Главная страница
Навигация по странице:

  • СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница18 из 44
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   44
    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    202
    Нефтида
    Небт-Хет
    , то есть «Хозяйка дома», обычно называе- мая Нефтидой, в династический период была женским двойни- ком Сета, а в додинастические времена она, скорее всего, была, как Исида, местной богиней, ставшей своего рода экономкой или наложницей Осириса. Ее считают матерью
    Анпу
    , то есть Анубиса, но отцом
    Анубиса был Осирис, а не Сет. В Текстах пирамид супругой Сета называют Нейт, и согласно тем же текстам у него было две жены
    . Она обычно изобра- жается в виде женщины, но иногда — воз- душного змея (Книга мертвых, глава xvii), а у Манефона — цаплей. Позже ее иденти- фицировали с Маат и другими богинями, она помогала во время суда и была дружески настроена к мертвым. Являясь «госпожой книг», она сочинила много торжественных песен, которые пела вместе с Исидой на праздниках Осириса. Некоторые песни при- ведены в части II настоящей книги.
    Анпу, обычно называемый Анубисом
    Анпу, или Инпу,
    , или
    , — это, вероятно, додинастическое имя животного, которое сегодня мы называем обычным шакалом пустыни. На погребальной стеле Анубиса он изображается человеком с головой шакала, но на некоторых ри- сунках его голова может быть головой волка или собаки. На не- больших погребальных фигурках она напоминает голову лисы.
    В очень ранний период он был священным животным в номе
    Фиса (Абидоса), и, судя по числу мест, где процветал его культ в династические времена, поклонение ему было всеобщим. Воз- можно, в своей первоначальной форме он был звездой. Шакал жил и живет до сих пор в открытой пустыне или в горах пустыни в нескольких милях от населенных пунктов, он ассоциируется с
    Маат

    СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ
    203
    мертвыми из-за своей привычки рыскать среди могил. Судя по всему, египтяне приписывали шакалу человеческий ум, посколь- ку в Текстах пирамид об Унасе сказано следующее: «Твои руки
    Тем, твои плечи Тем, твое тело Тем, твоя спина Тем, твоя задняя часть Тем, твои ноги Тем, твое лицо как лицо шакала (Анубиса)».
    Царь же Пепи I, судя по Текстам пирамид, имел лицо шакала
    , и его облик был скрыт, как облик шакала
    . После того как было произведено очеловечи- вание египетских богов, появился бог с головой шакала, получив- ший титул Хенти-Аментиу
    , или Хенти-Кат-Амент
    , иными словами, «принц или вождь запада» и «принц холма запада». Он также стал «принцем божественно- го холма»
    1
    . Список номов показывает, что эмблемой
    XVII нома Верхнего Египта был
    — Анубис, но из этого не следует, что Кинополь, центр этого нома, был и центром культа
    Анубиса. Если, как считает Сете, перо, воткнутое в заднюю часть тела шакала, означает, что животному больше не поклоняются, а его фигурки стали просто священными символами, культ должен быть очень древним, возможно, даже более древним, чем культ
    Осириса. Один из самых распространенных титулов Осириса —
    Хенти-Аменти или Хенти-Аментиу, иными словами, «принц за- пада» (где живут мертвые) — или «принц тех, кто на западе» (то есть мертвых), был узурпирован им у Анубиса. Дом (храм) Ану- биса упоминается в Текстах пирамид: «Твое сердце в твоем теле успокаивается в доме отца твоего Анпу»
    2
    , но где находился этот дом, не сказано. Одно из главных святилищ Анубиса находилось в Туре
    — на восточном берегу Нила возле египетского
    Вавилона.
    Уже в династические времена Анубис помогал Исиде и Гору мумифицировать тело Осириса. Именно он дал снадобья, не- обходимые для этой цели. Поэтому его можно считать аптека- рем богов. В папирусах Ани и Хунефера Анубис стоит у дверей
    1
    Анпу стал именем или титулом принцев
    2

