Главная страница
Навигация по странице:

  • (Песня мальчика

  • Возрастная психология. Абрамова Г. С._Возрастная психология. Что такое возрастная психология 4 Глава 2 в которой коечто о прогрессе 42 оглавление 1241 Абрамова Г. С


    Скачать 4.11 Mb.
    НазваниеЧто такое возрастная психология 4 Глава 2 в которой коечто о прогрессе 42 оглавление 1241 Абрамова Г. С
    АнкорВозрастная психология
    Дата14.09.2022
    Размер4.11 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАбрамова Г. С._Возрастная психология.doc
    ТипГлава
    #677247
    страница34 из 49
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   49
    О РАННЕМ
    ДЕТСТВЕ
    (2-4 ГОДА)




    Грустная ягодка в лесу росла,
    целый день падала она.
    Наконец упала, мы ее домой принесли
    она стала у нас жить.

    (Песня мальчика 2-х лет)

    - Я сам?

    - Нечего самкать, ничего не понимаешь!

    (Диалог с 3-леткой, услышанный
    на улице большого города!

    - Наш уже большой, скоро 3 года. Все понимает.

    (Бабушка о внуке)

    Только дурно воспитанный человек стремится всегд;;

    играть роль воспитателя.

    М.Светлоь

    Когда я прочитала слова мудрейшего Э.Эриксона о том
    что «каждое общество и каждый возраст должны находить
    свою форму почитания, которая выводит любовь к жизни и-
    образа мира, переходя от предопределенности к полной не
    обусловленности», а «очень много людей гордятся тем, чтс
    обходятся без религии, тогда как их дети не могут позволить
    себе такую "роскошь"»', я словно нашла ключ к понимании
    для себя тех фактов, которые долгое время преследовали меня
    Их было несколько:

    - наказанный стоянием в углу трехлетний ребенок, кото-
    рый уже давно намочил штанишки, но время наказания еще
    не кончилось, и на его рев никто не обращал внимания;

    - девочка четырех лет, которая на любое мое предложение
    что-то сделать вместе (нарисовать, почитать, поговорить,
    побегать и прочее) долго и упорно отвечала (под одобритель-
    ное мамино «Она у нас стеснительная»): «Я не умею»;

    - и этот маленький эстонский мальчик (чуть старше трех
    лет), зажав в кулаке деньги, бесстрашно шел покупать хлеб;

    - и девчушка, простоявшая весь новогодний праздник у
    маминых ног;

    - и рассуждение трехлетнего мудреца о том, что человеков
    надо делить «на добрых и еще не исправившихся»...

    Ключ этот в словах «вера в жизнь», в свою, в чужую, в
    жизнь вообще, - то глобальное мироощущение, жизне-

    I Эриксон Э. Детство и общество. -С. 22.
    430

    ощущение, которое так трудно исследовать и описать, но
    так легко почувствовать, прожив рядом с ребенком хотя
    бы минуту.

    У взрослых людей это мироощущение (вера в жизнь) мо-
    жет рационализироваться через социальные действия или
    научные знания, но она есть - и это важно, это сохраняет,
    охраняет доверие к жизни. В то же время (практическим пси-
    хологам и психотерапевтам это хорошо известно) существует
    на свете много людей, которые на словах, формально, верят
    якобы в жизнь, а сами реально полны неверия в нее и в чело-
    века, полны безнадежности. Это опасные для детства люди,
    именно они гасят в нем истоки жизненной радости.

    Взрослый человек присутствует во всех качественных из-
    менениях психической реальности ребенка в раннем детстве.
    Мне было бы проще написать в этой главе о том, как разви-
    ваются отдельные психические функции - память, внимание,
    мышление, воображение, речь, восприятие и другие прояв-
    ления индивидуальной жизни ребенка. Об этом достаточно
    много материала в отечественной и зарубежной психологии,
    но мне хотелось увидеть и сделать доступным для обсужде-
    ния читателей и другой материал - отношения ребенка и
    взрослого, содержание этих отношений и его влияние на
    решение задач развития.

    Традиционно эти отношения описываются как поощрение
    и наказание, мне бы хотелось добавить к ним еще действие
    прощения.

    Итак, раннее детство ребенка проходит среди людей (взрос-
    лых и сверстников, старших и младших детей), которые при-
    меняют по отношению к их жизненной активности санкции в
    виде наказания («нельзя», «табу»), ограничивая ее. Можно
    заметить, что это одно из главных противоречий этого пе-
    риода жизни: ребенок пришел к нему с ликующим чувством
    переживания собственных возможностей - это естественный
    путь здорового развития нормального ребенка, а встречается
    он с ограничениями своих возможностей.

