Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt
Скачать 12.05 Mb.
|
УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 212 и форму Анубиса, «открывающего дороги юга» , и Упу- ату, «открывающего дороги севера» . Первый — это Могущество Двух Земель (Египта), а последний — Могущество небес (Книга мертвых, глава cxlii). Гор, сын Исиды, идентифици- рован с Гором, слугой людей, божеством Хебну 1 , столицы XVI нома Верхнего Египта, который был формой Гора из Бехта. 13. Хер-Нетж-Хер-Ат-Ф , «Гор, мститель за своего отца». Воспитывая своего сына Гора, Исида постоянно поддерживала в нем мысль схватиться с Сетом, убий- цей Осириса, и убить его. Став взрослым, Гор вступил в противо- борство с Сетом, и они много сражались между собой. В конце концов Гор победил своего дядю Сета, как это сделал его предок старый Гор. Молодой Гор, отомстивший за своего отца, был чрез- вычайно популярен у египтян. 14. Хер-Септ . Богу Септу поклонялись в XX номе Нижнего Египта , который обычно называют Аравийским. Его фетишем был некий предмет в форме . Возможно, это было оружие, имевшее острие. Его культ был поглощен культом Гора, сокол которого занял место старого туземного фетиша. Он изо- бражается в виде человека, носящего на голове , или два пера, или солнечный диск, или сокола с двумя перьями на голове Его называли «повелителем востока», «богом сражений», «сокру- шителем ментиу» — диких племен восточной пустыни и Аравии. «Бык, подавивший ментиу», «владыка сраже- ний», «тот, кто укрепил Египет и защитил богов». Как «владыка сражений» он изображается в виде льва с головой со- кола и хвостами сокола и льва. В человеческих руках он держит лук и дубинку, на голове — диск и перья. Его храмом был Пер- Септ, рядом с ним расположена знаменитая роща деревьев не- бес 2 , отсюда и название «место деревьев небес» Его супруга была одной из форм Хатхор; ее звали Септит 1 Его развалины находятся в районе Завиет-эль-Майтин. 2 Cordia Sebestena или Zisyphus Lotus. СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ 213 . В Книге мертвых усопший принимает имя Септ, что- бы помочь ему прогнать крокодила юга, и нападает на врагов Не- берджера, а его бойня упомянута в главе сххх. В Текстах пирамид упоминаются следующие формы Гора: Хер в имени своем Ами-Хену; Гор в имени своем «Тот, кто в ладье Хену» ; Хер-Хенти-Перу ; Хер-Тешер- Арити ; Гор, красные глаза; Хер-Хесбетж-Арити ; Гор, синие глаза, Хер-Туати , Гор Туата. В фиванской Книге мертвых упомянуты следующие формы Гора: Гор — великий сердцами; Гор — защитник; Гор, живущий в сердцах, живущий в животе; Гор, обитатель диска (то есть солнце); Херу-Эм-Хебит; Гор, стоящий на страже ; Гор, пересекший миллионы лет, Гор — принц миллионов лет; Хер-Схаи ; Хер-Сешет-Хра ; Хер- Шути ; Гор двух перьев и Хер-Хенти-Мен-Атф . Поздняя форма Гора была известна как «Гор трех сотен»; он изображался в виде «счетверенного» зверя, имевшего части от льва, гиппопотама, крокодила и мангусты. Гор иден- тифицировался с несколькими планетами. Как Юпитер, он име- новался Упш — «просветитель» и Хер-Техен (то есть блистаю- щая звезда); как Сатурн он был Херу-Ка, «Гор-бык», как Марс он являлся Хер-Тешером, или «Красным Гором». КУЗНЕЦЫ ГОРА. В легенде о том, как Гор из Бехта покорил Верхний Египет, сказано, его люди были вооружены металличе- ским оружием. Изображения на стенах храма Эдфу, иллюстри- рующие легенду, показывают, что каждый воин держал в правой руке металлическое оружие, направленное острием вниз , а в ле- вой руке — другое металлическое оружие острием вверх . Сам Гор пронзает гиппопотама копьем и держит животное двойной цепью, которую сжимает в левой руке. Исида тоже держит в каж- дой руке по цепи, которой скован зверь. Такие люди назывались месниу или месентиу , , то есть «кузнецы» (так переводили это слово старые