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    204
    гробницы, обнимает мумию усопшего и принимает ее, чтобы перевести в свое царство. В папирусе Небсени Анубис, «обита- тель Ут»
    1
    (Ухет?), изображен наложившим руки на мумию усоп- шего, будто бы для ее защиты. Он говорит: «Я пришел, чтобы защитить Осириса». Но самая важная его функция — «страж весов», на которых взвешивалось сердце умершего в зале суда
    Осириса. Первоначально он один был судьей мертвых, но эта высокая должность со временем была узурпирована Осирисом, принявшим и титулы Анубиса «владыка запада» и «владыка тех, кто на западе». Однако именно Анубис наблюдал за установкой стрелки на коромысле весов и решал, уравновесило ли сердце перо Маат или нет. В конечном счете судьба усопшего зависела от его решения — Тот принимал его без возражений, так же как и советы богов, на которых Гор, сын Исиды, основывал свое обращение к Осирису. На некоторых виньетках со сценой взве- шивания сердец изображено, как Анубис влечет усопшего к ве- сам, на других стойка весов заканчивается головой шакала — то есть Анубиса. На папирусе Ани Анубис дает ожерелье и нагруд- ник Ани, на папирусе Небсени возвращает усопшему его сердце после взвешивания. Небсени молит бога: сделай мои бедра силь- ными, чтобы я мог на них стоять». Анубис заботился о телах усопших и вел их души по каменистой пустыне запада к месту, где находился рай Осириса. В этой работе ему помогал бог Упу- ату
    — «тот, кто открывает дороги»
    2
    . Считалось, что
    Анубис и Упуату — две ипостаси одного и того же бога, но это- му утверждению противоречит виньетка к главе cxxxviii Книги мертвых, из которой ясно, что один шакал представляет север, другой — юг, один — это Анубис, другой — Упуату. Анубис был
    Сехем-Эмпет, то есть «силой небес» и сыном Осириса, а Упуа- ту — Сехем-Тауи, то есть «силой Двух Земель», и формой само- го Осириса.
    Жрецы Гелиополя считали Анубиса последним членом их эн- неады богов, сыном Сета и Нефтиды. Это мнение предполагает,
    1
    . Первое значение , судя по всему, — это «кожа», «шкура», затем погребальные приспособления — бинты мумии. Кроме того, этот иероглиф обозначал самого Анубиса и его кожу. По утверждению Морэ,
    Анубис был бальзамировщиком, а Ут — бальзамированием вообще.
    2
    В Текстах пирамид —

    СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ
    205
    что в глубокой древности Анубис был космическим богом и оли- цетворял какую-либо фазу ночного мрака, а значит, запад, где жили мертвые, был для него вполне подходящим царством. О его небесном характере Плутарх говорит следующее: «Под Анубисом они понимают горизонтальный круг, который отделяет невиди- мую часть мира, называемую ими Нефтидой, от видимой, кото- рой они дали имя Исиды. И поскольку этот круг равно сопри-
    Анубис, божественный бальзамировщик, завершает подготовку мумии к погребению
    Анубис забирает мумию Хунефера в гробницу

