пояснения ситуаций весьма скудные. Текст являет- ся скорее рядом комментариев совершающегося действия, чем упорядоченным рассказом о верованиях, касающихся происхо- ждения вещей. Прямая речь, в основном в виде диалога, обезли- чивает богов. Когда вклинивается собственно рассказ, это проис- ходит в основном потому, что речь доходит до материала, который невозможно передать театральными средствами. Можно предпо- ложить, что этот миф имеет отношение к процессии, во время остановок которой выполнялись ритуальные действия, сопрово- ждавшиеся речью. Все это символизировало победное шествие
    Гора по местам, упомянутым в тексте.
    Здесь снова можно призвать на помощь вавилонскую парал- лель. Известно, что на вавилонских новогодних празднествах эпос творения рассказывали дважды. Чтение сопровождалось подражательными действиями, в которых бог Бел представлялся иногда жрецом, а иногда своей статуей. Такая ритуальная драма была широко распространена, а о ее существовании в Египте из- вестно благодаря трудам Сете. Некоторые ученые возражали против использования в этой связи слова «драма», но, если правильно понимать само действо, оно не введет в заблуждение. Египетские и вавилонские ритуальные драмы не были похожи на средневеко- вые волшебные представления и даже на греческие драмы, как мы их себе представляем. Но Эсхилу и его современникам предше- ствовали ритуальные драмы, исполняемые «на повозках», близ- кие тому, о чем у нас идет речь. Трагедия и комедия в Греции были отделены от такого же рода религиозных представлений. И до конца своего существования старая комедия сохранила грубые черты, объяснимые только ее происхождением.

    ГИМНЫ БОГАМ, ЛИТАНИИ, ЛЕГЕНДЫ...
    395
    К драматическим аспектам отдельных египетских мифов сле- дует отнести, по моему мнению, их некоторые самые отталки- вающие черты. Миф о Сете и Горе, недавно опубликованный доктором Гардинером, излагает события, которые, если их рас- сматривать по существу, полностью расходятся с современной ему египетской религией. Все это сравнимо с демонстрацией кожаного фаллоса
    1
    у Аристофана. Такие действия являются за- бытыми древними ритуальными актами, разыгрываемыми уже цивилизованными людьми в силу инерции, заложенной в ри- туале. Первоначально они являлись частью праздников плодо- родия джуджу. Поглощенные религиозными событиями, свя- занными с великими богами, они ассоциировались с Ра и Гором и должны были найти себе место в историях о них. Мастурба- ция, связь с собой — божеству можно все. Но следует помнить, что мифы, содержащие подобные описания, не отражают со- циальных обычаев и религиозных взглядов того времени; они преображают ритуальные акты, некоторые из которых датиру- ются глубокой древностью, в драматические, хотя в не слишком последовательные повествования.
    Как я отмечал раньше, изложенная здесь теория не может быть доказана. Ее вероятность должна быть раскрыта сравнитель- ным изучением религии и на этой основе может высоко ценить- ся. Читатели, которые возьмут на себя труд сравнить египетские мифы такого рода с вавилонскими, где в целом больше очевид- ности, смогут интерпретировать мифы в свете этого «драматур- гического» аспекта.
    Подобного рода художественное творчество не утратило своей привлекательности в Египте, даже с окончанием династического периода. Мы находим нечто подобное и в магических текстах христианского периода. Коптские магические тексты во многих случаях являются «драматическими» в самом примитивном смыс-
    1
    Фаллос из каната или кожи длиной несколько футов до сих пор является отличительной чертой всех больших праздников в Египте, осо- бенно в Дельте. Я видел, как ими пользовались бродячие артисты в Бу- лак-Дакрур (это недалеко от Каира), причем, к большому удовольствию толпы, полицейские, оставаясь несколько удивленными зрителями, не делали ничего, чтобы остановить представление. В таких случаях появля- ются две молодые женщины, одна с гусаком для своего мужа, другая — с маленьким осликом, и, хотя каждый респектабельный человек воз- мущается похабщиной, которая следует за их появлением, они смеются и считают ее частью представления. Такие забавы освящены собствен- ной древностью.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    396
    ле этого слова. Любовник и его возлюбленная превращаются в божественные фигуры и становятся главными действующими ли- цами небольших драм. Как повествования, мифы остаются такими же неудовлетворительными и непоследовательными, как египет- ские мифы глубокой древности, их характерной чертой является последовательность ситуации, а не связное повествование.
    ЛЕГЕНДЫ О БОГАХ
    Легенда о сотворении мира Неберджером
    [Две версии этой истории записаны на папирусе, хранящемся в Британском музее, № 10188.]
    Книга познания того, как появился Ра, и свержения Апопа
    [Вот] слова, что были сказаны владыкой вселенной Небер- джером после того, как он появился на свет:
    Версия А
    Я тот, кто появился на свет как Хепри.
    [Когда] я появился на свет, стали появляться [другие] вещи.
    Все существа, что были сотворены, появились на свет после того, как я сам появился на свет.
    Было великое множество форм, [которые принимали суще- ства], вышедшие из моего рта
    1
    В то время еще не было создано небо,
    Не существовала земля,
    Дети земли
    2
    [и] все ползающие создания еще не были со- творены.
    Я сам поднялся среди них из водной массы, из состояния инертности (или неподвижности).
    1
    Появляющиеся по слову божьему; как только смыкаются уста бога, являются существа, названные им.
    2
    Литературно «сыновья земли» или животные, большие и малые.

    ГИМНЫ БОГАМ, ЛИТАНИИ, ЛЕГЕНДЫ...
    397
    Я не нашел места, где бы я мог встать.
    Я сделал сильным сердце свое (или волю).
    Я положил начало...
    Я создал все, что имеет [материальную] форму.
    Я был один (или сам по себе).
    Я еще не изрыгнул из себя бога Шу,
    Я выплюнул из себя богиню Тефнут;
    Не было никого, кто мог бы творить со мною.
    Я положил начало в своем собственном сердце,
    Множество вещей появились на свет (или приняли форму),
    Существа, которые родились от сотворенных существ, что были рождены от сотворенных существ, которые зародились из того, что они породили.
    Я, даже я, соединился со своей сжатой ладонью,
    Я познал радости любви со своей тенью,
    Я изрыгнул семя из собственных уст.
    Я дал жизнь Шу,
    Я породил Тефнут.
    Мой отец Нун (то есть водная бездна) дал им покой,
    Мое Око следило за ними (?) долго.
    Они отделились от меня,
    Когда я стал существовать как единственный бог.
    Три бога вышли из меня, когда я появился на земле.
    Шу и Тефнут, возрадовавшись, вышли из инертной водной массы, в которой они были,
    Они доставили мне мое Око, которое следило за ними.
    После этого я собрал свои члены,
    На них я пролил свои слезы.
    Из слез, пролившихся из моего Ока, зародились мужчины [и женщины].
    И когда мое Око пришло ко мне и увидело, что я сотворил другое [Око] на его месте (то есть луну), оно разгневаюсь на меня (или было в ярости), и я наделил его великолепием.
    Я заставил его занять свое место на моем Лике,
    И впредь оно правило по всей земле.
    Время [катастрофы] упало на их растения (кусты глаз?),
    И я вернул им все, что было отнято у них,
    И я явился из-за туч, подобных растениям.
    Я сотворил рептилий (или ползающих созданий) и всякое создание, появившееся на свет от них.
    Шу и Тефнут произвели на свет [Геба и] Нут,

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    398
    Геб и Нут породили Осириса и Гора, живущего без глаза, то есть слепого Гора, и Сета, и Исиду, и Нефтиду в одних родах, друг за другом.
    И их детей стало много на земле.
    Версия В
    Владыка вселенной сказал:
    Я появился на свет и сотворил то, что появилось на свет,
    Я появился на свет в образе бога Хепри,
    И появился я в изначальные времена.
    Я появился на свет в образе Хепри,
    [И я есть] Хепри, создатель того, что появилось на свет.
    Я создал себя из субстанции, которую я сделал.
    Я создал себя в субстанции.
    Имя мое — Асар, суть материи.
    Моя воля свершилась на этой земле,
    Я распространился повсюду,
    Я поднял руку.
    Я был один, они еще не были рождены,
    Я еще не породил из себя Шу,
    Я еще не породил из себя Тефнут.
    Я произнес устами своими имя свое как магическое заклинание.
    Я тот, кто появился в [разных] формах,
    Я появился на свет в обличье бога Хепри.
    Я появился из первичной материи,
    Приняв вначале множество форм,
    Ни одной из них не существовало тогда на этой земле.
    Это я создал все, что было создано.
    Я был один, не было больше никого, кто творил бы со мною, в этом месте.
    Я создал формы с помощью Божественной Души.
    Я поднялся из первичной водной бездны (Нуну), из состоя- ния инертности.
    Я не нашел места, где встать.
    Я сделал сильным сердце мое, я заложил основу для себя (или предо мною),
    Я создал все, что было создано.
    Я был один, я заложил основу в сердце своем,
    Я создал много других форм, форм Хепри.

