Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt
Скачать 12.05 Mb.
|
УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 328 Арит V. 1. Анхемфенту. 2. Ашебу. 3. Тебхеркехаут. Арит VI. 1. Акентаухахеру. 2. Анхер. 3. Метешерарише. Арит VII. 1. Метессен. 2. Аахеру. 3. Хесефхерхемиу. В главе cxlvi сказано, что тайных врат Сехет-Ару, то есть Ели- сейских полей, числом было ровно двадцать одни, но в более древних папирусах их количество колеблется от десяти до пят- надцати. Каждые врата имеют имя, обычно очень длинное, и только одного хранителя. Их имена: Врата I. Нери, с головой грифа и солнечным диском. II. Мес-Пех, с львиной головой. III. Эртатсбанка в облике человека. Над вратами знаки IV. Нехау, с головой быка. V. Хентиреку, богиня с головой и грудью гиппопотама, дер- жащая большой нож мясника и знак са. VI. Смамти, бог в облике карлика, держащий нож и метлу (?). VII. Акенти, бог с головой плоскорогого барана Хнему. VIII. Худжетеф, сокол в коронах юга и севера. За ним на- ходится уджат , а над вратами — два сокола с человечески- ми головами и IX. Джесеф, с головой льва и солнечным диском. Этот пилон охраняют восемь «живых уреев». X. Сехенур, с головой барана, в короне Атеф 1 Каждый бог, за исключением богини V пилона, имел что-то вроде метлы. Имена богов XI—XXI пилонов не приводятся. На каждом пилоне написано заклинание, которое усопший был обя- зан прочитать для того, чтобы ему позволили пройти. В дополнение к семи аритам и десяти (двадцати одному) пи- лону, царство Осириса было разделено на четырнадцать (или пятнадцать) аатов (или штатов), каждый из которых охранялся своим божеством. Их древнейший список с виньетками приво- дится в папирусе Ну, который был написан в начале правления XVIII династии. Названия аатов и имена их богов следующие: 1 В Туринском папирусе имена десяти стражей следующие: Нерау, Месптах, Бек, Хутепау, Эртахенерреку, Самти, Амнит, Неджсес, Худже- теф, Сехенур. Изображения богов даны и в фиванской, и в саитской версиях Книги мертвых, чтобы усопший мог узнать их без труда. ТУАТ, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР 329 1. Сехет-Арру . Здесь пшеница была вы- сотой в пять кубитов, а ячмень высотой в семь кубитов, убиравшие же их духи — девять кубитов (4,5 м). Его бог — Ра-Горахти. 2. Уптентхет , то есть «бровь пламени», его бог — Фа-Аху 3. Тукаат , то есть «гора высокая, ве- ликая», 30 мер в длину и 230 в ширину. Ее божеством был Са- титемуит , имевший облик огромного змея. 4. Аатааху . Это был регион огня, окружен- ный большой стеной. Его богом был Ра. 5. Аммехт . Это было место, через которое усоп- шим было трудно пройти. Его населяли враждебные духи, чьи бедра имели длину 7 кубитов и которые питались инертными и слабыми мертвыми. Его богом был Сехер-Рему или Сехер-Ат (?). 6. Асест . Это было место горящего пламени, дом зме- еподобного бога Ререка , спина которого имела длину семь кубитов, и зло глядело из глаз, то есть он имел злой глаз. Его голову отрубила богиня Мафт-т 7. Хахетеп (?) (или Хасерт). Это было место бы- стро текущей и падающей воды, очень сложное для перехода. Его богом был Кахахетеп или Фапет 8. Уптенткаху , или Нутенткаху . Здесь жили тени, пожиравшие мертвых. Их богами были Нау , Канут и Нехебкау УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 330 9. Ату . Его богом был Септ или Сотис (звез- да Пса). 10. Унт . Его богом был Сехетемтбаиу 11. Уптентму . Его божеством был Аасехему или богиня-гиппопотам. 12. Хер-Аха . Его богом был Хапи , бог Нила. 13. Атруеннесерфемшет Район кипящей воды (горячие источники?). 14. Акеси . Район, неизвестный даже богам. Его един- ственным обитателем был бог, живущий в своем яйце. Возможно, его звали Маатхтеп В списке аат, приведенном в папирусе Ну, есть пятнадцатый арит, названный Амент-Неферт , то есть «красивый Амент», но в тексте папируса он сделан первым из аатов. Ска- зано, что боги там едят и пьют, и, судя по всему, это их личное обиталище в Туате. Им управлял Мену-Кет , или «Мену-строитель». Но при новой империи жрецы решили, что виньетки Книги мертвых нуждаются в дополнении, и попытались снабдить усопших изображениями каждой части Туата. В сущности, они составили своего рода путеводитель по Туату, содержавший настолько точ- ные описания его обитателей и столь живые изображения врагов, которых усопшему предстояло там встретить, вместе со списком имен и магических заклинаний, что он просто не мог заблудить- ся или быть побежденным каким-либо из монстров. Этот путе- водитель по Туату существует в двух версиях — Шат Амид-дуат , и Шат эн Сбаа ТУАТ, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР 331 , то есть Книга врат. Обе книги были составлены жреца- ми Амона-Ра в Фивах, но они значительно расходились в деталях. Цель обеих книг — доказать, что Амон-Ра был не только боже- ством дня, но и богом ночи и что ему поклонялись обитатели подземного мира (Туата), как единственному и абсолютному бо- жеству, подобно людям на земле. Книга Амид-дуат практически игнорировала Осириса и даже хранила молчание относительно зала суда Осириса, Сехет-Хетеп и всех фундаментальных док- трин, касающихся мертвых в религии Осириса, в которые верили по всему Египту на протяжении тысячелетий. В книге Амид-дуат Амон-Ра проходит через все Туаты Египта, как владыка всех жи- вущих там, и всеми благами, которыми обитатели там пользова- лись, они были обязаны свету, проливаемому на них богом солн- ца на пути к месту восхода. Только те, кто получили место в ладье Амона-Ра, могли надеяться на появление из Туата живыми суще- ствами. Только для них становилось возможным возрождение, и только от Амона-Ра они могли ежедневно получать жизненную силу. Книга врат является совершенно иной. Осирис вознаграждал своих истинных и преданных поклонников, выделяя им фермы или усадьбы в своем царстве, где они выращивали «саженцы истины» (то