Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt
Скачать 12.05 Mb.
|
УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 80 Осел появляется в виньетке Книги мертвых, здесь на него на- падает змей Хаи. Он может быть формой бога солнца и символом плодородия. Но в гимне папируса Ани усопший восклицает: «Да появлюсь я на земле, ударю осла, сокрушу змея Себау, уничтожу Апопа». Свинья была проклятым животным и ассоциировалась с Се- том. Черная свинья поразила Гора в глаза, после чего он ослеп. Проход черной свиньи по черепице осквернял последнюю. В Кни- ге врат изображена черная свинья в лодке, которую отгоняет па- виан. Дикая кошка (Felis vereata maniculata) была одомашнена очень рано. Египтяне называли ее Мау и восхищались ее пло- довитостью, силой, свирепостью и живостью. Животное стало священным для богини Баст 1 , или Убаст, центр культа которой был Бубастис (Телль-Баста) в восточной части Дельты. Кошка богини Баст отличалась особыми отметинами и расцветкой. Ма- леньких девочек нередко называли «Маи-шери», то есть Пусси. Кошка появляется в мифологических сценах и иногда представ- ляет самого Ра: он убивает змея тьмы и отрезает его голову. Особая священная кошка содержалась в храме Нейт в Саисе. О святости 1 Б а с т — богиня Бубастиса с головой кошки или львицы. Центр ее культа находился в Телль-Басте, недалеко от Заказика. Ее храм Пар- Убастет упоминается у Иезекииля. Анубис принимает мумию в гробницу. За богом птица Бену и душа усопшего в виде сокола с головой человека Трехглавый бог-лев, которому поклонялись в Мероэ. С рельефа в Вад-Банага Ослы-боги Туата Усопший защищает осла от змеи Хаи УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 82 и широкой популярности кошки говорит большое количество мумифицированных кошек и клеток для них, которые сегодня находятся в музеях. Весьма интересна игрушечная кошка с по- движной челюстью, хранящаяся в Британском музее (№ 15671). Мангуста, убивающая змей и уничтожающая яйца крокоди- лов, несомненно охранялась людьми додинастического периода, как сегодня хорек и ласка. Много красивых бронзовых фигурок хранится в Британском музее — эксп. № 6770, 26158, 11590 и др. Египтяне называли мангуст хатри , это слово со- хранилось в коптском языке (хатоул) и в некоторых арамейских диалектах. Современные арабы называют ее Кутт Фарун — «фа- раонова кошка». В качестве бога мангусту звали Шет или Се- Черную свинью Сета прогоняют прочь в зале суда Осириса Усопший бьет копьем черную свинью Сета ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ... 83 шет 1 , что считалось инкарнацией Тему, захо- дящего солнца. Его почитали, как ка Ану (Гелиополя). Землеройка была инкарнацией Гора; ее ста- туэтки имеются в Британском музее — № 1604, 26335. Еж, как и землеройка, использовался в ме- дицине. В папирусе Эберса говорится об иглах ежа, смешанных с маслом. Лампы и бутылки часто делали в форме ежа (Британский музей, № 4764, 29362, 15475). Леопард считался «тифонианским» зверем, и его шкуры составляли важную часть облаче- ния жрецов. В Судане верили, что леопарды часто одержимы духами воров и разбойников. Пантера, точнее, суданская пантера, то есть «пантера юга» , ценилась очень высоко. Пантеры составляли часть дани Куша Египту. Рысь, по-египетски мафтет , часто упоминает- ся в религиозных текстах. Павиан был инкарнацией Тота, которому он помогал в вос- становлении глаза бога солнца, то есть луны, на своем месте на лице Ра. Павиан представлял Тота в зале суда Осириса и вни- мательно наблюдал за тщательным взвешиванием сердец усоп- ших. Его также называют Астен или Астес. Слон вряд ли мог быть постоянным обитателем Египта, но нубийцы, скорее всего, знали его хорошо и охотились если не ради мяса, то ради клыков. Египтяне династического периода называли его абу — таково, вероятно, было его имя в додинастические времена. Остров напротив Сиены носил то же название, возможно из-за расположенного вблизи рынка сло- новой кости или же из-за формы, напоминающей фигуру слона. Греки перевели это название как Элефантина. Город в месте сли- яния Белого и Голубого Нила был назван Хуртум, то есть хобот слона. Фигуры слонов появляются на скульптурах в Мероэ и Мусавварате, но у слона никогда не было человеческого тела. 1 В других источниках Сешет — покровительница письменности и геометрии — женщина в леопардовой шкуре. (Примеч. пер.) Баст из Бубастиса Самое старое изображение павиана, наблюдающего за взвешивани- ем сердца; здесь его называют «Тот, повелитель слов бога» (папирус Небсени) Кошка у дерева Персеи, убиваю- щая змея тьмы Кошка, союзница Ра Кошка у дерева Персеи, убивающая змея тьмы ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ... 