Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt
Скачать 12.05 Mb.
|
ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ 151 телем иероглифической письменности мету нетер , то есть «слов бога». Книга мертвыхпоказывает, что существовала особая «Книга Тота» , и копии отдельных ее частей были сделаны для использования в храмах. На эти копии ссылаются греки, когда говорят о гермети- ческих книгах египтян. Тот был основателем египетской литера- туры и в качестве такового звался «владыкой книг» . Он был «первым законодателем» . Он создал не- бесные тела и был богом первого месяца египетского года. Он был хранителем всех знаний, как богословских, так и мирских, языка и медицины, владел искусством хека — магии. С начала и до конца он был Ур-хекау , чье слово по любому вопросу было абсолютным и окончательным. Как Анубис (Анпу ) он был великим богом задолго до того, как люди начала слагать легенды об Осирисе. Он создал по- рядок на земле и в небесах, успокоил и умиротворил богов и лю- дей. Он установил баланс между ночью и днем в начале мира, и, как «судья двух борющихся богов», Уп Рехуи , то есть Гора и Сета, он поддерживал мир на земле и в небесах 1 Он был «писцом правды» , и «судьей правды» , причем его беспристрастность и справедливость были абсолютными. «Повелитель правды» , он «опирался на правду». Отношение к Тоту богов может быть проиллюстрировано отрывком из Текстов пирамид. «Тау, отец богов, Шу и Тефнут, Геб и Нут, Осирис и Исида, Сет и Нейт, и все боги в небе и на земле, и в странах (?), и [те, кто] на севере, и на юге, и на западе, и на востоке, и [те, кто] в номах Гора, и те, кто в храмах Гора, довольны великим и могу- 1 Он был «примирителем» Сехепти par excellence. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 152 щественным словом , которое вышло из уст Тота относительно Осириса. [Оно запечатано] печатью жизни, печатью богов». В другом месте сказано, что вердикт Тота был следующим: «Сет — лжец, Осирис — прав» Большая виньетка сцены суда в фиванском погребальном па- пирусе Нового царства показывает, что суд мертвых практически перешел от Осириса к Тоту. Именно Тот является смотрителем весов и блюстителем весов , он же осматривает коромысло весов, а Осирис все время непо- движно сидит. И его вердикт «маа херу» , то есть «правдивый голосом (или словом)», принимался собранием бо- гов и их главой — Осирисом, сыном Исиды. Любопытно, что в текстах практически ничего не говорится о происхождении Тота по отцу. Вероятно, его можно считать кем-то вроде Мельхиседека, не имевшего ни земного отца, ни земной матери, среди египетских богов. Существует единствен- ное упоминание о его отце в папирусе Ну (Книга мертвых, гла- ва cxxxiv), где мы читаем: 1 2 Тот, сын Анера, вышедший из двух Анеров. Судя по всему, в этом абзаце дается ссылка на древний миф. При Птолемеях и в более поздние времена Тота звали «Вели- кий Великий» , что на Розеттском камне передано следую- щим образом: . Его именовали также «Великий Великий Великий» и , то есть «великий Великий Великий Великий». Одно время считалось, что эта форма — оригинал греческого имени Тота 1 Вариант в Небтени 2 Вариант в Небтени ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ 153 (Тер Максимус). Имя Тота, за которым следовал знак «великий», повторенное восемь раз, было найдено в демо- тическом папирусе, а бог назван «повелителем Хемену, великим богом». Хемену, Гермополь греков, был городом восьми первич- ных богов хаоса. Профессор Гриффит транскрибирует , как 2а, а восемь знаков «великий» — (2а)і = 8 , то есть «дважды великий в кубе» = . Триада Мемфиса Главой триады был Пта , первоначально бывший