Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt
Скачать 12.05 Mb.
|
СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ 191 украшений. Имен у нее тоже много. С приемлемой долей уверен- ности можно утверждать, что часть каждого храма использова- лась для празднования мистерий Исиды, но первые великие хра- мы, посвященные лично Исиде, были построены только в эпоху XXX династии и при Птолемеях. Величайший из них был начат Нектанебом II, продолжен Птолемеем II Филадельфом и завер- шен Птолемеем Эвергетом I. Он стоял в Пер-Хебит (то есть Дом Хебит, формы Гора) и был известен грекам как Исейон, а рим- лянам — как Исидис Оппидиум. Его руины находятся в районе Бахбит-эль-Хигара возле Мит-Ассар, по дороге между Тантой и Дамьеттой в восточной Дельте. Это был большой и красивый храм из красного и серого гранита. Здесь поклонялись триаде Осирис-Исида-Гор вплоть до VI века н. э. Домом Исиды в небесах был Септ — Сириус (звезда Пса), а Осирис жил в Сахе (Орион). Ее имя Аменит показывает, что она имела жилище в подземном мире, где управляла всем в «хозяйстве мертвых». В эпоху Нового цар- ства она стала известна как «богиня множества имен», среди ко- торых были следующие: «великая богиня, существующая с на- чала времен; божественная; единственная; величайшая богиня, царица богов, богинь и женщин». Кроме того, ее называли «про- образом всего сущего; женским двойником Ра; женским двойни- ком Гора, глазом Ра». Также она была «звездной короной Ра- Гора; царицей декан; создательницей рассвета; повелительницей северного ветра; изрыгающей огонь; горящим пламенем, дающей жизнь, госпожой хлеба». Но и это еще не все. Ее называли «го- спожой пива, госпожой изобилия, госпожой радости, госпожой любви; прекрасной, могущественной и возлюбленной; владычи- цей заклинаний, ткачихой и валяльщицей; первой царственной супругой Ра; супругой его отца». Как царица всего Египта, она, как и фараоны, носила короны юга и севера Но миф об Осирисе и Исиде, который был очень популярен в династический период, представляет ее преданной женой, став- шей вдовой из-за злодейского убийства мужа, преследуемой его братом, желавшим обладать и ею, и царством. Бегство обезумев- шей царицы от Сета и успешная попытка родить сына от мерт- вого мужа нравились египтянам. Некоторые версии этой легенды, имевшие хождение в династический период, дошли до наших дней. Судя по всему, до убийства Осириса Исида оставалась без- УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 192 детной и очень переживала из-за этого, поскольку некому было наследовать царство ее супруга, а ему предстояло попасть в руки убийцы Сета. То, как она сумела родить сына, ставшего закон- ным наследником трона, описано в Текстах пирамид и на париж- ской стеле. Версия Текстов пирамид гласит: «Исида и Нефтида сделали магическую защиту тебе — видят своего господина в те- бе — в городе Саут, в твоем имени Неб-Саут (то есть господин Саута); видят своего бога (Нетер) в тебе, в имени твоем Нетер. Они почитают тебя, не уходи от них в имени твоем Туа-Нетер (то есть Утренняя звезда). Они являются перед тобой, не сердись в имени твоем Джентеру 1 . Твоя сестра пришла к тебе в радости из- за любви к тебе. Ты поместил ее на свой фаллос, твое семя вошло в нее, она стала велика ребенком, как звезда Септет (то есть Со- тис, Сириус, звезда Пса). Гор-Септет вышел из тебя [в форме] Гора, жителя звезды Септет. Ты дал ему дух в имени его «Духов- ный обитатель Джентеру». Он отомстил за тебя в имени своем Гор, сын, отомстивший за отца». 