Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt
Скачать 12.05 Mb.
|
УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 254 Пта-Секер-Асар образуют замечательную триаду Пта Творца, Секера, бога мертвых Мемфиса (Саккара) и Осириса, бога мерт- вых Абидоса, или нома Фиса Верхнего Египта. Он изображается в виде сидящего на корточках ребенка, возможно, в виде эмбри- она с большой лысой головой, как Пта, и тонкими конечностями. На его макушке обычно изображен жук, но иногда он носит рога и перья. Он олицетворяет творческую силу Хепри, которого сим- волизирует жук. Фаянсовые фигурки этого триединого бога пред- ставляют его стоящим на крокодилах, но причины возникнове- ния его связи с этими животными неизвестны. В эпоху Нового царства фигуры Пта-Секер-Асара делали из дерева и устанавли- вали на пьедесталах, содержащих небольшие свитки папирусов или мумифицированные части тел усопших, чьи имена написаны на них 1 . Тексты более поздних периодов показывают, что с Пта идентифицировался Апис. Упадок культа Пта Культ Пта представлял собой протест против материалисти- ческого характера других форм египетской религии, но его рели- гиозные и философские начала были неприемлемы для широких народных масс; он был для них одновременно и слишком вели- ким, и слишком простым. Они не были готовы понять и принять «eine geistige Potenz» (духовную силу — Лепсиус), или «gottliche Urgeist» (божественного духа — Бругш), поскольку у них не оста- валось простора для воображения и работы ума. Многие считали идею духовной Причины причин искусственным порождением теоретической мысли жрецов. Пока цари Мемфиса занимали до- минирующее положение в стране, культ Пта процветал, но при IV династии жречество Ра Гелиополя успешно развило культ своего божества, и посвященные солнцу храмы Саккара показы- вают, что его культ был чрезвычайно популярен. Культ Осириса проник в Верхний Египет, и поклонение Пта, Вечному разуму, стало терять популярность и в эпоху Древнего царства в конце правления VI династии сошло на нет. Чисто духовный характер Пта больше не приписывался египетским жречеством никаким другим богам. 1 Некоторые из них описаны в Путеводителе по четвертому, пятому и шестому египетскому залу Британского музея. Пьедесталы таких фигур обычно выполнены в форме — маат, как у Пта. ОСИРИС — СОПЕРНИК РА 255 XI ОСИРИС — СОПЕРНИК РА Когда Менес завершил объединение Верхнего и Нижнего Егип- та, жречество Гелиополя составляло самый влиятельный духов- ный орган страны. Культ Гора процветал в Темаи-эн-Хер, культ Нейт — в Саисе, культ Пта — в Мемфисе, а культ Осириса — в Бусирисе, но культ солнечного бога Гелиополя был самым мощ- ным из культов, а жречество Гелиополя — самым богатым и мо- гущественным. Положение Осириса, как царя и судьи мертвых в умах жителей Дельты было очень прочным; его царство разме- стилось в Туате , который, как считалось, находился где-то под землей. Согласно папирусу Ани (глава clxxv), там не было воздуха, воды и света, там жили как хорошие, так и проклятые люди. Повелением старого бога земли Геба царство Осириса было помещено на западе, где умерший бог солнца проводил ночь. Жрецы Гелиополя считали ладью или ладьи их солнечного бога Ра последним жилищем солнцепоклонников, где никогда не мо- жет быть ночного мрака. Они всегда будут в свете, жить в свету, одеваться в свет, и существовать вместе с Ра. Солнечный культ был принят царем и его двором, а также высшей знатью. Это был культ египетской аристократии. Небеса Ра жрецы поместили в небо и на звезды. Подчиняясь некоему неведомому импульсу, при IV династии жрецы Осириса изменили свои взгляды и стали утверж- дать, что их Туат расположен на небесах и бог Осирис — его царь. Так Осирис и Ра стали соперниками, и, несмотря на активное сопротивление со стороны жрецов