85 Гиппопотам был обычным животным в Дельте уже в самый ранний период. В Книге мертвых он появляется в виде весьма дружелюбной богини. Ее зовут Апет, Ререт, Таурит, Шепут и т. д. Большое число синих или зеленых глиняных фигур гиппо- потама было найдено в гробницах, но с какой целью их туда укладывали — неизвестно. Палладий (IV век) сообщает, что гип- попотам пришел и съел весь урожай в монастыре, но после того, как Абба Бенус приказал зверю именем Христа уйти, он послу- шался и его никогда больше не видели. Мышь, крыса, ласка, дикобраз всегда были хорошо известны в Египте, но не сохранилось никаких свидетельств того, что их считали священными животными. Летучая мышь. Фигурка летучей мыши с распростертыми крыльями, выполненная из зеленого камня, была найдена в ме- стечке Джабалайн в Верхнем Египте; сейчас она хранится в Бри- танском музее (№ 21901). Орикс был «тифонианским» животным и рассматривался как форма Сета. Гор покорил Сета, и орикс с фигурой сокола Гора на спине стал знаком XVI нома Верхнего Египта. Христианские священнослужители Египта всегда ассоциировали рогатых жи- вотных класса сернобыков с дьяволом и считали, что злые духи часто принимают облик обычного козла. Зверь Сет появляется в текстах в следующих видах: , и . Строго говоря, это животное следовало описать в парагра- фе, посвященном сказочным животным, таким как Сефер и Сека. Бог Сет был отцом и причиной всего существующего зла, и счи- талось, что на земле он появляется именно в форме изображен- ного здесь зверя. Многие египтологи пытались идентифицировать это животное, но безуспешно. Видеманн и другие авторы считают, что это окапи, хотя натуралисты опровергли подобное мнение. Швейнфурт считает, что это свинья. Масперо видел в нем иска- женное изображение тушканчика, фон Биссинг — жирафа, а Нью- берри в сложной и высоконаучной статье объявил, что это боро- давочник. Культ Сета был очень древним, потому что , то есть зверь Сет с кинжалом, торчащим из головы, был знаком XI нома Верхнего Египта. Египтяне додинастического периода обожест- вляли его, а их потомки сохранили изображение в качестве знака своего нома «на всякий случай», но нарисовали кинжал, прон- зивший голову зверя, желая показать, что время поклонения ему УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 86 прошло. Другим именем Сета было Ша, и Сете показал, что оно сохранено в названии главного города нома — Шасхотеп. По Кису, центром культа Сета в XI номе был Хен-Т По моему мнению, верная идентификация животного сделана доктором Шефером, который утверждает, что это изображение охотничьей собаки, принадлежавшей к породе, исчезнувшей еще в доисторические времена, как и баран Хнему (Хнум). Я считаю, что доказательством тому является волшебная палочка (?) из слоновой кости, или «палка для бросания», которая хранится в Британском музее (№ 18175), обе стороны которой изображены на рисунке. На ней мы видим фигуры некоторых додинастических богов, изображение разбросанных по полю ножей показывает, что жи- вотным больше не поклоняются. На лицевой стороне изображены: 1) Два льва, лежащие. 2) Лев, каждая лапа которого лежит на голо- ве орикса. 3) Лев, couchant, у обоих концов его туловища лежит по человеческой голове (бог Акер?). 4) Жираф с головой льва. 5) Гип- попотам, стоящий на задних лапах. 6) Лягушка на кубке или кор- зине. 7) Головы двух крокодилов. 8) Большой жук. 9) Человек, схвативший обеими руками по змее (прототип Беса?). 10) Фетиш 1 , то есть солнечный диск с падающими лучами. 11) Голова барана Хнему. 12) Человек с головой змеи, схвативший обеими руками по змее. 13) По левую сторону от жука находится голова собаки с ушами торчком. Это повторено и на обратной стороне. Длинный нос и форма головы собаки ясно показывают, что это не священная собака Анубиса. Голова и шея собаки на палочке принадлежат хорошо известной охотничьей собаке салюки, но, хотя у собаки не подняты уши и не вздернут хвост, когда она ле- жит, любой человек, часто видевший салюки у арабов, безоши- бочно идентифицировал бы зверя Сета. Эти собаки удивительно подвижны и в состоянии разорвать свою добычу на куски. Дози утверждает, что эти собаки подобны ищейкам лимьер у францу- зов и бладхаундам у шотландцев. Сет был богом охоты, что