Главная страница
Навигация по странице:

  • ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница6 из 44
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44
    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    64
    должительность жизни каждого человека и каждого бога. Поздние египтяне не знали, каким был ее фетиш, и называли ее Сефх- табуи. Некоторые современные писатели, пытаясь описать ее фе- тиш, называли им пару коровьих рогов, перевернутых над звездой, но так называемая звезда в действительности является цветком.
    Богиня-корова Хатхор, царица подземного мира, появляющаяся из погребальной горы в Запад- ных Фивах
    Хатхор, царица богов, носящая головной убор Мут, рога Исиды, диск Ра и перо Шу
    Месхенит, одна из четырех богинь родовой комнаты
    Рененит, небесная кобра, вскарм- ливавшая фараонов

    ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...
    65
    Над головами или фигурами Исиды и Нефтиды мы часто видим имена этих богинь, а именно или
    — Исида и
    — Не- фтида.
    Я считаю, что эти имена есть не что иное, как неправильное представление об их фетишах, которые писцы не смогли иден- тифицировать.
    Изображения богов династического периода иногда дают указания на происхождение фетиша. Среди них можно упомя- нуть о следующих.
    1. Септ
    — бог двадцатого нома Нижнего Египта, на- зываемый «Господин востока», «Поразивший Ментиу», «Госпо- дин убийства» и «Воин Египта». Его старейший титул — «Септ
    Два родовых камня (Исх. I, 16)
    Сешета
    Исида в виде хищной птицы со своим симво- лом-фетишем на голове
    Нефтида со сво- им символом-фе- тишем на голове
    3 У.
    Бадж

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    66
    зубов (или клыков)»
    Знак — это несомненно изображение фетиша этого бога, который был зубом или клыком дикого животного или птицы, исчезнувшей в династический период. Ему поклонялись, как старому
    Гору в Пер-Септе (Сафт-аль-Ханнах в
    Вади-Тумилат, Гошене евреев), где рос- ли знаменитые деревья Кесбет, упоми- наемые в Текстах пирамид.
    2. Мин, или Мену
    . Этот иеро- глиф раньше читался как Амси и Хем
    1
    Он обычно изображается в виде весьма вульгарной фигуры человека. Он претендует на отцовство Ра,
    Осириса, Шу, Хепри, Исиды и др. Ему поклонялись в Египте и
    Нубии, но центром культа был Хеммис
    2
    (Панополь) и Коптос. Он покровительствовал кочевникам и охотникам, и вся Восточная пустыня была его вотчиной. Самые старые статуэтки Мина, из- начально выкрашенные в черный цвет, представляют его стоя- щим прямо и держащим в левой руке гигантский фаллос, а в правой — хлыст. Древность этих статуэток доказывается тем, что ноги в них изображены не отдельно, а очень близко сдвинутыми.
    Они описаны Капартом в труде «Первые произведения искус- ства» и Сете в «Истории первобытного общества». Мин был ти- пичным богом деторождения и плодородия. В рисунках династи- ческого периода его рука и хлыст подняты над головой, поэтому он также называется «богом поднятой руки». Иероглиф имени бога состоит из двух частей, а именно и
    . Первая часть — фе- тиш Мина, но что это за предмет, мы не знаем. Форма фетиша, найденного на додинастических объектах, напоминает грубые наброски, приведенные далее 1.
    , 2.
    . Характер бога предполагает, что фетиш был как-то связан с совокуплением, и вторая форма может представлять слияние мужских и женских органов деторождения. Фетиш такой же формы существует в на-
    1
    Как появились эти формы, объяснил Сете в «Истории первобыт- ного общества».
    2
    Х е м м и с — Хем Мин, то есть святыня Мина, отсюда и арабское название города Ахмим.
    Гор Восточной пустыни, форма Септа

    ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...
    67
    стоящее время в Китае и Японии. Поклонение фаллическому богу Аахесу
    , или Рахесу
    1
    , из Коптоса, судя по всему, слилось с поклонением Мину. «Дом бога», или храм Мина, был круглым и внешне напоминал церкви в Абисси- нии, так же как и жилища в египетском Судане. Его изображения показывают, что здание было построено среди деревьев, что напо- минает библейские кущи. Рядом с храмом виды небольшие деревья и кустарники. Возможно, это растение, обладающее чертами аф- родизиака. Доктор Гардинер считает, что эти растения — салаты.
    Культ Мену (Мина), в силу его особого характера как бога деторождения и плодородия, был широко распространен в Егип- те и являлся намного более важным, чем это до сих пор счита- лось. Его народные празднества были многочисленными, в них принимал участие царь и придворные, поскольку считалось, что рост населения зависит исключительно от благосклонности это- го бога. Статуи этого бога проносились в процессиях по городам, в его честь исполнялись мистерии, и представители низших клас- сов считали праздники Мену оправданием для оргий и дебошей, давая волю своей похоти. Праздники Мену были даже популяр- нее, чем праздники Осириса. Жречество Мену было очень могу- щественным. Жрецы потворствовали сексуальным излишествам и сделали проституцию религиозной профессией. Культ этого бога подробно описывали некоторые ученые — Готье, Жуке и др.
    3. Иероглиф Тет несомненно представляет фетиш, кото- рому в глубокой древности поклонялись в Бусирисе и Мендесе, что в Дельте, позднее он стал ассоциироваться с культом Оси- риса. Плутарх утверждал, что фетиш — это пустой ствол дерева, который возвращал к жизни помещенных внутрь мертвых. Оси- рис идентифицировался с Тетом, и поднимание Тета было важ- нейшей частью драмы воскрешения Осирсиа. Тет — один из четырех великих фетишей, приведенных в папирусе Ани, и текст говорит, что при Новом царстве он был как-то связан с челове- ческим хребтом. Текст ясен: «Встань, ты, о Осирис, у тебя есть хребет. О Замершее сердце, у тебя есть сухожилия шеи и спины.
    Встань на свою опору: я вылью воду под дерево». Фетиш в течение династического периода стал очень популярным, как амулет, его изображения из золота, хрусталя, фарфора, дерева и др. помещались на и внутрь тела усопшего, а живые носили их,
    1
    Эти имена также объяснил Сете в «Истории первобытного общества».

    Солнечный диск, поднимаемый анхом
    1
    из дерева-фетиша Осириса
    Мин, бог поднятой руки, в уборе из перь- ев. Поздняя форма
    Круглый храм Мина, с крыши свисает длин- ная узкая лента
    Роща Мина, где вы- полнялись фалличе- ские ритуалы
    Осирис старый первый, держащий посох правителя и хлыст, на голо- ве — Тет и рога, солнечный диск, перья и кобры
    1
    А н х (анк, анкх) — египетский символ, Т-образная фигура, увен- чанная сверху кольцом, символ жизни в Древнем Египте.

    ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...
    69
    как украшение. Такие украшения позволяют предположить, что первоначально этот фетиш являлся стволом дерева, обвитым ме- таллическими лентами
    1 4. Другой фетиш представлен иероглифом тет. В наших музеях его копии делают из красного камня, глины или фарфора, в полном соответствии с рубрикой главы clvi фиванской Книги мертвых. Цветное изображение предмета образует виньетку этой главы, а текст гласит: «Кровь Исиды, чары Исиды, магия [
    хекау] Исиды достаточно могущественны, чтобы защитить этого великого (то есть умершего) и связать его, сделав для него то, что есть мерзость». Комментарий утверждает, что если тет погрузить в воду, в которой находится растение анхам (ankham), и привя- зать на шею усопшему в день погребения, он станет для него все равно что водой жизни, и у него хватит сил пересечь небеса и землю. Но следует проявить осторожность и привязать амулет на шею тайком, поскольку посторонний наблюдатель может украсть его магическую силу. Действительная ценность этого предмета для египтян заключалась в том, что он обладал силой крови Иси- ды, возможно менструальной крови, и я уверен, что он изобра- жает именно ту часть тела богини, из которой вытекла эта кровь.
    На рисунке, приведенном в труде Ланцоне «Мифология», видна богиня, поднимающаяся из тета точно так же, как Осирис из .
    Доктор Шефер считает, что тет есть женский эквивалент
    анха.
    Культ животных, птиц, рептилий и т. д.
    Поклонение животным являлось составной частью всех еги- петских религий во все периоды истории. Современные писатели объясняют это разными причинами. 1) Животным поклонялись, потому что они были сильны, быстры или плодовиты, хитры или очень красивы, кроме того, возможно, они были полезны для до-
    1
    В труде, посвященном друзьями профессору Л. Гриффиту, доктор
    Шефер предложил другое объяснение этого знака , но мне оно не ка- жется убедительным. Приведенные им рисунки действительно напоми- нают верхушки или ветки деревьев, а также дерево, и это приводит нас к erica (вереску), о чем говорил Плутарх. Первоначальный фетиш, как я считаю, был как-то связан с гениталиями человека, но со временем его смысл был утрачен.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    70
    машней работы. 2) Животным поклонялись, потому что человек их боялся. 3) Египтяне считали своим религиозным долгом по- клоняться животным, поскольку верили, что в них живут боже- ственные духи и другие бестелесные существа. Каждый зверь, птица или же какое-либо другое создание, которое являлось объ- ектом поклонения, обладало каким-нибудь специальным при- знаком или характеристикой, отличавшей его от всех остальных представителей того же класса. Так, черный бык Апис имел белую треугольную отметину на лбу, фигуру орла (грифа или ястреба?) на спине, фигуру жука на языке и двойную шерсть в хвосте (Ге-
    Тет в виде женщины (богиня неба Нут)
    1. Осирис
    2. Исида
    3. Сердце
    4. Предмет для поддержки головы
    ЧЕТЫРЕ ФЕТИША ПАПИРУСА АНИ

    ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...
    71
    родот, iii, 28). По Элиану, Аписа можно было отличить по два- дцати девяти четким признакам, которые были известны жрецам.
    Бык Гелиополя Мневис, и бык Бахис, и бык Какама, несомненно, также обладали особыми отметинами (характеристиками, каче- ствами). То же самое относится к барану Мендеса и соколам, которые, как считалось, были инкарнациями духа бога солнца.
    Греческие и римские путешественники и историки описывали поклонение египтян животным как «нелепое и явное суеверие».
    Пророк Исайя включил священных животных в число идолов, которые «потрясутся», когда Господь «грядет в Египте» (Ис. xix, 1).
    Египтологи не могут кратко определить причины, сделавшие по- клонение животным в Египте такой важной частью великого сме- шения верований, составляющих так называемую «египетскую религию», поскольку в текстах ничего об этом не говорится. Но совершенно неправильно утверждать, как это делают некоторые авторы, что культ животных стал продуктом упадка в Египте, ког- да люди или утратили, или забыли веру в единого Бога и, как результат, целиком посвятили себя грубым формам суеверий, обесцененному символизму и хаотичной путанице вероучений, порожденных материализмом времени. Как и культ Осириса, по- клонение животным было формой религии людей и, как магия, было неотделимо от их верований.
    Приведенные ниже рисунки представляют особый интерес в связи с изучением вопроса изображения животных на египет- ских памятниках, потому что они сделаны с самых древних из известных нам образцов.
    № 1 и № 2 показывают лицевую и обратную сторону большого зеленого сланцевого церемониального предмета, найденного в районе Джабалайн в Верхнем Египте. Оригинал хранится в оксфорд- ском музее, а слепок выставляется в Британском музее (№ 35715).
    Гротесково удлиненные шеи двух животных (жирафы?) окружают круглое пространство, на каждом конце предмета горельефом изо- бражена охотничья собака (?) с пушистым хвостом. Длинношеие твари вгрызаются в рогатое животное, между ними страус. На поле под львами видны нападающие ориксы и другие рогатые животные.
    Лицевую и обратную сторону занимают изображения охотничьих собак (?), и в поле видны львы, нападающие на разных рогатых животных — диких козлов, газелей и др. Все эти животные во- дились в пустынях Верхнего Египта. Ни одного суданского жи- вотного — слонов, носорогов, бегемотов и т. д. — на рисунках нет. № 3 и № 4 срисованы с оригинала, хранящегося в Египетском