египтологи). Современные ав- УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 214 торы предпочитают переводить это слово как «гарпунеры». Гора часто называют «Гором города Месен» , или «тот, кто из Ме- сен». Помещение в храме Эдфу называлось месент, и, возможно, оно было предназначено для использования гарпунерами или кузнецами. Оружие, которым Гор дрался и которое он вонзил в голову гиппопотама, — это, на первый взгляд, очень длинное ко- пье с острым треугольным наконечником , но некоторые из его изображений, на которые обратил внимание Шеффер, показы- вают, что оно, очевидно, имело необычную форму и ряд особен- ностей, которые художник не передал точно. Египтяне называли такое копье маба, — в Текстах пирамид. Три знака означают «тридцать» и произносятся как маб, за ними следует изображение самого оружия. Судя по изображению, при- веденному Лепсиусом, оно имело три острия, то есть острых вы- ступа, или, возможно, шипа. Быть может, это были загнутые в обратном направлении крюки, которые, при извлечении, выры- вали куски плоти человека и животного, в которых вонзалось копье. Такие изогнутые крюки упоминались в Текстах пира- мид, где именовались бан . Они были частью хенбу или гарпунам Ра, которые имели три крюка с каждого конца. Крюки гарпуна Пепи, судя по Текстам, были как бог-рысь Мафт-Т Херу-Шемсу, или «слуги (последователи) Гора», упоминаются в Текстах пирамид следующим образом: , или . На некоторых частях Текстов пирамид за именем Шемсу-Херу изображается подстав- ка, на которой изображена дубинка; на подставке стоит шакал; затем идет лук и изогнутая палка или бумеранг. Представляется очевидным, что «слуги Гора», использовавшие оружие вроде ду- бинки, булавы, лука и бумеранга, жили в доисторический период и что вначале они были или спутниками Гора из Бехта во время его успешного похода на Эдфу в Верхнем Египте, или царями, бывшими его непосредственными преемниками в этой стране. Однако шакала на подставке объяснить трудно, так как подобное изображение было эмблемой XVII нома Верхнего Египта (Лико- польского или Кинопольского). В связи с этой трудностью Сете СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ 215 снова обращается к Текстам пирамид, где сказано, что Гор из Нехена (Иераконполь) дает его «духи» шакалам , чтобы помочь мертвому царю. Таким образом, создается впечатление, что духи Гора из Нехена имели другую форму, отличную от духов города П[е] 1 , где они изображались в виде людей с головами соколов. Это было вполне естественно, потому что в древнейшие времена, когда Пе именовался «Тжбаут» 2 , фетишем этого города была большая птица. Культ Гора, вели- кого сокола, вытеснил старую птицу, а рудиментом прежнего имени города, возможно, являлась вторая часть нового имени — Пе-Теп. Но, каким бы ни было решение вопроса, вполне очевидно, что «духи Нехена» и «духи Пе» не следует идентифицировать с Шемсу- Херу или «последователями Гора». Духи Нехена и Пе — это, долж- но быть, старые цари этих городов, а последователи Гора — цари, которых идентифицировали с Гором. Проблема была детально рассмотрена Сете. 1 Это было название одной, возможно, более поздней части города, именуемого греками Буто; другая половина носила название Теп 2 Гор из Бехта, пронзающий копьем гиппопотама с помощью Исиды Гор из Дехутат и Исида, заковав- шие в цепи гиппопотама в Эдфу УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 216 Тетрады богов Гор. В Текстах пирамид есть несколько ссылок на группы из четы- рех «духов», или четырех богов Гор, четы- рех богов, которые были сыновьями Геба, четырех богов, которые были сыновьями Атума и Нут, а также четырех богов, став- ших сыновьями Гора и Осириса. Четыре старейших Гора — это Гор горизонта, Гор Шесмет, Гор востока и Гор богов. Очевидно, они были и четырьмя духами , каждый со скипетром, которые