Главная страница
Навигация по странице:

  • УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ

  • ИНОПЛЕМЕННЫЕ БОГИ И БОГИНИ

  • МЕМФИССКАЯ ТЕОЛОГИЯ И БОГ ПТА-ТЕНЕН

  • Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009). Бадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип. Budge from fetish to god in ancient egypt


    Скачать 12.05 Mb.
    НазваниеBudge from fetish to god in ancient egypt
    АнкорБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Египта) (2009).pdf
    Дата19.04.2018
    Размер12.05 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаБадж - Древний Египет. Духи, идолы, боги. (Загадки древнего Егип.pdf
    ТипДокументы
    #18250
    страница21 из 44
    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   44
    ИНОПЛЕМЕННЫЕ БОГИ И БОГИНИ
    237
    чужим богам и безоговорочно принимали качества или могу- щество, присущие местным богам, и придавали им египетский облик. Родиной новых египетских богов, изображавшихся в че- ловеческом облике, были Палестина и Сирия. И хотя вплоть до правления первого царя XVIII династии Амасиса I Палестина, в сущности, была чужой страной, сообщение между ней и вос- точной Дельтой посредством торговых караванов было частым.
    Вероятнее всего, многие жители обеих стран имели смешанное египетское-семитское происхождение. Даже в самые ранние вре- мена, когда купцы и караванщики занимались обменами чаще, чем торговлей, постоянное общение между семитами и егип- тянами в Оне (Гелиополе) и других городах, расположенных на восточной границе Дельты, знакомило обе стороны с традиция- ми, привычками и образом жизни друг друга. От этого общения египтяне получили больше, чем семиты, но новые знания так и не смогли заставить жителей Африки отказаться от культа жи- вотных, птиц, рептилий и не ослабили их веру в силу древних фетишей. Религия азиатов и африканцев имеет мало общего, но культура первых и их деловые навыки были значительно выше.
    Египтяне не принимали палестинских и сирийских богов при- близительно до 1600 г. до н. э., то есть до тех пор, пока не овла- дели обеими странами и не построили форты на морском по- бережье и в их главных городах. Наиболее привлекательными представлялись им чужие боги, идентифицировавшиеся с войной и охотой, а в некоторых частях Верхнего Египта нашли своих по- читателей восточноазиатская богиня-мать, «обнаженная богиня» и Ашторет. Главными сирийскими богами, принятыми египтя- нами, были следующие:
    1. Бар
    = Баал, бог ханаанитов и финикийцев, и ва- вилонский бог Бел Мардук. Детерминатив его имени показывает, что египтяне идентифицировали его с Сетом, богом зла, но в то же время почитали его как страшного бога войны, помощь кото- рого была бесценной. В битве при Кадеше Рамзес II бушевал, как
    Менту, бог войны Арманта и Фив, «он подпоясал свои доспехи, схватил копье и, как Бар в крайней степени ярости, вспрыгнул на коня, чтобы преследовать орду хеттов». Центром культа Бара в Египте был Танис (Зоан), но мы не знаем, каким его изобра- жали египтяне. Центром культа Баалат, или Белтис, женского аналога Бара, был Джубаил или Библос. Египтяне идентифици- ровали ее с Хатхор, которую называли «Госпожа Кипу[на]» и