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    72
    музее в Каире. На лицевой стороне мы видим: 1) имя царя —
    Нармер, помещенное между двумя головами Хатхор. 2) Царь на- меревается осмотреть обезглавленных врагов. 3) Люди ловят львов с помощью лассо (?). 4) Бык (то есть царь) сносит стены города.
    На обратной стороне мы видим: 1) имя царя между двумя голова- ми Хатхор. 2) Царь забивает до смерти пленных. За ним носитель его сандалий, а перед ним — сокол Гора, захвативший 6000 плен- ных; он держит предводителя за цепь в носу. 3) Мертвые враги.
    Священные животные
    Основными священными животными египтян были следующие:
    Бык Апис, по-египетски Ап
    , являлся объектом поклонения в Мемфисе, как инкарнация Осириса и вторая жизнь бога Пта. Секер, бог подземного мира Мем- фиса, был объединен с Осирисом, который стал Асар-Ап, то есть Сарапис, или Сера- пис
    1
    . Таким образом, бык Мемфиса стал
    Пта-Секер-Асар, триединым богом воскре- шения. Элиан утверждает, что культ Аписа установил Мена (Менес), а по Манефону, культ быка Гелиополя был установлен Какау
    (II династия). Геродот, говоря об Эпафосе, то есть Аписе, делает ошибку, упоминая от- метину на лбу быка. Он утверждает, что она была белой и имела четырехугольную форму, но на бронзовых фигурах Аписа в наших музеях (например, в Британском музее,
    № 54482) отметина треугольная. Об Аписе писали Плиний, Ам- миан Марцеллин, Страбон, Диодор, Плутарх и др. Быков Аписов хоронили торжественно, с пышными церемониями в Серапиуме в Саккаре.
    Быку Мневису, по-египетски Немуру
    , поклоня- лись в Гелиополе как «живущему богу солнца» и повторению
    1
    Греки идентифицировали Сераписа с Плутоном или Гадесом; по- клонение ему стало терять популярность, только когда великий храм в
    Александрии был уничтожен эдиктами Константина Великого и импе- ратора Феодосия.
    Серапис, с рельефа в
    Мероэ

    № 2. Обратная сторона
    № 1. Лицевая сторона

    № 4. Обратная сторона
    № 3. Лицевая сторона

    № 5. Сцена охоты начала династического периода. Охотники, носящие перья в волосах и хвосты, вооружены бу- мерангами, двуглавыми топорами, копьями, луками, стрелами и лассо; им помогают собаки. Они охотятся на львов, антилоп, ориксов, страусов и других животных. Оригинал зеленой сланцевой пластины находится в Бри- танском музее, № 20700.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    76
    Апис, бык Мемфиса
    Бог-бык, форма Ра
    Мехурит
    Бог солнца в образе быка
    Мневис, бык Гелиополя жизни Ра и Осириса. Он был или черный, как Апис, или пегий.
    Элиан утверждают, что Бокхорис привел дикого быка, чтобы тот напал на Мневиса, но его рога запутались в ветвях дерева пер- сеи, и священный бык уничтожил его.
    Бык Бха, по-египетски
    Бакис, или Басис, или Па- кис у греков, вероятно, был черным и прославился силой и агрес- сивностью. Центром его культа был Гермонтис Юга (Армант),

    ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...
    77
    расположенный в 16 километрах южнее Фив. Бык был инкарна- цией Менту, городского бога войны. Элиан называет его «Онуф- рий», что, вероятно, является искаженной формой «Уннефер» — титула Осириса. Он также был «живой душой Ра» и еще «быком гор рассвета и заката». В более поздние времена наименование
    Асар (Осирис) было добавлено к его имени, и появилась форма
    Асар-Бха, то есть Осирис-Бха. На его спине фигура грифа, а цвет шерсти меняется каждый час в течение дня.
    Бык Мина, имя его неизвестно, был белым; ему поклонялись в Хеммисе, то есть
    (Ахмим), и Коптосе.
    Бык города Какам, то есть «города черного быка», был чер- ным. О наличии на его шкуре отметин ничего не известно.
    Обожествление быка было обычным в Египте и Судане во все периоды истории. Египтяне династического периода и римляне во- евали с ментиу, или «скотоводами» Нубии, которые являлись пред- ками баккара — современных животноводов Северного Судана.
    Баран или козел также являлся объектом поклонения в Егип- те, поскольку египтяне всегда восхищались его силой, плодови- тостью и активностью. Страбон, цитируя Пиндара, утверждает, что священные бараны Гермополя, Ликополя и Мендеса имели сексуальные контакты с женщинами. Диодор рассматривал культ барана или козла как культ Приапа и ставил козлов в один ряд с панами и сатирами. Баран, на которого ссылаются эти писате- ли, — это знаменитый «Баран Мендеса», культ которого восста- новил Какау (II династия). Мендес — это искаженная форма на- звания города барана в Дельте, а именно Ба-Неб-Тет, что значит и «баран, господин Тета» и «дух, господин Тета». Город Тет был назван Бусирисом греками, поэтому животное, которому в этом городе поклонялись, звалось и «дух, господин Бусириса», и «ба- ран, господин Бусириса». В действительности здесь нет никакой путаницы. Словом, обозначающим «барана»
    , было ба, и сло- вом, обозначающим «дух»
    , — тоже ба. Суть в том, что в до- династическую эпоху культ был анималистическим, а в династи- ческие времена стал духом (душой) Осириса. В более поздний период баран Мендеса имел четыре головы. Предполагалось, что в нем заключены души Ра, Шу, Геба и Осириса. Когда баран уми- рал, город погружался в траур, и животное хоронили с большой пышностью за общественный счет. Хатмехит, богиня-дельфин, была супругой барана из Мендеса. Птолемей II построил два хра- ма и возвел на трон двух баранов.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    78
    Лев, обожествляемый в Леонтополисе, имел особые отмети- ны и качества; его супругой была Майхеса
    1
    , то есть «с лютыми глазами», у греков ее звали Миссис. Поклонялись ей в Бубасти- се. Существование «Львиного храма» неподалеку от Вад-Банага говорит о наличии культа льва на острове Мероэ. Шу и Тефнут имели львиные формы.
    1
    В других источниках Майхеса, Маахес является богом, а не боги- ней. (Примеч. пер.)
    Баран Мендеса (Ба-Неб-Тет)
    Баран Мендеса (Ба-Неб-Тет)
    Четырехглавый Баран Мендеса
    Хнум, баран-бог Первого катаракта

    ДОДИНАСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТЫ...
    79
    Заяц, в додинастическом Египте Уну (то есть прыгающий высоко), считался формой Ра, и, с добавлением титула Унне- фер, — формой Осириса. Центром культа богини-зайчихи был
    Гермополь. Собаке поклонялись в Кинополе (городе собак). Его часто путали с Анубисом, богом с головой шакала (собакоголо- вый Анубис).
    Шакал был священным животным у египтян. Шакалоголовый бог Анубис вел души умерших на поле небесных даров. В более поздний период он стал хранителем божественных снадобий, бальзамировал мертвых и таким образом воссоздавал их тела.
    Центром его культа был Кинополь, где поклонялись собаке. Воз- можно, слово анпу в додинастический период означало собаку.
    Волку поклонялись в Ликополе, пограничном городе, кото- рый отмечал конец территории Фиваид на севере. Волк Упуату
    , то есть «открыватель дорог», помогал своему колле- ге провожать мертвых к Елисейским полям. Центром его куль- та был Саут
    , город в Верхнем Египте, современный
    Асиут. Считалось, что Гор и Сет жили в облике волков.
    Лиса была конечно же хорошо знакома древним египтянам, но о ней мало что известно. Копты называли животное башор,
    но иероглиф для слова «лиса» лично мне не известен. В храня- щемся в Британском музее папирусе № 10016 мы видим лису, которая стоит и играет на сиринксе, под музыку которого идут козлы. Другая лиса выполняет роль вожака.
    Хат-Мехит
    Собака-бог Туата
    Анубис-воин

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


    написать администратору сайта