    ГИМНЫ БОГАМ, ЛИТАНИИ, ЛЕГЕНДЫ...
    399
    Их потомство появилось на свет из форм их детей.
    Я опорожнился, как Шу,
    Я помочился, как Тефнут,
    Из одного бога я стал тремя богами.
    Они появились на этой земле,
    Вслед за этим Шу и Тефнут радовались в первичной водной бездне, где они пребывали.
    Смотри (?), мое Око, я создал их, после периодов времени
    хентиу они пришли ко мне.
    Я собрал свои члены, что вышли из меня после того, как я соединился с моим кулаком.
    Мое сердце вошло в меня из моей руки, и семя упало из моих уст.
    [Далее следует повторение предложений, уже переведенных выше; они не дают ничего нового и, очевидно, добавлены пис- цом по небрежности.]
    До сих пор не было обнаружено иллюстраций актов творения.
    Но идея о союзе бога земли Геба и небесной богини Нут, вероят- но, очень понравилась писцам или авторам текстов, известных под названием «Солнечные литании», которые мы находим в ко- ротком папирусе, найденном в погребениях жрецов Амона-Ра в
    Фивах. Они выполнены в ярких красках, и среди виньеток, по- священных браку земли и неба, мы находим следующие:
    1. Богиня Нут в облике женщины накрывает своим телом бога земли, изображенного в виде мужчины с головой змеи.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    400 2. Богиня Нут в облике женщины с усыпанным звездами те- лом поднята богом Шу от лежащей фигуры бога земли.
    3. Небо
    . Ниже — крылатый жук с рогами на голове и тройной знак удачи
    . Исида, стоящая справа, представляет один из солнечных глаз, а Нефтида, стоящая слева, — другой.
    Перед Нефтидой голова барана Хнему, очень древнего бога тво- рения, позже — формы Амона-Ра. Внизу фигура богини Нут накрывает тело Геба, под головой которого виден жук Хепри.

    ГИМНЫ БОГАМ, ЛИТАНИИ, ЛЕГЕНДЫ...
    401
    Легенда о Шу и Гебе и их царствовании на земле
    [Оригинальный текст этой древнейшей легенды был найден написанным на черном, заостренном кверху гранитном памят- нике, изготовленном в период Птолемеев; камень имеет высоту
    1,2 м, ширину 0,8 м и толщину 0,7 м. Он был посвящен древ- нему богу войны Септу, почитаемому как хранитель восточной границы Египта. Камень был установлен в Кесе, или Кесеме, святилище ХХ нома Нижнего Египта; он был перевезен в Эль-
    Ариш, вероятно когда христианство одержало окончательную победу над язычеством. Жрецы Кеса называли свое святилище
    Аат-Небес. Кесем идентифицировался с библейским Гошеном.
    Текст был скопирован, переведен и опубликован Гриффитом.
    Камень хранится в музее Суэцкого канала.]
    Великий Шу был хорошим царем, [царем] небес, земли, Туа- та, вод, ветров, Нуну, гор и [Великого] Зеленого моря, [и он при- нимал] все законы на троне своего отца Ра-Хармахиса с триум- фом. Великий Шу находился в своем [дворце] в Мемфисе, и его величество сказал сопровождающим его богам: «А теперь давай- те отправимся к восточному [горизонту] в мой дворец Аат-Небес и повидаем отца моего Ра-Хармахиса на восточном горизонте.
    Мы отправимся [туда по каналу] и пройдем над (?) Большой во- дой и прекрасной страной (?) в наш дворец в Аат-Небес». И боги сделали все, как велел царь. <...> Его величество удалился в свой дворец в доме (или храме) Аарт. Каждая дверь (или ворота) Хет-
    Небес построены [прочно], как небеса на четырех столбах. И храм
    Септа был построен заново для великого Шу. Двери были осна- щены всем необходимым и смотрели на юг, север, запад и восток.
    Храмы строились на местах, где они стояли изначально, каждый из них, везде. Восемь залов было сооружено на западе, восемь на востоке и еще восемь в большом дворе восточного горизонта.
    Эти храмы были возведены для великого Шу, повелителя вос- тока в имени его Септ. Фасад [каждой] часовни был обращен на соседа. Двери были построены для Большого сонма богов и Ма- лого сонма богов, для всех богов, которые были в свите Ра, и для всех богов, которые были в свите Шу. И святыни были построе- ны для Шу вокруг его храма. Фасад этого храма выходил на вос- ток, где восходит Ра. Боги, которые были в свите Шу и которые были распределены между номами, [были доставлены] в этот