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    238
    «Хозяйка Уа[уа-т]». Надписи также упоминают о Белтис из Джа- пуна, которая может быть женским двойником Бала-Цефона (Исх. xiv, 2), но не обязательно Бара. Ассирийцы также упоминают это- го бога, а также Баал-Самене и Баал-Малаги.
    2. Решпу был богом молнии, огня и мора, кото- рый следует за войной. Его имя произошло от финикийского
    решеф, или решеп, — «молния». Центром его культа в Египте был Хетт Решеп. Он изображается в виде человека, носящего головной убор, похожий на белую корону Египта, из которой появляется голова и шея газели. Это может означать, что он яв- ляется богом охоты, но более вероятно, что какой-то из видов газелей был его священным животным. Его вооружение состоя- ло из копья и щита, которые он держал в левой руке, и боевого топора египетского типа, которым он размахивал над головой, держа его в правой руке. Он ассоциируется с Мином и обна- женной богиней по имени Кент на стеле в Британском музее.
    Он также идентифицировался с Шулману, ассирийским богом сражений
    1
    . Египтяне назвали его «великим вечным богом, бес- страшным, главой богов, повелителем небес, царем богов».
    3. Атума
    , сирийский бог, которого идентифициро- вали с Едомом, упомянутым в Библии (Иез. xxv, 14). У него был женский двойник, носивший то же имя.
    4. Сутех
    , бог хеттов, которого египтяне идентифи- цировали с богом Сетом. Из договора, заключенного Рамзесом II с Хетасаром, владыкой хеттов, ясно, что Сутеху поклонялись во многих местах Северной Сирии, Аренне, Хирепу (Алеппо) и др.
    5. Нукара
    — это, возможно, вавилонская
    Нингал; ее египетские изображения неизвестны.
    6. Амит (?)
    . Ее облик и качества неизвестны.
    7. Антат
    . Сирийская богиня войны, которая изо- бражается в виде женщины, на голове которой египетская корона юга с перьями, в руках — копье, щит и боевой топор. Ее святилище было построено в Фивах при Тутмосе III. Вероятно, она близка богине Антретжу
    , упомянутой в хеттском трактате.
    1
    Больше о Шулману можно узнать из книги Смита «Ранняя история
    Ассирии».

    ИНОПЛЕМЕННЫЕ БОГИ И БОГИНИ
    239 8. Астарта
    , она же Ашторет, семитская богиня войны, в Египте почитаемая как форма Хатхор, Исиды и других богинь. В поздний период она изображалась в виде женщины с головой львицы, с диском на голове и хлыстом (?) в правой руке.
    Она стояла на колеснице и подгоняла четверку коней по повер- женным врагам. Центром ее культа в Египте был Аполлинополь
    Магна (Эдфу). Египтяне научились использовать в военных дей- ствиях лошадей от семитов Восточной пустыни, и их знания о ценности этого животного для военных целей и методах его ис- пользования относятся примерно к 1700 году до н. э., не рань- ше. На рельефе в храме Эдфу богиня названа «госпожой лоша- дей, госпожой колесницы», но этот титул не является древним.
    9. Кент
    . См. следующий параграф.
    10. Кетеш
    , или Кетшу
    . Сирийско-фини- кийская богиня, олицетворение любви и красоты, которую в
    Египте идентифицировали с Хатхор, Исидой и другими богиня- ми луны. Она изображается в виде обнаженной женщины, по- вернутой анфас к зрителю, стоящей на льве. На ней головной убор Хатхор, который в одном случае увенчан полной луной, опирающейся на месяц. В правой руке она держит букет цветов, в левой — змею. На стеле в Британском музее она названа Кент, на Туринской стеле — Кетеш, и в надписи на каждой ее вели- чают как «госпожу небес, возлюбленную всех богов, глаз Ра без второго». Имя Кетеш, возможно, связано с еврейским кадеш
    1
    , храмовая проститутка, шлюха. Если так, мы можем считать ее блудницей богов. Боги Мин и Решпу, которые изображены с ней на стеле, возможно, являются ее любовниками.
    11. Асит
    , всадница-богиня войны, несущая копье и щит. Мюллер («Азия и Европа») считает, что она была жен- ским двойником бога Усоос (sic), который был одет в шкуры и мог быть умиротворен посредством кровавых приношений. То, что она была богиней Восточной пустыни, доказывается стелой, обнаруженной возле храма в Радасии, по пути к золотым руд- никам Джабал-Забары
    2 1
    На распутство ее обрядов указывают такие тексты, как Бытие xxxviii,
    1, 2; Втор. xxiii, 18 и др.
    2
    То есть изумрудным шахтам на западном побережье Красного моря.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    240 12. Анат
    , сирийская богиня войны, изображаемая в виде женщины с очень высокой короной, украшенной перьями, несущей копье, щит и боевой топор. См. нижнюю часть стелы в
    Британском музее.
    Древнейшие известные нам нубийские или суданские боги это:
    1. Тетун, бог войны, изображаемый в виде хищной птицы, стоящей на жердочке в форме полумесяца
    (?). Его изображе- ния можно видеть на предметах династического периода, найден- ных в Абидосе и Иераконполе. Он несколько раз упоминается в
    Текстах пирамид, а за его именем сразу следует птица-детерми- натив —
    ,
    . Последний детерминатив показывает, что во время правления VI династии его культ, по крайней мере в Египте, устарел. В Текстах пирамид его называют
    «молодым человеком с юга, пришедшим из Та-сти (Нубии)». Он приносит мертвому царю прекрасно пахнущий ладан, использую- щийся богами. В другом отрывке он является одним из четырех богов, несущих лестницу, по которой царь Пепи должен поднять- ся на небо. Самые ранние египетские изображения Тетуна най- дены в небольшом храме Хнему, построенном Тутмосом III в
    Сенмахе, во Втором катаракте. Там он изображен как обычный бог-царь Египта, бородатый и держащий в руке и . Жрецы на- зывали его Кенемтеф, то есть «носящий шкуру леопарда», в Тек- стах пирамид — Анмутеф
    . В папирусе Ани есть изо- бражение Анмутефа, одетого в леопардовую шкуру
    1 2. Бес
    ,
     у греков. Самое раннее упоминание об этом божестве мы находим в Текстах пирамид, где говорится о
    «хвосте Беса»
    , а самое древнее его изображение — на волшебной палочке (?) в главе II. Его обычно представляют карликом с большой бородатой головой, высунутым языком, плоским носом, лохматыми бровями и волосами, большими гла- зами навыкате, длинными тонкими руками, кривыми ногами и хвостом. Иногда его тело завернуто в шкуру животного (панте- ры), и он носит на голове корону с высокими перьями, очень напоминающую головной убор богини Сатет, входящей в триаду
    1
    В Книге мертвых мы читаем: «Я — Гор Неджтеф. Я Анмутеф и т. д.».