есть праведности), что вырастали из тела бога. Ими они ежедневно кормились, становясь одним целым с богом. Но это высшее счастье могло быть получено только поклонниками Осириса, потому что они почитали Осириса на земле и не от- вернулись от него, обратившись к «презренным малым богам» (то есть ложным или забытым), выполняли все канонические приношения и вели праведную жизнь на земле. Осирис возна- граждал своих поклонников вечной счастливой жизнью на зем- ле, а Амон-Ра — местами в ладье миллионов лет, в которой они, как существа света, наряженные светом, вечно плавали по не- бесам вместе с ним. В целом египтяне предпочитали награде Амона-Ра вознаграждение Осириса. Книга Амдуат Книга Амдуат — весьма объемистый труд, части которого на- зываются часами (ночи). Древнейшие копии книги были найде- ны в гробницах Аменхотепа II, Тутмоса III и Аменхотепа III в УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 332 Фивах, причем текст в гробнице последнего был очень сильно поврежден. Самая полная копия была обнаружена в гробнице Тутмоса III и, когда я осматривал ее в 1902 году, была такой же четкой, как если бы ее только что написали. Лучшая иллюстри- рованная копия книги сохранилась в гробнице Сети I (XIX ди- настия) в Фивах, где мы нашли одиннадцать из двенадцати ее частей, и еще первые шесть частей ее в кратком изложении. Сол- нечный бог ночи, как земной фараон, путешествовал по Туату в ладье. Он отправлялся в плавание предположительно из некоего места, расположенного за горами Западных Фив, и плыл по реке до болот на северо-востоке Дельты. Он восседал в ладье Сектет , то есть в ладье, в которой он плыл по небу с полудня до заката. Он принимал облик человека с головой барана, веро- ятно как дань Хнуму, божеству истоков Нила на Элефантине, и стоял в своей святыне. Но он был только телом или плотью Ра и звался Афу , или Афу-Ра. В ладье вместе с ним боги Упуату, Ху, Саа, Хер-Хекен, Ка-Шу, Нехес, «впередсмотрящий», Херп, капитан, и богиня, сменявшаяся каждый час. Первый час. Его богиня-хранительница — Ушмет-Хату- Хефтиу-Ра. Район, который предстоит Афу пройти в этот час, назывался Маати и являлся своеобразным «преддверием» Туата. 220 итеру его длина; его также называли Нет-Ра , и его стражем был Ари-Небауи. Здесь живет много небесных существ, о функциях которых ничего не известно, и души мерт- вых, которые, как предполагалось, ожидали возможности взой- ти на ладью Афу. Это место не было чистилищем, как считали некоторые, поскольку египтяне не верили в промежуточные со- стояния для мертвых. Хорошие души получали вознаграждение, плохие уничтожались, и враги Ра или Осириса сжигались здесь же. Афу обращался к богам и обитателям этого места, они давали соответствующий ответ, и, пожаловав привилегии находившимся здесь своим почитателям и осветив их солнечным светом, Афу направлялся к входу в собственно Туат. Когда бог покидал «пред- дверие», на последний снова опускался мрак, и оставшиеся там души издавали скорбные крики. Борт о борт с ладьей Афу сле- довала ладья Хепри с вестью о появлении Осириса, иначе гово- ря, Осирис творил себя. Таким образом, умершее солнце сего- дняшнего дня и рождающееся солнце дня завтрашнего следовали по Нилу вместе. ТУАТ, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР 333 Второй час. Его богиней была Шесат-Макей-Неб-С. 309 ите- ру составляет длина этого царства, 120 итеру — ширина. Здесь живут души Туат, и называется оно Уэрнес. . Пока Афу плывет по реке Туата, на обоих ее берегах появляются боги и жители, приветствующие его, произносят слова, исполненные почтения и благодарности за все блага, дарованные им в про- шлом. Теперь ладья Афу становится «ладьей земли», и в ней ночное солнце проходит через тело Акера, бога с головами быка или льва на каждом конце туловища. Перед Афу следуют четы- ре ладьи: «ладья полной луны», ладья с фетишем Хатхор, ладья с мангустой (фараоновой мышью) (?), из спины которой появ- ляется голова Осириса и белая корона; ладья бога зерна Нефера. Много мертвых живет в Уэрнес, и Афу освещает их своим све- том, и обращается к ним, и принимает служение богов — их соседей, которые по приказу Афу обеспечивают их нужды. Ког- да бог покидал это царство, на него снова опускался мрак, и оставшиеся там души издавали скорбные крики. Третий час. Его богиня-хранительница — Тент-Баиу; она вела Афу через царство, называемое Нет-Неб-Уа-Хепер-Ауту. Главная задача здешних богов — уничтожение врагов Ра. Кроме того, они должны обеспечить разливы Нила, чтобы полить земли и поза- ботиться о живущих там душах. Афу связывается с Осирисом, чьи помощники и слуги помогали ему в путешествии; теперь его со- провождают три ладьи Осириса. Среди богов этого места следует Некоторые члены команды ладьи ночного солнца. 1 — бог Са; 2 — Урт-Хекау; 3 — Солнечная Исида 1 2 3 УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 334 отметить девять ипостасей Осириса. Мертвые славили Афу, пока он был с ними, когда же бог покидал это царство, на него снова опускался мрак, и их радостные восклицания сменялись скорб- ными криками. Местных обитателей зовут «тайные души», а часть Нила Туата называлась Нет-Асар , то есть «река Оси- риса». Четвертый час. Его богиня-хранительница — Урт-Сехему. Рай- он, пересекаемый в этот час, назывался Анхет-Хеперу, его защи- щали ворота Амент-Тау. Этот район был известен как «тайный круг Амент», в него входил Туат Мемфиса, которым управлял Секер, Великий бог некрополя этого города. Главная святыня — Аммехет, до нее можно было добраться, только пройдя Рестау , то есть «вход к извилистым дорогам». Первые три часа Афу следовал через Туат Абидоса и других великих городов, но теперь попадал в совсем другой район. Он кишит гигантскими змеями (и это не боги), души усопших, обитатели царства, ждут на берегах реки, чтобы помочь Афу. Здесь нет существ, которым он мог