Главная страница
Навигация по странице:

  • ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница29 из 44
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   44
    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    310
    сердце. Затем Гор взял глаз, который ослепил Сет и вырвал из его лица, но был возвращен хозяи- ну Тотом, и бросил его в только что открытый рот Осириса, заставив его жить в имени Андже- ти
    . Око Гора описывается как
    — «то, что растет»
    1
    . Благодаря Оку
    Гора Осирис стал Ба, но сохранил форму, кото- рую имело его мумифицированное тело, и, став царем и судьей мертвых, на всех изображениях предстает в виде мумии.
    Когда египтяне хотели вызвать ба из тела мерт- вого человека, они совершали обряды и произно- сили заклинания, которые использовали боги, же- лая воскресить Осириса. Они не могли получить глаз Гора
    2
    , поэтому называли каждый из длинного ряда предме- тов, которые они предлагали мертвым, «оком Гора», и верили, что заклинание, произносимое при этом жрецом, обратит его в форму, подходящую для того, чтобы вместить ба.
    Сцены, изображенные на стенах гробниц, и виньетки в погре- бальных папирусах показывают, что ба принимали облик людей, из которых вышли, иначе говоря, ба человека имело облик не- мумифицированного человеческого существа, мужчины или жен- щины. Ба могло двигаться по собственной воле, путешествовать по воздуху, воде и земле, охотиться, ловить рыбу, играть в шаш- ки, а также возвращаться на землю и навещать свое земное тело, лежащее в гробнице. Являясь нематериальным телом, ба все рав- но нуждалось в пище и напитках, что явствует из погребальных папирусов. Вообще вся концепция ба довольно противоречива, поскольку, согласно текстам, это был дух и материальное тело одновременно, обладавшее божественной природой и нравом.
    Если верить легенде, человек сформировался из воды, падавшей из глаз солнечного бога на его члены или в пыль, и, поскольку бог солнца имел ба, естественно, каждый созданный им человек тоже должен был иметь ба. Чтобы вызвать ба из мертвого тела, использовались ритуалы, церемонии, заклинания, приношения.
    1
    Гор, о котором здесь идет речь, — это старый Гор, бог неба, чей правый глаз был солнцем, а левый — луной.
    2
    Око (глаз) Гора — это имя, дававшее силу и могущество бога солн- ца, который считался совершенно независимым богом.
    Гор и Сет в одном теле

    ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
    311
    Представляется очевидным, что та часть человека, которая остает- ся жить после его смерти, — ба, или «душа», как обычно переводят это слово. Лучше передают смысл, на мой взгляд, слова «дух»,
    «призрак», «привидение». Судя по всему, ба — это эквивалент старого шумерского эдимму, что, как сообщил мне мистер Сидни
    Смит, развилось из кожи человека, которому принадлежало.
    Многие африканские народы рассматривали тень человека как часть его и верили, что, наступив на нее или пройдя по ней, можно причинить человеку зло. Аналогично человек мог защи- тить друга или навредить врагу, заставив свою тень упасть на него. Хотя ба было своего рода духовным телом, египтяне при- писывали ему тень
    хаибит, а судя по Текстам пирамид, боги тоже отбрасывали тень. В фиванской Книге мертвых(главы xci, xcii) усопший молится, чтобы его ба и его Хаибит не стали плен- никами в ином мире. В другом месте ба, Ааху и тень упоминают- ся вместе. В папирусе Нефер-Убен-Ф ба усопшего видно летаю- щим над его тенью, которая закрашена черным цветом. Тени большое внимание уделял в своих трудах Берч.
    Имя человека, бывшее эквивалентом самого человека, всегда рассматривалось как обладающее особой значимостью, и каждый египтянин стремился, чтобы оно было вырезано или нанесено на все похоронные принадлежности. В отрывке из текста Пепи, при- веденном ранее, имя
    рен представляется связанным с ка.
    Поскольку нет сведений о получении Пепи нового имени, можно предположить, что имя, под которым царь наслаждался жизнью на небесах, было тем, что он больше всего любил на земле. Пепи молился о том, чтобы его имя «выросло» или «процветало» и дли- лось столько же, сколько имена богов. Его молитва с некоторыми необходимыми изменениями широко использовалась в Египте как отдельная погребальная молитва в греко-римский период.
    Имя усопшего существовало и на земле, как мы видим из при- веденного далее отрывка. «Твое имя живет на земле, твое имя процветает на земле, ты не угаснешь, ты не погибнешь на веки вечные»
    . Одно из имен Пепи было «Сущность, воз- обновляющая свою жизнь»
    В Текстах пирамид мы находим несколько абзацев, в которых усопший упоминается в тесной связи с группой существ, назы- ваемых Сехему, Саху и Ааху. Одно время считалось, что все это