до- 1 Некоторые читают этот знак как Туа и утверждают, что он представ- ляет собой бородатый человеческий подбородок. Другие говорят, что Туа был богом, изображение которого в человеческом обличье найдено Бор- хадтом. См. также у Петри в «Царских гробницах». Бога-брадобрея, который брил Пепи, звали Туаур Мангуста, свя- щенная для Тему из Гелиополя Мангуста в Туате Гиппопотам. Богиня-воин Форма Хатхор Зверь Сет Бог Сет УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 88 Голова Сета показана возле звездочки Лицевая сторона Обратная сторона * * казывает рельеф, на котором он учит царя стрелять из лука. По- золоченная бронзовая фигура собакоголового Сета хранится в Британском музее (№ 30460). Священные птицы Бену, или бенну, — это птица семейства цапель с длинным хохолком. Птица считалась инкарнацией солнца. Бену создал себя из пламени, которое горело на рассвете на верхушке священ- ной Персеи в Гелиополе. Он вышел из сердца Осириса, и в нем, как сказано в Книге мертвых, «сущность каждого бога». Греки иден- тифицировали его с Фениксом, похожей на орла птицей с золо- тыми и красными перьями, которая прилетела из Аравии. Судя по всему, культ птиц имеет гелиополитанское происхождение. Соколу поклонялись в Египте с незапамятных времен. Он был инкарнацией небесного духа, а солнце и луна были его гла- зами. Центр культа сокола был в Нижнем Египте в Тема-Эн-Хор, современном Даманхуре, и в Верхнем Египте — в Иераконполе. В текстах упоминается золотой сокол, четыре кубита в ширину и ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ... 89 имевший голову Бену. Это и был Феникс греков. Божественный Сокол был отпрыском Тема (Атема), был инкарнацией единствен- ного Бога и Гора, сына Осириса, миллионы лет служил ему и миллионы лет боялся его. Сокол с человеческой головой был символом души. О соколе писали Страбон, Геродот, Диодор, Элиан. Грифа египтяне додинастического периода называли мут; это слово сохранилось в имени фиванской богини Мут. Цен- тром культа богини-грифа Нехебит был Нехен (Эйлетиасполь) в Верхнем Египте. По Элиану, грифов мужского пола не суще- ствовало, а грифов женского пола оплодотворяли южные или юго-восточные ветра. О культе орла , если таковой существовал, ничего не из- вестно. О цапле см. Книгу мертвых, глава lxxxiv. Ласточка была священной птицей Исиды (см. Книгу мертвых, глава lxxxvi). Гусь был священной птицей Амона-Ра. Бог-гусь идентифи- цировался с Гебом, богом земли. Космическое яйцо было отложе- но богиней-гусыней Серт, которая в Книге мертвых, глава liv, на- звана Кенкенур — «Великий гоготун». Ибис был птицей Тота. Центром его культа был Хемену (Гермополь), город Тота. Большое святилище ибиса — Ибиум — было расположено в 40 километрах к северу от Гермополя. Об иби- се писали Элиан, Диодор, Плутарх и другие авторы. Птица Бену Бог Бену УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 90 Страус, вероятно, обожествлялся в додинастический период, во всяком случае, примитивные египтяне относились к нему с большим почтением, поскольку в гробницах додинастической эпохи неоднократно обнаруживалась неразбитая скорлупа яиц страуса. На экземпляре, который хранится в Британском музее (№ 36377), имеются следы украшений. Такую скорлупу можно часто увидеть подвешенной в египетских и сирийских церквах и мечетях. Горшки додинастического периода часто украшены изо- бражениями рядов страусов. Самое древнее изображение страуса можно видеть на зеленых сланцевых предметах из Джабалайна. Священные рептилии, насекомые и др. Черепаху в Египте почитали, но неизвестно, по какой при- чине. В Британском музее хранятся три зеленые каменные фигур- ки черепах, относящиеся к додинастическому периоду (№ 23061, 36367, 37913), две деревянные фигурки из гробницы Тутмоса III (№ 1416, 20704) и два черепашьих панциря (№ 46602, 46603). Сцена, вырезанная на каменной чаше, найденной Квибеллом в Ком-аль-Ахмаре, показывающая очень ранние изображения сокола Гора и грифа Нехебит. Гриф стоит на кольце с печаткой, вну- три которого знаки BSH (Besh), и связывает вме- сте лотос и папирус, что символизирует союз двух Египтов. Беш (то есть Беджау) — личное имя царя Хасехема Богиня Нехебит с увенчанным ко- брой скипетром ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ... 