1 Бог солнечного корабля Джентеру. Исида в образе царицы Сотис (звезда Пса), правительницы небес- ных тел и времен года. Другие богини также изображаются в этих образах СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ 193 На Парижской стеле высечено следующее: «Твоя сестра Иси- да была твоей защитницей. Она отгоняла прочь твоих врагов. Она отвела периоды [бедствий], она произнесла формулу маги- ческой силой своих уст; она была искусна языком, никогда не останавливалась для слова, была совершенна в словах и дей- ствиях. Исида волшебница отомстила за своего брата. Она бро- дила по свету и без устали искала его. Она летала над землей, издавая крики горя, и не опустилась на землю, пока не отыска- ла его. Она испустила свет из перьев, сотворила воздух движе- нием крыльев и издала смертный крик по брату. Она заставила встать неподвижные члены того, чье сердце не билось. Она взя- ла его сущность и сделала из нее его наследника. Она вскорми- ла дитя в уединении, и никто не знал, где он; он стал сильнее, и его руки стали могучими в доме Геба» 1 1 В более позднем варианте воскрешение Осириса полностью при- писывается Исиде, которая вдохнула жизнь в бога, чтобы получить от него сына. Согласно магическому папирусу, Исида раздобыла фаллос, причем неизвестно, принадлежал ли он богу, или был имитацией, но благодаря мужской силе бога фаллос прижился на его теле и выполнил свою функцию. 7 У. Бадж УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 194 Среди других легенд об Исиде особенный интерес представ- ляют рассказы о том, как она отравила Ра и узнала его тайное имя, посредством которого он правил; о том, как она следила за битвой между своим сыном Гором и Сетом и навлекла гнев Гора; как она бродила по Дельте в сопровождении семи богинь- скорпионов и как с помощью Тота вернула к жизни Гора, уку- шенного скорпионом Сета. Они приведены в части II настоя- щей книги. В конце династического периода культ Исиды стал специа- лизированным; и в мифологической истории о ее жизни на зем- ле авторы мифологических драм и волшебных пьес нашли мно- го самого благодатного материала. Драмы «Мистерий Исиды» стали чрезвычайно популярными не только в Египте, но и в со- седних странах и давали прекрасную возможность жрецам вну- шать религиозные идеи людям. С их помощью жрецы излагали в популярной форме представителям всех классов большинство своих эзотерических доктрин. Культ Исиды существовал во многих странах, расположенных севернее Египта. Изображения богини найдены в Финикии — они датированы VI веком до н. э. Адониса и Ашторет путали с Осирисом и Исидой, и следы этой путаницы видны даже у Плу- тарха в трактате об Исиде. Изображения Исиды появляются на монетах Тира, а Сераписа — на монетах Газы и Бостры. Осирису поклонялись в Тейме, что в Аравии, около 500 г. до н. э. Культ Сераписа и Исиды проник в Малую Азию и на острова Среди- земного моря — Кипр, Родос, Самос, Хиос, Лесбос, Делос, Крит и др., а также в многие районы Греции. В Фессалии, Эпире, Ме- гаре, Коринфе, Аргосе и других местах были храмы, посвященные богу и богине. Группу Осириса — Исиду, Нефтиду, Гарпократа и Анубиса — хорошо знали на Мальте еще во II веке до н. э., а Катания на Сицилии была центром культа египетских богов. Мно- го храмов Исиды было в Южной Италии, а остатки статуй египет- ских богов, найденные в Реггио, Путеоли, Помпеях и Геркулануме, доказывают, что в этих городах существовал их культ. В I веке до н. э. Исида была одной из самых популярных богинь в Риме. В ее храмах было много алтарей, статуй, обелисков и т. д., привезен- ных из Египта. В великих храмах Вечного города представлялись «Мистерии Исиды» и другие египетские волшебные пьесы. Из Рима культ Исиды распространился в Германию, Испанию, Пор- тугалию, Галлию и даже в Швейцарию. Так же как в Египте Иси- ду идентифицировали с многими другими египетскими и нубий- СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ 195 скими богинями, в других странах она была наделена качествами Селены, Деметры или Цереры, Афродиты, Юноны, Немезиды, Фортуны, Пантеи и др. В «Золотом осле» Апулея Исида говорит Луцию: «Меня, единую владычицу, чтит под разными видами, разными именами вся