Главная страница
Навигация по странице:

  • МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница11 из 44
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   44
    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    130
    Следующие отрывки из «Демотических магических папиру- сов Лондона и Лейдена» Гриффита и Томпсона иллюстрируют ритуалы и заклинания, которые использовались в Египте в рим- ский период.
    3) Ты идешь в тихое чистое темное место, выходящее на юг, и очищаешь его (и) водой с натром, и ты берешь новую белую лампу, в которой не было красной земли или смолы, и помеща- ешь чистый фитиль 5) в нее и наполняешь ее настоящим маслом после предварительного написания этого имени и изображения этих фигур на фитиле; 6) ты ставишь ее на новый кирпич перед собой, его нижняя часть покрыта песком; и ты произносишь эти заклинания над лампой семь раз подряд. Ты достаешь ладан в форме 7) лампы и смотришь на лампу, видишь бога над лампой, и ты ложишься на тростниковую циновку, не говоря 8) ни с кем на земле. Тогда он даст ответ на твою мечту. Смотри на заклина- ние. Формула
    1 9) Хо! Я есть Мурау, муриби, Бабель, Баоф, Бамуи, великий Агафодемон, 10) Мурабхо, форма... души, которая оби- тает высоко в небесах. 11) Табот, Боуэль, Моуихтахи (?), Лахи,
    Болбох, Ай, Аа, Тат, Боуэль, Йохель
    2
    , первый слуга великого бога, того, кто дает свет, спутника пламени, того, в чьих устах огонь не гаснет, великого бога, который сидит 13) в огне, того, кто среди огня, который в озере огня, в чьих руках величие и сила бога; открой себя мне 14) здесь и сейчас, как ты открылся Мои- сею, что ты сделал на горе, перед кем ты сотворил тьму и свет.
    15) Я молю, чтобы ты явился мне здесь и сегодня, и заговорил со мной, и дал мне правдивый ответ безо всякой лжи. Я буду про- славлять тебя в Абидосе, я буду прославлять тебя в небесах перед
    (Phre) Фре, я буду прославлять тебя перед луной, я буду прослав- лять тебя перед тем, кто восседает на троне, кто не уничтожен.
    Он (= ты) славен. Петери
    3
    , Патер
    3
    , Энфе
    3
    , 18) О бог, который над небесами, в чьих руках дивый жезл, который создал божество, божество не создавало его. Спустись ко мне (19) в центр этого пламени, которое здесь перед тобой, ты Боуэль
    3
    , и позволь мне видеть дело, о котором 20) сегодня я прошу истинно без фальши.
    Пусть оно будет видно (?), пусть оно будет слышно (?). О великий бог Сисихооут, иначе говоря Армиооут, приди 21) ко мне и дай
    1
    На полях написано: смотри на заклинания, которые ты пишешь на фитиле.
    2
    Каждое из этих десяти имен написано дважды.
    3
    Написано дважды.

    МАГИЯ — ОСНОВА ЕГИПЕТСКИХ РЕЛИГИЙ
    131
    ответ, который я прошу, истинный, без фальши. О великий бог, который есть на горе 22) Атуки (Габон), Хабахо, Такртат, приди ко мне, пусть мои глаза будут открыты сегодня ночью для всего,
    23) о чем я попрошу, истинно, без фальши... этот голос (?) Лис- фот, Небхет... Лилас. Семь раз: и ты ложишься 24) молча.
    [Приготовление магической мази.] Мазь, которую ты накла- дываешь на глаза, когда собираешься завести речь о лампе в ри- туалах, связанных с лампой: берешь немного цветов 25) греческих бобов; ты найдешь их там, где продают венки или люпины. Возь- ми их свежими, положи в 26) закрывающийся стеклянный сосуд и выдерживай в тайном темном месте в течение двадцати дней.
    Через двадцать дней, если ты 27) откроешь сосуд, то найдешь в нем пару (?) яичек и фаллос. Оставь еще на сорок дней, и, когда ты достанешь 28) сосуд и откроешь его, увидишь, что он стал кровавым. Тогда положи его на стекло, а стекло положи в глиня- ный сосуд 29) и помести его в место, тайное во все времена. Ког- да ты хочешь прибегнуть ритуалам, связанным с лампой, в любое время, если ты наполнишь глаза свои этой 30) упомянутой выше кровью и если ты начнешь произносить заклинание над лампой, ты увидишь фигуру бога, стоящего за (?) лампой, и он заговорит
    31) с тобой о вопросе, который для тебя желателен; или ляг, и он явится к тебе. Если он не явится к тебе, встань и произнеси за- клинание, принуждающее его. 32) Ты должен лежать на зеленых циновках, будучи чистым от женщин, твоя голова должна быть повернута на юг, а лицо повернуто на север, а лампа тоже по- вернута на север.
    (33) дополнить выше — «Я молю тебя явить себя мне сегодня, и заговорить со мной, и дать мне правдивый ответ о деле, с ко- торым я к тебе обратился».
    Бог-вседержитель в эмбрионе (из Магического папируса)