были свя- заны с локонами Гора; они стояли в вос- точной части неба, объявляли лучшее имя усопшего Ра и прогоняли от него злобного Нехебкау 1 . Это были, несомненно, четыре , или длинноволосые (борода- тые, волосатые) боги, стоявшие в восточ- ной четверти небес и готовившие два плота для Ра (см. Тексты пирамид). Мы читаем о другой группе из четырех богов, «которые ликовали, имели черные как смоль волосы и сидели в тени храма (?) бога Катж . Еще одна группа из четырех богов рас- полагалась над озером Кенсет (Нубия). В другом отрывке рас- сказывается о четырех духах Гора, пребывающих вместе с усоп- шими царями и которых зовут Туамутеф, Хапи, Амсет и Кебсеннуф. 1 Нехебкау Тетрада Горов в более поздней, чисто погребальной форме ХАТХОР И БОГИНИ ХАТХОР 217 Так сыновья Гора стали сыновьями Осириса или его сына Гора, иначе говоря, богами, связанными лишь с погребальными об- рядами. В Текстах пирамид мы читаем о том, как они готовили лестницу и устанавливали ее, для того чтобы умерший царь мог подняться на небеса. Другая группа из четырех Горов — это Гор из Шеты, Гор, повелитель людей, Гор Туата и Гор, господин двух горизонтов. В Текстах также упоминается об усопшем царе, ко- торый был одним из четырех богов, детей Геба, пересекающих юг и север, стоящих со своими скипетрами. Они надушены духами хат, одеты в одежды атма, живут на фигах и пьют вино. Извест- на еще одна группа из четырех богов, «сыновей Тема и сыновей Нут», которые не подвержены порче и гниению. VII ХАТХОР И БОГИНИ ХАТХОР Хатхор была так тесно связана с Гором, что рассказ о ней дол- жен идти непосредственно за рассказом о Горе. Корова была од- ним из древнейших священных животных Египта, и поклонение богине-корове здесь было практически повсеместным. Одна из самых известных подобных богинь — это Хетхор, или Хатхор, то есть «дом Гора», бога-сокола, и составной иероглиф, изображаю- щий ее имя, — это дом или храм с соколом внутри . Домом было небо, то есть его восточная часть, а сокол — это бог солнца, который рождался там каждый день. Древность культа Хатхор доказывается кремневой фигуркой в виде головы и рогов коровы, датированной додинастическим периодом и хранящейся сейчас в Британском музее (№ 32124). Этот предмет приобретает особый интерес, если его рассматривать в связи с эмблемой VII нома Верхнего Египта (столица — Диосполь Парва). Этот предмет в своей древнейшей форме был черепом коровы, который устанав- ливали или подвешивали на верхушку шеста перед дверью до- династического «дома бога» или храма . В династический пе- риод, возможно в эпоху Среднего царства, писцы или не знали, что означает старый знак, или же он им просто не нравился. В результате они заменили его на , то есть систрум над женским лицом. Египтяне называли дом, где голова коровы была выстав- лена перед храмом, «дом систрум» (или Хатхор). Во многих тек- УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 218 стах имя Хатхор пишется как Хатхерт , то есть «дом лица» (имеется в виду «лицо» коровы), и эта форма имени, скорее всего, более древняя, чем Сначала Хатхор в облике коровы представляла часть неба, или даже его лик целиком, позднее стала представлять небеса во всей полноте, которые держались на своем месте с помощью ее четы- рех ног, отмечавших четыре стороны света. В эпоху Древнего царства у нее был мужской двойник, упоминавшийся в Текстах пирамид как «бык Ра». У него было четыре рога, один указывал на восток, другой на запад, третий на север и четвертый на юг. Как небесная богиня Хатхор ассоциировалась с богом солнца Ра, выступала в роли его супруги и, что представляется весьма любо- пытным, его глаза. Ее идентифицировали с Исидой — так она стала матерью Гора, а потом и с каждой великой богиней Египта. Женщина-Хатхор была матерью мира, символизировала величие природы, постоянно