    «Я могу бегать», но бегать нельзя - бабушка спит. «Я могу
    кричать», но кричать нельзя, кругом люди.

    Ограничения идут от свойств предметов - очень тяжелых,
    очень горячих, очень далеких, ограничения связаны и с неви-
    димыми свойствами человека - его мыслями, желаниями, со-
    стоянием, которые надо (надо бы) учитывать.

    Психологическое пространство ребенка начинает приоб-
    ретать семантическую глубину, появляются и проявляются
    первые обобщения переживаний, вызванных встречами со

    431

    скрытыми от непосредственного наблюдения свойствами
    предметов, в том числе и своих собственных.

    Думаю, что возможности ориентации на такие свойства
    предметов тесно связаны с развитием мышечной системы ре-
    бенка, с ее созреванием, обеспечивающим произвольное на-
    пряжение мышц и их произвольное же расслабление'. Именно
    созревание мышечной системы обеспечивает ребенку условия
    для осуществления самоконтроля при овладении навыками
    опрятности. Этот момент в развитии ребенка раннего возрас-
    та является очень существенным, так как именно эта ежеднев-
    ная ситуация проявляет отношение взрослого к ребенку с вы-
    раженной экспрессивной окраской. Многие исследователи
    межкультурных различий связывают истоки характера чело-
    века с реакцией взрослых на опрятность ребенка в раннем
    детстве. Здесь прослеживается примерно такая закономер-
    ность: чем строже приучают ребенка к опрятности (часто и
    сильно наказывают), тем агрессивнее и замкнутее характер
    взрослого человека. Наоборот, чем либеральнее взрослые
    реагируют на проявление естественных функций организма
    ребенка, тем мягче и открытое характер взрослого человека.
    Подобные факты были описаны М.Мид, З.Фрейдом, И. С. Ко-
    ном и другими исследователями.

    Таким образом, решение ребенком важнейшей задачи раз-
    вития - овладение самоконтролем - осуществляется на фоне
    действия наказания со стороны взрослых. Естественно, что
    не только его, но и других - прощения и поощрения тоже. В
    целях дальнейшего анализа остановимся сначала подробнее
    именно на этом действии. Без применения какой-либо фор-
    мы наказания растить ребенка практически невозможно,
    разве только чисто теоретически. Банальным является и
    утверждение о том, что одно наказание по степени его вос-
    питательного воздействия существенно отличается от друго-
    го. Существует обычно две группы наказаний, отличающих-
    ся содержанием воздействия на ребенка, но объединенных
    его целью, - обе они обращены к чувствам ребенка, влияют
    именно на них.

    Первая группа наказаний основана на разных формах
    лишения родительской любви: ребенка с незапамятных вре-
    мен ставят в угол, не разговаривают с ним, отправляют в
    другую комнату, обещают выгнать из дома и т.п. Расчет во
    всех этих воздействиях идет на боязнь ребенка потерять ро-
    дительскую любовь.

    I См. подробно: Вер штейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М., 1994.

    432

    Вторая группа наказаний - наказание, рассчитанное на
    страх (естественный для любого живого существа) перед болью.

    Оба этих вида воздействий обращены к чувствам ребенка,
    а чувства ребенка в раннем возрасте весьма своеобразны.
    Примерно в 2-2,5 года (у девочек раньше, чем у мальчиков)
    возникает период упрямства, который легче проходит у дево-
    чек и, как давно замечено, труднее у мальчиков. Это еще один важный шаг в развитии самоконтроля ребенка раннего воз-
    раста. Упрямым, непослушным его называют неслучайно;

    естественно, что так его называют взрослые, предполагая при
    этом собственные трудности воздействия на ребенка. Главная
    трудность для взрослых в том, что ребенок сопротивляется
    (долго, упорно, явно недоброжелательно) их воздействию.

    Помните, на первом году жизни ребенок «не слушался» взрослого с улыбкой, приглашая его разделить радость пере-
    живания собственной автономности, а здесь картина другая.

    Упрямство приносит и самому ребенку негативные пере-
    живания - приходится злиться, не только плакать, но и от-
    чаянно реветь, чтобы... чтобы отстоять свою собственную
    автономность. Можно было бы обозначить эту ситуацию в
    терминах сопротивления материалов - для ребенка это проба на прочность границ его психологического пространства,
    доступность их для собственного и чужого влияния. Да,
    взрослые, вообще другие люди имеют огромное значение
    для жизни малыша в раннем возрасте, без них он просто
    погибнет, но упрямится-то он именно перед взрослыми.
    Мальчики и девочки, которые все делают наоборот, шиво-
    рот-навыворот по отношению к требованиям взрослых, часто это выглядит смешно:

    - Иди, наденем шарфик.