Ра, поклонники Осириса во многом преуспели. Они переместили Туат или Тат с земли на небо, возможно к Нут , или в нижние небеса, упо- мянутые в Текстах пирамид. «Вечные звезды» Ра 1 стали последо- вателями Осириса. Небесные поля стали зелеными, благодаря Осирису, который был Нилом, поскольку был утоплен в нем. И Осирис стал хозяином душ мертвых царей вместо Ра. Оси- рис также захватил паром Ра и приказал его рулевому Херфхафу отправиться за царем Пепи. Ра построил лест- 1 УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 256 ницу для своих поклонников, но ее тоже захватил Осирис и сам отправился по ней на небеса. Эта «лестница бога» была воздвигнута и принадлежала Ра и старому Гору, или Гору и Сету, а ее несли Иахес и Тетун, боги Нубии, а также Септ, бог восточной Дельты. В конце концов Осирис сам стал лестницей, и души усопших поднимались по нему на небеса 1 С другой стороны, в Текстах пирамид есть отрывки, показы- вающие, что Ра отстоял свою власть и связал Осириса с мерт- выми, от кого царя надо было защищать. Четыре сына Гора, которые всегда появляются в связи с Осирисом на погребальных папирусах, первоначально были солнечными божествами и не имели с Осирисом ничего общего. Как солнечные божества, они могли быть «четырьмя богами, сыновьями Геба», или «сыновья- ми Тема, детьми Нут», которых никогда не коснется тление. Мы также видим, что Осирис находится в одной группе с «Гором богов», Гором Шесмет и Гором востока. Тексты пирамид доказывают, что Осирис узурпировал по- ложение Ра еще до падения Древнего царства. При VII—XI ди- настиях культ Осириса быстро распространился на юг и при XII династии твердо установился не только в Бусирисе, но и в Абидосе. Место рождения Бусириса неизвестно, да и в отноше- нии места его смерти существуют сомнения. В Текстах пирамид говорится, что он был убит Сетом в Нетит , деревне или районе недалеко от Абидоса. Текст на стеле Шабаки утверждает, что Осирис утонул в Мемфисе. С другой стороны, его называли «Живущим в Ану». Многие века египтяне верили, что Осирис был похоронен в Абидосе, позже распространилась легенда, что он похоронен в Филе. Древнее название региона Абидоса — Ту-Ур — Вели- кая земля, иначе — . Позднее появился второй знак , напоминающий , старый символ восточного царства Тету (Бу- сириса). Два пера старого знака напоминают Анджети, старый символ Тету (Бусириса). А формы и напоминают узкую 1 Лестница изображена в папирусе Ани. ОСИРИС — СОПЕРНИК РА 257 ленту символа Анджети. Предмет под парой рогов был сундуком, содержащим голову Осириса, и, поскольку это можно найти в Текстах пирамид, создается впечатление, что вера в то, что в Аби- досе находится могила Осириса, появилась уже в Древнем цар- стве. Кенотаф Осириса, обнаруженный Амелино, хотя не рано, имеет особое значение и является очень важным. Жрецы Оси- риса узурпировали для своего бога всю власть и качества очень древнего бога-шакала Анпу, которого называли Хенти-Амент , «владыка Амента» (подземного мира), и Хенти Баиу Аментиу , то есть «владыка тех, кто в Аменти» (то есть на западе, в царстве мертвых). Осирис также узурпировал положение Анхера , древнего небесного бога региона, вероятнее всего имевшего ливийское происхождение. Под патронажем царей XII династии Осирис достиг доселе не- ведомой власти; он стал великим древним богом страны и начал свое восхождение как великое египетское божество. На стеле этого периода (Среднее царство) Осириса называют «правителем Амен- ти», «владыкой жизни», «владыкой вечности». Тексты утвержда- ют, что души мертвых собираются в Абидосе, чтобы получить благословение бога и съесть с ним хлеб. Значительное число фак- тов, касающихся ежегодных мираклей Осириса, представлявших- ся в Абидосе, дошли благодаря высокому чиновнику И-Херт- Неферту. Приведенный ниже