фети- шем и изображавшийся в виде мумии со сведенными ногами, как Мин, Осирис и Хонсу. У него короткие бакенбарды и puntite — пунтитская бородка, а сзади на шее висит менат — символ мужественности и плодовитости. Его руки в погребальных бинтах вытянуты, и в них он держит , и символ Исиды , или , и . Он стоит на пьедестале Маат . Иногда он носит диск с рогами или диск между перьями и ленту, которая тя- нется за ним. Бругш и некоторые другие египтологи связывают его имя со словом пт[а] — резать, гравировать, и тексты под- тверждают эту точку зрения, потому что он был богом—покро- вителем ремесленников и рабочих по камню и металлу и даже тех, кто пользовался кистью и красками. Когда Мена построил на ле- вом берегу Нила в 32 километрах к югу от современного Каи- ра Анебхедж или , или «Белые стены», то есть Мемфис, он превратил район в ном , и местный фетиш при- обрел очень большое значение. Одно из названий Мемфиса — Хе-т Ка Пта , то есть «дом Ка Пта». Иначе говоря, весь город считался храмом этого бога. Некоторые египтологи считают, что от этого названия произошло греческое название Египта — Aiguptos. Название Мемфис , судя по всему, образовалось от Мен-Нефер , гробница Осириса. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 154 В текстах династического периода Пта ассоциируется с древ- нейшими фетишами и богами Египта. Так, мы имеем: Пта-Нуну , то есть Пта-Хаос. Пта-Хап , то есть Пта-Нил. Пта-Тенен , то есть Пта-Земля 1 Пта-Атон , то есть Пта—солнечный диск. Он также ассоциируется с богами мертвых, то есть Пта-Асар (Осирис), Пта-Секер, Пта-Секер-Асар и даже Пта-Секер-Тем, иначе говоря, Пта-Секер и заходящее, умирающее солнце. Как Пта-Тенен бог объединен с еще более древним богом земли Ге- бом. В качестве такового он больше не изображается лысым, а носит на голове пару рогов с солнечным диском между ними, а за ними — два высоких пера. Такая корона напоминает голов- ной убор Осириса и являлась символом старого нома Абидоса (Тени, греческий Танис). Сете предполагает, что, так как Мена, основатель Мемфиса, был из Абидоса, он мог пожелать, чтобы 1 Варианты или Пта чародеев — повелитель все- го первичного вещества, хозяин великих богов-змей Верхнего и Нижнего Египта Пта как страж одной из арит Оси- риса (папирус Ани) ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ 155 его бог имел внешнее сходство с богом, которому поклонялись в его родном городе на юге. А видя, как каменные стены его города поднимаются над затопленными полями вокруг, он впол- не мог осознать, что подражает примеру божества, которое под- няло кусок земли из вод первичной бездны. Сехмет, или , или , была женским двойником Пта и матерью Нефер-Тема , и Имхотепа , у греков. Она изображалась женщиной с головой львицы или крокодила или уджатом . В каком-то смысле она была женским двойником Мина, потому что ее правая рука под- нята, она держит нож, а тело имеет форму как у Мина. Имя Сехмет означает «могущественная» и произошло от — «быть сильным». Как космическая богиня, она была яростным, обжи- гающим, уничтожающим жаром солнечных лучей и называлась Глазом Ра . В виде кобры под именем Мехенит она охраняла голову своего отца Ра. Ее идентифицировали с бо- гиней огня Несерит и Уаджит или Буто и Пехат и Убасти , последняя изображалось женщиной с кошачьей головой. Древнее предание гласит, что поклонение Сехмет, Шу и Тефнут пришло в Египет из Бугема, страны, рас- положенной на территории нынешнего Судана. Необычная три- ада Сехмет—Убасти—Ра упоминается в Книге мертвых, вероятно, суданского происхождения. Убасти была в общем-то доброй бо- гиней, близкой Хатхор. Нефер-Тем изображается мужчиной с головой