Главная страница
Навигация по странице:

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница3 из 44
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44
    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    26
    Амон, или Амон Ра, из Фив
    Единственным богом, который, как было объявлено его жре- чеством, имел природу аналогичную Пта и обладал его властью, был Амон из Фив, поклонение которому достигло максимальной популярности в эпоху Нового царства. Одна из самых важных серий обращений к нему содержится в Лейденском папирусе, расшифровку и перевод текстов которого выполнил доктор Алан
    Гардинер. Из них взяты следующие отрывки:
    1. Происхождение Амона. Он создал себя сам, и, поскольку сам придал себе форму, никто не знает, как он выглядит. Снача- ла он существовал как восемь богов Хемену (Гермополя)
    1
    . Затем он стал одним-единственным
    . Он появился в пер- вобытные времена, когда никаких других существ еще не было.
    До него не было богов, вместе с ним не было богов, которые мог- ли бы описать его форму, все остальные боги стали существовать после него. Он не имел матери, которая дала бы ему имя, он не имел отца, который породил бы его на свет, сказав: «Он моя ко- пия». Он сформировал собственное яйцо; он смешал свое тело со своей плотью, чтобы внутри него образовалось яйцо. Он принял форму Танена, чтобы дать жизнь Паути (группе богов?).
    2. Таинственность Амона. Его тело было скрыто в правите- лях (Chiefs). Он скрыт, как Амон, в голове богов. Амон един- ственный, он прячется от богов, скрывается от них.
    3. Он единственный. Его единственность абсолютна.
    4. Он был Триединым, иначе говоря, имел три лика.
    5. Его имя. Его имя было полезнее человеку, чем сотни ты- сяч помощников. Боги не могут ему молиться, потому что имя его неизвестно им. Человек, который произнесет тайное имя
    Амона, падет на землю и умрет в страшных мучениях. Его имя победа.
    6. Амон как повелитель времени. Он создает годы, правит ме- сяцами, предопределяет дни и ночи. Ночь для него как день. Он, единственный наблюдатель, никогда не дремлет и не спит.
    7. Милость Амона. Он разрушает злые чары, изгоняет недуг из тел людей. Он, целитель, исцеляет глаз, уничтожает злой глаз
    (?), он освобождает людей из ада, он изменяет судьбы людей по собственной доброй воле, он слышит все обращения к себе и
    1
    Главой этой восьмерки был Тот.

    ВВЕДЕНИЕ
    27
    является, как только его просят, он по своему желанию удлиняет или укорачивает продол- жительность жизни людей. Людям, которых он любит, он добавляет срок к тому, что им от- мерила Судьба. А для человека, который име- ет его в своем сердце, он больше чем миллио- ны. Он был быком для своего города, львом для своих людей, соколом, который уничтожа- ет нападающих, и при звуке его рычания зем- ля содрогается.
    Из сказанного представляется вполне оче- видным, что в египетской религии существо- вал монотеистический элемент. Бог-дух Пта был единственным, материальный бог Ра был единственным, и Амон, который, по утверж- дению своих жрецов, был и духом, и материей, тоже был единственным.
    Пта как божество мертвых
    Основатели великого города Белых стен (Мемфиса) приняли древний фетиш близлежащей местности, а также духа-хранителя, или «бога» кладбища Мемфиса, который с самых ранних времен должен был обладать большим влиянием. Этот дух, или «бог», судя по всему, звался Секер
    1
    — это имя он, вероятно, но- сил с додинастических времен. Представляется, что для Саккары он был тем же, что Анпу для Абидоса. Воплощен он был в облик сокола. Однако предложенные варианты происхождения его имени нельзя назвать удовлетворительными. В Текстах пирамид (§ 1712)
    2
    детерминативом его имени является сокол
    , сидящий на ова- ле
    , и упоминается он с Мину. В эпоху Нового царства он появляется в образе мумии с головой сокола, как и Пта.
    Секер бог очень древний, ассоциировавшийся с мраком и гниением могилы, отдыхающий ночью.
    Писец
    1
    Секер был древним богом мертвых Мемфиса. Арабское название некрополя Саккара, возможно, произошло от Секер.
    2
    Он описывается как
    Амон-Ра,
    «царь богов»

