Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt
Скачать 12.05 Mb.
|
УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 300 бальных текстов разного содержания и относящихся к разным векам и не старались расположить их связно. В некоторых случаях содержание одного отрывка противоречит содержанию следующе- го, и невозможно определить, какой из них больше соответствует действительности. Верования, легенды и мифы, сформулирован- ные египтянами на разных этапах своего развития, собраны вме- сте и превратились в хаотичную массу. Это показывает, что всег- да готовые принять любое верование, которое, по их мнению, было полезно мертвым, египтяне не могли отказаться и от веро- ваний, принятых их предками. Так что они ничего не забывали и одновременно ни от чего не отказывались. Тексты пирамид были написаны с единственной целью: по- мочь царям, в пирамидах которых они были найдены, обрести вечную жизнь с богами на небесах. В них цари описываются как живые, входящие в обитель богов с той же пышностью и помпез- ностью, с какой они входили в завоеванные земные страны. Унас и его преемники считаются не только равными богам, но даже их господами. Отправляясь в плавание по небесным водам, они за- нимают ладью Ра, а боги обеспечивают их безопасность и служат гребцами. Они едят небесную пищу, пьют небесные напитки и носят все знаки отличия, ставящие их выше богов. Хотя мертвые тела царей лежат в гробницах, они провозглашаются живущими на небесах. Но чем они занимались и как проводили время, уста- новив там свой суверенитет? Интересный отрывок, впервые най- денный в пирамиде Унаса, а позднее в пирамиде Тета, проливает свет на этот вопрос. Этот отрывок, вероятно, является одним из древнейших в Текстах пирамид и, вероятно, был написан в глубокой древности, когда магия была единственной известной египтянам формой религии, а место, куда попадал царь после смерти, было населено не богами, а духами-фетишами. Разно- чтения, найденные в версии пирамиды Тета, показывают, что значительную часть текста более древней версии Унаса писцы не понимали. Почему египетские жрецы, находившиеся на высокой ступени цивилизации при V династии, хотели представить столь великого царя, как Унас, грубым, жестоким, безнравственным деспотом с наклонностями каннибала, понять трудно. Их описа- ние его деяний на небесах удивительно похоже на то, что изложил бы писец, рассказывая о набеге египетского царя 1 на Судан. Воз- 1 Разрушения и убийства всегда были одинаковы. См. поучительную надпись на стеле Сенусерта III. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ 301 можно, что жрецы, составлявшие текст для Унаса, находились под влиянием слухов о набеге Сенеферу на Судан веком раньше. Он убивал черных и, согласно надписи на Палермском камне, привел в Египет 7000 пленных и 200 000 голов скота, оставив страну в руинах. Далее следует перевод отрывка, описывающего деяния Унаса на небесах: 496. Небеса растворяются в потоке воды, звезды падают [как дождь] с неба. 497. Связующие столбы (?) выскальзывают из своих углуб- лений. 498. Кости (строение) бога Акера 1 дрожит. Посланники бес- толково мечутся, взирая на это. 499. Унас, [который] появляется, наделенный Ба, как бог, [кто] живет на своих отцах и ест 500. своих матерей. Этот Унас — владыка мудрости (?), не- вежественна 501. его мать его имени 2 . Величие Унаса в небесах, его могу- щество (или сила) на горизонте, 502. даже как Тема (Атума), его отца, родившего его. Но он (Унас) могущественнее его. Кау 3 (мужского пола) 503. за ним, его Хемсут (женского пола) под его ногами, его боги на нем, богини-кобры 504. на его челе, кобра — направляющая богиня — на его лбу, видит (?) душу сияющей богини Аахут. 505. Скипетры (силы?) Унаса для его защиты, Унас — это бык 4 небес, ужасный в сердце своем, живущий на существе 506. каждого бога. Он ест их внутренности, когда, с живота- ми наполненными магическими силами , они приходят с огненного острова Саса. Унас обеспечен 507. приношениями (?) его духов (?). Унас встает, как Ур (ве- ликий бог), он повелитель тех, кто в положении второстепенных богов. Он садится спиной возле Геба. 1 А к е р — бог земли, старше Геба. 2 То есть Унас теперь принадлежит к небесной иерархии. 3 То есть силы, защищающие его, ставшие его ангелами-храните- лями. 4 То есть он идентифицирован с одной из великих звезд. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 302 508. Унас есть тот, кто выносит судейские вердикты с тем, чье имя скрыто, в день убийства старших. Этот бог владыка прино- шений, который бросает канат с узлом (то есть лассо) и который сам готовит мясо и напитки для себя. 509. Унас пожирает людей и живет на богах. Он повелитель несущих приношения и тот, кто разделяет приношения. Ахем- Упт (Расставляющий черепа), обитатель Хау, связывает их вме- сте для Унаса. 510. Джесер-Теп (то есть Красивый головой) пасет их и гонит к нему; Хери-Терут связывает их для него, Хенсу-Метес ударяет (или обезглавливает) их для Унаса. 511. Он вырывает то, что есть в их животах. Он (или это) посол, которого он посылает встретить его. Шесму 1 убивает их для Унаса. Он готовит их части в котлах [которые кипят] по вечерам. 512. Унас ест их магию (хека) и глотает их благородные силы (качества). Их великие [сохраняются] для его трапезы в полночь. 513. Старики и старухи у них [сжигаются, как ладан] в ку- рильницах (или печах). Великие [звездные] боги, которые в се- верной части неба, изрыгают пламя в его котлы, под которыми ноги и бедра их старейших [как топливо]. 514. Те, кто живут в небесах, кружат вокруг Унаса, как его помощники, котлы переполнены (?) ногами женщин. Унас обо- шел небеса, он обошел Атебуи (то есть правый и левый берег Нила). Унас есть Сехем-Ур (великая сила) , сила 515. среди сил (то есть величайшая сила). Унас это Ашем 2 , Ашем Ашему, великий. Того, кого он встречает на пути, он по- жирает тотчас (?). Позиция Унаса во главе (или впереди) 516. всех Саху (великанов?), которые живут на горизонте. Унас есть бог, который старше древнейших [богов]. Тысячи предна- значены для него, сотни предложены ему в жертву. Саху (то есть Орион), отец богов, дал ему власть (грамоту) 3 , как Сехем-Уру (то есть великую силу). 517. Унас поднялся, как царь в небесах, он носит корону «Вла- дыки горизонта». Он передвинул позвонки и связующие нити чресел. Он схватил и унес сердца богов. 1 Позднее палач Осириса. 2 Титул, смысл которого неясен. Возможно, это очень древнее слово, имеющее значение «вождь». 3 Сравните с пайзой монгольских царей. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ 303 518. Он съел красную корону, он проглотил зеленую корону. Унас пожрал легкие мудрых [богов], он пресыщен, потому что живет на сердцах богов и 519. также на их хекау (то есть магической силе). Унас ликует, потому что вкушает Себшу, который живет в красной короне. Он процветает, [потому что] их хекау в его животе 520. и Саху Унаса нельзя унести от него. Унас съел знания (мудрость) каждого бога. Протяженность жизни Унаса — веч- ность, граница которой — 521. бесконечность в его Сахе. Что он желает [сделать], он сделает; что ему ненавистно, он делать не станет: он живет на границе горизонта — бесконечности [и] вечности. 522. Смотрите, их душа в теле Унаса, их заклинания с Уна- сом. Дары, принесенные ему, более многочисленны, чем 523. те, что принесены богам; жар Унаса [идет] из их костей. Смотрите, их душа с Унасом, вместе с их бесплотными духами и свойствами. 524. Унас, как тот, кто восходит [и продолжает] восходить; скрытый, скрытый... 1 525. Место сердца Унаса (то есть место, где он хочет жить) среди живущих в этой земле навечно. Таким образом, мы видели, что Унас пришел в мир иной как сын Тему (Атума) и был хорошо встречен находившимися там богами. Он охотится на богов, ловит их лассо, убивает и ест, впи- тывая их магическую силу и все качества; так он становится бес- смертным. Ему помогают великие звездные боги, которые могуще- ственнее остальных богов. Орион жалует ему грамоту на царство, позволяющую править и требовать приношений в точности так же, как тысячелетием позже азиатские цари давали своим намест- никам право властвовать и устанавливать налоги. Следует заме- тить, что Орион назван «отцом богов». Это позволяет предпо- ложить, что текст пирамиды Унаса был составлен в то время, когда в Египте доминирующим являлся культ звезд. Отрывки из различных текстов показывают, что в древнейшие времена люди верили в бессмертие своих царей в облике звезд, в то, что они после смерти присоединяются к «вечным» небесным светилам. 1 Конец этой строки до сегодняшнего дня ставит в тупик перевод- чиков. Создается впечатление, что речь идет о сельскохозяйственных работах, которые Унасу не придется выполнять. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 304 В текстах не упоминается о воскрешении материального тела. Даже наоборот, Тексты пирамид вполне определенно говорят нам, что «Ааху (то есть душа, дух) в небеса, тело в землю», «твоя вода (то есть сущность) в небеса, твое тело в землю». А в текстах периода правления Птолемеев (например, «Плач Исиды») мы читаем: «Небеса держат твою душу, земля держит твою мумию». Представляется определенным только одно: нечто, являющееся частью структуры физического тела, хат , могло наслаж- даться жизнью на небесах. Чем же было это нечто? На этот вопрос проливают свет Тексты пирамид, и мы увидим это из следующих отрывков: 1. «Ты чист, твоя ка чиста, твоя ба чиста, твой Сехем чист» 2. «Унас счастлив с его ка, Унас живет с его ка» 3. «Пепи живет с его ка» 4. «Твое ба стоит среди богов» 5. «Твое ба снабжено, как звезда Сириус ; ты становишься существом ба, сделавшим ба 6. «Твое ба это звезда, смотри, она впереди своих братьев» 7. «Твой Сехем приходит к тебе среди Ааху» 8. «Посели его (то есть Пепи) Сехем среди богов» ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ 305 9. «Посели его (Пепи) Ааху среди Ааху» 10. «Смотрите на Унаса, он вышел в этот день в истинной (то есть настоящей) форме живого Ааху» 11. «Смотри, ты есть Ааху» . «Ты есть Ааху со всеми Ааху» 12. «Ты получил твоего Саха» 13. «Жизнь Унаса бесконечна, его границы — вечность в его Сахе» 14. «Посмотри, их (богов) душа под Унасом, их тени с их качествами 15. «Пепи счастлив с его именем» Из приведенных выше отрывков следует, что в дополне- ние к физическому телу хат человек обладает ка, ба, хаи- бит и рен. Ка , множественное число — кау , и Точное значение этого слова неизвестно, но его переводили как «двойник, образ, дух, подсознательное «я», характер, абстрактная личность, нрав, разум» и т. д. Все эти значения предложены кон- текстом, и истинное значение слова пока остается скрытым от нас. Судя по всему, египтяне тоже не слишком хорошо представ- ляли, что такое ка. Согласно Текстам пирамид, ка жили в небе- сах, и мы читаем, что Унас был счастлив со своим ка, а также что ка Унаса присоединилось к его телу. «Отправиться к своему ка» УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 306 означало «умереть». Вера в жизнь ка на небесах подкрепляется свидетельствами мемфитских теологов, заявивших, что их бог Пта был творцом кау. Ка Унаса было его гидом и защитником на небесах и было неразрывно с ним связано. Близкие отношения царя и его Ка на небесах предполагают, что определенное Ка было связано с царем и на земле. Последнее доказывается тек- стами Нового царства. Обобщив многочисленные свидетельства, найденные в текстах Среднего и Нового царства, мы можем сде- лать вывод, что небесное ка рождалось с человеком. Соединялось оно с человеком в момент зачатия или при рождении, сказать невозможно. Изображения в храмах показывают, что Ка обычно имело форму человека, которому принадлежало, и что оно, в сущ- ности, являлось его второй личностью, двойником или копией. Возможно, что небесное ка имело земного двойника, и авторы, придерживающиеся такого взгляда, считают, что ка на земле было чем-то вроде духа-хранителя, своеобразного египетского гуру. Погребальные тексты доказывают, что ка, родившееся вместе с человеком, не уходит на небеса вместе с ним, когда он умирает, но живет в гробнице рядом с его телом и кормится приношения- ми мяса, хлеба, фруктов, цветов, овощей, вина, молока, пива и т. д. Во многих гробницах часть камеры или зала, соединенного с подземной камерой мумии шахтой или ходом, была окружена каменными плитами и называлась «домом Ка» . Внутрь помещалась сидящая или стоящая статуя или фигура в натураль- ную величину. Люди верили, что именно в ней жило ка усопше- го или, возможно, сам усопший. В каменной ограде делалось от- верстие, или между плитами оставлялось пространство, чтобы запах ладана проникал в обитель ка. Через два других маленьких отверстия, сделанные на уровне глаз статуи, Ка наблюдало за ис- полнением ритуальных действ — в основном принесением даров в дни праздников по другим поводам, а также вдыхало запад ла- дана. А зрелище возлияний холодной водой «жрецом ка» , родственниками и друзьями усопшего освежало ка. Богатые люди поручали уход за могилами своих близких жрецу ка. В его обязан- ности входило поддержание чистоты гробницы и организация регулярных приношений. Кормление ка было самой важной обя- занностью, потому что, если ка не кормить, оно покинет гробни- цу и отправится искать хлеб и воду в город. Подгоняемое голодом и жаждой, оно может быть вынуждено есть грязь и даже пить ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ 307 грязную воду. Возможно, при ранних династиях существовали другие взгляды на ка, отличные от взглядов, бытовавших во вре- мена XII и более поздних династий. В эпоху Нового царства почти каждый погребальный текст любых размеров завершался мольбой о том, чтобы ка усопшего