    - Не пойду.
    Через 15 минут:

    - Не ходи, не ходи надевать шарфик.
    Трехлетка без слов подходит с самым серьезным видом.
    Что это такое? Я читала много вариантов объяснений то-
    го, что происходит в этот яркий кризисный период, период
    упрямства, который еще называют периодом «я сам». Мне бы
    хотелось высказать несколько таких соображений: малыш в
    раннем возрасте уже умеет говорить, говорит много, активно;

    любит и умеет слушать речь (ему можно и нужно читать книги) других людей, он пользуется и эгоцентрической речью -
    обращенной только к себе самому. (Феномен этой речи де-
    тально исследован Л.С.Выготским.) Именно в речи фиксиру-
    ются проявления психической реальности, ее разные свойства

    433

    (или группы свойств - модальности), например, «хочу - не хо-
    чу», «могу - не могу», «знаю - не знаю» и другие.

    Думаю, что на фоне сформировавшегося уже чувства не-
    прерывности существования ребенок (особенно через словес-
    ное обозначение) сталкивается с дискретными, конечными
    свойствами психического. В более широком смысле он встре-
    чается с существованием уже омертвевших или умирающих
    психологических структур (вспомните рассуждения об этом
    Л.С.Выготского). Таким образом, время мощно заявляет о
    своем существовании через возможные (в том числе необра-
    тимые) изменения как в предметах, так и в чувствах человека,
    в чувствах самого ребенка.

    Переживание потери, исчезновения, утраты (как бы отри-
    цания, «не» в более широком смысле) становится актуальным,
    ведь именно его эксплуатируют взрослые при выборе наказа-
    ния ребенка в виде лишения любви. Это не то переживание,
    которое было у младенца, недоуменно разводящего ручками
    при исчезновении предмета («ма» - нет его), и словно забы-
    вавшего о нем. Переживание ребенка раннего возраста уже
    имеет глубину, заданную доступным для него обобщением в
    слове: нет мамы, нет машинки, это как бы нет и части тебя,
    так как именно ты знаешь, кто это «мама», что это «машин-
    ка», как они относятся к твоему Я. Забыть об их исчезновении
    уже непросто, они уже заняли (занимали) место в психологи-
    ческом пространстве, вместо них - пустота, а значит, напря-
    жение, связанное с необходимостью ее восполнения. Думаю,
    что вот это переживание пустоты является одной из важней-
    ших особенностей развития чувств детей раннего возраста -
    может быть, одной из первых встреч с умирающими, исче-
    зающими психологическими структурами, происхождение
    которых определяется существованием конкретного предмета,
    человека, собственного состояния. Это как бы проба на дина-
    мичность психической реальности, на ее относительную ста-
    бильность. Недаром в этом возрасте уже можно говорить об
    эмоциональных и интеллектуальных привязанностях детей:

    любимых игрушках, занятиях, сказках, людях. Они как бы
    воплощают стабильность, так необходимую для развития в
    этом возрасте.

    В то же время наряду со становлением стабильных свойств
    психической реальности ребенок осваивает и ее динамические
    качества. Похоже на то, что есть несколько источников этого
    знания: тело взрослого человека и язык. Именно с ними начи-
    нает экспериментировать ребенок, переживающий наличие
    дискретных свойств в своей жизни. Чтобы не писать только от

    '34

    собственного лица, сошлюсь на очень важные и значимые для
    меня работы В.И.Гарбузова, который, используя данные
    многолетних наблюдений и исследований, писал о том, что
    «он и ударит осознанно, а ударив, ждет, что будет, - стерпят
    или нет, и если стерпят, то ударит снова и уже сильнее. Он
    идет на конфликт, испытывая терпение родителей, познавая
    уровень допустимого»'. Тело взрослого человека, вернее, воз-
    можности воздействия ребенком на него, становится важней-
    шим источником переживаний о дискретных свойствах ак-
    тивности, я бы сказала шире - о дискретных свойствах живо-
    го. Среди них, на мой взгляд, важнейшие - это свойство иметь
    непроницаемую для другого поверхность, занимать место,
    иметь собственный объем.

