Главная страница
Навигация по странице:

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница16 из 44
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   44
    СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ
    181
    «жилище». Два знака, с помощью которых они изображаются в египетском языке, — это — «трон» и
    — «глаз». За знаком в текстах идет еще два знака
    ; они образуют титул
    Асари и по-шумерски читаются Лу Дуг, что значит «хороший че- ловек или существо». Так мы имеем «Асари, хорошее существо».
    Но и в египетских текстах один из основных титулов (эпитетов)
    Осириса — Уннефер
    , то есть «хорошее существо», таким образом, становится очевидно: данный эпитет — египет- ский перевод клинописного знака
    , что практически не оставляет сомнений в идентичности египетского Асара и вави- лонского Асари.
    Иконография Осириса
    В ранние времена Осирис почитался как бог и, возможно, сын бога, который умер и возродился к жизни снова. Но нет сомнений в том, что в период, непосредственно последовавший за объединением страны, египтяне считали его хорошим и спра- ведливым царем Египта, злодейски убитым своим братом и вер- нувшимся к жизни. Он и четыре божества, родившиеся вместе с ним, образовали нечто вроде «святого семейства», члены ко- торого были наделены человеческими качествами. Эмблема IX нома Нижнего Египта (Бусирит) изображает старого бога нома
    Анджети, но у нас нет изображений Осириса, сделанных в до- династический период или в эпоху Древнего царства. Тело Ан- джети заменяет шест, но это не имеет никакого отношения к
    Осирису, который обычно изображался в виде мумии, как Мен,
    Амон и Пта. Иногда его телу придавалась форма Тет
    1
    . Голов- ной убор Анджети состоял из двух перьев
    , которые присут- ствуют и в короне Тет или Осириса, но закрепленных над парой рогов
    . Происхождение рогов не вполне понятно, над ними иногда находится солнечный диск
    . Корона, состоящая из
    1
    Что в точности изображает этот иероглиф, мы не знаем. Я считаю, что это несовершенный рисунок фетиша, который ассоциировался со стволом дерева Тет. И, по моему мнению, этот фетиш был частью орга- на человека, связанного с репродукцией, иными словами, это фетиш плодородия.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    182
    рогов, диска и перьев, называется «Атеф»
    , но ее обычно связывают с Секером, божеством подземного мира Мем- фиса. От Анджети Осирис также позаимствовал пастуший посох или скипетр , а также предмет
    , вокруг которого всегда ве- лось много споров и который, по моему мнению, был не чем иным, как кнутом, используемым египетскими пастухами для перегонки стад скота. Когда Тет занял место Осириса, у него появились человеческие руки, причем в правой руке он держал кнут, а в левой — посох. На многих изображениях два пера
    Анджети помещены по бокам белой короны Верхнего Египта , в результате получилось
    . Можно заметить, что свисающая сзади лента бога нома Анджети отсутствует на изображениях
    Осириса.
    Хотя деяния Осириса были многочисленными и не было та- кой области в царстве природы, где его влияние не было бы до- минирующим, он нигде не изображен в движении. Осирис всег- да явлен неподвижной фигурой, обычно сидящей на троне или предмете, напоминающем погребальный ящик. В роли космиче- ского бога он недвижимый повелитель или наблюдатель за дей- ствиями своих слуг, выполняющих его волю. Египтяне любили изображать его вечным и всемогущим судьей мертвых. В папиру- се Небсени он, вечный судья
    , восседает на троне, укра- шенном символами Верхнего и Нижнего Египта. Трон стоит на тростниковой циновке, положенной на пьедестал, выполненный в форме иероглифа
    маат, что значит «справедливость», «за- кон», «правда». Осирис представлен в виде мумии и носит белую корону Верхнего Египта . С его подбородка свисает длинная пунтитская бородка, он держит пастуший посох и кнут.
    Осирис сидит под балдахином, выполненным в виде верхней части погребального ящика и поддерживаемым двумя колонна- ми с капителями в виде лотоса. Вверху ряд гроздьев винограда, которые напоминают о связи этого божества с вином
    1 1
    Диодор утверждает, что Осирис первым посадил в землю виноград- ную лозу и научил людей пить вино. На цветных папирусах Осирис изо- бражен носящим длинное белое одеяние, закрывающее его от шеи до щиколоток, его корона белая с двумя красными перьями — по одному с каждой стороны. Тело бога кирпично-красное. В папирусе Ани оно

    СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ
    183
    Так они выглядели в эпоху Древнего царства. Рельефы в Аби- досе показывают, что Осирис был воплощаем в семи формах:
    1. Осирис из Тету (Бусирис). 2. Осирис Неджтис, носящий коро- ну Секера. 3. Осирис Хенти-Аменти. 4. Осирис Хенти-Пер-Сепен. зеленое, что, вероятно, означает древность Осириса. В других папирусах
    (Хунефера) трон Осириса установлен над озером, из которого вырас- тает цветок лотоса. На нем стоят четыре сына Осириса (Местха, Хапи,
    Туамутеф и Кебхсеннуф), которых часто объединяют с четырьмя сыновь- ями Гора. Богини северного и южного разлива Нила иногда стоят перед ним, в почтении воздев руки. По преданию, Осирис был утоплен Сетом в Ниле, поэтому и стал богом Нила, а по сути, космическим богом. К основанию трона следовало подниматься по лестнице. Она должна была иметь девять ступеней, по одной на каждого бога из группы Осириса, однако в папирусе Неританеб Ашру трон Осириса сформирован пятью прямоугольными блоками, которые уменьшаются в размерах снизу вверх.
    Тот же папирус показывает, что трон охраняла огромная змея. В неко- торых папирусах Осирис имеет фетиш в виде пестрой бычьей шкуры, привязанной к шесту, который стоит вертикально в горшке. Шкура ис- пользовалась в культе Анубиса, в церемонии возрождения бога и его почитателей.
    Осирис в своем храме (папирус Хунефера)

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    184 5. Осирис Хенти-Аменти Неб Хери-Месен. 6. Осирис Хенти-
    Хетт-А-Аст. 7. Осирис Неб-Мер-Неферт. № 1 носит перья (?)
    Анджети, а его руки свободны от бинтов. № 2 носит корону Се- кера, № 3 и № 7 носят белую корону, а их руки внутри бинтов.
    Важными формами Осириса являются следующие:
    Асар-Аах
    , Осирис — бог луны. Он изображается в виде мумии с месяцем, поддерживающим полную луну на голове.
    Асар-Сах
    , Осирис-Орион.
    Асар-Хер, или Осирис-Гор, форма восходящего солнца.
    Асар-Ра или, Осирис-Ра.
    Асар-Горахти-Тему, или Осирис с восходящим и заходящим солнцем и Тем.
    Асар-Неб-Хех
    , Осирис, повелитель вечности.
    Изображается в виде мумии с головой птицы Бену или Феникса.
    Асар-Нуб-Хех
    , Осирис, бог вечности.
    Асар-Геб
    , Осирис, бог земли.
    Асар-Та-Неб-Тет
    , Осирис, баран Мендеса.
    Асар-Туа
    , Осирис, прародитель.
    Расчленение Осириса
    Старое мемфитское предание утверждает, что Осириса утопи- ли в Ниле. Плутарх согласен с этим, но он идет дальше, утверж- дая, что Исида нашла тело Осириса и спрятала его в потайном месте. Там его, в свою очередь, отыскал Тифон, который разру- бил тело и разбросал его части по стране или же по берегам Нила.
    Плутарх верил, что Осирис был древнейшим царем, некогда уби- тым, и нет ни малейших сомнений, что египтяне тоже верили в это на протяжении тысячелетий. Конечно, вполне мог существо- вать царь или же правитель, правивший где-то в восточной части
    Дельты в доисторические времена, хотя нам о нем ничего не из- вестно. Понятно, что история убийства и расчленения царя Оси- риса, по сути, является той же, что рассказывали теологи додина- стического периода, превратившие царя Осириса в бога Осириса, потому что тот воскрес из мертвых. В Текстах пирамид Осирис —

    СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ
    185
    бог, с которым идентифицируются умершие цари, упомянутые в текстах, и много говорится о его расчленении. Например: «Ты имеешь свое сердце, Осирис, ты имеешь свои ноги, Осирис, ты имеешь свои руки, Осирис. Сердце Унаса для него, его ноги для него, его руки для него». (Унас) «Слава! Слава! Вставай, ты, Тета!
    Ты получил свою голову, ты принял свои кости, ты собрал свою плоть». (Тета) «Богиня Хнемет-Урт пришла к тебе. Она дохнула
    (?) на тебя, она произнесла слова силы, ты начал двигаться. Она дала тебе твою голову, она дала тебе твои кости, она собрала твою плоть, она принесла тебе твое сердце в твое тело». (Пепи) Вос- становление тела Осириса было исполнено Гором и его четырьмя сыновьями. Им помогали Исида, Нефтида, Геб и Нут. Гор дал богу свой глаз и дал ему жизнь в имени его Анджти. Он вернул ему возможность двигать своими членами и открыл ему рот ми- зинцем (Пепи).
    Количество частей, на которые было разрублено тело Оси- риса, невозможно определить. Плутарх говорит о четырнадцати частях, а в иероглифических текстах указывается четырнадцать, шестнадцать, а в одном случае даже восемнадцать частей. Во- семнадцать частей следующие:
    1. Голова .
    2. Глаза
    3. Уши
    4. Нос
    5. Рот
    6. Челюсти
    7. Борода
    8. Губы
    9. Язык
    10. Тело
    11. Шея
    12. Руки
    13. Ногти и щиколотки

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    186 14. Живот
    15. Плечи
    16. Гениталии
    17. Позвоночник
    18. Ноги
    В списке шестнадцати частей следующие:
    1. Голова . 2. Ноги
    . 3. Кости
    . 4. Руки
    . 5. Серд- це
    . 6. Внутренности
    . 7. Язык
    . 8. Глаз
    . 9. Ку- лак
    . 10. Пальцы
    . 11 Спина
    . 12. Уши
    13. Чресла
    . 14. Тело
    . 15. Голова (барана)
    . 16. Волосы
    Голова была зарыта в Абидосе, левый глаз в Нижнем Египте, брови в Пелусии, челюсти в Факете, части головы в Хет-Гаре, шея в Дельте, рука и правая нога в Атерауи Шема, левая нога в
    Мехете, копчик в Гелиополе, бедра в Хет-Хер-Атеб, ступня в
    Нетерте, сердце в Усех-Мехте, фаллос в Хет-Бенну, часть спины в Па-Пест-Нетеру. Шестнадцать святых мест поклонения, где были зарыты части тела Осириса, находятся в 1. Тету (Бусирис),
    2. Абидосе, 3. Белых стенах (Мемфисе), 4. Нубии, 5. Гераклео- поле, 6. Кусах, 7. Атеф-Хенте, 8. Саисе, 9. Мехтете, 10. Аму,
    11. Сма-Бехте, 12. Рекиу, 13. Хене, 14. Нетерте, 15. Бахте, 16. Ка- каме (17. Дендере). В греко-римский период число храмов Оси- риса достигло сорока двух, поскольку в каждом номе был цен- тральный храм Осириса, называемый Серапиум, иными словами, место, где поклонялись Серапису. Но так получилось, потому что Осирис-Хенти-Аменти был идентифицирован с Сераписом, который не был Осирисом, а только мертвым быком Аписом, ставшим Осирисом.
    Асар-Хап
    . Здесь мы имеем имя Осириса, соединен- ное с именем быка Аписа, и первоначальная форма греческого
    Серапис, или Сарапис, была
    . Культ быка Аписа был установлен в Мемфисе, а культ быка Мневиса — в Гелиополе ца- рем II династии Какау, однако несомненно, что оба быка были

    СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ
    187
    предметами поклонения еще в додинастические времена. В над- писях, обнаруженных в Серапеуме в Саккаре, Аписа называют
    «жизнью Осириса, повелителем небес, Темом [с] двумя рогами
    [на] голове»
    . Также говорят, что он вдыхает жизнь, силу и здоровье в ноздри царя навсегда. В дру- гом месте мы имеем форму Хап-Асар, и ему дают особую титула- туру Осириса, а именно: «великий бог, Хенти-Аменти, повели- тель вечной жизни». Надпись, в которой встречаются эти слова, была сделана в период правления XVIII династии, из чего следу- ет, что около 1300 года до н. э. некоторые погребальные функции
    Осириса приписывались Апису, или же функции двух богов были в какой-то степени идентичными. В Мемфисе, где Пта был гла- вой великой триады этого города, Аписа называли «обновленной жизнью Пта»
    , заместителем Пта и сыном Пта
    . При Птолемеях центром культа Сераписа стала Александрия, где его якобы установил Птолемей Сотер.
    Этот царь пожелал найти бога, которому могли бы поклоняться и греки, и египтяне и который стал бы основным божеством ди- настии Птолемеев в Египте. Плутарх утверждает, что, пока царь размышлял об этом, ему привиделась колоссальная статуя бога, и голос велел ему перенести эту статую с того места, где она на- ходилась, в Александрию. Царь никогда не видел такой статуи и не знал, где она находится, да и бог этот был ему неведом. Од- нажды он описал привидевшуюся ему статую своему советнику
    Сосибию, и тот сказал ему, что видел такую в Синопе. Птолемей пожелал, чтобы статую перевезли из Синопа в Александрию, но жители города отказались ее отдать. Переговоры продолжались три года, жители Синопа не сдавались. И тогда статуя по соб- ственной воле переместилась в гавань, погрузилась на корабль и после трехдневного путешествия благополучно прибыла в Алек- сандрию. Птолемей поместил статую в Серапеум, который по- строил в Александрии, и греческие жрецы объявили народу, что это бог Гадес, или Плутон, а египтяне назвали его Асар-Хап, или
    Серапис. И греки, и египтяне поклонялись ему, как божеству подземного мира. Серапис изображается в виде человека с голо- вой быка, стоящего на расставленных ногах. На его голове по- лумесяц, поддерживающий полную луну, над ней два больших пера, как у Амона. На его груди нагрудник в форме пилона с дву-

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    188
    мя кобрами на концах. Он держит двумя руками жезл, кнут и пастуший посох , под верхушкой скипетра — и .
    Об упадке культа Осириса рассказано в главе, посвященной
    Исиде. Некоторые чрезвычайно интересные вопросы, относя- щиеся к египетской религии, были подробно рассмотрены Сете в работе «Серапис и так называемый
     Сераписа». В ней он прояснил ряд доселе неясных моментов.
    Осирис — тот, кто делает наводнение
    Упоминание об Осирисе как о том, кто заставляет Нил раз- ливаться, встречается в погребальном тексте, озаглавленном «Гла- ва о том, как не умереть во второй раз», составляющем clxxv гла-
    На рисунке изображена сцена, в которой представитель знати Мем- фиса конца периода правления Птолемеев (?) приносит дары богам
    Мемфиса. Он взят со скульптуры на погребальной стеле чиновника, хранящейся в Британском музее. На рисунке представлены следующие боги: Осирис, Серапис с головой быка, Исида, Нефтида, Хернеджтеф,
    Анубис
    1
    , Имхотеп, «сын Пта», и Аментет. Серапис изображен в образе обычном для своего времени. Слова «царь богов, повелитель вечности и вечный правитель» относятся к Осирису, а не Серапису
    1
    А н у б и с — очень древний, возможно, древнейший бог мертвых.