    ИНОПЛЕМЕННЫЕ БОГИ И БОГИНИ
    241
    Элефантины. Внешность пигмея и головной убор подтверждают его суданское происхождение. Его культ, несомненно, очень древ- ний. Обычно он изображается лицом к зрителю, как обнажен- ная богиня Кетеш. Он — танцор, музыкант, играет на лире и арфе, возможно, выступал племенным сказителем. В роли солда- та он носит короткую военную тунику с поясом, в правой руке держит короткий меч, а в левой — щит. Он символизирует ве- селого, добродушного, беззаботного жителя Судана, который любил, и любит до сих пор, хорошо поесть и выпить и получить удовольствие — повеселиться, развлечься всевозможными спо- собами. Такой человек всегда готов и заняться любовью, и сра- зиться с врагами. Фигуры Беса находят вырезанными на руко- ятках зеркал и тюбиках сурьмы, на подставках для головы или подушках мумий — это показывает, что он всегда ассоцииро- вался с радостью и покоем. Его ухмыляющееся уродливое лицо вызывало смех и отгоняло злых духов. Он также был убийцей змей и прочих ядовитых существ. Во время правления Тутмоса I его ассоциировали с богиней-гиппопотамом Таурт или Апет. Они оба находятся в палатах, где вот-вот родится царица Хатшепсут.
    Очевидно, Бес также считался другом детей.
    Но гном или пигмей должен быть связан с некими древней- шими суданскими верованиями. Царь V династии Асса отправил своего придворного в «Страну духов», в Судан, и тот привез об- ратно гнома, чтобы тот танцевал перед царем «танец бога». Дру- гой придворный — Херхуф также привез пигмея, который был отправлен в Мемфис Пепи II. В Текстах пирамид три царя иден- тифицируются с «гномом танца бога, который вселяет веселье в сердце бога». Хорошо известно, что танец в Судане, как и в дру- гих местах, считался актом поклонения, и мы можем отметить, что Тутмос III танцевал перед богиней Хатхор. Свойства Беса претерпели существенные изменения в эпоху Нового царства
    (см.Книгу мертвых, гл. cxlv; возможно, это он изображен в виде монстра в виньетке главы xxviii). Судя по всему, именно он изо- бражен и на стеле Меттерниха. В коптском языке это имя при- няло форму «Беса». Женского двойника беса зовут Бесет или
    Бесит.
    Пта-Секер — один из старейших египетских богов, представ- лен в виде гнома с жуком на короне. Жук — символ «новой жиз- ни», «рождения». Вполне возможно, фигура Пта-Секера пред- ставляет собой человеческий эмбрион перед рождением.
    Менее известны следующие суданские боги:

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    242
    Ари-Хемс-Нефер
    , местное божество района
    Филе. Он имел следующие формы: 1) человека с головой льва, носящего короны севера и юга, с коброй, и 2) человека в коро- не Атеф, сидящего на троне.
    Мерил
    , или Мерул
    , третий член триады Телмеса (Талмиса), на месте которого стоит современ- ное селение Калабша в Нубии, в 35 км к югу от Асуана. Текст, приведенный Бругшем, говорит о его приходе из «Земли богов», то есть района Южной Аравии и африканского побережья — до
    Сомали. Его культ, вероятно, был очень древним. В своей «Ре- лигии» Бругш утверждает, что некогда он изображался обнажен- ным, только в нагруднике, а на шее — цепь с амулетом .
    Аахес в Текстах пирамид именуется «Наместни- ком земли юга», что в прежние времена, вероятно, означало ре- гион между Джабаилом-Силсила и Асуаном или Калабшей. Те- тун, упоминаемый в том же параграфе, называется «наместником земли Тасти», то есть всей Нубии и Куша.
    Говоря о чужеземных богах, мы не можем не упомянуть о Хне- му (Хнуме)
    , который вместе со своими двумя женски- ми двойниками, Сател и Анкет
    , входит в триаду
    Элефантины. Хнему, или Хнум, — додинастическое название особого вида барана, который являлся его воплощением. В глу-
    Бес-павиан
    Бес-арфист

    ИНОПЛЕМЕННЫЕ БОГИ И БОГИНИ
    243
    бокой древности Хнему был богом воды и богом par excellence
    Первого катаракта. Там находились его главные святилища, он управ- лял Нилом и его ежегодными разливами. В этой роли одним из его имен было Кебх или
    , или «бог прохладной воды». Среди его многочисленных титулов и эпитетов мы находим следующие:
    1. Творец людей, создатель богов, отец, который был в начале.
    2. Создатель вещей, тех, которые есть, определяющий вещи, которые будут, источник всего, что начнет существовать, отец отцов, мать матерей.
    3. Отец отцов богов и богинь, владыка всего, что он создал, творец небес, земли, Туата (подземного мира), воды и гор.
    4. Поднявший небо на четырех столбах, поддерживающий его на месте вечно.
    5. Хнум, владыка Филе, живущий божественный баран Ра, великий бог, обитатель первых номов. Страх пред ним, облада- телем четырех бараньих голов, священным бараном Ра, велик.
    Главным объектом заботы Хнума был Первый катаракт, и он не был забыт, даже когда жрецы перенесли центр культа в Ша-
    Сехетеп, Эсне, Абидос и Гераклеополь.
    Царь Джосер пребывал в великой тревоге, потому что вода
    Нила оставалась очень низкой на протяжении семи последних лет. Запасы продовольствия и зерна подошли к концу, есть было нечего, люди на улицах падали и умирали, старики и дети гибли один за другим. Царь отправил посланца к Матеру (?), правителю
    Нубии, чтобы узнать, где он может отыскать бога или богиню
    Нила, к которому или к которой можно обратиться за помощью.
    Матер ответил, что Нил попадает в Египет через две пещеры Кер- ти на острове Элефантина, а значит, ложе Хапи на- ходится там. Хранителем этих пещер был Хнему, он же являлся привратником, открывавшим засовы для того, чтобы вода попа- дала в Нил. Царь лично отправился на юг и принес дары в храм
    Хнума. Бог сам появился перед ним и проговорил: «Я творец, я защищаю тебя и твое тело. Я сам себя сотворивший бог, я — пер- вичные воды, я — Нил, и я поднимаюсь, когда хочу. Я всемогу- щий отец богов и владыка людей». Затем бог сказал, что люди перестали ему поклоняться и забыли дорогу в его святилища. Царь издал декрет, предписывающий восстановить храм, и выделил ему богатые дары. Бог, в свою очередь, пообещал, что отныне
    Нил будет разливаться ежегодно, как в доброе старое время.

