Главная страница
Навигация по странице:

  • архитектуры Передней Азии

  • зиккурат царя Ур-Намму в Уре

  • Дворец Ашурнасирпала в Калахе

  • Наследие: Иран. 14.15.16 вопросы.

  • 14)

  • 16)

  • Религия и верования Во многих чертах религиозных верований жителей Древней Месопотамии ( шумеров

  • Вавилон

  • 9-12 10-12 Древняя Средневековая Индия кнв сессия (1) (1). Цивилизация Древней Индии общественнополитический строй


    Скачать 2.35 Mb.
    НазваниеЦивилизация Древней Индии общественнополитический строй
    Дата23.12.2022
    Размер2.35 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла9-12 10-12 Древняя Средневековая Индия кнв сессия (1) (1).docx
    ТипДокументы
    #861153
    страница6 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Вавилонская башня — самая древняя из башен, строительным материалом которой был обоженный кирпич — является древнейшим примером архитектуры Передней Азии.

  • Белый Храм в У руке (конец 4 тысячелетия до н. э.). Он был вознесен на высокую насыпную платформу и представлял строгое прямоугольное святилище, соединенное с землей длинными боковыми лестницами и пандусами и имевшее открытый внутренний дворик. В глубине находилась статуя божества.

  • В 3 тысячелетии до п. э. возник тип храма - зиккурат, например, огромный зиккурат царя Ур-Намму в Уре. Он напоминал гору; три его мощные террасы вели к небольшому святилищу и соединялись тремя гигантскими лестницами, окрашенными в разные цвета - черный, белый и красный. Храм символизировал единение земных и небесных миров, выраженное в форме египетской пирамиды.

  • Ашур. Город Ашур (в новое время — Калат Шергат), раскопанный в 190313 гг. археологом Андрэ, был основан шумерами около 3000 г. до н. э. (табл. 102, фиг. 1). Ашур играл роль «священного» города. В бывшем дворце властителей Ашура между XI и VII вв. до н. э. стояли саркофаги царей страны. В городе было не менее 34 храмов и часовен. Стоя на скале высотою в 25 м, окруженный течением Тигра и каналами, город Ашур должен был представлять исключительно живописное зрелище. Для его силуэта были характерны три зиккурата: один относился к главному храму Ашура, два других — к упомянутому двойному храму бога Ану и его сына Адада (табл. 102, фиг. 2 и 5).

  • Дворец Ашурнасирпала в Калахе. Следующим по времени значительнейшим памятником архитектуры Ассирии был дворец Ашурнасирпала в Калахе (современный Нимруд). В этом дворце, построенном между 884 и 859 гг. до и. э., уже заметны те приемы сочетания архитектуры со скульптурой, изобразительными искусствами и декоративной, орнаментацией, которые потом достигли высшей точки развития в Дур-Шаррукине и в Ниневии.

  • Город Хаттушаш (соврем. Богаскей) был столицей Хеттского Нового царства. Высший расцвет города приходится на XV-XII вв. до н.э. Цитадель (II тыс. до н.э.), называемая Бюйюккале, располагалась на скале с плоской вершиной, город располагался на склоне холма у подножия скалы. В центре цитадели размещался дворец, вокруг него здания образовывали замкнутое кольцо. Городская оборонительная стена состояла из двух стен, выложенных из камня, пространство между ними было заполнено камнем, щебнем и землей. Стены сложены из массивных каменных блоков, точно подогнанных. Верхняя часть стен и башни сложены из сырцового кирпича с деревянным каркасом.(11, стр. 64). Внутри города пространство было разделено стенами на участки, чтобы затруднить продвижение вражеских войск в городе. Пять башенных ворот города в южной внешней стене города было разделено на 4-6 отсеков. В городе ниже насыпи были прорыты подземные ходы – длинные сводчатые тоннели, выложенные из грубо обработанных камней.


    20. Цивилизации Древней Передней Азии: археологические памятники.

    • Ур — археологическая «Атлантида» шумеров. Ур появился примерно в четвёртом тыс. до н. э. на территории южной Вавилонии. Сейчас на месте Ура находится Телль-Эль-Мукайяр — иракский город. Исчез Ур примерно в 4-м столетии до н. э.