текст высечен на его стеле. Херфхаф 9 У. Бадж УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 258 Драма Осириса, исполнявшаяся ежегодно в Абидосе Исполнение этой драмы было главным событием года в Аби- досе. В ней сделана попытка реконструировать историю тра- гедии смерти Осириса и проиллюстрировать его воскрешение. Первая сцена представляла Осириса, выступающего в ладье Нешмет против своего брата Сета. Процессию возглавлял тот, кто представлял Упуату — того, кто открывает дороги, очень древнего бога Абидоса, воплотившегося в облик шакала или волка и считавшегося сыном Осириса. За ним следовала ладья с фигурой бога и группа жрецов, причем некоторые из них делали магические жесты, призванные отвратить врагов от бо- жественного транспорта, за ними шла толпа людей. На ладью нападала группа людей, которые представляли врагов Осириса, но Упуату давал им отпор, и процессия двигалась дальше. Вско- ре после этого большая толпа, вооруженная палками и дуби- нами и изображавшая противников Осириса, нападала на бога. Ее встречала такая же толпа, тоже вооруженная палками и ду- бинками, представлявшая защитников Осириса. Завязывалась потасовка. Она изображала сражение, имевшее место в доисто- рические времена, между сторонниками Осириса и Сета. При- творное сражение нередко перерастало в настоящее, в котором бывало сломано немало конечностей и разбито немало голов. Через некоторое время Осирис исчезал. Его не было в ладье, и никто не знал, жив он или мертв. Специально выбранный чело- век с группой помощников отправлялся на поиски бога. Поиски продолжались три дня, в течение которых драка между противо- борствующими сторонами периодически возобновлялась. Гром- кие стоны и крики звучали в городе — это женщины оплакивали потерю Осириса, а также раны и травмы, нанесенные их мужьям и сыновьям в сражении. Поиски Осириса увенчались успехом, и высшее официаль- ное лицо — И-Херт-Неферт говорит, что выследил бога по его собственным следам. В определенное время он приходит ко рву Нетита, где лежит мертвый Осирис. Туда его бросил убивший его Сет. Только Анубис уже нашел тело. Согласно древней ле- генде, изложенной в Текстах пирамид, тело Осириса было най- дено богинями Исидой и Нефтидой, принявшими облик ласто- чек или других птиц, и издававшими такие громкие крики, что ОСИРИС — СОПЕРНИК РА 259 они привлекли внимание богов Петепа, города в Дельте 1 . В дра- ме Осириса женщины исполняли роли Исиды и Нефтиды. По неизвестной причине тело Осириса нельзя было перевезти в Аби- дос на ладье Нешмет, но Исида обратилась за помощью к Тоту, и он отправил ладью, чтобы отвезти тело Осириса в город. Мо- дель ладьи Тота с фигурой этого бога проносили вдоль процес- сии. Сцены, связанные с мумификацией Осириса, исполнялись лицедеями, представлявшими Исиду и Нефтиду, Гора и Тота, а также Анпу, «аптекаря» богов. Исида произносила заклинания, которым научилась у Тота. Нефтида помогала жрецам завора- чивать тело, а Анубис приносил необходимые мази и снадобья. Когда мумия была готова к погребению, И-Херт-Неферт достав- лял ладью, названную «Ха-Эм-Маат», которая должна была от- везти ее к гробнице. В ладье была святая святых, то место, где находился бог в роскошных одеяниях, обеспечение которыми было также возложено на И-Херт-Неферта. Затем набожный чиновник объявлял: «Я направил бога к его гробнице в Пекере». Точное местоположение Пекера, или, точнее, гробницы Осири- са, неизвестно, но равнина Абидоса, где находятся гробницы нескольких царей I династии, расположена в полутора милях от великого храма Осириса. Арабы назвали ее Эль-Ка’аб, то есть «мать горшков», из-за большого количества найденных здесь произведений древнеегипетского гончарного производства. Сре- ди обнаруженных там гробниц царей I династии была гробни- ца царя, имя