Главная страница
Навигация по странице:

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • СУД МЕРТВЫХ, ВЗВЕШИВАНИЕ СЕРДЕЦ ПЕРЕД ОСИРИСОМ

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница24 из 44
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   44
    СУД МЕРТВЫХ, ВЗВЕШИВАНИЕ СЕРДЕЦ ПЕРЕД ОСИРИСОМ
    263
    также упоминается в Текстах пирамид. Мем- фисские теологи говорят о небесном суде, который предшество- вал суду Ра или Осириса, поскольку повествуют нам о боге зем- ли Гебе, рассудившем спор между Гором и Сетом. Геб порешил, что Сет будет править в Верхнем Египте, а Гор — в Нижнем
    Египте. Сет не согласился с этим решением и продолжил вы- двигать обвинения против Гора и Осириса, желая стать царем всего Египта. В конце концов все царство целиком было отдано
    Осирису, и его сын Гор унаследовал его, а Сет был отправлен на небо, где стал божеством грома и непогоды. Мы не знаем, где именно заседал великий бог и какому суду подчинялись упо- мянутые в Текстах пирамид цари, но некоторые отрывки опреде- ленно указывают на то, что они поднимались на небеса благодаря своим нравственным и религиозным качествам. Когда человек выигрывал дело в земном суде и вердикт выносился в его поль- зу, он объявлялся маа херу
    , «то есть правдивым голосом и словами»
    1
    . Так, о Мериенра сказано: «Каждый бог берет руку этого Мериенра на небесах и ведет его в дом Гора, который находится в прохладной воде (кебху); его Ка есть маа
    херу перед Гебом». И далее: «Этот Пепи есть
    маа херу, и Ка этого Пепи есть маа херу». Поскольку Гор счита- ется «маа херу», а его четыре сына «живут в маат», представляет- ся, что даже бог солнца был судим в небесном суде и благодаря его оправданию его сыновья обрели некую степень правед- ности. В Текстах пирамид имеется упоминание о анхет маат
    , на вершине которой находится Гор. Кроме объявления о том, что он маа херу, то есть «правдив голосом и словами», царь должен был иметь маат и быть преданным и почтительным сторонником бога. В Текстах пирамид сказано:
    «Да будет дано этому Пепи сидеть благодаря его маа; этот Пепи встает, благодаря его амах, то есть почтительной преданности.
    Этот Пепи встает, он хозяин амах перед тобой, как Гор стал хозяином (или унес) дом своего отца из рук брата его отца (то есть дяди) Сета перед Гебом».
    1
    Или «говорящим правду»; эти слова нередко переводятся как «по- бедивший». Они означают, что другая сторона в этом деле говорит не- правду.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    264
    Египтяне Древнего царства мысль о «грехе» выражали сло- вом асфет
    , и следующие слова: «Унас пришел в землю
    Саса (то есть огня); Унас положил там правду (маат) вместо ас-
    фет» отчетливо показывают, что асфет есть нечто противопо- ложное маат, или правде, и может переводиться как «неправда, ложь, зло, грех, обман и т. д.». В более поздних текстах Асфеттиу или назывались мятежные демоны
    Туата, или бунтовщики, неверные и богам, и людям. Бог по име- ни Атер Асфет
    , иначе говоря, «тот, кто уничтожа- ет мятеж или грех», упоминается в Текстах пирамид, но ничего не известно о его функциях и происхождении. Деталей самого действия суда царя в Текстах пирамид нет, и ничего не сказано о взвешивании сердца на Великих весах в присутствии судьи. Пер- вая иллюстрация использования весов найдена в фиванских па- пирусах. Как уже было сказано, логично предположить, что су- дьей являлся Ра, бог солнца. Но есть отрывки, в которых сказано, что как судья действует Осирис. Маат, или правда, близко ассо- циируется с Ра, каждая из двух его ладей называлась Маат, да и богиня Маат была его дочерью. Тем не менее в Текстах пирамид сказано, что «Осирис поднялся (или был коронован), священный в Сехеме, великий в Повелителе Маат». И еще:
    Пепи пришел к тебе, владыка небес,
    Пепи пришел к тебе, Осирис.
    Кроме того, сила и величие бога, который должен быть Оси- рисом, описано в следующих замечательных словах: «Ты несешь небеса в ладони своей руки, ты покрыл землю, как место для твоей сандалии»
    1
    Из сказанного выше очевидно, что во времена V династии египтянам была знакома идея небесного суда, в котором их ца- рей судил справедливый Судья. Народ знал, что моральные до- стоинства царей должны быть признаны этим Судьей и их по- мощниками, прежде чем те будут допущены на небеса. Иными
    1
    Ср.: Книга пророка Исаии, lxvi, 1: «Небо — престол мой, а земля — подножие для ног моих». Также Деяния апостолов, vii, 49.