льва и или цветком лотоса с перьями. На голове он носит изображение сво- его старого фетиша — лотоса, поддерживающего два пера, с дву- мя менатами, подвешенными к черенку (см. рис. на с. 156). Лотос говорит о его связи с солнцем, а неразвитая форма тела — с Ми- ном. В Текстах пирамид мы читаем: «Царь Унас поднялся, как Нефер-Тем из лотоса в ноздрях Ра». В Книге мертвых (глава lxxxi) усопший говорит: «Я есть тот священный лотос, появившийся от божества света, страж у ноздрей Ра» 1 1 УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 156 Имхотеп (Имоут) занял место Нефер-Тема в триаде Мемфиса при Новом царстве. Его храм, который назывался «Дом Имхоте- па», находился рядом с Мемфисом, и, поскольку греки называли его , вероятно, они считали его искусным врачом, подобно Эскулапу. Здание находилось рядом с Серапеумом и упоминается в «Ритуале бальзамирования». В греческой надписи, найденной в Филе, его называют могущественным в чудесах сы- ном Тенена (бога земли), дающим жизнь всем людям, создателем месяцев и времен года. Он приходит ко всем, кто зовет его, дает сыновей бездетным; он великий херихеб, образ и подобие Тота. Он спроектировал и построил «Дом из камня», который Манефон Сехмет (Сехмит) Нефер-Тем Имхотеп (Имоут) Сехмет-Убасти-Ра ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ 157 приписывает Тосорфросу (Джосеру), и так называемую «Ступен- чатую пирамиду». Обожествление Имхотепа, имя которого не встречается в фиванской Книге мертвых, вероятно, имело место при XXVI династии. АМОН ИЗ ФИВ И ЕГО ГРУППА БОГОВ АМОН ИЗ ФИВ И ЕГО ФЕТИШ 1. Амон-Ра во главе Южного Апта (Луксора), повелитель небес, и его боги. 2. Мут, повелительница небес, хозяйка мира. 3. Хонсу (Нефер- хотеп). 4. Мин с символом и храмом. 5. Исида. 6. Неб Хемену (Тот). 7. Маат. 8. Повелительница Аменти (Хатхор). 3). 9. Осирис. 10. Унне- фер-Хенти-Аменти. 11. Гор двух горизонтов. 12. Тот, кто из камеры бальзамирования. 13. Хетт-Хет (Хатхор). 15. Повелитель дома врача. 15. Нефтида Миот Хонсу (Неферхотеп) Хонсу УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 158 Амон, Мут и Хонсу Амон 1 — Амонет 2 является одним из древнейших египетских богов. Этот двуполый бог был одним из четырех первичных 3 бо- гов, которые жили в водной бездне Нуну и которым поклонялись в городе Зайца, впоследствии ставшем городом Тота, названным греками Гермополем. Имя Амон произошло от Амон — «скрывать» или «быть скрытым». Из текстов явствует, что егип- тяне понимали его имя как «скрытый», «невидный», «невиди- мый», возможно даже «неизвестный» и «непознанный». В гимнах Амону сказано, что он скрывает свое имя от детей своих, в этом имени Амон; он скрывает себя; он скрывает себя от людей и пря- чет от богов, его цвет (то есть внешность) неизвестен. Общепри- нятое имя бога — , Амон-Рен-Т, «скры- вающий свое имя» 4 . Более того, душа Амона тоже была скрыта или невидима. В Лейденском папирусе его называют «баи», то есть существо, наделенное душой, и эта скрытая душа подняла его голову из Нену, когда больше ничего еще не существовало. С этой точки зрения он был духом творения, который, являясь ис- точником всей жизни, сам оставался невидимым. Сете, цитируя демотические тексты, утверждает, что Амон представляет собой , то есть дыхание жизни, но не атмосферу , хотя и мог быть богом ветра par excellence. Он идентифицировался с богом- сфинксом из Гизы, защищавшим храмы от песчаных бурь пусты- ни. Другие тексты показывают, что Амон — это дыхание, которое есть все, а Амонет — это северный ветер. Все это представляется вполне вероятным, когда речь идет об Амоне-Амонет, но возни- кает закономерный вопрос, следует ли идентифицировать Амона из Нену с местным божеством Фив. Ранние египтологи думали, что фиванский Амон был скрытой созидательной силой творе- ния, и идентифицировали его с Минном. В нем весьма сложно увидеть душу вселенной или дух бога, который двигался над по- 1 Варианты чтения Амон, Амун, Амону, Амуну. 