    • Лагаш — любимый город французских археологов. Лагаш был сооружён в 25-м столетии до н. э. После раскопок 1877 года, которыми руководил Эрнест де Сарзек, учёные установили имена на табличках найденных скульптур. Оказалось, что монументы были воздвигнуты в честь шумерских царей и военных деятелей 3-го тыс. до н. э. Сам Лагаш обнаружили под комплексом оплывших глинистых холмов в результате раскопок де Сарзека. Помимо скульптур выдающихся личностей своего времени археологи нашли большой архив. Он состоял из 20 тыс. клинописных табличек, которые лежали под землёй около 4-х тысячелетий.

    • Ниппур — главный религиозный город шумеров. Ниппур — другой крупный город шумерской цивилизации. Располагался он на Евфрате. Город носил священный статус. Именно в Ниппуре находился храм главного шумерского божества Энлиля.

    • В 1899 году археологи нашли руины древнего Вавилона и оказалось, что при его стройке вообще не использовался камень — все дома и стены были сделаны из глиняных кирпичей, окрашенных в разные цвета и разрисованных изображениями богов, зверей и людей. Стены города были покрыты лазуритом, голубым минералом, который ценился на вес золота. Большинство из них было построено на пыльных грунтовых дорогах, в стороне от главных улиц.

    Наследие: Иран. 14.15.16 вопросы.

    1. Средневековый Иран: общественно-политический строй:


    Рассмотрение процесса развития иранской общественно-политической мысли позволяет установить наличие трех основных прогрессивных направлений: либерально-прогрессивного, революционно-демократического и социал-демократического, проникнутых в разной степени идеями борьбы против иностранного капитала и иностранного вмешательства. Это течения оказывали сильное взаимное влияние и тесно переплетались между собой, что являлось признаком отсутствия классового характера существующих в мире идеологических течений – от буржуазно-националистических до антиимпериалистических и социалистических.

    Следует отметить некоторые особенности формирования идеологии городских средних слоев, в частности колебания между идеологией низших и высших слоев общества. Поэтому анализ развития самосознания городских средних слоев означает лишь попытку определить в какой мере эти слои высвобождаются из-под влияния идей высших слоев и отражают идеологию низших. Известно также, что носителями идеологии нового общественного класса могут быть представители других, более старых классов до того момента, когда представители нового класса смогут выступить в этой роли.

    2. Средневековый Иран: религия и верования:
    Приход ислама на иранские земли совпал по времени с расколом в первоначальные общины последователей Мухаммеда из-за различного истолкования наследования халифата. Иранцы, внесшие в становление арабо-мусульманской культуры вклад не меньший, чем сами арабы, сделали свой исторический выбор.

    Ислам разрушил структурно прежнюю веру коренных жителей Ирана, сохранив ее духовные ценности. Процесс осуществлялся на протяжении многих лет. Он отличался сложностью, противоречивостью. Свержение старой религии, разрушение отживших религиозных стереотипов совершались одновременно с утверждением новой веры формированием нового религиозного сознания, иной религиозной психологии.

    Но одновременно шел и другой процесс: зарождение новой цивилизации, которая сопровождалось становлением ислама в качестве господствующей религии. Среди шиитов почитаемой религиозной фигурой является Хусейн. Он был замучен в борьбе за власть между соперничающими сектами, которые позже были разделены на шиитов и суннитов.

    Это мученичество ритуально отмечается в течение года при каждом удобном случае. Можно говорить, что в Иране сложилась уникальная тысячелетняя традиция мученичества, определяющая менталитет одной из самых древних наций на земле. Надо сказать, несколько слов о трактовке идеи о богоизбранности иранской земли ввиду фатального переселения туда прямых потомков Пророка ислама - непорочных имамов, означавшего перемещение центра шиизма, да и духовной авторитетности ислама вообще с арабских земель.

    Благодаря сокровенным мыслям и идеалам, духовной самозабвенности, высокой образцовой нравственности иранцы заняли достойное место среди совершенства мусульманской теологии. Вобрав многие элементы из духовного наследия богатого прошлого Ирана, мусульманская конфессия достигла в своем развитии апогея. Шиизм стал национально-историческим достоянием иранцев, занимая при этом первое место в перечне их ценностных приоритетов.

    Хотя подавляющее большинство иранцев – это мусульмане-шииты, важные религиозные меньшинства всегда играли важную роль в иранской жизни. Зороастрийцы восходят к империи Ахеменидов, которая существовала более двух тысяч лет назад.

    Иранские евреи утверждают, что иранская еврейская община является самой древней в мире, она берет свое начало со времен Вавилона. Мусульмане-сунниты представлены арабским населением на юге и турецким населением на севере и западе. Они считают шиизм ересью, а многих мусульман-шиитов – еретиками.