вселенная. Там фригийцы, первенцы че- ловечества, зовут меня матерью богов из Пессинуиса, тут искон- ные обитатели Аттики знают меня как Минерву Кекропическую, здесь киприоты, омываемые морем, зовут меня Венерой Пифий- ской, критские стрелки — Дианой Диктинской, трехъязычные сицилийцы — Прозерпиной Стигийской, элевсинцы — древней богиней Церерой, одни Юноной, другие — Беллоной, те Гекатой, эти Рамнузией. А эфиопы, которых озаряют первые лучи восходя- щего солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почи- тают меня так, как должно, называя моим настоящим именем — царственной Исидой». В примечательной греческой надписи, обнаруженной «в двух экземплярах», одна — на острове Иос, другая — на острове Ан- дрос, Исида описывает свои качества и возможности. Надпись была посвящена Исиде, Серапису и Анубису неизвестным. НАДПИСЬ, В КОТОРОЙ ИСИДА ОПИСЫВАЕТ СВОИ КАЧЕСТВА И ВОЗМОЖНОСТИ Я — Исида, царица всех земель, Я воспитана Гермесом (в Египте — Тотом), и с его по- мощью я поняла демотические письмена, чтобы все вещи не за- писывались одними и теми же знаками. Я установила законы для человечества и предопределила ход вещей так, что это никто не сможет изменить (египетская богиня Сешет). Я старшая дочь Крона (у египтян Геба). Я жена и сестра царя Осириса Я та, кто управляет планетой Куон (звезда Пса, у египтян). Я та, кого зовут божественной среди женщин УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 196 Для меня был построен город Бубастис (у египтян ). Я отделила небо от земли 1 Я четко наметила пути движения звезд. Я предопределила движение солнца и луны (у египтян — Маат , женский двойник Тота). Я постигла труды моря (Маат, которая вела ладьи солнца). Я сделала правосудие могущественным (одна из двух в зале Осириса). Я свела вместе мужчину и женщину (как Хатхор?). Я позволила женщинами рожать детей на десятом месяце. Я устроила так, чтобы родители были любимы своими детьми. Я наказываю тех, кто не испытывает любви к родителям. Я с помощью своего брата Осириса положила конец людо- едству 2 Я открыла для человечества инициации. Я научила людей оказывать почести статуям богов. Я создала места поклонения богам. Я свергла владычество тиранов. Я заставила женщин принимать любовь мужчин. Я сделала правосудие могущественнее серебра и злата. Я приказала, чтобы правда считалась прекрасной. Я создала брачные контракты для женщин. Я назначила разные языки для греков и иноземцев. Я сделала так, чтобы добродетели и пороки различались ин- стинктивно. Я наложила обязательства клятв на тех, кто иначе преступал бы их. На смену культу Исиды в Египте и соседних странах пришел культ Пресвятой Девы Марии и младенца Иисуса, их изображе- ния создавались в Египте уже в V в. н. э. 1 Здесь она Тефнут , супруга Шу, поднявшая богиню неба из объятий бога земли Геба. 2 С приемлемой степенью определенности можно утверждать, что первоначально египтяне были каннибалами и прекратили быть ими, толь- ко когда научились выращивать злаки. Каннибализм до сих пор суще- ствует в некоторых частях Африки. СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ 197 Гор, сын Исиды, сын Осириса Гор, сын Исиды, сын Осириса, был третьим членом триады Осирис-Исида-Гор. Как уже говорилось, он был зачат Осирисом уже после смерти. Его дядя Сет, стремясь завладеть царством Осириса, объявил младенца незаконнорожденным. Гор ввязался в битву с ним, чтобы отомстить за смерть отца, и получил титул Хер-Недж-Хер-Теф-Ф . Жители Гелио- поля различали Гора, бога солнца, и Гора, сына Исиды, но со временем эти два персонажа слились, и Гор, сын Исиды, стал богом солнца. Четыре бога, которых обычно называют «сыновьями Гора», — это Амсет (с головой человека), Хапи (с голо- вой павиана), Туамутеф (с головой шакала) и Кебхсен- нуф (с головой сокола). Предполагалось, что они охраняют внутренние органы мертвых, помещенные