    СЕМЬЯ ГЕБА И НУТ
    189
    ву фиванской Книги мертвых. Она необычайно интересна, потому что не содержит ни заклинаний, ни молитв, и в ней, как в главе cxxv, не упоминаются магические имена. Здесь мы находим короткие беседы между усопшими богами, а также диа- логи между богами. Существует две копии главы: одна — на папирусе Ани из Британского музея, другая — на папирусе Ра из Лейденского музея. Первый текст был написан в Фивах в период правления XIX династии, второй — в Мемфисе при той же династии.
    Глава начинается словами: «Что случилось с теми, кто стал как дети Нут? Они дрались в сражениях, они разжигали ссоры, они вершили зло, они творили вражду, они убивали, они вы- зывали беды и угнетение. Воистину во всех своих деяниях они делали так, чтобы наши великие свершения стали малыми. Так позволь же, могущественный Тот, чтобы то, что велел бог Тем
    (Атум), свершилось. Ты не увидишь беззакония, ты не испыта- ешь боли, ведь их годы ничто, их месяцы подходят к концу, и сейчас пока они творят несчастья.
    Я твоя писчая палетка, о Тот, я приношу тебе свою черниль- ницу. Я не из тех, кто тайно творит беззаконие, не дай плохому случиться со мной».
    Далее в тексте сказано: «Привет тебе, о Тем! Что это за место
    (подземный мир), куда я попал? Здесь нет ни воды, ни воздуха, только непостижимая бездна. Здесь темно, как самой темной но- чью, и человек блуждает здесь совершенно беспомощно. Здесь нет жизни и нет спокойствия сердцу, здесь нельзя насладиться радостями любви. Позволь же мне познать блаженство вместо воды и воздуха и удовлетворение радостей любви вместо сластей и напитков. Бог Тем разрешил мне увидеть его лик, чтобы не страдать от того, что причиняет страдания ему. Пусть все боги передают свои престолы миллионы лет тебе. Твой трон дан твое- му сыну Гору, и бог Тем повелел, чтобы он находился среди свя- тых богов. Воистину он будет править на твоем престоле и уна- следует трон обитателя Озера (или Острова) Пламени. Велено ему видеть во мне своего двойника (или подобие), чтобы мое лицо взирало на лик владыки Тема».
    Далее усопший говорит Тему: «О владыка, какова будет про- должительность жизни моей? (Или сколько лет мне постанов- лено?)» Тем отвечает: «Постановлено древними богами, что ты будешь жить миллионы миллионов лет, жизнь твоя продлится миллионы лет. Это я дал тебе».

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    190
    Тогда Тот, бывший языком великого бога, объявляет, что, действуя для владыки Тема, он собирается устроить наводне- ние. Он говорит: «Я собираюсь уничтожить все, что создал. Эта земля войдет (и будет поглощена) в водную бездну Ну (Нуну) посредством ужасного наводнения и станет такой же, какой была в первобытные времена. Я останусь вместе с Осирисом, но пре- вращу себя в маленькую змею, которую нельзя ни почувство- вать, ни увидеть». Для обозначения наводнения используется слово хуху
    , некоторые из его форм применяются для обозначения ежегодных разливов Нила. Смысл ясен. Еги- петский Нил пришел из Мирового океана Нуну. Каждый год река поднимается и заливает страну, затем она снова уменьша- ется и не приносит длительного ущерба. Но однажды Нил под- нимется, покроет водой весь Египет и утопит страну; после чего, как и в самом начале, не будет ничего, кроме воды. Тогда Оси- рис поплывет по воде в ладье, как Ра, на остров Пламени, где
    Гор правит на троне своего отца Осириса. Некоторые отрывки из искаженного текста Лейденского папируса предполагают, что уничтожить человечество повелел бог Тем (Атум) и что его по- веление было выполнено.
    Исида
    Исида, по-египетски , или
    Аст, была или жен- ским двойником двуполого бога Осириса, или ведущей свое про- исхождение от фетиша богиней, которой поклонялись вблизи
    Бусириса, центра культа Осириса. Иероглиф, применяемый для обозначения ее имени , изображает седалище или трон, но воз- можно, это неточное изображение ее фетиша. В любом случае он символизирует нечто совершенно отличное от ее канонического амулета . Жрецы Гелиополя сделали Исиду сестрой-женой Оси- риса, но, как и ее сестра-близнец Нефтида, она является «темной лошадкой» среди богинь, а триада Осирис-Исида-Нефтида пред- ставляется искусственной. Нигде нет упоминаний о ее воскреше- нии, и ее гробница неизвестна. Она обычно изображается в виде женщины с фетишем на голове. Как и облик каждой великой бо- гини, ее облик имеет множество различных головных уборов и

    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   44


    написать администратору сайта