пожаловать поместье, и нет богов, которые служили бы ему. Великому богу приходится покинуть ладью, в которой он плывет по реке, и пересесть в другую, в форме змеи с головами на обоих концах. Эта ладья проходит по темным мрачным участ- кам, и путь ей освещает только пламя, вырывающееся из пас- ти змеи. Афу следует мимо чудовищных двуглавых и трехглавых змей, охраняющих владения Секера, и совершенно ясно, что и он, и Осирис занимают низшее положение в сравнении с Секе- ром и его богами, живущими на песке невидимыми и не отве- чающими на слова Афу. В одной части Рестау видно горящее пламя, вырывающееся из уст богини Унеммит, чтобы сжечь души врагов Осириса, Секера и Ра. Одна змея имеет три головы, кры- лья и человеческие ноги, другая — две головы на одном конце туловища, а третью голову на кончике хвоста. Пятый час. Район, который пересекает Афу в этот час, нахо- дится в том же царстве Секера, представлявшем Туат Мемфиса и являвшимся, вероятно, древнейшим царством мертвых в Египте. Его называли Амент 1 . Здесь было тайное убежище Секера, вы- строенное в форме песчаного кургана, в который жук Хепри го- 1 — Амент или Аментт, что означает «тайное место». ТУАТ, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР 335 товится войти. Секер и Хепри беседуют. Страна Секера овальная по форме, она окружена песчаной стеной и охраняется двумя сфинксами с телами львов и головами людей. Сам Секер имеет облик человека с головой сокола. Он стоит между крыльями чу- довища — крылатой двуглавой змеи. Рядом с ним озеро огня, где сжигают грешников. Когда Афу, мертвый солнечный бог, сле- дует мимо кургана Секера, молодой солнечный бог Хепри появ- ляется из своего жилища и объединяется с ним, и Афу, таким образом, становится богом солнца наступающего дня. Затем Афу прибывает в район, где живет семь изрыгающих пламя богов, пожирающих мертвых, и богиня, питающаяся кровью мертвых. Следуя мимо, Афу видит впереди себя звезду великого бога, ко- торый «путешествует и двигается вперед». Ее идентифицировали с утренней звездой, Венерой, иными словами, Афу приближает- ся к началу дня. Жекье верно отмечал, что первоначально сцены четвертого и пятого часа образовывали полную Книгу Туата, фи- нальным эпизодом которой был рассвет. Шестой час. Пройдя через Туат Мемфиса, Афу приходит в южную часть Дельты. Здесь он покидает свою «змеиную» ладью и снова плывет в ладье Сектет. Вместе с богами, которые были с ним в начале путешествия, он направляется в Туат Осириса в вос- точной Дельте. По обоим берегам реки собрались боги и блажен- ные души. Он посылает им свет, дает указания божествам, которые находятся здесь, чтобы те обеспечили души праведников, дает им воду день за днем. Имя царства, через которое проходит Афу в этот час, — Месперит-Арат-Маату, а врата называются Септмету. Богиня часа — Амент-Сему-Сет. Сначала Афу приходит к шестна- дцати дворцам Осириса. В них живут цари севера и юга, Хетептиу, духи. Афу обращается к ним, готовит им приношения и приказы- вает уничтожить злое чудовище Апепа (Апопа). Далее мы видим пятиглавого змея по имени Аш-Хру , который образует неправильный овал. Внутри лежит Афу, его правая рука поднята и касается жука Хепри (восходящее солнце), и, когда Ра говорит слово, мертвый бог становится живым. Пройдя несколько групп богов Осириса, Афу подходит к трем домам Ра. Символ первого — задняя часть льва, второго — крыло Гора (?), третьего — голова человека. Далее он встречает гигантского змея, из которого вы- растают головы четырех сыновей Гора, потом девять огнедыша- щих змей, вооруженных ножами, в обязанности которых входит уничтожение врагов Ра и разрубание на куски их теней. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 336 Седьмой час. Страна, по которой следует Афу в этот час ночи, называется Тефет-Сешат (то есть тайный зал); название врат — Рути-Асар, имя богини — Хефтес-Хау-Хескет-Нехп-Хер. Афу и его боги чувствуют, что продвижение вперед замедля- ется многочисленными песчаными банками, а в одном месте, площадь которого 400 квадратных кубитов, дорогу преграждает ги- гантский змей Нехахер. Но богиня-скорпион связала его канатом, а бог прибил его туловище к земле шестью огромными ножами. Вооруженный собственными словами силы, а также словами Оси- риса и Сера, чья святыня теперь — тело змея Мехен, он двинулся вперед и подошел к четырем гробницам, в каждой из которых находится ипостась Осириса. Каждая гробница представляет со- бой низкую насыпь из песка, а души, погребенные в ней, — это души Тема (Атума, Хепри, Ра и Осириса). Когда свет Афу падает на эти гробницы, на каждой из четырех угловых стоек появляет- ся человеческая голова; эти головы представляют рабов, убитых и похороненных в фундаментах сооружений. Когда Афу прохо- дит мимо, они «глотают себя», то есть исчезают. За ними мы ви- дим Афу-Асара (то есть плоть семи форм Осириса), сидящего под навесом из туловища земли, с тремя обез- главленными рабами перед ним. Теперь путь Афу освещает две- надцать звездных богов и двенадцать богинь часа. Гигантский крокодил Аб-Ше, охранявший северную часть страны, благодаря заклинаниям Афу становится беспомощным, после чего бог по- кидает царство Осириса, ликуя. Все боги обещали убить Апопа. Восьмой час. Название места, через которое следует Афу в этот час ночи, охраняемый змеем Мехеном, — Тебатнетрус, вра- та называются Анануртнеф, богиня часа — Небтуша. В пути он проходит десять кругов, в каждом из которых находятся боги; при этом врата всех кругов поименованы. Афу обращается к обитате- лям кругов, их врата открываются, и боги появляются перед Афу. Эти боги — души тех, кто был мумифицирован и похоронен с соблюдением должных ритуалов, и, лишь только Афу заговари- вает, все они оживают и принимаются уничтожать его врагов. На каждом берегу реки расположено по пять кругов, а слуги Осириса, следящие за ними, имеют