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    402
    храм, и если часть храма, представлявшая ном, разрушалась, об этом обстоятельстве немедленно сообщали в ном. Если существо- вала святыня повелителя Хет-Небес к северу от Хет-Небес, ее фасад был обращен на юг. Есть также дом богов в районе Хет-
    Небес, и его фасад обращен на восток. Есть озеро к югу от него, и великий ..., выходящий на храм, тянущийся к храму Аарт.
    [Постройки Шу в Аат-Небес]
    И великий Шу отправился в Аат-[Небес], и прибыл (?) в боже- ственный район Аат-Небес, расположенный к югу от храма Аарт.
    Боги и богини, люди и правители не могли входить туда и лицезреть тайны горизонта; так повелось со времен Ра. Великая стена была построена и стояла рядом. Каждая из ее четырех сторон была дли- ной ... кубит, она имела высоту двадцать кубитов и толщину пятна- дцать кубитов. Озеро бога в Аат-Небес лежало севернее ... Аат-Не- бес. Шу сам выкопал его во времена Ра. Его размеры и форма (?) не могут быть увидены, оно невидимо для прохожих — людей и скота.
    Общая длина круговой стены, построенной рядом с храмом на этой площадке, составляла 190 кубитов, и она имела 102 кубита в шири- ну, ... кубита в высоту и 15 кубитов толщину. Рабочие (или слуги) принесли дары и приношения в этот храм тайно и незаметно [для людей]. Великий Шу возвел Аат-Небес, чтобы он мог продолжать- ся, как небо, и все его палаты (или часовни), как горизонт.
    [Постройки Шу разрушены ордами обитателей пустыни]
    Случилось так, что, [когда Шу] был царем богов в Аат-Небес и утвердился на троне Ра-Хармахиса, сыновья Апопа, враги [бо- гов храма] Аарт, жившие на Красных земле (в пустыне), вышли на дорогу и прибыли к Аат-Небес, чтобы напасть на Египет но- чью (?). <...> В Египте они уничтожали все. Каждое место, а они прибывали по земле и по воде, бывало разрушено, и встреченные люди уничтожены. Эти враги пришли в восточные холмы и на дороги Аат-Небес. Тогда великий Шу, и боги свиты Ра, и боги свиты Шу укрепили все священные строения, которые были воз- ведены в окрестностях Аат-Небес. Эти места были священными со времен Ра, когда великий Ра обитал в Аат-Небес. Великие сте- ны Египта преградили дорогу врагу, когда Апоп возжелал поко- рить Египте. Боги, жившие в них, были сторожевыми собаками
    (?) (или укреплениями?) этой земли. Они (то есть святилища)

    ГИМНЫ БОГАМ, ЛИТАНИИ, ЛЕГЕНДЫ...
    403
    были четырьмя столбами небес, которые взирают... на вечный горизонт, то есть на святилище Шу в храме Небеса. Те, кто живут в святилищах (то есть боги), которые в Аат-Небес есть те, кто поражают землю. <...> [Те, кто живут в храме] Септа, это души востока, которые с Ра-Хармахисом. Они поднимают Ра на небеса из Туата [в восточной части неба], и они же правители восточных холмов, освобождающие Ра от Апопа.
    [Вот] список [святилищ], которые в районе храма Небес и всех богов, которые там живут. Святилище Тестес в Аат-Небес со свя- щенным озером к востоку от храма Небес, по нему путешествует
    Ра, когда сражается с приспешниками Апопа. [Святилище]... на- ходится в Аат-Небес к востоку от храма Небес, священное озеро...
    Храм Небес. [Названий остальных святилищ не хватает.]
    [Геб насилует свою мать Тефнут и захватывает трон]
    [Великий] Шу [правил] землей, и никто не мог ему противо- стоять, и в устах людей не было имени другого бога. Но болезнь скрутила его члены и отобрала зоркость глаз. Двор стал неуправ- ляемым, и на землю обрушилась катастрофа. Во дворце началась великая ссора, и среди сторонников Шу вспыхнул мятеж. Тогда
    Геб взглянул на свою мать Тефнут, и в его сердце родилась лю- бовь. Его сердце стремилось к ней, и из-за этого он отправился странствовать по стране, которая страдала. Великий Шу ушел на небеса вместе со своими последователями, а Тефнут жила во двор- це, где показывалась народу Мемфиса. Она совершила поездку во дворец Шу в полуденное время, пока великая компания богов со- вершала свое вечное движение на пути их отца Ра-Хармахиса. Геб встретил ее, он нашел ее во дворце Пхарти, и наложил руки на нее с большой силой, и великие беспорядки начались во дворце. Те- перь Шу ушел в небеса, и никто не выходил из дворца девять дней.
    И все эти девять дней в Египте был мрак (тучи?) и ветра, и ни бог, ни человек не мог видеть лица своего соседа. А его величество бог
    Геб воцарился на месте (или на троне) своего отца, и все, кто были во дворце, нюхали земли под его ногами.
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   ...   44


    написать администратору сайта