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    312
    члены ментальной, или духовной, составляющей человека. Утверж- дали, что Сехему — это жизненная сила, или, скорее, источник физической силы в теле. Сах — причисленное к лику блаженных тело человека, сотворенное для его жизни в ином мире, а Ааху — бесплотный прозрачный дух, близкий, но все же чем-то отличаю- щийся от ба. Но это мнение, в свое время считавшееся достаточно обоснованным, теперь безнадежно устарело. Сейчас можно счи- тать очевидным, что Сехему, Саху и Ааху — это бау, или души, достигшие высокой ступени силы, славы и знаний. Усопший, вероятно, приобретал эти качества благодаря благосклонности великих богов, к чему, скорее всего, мы можем добавить и его собственные заслуги. Другая точка зрения заключается в том, что
    Сехему, Саху и Ааху был разными классами духов, аналогично разным чинам ангелов: троны, господства, начала, власти, силы и т. д., которые перечислены в посланиях апостола Павла и апо- крифических книгах Ветхого и Нового Завета.
    Когда в точности ба начинало свое блаженное существование, мы не знаем, скорее всего сразу после завершения похоронных обрядов. Тексты пирамид не описывают взвешивание сердец на весах, как это делает глава cxxv фиванской Книги мертвых. Но в них есть несколько отрывков, доказывающих, что даже царь дол- жен был обладать нравственными достоинствами, достаточными, чтобы удовлетворить богов, с тем чтобы те приняли его в свои ряды. В какой-то степени царю предстояло оправдаться и дока- зать свою «праведность», но, конечно, критерии нравственных достоинств, бытовавших у Ра, его богов и богинь в эпоху V дина-
    Солнце, восходящее над гробницей Нефер-Убен-Ф. Рядом стоит тень усопшего, над ней витает душа

    ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
    313
    стии, были не такими высокими, как у Осириса в пору XVIII ди- настии. Жизнь ба на небесах была одновременно материальной и духовной.
    Хотя никогда не забывался тот факт, что тело, которому при- надлежало Ба, лежало в гробнице, и нужды ка тщательно удовлет- ворялись, именно жизнь ба на небесах занимала в основном умы теологов. Несмотря на это, теологи не прекращали заботиться о пропитании ба. Приношения для ка в гробнице с помощью магических заклинаний, произнесенных жрецами, ежедневно преобразовывались в форму, подходящую для него. Правда, не- которые отрывки предполагают, что они доставлялись ему не- посредственно Тотом и другими звездными богами. Также Нут вскармливала его, своего сына, зачатого Ра, и при необходимо- сти ей помогали другие небесные богини, и две древние богини- матери Нехебит и Уаджит. Так продолжалось, пока царь был ребенком на небесах, когда же он вырастал, Ра снабжал его «хлебом, который никогда не черствеет, и пивом, которое никогда не скисает»
    1
    . Но хотя ба царя было в достатке обеспе- чено богами пищей и напитками, да и он сам имел возможность охотиться на дичь на небесах и ловить рыбу в небесных водах, считалось, что ба все равно может испытывать голод и жажду и будет вынуждено отправиться на поиски пищи. Ба могло даже начать поедать свои испражнения и пить мочу. Кроме того, в текстах отчетливо сказано, что ба Тета «ненавидело грязь, бун- товало из-за урины, отказываясь ее пить»
    2
    . Это верование суще- ствовало много веков, поскольку в папирусе Ну, написанном в начале правления XVIII династии, усопший говорит: «Вещи, ко- торые мне отвратительны, я есть не буду. Мне отвратительна грязь; я не стану есть этого... Не дайте мне упасть на нее, не позвольте ей испачкать мое тело, коснуться моих пальцев рук и ног... Я не стану ступать по ней моими сандалиями. О, не пош- ли мне грязную воду (или урину)».
    Из сказанного выше следует, что ба царя считалось и челове- ческим существом, и духовным созданием, причем египтяне, по- хоже, не замечали абсурдности и противоречивости своих по- гребальных текстов и, соответственно, вероучений. Опять-таки в
    1 2