разнообразные и необъяснимые фор- мы. Голоса богов в десяти кругах звучат по-разному и напомина- ют: жужжание пчел, плач женщин, стоны мужчин, рев мужчин и быков, которые горюют, молитвы людей в агонии, мяуканье ко- шек, рев живых, военный клич, крик сокола, щебетание водяных ТУАТ, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР 337 птиц. Среди богов этого места присутствует четыре формы бога земли Та-Танена. Они изображаются баранами с плоскими рога- ми, каждый баран носит специальную корону. Девятый час. Название района, через который следует Афу в этот час ночи, Бест-Ару-Анхет-Хеперу, врата называются Саем- кебх, богиня часа — Туатт-Макел-Неб-М. Духи и души, живущие в этом месте, присоединяют свои усилия к усилиям команды ла- дьи Афу, чтобы помочь ему добраться до зала востока, где вос- ходит солнце. Члены команды Афу зачерпывают воду из реки своими веслами, чтобы духи могли попить. Боги места помогают Афу восстановиться так, чтобы он мог принять форму солнечно- го диска, а богини изрыгают пламя из себя не только для того, чтобы осветить путь, но также чтобы дать жар диску и воскреше- ние телу Осириса. Последней частью страны являются Елисей- ские поля царства Осириса. Десятый час. Страна, через которую следует Афу в этот час ночи, судя по всему, является продолжением региона девятого часа. Вероятно, это центральная часть Туата Гелиополя. Район назывался Метет-Ка-Уджебу, ворота — Ахеперу-Месару, боги- ню часа звали Тентенит-Ухерт-Хакабу. В этом районе Хепри, бог солнца, который вот-вот родится, осуществляет свой мисти- ческий союз с Афу, входит в его тело и так утверждает Око Гора. Солнце было правым глазом «старого бога Гора», то есть древ- нейшего небесного бога Египта, а луна его левым глазом. Дья- вол Апоп и все его друзья и помощники выходят на охоту, стре- мясь не допустить этого объединения, и Афу призывает всех местных богов, большинство из которых имеют звездное проис- хождение, наточить свои стрелы и приготовить дротики, натя- нуть тетивы луков, напасть на силы мрака, находящиеся в вос- точной части Туата, чтобы уничтожить солнце, и победить их. В одной части этого региона есть вместилища воды — очевидно, это озера и большие болота Дельты. В них живут духи и души тех, кто утонул, а также многочисленные водные демоны, враж- дебные Афу и Ра. На демонов нападают боги озер и защищают от них Афу, после чего Афу обещает жителям Ну, или Нуну, что их члены не погибнут, их плоть не подвергнется гниению и что они получат все, что следует. Одиннадцатый час. Страна, через которую Афу проходил в этот час, является последней частью Туата. Она зовется Ренкерт- Апт-Хату, ворота — Сехен-Туатиу, а богиню одиннадцатого часа зовут Себит, госпожа ладьи, противостоящая демону Себа, ког- УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 338 да он (Афу) движется вперед. Афу, как обычно, стоит в своей ладье, но скипетр, который он держит, — это обычный царский скипетр, а не змей. На носу ладьи диск, окруженный змеем, и его имя Пестт . Теперь Афу появляется из плотной тьмы и входит в предрассветный полу- мрак . Среди богов, присутствующих на бере- гах реки, есть двенадцать богов, которые уносят змея Мехен, двух кобр, на спинах которых белая и красная короны, и, когда бог проходит мимо, из корон появляются человеческие головы. Далее мы видим четырех богинь Нейт Саиса в облике женщин, две носят белые короны, две — красные. Они охраняют «непо- знанные, неразличимые и невидимые» врата Саиса. На правом Тени проклятых сжига- ются в огненной яме Души проклятых сжига- ются в огненной яме Тела проклятых сжигаются в огненной яме ТУАТ, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР 339 берегу видно множество странных существ, крылатых змей с человеческими головами, но появляются они только на мгнове- ние, после чего «проглатывают себя», то есть исчезают. Многие из них были звездными богами, функции которых неизвестны. На левом берегу — район полыхающего огня, которым правит Головы проклятых видны в огненной яме Проклятые погружаются головами вниз в огненную яму Огненные ямы, в которых сжигаются проклятые УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 340 Гор в облике человека с головой сокола, носящего диск и урей. В руке он держит бумеранг. Это оружие в действительности яв- ляется змеей, которая убивает врага, в которого ее метнули, по- сле чего возвращается к хозяину. Перед ним стоит на хвосте змей «Сет миллионов лет». Здесь также есть страшные огненные ямы, в которых сгорают души, тени и тела врагов Ра и Осириса. В одну яму вниз головой погружаются проклятые, в другой они видны стоящими по шею в пожирающем их огне. Огонь под- держивается богинями, изрыгающими их из своих уст. Двенадцатый час. Страна, в которую теперь входит солнце, — это преддверие дня. Он называется Хепер-Кеку-Хау-Месту, воро- та — Тен-Нетеру, а богиню часа зовут Манефертра. Диск Пестт больше не покоится в носовой части ладьи — его место занял жук Хепри. Двенадцать богов тянут ладью, но не через туловище змея Ка-Эн-Анх-Нетеру, но по всей его длине. Афу входит в туловище змея мертвым телом, а появляется из его пасти, как Хепри, солн- це на рассвете; его встречает Шу, и он занимает место на вос- точном горизонте. Прежде чем покинуть Туат, Афу отбрасывает свое мертвое тело, и мы видим его лежащим в конце Туата. Тексты предполагают, что оно представляет Осириса. Все боги, бывшие свидетелями или помощниками в путешествии ладьи Афу по Туа- ту, поют гимны восходящему солнцу и Осирису. Выше было изложено краткое содержание Книги Амдуат. Из нее следует, что мертвый бог солнца, или солнечный бог ночи, следует по Туату, как его царь и господин. Он ожидает, что жи- тели Туатов Фив, Абидоса, Гераклеополя, Мемфиса и Гелиополя будут всячески помогать ему. Теперь можно вкратце рассмотреть другую точку зрения на мир иной, которого придерживался автор Книги врат. Книга врат Согласно этой книге, Туат был разделен на двенадцать ча- стей: первая — это преддверие ночи, а последняя — преддверие дня. Каждые ворота охраняются змеем царства Осириса, который стоит на хвосте: представляется, что это дух поворачивающейся створки двери. Множество ворот укрепляли стены и имели при- вратников или стражей. Имена стражей Сет-Амент, западного преддверия, Сет и Тат. Имена остальных ворот и их стражей следующие: ТУАТ, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР 341 Врата Змей Врата Змей 2. ... Саа-Сет 8. Бехкхи Сет-Хра 3. Септет-Уауау Акеби 9. Аатшефит Абта 4. Невтс-Джефау Джетби 10. Джесерит Сету (?) 