Главная страница
Навигация по странице:

  • ОСИРИАНСКОЕ РАСКАЯНИЕ

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница27 из 44
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   44
    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    292
    они». [Я ответил]: «Бесу-Хас (?) имя моей правой ноги, Унпеп-Т
    Хатхор — имя моей левой ноги». [Пол сказал]: «Ты знаешь меня, поэтому проходи».
    «Я не объявлю о твоем приходе, — сказал привратник у две- ри зала Маати, — если ты не назовешь мое имя». [Я ответил]:
    «Узнающий сердце, ищущий внутренние части твое имя». [При- вратник сказал]: «Теперь я объявлю о твоем приходе. Но кто тот бог, который живет в свое время? Назови [его имя». Я ответил]:
    «Аутауи
    1
    (?) [его имя].
    [Привратник сказал]: «Кто он, этот Аутауи?» [Я ответил]: «Это
    Тот».
    Тот сказал: «Заходи. Но зачем ты пришел?» [Я ответил]:
    «Я прибыл и спешу, чтобы обо мне объявили».
    [Тот сказал]: «В каком ты состоянии?» [Я ответил]: «Я очищен от злых поступков, я защищен от проклятий тех, кто живет в свое время; я не среди них». [Тот сказал]: «Тогда я объявляю о тебе.
    Скажи мне, кто тот, чьи небеса [сделаны] из пламени, стены
    [увенчаны] живыми кобрами, а пол дома — поток воды? Скажи, кто он?» [Я ответил]: «Это Осирис». [И Тот сказал]: «Входи, те- перь о тебе будет объявлено [ему]. Твоим хлебом будет Око Ра, твоим пивом будет Око Ра, и погребальные приношения, которые будут принесены тебе на земле, будут Оком Ра».
    Рубрика. Рубрика очень важна и объясняет, почему сцене суда было выделено такое значительное место в погребальных папирусах. В ее тексте папируса Ну сказано: «О создании иллю- страции того, что случится в зале Маати».
    Эта глава будет произнесена [усопшим] после того, как он омыт и очищен
    2
    , обряжен в одежды и обут в сандалии из белой кожи; его глаза накрашены сурьмой, он смазан мазью анти (мир- ра), и когда он предложил быков, гусей, и ладан, и хлеба, и пиво, и зеленые травы (или овощи).
    И смотри, ты должен нарисовать картину всего этого в кра- сках на новой табличке, сделанной из земли, по которой не сту- пали ни свиньи, ни другие животные. И если ты напишешь на ней эту главу, усопший будет процветать, и его дети будут про- цветать, и его имя никогда не будет предано забвению, и он бу- дет одним из тех, кто наполняет сердце (то есть пользуется бла- госклонностью) царя и принцев. Хлеб, лепешки, засахаренные
    1
    Напоминающий о Двух Землях (Египте).
    2
    Водой, углекислым натрием и ладаном.

    ОСИРИАНСКОЕ РАСКАЯНИЕ
    293
    фрукты и куски мяса будут даны ему на алтаре великого бога.
    Перед ним откроются все двери Амента, он будет сопровождать царей Верхнего и Нижнего Египта, он войдет в свиту Осириса навсегда.
    XIII
    ОСИРИАНСКОЕ РАСКАЯНИЕ
    После рассмотрения всех частей главы cxxv Книги мертвых становится очевидно, что египтянин, благодаря магическим сред- ствам получив возможность войти в зал суда Осириса, намере- вался оправдаться перед Осирисом и его советниками, доказав, что подчинялся не только требованиям закона, но также на- ставлениям людей. Он сказал: «Я несу тебе Закон (то есть правед- ность), я уничтожил грех в себе». Список грехов и проступков, от которых он объявляет себя свободным, очень велик, и он, в сущ- ности, утверждает, что выполнял требования общего права, граж- данского права и религиозного права, подчинялся указаниям божества своего города и царя. Трудно представить, как человек мог иметь столь высокое представление о своих собственных мо- ральных качествах и одновременно обладал достаточным безрас- судством, чтобы пытаться внушить эти весьма сомнительные пред- ставления всеведущему Осирису.
    Но Книга мертвых доказывает, что среди почитателей Осири- са существовало много людей, которые отлично осознавали свои грехи и выражали свое раскаяние весьма неуверенно. Так назы- ваемая «отрицательная исповедь» в том виде, в каком она суще- ствовала в папирусах XVIII династии, вероятно, является сокра- щенным вариантом значительно более древнего набора формул безгрешности, которые царь должен был перечислить, когда, по- сле смерти, появляется перед Ра и прочими богами. Эти утверж- дения о высокой нравственности, скорее всего, впервые появи- лись в эпоху Древнего царства, а после победы культа Осириса над культом Ра и «демократизации» небес были узурпированы знатью, писцами и другими людьми. При Птолемеях они состав- ляли основное содержание погребальных папирусов.
    Мы уже видели, как Ну, великий управляющий хранителя царской печати, заявил Осирису, что принес с собой праведность и уничтожил в себе грех. Теперь мы можем рассмотреть текст, следующий в папирусе за главой cxxv. Он не имеет названия, но