    Может быть, кому-то из читателей покажется ненужным
    это описание, но количество современных работ, посвященных
    проблемам социального научения детей раннего возраста как
    в отечественной, так и в зарубежной психологии, убеждает
    меня в необходимости рассматривать упрямство и негативизм
    детей раннего возраста как пробу качеств, свойств психиче-
    ской реальности. Взрослый в этой пробе выступает в качестве
    эталона меры воздействия не только по отношению к себе
    (допуская воздействие ребенка на собственное физическое
    тело), но и в качестве меры самовоздействия ребенка. Неда-
    ром ведь двух-трехлетний ребенок, упав, прежде чем зареветь
    от боли, выдерживает паузу, выбирая, для кого реветь. Если
    зрителей мало или нет вообще, то он вполне способен без слез
    справиться с достаточно сильной болью, да еще и утешить
    себя словами и интонацией близких ему людей.

    Чувствительность к своей и чужой боли, способность к со-
    переживанию - ориентация на свойства чувств другого чело-
    века, вот что закладывается в раннем детстве.

    Останавливая ребенка, готового ворваться, вмешаться в
    жизнь тела взрослого, отец, мать, бабушка - любой человек -
    говорят ему словами и действиями «нет», т.е. вводят дискрет-
    ность, конечность.

    «Есть», «можно» - это непрерывность, «да» - это спон-
    танность. «Нет» - это и есть «нет», на которое, как известно,
    и суда нет.

    «Нет» - это и остановка в активности, пауза, точка в не-
    прерывном потоке, если хотите, то это начало пути в овладе-
    нии собственной позицией. «Нет», «нельзя» обозначает необ-

    ' Гарбузов Н.А. Нервные дети; он же. Практическая психотерапия. -
    Л., 1994;и др.

    435

    ходимость существования дистанции, расстояния, а оно быва-
    ет только между чем-то и чем-то, между кем-то и чем-то, меж-
    ду кем-то и кем-то, но определенными, имеющими свои гра-
    ницы и не проникающими друг в друга.

    Упрямство - сопротивление воздействию другого человека
    сопряжено с прерыванием активности, оно и есть та пауза, в
    которой зарождается позиция во взаимодействии. Ее очень
    трудно обозначить, так как нужно зафиксировать и удержать
    предмет взаимодействия. В замахнувшейся на взрослого чело-
    века руке ребенка, в самой угрозе удара есть мгновение для
    этой паузы, которое позволяет предотвратить удар - воздей-
    ствие на тело взрослого. Предотвратить - значит «поставить
    на место», обозначить дистанцию, зафиксировать границы
    позиции и ее наличие. Вернуть на место - обратить вспять
    активность ребенка с помощью силы взрослого (и, естествен-
    но, разума тоже), значит, по-моему, способствовать становле-
    нию обратимости - уже упоминавшегося ранее свойства пси-
    хической реальности.

    Итак, тело взрослого человека становится источником
    формирования позиции ребенка через создание условий пере-
    живания дистанции в воздействии на него. Именно она по-
    зволяет выделить и зафиксировать существование особого
    предмета во взаимодействии со взрослыми - психической
    реальности.

    Кроме того, негативизм ребенка проявляется в его отрица-
    нии предложений взрослого о действиях и намерениях: бу-
    дешь - не буду, хочешь - не хочу, иди - не пойду, возьми - не
    возьму и т.п. Это проявление упрямства, зафиксированное в
    речи ребенка через «не» (знаменитое «не хочу», «не буду»),
    через анализ ситуации взаимодействия его со взрослым, мож-
    но, по-моему, понимать как момент рождения качественно
    нового предмета взаимодействия, который, говоря научным
    языком, можно было бы назвать модальностями психической
    реальности. Говоря иначе, ребенку нужно бы заявить о суще-
    ствовании своей позиции, он чувствует ее силу как силу своего
    воздействия, он чувствует напряжение и возможность его
    регулировать, но не владеет средствами, в первую очередь
    языковыми, для того чтобы ее обозначить. Л.С.Выготский
    говорил о ней как о возможности анализа действительности с
    помощью понятия, которая наступает раньше, чем анализ
    самого понятия.

    Ребенок уже переживает действительность, действенность,
    актуальность своей позиции, но не может ее адекватно вы-
    разить; единственная форма, которая ему доступна, это

    436

    форма неравенства: Я - это не Ты, может быть точнее, Я -
    это не Другой.

    Переживание своей нетождественности со взрослым - ос-
    нова появления негативизма. Это встреча, событие, момент
    актуализации важнейшего свойства жизни - ее дискретности.