2 Вариант чтения Амаунет. 3 Это были Нену и Ненет, Хеху и Хехет, Каку и Кекет, Амон и Амонет. 4 Змей-бог, названный , упоминается в Текстах пи- рамид. Масперо переводит этот иероглиф как «le dieu sans nom» (бог без имени). ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ 159 верхностью воды. Домом фиванского Амона мог быть Гермополь, и вероятно, что правители Фив приняли его своим богом после покорения правителей Гераклеополя, когда смогли назвать себя «царями двух земель, севера и юга», то есть всего Египта. О ранней истории Фив известно мало. Район вокруг них был номом 1 , а сам город назывался . Затем он стал «городом Амона» или «городом Уаст Амона» Это Но у Иезекииля, ххх, 16 и Но-Аммон у Наума, iii, 8. Греки называли его Диосполь, город Юпитера, которого они идентифи- цировали с Амоном. Столицей нома Фив был Ани , кото- рый располагался на берегу Нила в восьми милях к югу от со- временного Луксора. Богом города был священный бык по имени Монту . Греки исказили название города, сделав его Гермонтисом (Страбон), копты называли его Ермент, а арабы — Армант. После войны характер бога изменился, и бог творения стал могущественным богом войны. Правители Фив выказывали уважение к своему божеству, включая его имя в свои личные име- на, как, например, Ментухотеп. После раскопок в Карнаке Г. Легран пришел к выводу, что Ментухотеп построил святилище в Фивах на месте древнего хра- ма, существование которого может быть прослежено до III дина- стии. Если так, в начале правления XII династии Амон занял место Монту, как бог войны, и так же, как и он, получил имя «сильного быка». Цари XII династии построили храм Амона, на- званный Апт Асут , и их первый царь назвал себя Аме- немхетом, то есть «Амон впереди». Слава, известность и могуще- ство Амона росли с увеличением числа побед разных царей; его жрецы назвали божество «Царь богов» и предположили, что он существовал раньше, чем на земле появился Египет. Затем они добавили к его имени Ра, сделав Амоном-Ра. Он изображался носящим символы могущества и независимости бога солнца. Как Осирис, Мин и Хонсу, он изображается в виде мумии со сведенны- ми вместе ногами и зовется Фаи А — «тот, у кого священная 1 Знак нома первоначально изображался так: , скипетр — фетиш, перья и короткий шнурок — дополнения. УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 160 рука»; Камутеф , «бык своей матери», у гре- ков, Каишути — «тот, у кого высокие перья». Формы Амона, как бога ветра, и Мина различались, и храм первого был в Северном Апте, то есть Карнаке, а второго — в Южном Апте, то есть в современном Луксоре. Тот факт, что Мин ведет свое происхождение от фетиша, доказывается предметом, найденным Г. Леграном. Это была небольших размеров, явно переносная святыня, украшенная фигурами льва и сфинкса и со- держащая верхнюю часть фигуры Мина, который представлен появляющимся из предмета, который некоторые исследователи считали моделью пупка. Эта святыня проносилась по городу в праздничных процессиях, посвященных богу, и желающие могли помолиться ей, попросив потомство, и даже дотронуться, чтобы получить особую помощь. Культ Мина был всеобщим в ранний период в Коптосе и Ахмиме и, возможно, в Фивах тоже, и нет сомнений, что Амон узурпировал облик и власть Мина, так же как и бога войны Монту. А политические и торговые соображе- ния, возможно, повлияли