в четыре кувшина. Первоначально они были солнечными суще- ствами и не имели какой бы то ни было связи с Осирисом. Сет , , Сути , Сутех Сет, у Плутарха, он же Тифон, был, по вере жителей Ге- лиополя, сыном Геба и Нут и близнецом Осириса, Исиды и Не- фтиды. Сет, однако, был одним из древнейших богов Египта и представлял темную сторону лица Херура, древнего небесного бога, иначе говоря, ночь, как противоположность дня. Возможно, он также был звездой. Он был воплощен в так называемого «зве- ря Сета», который носил образ охотничьей собаки, которая вы- мерла в Египте еще до конца династического периода. Сет очень рано стал богом зла, так же как и ночного мрака. Все хорошее ассоциировалось с дневным светом, все плохое — с ночной тьмой. Очень древняя легенда гласит, что бог земли Геб разделил Египет между двумя равными противоборствующими богами, отдав юг Сету, а север Гору. Столицей царства Гора был Тема-Эн-Хер (современный Даманхур), то есть «город Гора», расположенный в западной Дельте, а царства Сета — Нубит (Ом- УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 198 бос у греков, Ком-Омбо у арабов) , расположенный в пятидесяти километрах от Сиены. Гор правил мудро и справед- ливо, а Сет, наоборот, плохо и несправедливо. Геб выразил не- довольство, отобрал у Сета царство и отдал его Гору. Так на- чались раздоры между Гором и Сетом. Сет ассоциировался со всевозможными тифоническими животными — красным ослом, черной свиньей, диким кабаном, змеем, бегемотом, крокодилом, Осирис, сжимающий в каждой руке по символу «жизни», появляю- щийся из сундука, который защищают его сыновья Гор, сын Осириса, он же Гор, сын Исиды Гор и Ра в Тету, однако сокол с сол- нечным диском на самом деле Херур, или старый Гор СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ 199 черепахой, скорпионом и т. д. До рождения Сет был горячим и нетерпеливым и вышел в мир через бок своей матери 1 . Сет обыч- но был удачлив в битвах, но однажды Гор унес его яички 2 Плутарх утверждает, что Тифон именовался Сетом , Бебо и Сми . Это доказывает иден- тичность Сета и Тифона 3 . Далее Плутарх утверждает, что Сет был всеми презираем, а египтяне делали все возможное, чтобы оскорбить или унизить его. У гиксосов культ Сета стал популярным в Ава- рисе, столице гиксосов, где его называли Нубти и Сутех . Население Авариса иден- тифицировало его с Баалом , Баром и Решпу , богами войны и охоты. Апапа, царь Авариса из гиксосов, считал его своим главным богом, и при XIII—XVII династиях он стал националь- ным божеством Дельты. При XIX дина- стии он стал «великим богом, повелите- лем небес». Это доказывается фигурами в Британском музее № 18191, 22897, 30460. Замечательная фигура (№ 16228) Амона- Гарпократа имеет голову барана (Амон) и голову зверя (Сет). Тексты показывают, что во все времена Сет был антагони- стом солнечных богов — старого Гора, Ра, Осириса и Гора, сына Осириса. 1. Первая его битва была на небе, где он и семь звезд Велико- го Медведя напали на бога солнца Гора. Созвездие получило на- звание Месехти , то есть Воин, и было поставле- но в один ряд с незаходящими звездами . Позже оно было названо Бедро [быка] и изображалось овальным, 1 Если верить Плутарху, сыновья Каина могли рождаться только че- рез пупок матери. 2 , Книга мертвых, глава xvii. 3 От этого имени, вероятнее всего, произошло арабское слово Tawfan — «шторм, тайфун, ураган». Решпу, ханаанский бог УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 200 напоминающим бычье бедро предметом или быком. Другое на- звание — Большая Дубинка. Союзницей Сета была богиня Апит (гиппопотам). Семь звезд считались символом несчастья. Метео- ритные дожди и падающие звезды, вероятно, считались атаками Сета, а затмения — выигранным Сетом сражением с луной. Семь звезд Плеяд стали в династический период семью Хатхор, кото- рые предсказывали людские судьбы. Несомненно многие древние династические боги и богини в додинастический период были созвездиями или звездами. Сам Осирис под старым, давно за- бытым именем мог быть и солнцем, и луной, и его объединение с Сераписом предполагает, что в незапамятные времена он мог быть зодиакальным Тельцом или даже Альдебараном. 