Главная страница
Навигация по странице:

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница9 из 44
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   44
    МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ
    111
    ны были подчиняться все существа. Но это лишь другой способ дать религии приоритет над магией. Гардинер считает, что егип- тяне могли разделять все свои действия на обычные и магиче- ские. Обычными являлись простые способы, подсказываемые привычкой, здравым смыслом или приобретенными навыками, к которым египтяне прибегали во взаимоотношениях с живыми существами и неодушевленными предметами. Когда это не по- могало, египтяне старались добиться своих целей с помощью ис- кусства, называемого ими хека. Когда, чтобы достичь желаемого, требовались таинственные, мистические знания, наступала оче- редь хека. Хека — это нечто отличное от каждодневной практики, поскольку предполагалось особое могущество того, кто ее ис- пользует, да и к вере выдвигались более или менее серьезные требования. Гардинер не рассматривал как хека действия, вы- полняемые во благо умерших или связанные с поклонением бо- гам, иными словами, он проводил четкую границу между магией и религией.
    Морэ делает различие между естественной силой и магиче- ской силой и указывает, что, в то время как жрецы молятся или упрашивают, чародеи повелевают. Опыт показал, что сила эф- фективнее молитв, поэтому представляется естественным, что у примитивных народов чародей пользовался большим авторите- том, чем жрец. Вопрос египетской магии детально проанализи- ровал Клеман, который, хотя и решил, что взгляды Хуберта и
    Маусса, Джевонса, Фрэзера, Тайлера, Грессмана и многих дру- гих ошибочны, не смог точно определить, что же такое египет- ская магия. Внимательно исследовавший взгляды других ученых доктор Ф. Лекса из Праги утверждал, что магия — это активное действие (или принцип), производящий эффект, связь которого с этим действием невозможно объяснить объективно, с помо- щью закона причинно-следственной связи; он четко разграни- чивает магию и предрассудки.
    Авторы, пытавшиеся объяснить происхождение магии, так и не сумели прийти к общему мнению. Одни обосновывают ее ани- мистическое происхождение, но это мнение не подтверждается текстами. Эрман, желая пояснить, как люди поверили, что могут повлиять на силы, воздействующие на человеческие судьбы, пи- шет следующее. В одном случае оказывается, что молитва была услышана божеством, в другом — оно ее явно проигнорирова- ло. Так, естественно, появилась идея, что слова, которыми была произнесена первая молитва, должно быть, больше понравились

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    112
    богу. Они были признаны самыми эффективными. Они и стали формулой, считавшейся успешной и способной управлять судь- бами. Это объяснение представляется мне неверным, потому что человек определенно выполнял магические обряды и произносил заклинания еще до того, как сформулировал идею о создании, которому он мог молиться. Неоднократное и внимательное чте- ние научных текстов, прежде всего в области египтологии, при- вело меня к убеждению, что их авторы не придали значения тому факту, что примитивные египтяне, первыми начавшие исполнять магические обряды и использовать магические формулы, были дикарями. Их мысли и идеи не просто неизвестны нам — они никогда таковыми не станут.
    Бесполезно даже пытаться выяснить, была ли их магия родо- начальницей религии их потомков, живших в династический период, или это был «варварский отросток» ранних форм этой религии, поскольку вполне очевидно, что в наиболее древние пе- риоды египетской истории у дикарей вообще не было религии, во всяком случае, в нашем понимании этого слова. Они несо- мненно развили идею о существовании хека и, возможно, ис- пользовали это слово, но что именно означало слово хека, в сущ- ности, до сих пор точно не выяснено. Наши знания о египетской магии целиком почерпнуты из текстов династического периода, и хотя, к счастью, они поведали нам, что могла сделать хека, од- нако лишь смутно намекают, что это такое. По моему мнению,
    хека — это нечто, составлявшее очень существенную часть боже- ственного существа, или бога. Она наделяла бога, или снова вла- девшее ею существо, силой, отличавшей его от любого другого существа, ею не обладавшего. Благодаря ей одной бог мог суще- ствовать и совершить свои божественные деяния. Она была не его жизнью, но источником его жизни, и ее можно сравнить с манна (mana) народов южных морей. Обладание ею было абсо- лютно необходимо богу, если он хотел продолжать существовать, и во времена опасности он полагался на ее невосполнимую по- мощь. Он ее использовал, когда желал выполнить какую-нибудь особенную работу. В египетском мифе творения
    1
    творец мира и всего, что в нем, Неберджер говорит: «Я был один и сам по себе, потому что они (то есть боги) еще не родились, и я еще не создал
    1
    Из папируса № 10188 Британского музея. Опубликован с иерогли- фической транскрипцией и переводом в книге Баджа «Иератические папирусы Британского музея».

    МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ
    113
    Шу, и я еще не создал Тефнут. Я принес свои уста, свое имя [что было] хека (иными словами, начала существовать магия).
    , что значит: «Я произнес свое имя своими устами, как слово силы».
    Это предполагает, что хека есть произнесение богом своего имени и что Творец существовал до сотворения только в имени.
    В другом отрывке бог говорит: «Я не нашел места, на которое стать, я использовал заклинание в своем сердце (или в уме)
    » и так придумал формы материальных пред- метов, которые впоследствии начали существовать. Отсюда ясно, что Творец использовал хека для создания самого себя и выпол- нения актов сотворения и что хека была связана с его именем
    1
    и сердцем. Хека могла быть задействована своим обладателем че- рез любую часть своего тела и могла быть дарована другу. Она была настолько же частью тела своего обладателя, как ею была
    Ка. Так же как вкус и осязание ее можно было персонифициро- вать и при определенных условиях украсть у челове- ческого существа, живого или мертвого. Поскольку боги пользо- вались ею, создавая себя, возможно, мы имеем основание сделать вывод, что хека старше, чем они, а если так, где она существова- ла и откуда взялась? Поскольку ничего, кроме первичного океа- на, не существовало, а Неберджер в форме Хепри вышел из воды, обладая хека, вероятно, хека тоже находилась в первичном океа- не и действовала там или оттуда как творческая сила. Древние теологи Мемфиса, несомненно, прослеживали происхождение
    хека от Пта, вечного разума, великой causa causarum (причина причин). Наше слово «магия» будет служить для общего описания обрядов и заклинаний примитивных египетских дикарей, но оно не описывает хека, основную движущую силу их обрядов и за- клинаний.
    Примитивный дикарь использовал ритуалы и заклинания ради собственного блага или для своих соседей. Его главной целью была победа над злыми духами, которыми, по его убеж-
    1
    Следует отметить, что абиссинцы верили, что лица Троицы суще- ствовали в водах первобытного океана, который был их вечным жили- щем, однако они существовали только в имени. Индивидуальность же каждое лицо обрело только после произнесения своего имени.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    114
    дению, он был окружен, и обеспечение собственной безопас- ности от них, а также от болезней, которые они насылают. Он хотел иметь возможность победить своих врагов, как среди ди- ких зверей, так и среди людей, иметь потомство, защитить свою семью и собственность и более всего уничтожить зло, исходящее от мертвых, которых он боялся больше всего на свете. Египтя- не династического периода приняли множество обрядов и за- клинаний от своих предшественников, дикарей додинастиче- ского периода, и использовали их в культе мертвых и богов.
    Так магия и религия смешались, и именно поэтому Ф. Макс
    Мюллер писал: «Между тем очень трудно определить, где кон- чается религия и начинается магия; а для египетского ума ма- гия была чем-то вроде прикладной религии. <...> Очень наив- ный египетский дух, неспособный отличить материальное от сверхъестественного, а также избыточный формализм покло- нения оставляют впечатление, что вся религия на земле Нила имела выраженный магический характер. Книга мертвых с со- держащимися в ней указаниями, как найти путь к Осирису, что говорить перед ним, какие слова произносить и какие тайные имена называть стражам этого царства, близка магии. Но все же это не какое-то тайное знание, она открыта для всех умею- щих читать и поэтому не попадает под современное определе- ние колдовства; да и сами египтяне не считали ее магической»
    (Египетская мифология).
    В этом отрывке Мюллер имеет в виду, что магия есть вы- родившаяся религия, однако все имеющиеся в нашем распоря- жении факты противоречат этому предположению. Вполне воз- можно, что магия и религия развивались бок о бок, но, если и так, в первобытные времена магия опередила в росте религию.
    Эквивалент современного знахаря, или, как мы называем его,
    «слуги хека», определенно предшествовал «слуге бога», хотя в династические времена человек мог быть и «жрецом хека», и
    «жрецом бога».
    Из вышеизложенного ясно, что в Египте существовало три вида магии, и определенные ритуалы и заклинания являются общими для них:
    1. Магия, используемая людьми, старавшимися с ее помощью достичь того, что было недоступным обычными средствами.
    2. Магия, используемая людьми, чтобы предотвратить возвра- щение мертвых в этот мир и чтобы разрушить происки злых сил умерших.

    МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ
    115 3. Магия, используемая людьми, чтобы обеспечить благо- склонность и покровительство богов и получить вечную жизнь в царстве Осириса.
    Возможно, в разные времена династического периода суще- ствовали образованные люди, знавшие, что к магии следует от- носиться скептически, и бывшие искренне преданными богу.
    Такие люди, в силу присущего им внутреннего консерватизма, могли бы терпимо относиться к «белой», то есть религиозной ма- гии, но решительно осудили бы то, что мы называем «черной» магией. Пока магия использовалась к выгоде людей, их соседей, или умерших и богов, египтяне были к ней благосклонны. Но если она, как в случае с человеком, пытавшимся применить ма- гию, чтобы уничтожить Рамзеса III, использовалась в преступных или злых целях, нарушителя ожидало одно наказание — смерть.
    Хека была создана богом Ра на благо человека (см. ранее), и каж- дый ее обладатель пользовался ею по своему усмотрению. В при- митивные времена среди людей появились те, кого мы сегодня называем колдунами или знахарями. Они сумели убедить окру- жающих, что являются истинными мастерами хека и с ее помо- щью могут дать людям все, что только они пожелают. Затем, как и в наше время, колдун, получив соответствующие подарки, ис- пользовал свое якобы имеющееся могущество, чтобы творить добро или зло. Его преемником в династический период стал хе- рихеб
    , он же «обладатель книги обрядов», или, как некоторые переводят это выражение, «ритуальный жрец». Он был величайшим из всех жрецов, руководил магическими меро- приятиями в храмах и религиозными церемониями для умерших.
    Он владел искусством письма, что само по себе было волшеб- ством, умел читать. Он был теологом, хорошо знал содержание магических книг и Книги мертвых, как Моисей, он знал всю му- дрость египтян. Он был подлинным практикующим чародеем, управлявшим магическими церемониями, которые, если выпол- нялись им, становились религиозными обрядами. Он знал ис- кусство врачевания, и после периодов постов, во время которых воздерживался от мяса, вина и женщин, ему открывалась воля богов и даровалась способность пророчества. Предания припи- сывают херихебам, процветавшим при властителях Древнего цар- ства, очень большую власть. Убанер сделал из воска фигуру кро- кодила длиной семь пядей, или 160 сантиметров, произнес над ней заклинание, и, будучи брошенной в реку, она превратилась

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    116
    в крокодила длиной 3 метра 70 сантиметров, который проглотил человека. Семью днями позже чародей снова произнес заклина- ние, и крокодил с человеком внутри вышел из воды. Когда чаро- дей взял крокодила в руки, он превратился в безобидную воско- вую фигурку. Затем по команде восковой крокодил выпрыгнул из рук человека в воду, снова стал живым и уплыл вместе с мо- лодым человеком, которого проглотил. Другой чародей, Джаджа- манх, разделил воды озера на две части, поднял одну часть и по- местил ее на другую. Еще один чародей, Тета, отрубил голову гуся, после чего силой заклинаний вернул ее на место, и, кроме того, приживил отрубленную голову быка. Связанный канатом лев был доставлен к чародею Тета, и после произнесения закли- наний канат развязался, а лев послушно пошел за чародеем, как собака, причем канат волочился за ним по земле. Тета также об- ладал даром пророчества и совершенно верно предсказал падение династии царя, которому продемонстрировал свое умение поль- зоваться магией
    1
    Верховные жрецы Мемфиса, Гелиополя и Фив были образо- ванными людьми, и их знания магии и теологии были глубокими
    1
    Об этом рассказывается в Весткарском папирусе в Берлине. Пере- вод и редактирование выполнено Эрманом.
    Херихеб, наделяющий статую писца Ани способностью думать, ды- шать и использовать свои конечности, несмотря на погребальные пелены. Жезл, увенчанный головой барана, передавал силу чародея голове статуи. Между чародеем и усопшим виден типичный ящик чародея и некоторые из его инструментов. Возможно, эбеновый жезл чародея в конце концов стал символом «бога»

    МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ
    117
    и полными. Среди ученых людей Древнего царства особого упо- минания заслуживают Хертатаф и Имхотеп
    1
    . Первый был сыном царя Хуфу (Хеопс), его имя упоминается в Книге мертвых как открывателя древних религиозных текстов. Второй возвеличился во времена правления царя Джосера, был великим врачевателем, чародеем и архитектором. Египтяне поклонялись ему как богу, а греки считали родоначальником медицинской науки.
    Величайшим из всех магов был Тот, ум и язык Ра. Он был создателем письменности, наук и искусств, автором великой кни- ги магии, которую египтяне считали источником всех своих ма- гических знаний. Он поведал богине Исиде заклинания, посред- ством которых она вернула к жизни Осириса, убитого Сетом, и удалила яд из тела своего сына Гора, после того как его укусил посланный Сетом скорпион. Когда Осирис совершил адюльтер с Нефтидой, Исида пожаловалась Тоту, умоляя исправить ее изъ- ян — она была бездетна. Когда Исида нашла фаллос Осириса, отрезанный Сетом, Тот помог ей приживить его к телу Осириса и наделил женщину магической силой, которая заставила воз- вращенный на место фаллос выполнять свои естественные функ- ции, после чего забеременела. Сыном Осириса и Исиды стал
    Гарпократ. Он также был умелым врачевателем, вылечил глаз Ра после его ослепления Сетом, превратившимся в серную свинью, и вернул его на лицо Ра.
    Великие знания Тота позволили ему понять все тайны, осо- бенно те, что связаны с умами людей. Отсюда и его положение — писца и защитника в зале суда Осириса, когда сердца людей взве- шиваются на великих весах. Его аналогом среди богинь была
    Исида, которая знала все, что есть на небесах и на земле. Она знала все существующие заклинания и умела произносить их нужным тоном, или шепотом, что делало их максимально дей- ственными. Словами и голосом она околдовывала и богов, и лю- дей. Она стремилась стать госпожой вселенной и насладиться положением и могуществом Ра, но не знала его тайного имени, с помощью которого тот поддерживал свое положение на небесах.
    За недостаточностью честных средств, она сделала фигуру репти- лии, обладающей смертоносным ядом, и с помощью магии на- делила ее силой убить Ра, укусив его. Она поместила фигуру на
    1
    И м х о т е п — верховный жрец и великий чародей Мемфиса, про- цветавший при царе Джосере (III династия). Впоследствии он был обо- жествлен и стал одним из главных богов Мемфиса.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    118
    обочине дороги, по которой совершал свой ежедневный путь Ра, и, когда он прошел мимо, рептилия укусила его. Результат ока- зался воистину ужасен — Ра начал умирать, и боги были бессиль-
    Джхути или Тот, человек с го- ловой ибиса, носящий сложную корону, состоящую из рогов Хне- му, белой короны и перьев сол- нечных богов. Он известен как
    , «бог слова»
    Одно из самых древних изображений сцены взвешивания сердец из фиванской Книги мертвых. Здесь весы — это в действительности
    Осирис. Небсени находится на одной чаше, его сердце — на другой.
    Павиан, выполняющий взвешивание, зовется «Тот, владыка весов
    Двух Земель». Сидящий и пассивный Осирис — это «Великий Бог, повелитель вечности»
    Тот, возвращающий Гору глаз уд- жат
    , который Сет или осле- пил, или проглотил

    МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ
    119
    ны ему помочь. Тут пред ним явилась Исида и сказала, что толь- ко она одна знает, как изгнать яд из его тела, и что она сделает это, если он откроет ей свое тайное имя. Агония Ра была столь ужасна, что он не выдержал и открыл ей то, что она требовала.
    Тогда Исида произнесла над Ра свои заклинания, яд вышел из тела бога, и он выздоровел. Знание тайного имени Ра сделало
    Исиду еще более могущественной, чем раньше. История о сраже- ниях между Гором и Сетом, опубликованная доктором Гардине- ром, показывает, что Гор обладал большими магическими силами, которые, несомненно, унаследовал от своей матери — Исиды.
    Самым могущественным из известных колдунов среди людей был некто Хамаус, Хамоис у Синкелла, сын Рамзеса II от его жены Мехусехт, ставший обладателем Книги магии, написанной собственноручно Тотом. В ней содержалось два великих закли- нания, которые, как утверждала книга, давали тому, кто их знает, необычайное могущество на земле и в Аменти (подземном мире).
    Он первым мог околдовывать небеса, землю, преисподнюю, горы и моря и мог понимать речь птиц в небе и ползающих тварей на земле, а также видеть рыбу в океане. Знание второго давало че- ловеку в Аменти возможность принять облик, который он имел на земле, и видеть Ра, сияющего в небесах, окруженного группой богов, и луну... Саасар — сын Хамауса — был также великим ча- родеем. Говорят, он умел читать содержание свитков, не разво- рачивая их. Придворный Саамона по имени Хор, сын Панеше, был также искусен в магии. Он отправился в храм Гермополя, принес дары Тоту, после чего бог явился ему и сказал, где искать
    Книгу магии. Эфиопские колдуны использовали все свои маги- ческие средства, чтобы тайно похитить фараона и доставить его в Эфиопию. Но Хор заблаговременно снабдил фараона амулета- ми, и колдовство эфиопов оказалось бессильным. Затем Хор воз- намерился сделать с правителем Эфиопии то же, что тот пытался сделать с фараоном. Ему доставили большое количество чистого воска, из которого он вылепил модель паланкина и фигурки не- сущих его четырех человек. Затем он произнес над ними закли- нания, наделил их жизнью и приказал отправляться в Судан (Не- хес) и доставить наместника к фараону. После этого следовало дать наместнику пять сотен ударов палками и доставить его об- ратно в Судан. На все это отводилось шесть часов. Восковые фи- гуры с паланкином отправились в путь ночью. Их сопровождали колдуны Хора. Посланные попали в Эфиопию по облакам. Они схватили наместника, привезли его в Египет, дали пятьсот ударов

    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   44


    написать администратору сайта