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    294
    обычно считается главой cxxvi. Виньетка изображает прямоуголь- ное озеро и знак вместе со знаком огня , который тянется с каждой стороны, демонстрируя, что это озеро кипящей воды или огня. В каждом углу сидит по павиану. Текст, вложенный в уста
    Ну, вполне определенно выражает осознание греховности и ис- креннюю молитву об отпущении грехов. Ну говорит:
    «Слава вам, четыре павиана, что сидят в носу ладьи Ра, которые по- зволяют продвигаться праведнику к
    Неберджеру, которые судят мое ни- чтожество и мою силу, которые за- ставляют богов удовлетвориться пла- менем из ваших уст, которые дают священные дары богам и погребаль- ную пищу Ааху, которые живут пра- ведностью, питаются праведностью сердца, которые неповинны в грехах, чье отвращение есть грех.
    Уничтожьте мое нечестие, поло- жите конец моим грехам, пусть мои проступки сгинут перед вашим взором. Даруйте мне возможность найти дорогу через Амхет, войти в Ре-Стау
    1
    , пройти через тайные палаты Амент. О, позвольте, чтобы мне дали хлеба, эля и мяса, как живым Аху, и разрешите мне входить и выходить [по жела- нию] из Ре-Стау».
    [Четыре павиана отвечают, они говорят:] «Приходи, потому что уничтожили твое нечестие, положили конец твоим грехам, твои проступки перестали существовать перед нами. Входи же в
    Ре-Стау, проходи через тайные палаты Амент. Хлеб, эль и мясо будут даны тебе, и ты будешь входить и выходить по желанию из
    Ре-Стау, как те, к кому проявил благосклонность [бог]. И ты (то есть твое имя) будешь провозглашаться каждый день на горизонте».
    Приведенная выше молитва показывает, что усопший созна- вал свои недостатки и грехи. Он боялся, что, если боги решат его наказать, он не станет Ба — прекрасной душой подземного мира и не будет участвовать в духовной трапезе богов и их по- следователей. Здесь нет ни одного слова о покаянии за грехи, только беспокойство из-за возможности лишиться награды за праведность.
    1
    А м х е т, Р е - С т а у — части подземного мира.
    Четыре павиана у озера огня или кипящей воды

    ОСИРИАНСКОЕ РАСКАЯНИЕ
    295
    Создается впечатление, что египетском языке просто нет сло- ва, в точности соответствующего понятию покаяние, но в од- ном или двух отрывках слова ам аб
    , что означает
    «съесть или проглотить сердце», можно перевести как «раскаять- ся». Так, в «отрицательной исповеди» усопший говорит: «Привет тебе, Та-Рет, приходящий из ночи, я не ел моего сердца». Един- ственное возможное значение этого заявления может быть сле- дующим: «Привет тебе, Та-Рет, приходящий из ночи, я никогда не раскаивался в [поступках, которые совершал]», иначе говоря, я всегда был уверен, что поступал правильно. В главе cxii Книги мертвых изложен миф, описывающий вред, нанесенный Сетом
    Оку Гора, и, когда Гор рассказал Ра, что сделал Сет, в тексте го- ворится ам аб-ф, то есть «он съел свое сердце». Только в гимнах и на погребальных стелах периода конца Нового царства появля- ются более или менее ясные ссылки на раскаяние за совершен- ные грехи. Но даже тогда высшие классы продолжали использо- вать старые формулы о невиновности и требовали награду за свои труды. «Я поклонялся тебе, о Ра-Тем, потому сделай для меня то, что я желаю», — говорят Мут-Хотеп и Нехту-Амон. В гимнах
    Амону и другим богам имеется достаточно свидетельств того, что религия Египта «гуманизировалась» и люди отбросили ее старые царские и феодальные формы. Они признавались, что грешны, что полагались на могущество и доброту своего бога, и возносили ему денно и нощно молитвы не сухими, официальными словами, как в старые времена, а словами, идущими от сердца. Они гово- рили общепринятым в то время языком. Люди верили, что бог слышит их молитвы, и надеялись, что он направит их на верный путь, потому что считали его единственным, всемогущим, непо- грешимым и справедливым судьей, милосердным владыкой все- ленной, господином богов, великим пастырем своего стада, то есть человечества. В надписи, опубликованной Эрманом в «Жур- нале египетского языка», почитатель Амона говорит: О Амон-Ра, я люблю тебя, я наполнил свое сердце тобой. В моем сердце нет страха, потому что там только твои, о Амон, слова». «Максимы
    Ани» и «Поучения Амененапта» советуют людям регулярно уча- ствовать в религиозных празднованиях, посвященных богу, при- носить ему дары, часто посещать храмы, где истово молиться ему, но оставаться немногословным, поскольку эмоциональные шумные выражения и пустословие противны богу. Молчаливое сидение в храме тоже считалось выражением почитания бога; он видит си-