5. Арит Текахер 11. Шетат-Бесу Амнетеф 6. Небт-Аха Сетем-Ариф 12. Тесерт-Баиу Сби Рери 7. Пестит Ахан-Маат Первые врата. Когда мертвый бог солнца проходит через за- падное преддверие, его сопровождает Хепри, жук внутри диска, окруженного кольцами змеи с хвостом в собственной пасти. Восточный конец Туата. Мумия мертвого бога солнца появилась из змея ночи и лежит на вогнутой части кривой. Хепри, восходящее солнце, появился и в облике жука толкает солнечный диск нового дня через край Туата, где его принимает Шу УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 342 Жук находится в собственной ладье, на носу которой бог зна- ний Саа, а на корме бог магии Хека. Таким образом, солнце завтрашнего дня входило в Туат вместе с Афу-Ра, то есть те- лом Ра. Погребальная гора Амент служила первыми вратами, она открывалась при использовании магического заклинания, а боги пустыни и гор помогали Афу пройти через открывшееся отверстие. Вторые врата. По прибытии к этим вратам Афу призывал Саа- Сета открыть их, а когда он входил, ворота закрывались, и все существа, оставшиеся в преддверии Туата, начинали громко сте- нать, потому что оказывались снова погруженными в кромешный мрак. Теперь Афу имел облик человека с головой барана и сол- нечным диском между рогов. В это время уже ясна цель прибытия Афу в Туат. Он явился, чтобы судить мертвых, чтобы взвесить слова и дела в Аменти, возвысить великого бога над мелкими божками Туата, усадить блаженных на троны, указать места про- клятым на суде и уничтожить их тела. Саа и Хека призваны ему помочь, и он щедро вознаграждает тех, кто помогал тянуть его ладью. Справа от него боги Хетептиу, то есть говорящие правду, или преданные поклонники, с ними Маатиу, то есть «законники» Туата. Поскольку они преданно служили своему богу и прокли- нали Апопа, им даруется холодная вода, приношения, жизнь и собственность. Слева от Афу склоненные и распростертые фигу- ры Нениу, то есть отступников, которые, пребывая на земле, ру- гали Ра, говорили лживые слова и совершали неправедные по- ступки. Бог Тем (Атум) стоит рядом и объявляет их судьбу. Они должны быть скованы, а руки их связаны за спиной. Они больше никогда не увидят света Ра, поскольку их тела будут разрублены на куски, а души уничтожены. Третьи врата. Это очень прочные врата. За ними располагается двойная стена, охраняемая двумя богами в облике мумий. Кобра или огнедышащий змей располагается в углах стены, а за ней — девять богов второй эннеады. Когда Афу приближается, дверь Акеби открывается, и восемь богов втягивают бога внутрь, при- чем тянут его через туловище ладьи земли — своеобразный тон- нель, на каждом конце которого голова быка. Текст утверждает, что душа Ра поглощается богом земли, и тот, кто в ладье земли, является священным. Следуя дальше, Афу видит справа двена- дцать гробниц, на которых вытянулся во всю длину гигантский змей. Змея зовут Сети. Афу призывает богов в гробницах, их две- ри открываются, и боги выходят, чтобы возликовать в свете Афу ТУАТ, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР 343 и насладиться свежим воздухом, который он принес с собой. Они приглашают его к кипящему озеру , которое располо- жено поблизости. Придя, он видит сидящих вокруг озера богов и растения, похожие на небольшие деревца, росшие на краю (?). Вода в озере кипит, и птицы не садятся вокруг, а, наоборот, ста- раются улететь подальше из-за ужасного зловония, поднимающе- гося от него. Афу убеждает богов озера культивировать растения и питаться ими. Он обещает, что, когда они начнут пользоваться водой озера, она станет прохладной и освежающей и не будет обжигать. Слева мы видим Тема (Атума), стоящего над демоном Апопом, и девять Джаджау, помогавших Тему привести змея в беспомощное состояние. Тем произносит заклинание, после чего голова змея раскалывается, а туловище распадается на множество кусков, после чего огонь Ра его уничтожает. Другая группа из де- вяти богов помогает Джаджау уничтожить демонов Себа и Афа , закрыть ворота Туата от Апопа и открыть во- рота Хенти-Аменти для Афу. В награду им дается мясо Ра и хлеб Хенти-Аменти. Уход Афу оплакивается богами. Четвертые врата. При приближении ворота открываются, и его встречают боги. Они приветствуют его и помогают благопо- лучно миновать реку огня, охраняющую ворота. Здесь находятся гробницы богов Осириса, и здесь на разделенном кургане стоят богини двенадцати часов. В пространстве между двумя группами богинь свернулся гигантский змей по имени Херрет . Он породил двенадцать змей, которые пожирают двенадцать часов. Далее мы видим группу богов, несущих свои кау, и еще двена- дцать шакалоголовых богов озера Жизни, и десять живых кобр, стоящих у озера кобр. Афу обращается к ним и обещает прино- шения и пр. в обмен на преданную службу. Слева в помещении со сводчатым потолком стоит Хенти-Аменти в облике мумии. На нем корона юга, и стоит он на змее. В древнейшие времена он был местным богом Абидоса, но его положение и функции узур- пировал Осирис, после того как его культ установился в Верхнем Египте. Перед святилищем расположилась кобра Несерт. Затем мы видим Хер-Ура, или старого Гора, и двадцать четыре бога, из них двенадцать стоят перед святилищем, а двенадцать за ним. Рядом четыре огненные ямы, в которых сжигаются враги Осири- са. Подтвердив свое обещание приношений и получив от этих богов слова почтения, Афу продолжает свой путь. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 344 Пятые врата. Змей-страж и боги шумно приветствуют Афу, когда он входит в обитель «душ, живущих в Туате». Первая груп- па богов держит змея Нуджи, функции которого неизвестны, за- тем Афу подходит к душам людей, которые говорили и действо- вали правдиво и превозносили Ра на земле. Ими руководит бог по имени Хери-Кенбет-Ф. Справа певцы гимнов, а рядом с ни- ми — боги, которые держат канат, использующийся для измере- ния наделов праведникам. Их работу направляют боги Хенбиу. Слева от ладьи Афу районы, предназначенные для душ разных народов, известных египтянам. Первый район занимают «люди», то есть египтяне; второй — Ааму, то есть народы, жившие в стра- нах восточнее Египта, в Палестине и Сирии; третий — Нехесу, то есть чернокожие обитатели Судана; четвертый — Темху, то есть светлокожие жители Ливии. Это показывает, что египтяне не ве- рили в международный рай. В пояснительном тексте сказано, что Ремту, то есть «люди», произошли от слез Ока Ра, а черные — в результате мастурбации Ра. Следующая группа богов — хранители времени Осириса и его главные судьи — Джаджау. Последние ре- шают, как долго душам оставаться в этой части Туата, а хранители времени ведут учет. Обязанности этих богов подтверждены Афу, который выделяет им приношения небесного мяса и питья. Шестые врата. На виньетках изображены врата, их стражи и зал суда Осириса. Бог восседает на троне, установленном на пье- дестале с девятью ступенями, на каждой из них стоит бог. Осирис изображен в облике мумии, на нем двойная корона и менат, в руках он держит и . Перед ним великие весы и павиан, про- гоняющий черную свинью Сета. Пояснительный текст написан тем, что ранние египтологи называли «энигматическим» пись- мом, и до сих пор должным образом не расшифрован. Эта часть Туата не может быть описана полностью, потому что крышка сар- кофага, на которой написан текст, разбита. По фрагментам мож- но сделать вывод, что на виньетках изображались Елисейские поля Осириса. Там же мы видим блаженных, занятых сельско- хозяйственными работами. Периодически появляются столбы- фетиши. Часть блаженных убирает урожай, другая — ухаживает за растениями, третья — переносит на головах поклажу. Растение называется маат, им кормятся все там живущие. Но бог Сер, или Сар, он же Осирис, сам является растением, и, таким образом, почитатели бога питаются его телом. Осирис говорит «тем, чьи кау вымыты»: «Вы есть маат из маат. Живите в мире, вы, имею- ТУАТ, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР 345 щие формы моих служителей и живущие в доме тех, чьи души священны». В этих полях растет пшеница, и зерно бога кукурузы Непра вызревает благодаря свету Ра. Иными словами, даже по- клонники Осириса в Туате получают пищу благодаря Ра, стояще- му выше Осириса. Фетиши — столбы с головами Сета, видные в верхнем регистре, уничтожают врагов, которые пытаются поме- шать сельскохозяйственным работам на полях Осириса. Седьмые врата. Боги, охраняющие врата Пестит, приветству- ют Афу и пропускают его в эту часть Туата. Первыми, кого Афу здесь видит, являются «таинственные боги, чьи руки скрыты». Он служат Ра в Хет-Бенбен — храме, где содержится священный камень Бенбен, в котором живет душа Ра. Далее приходят «боги храмов» и боги Сену, которые служат за пределами храма Хет- Бенбен, а также боги, вооруженные металлическим оружием, обязанность которых — сражаться с гигантским червем Маму. Теперь мы находимся в той части Туата, где скопились силы зла, чтобы воспрепятствовать дальнейшему продвижению ладьи Афу. Главный из них — Себа Апоп, принявший облик гигантско- го змея с двенадцатью головами. Их боги отрубили и съели. Дру- гой противник — Акен, появляющийся в виде мумии. Боги две- надцати часов приносят двойной канат, обматывают его вокруг шеи Акена и душат его. Позади — похоронные носилки богов, «которые спят в теле Осириса». С ними говорит Гор-Туати и при- казывает отбросить парики (или головные уборы) и бинты мумий, открыть глаза и посмотреть на свет, даваемый Афу. Он также го- ворит: «Соберите свою плоть и свои кости, приготовьте ваши чле- ны, пусть ваши тела станут целыми. Для ваших ноздрей есть чи- стый воздух». Нехеп помогает им на пути в Сехет-Хетеп. За этими похоронными носилками находится огненный водоем, который охраняет ужасный змей, боги и земные души не могут спуститься в него из-за смертоносного огня змея. В тексте содержится таин- ственное замечание: «Вода этого водоема есть Осирис, и эта вода есть Хенти-Туат, и он живет в ней». Восьмые врата. Змей Сет-Хра, боги и злейшие кобры откры- вают ворота и впускают Афу, которого четыре бога тянут в воды Нуну (Ну) — первичного океана. Перед ними стоит обитатель Нуну, ссутулившись и опираясь на посох. В озере (или море) четыре группы существ: Херпиу, Агиу, Небиу и Хепаиу, то есть купальщики, утопленники, пловцы и ныряльщики, которым обита- тель Нуну говорит: «Поднимайтесь. О создания времени, взгляните на Ра, который распоряжается вашими судьбами». Афу обраща- УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 346 ется к ним, дает воздух их ноздрям и говорит, что приношения будут сделаны их душам, которые остались на земле. Судя по все- му, эти создания — люди, утонувшие на земле. Мы также видим бога, который кормит души, находящиеся в беспокойном озере Серсер . Афу велит обеспечить их пищей и при- нимает их похвалы и почтение. Далее идут враги Осириса, коих следует уничтожить огнем. Старый Гор смотрит, как они стоят, понурившись, перед ужасным огнедышащим змеем Хети. Гор говорит ему: «О мой змей Хети, ты, могущественный огонь, от- крой свою пасть, раздвинь свои