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    206
    касается с границами тьмы и света, его можно считать общим для них. Из этого обстоятельства возникает сходство, которое они вообразили между Анубисом и Собакой, животным, которое оди- наково бдительно и днем, и ночью».
    Далее он сравнивает Анубиса с Гекатой, божеством, общим для небес и преисподней. Он считает, что Анубис означает время.
    Обращаясь к Осирису, как к «общему разуму, который наполня- ет и высшие, и низшие регионы вселенной», Плутарх утверждает, что его зовут и Анубис, и Германубис
    , причем первое имя выражает отношение к высшему, а второе — к низ- шему миру. Апулей упоминает о двух ликах пса Анубиса — «один черный, как ночь, другой — золотой, как день».
    Гор, Хорус
    ,
    ,
    ,
    ,
    , и боги Гор
    Культ Гора был одним из самых древних в Египте. В основном он был сосредоточен в Дельте, во всяком случае в доисторические времена. Изначально это был фетиш, и ему поклонялись в об- лике сокола. В начале династического периода он вобрал в себя черты многих других богов-соколов, являвшихся объектами по- клонения в разных частях Древнего Египта. Греческая и коптская формы имени —
    ,
    1 показывают, что гласная в имени во времена Птолемеев и римлян произносилась как о или ô. Воз- можно, слово хор первоначально означало действительно суще- ствующую птицу, но некоторые считают, что оно было связано со словом, обозначающим «лицо», или хра, то есть «лицо»
    [небес]. Другие связывают его с херт
    — «то, что вверху»,
    «небо» и т. д. На этом лице солнце было правым глазом, а луна — левым, и оба они назывались «Глаз Гора». Существовала форма
    «лица Гора» без глаз — безлунная ночь. Тексты пирамид говорят о волосах или локонах Гора и четырех богах — детях Гора
    . Их скипетры образовывали четыре столба
    , которые поддерживали небо.
    Первоначальным местом культа Гора была западная Дельта
    , та ее часть, которая позднее стала III номом Нижнего Египта.
    1
    Многих египетских монахов-христиан звали Хор.

    СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ
    207
    Столицей этого нома был Аамт
    , он же «Дом хозяйки паль- мовых деревьев», его развалины находятся в районе современно- го Даманхура. Упомянутая выше хозяйка — это богиня-корова
    Сехатхор
    — кормилица Гора, вероятно перво- начально бывшая лесной богиней, превратившей себя в корову, то есть Хатхор, чтобы защитить младенца Гора от Сета. Первый храм Гора был в Бехте, что в нескольких милях от Аамта. Позже он был назван Темаит-Эн-Хор,
    , и это имя сохранилось в арабском названии процветающего города Даман- хур. Очень рано египтяне изменили фетишистский характер Го- ра, превратив его в божество солнца, его культ распространился на восток, включив в себя многие местные культы богов-соколов, и его власть признал весь Нижний Египет. Жрецы Гелиополя приняли его как бога солнца — там он стал Ра-Горахти или
    , то есть «Ра-Гор двух горизон- тов». Жрецы настаивали, чтобы их великий солнечный бог Ра имел первенство, и добавили Гора в свою эннеаду. Они поставили его в нее богом номер 10, и в поздний династический пе- риод сокол представлял число 10, так же как и ибис, символ Тота города восьми бо- гов (Хемену), представлял число 8. Возмож- но, каждый бог имел свое число, как и ва- вилонские боги.
    Жрецы Гора пользовались всеми преи- муществами, которые давало им распро- странение культа их божества, и задолго до объединения Верхнего и Нижнего Египта они заставили народ поверить, что их бог был воплощен в правящем царе, который получил специальное имя, означающее, что он «живой Гор». Когда вся Дельта при- знала главенствующее положение Гора сре- ди богов, жрецы обратили свои взоры на
    Верхний Египет и стали планировать рас- ширение культа на юг. Они не долго ждали возможности, и, воспользовавшись как по-
    Гор из Эдфу, убива- ющий копьем гиппо- потама