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    28
    Ани молился об избавлении от «великого бога, который уносит душу, пожирает сердца, питается потрохами, стража ворот во мраке и обитателя ладьи Секри
    . Далее в тексте сле- дует вопрос: «Кто это?» На что дается ответ: «Это Сути
    , или Шмам-Ур, душа Геба» (глава xvii, 1, 113). Из этого явствует, что Секер был земным богом, чье жилище было черным, как ночь. Упомянутая ладья Секри — это лодка, имеющая высокий нос, увенчанный головой рогатого животного; на ней было три весла. В центре стоял погребальный ящик с головой сокола на крышке. Ящик, или сундук, стоял на основании, с концами за- гнутыми вверх, и вся конструкция опиралась на сани с полозьями.
    Ее изображение образует виньетку одной из глав фиванского варианта Книги мертвых. Самое древнее из известных изобра- жений ладьи находится в Текстах пирамид (§ 138 с), где она называется «Хену»
    , более поздняя форма —
    , при- меняемый и к ладье, и к божеству.
    Секер как царь Египта
    Секер, бог смерти
    Мемфиса, приняв- ший форму древней мумии Осириса с бе- лой короной и перь- ями Осириса

    ВВЕДЕНИЕ
    29
    Ладья Хену Секера
    Обычаи, приведенные в Книге мертвых, показывают, что ла- дья Хену играла важную роль в магических церемониях Мемфи- са. В комментарии к главе 1xvi говорится, что глава была «найде- на» в каменной кладке под местом поклонения Хену во время правления Семти (Хесепти), царя I династии, и ее изображение вырезано на деревянной табличке, сделанной для Хемаки, казна- чея этого царя.
    В погребальном ящике, вероятно, находился фетиш (сокол?), символ солнца ночи. Культ Секера был очень древним, и уже в эпоху правления ранних династий у него было много святилищ в Нижнем Египте. Во время празднеств Секера его ладью ставили на санки, и, пока верховный жрец Мемфиса Ур-Херп-Хем выполнял магические церемонии, ее волокли во время торже- ственной процессии вокруг святилища. Вероятнее всего, этим актом символизировалось круговое движение солнца и других небесных тел, однако никакой прямой информации на этот счет в текстах не обнаружено.
    Секер был одним из старейших богов мертвых в Египте и, оче- видно, самым важным божеством западного берега Нила. Жрецы добавили имя Пта к его имени, желая обозначить, что он, как все другие боги, был творением мысли Пта и что Пта был божеством мертвых так же, как и живых. Кроме того, в тексте Шабаки ска- зано, что Осирис был утоплен в Мемфисе и что его тело было принесено в город и похоронено там. Слава Осириса, как боже- ства страны мертвых (Туат,
    ) и судьи мертвых, установи- лась задолго до постройки Мемфиса, и жители Гелиополя согла- шались с претензиями его жрецов, включив Осириса, его брата и двух сестер в число своих великих богов.
    Но, согласно теологии Мемфиса, эти четыре божества были единственными формами мыслей Пта, и, таким образом, Пта стал единственным богом мертвых или, возможно, богом смерти всего Египта
    1
    . Тексты пирамид доказывают, что в эпоху VI дина- стии Осирис узурпировал положение Ра, как единственного бога
    1
    Согласно папирусу Ани (глава xv, лист 19), форма Пта, а именно
    Пта-Секер-Тем
    , являлась объектом поклонения в Гелиополе.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    30
    небес, и представляется очевидным, что после распространения его культа на юг слава Пта-Секера постепенно закатилась. Позд- нее, возможно вскоре после того, как центром культа Осириса стал город Абидос, имя Осириса было добавлено к Пта-Секер, и в текстах появляется имя Пта-Секер-Асар. На изображениях он представлен приземистой и коренастой мужской фигурой, напо- минающей пигмея, с очень большой головой, на которой сидит жук, и толстыми конечностями. Возможно, первоначально это было изображение человеческого эмбриона. Его культ был очень
    Эбонитовая дощечка Тен-Семти-Хесепти, царя первой династии.
    В первой части царь в двойной короне выполняет церемониальный танец поклонения в присутствии бога (Осириса?). В середине он тянет ладью Хену — тоже акт поклонения
    Ладья Хену
    Пта-Секер-Асар