челюсти, изрыгни свой огонь на врагов отца моего Осириса, сожги их тела и проглоти их души». Гор-Туати и Хепри с двойным телом кобры «Плоть Осириса» с перьями Амона сидит под по- логом из туловища змея Мехена, изрыгающего огонь на головы пре- клонивших колени скованных пленных Мужчины, павианы и женщины, плетущие сети-заклинания ТУАТ, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР 347 Девятые врата. Пройдя через эти врата, Афу оказывает в районе, где царствуют силы зла. Он призывает на помощь силы всех пре- данных ему богов, чтобы те помогли ему пройти в восточную часть неба. Сначала по- являются группы мужчин, павианов и жен- щин с сетями, перед ними шествуют три бога, вооруженные гарпунами. Шесть муж- чин с сетями — «мастера магических закли- наний», павианы — Саиу, то есть «изготов- ляющие заклинания с помощью канатов», женщины Саит делают то же самое. Аббиу — мужчины с гарпунами держат канат, кото- рый проходит над телом и головой лежащего ничком обнажен- ного бога, который держится за него обеими руками. Имя лежащего бога — Ааи, на его голове солнечный диск, из которо- го выступает два предмета, напоминающие уши осла. Судя по по- ложению этого бога, он или раньше поднимался с помощью кана- та, или его поднимали за этот канат Аббиу. Значение этой сцены непонятно. Если предметы, выступающие из диска, действитель- но являются ослиными ушами, мы должны рассматривать эту фи- гуру как бога-осла, который был формой бога солнца, или Сета, или Гора. Если это была форма Гора, диск с «ушами», возможно, является крылатым диском . Перед Ааи расположился змей Апоп, а над ним крокодил Шесшес, хвост которого заканчивается в змее. Что бы он ни представлял и кем бы он ни был, ясно, что он защищает дорогу, по которой предстояло двигаться Афу. Афу проследовал и прибыл к месту, где боги красной и белой корон готовили короны для завтрашнего дня. Там тоже был «Гор в сво- ей ладье», имевший облик льва с головой сокола и головой чело- века над задней частью. На спине льва стоял бог Гор-Сет, а его руки опирались на две белые короны. Далее мы видим восьми- главого змея Шемти и змея Бата с их стражами Упу и Абетом, а потом ладью Афу, теперь ставшего Хепри, начинают тянуть души Амента и почитатели Ра, Гора и Хепри. Последние боги этих во- рот змей Хепри с двумя кобрами, вырастающими из его тела, и сокол Гора Туата, клюющий его, и также восемь сил, которые тянут Хепри. Десятые врата. Пройдя через эти врата, Афу попадает в страну, где все боги и богини готовы помочь ему стать богом солнца за- втрашнего дня. Солнечные боги и богини, которые представляют Гор-Сет, лев в ладье УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 348 планеты и крупные звезды, готовят Афу новый диск и снабжают его теплом и светом. Среди присутствующих здесь странных соз- даний следует обратить внимание на крылатого змея Семи; Беси, шест-фетиш с головой быка; Анха, змея с двумя человеческими туловищами, помещенными спина к спине, Гора-Сета на маги- ческой дуге Мехен с шестью змеями. На некотором расстоянии от них разыгрывается сражение между Апопом и защитниками Афу. Апоп лежит на земле и не может ползти вперед из-за боль- шой цепи, которую держат Стефиу и другие боги. Над его головой скорпион богини Секет, который удушает его. Продвижению Апопа мешают и боги Антиу и Хенатиу, каждый из которых во- оружен дубиной и ножом. Последние предстают в человеческом облике, но вместо головы у каждого по четыре змеи. Сила Апопа была чрезвычайно велика, и еще одна группа богов, «хорошо вооруженных», хватают канат, удерживающий Апопа, и тянут его своими могучими руками. Диск снабжается духом и силой. Для диска разжигается огонь, и готовится его путь, а «Тот, у кого два лица» (Гор-Сет) устанавливает равновесие между днем и ночью. Созвездия и утренние звезды стоят, готовые помочь солнцу подняться. Уджат или Око солнца находятся на подставке, и «хо- зяин дома огня» готов наполнить его пламенем. Апопа поддерживала группа змееподобных богов Уамемтиу. Они схвачены за шеи богом земли Гебом и четырьмя сыновьями Гора. Они расположены вдоль каната за рукой. Уамемти это Месу- Бетшу, или «дети мятежа», часто упоминаемые в Книге мертвых, и Осирис Хенти-Аменти стоит, взирая на них. Но у Афу есть и другие помощники, а именно божества «звезд, которые никогда не заходят», и групп звезд, видных в восточном полушарии неба перед рассветом. С ними богини двенадцати часов и боги великих созвездий, а также обезьяна — сирийское божество. Неподалеку — Око Гора или Ра на подставке, ожидающий момента занять свое место на лице солнечного диска. Одиннадцатые врата. Боги этих ворот приветствуют прибытие ладьи Афу, и, когда ворота закрываются после его прибытия, боги на стенах издают горестные крики. В этот час Афу становится свидетелем окончательной победы над Апопом. Бог, «чье имя скрыто» , появился из вод Ну, открыл ворота, через ко- торые Афу вышел на Нут, небо этого мира. Теперь он видит веч- ного и непримиримого врага, вытянувшегося во всю длину и Боги восточного неба готовят и снаряжают солнце, которое должно взойти наступающим утром Осирис Хенти-Аменти наблюдает за сковыванием союза змей Уамемтиу, сил Апопа УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 350 Ладья, в которой находится Хепри с солнечным диском над ним, под- нимается из первобытного океана Нуну. Хепри получает диск от Оси- риса, тело которого образует Туат. Три безымянных бога — это бог Хека (чародей), лоцман и вперед- смотрящий. Пять богов, имеющих имена, — это Геб, Тот, Гор из Хе- кена, Ху и Сиа беспомощного. Его туловище приковано цепями к пяти стол- бам. Сыновья Гора разрубают его своими ножами на куски, и яд, появляющийся из него, падает в Аменти. Затем небесные павиа- ны, приветствующие восходящее солнце, боги, которые приносят диски и звезды, и боги с прино- шениями, а также поющие боги- ни (небесный