9-12 10-12 Древняя Средневековая Индия кнв сессия (1) (1). Цивилизация Древней Индии общественнополитический строй
Скачать 2.35 Mb.
|
Хава Махал - также известный как «Дворец Ветров», является одним из лучших туристических достопримечательностей города Джайпур
Средний век10. Средневековая Индия: общественно-политический строй - в Древней Индии можно найти некоторые социальные институты, напоминающие феодальные: крупное частное землевладение, эксплуатация зависимого земледельца с характерной для Индии кастовой неполноценностью значительных групп населения и пр., а рабовладение продолжало существовать не только в средневековье, но и позже. Юг Индии с его многочисленными племенами заметно отставал в своем развитии от Севера, но и здесь возникали самостоятельные государства - княжества. Несмотря на политическую децентрализацию, в Индии в V-VII вв. шли важные процессы, которые дают основание выделить этот период в истории страны. Эти процессы прежде всего были связаны с внутренней перестройкой неизменно существовавшей и сохранившей при всех политических перипетиях свой статус-кво варновой системы, с созданием на значительной части территорий Индии за счет влияния Севера обширной индо-буддийской цивилизационной зоны, с ростом религиозно-культурного самосознания индийцев, которое на протяжении веков выступало важным фактором их объединения, несмотря на этническую разобщенность и отсутствие государственного единства. Государственный строй Средневековая Индия была политически раздроблена. Раздробленность сопровождалась бесконечными междуусобными войнами, временным возникновением крупных государств, как, например, империи Харши (VII в.), пришедшей на смену империи Гуптов (IV—V вв.) и просуществовавшей всего 40 лет Индия VI-XII вв. представляла собой совокупность многочисленных государств-княжеств, экономически не связанных между собой. В раннеклассовых, так называемых племенных государствах сохранялись значительные пережитки родоплеменных отношений. К таким государствам относятся многочисленные территориальные образования, возникшие в результате завоеваний раджпутских кланов, в которых власть князя опиралась на военную силу соплеменников, воинов-раджпутов. Определенное государственное единство было достигнуто вследствие завоевания Индии мусульманами. Захватнические войны мусульман в Индии начались еще в XII в. Средневековая Индия: религия и верования Средневековая Индия: архитектурное наследие Религия: В первые века нашей эры в Индии наблюдается упадок буддизма. На юге Индии в VIII в., а на севере к XII в. буддизм сменился индуизмом. Индуизм не представляет собой единой религии. Это совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, связанных с культами трех основных индийских богов — Брахмы, Вишну и Шивы. Победа феодализма в Индии знаменовалась в идеологической сфере укреплением позиций индуизма. Особенностью индийского феодализма на ранней стадии развития была его неразрывная связь с кастовой системой. Буддизм, не признававший деления людей на касты, к XI—XII вв. был вытеснен индуизмом. В VI в. в Южной Индии начало распространяться учение бхакти, выдвигавшее на первый план всеобъемлющую любовь к богу, в сравнении с которой теряют значение обрядность, аскетизм, брахманская ортодоксия. В антибрахманских проповедях бхакти отражались настроения социального протеста. С религиозными взглядами и представлениями была связана и философская мысль средневековой Индии. В V-Х вв. оформились классические брахманские системы философии — ньяса, вайше-шика, санкхья, йога, миманса, веданта. Этим ортодоксальным школам противостояли буддийские и материалистические школы. Появились первые обзоры философских систем. Развивалась логика. Архитектурное наследие средневековой Индии: В ранний средневековый период сооружаются буддийские, брахманские и джайнские храмы. Со временем буддийские храмы вытесняются. Нередко стоящие по соседству друг с другом сооружения различных культов почти неотличимы по плану расположения помещений и архитектурным формам. Различие этих храмов состоит только в том, что в буддийском храме стоит статуя Будды, в целлах джайнского храма — скульптуры 24 джайнских святых, в брахманском храме — символические изображения богов Шивы (символ лингам), Вишну и др. Буддисты перестали создавать культовые постройки, подобные прежним ступам (чайтья, вихара), и перешли к новым формам средневекового храма, ядро которого составляет святилище со статуей божества. Почти прекратилось строительство ступ в Декане («пещерное» или «скальное» зодчество в горах Декана развивалось аж в течении четырёх столетий) После VII в. ступы в Индии больше не строились. Они получили распространение в странах Дальнего Востока, где с этого времени утвердилась буддийская религия. Наиболее ранними из сохранившихся храмов нового типа из тесаного камня являются храмы V в. в городах Санчи, Удайгири, Тигаве, Еране, расположенных на большом торговом пути, соединявшем Паталипутру и другие города восточного побережья с западным портом Бхригукачха. Все храмы представляют собой здание в форме куба с плоским перекрытием и четырехстолпным портиком. Гладкие наружные стены завершены карнизом в виде четвертного вала. Древние типы культовых построек чайтья и вихара, тесно связанные с народным зодчеством, оказались наиболее живучими. Сохраняя свои прежние формы, чайтья и вихара в новых условиях изменились в функциональном отношении. Вихара, бывшая монастырем, используется теперь как храм, а чайтья, служившая буддийским храмом, становится брахманским храмом. Буддийская чайтья — это храм-молельня, в котором молящиеся совершают обряд поклонения ступе. Наземных чайтья уцелело немного: в Санчи сохранились два храма № 40 и 18, сооруженные в VII в. из камня на месте ранее стоявших деревянных храмов. Эти храмы повторяют старые формы, т. е. представляют собой продолговатую в плане форму с апсидальным закруглением и сводчатым перекрытием В храмах Тера сохранились остатки деревянных балок перекрытия и красивых резных дверных порталов со скульптурным фризом, декоративная резьба по кирпичу. 13. Цивилизация Древнего Китая: общественно-политический строй Общественный строй. Общество и государство были рабовладельческими. Господствующий класс складывался из иньской светской аристократии, жреческой знати и аристократии подчиненных племен. В зависимости от близости к царю и от занимаемой должности светской аристократии присваивались титулы, дававшие определенные привилегии. Социальное положение определялось также земельными владениями и наличием рабов. Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: захват пленных на войне, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов от подчиненных племен в качестве дани. Рабы находились на положении скота. Они не могли иметь ни семьи, ни имущества. Значительную часть населения составляли свободные общинники. Община играла большую роль в общественных отношениях иньского времени. Общинное землепользование было организовано по системе «колодезных полей». Все земли делились на две категории: общественное поле и частные поля. Общественное поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю. Частные поля находились в индивидуальном пользовании семьи. Урожай с этих полей шел на прокормление свободных общинников. Частные поля, однако, не являлись собственностью их. держателей. Земля рассматривалась как государственная собственность и находилась в распоряжении царей. В частной собственности в данный период были рабы, дома, орудия труда. Государственный строй. Государственный строй на раннем этапе сохраняет пережитки родоплеменной военной демократии. В дальнейшем наблюдается монополизация царем всей полноты власти. Старейшины шан-инь из племенных вождей превратились в единоличных правителей. Среди подданных укреплялось представление о них как о «сыновьях Неба», получивших власть по воле божественных сил. Царь был первым и самым крупным рабовладельцем, верховным военным вождем, высшим судьей и первосвященником. Религия представляла в глазах народных масс его божественное происхождение. Царь возглавлял государственный аппарат, на высшие должности в котором назначал своих близких родственников. Более низкие должности занимали профессиональные чиновники: писцы, сборщики налогов, судьи и т. п. Должностные лица подразделялись на три основные категории: высшие гражданские чиновники; военные чиновники; всевозможные советники, прорицатели. Существовали такие неотъемлемые атрибуты государства, как армия и тюрьмы. 