которого в 1900 году было прочитано как Хент. Судя по всему, египтяне XVIII династии верили, что это была гробница Осириса. Египтяне более поздних периодов думали так же, поскольку установили там кенотаф Осириса, найденный Амелино. Следующая большая сцена в драме Осириса — месть за его убийство. Легенда гласит, что между сторонниками Осириса и Сета имела место великая битва, враги Осириса понесли большие потери и были обращены в бегство, а сам Осирис убит. Позже, когда подрос Гор, сын Осириса, он собрал большую армию и от- правился мстить. В последовавшем сражении сторонники Сета были разбиты и было взято множество пленных. Пленников обез- главили, а их кровью полили землю святилища Осириса. В драме Осириса имело место театрализованное сражение. И-Херт- Неферт исполнял роль Гора, мстителя за отца. Он и его люди 1 Это позволяет предположить, что Нетит был в Дельте. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 260 атаковали тех, кто исполнял роли сторонников Сета, и обратили их в бегство. Тогда И-Херт-Неферт произносил: «Я отомстил за Уннефера в день великой битвы. Я бросил всех его врагов в ров Нетита». Последняя и самая величественная из сцен представля- ла «Осириса Хенти-Аменти, владыку Абидоса», возвращающего- ся в свой дворец или храм, сидя в ладье Нешмет. Считалось, что Исида, Гор, Анубис и другие боги восстановили тело Осириса в камере бальзамирования, а старый Гор и его четыре сына оживи- ли его. Само собой разумеется, что драму исполняли во многих столицах египетских номов. Возможно, во всех местах, где суще- ствовали храмы Осириса, жрецы организовывали исполнение хотя бы нескольких сцен драмы. Список этих храмов сохранился в папирусе Ну и в папирусе Иуау. В драме Осириса, кратко опи- санной выше, И-Херт-Неферт являлся «главой мистерий» и на всем ее протяжении играл роль старого Гора. Он завершает свой текст словами: «Я посадил его [Осириса] в ладью, которая несла его красоту. Я заставил сердца жителей востока трепетать от ра- дости, я же дал радость жителям запада, увидевшим [его] красоту, когда ладья пристала в Абидосе и принесла Осириса Хенти Амен- ти, господина Абидоса, в его дворец». XII СУД МЕРТВЫХ, ВЗВЕШИВАНИЕ СЕРДЕЦ ПЕРЕД ОСИРИСОМ Авторы, пишущие о религии древних египтян, начиная от Ма- сперо, никогда не упускали возможности указать на тот факт, что даже на высшей стадии своего развития это была религия всего лишь полуцивилизованных или полудиких народов. Они также утверждали, что благодаря неистребимой вере египтян в силу ма- гии и могущество магических церемоний, ритуалов и формул, а также культу священных животных, фетишей и космических бо- гов религия имела лишь небольшое нравственное или этическое влияние (если имела вообще) на умы и характеры тех, кто были их ближайшими адептами. Но, говоря это, они уже сказали слиш- ком много, и, к счастью, этот факт легко доказывается ранними текстами Древнего царства. Мы можем только предполагать, что египтяне додинастического периода обладали тем, что мы на- зываем «нравственными понятиями», потому что они не умели писать и не оставили для нас записей. Но из Текстов пирамид СУД МЕРТВЫХ, ВЗВЕШИВАНИЕ СЕРДЕЦ ПЕРЕД ОСИРИСОМ 261 ясно, что идеи, касающиеся категорий «правильно и неправиль- но», «правда и ложь», отнюдь не спонтанно возникли в умах егип- тян как результат объединения Верхнего и Нижнего Египта и что додинастические египтяне знали о них не понаслышке. С неза- памятных времен добродетель, правильные поступки и правед- ность в словах и делах считались угодными богам и людям, а дурные поступки любого рода вызывали недовольство богов и были презираемы людьми. В религиозном кодексе мемфитов, который, вероятно, был составлен сразу после основания Мем- фиса Менесом, можно прочитать следующие строки: Тот, кто делает то, что