    Я думаю, что в бытовых заботах о воспитании ребенка
    взрослые редко замечают ту глубину переживаний, которые
    характерны для детей раннего возраста, можно только чуть-
    чуть прикоснуться к ней, например, в творчестве одаренных
    детей этого возраста - в стихах, сказках, песенках, рисунках.
    Удивительно, как часто в них звучат нотки одиночества и
    грусти. У меня была возможность наблюдать за ранним раз-
    витием нескольких одаренных детей; свои рисунки, напри-
    мер в трех-четырехлетнем возрасте, они называли так: «Оди-
    нокий столб», «Грустный человек», «Озябшее дерево», в
    стихах и песенках было и про грустную ягодку (см. эпи-
    граф), и про заблудившегося царя, конечно, не все темы бы-
    ли такими, но все-таки...

    Характерной в этом смысле является реакция одаренных
    детей на явления природы, на животных и растения. Так, на-
    пример, они все (каждый в период раннего детства, но с раз-
    ной степенью интенсивности) испытывали благоговение перед
    цветами и растениями, очень беспокоились, когда цветы от-
    цветали, спрашивали о их возможном появлении на этом рас-
    тении снова.

    Маленькие упрямцы и упрямицы уже испытывают чувство
    тревоги за судьбу живого - котенка, щенка, цыпленка. Смерть
    животного очень огорчает их, они не хотят с ней примирить-
    ся, придумывают счастливые концы.

    Думаю, что с переживанием дискретности связано и желание
    детей этого возраста много-много раз (безумно много, с точки
    зрения взрослого) перечитывать одну и ту же сказку, одну и ту
    же историю. Кстати, в этом возрасте дети очень легко научают-
    ся читать и говорить на нескольких иностранных языках. Про-
    блемы раннего обучения не являются специальным предметом
    обсуждения в этой книге, но сегодня опыт по воспитанию и
    обучению детей от 0 до 4 лет показывает практически беско-
    нечные возможности детей, еще очень и очень слабо изученные.
    Меня привлекает в этих работах идея о радости и доверии, ко-
    торые необходимы учителю малышей, да и им самим для эф-
    фективного обучения. Название одной из книг об этом очень
    точно: Сессиль Лупан «Поверь в свое дитя».

    Ему же, двух-четырехлетнему, надо пережить встречу с
    «нет», с пустотой, вырастить в себе силы для осуществления

    437

    собственной позиции во взаимодействии с другим человеком,
    для этого ее надо найти в переживании, обозначить и нау-
    читься удерживать во времени и пространстве. Известно, что
    эту роль выполняет имя человека, конечно, мы до конца не
    знаем его роли, можно только предполагать, опираясь на
    факты и чужие гипотезы. Факты есть очень, по-моему, крас-
    норечивые: называние себя именем собственным с ошибками
    в роде действия («Маша пошел»), называние себя именем соб-
    ственным без ошибок («Маша пошла»); отказ от имени собст-
    венного и называние себя чужим именем; называние себя лич-
    ным местоимением.

    Становящаяся идентификация проявляется во всех этих
    фактах: идентификация по полу, аутоидентификация.

    Для меня очень важны и интересны факты отказа детей
    от собственного имени и называние себя именами других
    реальных людей или вымышленных персонажей. Надо отме-
    тить, что это не ситуативные, игровые переименования по-
    нарошку, это очень серьезный, достаточно длительный пе-
    риод в жизни ребенка. Если взрослые отвергают переимено-
    вание, то это вызывает очень большое огорчение со стороны
    ребенка и усиливает его негативизм - сопротивление требо-
    ваниям взрослых.

    В литературе мне встречались такие факты в дневниковых
    записях В.С.Мухиной, Л.Пантелеева, упоминание об этом
    есть у Прейера в его знаменитой книге «Душа ребенка». Соб-
    ственные наблюдения за развитием нескольких детей, опрос
    молодых родителей показывает устойчивость явления пере-
    именования в раннем возрасте. Это явление обнаруживало
    себя только в семейных условиях; в детском саду (если ребе-
    нок его посещал) явления переименования не наблюдалось.
    В чем тут дело?

    Конкретно переименование выглядит как отказ ребенка
    откликаться на свое имя, а также его рассказы о себе, но с
    использованием нового имени. Маленькая Настя упорно на-
    зывала себя дома Алей, а Илюша считал себя Кузей, Рома
    превратился в Антона, а Юля в Олю. Зачем?