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    296
    дящего и непременно вознаградит его. Египтяне всегда знали, что земные слова и дела решают их судьбы на суде. Вера в то, что до- бром воздается за добро, а злом за зло, оставалась неизменной со времен мемфитской теологии Древнего царства и до римского периода. Саасар сказал: «Эти вещи установлены (?) навсегда».
    XIV
    ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
    Мы имеем все основания говорить о том, что многие египтя- не палеолитического, неолитического и династического периодов верили, что смерть тел не является концом их существования, а лишь означает начало другого периода жизни. В книгах часто го- ворится, что египтяне верили в бессмертие, но представляется очевидным, что были периоды, когда некоторые египтяне дума- ли, что жизнь, которую они надеялись унаследовать после смер- ти тела, может быть прервана второй смертью, и глава clxxv фи- ванской Книги мертвых озаглавлена «Глава о том, как не умереть во второй раз». Что думали люди палеолита о смерти, мы уже никогда не узнаем, потому что ни надписи, ни гробницы этого периода, если, конечно, таковые строились, до наших дней не сохранились. Своих вождей они, вероятно, хоронили на краю обрабатываемых полей, на не слишком большом расстоянии от аллювиальных отложений, которые составляют берега Нила. Если могилы были неглубокими, скорее всего, сверху насыпали песок и наваливали камни, чтобы защитить тела умерших от гепардов, гиен и шакалов. Возможно, важных персон хоронили под полами их же домов, или тукулов, которые и сегодня существуют в египет- ском Судане, а тела бедняков и рабов, или серфов, скорее всего, просто выбрасывали в пустыню. Шакалы и муравьи помогали бы- стро избавиться от них, как они делают до сих пор в некоторых районах Судана. Лишь сравнительно немногие египтяне палео- лита были похоронены в нашем понимании этого слова, а по- скольку живые всегда боялись мертвых, от тел всегда старались как можно скорее избавиться. Авторитетные ученые утверждают, что конец палеолита датируется 12—10-м тысячелетием до Рож- дества Христова, а его начало — примерно 15-м тысячелетием.
    Немного больше известно о религиозных и погребальных тра- дициях египтян позднего неолита и архейского периода, то есть
    10—6-го тысячелетия до н. э. Некоторые сведения получены бла-

    ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
    297
    годаря раскопкам могил, совершенным европейцами и местными жителями в Верхнем Египте и Нубии. Эти могилы чаще всего располагаются на краю аллювиальных залежей на берегах Нила и имеют разнообразные формы и размеры. Они обычно имеют форму неглубокой ямы или небольшой полости, а умерших укла- дывали в них на левый бок, с согнутыми ногами и подтянутыми к подбородку коленями и руками вытянутыми перед лицом. Не- которые лежат на тростниковой циновке и завернуты в куски грубого полотна, другие покрыты шкурами животных. Найдены кремневые орудия и инструменты, пилы, разной формы ножи, наконечники копий, буравы, скребки, топорища, булавы и т. д.
    Во многих могилах найдены также чаши, тарелки, вазы и другие каменные и глиняные сосуды. В сосудах нередко находили остат- ки пищи, приготовленной из разного рода зерна. Такие моги- лы доказывают твердую веру египтян в то, что, хотя мертвые тела их родственников и друзей лежат в могилах рядом с деревнями, какая-то часть или части мертвых продолжают жить. Они допу- скали, что мертвым может понадобиться пища, поэтому оставля- ли для них сосуды с зерном; что им придется сражаться с дикими зверями или врагами, поэтому им оставляли оружие и охотничьи принадлежности, каменные фигурки животных, с которыми они могут встретиться, амулеты и т. д. Но где могли находиться эти самые дикие звери и гипотетические враги? Можно предполо- жить, что египтяне верили в будущую жизнь умерших в некоем месте или стране, очень похожей на Египет. Одно можно утверж- дать с полной определенностью: они не желали возвращения мерт- вых в Египет, потому что, если они вернутся, им понадобится пища, и они будут потреблять запасы живых, а может быть, даже убьют их. Чтобы удостовериться в том, что мертвые никогда не смогут вернуться туда, где жили, египтяне неолитического пе- риода одно время расчленяли тела умерших, многие останки на- ходили с отсеченными от тела головами, ногами и руками. Потом тела частично кремировали, а кости разбрасывали в могиле.
    Могилы, возникавшие в Египте после появления искусства письма, содержат доказательства медленного продвижения их строителей вверх по лестнице цивилизации и появления у них зачатков религии. Они сохранили верования своих предков ка- менного века, существенно расширили их. Судя по всему, у них уже появился культ предков. Цари Дельты, или Нижнего Египта, и цари Верхнего Египта управляли своими территориями, где до некоторой степени поддерживался закон и порядок. Предметы,