    3. Средневековый Иран: архитектурное наследие:
    Зодчество Ирана имеет сложную многовековую историю. Здесь еще в древние времена сложились устойчивые высокие строительные традиции, которые влияли па архитектуру арабских халифатов. Именно из Ирана сюда пришли айван, купол на тромпах, стрельчатый профиль арок.
    Однако архитектурные формы каждой из них решались своеобразно. Самой древней и оказавшей наибольшее влияние па зодчество соседних народов была древнеиранская архитектура, перманентно перешедшая в средневековую. Свой путь прошло средневековое зодчество Афганистана, сложившееся на базе архитектуры древней Кушанской империи. Позже всех из стран Среднего Востока определилось государство турок-сельджуков (вторая половина XI в.).

    В Древнем Иране широко использовались различные приемы декоративной отделки зданий: глазурь, резьба по стуку, мозаика и др. В 999 г. Иран завоевал афганский правитель Махмуд Газиеви. Позднее иранские города опустошали турки и кочевники. В конце XIV в. Иран вошел в состав государства Тимура. Все это тормозило развитие национальной иранской архитектуры. Возрождение национальной государственности и культуры произошло в правление персидской династии Сефевидов, которое установилось в 1502 г. и продолжалось более 200 лет.
    Архитектура середины VII - начала XIII в. Исламизация народов Ирана арабами способствовала строительству здесь новых типов зданий - мечетей, минаретов, медресе, караван-сараев, бань. Основное строительство велось в городах и на караванных путях. Города окружали укрепленные стены. На перекрестке главных городских дорог располагалась площадь с базаром и соборной мечетью. Иногда над городом возвышалась цитадель - арк. По каналам поступала питьевая вода.
    Одним из крупнейших городов Востока был Исфахан - древняя столица Ирана, который при турках-сельджуках (с середины XI в.) стал одним из центров их государства. Из строительных материалов предпочтение отдавалось обожженному кирпичу, хотя использовался и кирпич-сырец. Конструктивные решения иранского зодчества во многом связаны с изобретательностью иранских строителей, которые издавна умели возводить своды без опалубки. Благодаря этому возникли монастырский свод и свод на пересекающихся арках, купол на тромпах. Монастырский свод возводился поэтапным сооружением парных алебастровых арок, армированных камышом.
    На плоскости арок выкладывались из кирпича арочные нервюры. Пространство арок заполнялось кирпичом или каменными плитами. Затем выкладывались поперечные полуарки, которые тоже заполнялись кирпичом или каменными плитами. Дополнительные нервюры создавали лучевой или звездчатый узор. Способ перекрытия четверика степ пересекающимися арками широко использовался в архитектуре средневекового Ирана и за его пределами. Купольные сводчатые покрытия были характерны для народного жилища VII-XIII вв., ни один из образцов которого не дошел до наших дней.
    Гражданские здания (медресе, караваи-сараи и др.) строились по четырехайванной схеме. Таков караван-сарай в Рабате-Шараф в Хорасане (1115 г.), разделенный на два двора, вокруг которых сгруппированы комнаты для постояльцев и несколько небольших мечетей. Иранскому зодчеству раннего средневековья было присуще высокое мастерство возведения инженерных сооружений: крытых цистерн на караванных путях, плотин, мостов. Так, известный мост в Шахристане, одновременно служивший плотиной, является образцом, строительные принципы которого используются и современными архитекторами.


    14) Понятие «цивилизация»

    Цивилизация – это один из этапов развития общества. Цивилизация определяется абстрактными представлениями, регулирующими поведение и взаимоотношения людей в этом обществе. Цивилизация невозможна без городов, письменности, экономики, политики и других подобных явлений.

    Цивилизация – это высший этап развития общества. Для того, чтобы достичь цивилизации, общество должно пройти многие предварительные периоды: научиться возделывать поля и приручать животных, создавать предметы материальной культуры, строить города, изобрести письменность и установить правила морали. Таким образом, процесс становления цивилизации – очень длительный и занимает не одну тысячу лет.

    Кроме этого, можно понимать слово «цивилизация» как конкретное общество со своей культурой, существовавшее в прошлом или существующее в наше время. Это древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, индийская, китайская и многие другие цивилизации, они имели большое значение в истории. Чтобы понять, что такое цивилизация, нужно обратить внимание на связь культурных норм, по которым живет данная страна или народ. Если же народ подчиняется чужому культурному влиянию и отказывается от своих индивидуальных особенностей, то он прекращает своё существование как самостоятельная цивилизация, и тогда такое определение к нему применить уже нельзя

    15) Понятие «культура»

    Культура — это сочетание людских знаний, убеждений и норм поведения, которые мы перенимаем, а затем передаем будущим поколениям. Культура — ключевой социализирующий фактор, который регулирует разные сферы взаимодействия людей — от повседневного общения до функционирования глобальной экономики.