    СУД МЕРТВЫХ, ВЗВЕШИВАНИЕ СЕРДЕЦ ПЕРЕД ОСИРИСОМ
    265
    словами, люди понимали, что цари, так же как простой народ, должны отвечать за свои поступки. И не имело значения, кем именно был небесный Судья — Ра, Осирисом или каким-то местным божеством. Люди верили, что «бог (Нетер) судит пра- вильно»
    1
    . В «Максимах Птахотепа» содержится много ссылок на бога (Нетера), который, хотя его деяния непостижимы, тем не менее обращает внимание на нравственный облик людей, любит покорность и не терпит ее отсутствия. Птахотеп предупреждает человека не вселять ужас в других людей, поскольку богу это не нравится, и «хороший сын будет подарком бога». Трудно ска- зать, насколько активно старались люди соответствовать нормам поведения такого моралиста, как Птахотеп. Общепринятые за- коны в Египте запрещали насилие, грабежи и убийства, и любое нарушение закона, охранявшего ирригационные работы и соб- ственность храмов, немедленно привлекало внимание власти.
    Один из высших придворных Пепи-Нехт в своем посвяще- нии оставил важное свидетельство того, что он считает высоко- нравственной жизнью, и объяснил, почему он вел такую жизнь.
    После перечисления своих титулов он назвал себя преданным почитателем «великого бога», правда, не указал имени этого бога.
    Пепи-Нехт был владельцем караванов в Санте (Сиена) и весьма влиятельной фигурой в районе Первого катаракта. Он провел две очень успешные военные кампании в Нубии от имени царя
    Пепи II (VI династия) и возглавил карательную экспедицию в страну у Красного моря, чтобы получить тело высокопоставлен- ного лица, убитого туземцами, когда он строил корабль, чтобы отправиться в плавание к земле Пунт, расположенной южнее
    Египта. Он утверждает: «Я говорю то, что хорошо, повторяя то, что нравится (или то, что одобряется). Я никогда не произносил ничего, что могло бы повредить человеку силы (обладателю вла- сти), [заставить его] напасть на других людей, чтобы это стало моим преимуществом перед великим богом. Я давал хлеб голод- ным и одежду нагим. Я никогда не решал тяжбы, касающиеся двух братьев, так, чтобы сын оказался лишенным владений отца.
    Я был любим отцом, матерью, братьями и сестрами».
    Перед нами замечательный образ древнего аристократа из
    Элефантины или Сиены, который был, как Меху и Сабен, хра- нителем «Врат юга», то есть египетского Судана. Легко пред-
    1

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    266
    ставить себе предприимчивого владельца караванов, способно- го, изобретательного и смелого, который, хотя и имел в своем распоряжении многочисленных вооруженных людей, вел свои дела осторожно и с должным тактом. Благодаря неизменной веж- ливости и учтивости ему удавалось избегать трений между рав- ными себе, соседями и подчиненными. Более того, он был че- ловеком богобоязненным, занимался благотворительностью, в его доме бедняки всегда могли получить еду и крышу над голо- вой. Что же касается его личной нравственности, скорее всего, она не отличалась от общепринятой в Египте во все времена, так, он имел гарем, а его связи с женщинами были беспорядочны- ми. Древние египтяне никогда не считали целомудрие и воздер- жание необходимостью, свойственной современным западным народам. Но их приверженность сексуальным удовольствиям объяснялась скорее страстным желанием иметь потомство, не- жели похотью. Наличие множества жен и наложниц у египтян, как и у многих африканских народов во все периоды их исто- рии, связано с необходимостью изоляции беременных жен по причине длительности времени, которое они тратили на вскарм- ливание и уход за детьми первые два года жизни. Полигамия и институт наложниц никогда не считались нарушением мораль- ных или религиозных норм, и предполагалось, что египтяне в своей жизни после смерти также будут иметь жен. Это было так же естественно, как пить, есть, охотиться на диких зверей или ловить рыбу. Но нет никаких сведений о том, что такие жены производят потомство.
    Тексты пирамиды Унаса дают хороший пример сексуальной терпимости моралистов и жрецов IV династии. Там сказано сле- дующее: «Унас пришел к острову (или озеру) Саса»
    1
    . Унас дает
    Маа (правосудие) туда в место асфет (беззакония, несправедли- вости, греха). На этом острове, или в озере, или в городе на- чались мятежи среди душ, обреченных там жить, потому что их не снабжали пищей, как повелел бог. Позволив Унасу навести там порядок и установить закон, писцы сделали его заместителем
    Ра, праведным судьей, представляющим высоконравственные принципы, не говоря уже о религиозных достоинствах. И все же
    1
    . В более поздних текстах мы видим, что в озере
    Серсер были обречены жить некоторые души по решению Ра.