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    132
    IV
    ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ
    СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ
    Слово для бога
    Иероглиф, обычно употребляемый египтянами для обозначе- ния бога (то есть идола) и любого существа или вещи, которая, как предполагалось, наделена сверхъестественной силой или си- лами, — . Я считаю, что он представляет собой кусок камня, вставленный в паз на одном конце палки или привязанный к верхнему концу палки. В одном или двух случаях видно нечто вроде шнуровки, покрывающей нижнюю половину палки. Воз- можно, это означает канат или кожаный ремешок, намотанный на рукоятку, чтобы помочь пользователю топора обеспечить бо- лее надежный захват. Некоторые авторитетные ученые считают, что этот иероглиф изображает флаг
    1
    . Звезда и сокол
    2
    также использовались для обозначения бога. Другое мнение — он пред- ставляет некий магический инструмент, используемый в культах.
    1
    Недавно совершенно иное мнение было высказано мисс М.А. Мюр- рей — она изложила их в материалах, представленных Гриффиту. Она определила нетер как «шест с привязанным к нему куском ткани, ис- пользуемый для религиозных целей». Она отвергает начальный знак из
    , а затем связывает с коптским словом, обозначающим «иву», и, скорее всего, думает, что являет собой ивовый жезл с привязанным на конце куском ткани. Если бы речь шла об эбеновом жезле чародея с неким предметом, привязанным к его концу (сравните, например, с го- ловой барана на жезле, используемом в ритуале «отверзания уст»), это предположение можно было бы обсуждать, но в таком виде оно пред- ставляется слишком фантастичным. На самом деле все просто: пред- ставляет фетиш. Египетские писцы не знали, что это за предмет, не знаем этого и мы. И пока не будет найден подробно описывающий его текст, не узнаем.
    2
    Таким образом, мы имеем , ,
    ,
    ,
    ,
    = бог; множе- ственное число
    ,
    ,
    ,
    ,
    , женский род
    ,
    ,
    ,
    ; множественное число
    ,
    ,

    ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ
    133
    Фонетическое значение — НТР или НТХР
    . Как слово произносилось, мы не знаем
    1
    , и его значение неизвестно. Пред- лагались различные его этимологии. Видеманн связывал его с
    неджер (nedjer), то есть «ударять», а Ренуф с коптским словом
    nomte — «сила», «власть»
    2
    . Прилагательное ntri
    предпо- лагает одно возможное значение. Царского сына называли сефи
    нетри (sefi netri)
    , а семя, от которого он произо- шел, — му нетри (mu netri)
    . В этих случаях представля- ется очевидным, что нетри означает нечто вроде «божественный» или «святой». Применительно к животным нетри может означать
    «священный». Когда египтяне говорили о Па нетер
    , судя по всему, они имели в виду собственное имя бога.
    Идеи Бога, единственного Бога
    Египтяне называли Творца вселенной Уа или Уа Не-
    тер
    , то есть один бог. Во многих текстах его называют
    «единственным»
    . Его также называли
    , то есть «единственный без мгновения». В гимне
    Ра, приведенном в папирусе Ани, бог Татунен называется един- ственным, «творцом мужчин и женщин»
    . В дру- гом гимне (папирус Хунефера) Ра назван «имеющий, вышедший из первичной водной бездны». В Книге мертвых (глава clxxiii) усопший говорит Осирису: «Слава тебе, повелитель богов, един- ственный бог, живущий правдой». Принцесса Неси-Хенсу славит
    Амона-Ра, говоря: «Благородная душа, которая начала существо- вать в первобытные времена, великий бог, живущий правдой, первый из девятки богов, давший жизнь двум другим девяткам богов, существо, в котором существует каждый бог, единствен-
    1
    У коптов noute или nonte — бог, enter — боги, entore и entheri — бо- гиня.
    2