91 Черепаху-бога звали Апеш или Шета. Четвертый знак зодиака называется шетау Судя по всему, додинастические египтяне называли кроко- дила себек, позднее бог-крокодил получил то же имя Египтяне династического периода называли зверя мсу , у Геродота — . О крокодиле писал Ланцоне, Страбон, Геродот и другие авторы. Кобра или асп, урей у греков, по-египетски арат Ей поклонялись с незапамятных времен, а египтяне династиче- ского периода считали ее символом суверенитета и царской вла- сти. Вокруг диска Ра свернулась кобра Рогатая випера, или гадюка, была представлена иероглифом . Она была очень ядовитой и потому внушала ужас. Только женские особи имели рога. Арабы называли эту рептилию хаи бил-курун, то есть змея с рогами. Египтянам было известно большое количество змей, причем многие из них были вполне безвредны и считались друзьями и защитниками. Среди них был Сата , упомянутый в Кни- ге мертвых, глава lxxxvii. Он являлся символом новой жизни, Ласточка Исиды УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 92 воскрешения, возвращенной юности — эти идеи символизиру- ются в ежегодном сбрасывании кожи змеями. В Книге врат упо- минается извергающая огонь змея, а также большое число ми- фологических змей — Акеби, Сетра, Абта, Сету и др. Змей Мехен защищал Ра во время его ночного путешествия по подземному миру. Имена девяти змей, охранявших подземный мир Секера (Мемфис), приведены в главе х Книги мертвых. Враждебный крокодил Туата с солнечным диском. Длинная уз- кая лента указывает на древность фигуры Бог-черепаха Себек, бог-крокодил, носящий ро- га, диск, ураи с дисками и перья солнечных богов Себек-крокодил ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ... 93 Скорпион. Для нескольких египетских слов скорпион является детерминативом, причем два из них, уат и дъярт, сохранились в коптском языке. Во все периоды египетской истории скорпионы, особенно их мелкие черные разновидности, часто встречающиеся в Судане, вызывали страх окружающих. Они были инкарнацией богини Серкет , имевшей, вероятно, нубийское или суданское происхождение. Центром ее культа был город, названный по ее имени, называемый греками Пселхис; он был расположен недалеко от Дакки, и его местона- хождение отмечено деревней Куштамнах. Богиня появляется в Текстах пирамид как . Злобная по характеру, она Уртхекау — богиня-кобра магических заклинаний Богиня-кобра Нижнего Египта Богиня-кобра Верхнего Египта Хети, изрыгающий огонь змей Туата ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ... 95 ассоциировалась с Сетом или Тифоном, а также зловещими звез- дами Северного полюса. Однако когда Исида странствовала по Дельте, ее охраняли семь скорпионов. Лягушка была символом плодородия, изобилия, рож- дения, новой жизни и воскрешения. Четыре бога, которые жили в первобытном океане Нуну , имели облик лягушек. Один из старейших центров культа лягушки Хекет нахо- дился вблизи острова Элефантина, где располагались пещеры, через которые Нил попадал в Египет. Она была женой Хнему, великого бога Первого катаракта и блюстителя Нила. Она при- сутствовала при рождении царей и цариц, возможно в качестве акушерки. Она помогла воскрешению Осириса. Для египетских христиан лягушка была символом воскрешения. Когда Хнему стал гончаром, Хекет давала жизнь, оживляя богов и людей, ко- торых он лепил на своем гончарном круге. Священные рыбы В текстах упоминается около шестидесяти видов рыб, или слов, имеющих рыб в качестве детерминатива. Культ отдельных видов рыб, вероятнее всего, существовал с незапамятных времен, о чем свидетельствует каменная зеленая фигура рыбы-каракати- цы, датированная додинастическим периодом, которая хранится Солнечный бог ночи в виде человека с головой барана, стоящий под навесом, образованным телом змея Мехен, плывет через Туат по реке Туата. Его команда состоит из Исиды, Сиа, бога магии Хека, Гора из Хекена, Ка-Маат, Нехеса (дозорного) и рулевого Ху, кото- рый управляет магическим рулем. Из Книги врат УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ 96 в Британском музее (№ 24319). В Книге мертвых сказано, что две рыбы Абт и Ант были «лоцманами» бога солнца. Дельфина 1 обожествляли в Мендесе, как супругу Барана Мендеса, именовали Хатмехит. Латус, или «бойцовая рыба» , была объектом поклонения в Асне. Рыба, которая, если верить Плутарху, проглотила фаллос Осириса, когда Сет разрубил брата на куски, принадлежала к виду mormoyrus и являлась объектом 1 Дельфин был знаком XVI нома Нижнего Египта. Серкет в своей лодке-змее, при- водимой в движение крокодилом Черный скорпион с эмблемами жизни и вечности Лягушка — богиня, дающая «жизнь» толь- ко что родившимся детям Серкет |