на жрецов, которые хотели привлечь большую часть торговли Коптоса, конечного пункта великого караванного пути с Красного моря к Нилу. Священным животным Амона был шефт — баран , воз- можно, из-за своей плодовитости, драчливости и симпатичной внешности. Он известен натуралистам как Ovis platyura aegyp- tiaca. Такие овцы были завезены в Египет при Среднем царстве. К этому времени баран Хнему (Ovis longipes aegyptiaca) уже был исчезнувшим видом. Дух Амона жил в Рни , илибара- не-сфинксе, много статуй которого есть на аллее криосфинксов в Фивах. Изображения антропоморфи- зированного Рни неизвестны 1 . Сете, ссылаясь на тексты, утверж- дает, что Р[е]х[е]н — это жизнь Амона Священной птицей Амона был смен — гусь , который в каком-то роде связывает Амона с богом земли Гебом. Но пред- ставляется более вероятным, что птица ассоциируется с Амоном из-за своей смелости и плодовитости. В Книгах Туата Амон часто 1 Но известно одно изображение Амона с головой крокодила. ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ 161 изображается держащим скипетр в форме змея, который был пер- воначально фетишем. Змей — это Камутеф , «тот, кто закончил свое время», предполагалось, что он бережно хра- нит настоящую душу Амона. При XVIII династии Фивы стали не только столицей Египта, но и метрополией всего известного ми- ра. Египетское царство включало часть Нильской долины длиной 1700 миль и очень большую территорию Западной Азии. Амон стал «повелителем тронов мира», отождествление с богом солнца стало полным при Тутмосе III, его богатства увеличивались бла- годаря покорению новых территорий, и его жречество стало ве- личайшей и самой могущественной теократией из всех когда- либо известных в Египте. Божество величали Амон-Ра, царь богов : Амон-Ра Несу Нетеру, что греки переводили как . Книга Амми Туат и Книга врат показывают, что Амон-Ра плыл вдоль реки Туата ночью и на короткое время давал обнов- ленную жизнь и воздух всем обитателям подземного мира мерт- вых. Но представляется удивительным тот факт, что имя Амона не найдено ни в одной из старейших копий фиванской Книги мертвых. Очевидно, бог не имел определенного положения в царстве Осириса. Он не появляется в копиях периода Саитской династии и Птолемеев, а в главах clxii—clxv назван «господином фаллоса, быком-скарабеем, богом множества имен». Эти главы, вероятно, имеют нубийское происхождение, поскольку культ Амона был твердо установлен в Напате в Х веке до н. э. Аменхотеп IV, также известный, как Эхнатон (Ахенатон), пы- тался заменить культ Амона культом материального солнечного диска солнца Атона, но он столкнулся с такой сильной оппози- цией, что покинул Фивы и основал на севере новую столицу, на- звав ее Ахетатон. Результат его правления, вернее, отсутствия правления оказался катастрофическим для Египта, потерявшего за это время большинство своих азиатских колоний. После его смерти культ Амона был быстро восстановлен и продолжал про- цветать в период правления XIX и XX династий. Мало-помалу жрецы Амона узурпировали власть последних Рамессидов XX ди- настии, и в конце концов верховный жрец Амона объявил себя царем Египта. Проницательные жрецы оказались негодными ца- рями. В конце концов им пришлось покинуть Фивы и бежать в Напату, где они основали новый дом Амона-Ра, где культ этого 6 У. Бадж Ладья бога солнца силы, в которой бог находится под охраной змея Мехен, отправляется в плавание по реке Туата, чтобы навестить и дать жизнь жителям подземного мира Египта. Хепри, бог солнца следующего дня, находится на носу ладьи Аменхотеп IV и его супруга, поклоняющиеся Амону и получающие благословение из многих рук божества |