постигала и творила, рождала и выращивала все, и великое и малое. Она была «матерью своего отца и дочерью своего сына», матерью каждого бога и богини и в результате ста- ла госпожой небес, земли и Туата — подземного мира. Она была другом и защитницей всех беременных, повитухой и кормили- цей, союзницей всех влюбленных и красивых женщин. Она была одинаково добра и к мертвым, и живым, и усопшие всегда на- ходили в ней помощницу и защитницу — ведь она присутствова- ла в Туате каждую ночь, когда солнце проходило по нему по пути от западного горизонта к месту восхода на востоке. Тексты пред- полагают, что в Туате была часть, выделенная специально для нее, — там она принимала праведников. В виньетке Книги мерт- вых и родственных текстах она изображена стоящей по колени в густой растительности под сенью небесного дерева Ра. В каждой местной группе богов она занимала почетное место, всегда становясь главным женским двойником главы, в которую входила. Египтяне составили список всех великих богинь, счи- тавшихся формами Хатхор, который показывает, что святилища, где ей поклонялись, существовали во всех больших городах Верх- него и Нижнего Египта. Из огромного числа этих богинь извест- ны лишь немногие, поэтому далее мы приводим только список, без описания каждой. Итак, ее идентифицировали с: Сатет или Анкет в триаде Элефантины. Та-Сент-Неферт в Омбосе (Ком-Омбо). ХАТХОР И БОГИНИ ХАТХОР 219 Бехутет в Аполлинополе Магна. Нит, Небут и Менхит 1 в Латополе. Мут и Нехебет 2 в Эйлетиасполе. Рат-Тауи-Т и Тененет в Гермонтисе. Мут и Аментет 3 в Фивах. Хекет в Аполлинополе Парва. Исидой и Анит в Коптосе. Сешет в Диосполе Парва. Мехит и Тефнут и Аахут и Ме- хит в Абидосе. Исидой и Хенти Абтет в Панополе. Хекет и Антат в Афродитополе. Нит, Уаджит и Сехмет в Гипселе. Маат и Исидой в Иераконполе. Мут и Сешет в Ликополе. Сехмет и Маат в Кусах. Нехемауаит , Сешет и Мехурт в Гермополе. Хекет и Ашет в Ибиу. Пахт в Спеос Артемидос. Анпет в Кинополе. Уаджит в Алабастронполе. Антат и Мер-Сехент в Гераклеополе Магна. Ренпет (богиня года) в Крокодилополе. 1 Львиноголовая богиня. 2 Н е х е б е т — великая и очень древняя богиня-гриф Нехеба. Она часто несет кольцо с гранью на одном когте. 3 А м е н т е т — вероятно, богиня Нижнего Египта, считавшаяся супругой Амона. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 220 Херсехет в Птолемаисе. Исидой и Теп-Ахет в Афродитополе. Убастет и Ренпет в Мемфисе. Неб[т]-Уарехт-Аат в Латополе. Усерт и Хекет в Просописе. Нит (Нейт) в Саисе. Урт-Упсет-Шепсет (?) в Ксоисе. Исидой в Канопусе, Уаджит в Буто. Тефнет в Пер-Теме (Питоме). Таит в Бусирисе. Ахуит (?) в Атрибисе. Тетет-Сат-Ра , Херт , женский аналог Гора. Несерт , богиней огня, Иусасет Небт-Хетеп , Менат , Репит Хент-Абтет в Селе. Нехемауаит, Тефнет и Исидой в Гермополе. Хат-Мехит в Мендесе. Мут, Тефнет и Хент-Абтет в Диосполе. Убастет в Бубастисе. Исидой и Уаджит в Амте. Септит и Хехсит в Аравии. Культ Хатхор существовал в некоторых сирийских городах, таких как Библос и Синай, и, конечно, на островах в начале Пер- вого катаракта и в Нижней Нубии. Одни Хатхор считались более великими и могущественными, чем другие, но самых главных обычно было семь. Семь Хатхор Дендеры были представлены в об- лике молодых и красивых женщин, одетых в облегающие туники, носивших на головах грифа, коровьи рога и солнечный диск, а в руках — тамбурины. Они были богинями любви и удовольствий и в художественной литературе предстают группой благожелатель- Уаджит ХАТХОР И БОГИНИ ХАТХОР 221 но настроенных фей, имевших возможность предсказать судьбу того, кому они нанесли визит. Так, в «Сказке о двух братьях», взглянув на юную девушку, которую Хнему создал по приказу сообщества богов, для того чтобы та стала супругой Бата, они сказали: «Она примет смерть от ножа» — так и