    СУД МЕРТВЫХ, ВЗВЕШИВАНИЕ СЕРДЕЦ ПЕРЕД ОСИРИСОМ
    267
    далее сказано, что «Унас имел союз с Муит
    . Унас почувствовал запах Исиды. <...> Унас имел союз с девицей... она давала пищу Унасу и служила ему в качестве жены в тот день». Таким образом, жрецы были готовы обеспечить новичка на небесах женой, которая подавала бы ему пищу. В другом от- рывке этот поборник моральных устоев описан как «человек се- мени»
    , «жеребец». «Он уводил женщин от их му- жей и помещал их там, где хотел, если имел такое желание».
    С другой стороны, в подземном мире было место, где сексуаль- ные удовольствия были недостижимы. Писец Ани в главе clxxv фиванской Книги мертвых жалуется Тему, что прибыл в какую- то страну, где нет воды и воздуха. Она находилась где-то очень глубоко, была погружена в полный мрак, и в ней нельзя было предаваться любви. Он молит, чтобы ему была дана слава вместо воды, воздуха и занятий любовью, и говорит, что предпочитает мир в сердце лепешкам и пиву.
    Вполне вероятно, что, кроме Текстов пирамид и таких мо- рализирующих сочинений, как «Максимы Птахотепа», в эпоху
    Древнего царства существовало произведение, сходное по харак- теру с Текстами саркофагов и разделенное на главы фиванской
    Книгой мертвых. Эта точка зрения основывается не только на упоминании некоторых «глав» в самих Текстах пирамид («Глава праведника», которая была рассказана самим Ра), но и объясня- ется рубриками глав lxiv и xxx B. В рубрике первой главы из па- пируса Ну сказано, что она была найдена в фундаменте храма
    Хенну во время правления Семти-Хесепти (I династия) мастером- каменщиком, который унес ее домой, как самую чудесную вещь, которую ему когда-либо доводилось видеть. В рубрике главы ххх В сказано, что она была найдена в городе Хемену (Гермополь), на- писанной на металлической пластинке буквами из натурального лазурита во время правления Менкаура (Микерин, IV династия) принцем Хертатафом, сыном Хуфу (Хеопса). Глава ххх ВВ явля- ется молитвой, которую усопший произносит, стоя рядом с веса- ми в зале богини Маат в присутствии Осириса. Эта молитва была вырезана на основании зеленого каменного скарабея (так назы- ваемого «скарабея сердец»), который, оправленный в медь с се- ребряным кольцом для крепления, был положен либо на грудь усопшему, либо внутрь его тела рядом с сердцем. Скарабей с тек- стом считался очень мощным амулетом.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    268
    Памятники и литература династического периода не остав- ляют сомнений в непоколебимой вере египтян в то, что после смерти им предстоит предстать перед судом, и эта вера в той или иной форме существовала с незапамятных времен. Снача- ла она была смутной и неясной, но по мере становления циви- лизации и культуры обрела вполне определенные формы, и чем определеннее она становилась, тем сильнее влияла на жизнь египтян и направляла их действия. В «Поучениях царя Хати» вполне определенно говорится, что человек должен жить и дей- ствовать так, чтобы впоследствии смог доказать на суде бо- гу, что был праведником, соблюдал законы и выполнял заветы бога на практике. Человек должен помнить, что все на земле очень быстро проходит. Люди уходят так, что следует говорить осмотрительно и мудро, потому что слова сильнее, чем дей- ствия военных; править справедливо, вершить правосудие по отношению к знати и простым людям одинаково. Воздвигать памятники в честь богов, увековечивая свое имя. Регулярно по- сещать храм, есть там, приносить дары и пожертвования. Да- вай то, что можешь. Выполняй закон и поступай справедли- во со всеми людьми, поскольку через это ты живешь на земле
    . [Помни] Джаджау
    , ко- торый судит грешников
    «Да будет тебе известно, что в день суда в них не будет со- страдания к творившему зло, в час, когда выполняются таин- ства. Для грешника ужасно, когда его заставляют признать грех, который он совершил. Не заполняй свое сердце (или ум) [мыс- лями о] длине [твоих] лет, потому что Джаджау смотрит на всю жизнь, как на час. После смерти и они воздвигают его (челове- ка) качества перед ним, как стену (?). Более того, жизнь там навсегда. Тот, кто старается не замечать этот [факт], — глупец.
    Если человек, который достигает этого, не совершал грехов, его существование там такое же, как Нетера (бога), и он идет как боги, которые вечны».
    Описание тщательности суда приведено в «Поучении, напи- санном царем Хати для его сына Мерикара» (IX или X дина- стия), и ничего похожего не найдено в текстах Среднего или
    Нового царства. Бог, о котором идет речь, — это, конечно, Оси- рис, который уже в эпоху Древнего царства считался «великим