    ВВЕДЕНИЕ
    31
    распространен в период Нового царства, что подтверждает боль- шое количество сохранившихся раскрашенных деревянных фи- гурок, которые сегодня находятся в величайших музеях мира.
    Фигура стоит на подставке, с одной стороны которой расположе- на прямоугольная полость, которая содержит небольшой свиток папируса с надписями. Перед фигурой находится модель погре- бального ящика, который закрывает часть мумии усопшего, фи- гуры сокола Секера часто украшают ящик.
    Египетский политеизм
    Сложные философские построения и религиозные верова- ния, приведенные в надписи Шабаки, были приняты далеко не всеми египтянами. Хотя жрецы, некоторые из которых были ис- кренними почитателями Бога, объявили о существовании са- мосозданного, самосущего и вечного Бога-духа, или Вечного разума, и многие египтяне, несомненно, стали сторонниками этого учения, однако присущая им любовь к фетишам — духам и богам — и неодолимый консерватизм, когда дело доходило до практического выражения личных взглядов, заставлял их выби- рать видимые создания и вещи в качестве предметов поклоне- ния. То, что в 1839 году писал Шампольон, было действительно верно: «Египетская религия есть чистый монотеизм, который внешне проявляет себя как символический политеизм» (Египет.
    С. 245). А Тиле верил, что египетская религия была политеисти- ческой и развивалась в двух противоположных направлениях: в одном направлении боги множились из-за прибавления местных богов, в другом же египтяне все ближе и ближе подходили к монотеизму.
    Изучение иконографии богов Египта часто вызывает у нас улыбку, порой же явная незрелость и несерьезность того, что мы видим на изображениях, заставляет нас испытывать нечто вроде легкого презрения. Но можно быть уверенным, что каж- дая деталь в фигурах и облачении богов имела очень точное значение, и если бы мы это знали, то вряд ли улыбались. Во многих случаях представляется очевидным, что первоначальное значение забыто и писец или художник, подобно нам, не был знаком с ним. Образ одного бога египтяне не делали попыток изобразить ни в камне, ни дереве, и этим богом был Хапи, бога
    Нила. В «благодарственном обращении», которое обычно на-