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    134
    ный
    , творец царей, появившийся, когда земля об- рела форму в начале, чье рождение скрыто, многоликий, чье за- рождение неизвестно». Из этого отрывка ясно, что Амон-Ра был также единственным. В Книге мертвых (глава ii) усопший гово- рит: «Славный, пришедший с Луны. Славный, сияющий с Луны».
    Конечно, он имеет в виду Ра, бога солнца, а луна — это Осирис.
    Аменхотеп IV в своем гимне богу Атону
    , то есть солнечно- му диску, физическому телу бога солнца, говорит следующее:
    Ты Един, [но] в тебе миллионы [сил] жизни. <...>
    Никто иной не имеет такого могущества и качеств.
    Но как бы ни назывался бог, к которому обращались, Татунен,
    Ра, Амон-Ра или Атон, это всегда был бог солнца, или же его до- мом, как считали поклонявшиеся ему, было солнце. У египтян было только одно солнце, и его имя в общем-то ничего не зна- чило для фанатично ему поклонявшихся. Не следует удивляться, что Осириса звали единственным богом, потому что он был ноч- ным солнцем, стороной, обликом или фазой Ра — дневного солн- ца
    1
    . С этой точки зрения египтяне были чистейшими монотеи- стами, и их единственным богом было солнце.
    Монотеизм египтян даже можно сравнивать с монотеизмом евреев и арабов. Евреи провозгласили, что Яхве — «Господь един есть» (Втор. vi, 4). «Господь [Бог твой] есть Бог, и нет еще кроме
    Его» (Втор. iv, 35). «Видите ныне, [видите], что это Я, Я — и нет
    Бога кроме Меня» (Втор. xxxii, 39). «Я Господь и нет иного, нет
    Бога кроме Меня» (Ис. xiv, 5). Мусульмане утверждают, что Аллах един и вечен, он не рождался и не был рожден, и нет никого, похожего на него. Титулы и эпитеты, применяемые к этому един-
    1
    Интересный пример использования Уо — «Один» — можно найти в
    Текстах пирамид, где мертвый царь Унас называется «Одним-единствен- ным, быком небес»
    . Богиня Нейт тоже назы- вается единственной

    ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ
    135
    ственному богу, доказывают, что его считали саморожденным, самосущим, всемогущим, вечным, всеведущим и вездесущим, справедливым, благочестивым, милосердным и милостивым. Он правил вселенной, которую создал со своими помощниками или посланниками — ангелами, которые ему подчинялись и работали на него.
    Сет — дьявол и бог зла
    За первым днем творения, то есть за днем, когда взошло солн- це над этим миром, последовала ночь, когда солнце перестало светить, небеса потемнели, и все погрузилось во мрак. Возможно, древние египтяне, то есть африканские дикари, относились с не меньшим страхом к темноте, чем их современные потомки, и, поскольку ночь сменяла день, они считали ее могущественным противником дня. Солнце появлялось каждый день, но то же са- мое можно было сказать и о ночи, день был добрым, ночь — злой.
    Зло, которое несла ночь, несколько смягчалось луной и звездами, но ущерб луны и период, когда она оставалась невидимой, убе- дили дикарей, что темнота — непримиримый враг света. Лику небесного бога днем было дано имя Хер, Хор или Гор, а ночному лику бога было дано имя Сет
    1
    или
    , и они стали счи- таться злейшими врагами. Позже Сет стал символизировать все зло, существовавшее в материальном мире, — пустыни, ураганы, гром, наводнения и т. д. Он также считался воплощением мораль- ного зла и греха. Создание, в которое он воплотился, было на- звано «зверем Сетом». Сет, как и единственный Бог, имел много имен. Также он имел слуг и последователей, которых называли
    «сыновьями Сета», «мессу бетеш», или «детьми мятежа», «смаиу»,
    «убийцами», «тешеру», «красными дьяволами» и др. Все они про- тиводействовали трудам единственного Бога, в тексте есть указа- ния на то, что Сет и его сторонники сражались с Творцом все- ленной и их самих. Согласно Откр. xii, 7, на небе произошла война, в ходе которой архангел Михаил нанес серьезное пораже- ние мятежникам, о чем имеется много упоминаний в христиан- ских апокрифических книгах.
    1
    Список его имен в облике Апопа найден в конце папируса № 10188, хранящегося в Британском музее.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    136
    Происхождение материального бога и египетская космогония
    Тексты пирамид содержат некоторую информацию относи- тельно происхождения Творца вселенной и космогонии, однако вполне приемлемый рассказ об этом дан в папирусе Неси-Амсу, который хранится в Британском музее (№ 10188). Документ был написан на двенадцатом году правления Александра IV, сына
    Александра Великого, то есть около 311 года до н. э., но многие описанные в нем мифы и легенды относятся к раннему периоду
    Древнего царства, а некоторые из них были актуальными в до- династическом Египте. Текст, приведенный в папирусе, имено- ван как «Книга знания Хеперу (то есть творений) Ра и свержения
    Апопа»
    . Между главами молитвенника фиванского храма Амона-Ра вставлены две версии легенды о происхожде- нии Ра. В эпоху Нового царства, если не раньше, египтяне вери- ли, что все дьяволы мрака, возглавляемые Апопом — главным дьяволом-крокодилом и двойником Сета, в самые темные часы ночи нападают на солнце и прилагают все мыслимые усилия, что- бы не дать ему взойти на рассвете. Но Ра с помощью магии сле- довал своим путем к месту восхода, бросал огненные стрелы сво- их лучей в Апопа и демонов и лишал их возможности двигаться.
    Борьба между светом и тьмой, то есть между Гором и Сетом, и борьба между богом солнца и дьяволом-крокодилом продолжа- лась день за днем, поскольку ни одна сторона не могла одержать окончательную победу. Отсюда и древнее убеждение, что Ра и Сет были равными противоборствующими силами.
    Считалось, что изложенная в папирусе легенда рассказана
    Неберджером
    1 2
    , «повелителем до края», то есть Тему, всеобщим повелителем, или богом солнца Гелиополя, когда он начал существовать. Он говорит:
    Я создатель в Хепри
    3
    Я создал Творца творений,
    Творца всех творений.
    Потом я создал множество творений, которые вышли из моего рта.
    1
    Неберджер, как и Тему, исключительно искусственное имя.
    2
    Бог солнца звался на рассвете Хепри, в полдень — Ра и на закате —
    Тему.
    3
    «Владыки вселенной», то есть Ра-Горахти, бога солнца Гелиополя.

    ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ
    137
    Когда Неберджер принял облик Хепри, ничего не существо- вало, кроме обширных масс первичной водной субстанции, ко- торая, как мы знаем из старых текстов, была чернее черноты са- мой черной ночи. Эта масса время от времени перемещалась, вздымалась, а над ней клубились испарения или ветер. Богом этой жидкой массы был Нун
    1
    . Он был двуполым суще- ством, или же гермафродитом, а имя его женского двойника —
    Нунет или Нунит; одна его часть была представлена лягушкой, другая — змеей.
    Неберджер говорит:
    Небо еще не было создано.
    Земля не была создана.
    Дети земли [и] рептилии еще не были созданы в этом месте.
    Я поднял [их]
    2 из Нуну из состояния беспомощной инертности.
    Я не нашел места
    3
    , где я мог бы стать.
    Я создал заклинание в сердце своем, я заложил основы Маат
    (физических законов?).
    Я создал формы каждого вида
    4
    Я был один и сам по себе, потому что тогда я не освободился в облике Шу, и
    Я не прошел воду в облике Тефнут.
    Не существовало никого, кто работал бы со мной.
    Я заложил основу в сердце моем (или уме).
    Много творений появилось на свет от творений потомков до творений их детей.
    Я вложил мой фаллос в сжатую руку
    5
    Мое семя попало в руку.
    Я вылил его в свой рот.
    Я освободился в облике Шу.
    Я прошел воду в облике Тефнут.
    1
    Н у н — Божество изначальной небесной бездны.
    2
    Или я поднялся с ними, или среди них.
    3
    Одни считают, что такое место было в Гелиополе, другие — что оно было в Хемену (Гермополе).
    4
    Или я работал под разными обликами.
    5
    Вариант текста —
    «пришло ко мне мое сердце (или ум) от моей руки», предполагая, что
    , а не являет- ся правильным чтением.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    138
    Значение следующих двух строк для меня не ясно, но, судя по всему, в них сказано, что какая-то беда случилась с глазом великого бога, и он был восстановлен Шу и Тефнут лишь спустя долгое время. Произведя этих двух богов из своего собственно- го тела, бог объявил:
    Я стал из одного бога тремя.
    Далее Неберджер продолжает:
    Они принесли мне мой глаз.
    После этого я соединил (или собрал) мои производящие ча- сти, и я уронил слезы на них, и мужчины и женщины сразу же возникли из капель слез, лившихся из моего глаза
    1
    Текст упоминает о втором глазе, луне, который бог, видимо, сотворил из своего первого глаза, то есть солнца. Первому гла- зу, солнцу, бог «дал урей огня», и этот глаз был в ярости, когда обнаружил, что на лице бога есть и второй глаз. Влага и тепло, произведенные соответственно Шу и Тефнут, и вода Рем, боль- ший глаз бога, заставили расти травы, кусты, деревья, и появи- лись ползучие твари, и под влиянием луны они процветали и бурно развивались. Луна заняла место на лице бога, и «оно пра- вило всем миром». Шу и его женский аналог Тефнут породили
    Геба, бога земли, и Нут, богиню неба. Геб и Нут, в свою оче- редь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду, а также без- глазого Гора.
    С появлением Шу и Тефнут, как их называли, «львов-близ- нецов»
    , был совершен первый великий акт тво- рения; мрак первичной бездны Нуну, или хаос, был уничтожен,
    Шу и Тефнут заполнили пространство над Нуну. Земля заняла место Ну и отделила пространство (или небо), которое было над ней, от того, что было под ней. Шу был светом, теплом и возду-
    1

    ДРЕВНИЕ ЕГИПЕТСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ДОГМАТЫ
    139
    хом, а Тефнут — туманом, облаками и дождем. Верили, что верх- нее небо опирается на четыре столба, «столбы Шу»
    , и небо было Шуит
    — «поднятое место». Источником Шу был солнечный диск Атон
    . Некоторые идентифицирова- ли испарения или ветер, витавший над бездной Нуну, с Шу, давшим начала жизни живущим, и основание для оживления мертвого Осириса. Бругш даже заявил, что Шу являлся высшим духом.
    Метод, с помощью которого бог солнца создал Шу и Тефнут, вероятно, не удивил полудикие народы, каковыми были египтя- не додинастического периода, но представляется весьма любо- пытным, что их потомки — египтяне династической эпохи — уве- ковечили память о мастурбации божества
    1
    Тему. А в Книге врат, где описаны четыре великие человеческие расы, а именно мен
    (египтяне), аму, феме ху и нехесу, или черные, автор четко ука- зывает, что жители Судана появились на свет в результате мастур- бации Ра. В Книге мертвых (глава cxxv) мастурбация считается грехом, и Тему в нем повинен.
    Во второй версии истории сотворения бог Хепри говорит: «Я сделал себя из паут
    , то есть божественной плаз- мы, той, из которой были сделаны боги, или протоплазмы. «Мое имя Аусарс
    , паут из паутиу»
    . Возможно, Аусарс — это транскрипция
    «Осириса».
    В другом интересном варианте Хепри говорит: «Я создал свои творения там (Нуну) той душой Ба
    , которую я поднял из бездействия».
    1
    См. тексты пирамид

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   44


    написать администратору сайта