    СУД МЕРТВЫХ, ВЗВЕШИВАНИЕ СЕРДЕЦ ПЕРЕД ОСИРИСОМ
    269
    богом, повелителем судейства слов»
    1
    ,
    «великий бог, владыка Маат»
    2
    , ина- че говоря, праведный, справедливый бог и «повелитель небес». Из Текстов пирамид следует, что этот справед- ливый бог имел перечень деяний че- ловеческих, который составляли Тот и Сешет, и в соответствии с этим тек- стом велся суд.
    После падения Древнего царства культ Осириса разросся и укрепился, его сторонники и, вероятно, миссио- неры шли в Верхний Египет, где их учение, судя по всему, попало на бла- годатную почву. Культ Осириса поло- жил конец самодостаточности небес, которые больше не являлись домом богов и царей, являвшихся воплоще- нием бога солнца на земле. К тому же это учение обещало жизнь после смерти всем почитателям Осириса.
    Доктрина Осириса была скорее мо- ральной, чем чисто религиозной, и только окрепла в руках жречества. Лю- дям, как правило, нравилось думать, что Осирис когда-то жил и правил на земле, и множество мифов, повествующих о его жизни и смерти, преследовании его супруги Сетом, а также о его триум- фе после рассмотрения дела в зале суда великих богов затрагива- ли их воображение и религиозные чувства. Драматургические версии мифов, исполнявшиеся во время великих празднеств Оси- риса, были одной из самых популярных форм развлечения людей; по популярности к ним были близки только празднества, устраи- ваемые в честь бога Мену. Отличительная черта культа Осириса — его воскрешение. Каждый поклонник Осириса основывал свою надежду на возрождение и жизнь после смерти на воскрешении
    Осириса. Ни один другой культ не предлагал египтянам таких блестящих перспектив, как культ Осириса. Он придавал большую
    1
    Мариетт. Мастабы.
    2
    Там же.
    «Скарабей сердец» из зеле- ного камня, на котором на- несены первые слова гла- вы ххх В фиванской Книги мертвых. Он был сделан для царского писца
    Нехту-
    Амена