возлюблено, тому жизнь дается, но- ситель мира. Тот, кто делает то, что ненавистно, тому смерть дается, но- ситель греха. Подобная идея выражена в фразе: «Творящему грех грех да- ется; праведность дается вершащему благие дела» (Дево, про- цитированный Сете). Иными словами, грех грешнику, правед- ность праведнику. Египтянин, заботившийся о собственных интересах, как ма- териальных, так и духовных, очень рано решил, что если он будет вести праведную жизнь на земле, это не только поможет ему в повседневных делах, но и послужит на пользу в загробном мире. Нет оснований думать, что египтянин думал, что простое про- явление добродетелей или ведение праведной жизни не принесет ему выгоды в ином мире. Судя по текстовым свидетельствам, ко- торыми мы располагаем, создается впечатление, что египтянин этого периода обладал укоренившимся в нем, ставшим составной частью его духовного мира чувством почтения или даже страха перед великим непознанным богом, которому он считал есте- ственным поклоняться. Во все времена африканец верил, что такое существо есть, но оно слишком велико и находится слиш- ком далеко, чтобы интересоваться человеческими делами. С этим чувством было неразрывно связано другое: вера в то, что смерть тела не означает конца жизни, которая или продолжится, или возродится в некоем неведомом месте. Пирамиды и погребальные храмы, стоящие вдоль западного берега Нила от Саккара и даль- ше к югу, являются убедительными доказательствами неистреби- мой жажды бессмертия, но также и глубоко укоренившегося по- чтения перед неким высшим существом, названным Нетер или УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 262 Нефер. В религии мемфитов духовность египетской религии до- стигла высоты, которая редко достигалась и никогда не была пре- взойдена в Среднем и Новом царствах и оставила неизгладимый отпечаток на архитектуре, искусстве и ремеслах. Даже в эпоху Древнего царства были попытки различать по- нятия Нетер — бог, Нетер А — великий бог и космические боги, такие как Ра. В Текстах пирамид часто упоминаются два великих космических бога, и иногда называются их имена. Это Ра и Осирис. Последний, возможно, в додинастический период был звездным или солнечным богом. Люди, включая царей, и боги подвергались определенного рода испытаниям с целью вы- явления их нравственных качеств, в небесном суде перед высшим судьей. Поскольку Тексты пирамид отражали верования и теоло- гию Она (Гелиополя), этим высшим судьей первоначально был Ра, но еще задолго до конца правления V династии его потеснил Осирис. Кем бы ни был этот судья, он считался всемогущим, пра- ведным и справедливым. Он был воплощением праведности и справедливости, все достоинства и добродетели приписывались тому, кто ведет праведную жизнь и чьи действия направляет Ма- ат 1 . Фундаментальная идея, выявляемая этим словом, имеет зна- чение «прямой», «прямота» и, следовательно, означает то, что прямо, правильно; нравственность, честность, благородство, ис- тину, правду, законность. Божественный или небесный судья жил, правил и судил по Маат, иначе говоря, по закону. Присущее ему качество абсолютной беспристрастности олицетворено в бо- гине Маат , или , которая стала эк- вивалентом нашего «правосудия». Она выступает в качестве та- ковой в Текстах пирамид — с перьями Маат. Примитивные египтяне дали праведному Судье суд, в кото- ром он восседал, рассматривал дела и вершил правосудие. День, в который шел процесс, назывался «день, когда слышатся слова» , и правильное, или истинное, решение 1 Древнейшая форма маат — , но позднее мы имеем вместо . Вполне возможно, что — это изображение какого-то предмета или инструмента, используемого ремесленниками для измере- ния, то есть являющегося эквивалентом нашей линейки (складного фута) или мерного стебля тростника. |