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    314
    ранних текстах Ра — бог и небесный царь, и усопший становится его сыном, причем Ра был бессмертным; в более поздних текстах
    Осирис узурпировал положение и функции Ра, хотя сам уже умер, а усопший все равно становился его сыном. Рай Ра был на небе, что доказывается множеством упоминаний этого факта в Текстах пирамид. Рай Осириса, вернее, его царство, первоначально был под землей. Но был и другой рай, древнее, чем рай Ра и Осириса, который являлся частью неба и в котором жили звездные боги.
    Их культ предшествовал культам Ра и Осириса. Первые Тексты пирамид были написаны теологами, поклонявшимися Ра. Они игнорировали звездных богов, возможно, потому что их культ к этому времени устарел и забылся, но тем не менее следы звездных верований прослеживаются и в их трудах. Затем, в век, последо- вавший после завершения строительства пирамиды Унаса, ши- роко распространился культ Осириса, человека, царя, который умер и воскрес. И жрецы Ра были вынуждены выражать в своих текстах вероучения, доктрины и догмы жрецов Осириса, который, являясь защитником мертвых, очевидно, был антагонистом или противником Ра, который сам не мог умереть и был всемогущим и вечным божеством. Жрецы, наверное, испытали немалые труд- ности и пытаясь согласовать свои противоречивые взгляды. Это им явно не удалось, поэтому в Текстах пирамид так много про- тиворечий. Тем не менее очевидно, что жизнь царского ба после смерти считалась счастливой, хотя писцы никогда не пытались описать ее радости.
    Рай Текстов пирамид располагался в восточной части неба, а рай Осириса — на западе. Запад у египтян с незапамятных времен считался домом мертвых. Главный титул Осириса — «Вождь тех, кто на западе» (Хенти-Аментиу), но его жрецы дали его своему богу только после того, как он узурпировал власть и способности древних богов мертвых Верхнего Египта. Одно время предпола- галось, что усопший взбирается на небо по лестнице, а когда речь шла о царском ба, лестницу для него устанавливали и удержива- ли боги. Далее описываются райские наслаждения, какими их представляли теологи Древнего царства. Ба появлялось на небе- сах, как «живая душа», проглотившая Око Гора. Его приветство- вали боги и богини, Саху и Ааху, кау и другие обитатели восточной части неба. Даже будучи духом, ба носит корону, аналогичную той, что была у него на земле, имеет все атрибуты власти, скипетр и оружие. Также при нем находились приспособления для охоты и рыболовства, ему разрешалось пользоваться ладьями Ра, при-

    ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
    315
    бегать к услугам божественного паромщика. Каждый член его есть бог, он становится богом, сыном бога, и боги и богини на- зывают его «братом». Ба правит богами, и все боги протягивают к нему свои руки и приглашают занять место среди них. В ранних текстах царское ба — сын Ра, единосущный с ним; в более позд- них текстах это Гор, сын Осириса, делает для него то, что делал
    Гор, а боги и богини из свиты Осириса являются его братьями и сестрами. Он брат луны и сын Сотис (Сириуса), он оборачивается в небесах, как Орион, звездой восходит на его месте, став одной из вечных негаснущих звезд северного неба. Он блистательнее, чем Ааху, совершеннее самых совершенных, тверже самых стой- ких и сидит на плече Ра. Гор меняется с ним ка, и с новым ка он сокрушает все враждебные кау. Он становится господином ка бо- гов. Он также становится Тотом, умом и мудростью Ра, получая право судить сердца. Он занимает место с богом в его святилище.
    Он провозглашается Маа-Херу
    , то есть «правоглас- ным» (чаще переводится как «оправданный» или «торжествую- щий»), и его ка тоже. Это подтверждает, что царю приходилось покоряться какому-то виду суда. Он одет в белые одежды, как лучшие из тех, что носят сидящие на троне блаженных и правед- ных, его железный трон украшен головами львов, а ножки вы- полнены в форме бычьих ног. На голове он носит великую коро- ну Урерит.
    Много внимания в текстах уделяется пище и напиткам. Царь никогда не голодает и не испытывает жажду, поскольку ест то, что ест Ра, и пьет то, что пьет Ра, и его пища — слова, выходя- щие из уст бога земли Геба и богов. Он сидит с великими бога- ми вокруг озера Сехет-Хетеп, и они кормят его на «древе жиз- ни»
    , на котором они живут, и он тоже может жить. Он и его Ка чисто вымыты и вместе едят хлеб вечно. Тему защищает его и уничтожает врагов. Он никогда не может вер- нуться на землю, потому что его ба разрушило оковы его сна в доме на земле. «Унас на небесах в облике воздуха (?), он утвер- дился на небесах, он не может погибнуть, и он занимает по- четное место на носу ладьи Ра. Те, кто гребут на небесах, и те, кто гребут за горизонтом, гребут и для Унаса. Как и Ра, он за- ходит в западной части неба и снова восходит на востоке». Не- смотря на столь возвышенные идеи, касающиеся духовной жиз- ни усопшего, египтяне приписывали ему способность любить и