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    270
    важность значению материального тела, а также обещал воскре- шение и вечную жизнь после смерти.
    В материальных, так же как и в духовных аспектах египтяне всегда очень быстро находили личную выгоду. Культ Осириса давал людям возможность обеспечить воскрешение и последую- щую вечную жизнь собственными усилиями! Нравственные тре- бования культа были очевидны каждому, и, выполняя эти обяза- тельства, человек мог оправдать себя и после этого настаивать на получении обещанных наград. Чем больше жизнь, работа и слова человека соответствовали Кодексу Осириса, тем больше были его возможности к собственному оправданию. Все это демонстрирует глава cxxv фиванской Книги мертвых. Основными составляющи- ми оправдания были правда, справедливость и честность в словах и делах. Поклонникам Осириса разрешалось использовать магию, столь милую сердцу каждого египтянина, действенную для со- хранения своего материального тела и достижения жизни после смерти. Магические имена и слова силы, магические рисунки, амулеты, магические ритуалы и заклинания — культ Осириса раз- решал использовать их все. Он был настолько популярен, что перерос в социальную систему и в конечном итоге стал тем, что можно назвать «религией Египта».
    Используя имеющиеся сегодня в нашем распоряжении ма- териалы, невозможно составить связную историю жизни и смер- ти Осириса, показать разные периоды жизни этого бога. Имею- щиеся у нас свидетельства говорят о том, что в разное время он считался 1) звездным богом, 2) домом глаза Гора (старого Гора, солнца в разгаре дня), 3) популярным местным фетишем вос- точной Дельты, 4) божеством Нила, а значит, источником всей растительности и пищи людей и зверей, 5) богом солнца par excellence, 6) обожествленным царем Египта, преемником ста- рого Гора, Хер-ура и т. д. Но все это были мифы, которые сфор- мировались о разных событиях в жизни Осириса, древнего царя
    Египта, которые, собственно, и составили основу для широко распространившегося и чрезвычайно популярного культа. Культ следовал из одного конца Египта в другой и постепенно утвер- дился на всей территории страны, от Средиземного моря до Эле- фантины. Египтяне не сомневались относительно места рожде- ния Осириса — это был Бусирис, где Осирис получил статус великого божества нома, но относительно причины и места его смерти их мнения резко разделились. Мемфиты утверждали, что он был утоплен возле Мемфиса, а в соответствии с широко рас-

    СУД МЕРТВЫХ, ВЗВЕШИВАНИЕ СЕРДЕЦ ПЕРЕД ОСИРИСОМ
    271
    пространенной абидосской версией, он был убит в районе это- го города и был найден мертвым на берегу в Нетит. В эпоху
    Древнего царства считалось, что его гробницы есть и в Мемфи- се, и в Абидосе
    1
    , а в более поздние времена жрецы Филе объя- вили, что Осирис похоронен на их острове. Многие города пре- тендовали на обладание его мощами в святилищах. Египетские теологи не придают особого значения точности деталей, когда речь идет о фактах, которые мы склонны считать важнейшими, поскольку здесь нет способов добиться истины.
    Установление культа Осириса в Абидосе было признаком того, что все египтяне признали этого бога последним судьей, который ре- шит их судьбу после смерти, величайшего бога в царстве мертвых.
    Концепция суда после смерти является, как мы убедились, очень древней, но до нас не дошло ни одного изображения Оси- риса, справедливого судьи, вершащего суд, датированного рань- ше чем периодом правления XVIII династии. В Текстах пи- рамид нет иллюстраций или виньеток, как и на украшенных рисунками и надписями саркофагах XI и XII династий нет ни- чего похожего. Всем изображениям последнего суда мы обязаны великим и просвещенным жрецам и писцам начала правления
    XVIII династии, которые собрали и отредактировали главы, со- ставляющие Перт-Эм-Хру, то есть «[Книгу] выхода днем», обыч- но известную как фиванский вариант Книги мертвых. Первона- чально зал, в котором вершат суд боги, предположительно располагался высоко в небесах. В папирусе Небсени он изобра- жен в форме длинного помещения, которое названо залом бо- гинь Маати «Усехт-Энт-Маат»
    2
    . Эти богини представляли закон Верхнего и Нижнего Египта и были глазами Владыки города (или района) Маат. Главная дверь зала имела название Херсек-Шу, и обе створки дверей имели вол- шебные имена: Неб-Маат-Хери-Теп-Ретуи-Ф и Неб-Пехти-Тес-
    Менмен-Т. Над карнизом зала располагался фриз, а в центре — бог, вытянувший руки над солнечными озерами, названными
    «Миллионы лет» и «Великое Зеленое озеро»
    3
    , которые упомина-
    1
    Его также называли обитателем Ану (Гелиополя).
    2
    Сначала они могли иметь Уаджит из Петепа и Нехебит из Иера- конполя.
    3
    Существовало предположение, что упоминание этих озер является признаком наличия у египтян смутных знаний о существовании цен- тральноафриканских озер.

    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   44


    написать администратору сайта