хор), и боги, уста- навливающие белую и красную короны, боги, отгоняющие Сета, собираются по обеим сторонам ладьи Афу и с криками радости и хвалебными гимнами прово- жают его до ворот, из которых он появится на восходе. Здесь египтяне очень точно передали смысл слов «при общем лико- вании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от ра- дости» (Иов. xxxviii, 7). Двенадцатые врата. Прибыв к этим воротам, Афу завершает свое путешествие по Туату. Каж- дая из дверей этих ворот охраня- ется змеем, который приветству- ет Афу, и двери закрываются, и боги и души, снова остающиеся во мраке Туата, горько плачут. У дверей кобры Исиды и Неф- тиды. Вместо группы богов, которые обычно стоят у ворот, мы видим на шестах голову Хепри с жуком над ней и голову Атума с солнечным диском над ней. Эти боги представляют утреннее солнце и вечернее солнце, и Афу готов объединиться с этими формами бога солнца. Когда Афу проходит через эти ворота, он входит в Нут, то есть небо этого мира. Его ожидает ладья Матет (или Манджет), то есть ладья утреннего солнца, в которой оно плывет по небу от восхода до полудня. Когда Афу появляется из восточного края Туата, или «лона утра», его принимает богиня неба Нут. Виньетка, вырезанная на саркофаге Сети I, иллюстри- ТУАТ, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЙ МИР 351 рует ежедневное рождение бога солнца. На ней мы видим голову, плечи и руки Ну, бога небесного океана, вытянутые вверх из воды. В руках он держит ладью бога солнца. Жук Хепри находит- ся в ладье; он толкает вверх солнечный диск, а Исида и Нефтида поддерживают его. Пояснительный текст гласит: «Эти руки про- стерты вверх из воды, и они поднимают этого бога»; «Этот бог находится в ладье Матет, и боги с ним», «Нут принимает Ра». Боги- ня Нут стоит на голове Осириса, чье тело изогнуто, образуя Туат. Путешествие Афу по Туату продлилось от захода одного дня до восхода следующего дня. Читатель, безусловно, заметил раз- ницу между книгой Амдуат и Книгой врат. Невозможно описать функции разных богов и групп богов, которые встречаются в обе- их работах, но вполне ясно, что одна книга представляет теоло- гическую систему, отличную от другой. В Книге Амдуат изложе- но все то, что одобрялось знатью и высшим чиновничеством, а в Книге врат — взгляды народа. ПРИЛОЖЕНИЕ Отрывки, описывающие силу и характерные качества Бога, единственного Бога, Творца Вселенной. 1. Бог один и единственный, никого не существовало вместе с ним. Бог один, тот, кто сотворил все. 2. Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух Египта, божественный дух (Бог-дух). 3. Бог есть с начала, он был с начала, он первичен, и суще- ствовал, когда не было больше ничего. Он существовал, когда больше ничего не существовало, и он создал то, что появилось потом. Он отец всех начал. 4. Бог вечен, он бесконечен и не имеет конца. Он вечен и бесконечен. Он продолжался все время без конца и будет суще- ствовать вечно. 5. Бог скрыт, никто не знает его облика. Никто не обнаружил его подобия. Он скрыт и от людей, и от богов. Он есть тайна для всех существ. 6. Никто не знает имени, по которому к нему можно обра- титься. Его имя остается тайным. Его имя — тайна для его де- тей. Его именам нет числа, их бесчисленное множество, никто не знает, сколько их. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 7. Бог есть Маат (то есть истина или закон). Он живет истиной и ею питается. Он царь истины, чья правда освобождает язык. Он опирается на истину, он создает истину и дает ее миру. 8. Бог есть жизнь, и только благодаря ему возможна жизнь. Он льет жизнь на людей, он вдыхает дыхание жизни в их ноздри. 9. Бог есть отец и мать. Отец отцов и мать матерей (то есть начальный предок). Бог зачинает, но не был зачат, он рождает, но не был рожден. Он сам зачал себя и родил. Он создает, но не был создан. Он творец собственного облика и скульптор своего тела. 10. Бог сам есть существование. Он существует во всех вещах, он остается во всех вещах. Он есть элемент бытия, который рас- тет и не гибнет. Он тот, кто множит себя тысяче- и тысячекратно, наделяет множеством форм, дарует много членов. 11. Бог создал все. Он творец всего, что есть сейчас, творец всего, что есть в этом мире. Он творец всего, что когда-то было, всего, что есть, и того, чего еще не существует. Он творец мира. Именно он создал мир своими руками в первичные времена, снаб- дил его тем, что взяло начало от него. Он творец небес и земли, творец неба, земли и ее глубин, вод и гор. Бог подвесил небеса сверху и заложил основы твердой земли. Бог сделал небо, создал землю, он сделал так, чтобы воды текли, и сотворил массивные горы. 12. Все, что задумало его сердце (ум), начало существовать, и стоило только ему произнести слово, как сказанное им начинало существовать на все времена. 13. Бог есть отец, мать, древний отец всех богов. Он сказал слово, и появились боги. Боги появились на свет благодаря сло- вам его уст. Он создал людей и придал облик богам. Он великий мастер, гончар древнейших времен, который сделал людей и бо- гов, чтобы они разошлись с его земель, гончар, вылепивший лю- дей и богов на своем гончарном круге. 14. Небеса покоятся на его голове, земля поддерживает его ноги. Небеса прячут его дух, землю скрывает его форму, и глуби- ны окутывают его тайну. Его тело как воздух (или ветер), небеса опираются на его голову, а нильский поток скрывает его форму. 15. Бог милостив к своим поклонникам. Он слышит человека, который обращается к нему. Он защищает слабого от сильного. Бог слышит плач того, кто в глубоком горе, он сострадателен к человеку, молящему его. Он защищает того, кто в горе, против высокомерных и жестоких. Он судья между теми, кто могущественен, и теми, кто слаб. Бог узнает человека, который поклоняется ему, вознагражда- ет того, кто ему служит, и защищает того, кто следует его путем. |