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    298
    найденные при раскопках могил позднего неолита, показывают, что египтяне освоили искусство обработки металла, были знако- мы с процессом «горячего сверления» и умели вырезать фигуры мужчин, женщин и животных из слоновой кости и обычной ко- сти. Кроме того, они умели обрабатывать камень. Но они еще не знали письменности, поэтому в могилах нет надписей, которые могли бы поведать нам, что они думали о мертвых и о стране, в которой им предстояло существовать. Судя по всему, они, как и их далекие предки, придерживались мнения, что человек может быть и мертв, и жив одновременно. Их прогресс в ремеслах, ве- роятно, объясняется влиянием восточных соседей — сирийцев и палестинцев, но религиозные взгляды и отношение к мертвым, скорее всего, возникли на местной почве и оставались актуаль- ными в Египте в течение многих веков.
    Каковы были убеждения, взгляды и верования, мы знаем из по- гребальных текстов, написанных в династический период. Сейчас их обычно называют Текстами пирамид, так как они были найдены в пирамидах пяти царей, а именно последнего царя IV династии и четырех царей V династии, построенных в Саккаре. Некоторые из текстов были составлены и использовались в неолитический период и содержат отрывки из полумагических требников, со- держащих различные советы для мертвых. Два текста, составлен- ные в более поздний период, содержат «Книгу отверзания уст» мертвого, и литургию, описывающую множество приношений, сделанных мертвым, а также заклинание, которое следовало про- изнести, преподнося каждое. В отдельных текстах содержится длинный перечень магических заклинаний и текстов, которые следует рассматривать как молитвы чисто религиозного характе- ра, и хвалебные гимны, легшие в основу многих гимнов более позднего периода. В них также содержатся мифы и легенды, ти- пичным примером которых может служить легенда о прибытии царя Унаса на небеса. Важны также отрывки, демонстрирующие, что культ солнца, луны, звезд и планет является древнейшей фор- мой поклонения, известной в Египте. Многие тексты обнаруже- ны более чем в одной пирамиде, но кое-какие параграфы при- сутствуют только в одной пирамиде. Когда они впервые стали использоваться, точно сказать невозможно, но их литературная жизнь, судя по всему, закончилась с падением VI династии. Ко- пии на папирусах отдельных текстов, или их всех, вероятно, тща- тельно сохранялись, потому что мы находим отрывки из них на саркофагах Среднего царства и в фиванской Книге мертвых, так

    ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
    299
    же как в гробницах более позднего периода (пример — гробница
    Пета-Амен-Апта в Фивах). Копия некоторых частей, написанных во время правления Аменхотепа III, хранится в Британском му- зее
    1
    . Автор или редактор Текстов пирамид неизвестен, и нигде нет упоминаний о том, что они были «найдены», как Хертатаф
    «нашел» главы xxx и lxiv фиванской Книги мертвых в Гермополе.
    Египтяне, вероятно, приписывали их авторство Тоту, и если бы греки о них знали, то объединили бы под общим названием «Гер- метические книги».
    Тексты пирамид чрезвычайно трудны для чтения. Точное зна- чение большого числа найденных в них слов неизвестно, хотя в свете прочтения более поздних текстов можно выдвинуть более или менее обоснованные догадки. Построение предложения ча- сто ставит в тупик и сводит на нет все попытки его перевести.
    Если же в нем содержатся совершенно незнакомые слова, загад- ка переходит в разряд неразрешимых. Разумно было бы предпо- ложить, что эти тексты нередко использовались для погребальных целей, и представляется, что период их активного использования в Египте составлял чуть меньше тысячелетия. Почему они неожи- данно стали использоваться в конце периода правления V ди- настии и перестали использоваться в конце периода правления
    VI династии, объяснить невозможно. Несколько отрывков со- держат свидетельства того, что писцы, делавшие копии, которы- ми пользовались резчики надписей, не понимали, что писали, и вследствие этого делали ошибки, некоторые из которых совре- менные египтологи сумели исправить. Общее впечатление, остав- ляемое внимательным прочтением текстов, следующее: жрецы, делавшие копии, пользовались несколькими образцами погре-
    1
    Первым ее заметил Берч, затем Ренуф.
    Один из богов возле Ориона и бог дня месяца

    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   44


    написать администратору сайта