Главная страница
Навигация по странице:

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница15 из 44
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   44
    СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ
    173
    ребенку сосать палец вместо соска и каждую ночь сжигала в огне смертные части его тела. В то же время сама она принимала облик ласточки
    1
    и летала вокруг колонны, в которой находилось тело ее мужа. В конце концов Исида открылась царице и попросила от- дать ей колонну. Царица сделала это, и Исида достала сундук с телом своего супруга. Потом она смазала колонну мазями, обер- нула полотном и вернула царю, который отправил ее в храм Би- блоса, где люди стали ей поклоняться. Исида погрузила сундук в ладью, приплыла в Египет, спрятала его в потаенном месте и по- шла навестить своего сына Гора в Буто
    2
    (VI ном Нижнего Египта).
    Сундук нашел убийца Осириса Сет, который открыл его и рас- членил тело Осириса на четырнадцать частей, которые разбросал по Дельте. Исида пошла на поиски и нашла все части, кроме одной, фаллоса Осириса, который Сет отрезал и бросил в Нил, где его проглотила рыба
    3
    . Исида сделала искусственный фаллос
    Осириса, которому воздавались должные почести. Осирис вер- нулся на землю и предложил своему сыну Гору сразиться с Ти- фоном, на что Гор согласился
    4
    . Битва продолжалась три или бо- лее дня и закончилась победой Гора. С помощью Гермеса (Тота) он доказал свои права богам и стал преемником Осириса на еги- петском троне. Исида снова стала супругой Осириса, в результа- те чего родился Гарпократ.
    Диодор из Агирии, что на Сицилии, вероятно бывший совре- менником Плутарха, утверждает, что Осирис и Исида были двумя великими вечными богами, солнцем и луной. Они были детьми
    Хрона и Реи, которая дала жизнь пяти богам, причем каждый родился в один из эпагоменальных дней, а именно Осирис, Иси- да, Тифон, Аполлон и Афродита. Некоторые идентифицируют
    Осириса с Бахусом, а Исиду с Герой. Осирис, став царем, запре- тил каннибализм, научил людей обрабатывать землю и выращи- вать виноград. У Осириса был писец по имени Гермес (в Египте
    Тот), который давал имена вещам, ранее имен не имевшим; он создал арифметику, скульптуру, музыку и астрономию. Осирис решил странствовать по миру и учить людей выращивать вино-
    1
    Глава lxxxvi Книги мертвых сообщает каждому умершему заклина- ние, позволяющее ему или ей превращаться в ласточку. См. виньетку папируса Небсени.
    2
    Я пропускаю параграф, касающийся упавшего в море испуганного ребенка.
    3
    Lepidotus, phagrus, оxyrhyncus.
    4
    Я пропускаю отрывок о лошади и льве.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    174
    град, пшеницу и ячмень. С собой он взял большую армию, а управление царством передал Исиде, поручив Тоту помогать ей.
    Его родственник Геракл командовал солдатами. Осирис также взял с собой Аполлона (Гора?), Анубиса, Маседо (Упуату) и Пана
    (Мену), а еще музыкантов и певцов, после чего отправился в
    Эфиопию. Там он научил людей обрабатывать землю, строить города, охранять реку и прокладывать каналы. Затем он пошел в
    Индию через Аравию, посадил плющ в Нисе, устроил охоту на слонов и вернулся в Египет. Он был истинным благодетелем че- ловечества, поскольку научил людей, что им есть, и был возна- гражден бессмертием. Ему стали поклоняться, как богу. Осирис был убит своим братом Тифоном, который разрезал его тело на двадцать шесть частей, а сам занял трон Египта. Исида и ее сын
    Гор отомстили за убийство Осириса, после чего Гор взошел на трон своего отца. Исида отыскала двадцать пять частей тела Оси- риса, с помощью воска, ароматических смол и специй восстано- вила тело и передала жрецам для погребения. Она посвятила одну третью часть своей страны — Египта Осирису. Несомненно, что она желала связать поклонение Осирису с культом определенно- го животного, поскольку настаивала, чтобы последнему оказыва- лись те же почести, что и Осирису, как при жизни, так и после смерти. Жрецы согласились на это, и животным Осириса стал бык. Они стенали над гробницами Аписа — быка Мемфиса и
    Мневиса — быка Гелиополя так же, как над гробницей Осириса.
    Исида также велела изготовить искусственные копии пропавшей части тела Осириса — его фаллоса и отослала их в храмы, где им поклонялись с большим почтением.
    Остаток жизни Исида посвятила благотворительности и за- боте о благосостоянии своего народа: она была похоронена в
    Мемфисе или Филе и считалась богиней. Она знала много лекар- ственных средств и была искусной целительницей. Многих неиз- лечимых больных она вернула к полноценной жизни; она застав- ляла хромых идти, а слепых видеть. И она создала лекарство, которое возвращало к жизни мертвых. Ее сын Гор был убит ти- танами, бросившими его тело в воду. После исцеления этим ле- карством он не только вернулся к жизни, но и стал бессмертным.
    От Исиды он научился целительству и умению предсказывать будущее, используя свои знания на благо человечества.
    Юлий Фирмик Матерн, живший в IV веке н. э., неверно понял отдельные фрагменты истории Осириса и Исиды и посчитал Иси- ду женой Тифона, который, обнаружив, что его супруга влюби-

    СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ
    175
    лась в Осириса, убил его. Тифон расчленил тело Осириса и раз- бросал его части по нильским берегам, но Исида, Нефтида и
    Анубис нашли их, похоронили и сделали статую Осириса, кото- рой поклонялись в храмах. Годовщина убийства и расчленения
    Осириса отмечалась каждый год всеобщей скорбью, причита- ниями и стенаниями. Через несколько дней всеобщий плач пре- кращался, после чего возвещалось, что все части тела Осириса найдены и соединены, и наступало всеобщее ликование. Матерн считал, что пшеница была семенем Осириса, Исида — землей, а
    Тифон — теплом.
    Макробий (V век) считал, что Осирис был солнцем, а Исида землей. Из всех классических авторов Плутарх, похоже, был луч- ше всего информирован обо всем, связанном с Исидой и Осири- сом, но представляется, что он сделал серьезную ошибку, утверж- дая, что сундук с телом Осириса попал в Библос (Жбейл). Нил отнес его в заросшие папирусом болота восточной Дельты, где его и нашла Исида. Слово Byblos, как известно, обозначает рас- тение папирус, и писец перепутал его с названием города на си- рийском побережье.
    Плутарх был прав, изобразив Осириса богом, но нет никаких свидетельств того, что он когда-либо был царем Египта. Греки не понимали, что Осирис, по сути, является синтезом множе- ства богов и что его культ в римский период был смешением нескольких культов, некоторые из которых уходили корнями еще в додинастический период. Его можно описать как бога par excellence, который обрел материальный облик. Он процветал, потом пришел в упадок, умер и начал жить снова. Он представ- лялся солнцем, которое умирает вечером и восходит на следую- щее утро, и луной, то есть ночным солнцем, или солнечным богом ночи. История о расчленении Осириса и рассеивании его членов по Дельте, возможно, есть поздняя форма легенды, ка- сающейся разделения на части луны в период ее ущерба, или угасания солнца вечерней порой и рассеивания его членов, ко- торые в виде звезд и созвездий покрывают ночное небо. Он был также великим небесным деревом, из которого вставало солнце, и луной, которая росла и уменьшалась и быстро начинала расти снова. Его действительно часто называют луной, и по этой при- чине некоторые египтологи заявили, что двумя величайшими богами египтян были солнце и луна, то есть Ра и Осирис. Осирис также был формой Ориона-великана, быка, утренней звезды,
    Сириуса и незрелого бога солнца в созвездии Арго. Он даже стал