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    32
    зывается «Гимн Нилу»
    1
    , о нем сказано: «Он не может быть вы- сечен из камня, он невидим, у него нет ни слуг, ни помощни- ков, его нельзя извлечь из [его] тайных убежищ, неизвестно, где он, его нельзя найти в украшенных святилищах, нет жили- ща, в котором он бы находился, его нельзя представить в серд- це твоем».
    Местные мифы и легенды о египетских богах показывают, что в глубокой древности люди рассматривали их как класс существ, во многих отношениях сходных с собой. Они обладали теми же пороками и добродетелями, что и люди, совершали такие же без- рассудные поступки, как мужчины и женщины. Ошибки богов и богинь, моральные или какие-либо другие, не сердили людей, а вызывали у них нечто вроде добродушных насмешек. Доказатель- ство тому приводится в большом иератическом папирусе, недав- но опубликованном доктором Гардинером. В нем содержится то, что я называю «книгой слов» пьесы «Соперничество Гора и Сета», которая по праву может считаться «мифологической драмой».
    Сюжет выражен слабо, но речи всех актеров даны в деталях, и из них можно составить связную историю. В этой пьесе боги со- брались во Дворце правосудия под председательством Ра и долж- ны сделать простой вывод, должен ли сын Осириса, юный кале- ка Гор, стать преемником своего отца, или это место должен занять его смелый, красивый, ведший весьма свободный образ жизни дядя (или брат) Сет. Ра отдает предпочтение Сету, но многие боги с ним не согласны. Они спорят, выходят из себя, оскорбляют друг друга и ссорятся, совсем как местный или муниципальный меджлис в сегодняшнем Египте. Высмеивается медлительность правосудия
    2
    , совершенно очевидна нерешительность и непосто- янство богов. Характерные социальные обычаи давно ушедших лет выставлены на всеобщее осмеяние в криминальной истории о преступном нападении Сета на Гора и в рассказе о непристой- ных отношениях, существовавших между Исидой и ее сыном Го- ром. Грубость Нейт, развратное поведение Хатхор, дочери Ра, распутство Сета, его ссора с богами, когда он пригрозил убить их всех по очереди, ссора Гора с Исидой, когда он отрезал ей голову, наглость Бабая, взяточничество паромщика Анти и т. д. Все это ненавязчиво, но и совершенно недвусмысленно извлечено на
    1
    Иератический текст приводится в книге Берча «Избранные папи- русы».
    2
    Случай рассматривался богами в течение восьмидесяти лет.

    ВВЕДЕНИЕ
    33
    свет. Боги прерывают совет и меняют место его проведения, но так и не приходят к окончательному решению, потому что игно- рируют советы старых богов и их свидетельства, которые потребо- вали и получили, но отмахнулись от своих поручителей. В конце концов позабыв об опасности своего положения, они пренебре- жительны в своем отношении к Осирису, но его ответ столь гро- зен, что они моментально выполняют его повеление назначить
    Гора своим преемником, а Сету найти место на небесах, где он сможет выполнять функции бога грома. Пьеса легко читается и является «человеческим документом», но трудно представить себе, что у видевших ее зрителей могло прибавиться уважения к богам.
    Египетские мистерии и магия
    Египетское слово sheta
    , или
    , означает нечто спрятанное или тайное, неизвестное, то, что нельзя увидеть или понять, — секрет, тайну. Вещество обладало shetau akhet
    , «скрытыми свойствами», ритуалы, заклинания, ре- лигиозные тексты и картины были shetau neter
    ,
    «божественными тайнами»; Шетаи (Shetai) был
    «скрытым богом», или «непостижимым богом», кроме того, были боги, чьи формы, лица, тела или души были «скрыты». Египет- ская литература изобилует «тайнами», и тремя главными чертами египетской религии всегда были мистерии, магия и культ Осири- са. «Тайны», о которых писали Геродот, Плутарх и Ямвлих, каса- лись Осириса, а те, которые описывал Апулей, — в основном
    Исиды. Но жрецы каждого великого египетского бога прослав- ляли таинства, относящиеся только к их собственному божеству, и, вероятно, каждое жречество имело собственные таинства, в процессе которых утешался грешник и исцелялся больной. Из текстов ясно, что одной из основных характеристик египтян была любовь к драме; их не удовлетворяли одни только слова, им тре- бовалось действие. Среди самых первых образцов религиозных драм можно упомянуть «Книгу отверзания уст» и «Книгу литур- гии погребальных приношений». В первой работе перечисляются ритуальные акты и заклинания, которые, как считалось, позво-
    2 У.
    Бадж