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    316
    ненавидеть, а также испытывать все потребности, испытывае- мые живыми. Унас есть и пьет, изрыгает воду, берет женщин и соединяется с ними, когда хочет.
    Тексты пирамиды Пепи II не оставляют сомнений в том, что после смерти этого правившего больше девяноста лет царя жре- цы Осириса вынудили жрецов Ра приписать Осирису столь же высокое положение и могущественное в мире ином, как и по- ложение Ра. Бог мертвых Осирис, чье царство находилось под землей и об антагонизме которого к Ра часто упоминается в тек- стах, стал равным Ра, небесному царю, и узурпировал власть, коей пользовался как преемник старого бога солнца Гора. Жре- цы Ра отдали монополию неба царю, а жрецы Осириса ликви- дировали ее, и с тех пор туда стали допускаться самые разные люди. Культ звезд, предшествовавший культу Ра, был поглощен культом Осириса, и жрецы Осириса смогли предложить своей пастве три области, из которых можно было выбрать «место веч- ной жизни», а именно «незаходящие звезды», ладью солнца и подземный Туат
    1
    . Осирис был «повелителем небес» и «владыкой
    Туата». Жрецы Ра пытались согласовать противоречивые взгля- ды, но потерпели неудачу, и сегодня уже невозможно исправить их ошибки и преодолеть путаницу. В Текстах пирамид можно найти свидетельства того, что писцы не понимали значения от- дельных текстов, которые сами писали. Что делать, во все века копировщики допускали ошибки.
    После падения Древнего царства люди больше не строили пирамид, но они продолжали писать погребальные тексты на стенах прямоугольных каменных гробниц. Позднее, во время правления XI и XII династий, они наносили тексты на внутрен- ние части огромных деревянных саркофагов, заменивших ста- рые каменные залы гробниц. Эти тексты, получившие название
    Тексты саркофагов, являются синтезом погребальных верова- ний, относящихся к Ра, небесному богу, и Осирису, владыке
    Туата. Осирис в них занял место Ра и стал его господином, а его царство, находившееся под землей на западе (ему позволялось лишь приближаться к востоку), было перенесено на небо. Мы постоянно находим следы древнего поклонения звездам, и усоп-
    1
    Пишется иногда со звездой в качестве детерминатива
    , а иногда со знаком города в качестве детерминатива

    ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
    317
    ший не только «растворялся» в боге солнца, независимо от того, как его звали, Ра или Осирис, но и обретал свое конечное жи- лище на звезде, такой как Орион. В Текстах пирамид небеса
    «зарезервированы» только для царей, а Тексты саркофагов по- казывают, что в промежутке между периодами правления VI и
    XI династий писцы, высшие чиновники и знать тоже получили
    «допуск» на небеса, которые раньше были вотчиной лишь царей и богов. Тексты саркофагов воспроизводят многое, что имеется в Текстах пирамид, но они также содержат то, что не получило отражения в более древних текстах.
    В Текстах пирамид царь ведет величественную, но одинокую жизнь, без родителей, семьи, родственников и друзей. А в Текстах саркофагов есть глава, названная «Встреча предков человека с ним в Херт-Нетер (подземном мире)». Она демонстрирует веру египтян в воссоединение семей и встречу с друзьями и знакомыми в подземном мире. Текст был подготовлен к публикации М. Лакау.
    Он был найден в двух саркофагах, обнаруженных в Эль-Барше в
    Верхнем Египте. Сейчас они хранятся в каирском Египетском музее (№ 28083 и 28087). Имя человека, для которого был изго- товлен саркофаг, — Сепи. В тексте говорится следующее:
    «Привет тебе, Ра! Привет тебе, Тем! Привет тебе, Геб! Привет тебе, Нут!
    Разрешите Сепа (или Сепи) пересечь небо, пересечь землю, пересечь воды. Позвольте ему встретить своих предков, пусть он встретит своего отца, пусть он встретит свою мать, пусть он встре- тит своих сыновей и дочерей, которые выросли, пусть он встретит своих братьев, пусть он встретит своих сестер, пусть он встретит своих друзей, и мужчин, и женщин, пусть он встретит тех, кто были ему как родители (тети и дяди? неродные родители?), пусть он встретит тех, кто работал на него на земле, и мужчин, и жен- щин, и пусть он встретит наложницу, которую любил и знал.
    Посмотри, о Кема-Ур (то есть великий творец), позволь Сепи воссоединиться с выросшими сыновьями и дочерьми и его на- ложницами, которые были желанием его сердца. Пусть Сепи вос- соединится со своими друзьями, и мужчинами, и женщинами, и с теми, кто работал на него на земле.
    И если случится так, что его отец будет отринут, или при- теснен, или удален, когда явится к Сепи, или его мать, когда пожелает явиться ему, когда Сепи захочет присоединиться к своим предкам, его отцу и матери, мужчинам и женщинам; и если случится так, что его воссоединение с детьми, братьями и

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    318
    сестрами, друзьями, неродными родителями, родственниками или теми, кто работал на него на земле, будет отвергнуто, или отринуто, или встретит противодействие; тогда, конечно, серд- це, которое оснащено, должно быть убрано у Ра, и быки, из- бранные для жертвоприношения, угнаны обратно от алтарей богов, и лепешки не должны быть разломаны, а белые караваи разрезаны на части, и мясо не должно быть разрезано в зале жертвоприношений, и канаты не должны наматываться, а на ладьях не будет команд.
    Но если он будет вместе со своим отцом, когда тот появится, или он сможет принять свою мать, когда та придет, и если он сможет воссоединиться со своими предками, и со своими отцами и матерями, и своими мужчинами и женщинами, и маленьки- ми детьми, и возлюбленными, и неродными родителями, и род- ственниками, и [взрослыми] сыновьями и дочерьми, и наложни- цами, с которыми его сердце желает [встречи], и друзьями, и теми, кто работал на него на земле; и если он присоединится ко всем своим предкам на небесах и на земле, и в Херт-Нетер, и на небе, и в Акебе (район неба), и в Хапи (Ниле, и в Агебе, и в Хетт-
    Ур-Кау, и в Тету, и в Тетет (?), и в Па-Ур, и в Ахахере, и в Абту, тогда лепешки будут разломаны, а белые караваи разрезаны на части, и мясо будет разрезано в зале жертвоприношений [в гроб- нице], и канаты будут наматываться, и на ладьях появятся коман- ды, и ладья Ра отправится своим путем, а на ней гребцами станут мореходы звезд, которые никогда не останавливаются и никогда не заходят; его имя неизвестно, его имя неизвестно.
    Богиня Хатхор окружила Сепи магией, которая защищает его жизнь, но это Геб снабдил его. Сестра-жена Сепи есть хранитель- ница леса (?) великого поля. И смотрите, сестра-жена Сепи, хра- нительница леса (?) великого поля, говорит: «Поистине ты при- дешь с ликованием, и твое сердце будет радоваться, и будет пища для Сепи, и тебе будет дан воздух; да, так велели твои предки».
    Поэтому Сепи придет с радостью, и его сердце будет ликовать, и его предки будут даны ему. И вожди предков Сепи придут [встре- тить его] с радостью, и их сердца будут ликовать, когда они встре- тят его. И они будут нести в руках свои посохи, и свои мотыги, и инструменты для пахоты, и орудия для обработки земли, и они избавят его от вещей, которые богиня... делает, и от действий
    Нут, и от могущественных вещей, которые львы-близнецы (Шу и Тефнут) делают с каждой душой и с каждым богом. Предки
    Сепи станут причиной его освобождения».

    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   44


    написать администратору сайта