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    176
    паромщиком Ра и лестницей Ра. Он также был богом года — этот факт доказывают 365 ламп, которые зажигались в Дендере, и 365 деревьев, посаженных вокруг его храмов. Он был боже- ством великого океана, который окружает мир, а значит, и Нила, который течет из него в Египет. Он сам есть воды Нила, кото- рые сочатся из его тела (потому что он был утоплен в нем в
    Мемфисе). Осирис был источником любой растительности, на- ходился в каждом зеленом кусте и травинке, а как бог урожая и всех зерновых культур, проникал в тела всех тех, кто питался зернами, — и людей, и животных. Его тело образовывало круг
    Туата, который существовал во все времена в великой первич- ной Ну, или Нуну, или бездне, там он правил, как царь мерт- вых. Осирис включил в себя всех космических богов, или богов сил природы. Но египтяне поклонялись ему потому, что сам он воскрес из мертвых, и они верили, что он может дать всем вос- крешение и новую вечную жизнь. Он находился в каждой вещи или существе, которое рождалось и умирало. От начала и до кон- ца он был солнцем, поскольку был старше Ра, и миф об Оси- рисе описывает годовое движение солнца по небесам, творца и защитника всех. Но культ Осириса существенно отличался от культа Ра и являлся великим, быть может, величайшим из всех творений египетского жречества.
    Фетиш Осириса и его имена
    Есть все основания верить, что бог, который в династические времена был назначен богом и судьей мертвых великим советом богов, собиравшимся в Гелиополе, первоначально был простым фетишем и центром его культа был город, являвшийся столицей нома на Дамьеттском рукаве Нила в восточной Дельте. Старейшим известным нам богом нома был Анджети
    , а его детерминативом в Текстах пирамид — сокол, стоящий на жердочке, с двумя перьями на голове. Еще он изображался так:
    На голове у него два пера, сзади с головы свисает лен- та, в правой руке посох пастуха , в левой — некий инструмент, который может быть кнутом
    . Прямая линия заменяет тело божества, а подставка, на кото- рой он стоит, присутствует в знаке нома
    . В дру-

    СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ
    177
    гом отрывке тех же текстов его называют «жителем Анджети, великим повелителем своих болот»
    . И ном, и его бог назывались Анджети. Посох пастуха и кнут означают, что в Дель- те паслись стада (вероятно, предки тех животных, на которых позднее охотился здесь Аменхотеп III), а также отары овец и коз.
    Точное значение ленты, закрепленной на голове божества, неиз- вестно, но мы видели такую же на головах Мену и Амона; воз- можно, она имеет какое-то отношение к ветру или воздуху. Сто- лицей нома Анджети был город Тету (Деду)
    , и там в той или иной форме осуществлялось поклонению фетишу Ан- джети. В какой именно форме, никто сказать не может. Возмож- но, это был ствол дерева с металлическими ободками вокруг и другими украшениями. В нем могли находиться некие священ- ные предметы культа, или он мог оставаться пустым. Египтяне династического периода называли ствол дерева Тет (Дед), и его простейшее иероглифическое изображение — . Основные цере- мониальные акты культа — «посадка Тет», то есть установка его в вертикальное положение. Если ствол был пустым, то, возмож- но, больные и мертвые помещались внутрь с тем, чтобы первые получили здоровье, а вторые — жизнь. Предполагалось, что Тет дает жизнь и здоровье всем, кто к нему прикасается, и на многих изображениях ясно, что Тет — это сам бог, как бы его ни звали,
    Анджети или Осирис (см.: Бадж. Осирис).
    На рисунках голова Анджети находится на шесте или тон- ком стволе дерева, а не на человеческом теле, значит, фетишем мог быть волшебный, дающий жизнь жезл. В виньетке папиру- са Ани символ жизни изображен поднимающимся из верши- ны Тет, обе руки его тянутся вверх, поддерживая солнечный диск. Это связывает Тет с голым стволом дерева или шестом ассирийцев, о котором пишет Сидни Смит в «Истории Асси- рии». На новогоднем празднике в Ассирии металлические обод- ки закреплялись вокруг ствола дерева; к нему привязывались ленты, чтобы помочь возрождению природы в наступающем году. Сирийцы и палестинцы выполняли магические церемо- нии с шестами из голых стволов деревьев, а у евреев был аше- рах
    1
    , который являлся или шестом, или каким-то священным
    1
    А ш е р а х — символ бога или богини, который находился ря- дом с алтарем. Одно такое священное дерево было сожжено Гидеоном
    (Суд., vi, 25—30).