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    208
    водом, скорее всего, мятежом в Верхнем Египте, воины Гора по- плыли по реке, захватили жителей Омбоса и одержали великую победу над их богом Сетом. История этой победы рассказана в надписях на стенах птолемеевского храма, который теперь на- ходится в Эдфу и был построен на месте, где воины Гора возвели храм в честь своей победы. (Перевод этих надписей приведен в части II.) Храм, естественно, был посвящен Гору города Бехт в западной Дельте. Но хотя культ Гора из Бехта был, таким обра- зом, перенесен в город Верхнего Египта, жрецы Гора не назвали этот город Бехтом юга, а дали ему название Джет
    1
    , это название сохранилось в коптском и арабском (Эдфу, Адфу). Сете считает, что это название связано со словом теба — «обменивать- ся», «давать что-то вместо чего-то», и египтяне считали его за- меной Бехту Дельты. Греки называли этот город Аполлинополь
    Магна, поскольку там поклонялись богу солнца, которого они идентифицировали с Аполлоном.
    В более поздние времена египтяне называли его Бехт и часто не делали попыток уточнить, о каком городе они говорят — юж- ном или северном. Символом Гора из Бехта был крылатый сол- нечный диск с «разнообразным оперением»
    2 и висящими уреем, причем крылья были расправлены, как у летящего жука
    , символа Хепри, формы солнечного бога рано утром, или на рас- свете. Победа поклонников Гора над Сетом и его людьми из Ом- боса была увековечена в династические времена добавлением третьего имени царя, которое он принимал как последователь и живущий представитель Гора Небти, то есть Гора из Омбоса
    Культ Гора продолжал расширяться, и этот бог вобрал черты дру- гих божеств в облике соколов, в первую очередь почитаемых в городе Пе-Теп (Буто) в Дельте и Нехене (Иераконполь) в Верх- нем Египте, в районе современного города Эль-Каб.
    В текстах говорится о многих ипостасях Гора.
    1. Хер-ур
    , то есть старый Гор, первоначально был лицом небес днем. Он изображался в виде человека или льва с головой сокола. Ему было посвящено несколько святынь, но, вероятно, только после того, как он был идентифицирован с Ра
    1
    Гардинер дает полную форму этого названия —
    2
    — перья разных цветов.

    СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ
    209
    и другими солнечными богами. В Ком-Омбо он был главой три- ады, в которую входил его женский аналог Тасентнефер и их сын
    Пнебтауи. Он был
     у греков.
    2. Хер-П-Харт
    , то есть юный Гор (Гор-ребенок),
    Гарпократ у греков. Он изображается мальчиком, сидящим в силу слабости ног. Он носит локон, символ юности, на правой сторо- не головы, палец правой руки его находится во рту
    1
    . Как при- емник Осириса и в качестве бога, и в качестве земного царя он носит тройную корону с перьями и дисками, или объединенную корону севера и юга
    . Его солнечный характер определяется по солнечному диску и перьям
    2
    . Имя отличало его от Хер-ура, он был космическим богом и формой восходящего солнца; воз- можно, он олицетворял первые лучи светила. Известно семь его форм: 1) Хер-Ра-П-Харт Гермонтиса (Южный Он), 2) Хер-Шу-
    П-Харт-П-А, сын Саба и Анит, 3) Сма-
    Тауи-П-Харт, сын Хатхор, 4) Хер-П-Харт, житель Тету (Бусирис), 5) Ахи, сын Хатхор из Дендеры, 6) Хека-П-Харт, сын Сехмет,
    7) Хер-Хенну.
    3. Хер-Мерти
    , который изображается в виде человека с головой со- кола, носящего рога Хнему и солнечный диск, обвитый коброй. У него в руках уд- жаты
    — глаза солнца и луны. Он — форма Мина-Ааха
    , Атрибис — центр культа. В Текстах пирамид мы видим и
    4. Хер-Ан-Мут-Ф
    , он же «Гор, столб своей ма- тери», местная разновидность Гора из Эдфу. О церемониях, проводимых в Эдфу с участием этого божества, известно очень мало.
    1
    (Тексты пирамид) — «Гор, ребенок с пальцем во рту».
    2
    У Ланцоне он изображен в ящике, стоящем на спине льва.
    Гарпосерато