    УОЛЛИС БАДЖ. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ: ДУХИ, ИДОЛЫ, БОГИ
    244
    В Книге мертвых (глава ххх) усопший об- ращается к Хнуму, называя его тем, кто сое- диняет и укрепляет его тело, он называет себя
    Хнумом из Ком-Омбо, и говорит, что дом для него был построен богиней Сешет и Хнумом.
    В виньетке главы clxvii мы видим Хнему, Хе- при и Гора (Ра), каждого в своей ладье.
    Форма имени Хнему со временем измени- лась. На стенах пирамидальной гробницы «Мур- тек» в Мероэ мы читаем Кнуфи, отсюда формы
    Хнеф,
     у греков, Хнуфис и др. Гностики писали имя Хнему как Хнубис, Кнуфис и да- же Хнумис. Но гностики считали его не во- дным богом, а своего рода Agathodaemon, и представляли его в виде гигантского змея с головой льва, окруженного короной из семи или двенадцати лучей. Амулеты из зеленого камня, на которых вырезан змей и его имя, считались магическими и применялись в ме- дицинских, а не в духовных целях. Ожидалось, что они дадут тем, кто их носит, здоровье, бо- гатство, процветание и долгую жизнь. Старый бог воды Хнему давал людям то же самое, обе- спечивая ежегодные разливы Нила.
    Триада, в которой Хнему играл главную роль, входила в груп- пу богов Элефантины. Ее членами также были Сатет, Анкет, Хапи,
    Геб, Нут, Осирис, Исида, Гор и Нефтида. Но мы знаем, что сле- довало упомянуть и о другой богине — Хекет, богине-лягушке.
    Именно она склоняется перед Хнему, и, когда он лепит на своем гончарном круге двух людей, богиня дает им жизнь.
    Х
    МЕМФИССКАЯ ТЕОЛОГИЯ И БОГ ПТА ТЕНЕН
    В гимне богу Пта-Тенену, опубликованном Лепсиусом, мы находим перечень титулов, данных ему теологами XIX и XX ди- настий. Гимн начинается так:
    «Почтение тебе, о Пта-Тенен, великий бог, чей облик скрыт.
    Ты открываешь свою душу, ты просыпаешься в мире. О отец отцов всех богов, Пта небес. Ты освещаешь их своими глазами
    Анхер. К чужерод- ным богам можно отнести и Анхера из Абидоса, культ и черты которо- го вобрал в себя
    Осирис

    МЕМФИССКАЯ ТЕОЛОГИЯ И БОГ ПТА-ТЕНЕН
    245
    (солнцем и луной), ты освещаешь землю своими яркими луча- ми, пребывая в мире.
    Ты создал людей, указал им то, как следует жить, и ты со- творил богов.
    Ты идешь в вечности, твоих форм множество, ты слышишь молитвы, обращаемые к тебе людьми.
    Ты создал собственные члены, сотворил свое тело, когда зем- ли и небес еще не было и когда воды еще не текли.
    Ты соединил вместе землю, ты собрал свои члены, ты сфор- мировал свое тело, и ты стал тем Единственным, кто сделал для себя опору и вылепил Две Земли.
    У тебя не было отца, чтобы зачать тебя, у тебя не было ма- тери, чтобы родить тебя, ты создал себя сам без помощи других существ, и ты явился в мир, имея все, что тебе нужно.
    Ты существуешь (?) в древнем сыне Ра, ты уничтожаешь ночь и разгоняешь мрак двумя глазами Пта-Тенена (солнцем и луной).
    Твои ноги на земле, и твоя голова в высотах над твоей фор- мой «Обитателя Туата». Ты опираешься на работу, которую де- лаешь, ты поддерживаешь свою божественную силу, и ты по- могаешь себе силой своих рук.
    Твои ноги на земле, и твоя голова в высотах, в твоих творени- ях, как «Обитателя Туата»... Небеса над тобой, Туат под тобой.
    Слова выходят из твоих ноздрей, и небесные воды из твоего рта, и зерна жизни прорастают на твоей спине. Ты делаешь зем- лю плодородной, люди и боги живут в изобилии, и они видят корову Мехурит в твоем поле.
    Когда ты отдыхаешь, приходит мрак, а когда ты открываешь глаза, появляются лучи света.
    Ты великий бог, который растянул небеса, который заставил свой диск вращаться в теле Нут и войти в тело Нут в имени сво- ем Ра. Ты творец богов и людей и всего сущего, ты творец всех земель, и стран, и Великого Зеленого моря в имени своем Хепер-
    Та
    . Ты привел Хапи из его источника, и рас- цвели зерна жизни.
    Ты заставил зерна жизни расцвести, ты создал зерно, кото- рое вышло из тебя в имени твоем Ну древний
    . Ты сделал плодородными водные массы небес, заставил воду прий- ти на горы, чтобы дать жизнь мужчинам и женщинам в имени твоем Ари-Анх (Создатель жизни).

    1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   44


    написать администратору сайта