    Могу только предполагать, что это проявление форми-
    рующейся Я-концепции, которая требует соответствующих
    средств ее удержания. Чужое имя позволяет одновременно
    обобщать свои свойства как человека и персонифицировать
    их - воплощать, грубо говоря, находить в них себя, интроеци-
    руя их. Близкие взрослые в этом случае выполняют роль гра-
    ниц интроецируемого (через свою поддержку или неодобре-
    ние содеянного человеком с новым именем). Ребенок, таким

    438

    образом, осваивает границы своей Я-концепции, ее, если хо-
    тите, выраженность, ведь пройдя через это он с большой энер-
    гией утверждает свое «Я сам», это Я уже найдено в пережива-
    ниях, его осталось воплотить в проявлениях переживаний,
    прежде всего, в новых целях - взрослых целях. Вот и привле-
    кают, становятся магически притягательными для ребенка не
    игрушки, а взрослые предметы - кастрюли, коробки, книги,
    вещи взрослых. Ребенок готов осваивать их и делает это очень
    легко - играть на музыкальном инструменте, в шахматы, пла-
    вать и т.п. Его очень легко научить именно в этом возрасте,
    когда он готов действовать с предметами, совершив важней-
    шее действие - обозначив собственное Я.

    Вот тут-то и создается для взрослого человека одна из
    первых трудных родительских задач - задача принятия по-
    зиции собственного ребенка как неравной его, взрослого
    человека. Я уже говорила ранее о педагогических позициях.
    Кризис трех лет — упрямство и негативизм малыша - испы-
    тание силы Я каждого из участников взаимодействия: и ре-
    бенка, и взрослого. Испытание силы Я на... что? Какое каче-
    ство, какие качества Я окажутся в этом испытании наиболее
    значимыми? Мой ответ был бы - человечность, но он «мало
    психологичен». Постараюсь конкретизировать его, если у
    меня это получится.

    Ребенок ведет борьбу за свое место, за свое психологиче-
    ское пространство с явно превосходящими его силами
    взрослых. Он не может объяснить и понять, он только чув-
    ствует, взрослые могут помочь найти форму для проявления
    этих чувств. Взрослые должны понимать его, а не он взрос-
    лых. А взрослые... взрослые часто требуют понимания от
    малыша, не желая (не умея?) понимать его. То «ты еще мал»,
    то «ты уже большой», то разрешают, то это же самое запре-
    щают, то ничего не замечают, то укоряют и наказывают за
    все - бесконечно «пилят» и «дергают». Жизнь ребенка пре-
    вращается в кошмар, лишенная всяких ориентиров. Он уже
    не понимает, за что его наказывают, за что недовольны.
    Ясно только одно - он плохой, им постоянно недовольны.
    «Убейте меня, если вы меня не любите», - вырвалось у четы-
    рехлетнего. Куда уж дальше?

    Конечно, это не о человечности, а ее отсутствии. Чело-
    вечность взрослого, наверно, проявляется в том, что, нака-
    зывая ребенка за конкретный проступок, он дает ему почув-
    ствовать, что любит его даже тогда, когда наказание связа-
    но с лишением любви на какой-то срок. Глобальную лю-
    бовь-доверие потерять нельзя - вот это переживание должно

    439

    бы сопровождать наказание ребенка, борьбу взрослого с
    ним. О наказании с сохранением глобальной любви писать
    очень трудно. Говоря «нельзя» уверенно и твердо, взрослый
    уже показывает не только свое отношение к поступку ребен-
    ка, но и проявляет свою сущность в индивидуальной, персо-
    нифицированной форме. Собственно «нельзя» - это не
    столько наказание, сколько запрет, ограничение активности.
    Многие дети 2-3 лет находятся рядом с родителями, кото-
    рые эффективно могут пресечь нежелательные действия де-
    тей еще до совершения проступка и объяснить им, почему
    это делать нельзя. Это тот вид наказания, который можно
    назвать человечным, так как он способствует формирова-
    нию у ребенка опережающего самоконтроля, - запрет на
    выполнение действия «сработает» до его реального осуще-
    ствления. Большинство родителей наверняка знают ситуа-
    ции, когда ребенок сам себе запрещал выполнять какое-либо
    действие, останавливая свою руку, уже начавшую движение,
    словами, интонацией взрослого: «Нельзя!»

    Если же родители постоянно наказывают ребенка за со-
    вершение проступка, то в сознании ребенка сама мысль о
    возможном наказании возникает не до, а после совершения
    проступка. Опережающего самоконтроля не появится. Это
    почва для появления чувства стыда, вины, разрушающих
    представление о целостности Я, в конечном итоге создаю-
    щих условия для формирования комплекса неполноценно-
    сти. Одним их представителей такого типа людей является
    ребенок, который, например, в группе детского сада после
    совершения проступка тут же бежит к взрослым и во всем
    сознается. Это далеко не добродетельное поведение ребенка -
    оно говорит о жесткости границ Я-концепции, возникаю-
    щих за счет существования комплекса неполноценности,
    именно они создают для ребенка высокое напряжение после
    совершения проступка, которое снимается наказанием. Бы-
    вает очень сложно решить, в каком случае такие дети под-
    вергаются большему наказанию: если их наказать или оста-
    вить проступок безнаказанным. В любом случае ребенок с
    комплексом неполноценности в скором времени вновь со-
    вершит проступок и сам в этом сознается.