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    178
    деревом. В действительности шест, дерево или ствол фигури- рует во всех религиях народов Восточного Средиземноморья — на Крите, в Египте, в Малой Азии. Священное дерево ассирийцев было связано с культом Ашура, чей символ — крылатый сол- нечный диск с сидящим внутри богом — часто виден над дере- вом. Если речь идет о Тете, то голова бога солнца, или юноши, или пожилого человека выступает над вершиной Тет, на ней корона из пары рогов, таких же, как у Хнума, и два пера бога
    Анджети. Иногда добавляется солнечный диск. Ассирийцы ве- рили, что Ашур был убит или умер и снова вернулся к жизни в новый год. Он был настолько близок вавилонскому Мардуку, сыну Бела, что позднее, когда был принят эпос творения, опи- сывающий подвиги Мардука, главным изменением в тексте ста- ла замена имени Ашура на Мардука. Многое известно о смер- ти и воскрешении Мардука. В общих чертах история Мардука, рассказанная в клинописных текстах Вавилона и позже в асси- рийских текстах, очень похожа на историю Осириса, в том виде, как она описана в иероглифических надписях. А Тет очень по- хож на священное дерево Ашура. Таким образом, миф и риту- ал Египта и Ассирии совпадают, следовательно, разумно поис- кать общий источник их возникновения в этих странах.
    Можно спорить, утверждая, что миф о Мардуке восходил к некоему более древнему мифу, но даже это не вносит ничего су- щественно нового во взаимоотношения Мардука, Ашура и Оси- риса. Во всей Западной Азии и в Египте существовали легенды о богах или божественных существах, которые были убиты или умерли и снова вернулись к жизни, причем было это задолго до того, как появились местные божества, имена которых нам из- вестны. Подобные истории рассказывали о Мардуке, Ашуре и
    Осирисе, так что обстоятельства, в результате которых появились эти боги, были аналогичными. Широко распространенное в Егип- те предание гласит, что Осирис был обычным человеческим су- ществом, царем, и что он был убит своим братом Сетом, домо- гавшимся не только трона, но и жены брата. Но ведь такие вещи происходили повсеместно с незапамятных времен, и, вполне воз- можно, в Вавилоне и Ассирии существовали такие же предания о предшественниках Мардука и Ашура.
    Мы уже видели, что центр культа бога Анджети, бога шеста или дерева, был в Тету, городе на Дамьеттском рукаве Нила в восточной Дельте, находившемся на юго-западе от городов, в ди- настические времена названных Мендес и Танис. Этот город на-

    СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ
    179
    зывался «Дом Осириса, господина Тету»
    1
    , а участок реки, про- текавшей рядом, назывался «рекой Осириса»
    2
    . В династические времена ном, столицей которого он являлся, греки называли Бу- сирит, и он тогда считался IX номом Нижнего Египта. Греческое название города Тету — Бусирис. Оно произошло от египетского
    «Па-Асар» или «Пер-Асар», то есть «Дом Осириса». Теперь это был уже город Осириса, а не Анджети, и главным божеством го- рода стал Осирис или его фетиш — Тет. Теперь попробуем вы- яснить, что явилось причиной изменения названия города, и, имея это в виду, рассмотрим и имя Осириса.
    «Осирис» — греческая форма имени, которое записывается иероглифами следующим образом:
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    ,
    . Они читаются Асар или Асари.
    При Птолемеях мы имеем
    , или
    , которые читаются Усари. Другие формы — Сер
    , Усер
    ,
    Усри
    , Асарс
    . Отсюда и произошло, ве- роятнее всего, греческое имя Осирис. Более поздние формы име- ни
    ,
    ,
    , и т. д.
    Коптская форма Оусири показывает, что звук «у» доминировал в начале имени в периоды Птолемеев и греков. Также мусульмане сегодня часто произносят имя Бога «уллах», а не «аллах».
    И древние, и современные писатели пребывают в недоумении по поводу значения имени Осирис
    , Асар. Верхний знак — это изображение сиденья или стула, нижний знак — человеческий глаз. Диодор считал, что «Осирис» означает «много глаз», Плу- тарх придерживался этого же взгляда, Яблонски связывал имя с двумя коптскими словами, означающими «много работающий».
    Шарп связывал его с коптскими словами, означающими «слиш- ком много кричащий», Бругш полагал, что старейшая форма име- ни была Усири, что означало «мощь, сила глаза». Однако эти значения не предлагают объяснения знаку — сиденье, трон.
    Сете считает Осирис ласкательным именем или прозвищем и
    1 2

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    180
    переводит его как «место для глаза». Эрман, подводя итог всему сказанному и
    , считает, что имя означает «соз- датель трона». Ни одно из этих толкований не принимается все- ми египтологами, и вполне вероятно, что все они ошибочны.
    Несколько лет назад было выдвинуто предположение, что Асар или Осирис это вообще не египетское имя, а произошло оно от
    Асари — титула вавилонского бога Мардука, сына Ра. Идея каза- лась неправдоподобной и не получила всеобщего признания. Но в последние годы появилось немало фактов, подтверждающих это предположение и указывающих на то, что Осирис действительно узурпировал положение, занимаемое богом Анджети в номе Ан- джети, и что в эпоху Древнего царства Анджети и Осирис счита- лись идентичными богами. Этот факт означает, что по крайней мере однажды культ и ритуалы одного бога имели много общего с культом и ритуалами другого. Но культ и ритуалы Осириса так- же были идентичны с культом и ритуалами ассирийского Ашура и вавилонского Мардука. Все трое были богами, умершими и вер- нувшимися к жизни, и в новый год в трех странах выполнялись церемонии с участием шеста или ствола дерева. Шест или ствол дерева был украшен предметами, призванными помочь весенне- му пробуждению растительности. Общность культа в трех странах определялась наличием торговли между ними. Ранняя цивилиза- ция Дельты много получила от вавилонян и сирийцев, но знания не шли прямо через «великую и ужасную» пустыню, их путь был сложнее. Информация о подземном божестве Асари, сыне Эа, родившемся в подземном мире дуку, где текут сладкие воды, была принесена в Египет иностранцами, приверженцами этого культа, обнаружившими, что культ Анджети очень похож на культ Асари.
    На этом основании можно предположить, что так или иначе они нашли способ установить культ Асари в номе Анджети. Такой результат вполне мог быть достигнут мирным путем. Нет никаких сомнений в том, что это произошло очень рано, потому что культ
    Осириса и его святого семейства установился в Дельте задолго до правления Мена и объединения двух земель.
    Можно сравнить клинописные символы, обозначающие Аса- ри, то есть Мардука, и транскрипцию этих имен в иероглифы.
    Группа клиньев, которая читается как Асари, —
    ; она со- стоит из двух различных знаков, а именно и
    . Значение первого знака хорошо известно, это «палатка», «жилище», «место отдыха». Второй знак обозначает «глаз» и помещен внутрь знака

    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   44


    написать администратору сайта