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    210 5. Хер-Нубти
    . Он изображается в виде сокола, сидя- щего на антилопе, что по Бругшу символизирует его победу над
    Сетом. В более поздние времена это изображение стало эмбле- мой XVI нома Верхнего Египта.
    6. Хер-Хенти-Хат из Атрибиса, или
    . Он изо- бражается в виде человека с головой крокодила с рогами Хнему, тройной короной и перьями.
    7. Хер-Хенти-Ан-Арити или
    , «Гор без глаз»
    1
    , то есть когда не видно ни солнца, ни луны.
    8. Хер-Ахти
    ,
    , или он же
    «Гор двух горизонтов» — восхода и захода солнца. Он был богом солнца, как Ра, но жрецы Гелиополя поставили его имя после Ра
    , и получился Ра-Хер-Ахти. Его имя присо- единено к имени Хепри, восходящему солнцу, Тему, заходящему солнцу. Он обычно изображается с головой сокола и носит сол- нечный диск Ра с коброй. Одно время он изображался в виде двуликого человека — с головой, имеющей два соколиных лика, один из которых смотрит налево, другой направо, над ними уджат
    , который показывает, что эта фигура — бог солнца. Сфинк- са в Гизе звали Хер-Эм-Ахт
    , то есть «Гор на горизон- те», или
     у греков. Надпись Тутмоса IV говорит, что бог
    Сфинкса, которого звали Горахти-Ра-Тему-Хепри, явился к царю и попросил освободить его образ от песка, который покрыл его.
    9. Хер-Смаи-Тауи
    , т. н. «Гор, объединивший две земли» (Египет),
     у греков. Центром его культа была
    Дендера. Он часто изображается в облике человека, иногда с головой сокола или змеи. Утверждают, что он появился из цвет- ка лотоса, который каждый год расцветал на рассвете дня Ново- го года в бездне Ну. Он считался сыном Хатхор.
    10. Хер-Хекену
    , «Гор похвал», сын Баст (Убаст). О его роли известно очень мало. Первоначально он был звездным бо- гом и изображался в виде льва.
    1
    Или, возможно, «Гор, глава того, у кого нет глаз».

    СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ
    211 11. Хер Бехут-Т
    . Великий солнечный бог и бог войны, изображаемый в виде человека с головой сокола. Его ору- жие — лук, стрелы и чудесное копье, наконечник которого вы- полнен в виде головы сокола с треугольным наконечником. Его главные святилища находились в Месене
    , Кем-Баиусе
    , Филе и Тжебте — городе или деревне в Танитском номе восточной Дельты. Краткий рассказ об истории этого бога и его завоеваниях уже был дан. История о его борьбе с Сетом из- ложена в части II настоящей книги.
    12. Хер-Са-Аст-Саасар
    , «Гор, сын Исиды, сын Осириса»,
     у греков. Он был зачат отцом уже после смерти и был рожден Исидой в зарослях папируса в
    Дельте. История его смерти от укуса скорпиона, посланного Се- том, а также перевод надписей со стелы Меттерниха представле- ны в части II настоящей книги. Краткое изложение рассказа о его борьбе с Сетом, как он изложен в папирусе Честера Битти, при- ведено там же.
    Гор, сын Исиды, играл очень важную роль в церемонии, имев- шей место после взвешивания сердец мертвых Анубисом. Имен- но он вводил усопших-праведников в палаты Осириса, доклады- вал этому богу о решении Тота, подтвержденном остальными богами, и просил его поселить мертвых в его царстве, где они могли присоединиться к Шемсу-Херу
    . Ни в одной из версий сцены суда мы не видим место Гора, сына Исиды, представляющего мертвых, занятым другим богом. Гор, сын Иси- ды, всегда был другом мертвых и врагом их врагов. Тексты по- казывают, что разница между Гором, сыном Исиды, и другими богами по имени Гор, не всегда точно определена. Он изобража- ется в виде ребенка Гарпократа, сидящего на цветке лотоса, и, как Гор из Бахта, стоит на гиппопотаме, в которого вонзает ко- пье. Иногда он имеет форму льва с головой сокола. Кроме внеш- него облика, ему приписываются качества многих богов. Так, с
    Анпу
    1
    , или Анубисом, он становится Хер-Эм-Анпу, то есть «Гор как Анубис», который, возможно, упоминается Плутархом как
    Германубис. Это божество имеет форму человека с головой волка
    1
    Более вероятно — с Упупату, одним из двух божеств-волков.

    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   44


    написать администратору сайта