    В этих фактах наблюдается феномен формирования фан-
    томного, мертвого сознания, которое дает о себе знать только
    через напряжение. Сведение взрослыми Я-концепции ребенка
    до простого переживания напряжения как проявления собст-
    венного Я обеспечивается узко оценочным негативным отно-
    шением к ребенку, реагированием только на последствия его

    440

    действий. Это очень опасная для дальнейшего развития чело-
    века ситуация, которая возникает в раннем детстве, создаю-
    щем контуры Я-концепции человека, основанной на пережи-
    ваниях своих возможностей.

    Для таких детей обращение к другому человеку после со-
    вершения проступка не является отражением стыда или вины,
    это более простое чувство, основанное на получении своеоб-
    разной индульгенции, разрешающей дальнейшую активность.
    Необходимая демонстративность покаяния говорит о фан-
    томности Я-концепции, то есть о ее практическом отсутствии,
    замене комплексом неполноценности.

    Есть еще один тип поведения детей с комплексом неполно-
    ценности - это дети, которые долго сопротивлялись искуше-
    нию совершить плохой поступок, но не устояли. Для них тоже
    характерно отсутствие чувства вины после совершенного
    действия, они признают свой проступок, но раскаяния при
    этом не испытывают.

    Думается, что комплекс неполноценности, возникающий
    в раннем детстве, способствует фантомизации Я-концепции
    ребенка, и он теряет реальную эмоциональную и интеллек-
    туальную связь с другим человеком, которая становится
    опосредованной фантомами сознания. Со стороны взросло-
    го человека должны потребоваться большие усилия, чтобы
    вернуть ребенку чувство реальности его Я. Этим занимают-
    ся психотерапевты.

    Развитие у ребенка раннего возраста Я-концепции связа-
    но со становлением переживаний независимости своего Я,
    его автономности. Автономности не только от другого че-
    ловека, но и от предмета. Это очень важное свойство ста-
    новления Я-концепции, которое можно было бы сопостав-
    лять с чувством мышечной радости, чувством бескорыстно-
    го восторга и светлой радости, вызванных осуществлением
    жизни. Это очень важный момент в развитии Я-концепции
    ребенка и в становлении концепции другого человека. Он,
    другой, прежде всего взрослый, может разделить это пере-
    живание, вызвать его, сопереживать ему, а может исказить и
    даже уничтожить. Как?

    В руках взрослого есть очень важное средство воздейст-
    вия - предмет, подарок, награда, поощрение, подкрепление,
    стимул, если хотите. Избыток действия поощрения, как и его
    недостаток, для ребенка раннего возраста одинаково значим,
    так как отражается на содержании Я-концепции. Дело в том,
    что всякому действию, успешно осуществленному ребенком,
    присуща одна особенность, которую взрослые часто упускают

    441

    из виду. Оно, это удавшееся действие, приносит ощущение
    успеха, а это уже подарок, награда, за воплощенное усилие,
    реализованное напряжение. Если ребенку в раннем детстве
    что-то удается, это вызывает у него настолько сильное чувст-
    во удовлетворения, такой восторг, что этот успех можно рас-
    сматривать как своего рода естественное, врожденное даже,
    поощрение. Получается так, что умному, успешному поведе-
    нию ребенка как бы изначально свойственно поощрение за
    счет осуществления самого этого поведения.

    Другое дело нравственное поведение, о котором погово-
    рим чуть позже.

    Для пояснения можно привести эксперимент, поставлен-
    ный на шимпанзе. Обезьяне давали очень сложный замок, она
    над ним долго трудилась, наконец, открыла и была очень
    счастлива. Кроме радости открытия у нее не было никаких
    поощрений. Аналогичные опыты проводились с использова-
    нием разных конструкций, обезьяна справлялась со всеми, не
    бросала начатого дела. Но! С того момента, когда обезьяне,
    открывшей замок, дали банан, она соглашалась заниматься
    другими замками только в том случае, если ее ждал банан.