2. В эпоху Нового царства место Сета занял Апоп (Апоп) , или Апеф . В коптском языке это слово сохранилось как , и , то есть «великан» 1 Он появляется в виде гигантского змея, а его главным союзником являлся крокодил 2 . Каждый день он старается уничтожить солн- це при его рождении. Монстр подвергся нападению Осириса (?) в виде смиренного человека с парой ослиных ушей (см. Книгу врат). Голос Апопа пересекал Туат . Спутниками Апопа были «повстанцы» Несу Бетшет , Себа , Нехахер «Ужасное лицо» и «Червь» 3. Сет выдвинул ряд обвинений против Осириса, и дело рас- сматривалось великими богами в небесном Гелиополе. Тот, пи- сец богов, выступал в роли защитника Осириса и обеспечил для него вердикт Маахеру , то есть правогласный, или говорящий правду. Было доказано, что Сет — лжец. 4. Затем Сет попытался уничтожить Гора, сына Осириса, то есть молодого Гора (у греков — Гарпо- крат) — того ужалил скорпион. Ребенка вернули к жизни, и, став мужчиной, он начал бороться с Сетом, борьба их длилась восемьдесят лет. Свет на эту борьбу пролил иератический папи- 1 В коптской Библии это слово . 2 Шешерс СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ 201 рус Честера Битти № 1. Он был найден в Фивах и, судя по всему, был написан в период правления Рамзеса V, то есть около 1160 года до н. э. Его автор неизвестен, потому что, хотя на лицевой сторо- не указан писец Нехт-Себек, доктор Гардинер считает это «грубой вставкой над уничтоженным именем» и «бессовестным присвое- нием чужих прав». Текст переведен и отредактирован доктором Гардинером, который к тому же дал нам интересное введение и много полезных замечаний. Этот папирус повествует историю о противоборстве Гора и Сета и с любой точки зрения является очень ценным докумен- том. Это один из самых интересных мифологических текстов, дошедших до нас. Очевидно, что автор хорошо знаком с теоло- гической литературой Египта всех периодов, но его работу ни- как нельзя рассматривать как религиозную. Наоборот, от пер- вого до последнего слова он говорит о богах с добродушной насмешкой. Боги собрались, чтобы решить, должен ли хилый ребенок Гор унаследовать трон своего отца Осириса. Этого по- требовал Сет, убийца Осириса и злобный преследователь Исиды, вдовы Осириса и своей собственной сестры. Боги собрались, поговорили с местными божествами. Они отнюдь не единож- ды прерывали собрание, а затем собирались вновь. В течение восьмидесяти лет они колебались и никак не могли прийти к какому-либо решению. А тем временем Гор и Сет с перемен- ным успехом продолжали свое противостояние. Упомянутые грубые и вызывающие отвращение инциденты ставят это со- чинение в один ряд с туземными пьесами, представление ко- торых я видел в Танте, Фустате (старый Каир) и многих местах Судана на праздновании в честь дня рождения пророка (Мау- лид ан-Наби) и других праздниках. В своем труде автор описал богов в той же манере, что барон Корво, говоря о Боге, Трои- це, Святой Деве и Младенце и святых, какими их видел италь- янский крестьянин середины XVIII века. Рассказ чрезвычайно интересен, и кульминационный момент, когда Осирис начина- ет грозить богам смертью, если они не сделают его сына Гора царем Египта, является совершенно неожиданным. Конец Сета нелеп: он угрожал богам в течение восьмидесяти лет и совер- шенно не был готов к положению громовержца на небесах, за- нимая которое он мог с помощью грома и молний устрашать людей. Краткое содержание папируса, изложенное на основа- нии перевода доктора Гардинера, приведено в части II настоя- щей книги. |