    16) Кофун

    Кофун (яп. 古墳, старый курган) — тип древних могильных курганов в Японии.



    Японский кофун ведёт своё происхождение от древних захоронений Китая. Название кофун носят также мегалитические захоронения, например, Исибутай-кофун. В узком же смысле кофун — это захоронение частично вытянутой формы, распространённое в Японии между 2-й половиной III века до н. э. и первой половиной VII века н. э. От этого термина происходит название периода Кофун (300—538 гг.), являющегося частью периода Ямато в истории Японии. Как уже было указано, прообраз японских кофун возник в Древнем Китае. Подобные гробницы встречаются также в Корее. К концу марта 2001 года в Японии было обнаружено 161.560 гробниц кофун, причём наибольшее число из них — в префектурах Хёго, Тиба, Тоттори, Фукуока и Киото.

    Могильные холмы у кофуна могут быть различной формы. Самые древние из них — полукруглые, встречаются также прямоугольные и квадратные; наиболее распространённые — в виде замочной скважины. В последних могильная камера находится в круглом «отверстии» ключа, расширяющаяся «бородка» ориентирована на юг или восток. Курганы поделены отрезками, так называемыми «ступенями», уходящими от основания кофун к вершине холма. Кофун в 1-2 ступени принадлежал обычно представителям местной аристократии, начиная от 3-х ступеней возводились уже императорские кофун. Гробница императора Нинтоку имеет 7 ступеней.



    1. Каллиграфия — это красивый почерк, искусство красиво писать. Производное от греческих слов kallos — «красота» и graphe — «писать».

    2. Кли́нопись — наиболее ранняя из известных систем письма. Форму письма во многом определил писчий материал — глиняная табличка, на которой, пока глина ещё мягкая, деревянной палочкой для письма или заострённым тростником выдавливали знаки.


    Древняя месопотамия. Общественно-политический строй
    В Месопотамии наиболее ранней формой государственной организации были города-государства.
    Во главе первых месопотамских городов-государств стоял правитель-царь, который носил название энси ("возглавляющий род", "закладывающий храм") или лугаль ("большой человек", "хозяин", "господин"). В городах созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти общинные органы не только избирали и в некоторых случаях низвергали правителей, но и определяли объем их полномочий, наделяя большими или меньшими правами в военной и законодательной областях. Лугаль, и отличался от энси большими военными полномочиями. Самим общинным собраниям принадлежали законодательные, финансовые (право установления цен, всякого рода сборов), судебные функции и функции по поддержанию общественного порядка.
    Правитель города являлся главой общинного культа, ведал ирригационным, храмовым и другим общественным строительством, предводительствовал войском, председательствовал в совете старейшин или в народном собрании
    Религия и верования
    Во многих чертах религиозных верований жителей Древней Месопотамии (шумеров и аккадцев) видны остатки архаических представлений. В них, например, заметны пережитки тотемизма. Некоторые боги почитались в образе животных (собаки, быка), птиц, рыб. Однако в большинстве случаев боги Древней Месопотамии имеют человекообразный облик, лишь иногда с некоторыми атрибутами животного

    В религии Месопотамии нашла свое отражение и смена матриархата патриархатом. В древнейшие времена женские божества играли, по-видимому, преобладающую роль. Не случайно первобытная водная стихия мыслилась в виде богини Тиамат. В Месопотамии почиталось огромное количество божеств. Каждый город, каждый городской квартал, каждый более или менее крупный поселок имел своего божественного покровителя или покровительницу. Одни боги почитались по всей стране, другие были местными. 

    Когда главным центром Древней Месопотамии стал Вавилон, религиозный миф о мироздании был переработан. В центре его оказался бог – покровитель новой столицы – Мардук

    По шумерской религии, после сотворения мира образ жизни богов был скуден и непригляден. Они жевали траву, пили воду из канав, обходились без одежды. Жители Древней Месопотамии совершали в честь богов своей религии жертвоприношения  (особенно грандиозные в праздничные дни). Приношения верующих возлагались на жертвенник, стоявший внутри храмового двора, и затем значительная часть жертвенного мяса, хлебов и других продуктов поедалась жрецами и прихожанами. 
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


  • написать администратору сайта