    Ребенок раннего возраста обладает любопытством и лю-
    бознательностью, именно он начинает задавать свои «сто
    тысяч почему», стремясь докопаться до сути вещей, узнать их
    устройство и назначение. Внешними поощрениями взрослые
    постепенно приучают его к тому, что все действия должны
    вознаграждаться извне. Это очень сложная проблема. Когда
    читаешь работы по развитию воображения у детей, по управ-
    лению их игрой, особенно отчетливо встает вопрос о мотива-
    ции взаимодействий ребенка со взрослым, ставящим задачи
    развития малыша. Что он предложит в качестве мотива - ус-
    пех, совместно переживаемую радость, награду?

    Поощрение маленького ребенка требует от взрослого
    умения сориентироваться в собственных ценностях, в собст-
    венных мотивах - это трудная работа, она будет необходима
    всякий раз, когда родной (или чужой - это не так важно)
    ребенок переживает то, что недоступно (уже?) взрослому -
    радость познания, восторг новизны, прилив сил и энергии не
    от чего-то предметно-конкретного, а от собственного роста,
    от собственной жизни, осуществляющейся во всей полноте
    ощущения Я.

    Развитие именно этих переживаний позволяет ребенку
    справиться с проблемой, которая возникает в конце раннего
    детства и является, по сути, его границей. Об этом сказано у
    С.Я.Маршака так:

    442

    Года четыре был я бессмертен.
    Года четыре был я беспечен.
    Ибо не знал я о будущей смерти.
    Ибо не знал я, что век мой не вечен.

    Это естественное освоение границ своей Я-концепции,
    встреча с дискретностью в самом полном ее выражении.

    Через переживание ее ребенок готов к религиозным чув-
    ствам, гарантирующим преодоление этой дискретности. Не-
    смотря на официально светский характер воспитания в на-
    шей стране, в бытовом общении взрослых и детей раннего
    возраста всегда находилось место для обсуждения проблем
    бессмертия души. Думаю, что на такие вопросы четырехлет-
    них детей:

    - Я умру?

    - Мама, и ты умрешь?

    - Мы все-все умрем?

    невозможно грубо материалистически однозначно сказать
    «да», даже будучи убежденным атеистом. Независимое ощу-
    щение своего Я, автономность возможны для ребенка ранне-
    го возраста потому, что он уже может осознавать порядок
    организации жизни, он может предвидеть на основе этого
    порядка и закономерностей, ему известных, не только свою
    активность, но и активность других людей по отношению к
    нему самому. Этим порядком закреплено его место в системе
    отношений, защищены границы его Я не только его собст-
    венной силой, но и силой правил взаимодействия с другими,
    найдены формы проявления Я-концепции, обозначены мно-
    гие ее свойства.

    При недостаточном решении задач развития в этом воз-
    расте у ребенка формируются сомнение и стыд как формы
    проявления Я-концепции, основанные на переживании слабо-
    сти и незащищенности собственного Я.

    Эти чувства очень мало изучены в детской психологии; как
    писал Э.Эриксон, стыд предполагает полную обозримость
    человека другими - его наготу, которая осознается. Весь мир
    в это время против человека, от него хочется спрятаться. Со-
    мнение же - брат стыда. Э.Эриксон связывает появление их с
    телесными переживаниями - тело имеет переднюю и заднюю
    части. Он пишет о том, что задняя сторона тела ребенка явля-
    ется для него той неизвестной зоной, куда вторгаются другие
    люди, ущемляющие автономию самого ребенка, обесцени-
    вающие то, что происходит с ребенком. Хотелось бы доба-
    вить, что сомнение и стыд основаны на утрате или недоразви-

    443

    тии самоконтроля, то есть идентификации с собственными
    действиями. Формирующееся переживание дискретности жиз-
    ни способствует тому, что вместо естественной диалогичности
    в сознании ребенка появляется судья - то второе Я, которое
    несет переживание дискретности, то есть неосуществимости,
    статичности, фантомности

    Ему, маленькому, уже открыта главная тайна его жизни
    смерть, если она не будет дополнена другой тайной - любо
    вью, жить будет очень невесело Он же еще такой маленький,
    казалось, что только недавно научился бегать, говорить, а вот
    уже требует самостоятельности, свободы, уединения и сосре-
    доточения - своего, только его, места в мире, знает правила
    проявления отношений между людьми и пытается ими поль-
    зоваться. Ему уже тесен мир комнаты, он может сам отпра-
    виться в далекое рискованное путешествие по квартире, по
    дому, даже по улице. Он преодолел свое упрямство - с ним
    можно договориться, он стал слышать другого человека. Так
    наступает период, о котором говорят как о середине детства.

    Г лава 14
    1   ...   30   31   32   33   34   35   36   37   ...   49


    написать администратору сайта