регулярно доставлялись приношения. Если усопший и его ка находятся на небесах, наслаждаясь пи- щей богов, зачем тогда, спрашивается, кормить ка, оставшееся на земле? Многие отрывки из Текстов пирамид упоминают о сердце усопшего, и в некоторых параграфах сказано, что сердце 1 царя не должно быть унесено от него, его грудь 2 нельзя забирать у него. Сердце считалось вместилищем ума, воли, желаний, страсти, сме- лости и т. д., а также главной движущей силой тела. Но оно было каким-то образом тесно связано с ка, как явствует из молитвы, адресованной ему усопшим, находящимся в зале суда Осириса. Он говорит магическими заклинаниями: «Мое сердце моей мате- ри! Мое сердце моей матери! Моя грудь моего появления на свет! Не оказывай мне сопротивления во время моего свидетельства, не противься мне перед судьями (Джаджау), не отворачивайся от меня перед хранителем весов (то есть Анпу, Анубисом). Ты мое ка в моем животе; [ты] Хнему, который делает мои члены силь- ными». Далее он молится, чтобы никто не мог сделать так, чтобы его имя вызвало отвращение Шенит (должностных лиц зала), ко- торые сделают так, что люди не пойдут против него, и никакая ложь не будет сказана о нем богу [Осирису] 3 . Упоминание ка с Хнему (Хнумом), очень древним богом Нила и повелителем не- бесных вод, очень интересно, но его трудно объяснить. Ясно, что во времена Нового царства ка было своего рода ангелом-храни- телем усопшего, который ожидал от него свидетельства в свою пользу. Это предполагает, сердце человека может не всегда на- ходиться в согласии с Ка, которое может быть независимым и руководствоваться своими законами. Следующий важный духовный элемент, живший вместе с че- ловеком, — это ба, в более поздних текстах баи или би. Ба появляется в Текстах пирамид в виде птицы с хохолком на 1 Аб или , мн. ч. абу 2 Хат 3 В папирусе Ну «моя грудь моего существования на земле». УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 308 груди , позже в виде сокола с головой человека . Это очень древнее слово египтологами единодушно переводится как «душа», но не приходится сомневаться, что значение, которое ему при- давали примитивные древние египтяне, существенно отличается от придаваемого сегодняшними уче- ными. Этимология слова ба неиз- вестна. Египтяне твердо верили в будущую жизнь. Они «любили жизнь и нена- видели смерть», поэтому не могли по- верить и не верили, что смертью тела завершается период их существова- ния. Они прекрасно знали, что физи- ческое тело человека не могло жить вечно, поскольку имели перед глаза- ми ежедневное доказательство того, что смерть есть гниение. И как мог- ли тела тех, кого разорвали дикие звери пустыни или нильские крокодилы, продолжать жить? Тем не менее их вера в будущую жизнь не поколебалась, и они пришли к выводу, что в разлагаю- щемся теле должно быть нечто, способное отделиться от него и продолжать жить после смерти тела. Этому нечто они дали имя «ба», что, судя по глагольной форме этого слова, обнаруженной в ранних текстах, означает «сила», «жизненная сила» и т. п. Но как извлечь то, что называется ба, из мертвого тела, лежащего перед ними? В ранние времена египтяне выполняли над покой- ными ряд магических церемоний, которые должны были обе- спечить продолжение их жизней — то же самое делают некоторые африканские туземцы по сей день. Позднее появилась легенда о воскрешении Осириса, и чародеи и жрецы стали делать для умер- ших то, что Анубис, Тот, Гор и Исида сделали для обеспечения воскрешения Осириса. Существует легенда о том, что Шу 1 от- крывал уста умершим богам железным ножом. Если рот открыт, усопший может дышать, и к нему возвращается возможность пользоваться своей гортанью, он может глотать и двигать языком. Другие церемонии выполнялись, чтобы открыть уши, глаза и ноз- дри. Когда все это было сделано для царя Тета, он смог оценивать 1 Писец Ани попросил Пта открыть его рот и убрать бинты, которы- ми Сет обвязал его рот (глава xxiii). Небсени на похоронных но- силках в объятиях Ба Тена ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ 309 слова, и вынести суждения о двух братьях (Гор и Сет), и отдавать приказы тому, кто обладал большим величием, чем он сам. В случае с Осирисом многие боги и богини собирали его ко- сти, восстанавливали плоть. Они вернули ему голову. После то- го как Осирис был мумифицирован, Гор открыл его уста своим мизинцем , тем самым подготовив Осириса к великому акту, который должен был оживить его тело, вернуть ему умственные способности и Ани и его ба покидают гробницу Ба Ани летает над его мумией в гробнице |