вышло. Они также предсказали страшную смерть — от укуса змеи, зубов крокодила или собаки — «предназначенному владыке» (полный текст из- ложен у Баджа в «Иератических папирусах»). В «Литаниях Секе- ра» особо важных Хатхор было двенадцать, по одной на каждый месяц года. Хатхор ассоциировалась с подъемом воды Нила перед еже- годным разливом, и в форме Сотис, звезды Пса Сириус она появлялась возле Солнца во второй половине июля. Когда Ра входил в ладью, она, одновременно его супруга и дочь, шла с ним и занимала место на его лбу, подобно короне. Как дитя Нут она звалась «Хнемет Анх». Она часто упоминается в Книге мертвых, всегда как друг и защитница усопших. Она является благожела- тельно настроенной свидетельницей взвешивания сердца, по- ощряет усопшего сразиться с Апопом (глава xxxix), его глаза долж- ны были стать глазами Хатхор (то есть солнцем и луной). Она давала ему пищу с небесной пальмы, усаживала в тени великого небесного дерева (глава lii и др.). В «Ритуале мумификации» ска- зано, что, когда бальзамировщик собирается обернуть лицо мерт- вого тела «бинтами Хатхор», он должен повторять слова: «Хатхор сделает твое лицо совершенным среди богов, она сделает твои бедра большими среди богинь, она откроет твои глаза, чтобы ты мог видеть каждый день, она даст тебе просторное место в Амен- тет, она сделает так, что твой голос будет слышнее, чем голоса твоих соперников, она позволит твоим ногам легко ступать по Аментет ее именем (то есть посредством своего имени) Хатхор, госпожи Аментет». О важной роли, которую сыграла Хатхор в истреблении рода человеческого по приказу Ра, рассказано в части II настоящей книги. Большое число изображений разнообразных богов дано в па- пирусах поздних жрецов Амона. Они иллюстрируют формы Амона-Ра, упоминаемые в «Обращениях к Амону-Ра». Фигуры полностью искусственны, многие из них даже не имеют имени, нередко разным божествам даются одинаковые имена. Некото- рые примеры без имен даны на рисунке. Боги и богини, чье точное предназначение неизвестно БОГИ КОСМИЧЕСКИЕ, ЗВЕЗДНЫЕ, ЗАИМСТВОВАННЫЕ... 223 VIII БОГИ КОСМИЧЕСКИЕ, ЗВЕЗДНЫЕ, ЗАИМСТВОВАННЫЕ И ИНОПЛЕМЕННЫЕ Культ космических богов и обожествление сил природы в той или иной форме существовал столько же, сколько в долине Нила жили люди. Примитивный египтянин не мог существовать без воды, тепла и зерна, а без света он не мог ни работать, не пере- двигаться по земле. Династические тексты утверждают, что Нуну, то есть первичный океан, был «отцом богов». Эта водная без- дна, очевидно, существовала во все време- на, и ни один писец никогда не описывал, как она возникла, во всяком случае, текс- ты об этом умалчивают. Океан Нуну , , или управлялся че- тырьмя двуполыми богами с головами змей и лягушек, а главный из них, Нену-Ненет, позволил водам, которые стали Нилом, течь под его водительством из «хранилища» в Египет. О богах бездны подробнее будет рассказано далее. Основными космически- ми богами были следующие: 1. Нил, по-египетски Хеп , Херп , Харп , . Все эти формы, вероятно, представляют додина- стическое слово «река». Происхождение греческого пред- ставляется сомнительным. Жрецы считали, что «Нил севера» брал начало в Хериаха, в районе современного Фустата, а «Нил юга» возле Силсила. Позднее появилось мнение, что источники Нила находятся на Элефантине. Египтяне ничего не знали об истинных истоках Нила и ежегодных разливах. Аристотель и Эратосфен имели некоторое представление о великих озерах, расположен- ных в Центральной Африке, и влиянии на них летних дождей. Аристокреон, Бион и Далион много знали о Ниле и его истоках в великих озерах и считались Плинием авторитетами в области географии Северо-Восточной Африки. Географ Птолемей верил, что три центральноафриканских озера являются истоками Нила. Бог Нила в своей пе- щере под горой в рай- оне Филе |