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    34
    ляли умершему дышать, думать, говорить, ходить и т. д., несмотря на то что его тело после кончины было плотно обмотано бинтами.
    Во втором труде, предметом которого было поддержание жизни усопшего в мире ином, херихеб, или главный жрец-чародей, при- носил изваянию умершего дары — мясо, напитки, мази, одежду и т. д. Принося каждый дар, он повторял заклинание, цель кото- рого — преобразовать предмет в некую субстанцию, которой может пользоваться умерший в мире ином. Каждое действие первона- чально имело совершенно особое значение или являлось симво- лом хорошо всем известного явления. Со временем значения по- добных действий по большей части были забыты, но повторение действий не прекратилось.
    Мистерии Осириса и Исиды были циклом мираклей, в кото- рых все события жизни, смерти
    1
    , мумификации, воскрешения
    Осириса и его восшествия на престол царя мира иного и бога мертвых передавались мимикой
    2
    . В Абидосе все эти мистерии управлялись главным жрецом — херихебом, который, конечно, был ученым человеком. Ему помогали жрецы, занимавшие более низкое положение. В некоторых моментах действия допускалось участие публики, так что представление цикла мистерий Осири- са имело поучительное значение для всех классов. В храмах более позднего периода в Дендере, Эсне, Эдфу и Филе для представле- ния мистерий Исиды были отведены специальные помещения, а в Саисе было несколько помещений, в которых исполнялись ми- стерии древней богини Нейт.
    Книга мертвых утверждает, что некоторые из ее глав или за- клинаний являются «великими таинствами». Глава c1lxii, кото- рая называется «книгой женщины тайного дома», описывается как «книга очень больших секретов»
    , и чтецу приказано «не позволять никому ее видеть». Если ее узна- ет посторонний, это будет ужасно, поэтому ее следует скрывать.
    В тексте главы заклинание названо «очень-очень большой за- щитой»
    . Главу clxxxix не следовало читать в присутствии кого бы то ни было, кроме самого близкого друга
    1
    Мемфиты утверждали, что он был утоплен, а жители Гелиополя — что он был убит в сражении, но никаких изображений убийства Осириса не обнаружено.
    2
    Картины и описания приведены у Баджа в книге «Осирис и еги- петское воскресение».

    ВВЕДЕНИЕ
    35
    чтеца и жреца (херихеба). И никому не дозволялось приближаться к помещению во время чтения, потому что «эта книга настоящая тайна»
    ; также не разреша- лось невежественному человеку, так же как и любому другому, смотреть на нее. А в одном из параграфов главы cxxxvii опреде- ленно сказано, что вещи, которые делаются тайно в зале гробницы, являются таинствами Туата и Херт-Нетера
    Правда, нигде ничего не сказано о том, почему эти главы яв- ляются великими тайнами и почему ни один человек, кроме отца, либо сына, либо жреца, не должен был слышать чтение или ви- деть выполняемые ритуалы. Было бы естественным не позволять никому увидеть рисунок или изображение виньетки, потому что это уменьшало риск попадания на них злого глаза. Было простым делом вставить амулет в каждую стену погребальной камеры и зажечь четыре лампады или «ярких факела», а затем погасить их в четырех сосудах, наполненных молоком белой коровы. Но что нам действительно интересно, так это то, как зародился этот ри- туал, на чем он основывался, имел ли он более глубокое, особое значение, известное только жрецам, и каково было это значение.
    Я уверен, что каждый зажженный факел, каждый сосуд с моло- ком и каждый амулет представляли события в истории четырех сыновей Гора, и Осириса, и Глаза Гора и Ра и что эти события были известны жрецам, основывавшим на них эзотерические доктрины. Умершие получали жизнь и счастье в Туате не от ма- териальных факелов и сосудов с молоком, а от эзотерических сил, которые жрецы, зная их, могли привести в действие ради них.
    Конечно, ни один ритуал с сопровождающими его заклинаниями не мог быть «таинством», если за ним не стояла некоторая эзоте- рическая доктрина или мудрость, известная только жрецам.
    Геродот считал, что жрецы имели тайные теории, неизвестные мирянам, и Плутарх, хорошо информированный в этих вопросах, утверждал то же самое. Греки не могли бы употреблять слово «ми- стерии» для описания того, что в текстах названо shetat или ses-
    hetat, то есть тайных ритуалов в культах египетских богов, если бы не имели определенных знаний о характере культов. А знание
    shetat, их значения и истории не могло быть известным народу в целом, потому что для него даже иероглифы на стенах храмов и

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


    написать администратору сайта