14. Цивилизация Древнего Китая: религия и верования Знаменитый во всем мире философ Конфуций составил философское учение и наставление, которое получило название конфуцианство. Его последователи и ученики развивали это учение. Считается, что основано конфуцианство было в конце 6 века, распространившись впоследствии на Японию и Корею. Конфуцианство – это не просто религия, это образ жизни и этическое наставление, и только потом философская школа. Учение даосизм включало в себя элементы религии и философии. Считается, что основы даосизма зародились еще в 3 веке до н.э., но только во 2 веке нашей эры оно было сформировано полностью, когда и возникла первая философская школа. Буддизм- религиозное и философское учение гласило о пробуждении духовном. Возник буддизм в 6 веке до н.э., а основал его Будда (известный философ Сиддхартх Гаутама) в Индии, после чего религия проникла в древний Китай, что было в первом веке уже нашей эры. В конфуцианство вводились элементы даосизма и буддизма, благодаря чему оно изменилось, стало новейшей политической и культурной силой в Поднебесной, которая была очень мощной. Нужно отметить, что конфуцианство не смогло вытеснить даосизм и буддизм, но в конце 15 века его положение в Китае стало господствующим. 15. Цивилизация Древнего Китая: архитектурное наследие Одним из самых ярких примеров стремления современных китайцев сохранить архитектурное наследие предков является многовековая история вышеупомянутых ворот Тяньаньмэнь, которая началась ещё в эпоху Мин (XIV век) и продолжается до сих пор. В условиях постоянного противостояния и междоусобных войн в древнем и средневековом Китае наибольшее внимание уделялось, понятно, строительству оборонительных, фортификационных и инженерных сооружений, реже памятников, в том числе воинской доблести, а во времена относительного затишья – дворцов и целых дворцовых комплексов (Запретный Город, Горное пристанище от летнего зноя), даосских и буддийских храмов (всевозможных пагод и ступ) и монастырей, а также «общегражданских» сооружений вроде традиционных китайских сыхэюаней, яодуней. Археологические раскопки подтверждают – тогда в строительстве и архитектуре Поднебесной строго регламентировалось вообще всё, что только можно регламентировать: начиная от высоты построек, планировки и характера (городской) застройки и заканчивая цветом узорчатых черепичных крыш и фасадов зданий. Преобладающим материалом в древней китайской архитектуре было дерево. 16. Цивилизация Древнего Китая: археологические памятники Строительство Великой китайской стены началось в 475 году до нашей эры. Главной целью тогдашних архитекторов было построить огромную преграду, которая имела бы внушительную протяженность, с целью обороны. Военные Древнего Китая хотели с ее помощью запутать врага, который пытался бы пересечь границы Поднебесной. Запретный город в Пекине --огромная территория (площадь более 700 квадратных метров), которая много столетий принадлежала царским особам. Она была закрыта от внешнего мира огромной стеной, высота которой превышала 10 метров. Люди среднего и низшего класса не могли проникнуть сюда, как бы им этого не хотелось. Императоры династий Цин и Мин чувствовали себя здесь в полнейшей безопасности. Терракотовая армия – это главный экспонат музея, который расположен недалеко от мавзолея первого китайского императора (Цинь Шихуанди). Она представляет собой множество фигур солдат-пехотинцев и их коней, изображенных в полный рост. Пекинский Храм Неба служил паломникам и простым религиозным людям для принесения жертв и мотив. Более 500 лет назад в Поднебесной правил царь, которого считали сыном Неба. Он настолько сильно нравился людям, что они охотно согласились построить огромный храм в его честь. 18. Средневековый Китай: общественно-политический строй Государственный строй средневекового Китая базировался на классической конфуцианско-танской модели высших органов управления. Дальнейшее развитие получили черты восточной деспотии, которые ярко проявились еще в древнем Китае. Традиционные основы системы высших и местных органов управления укреплялись и совершенствовались в это время главным образом за счет определенного разделения функций отдельных органов управления: общеадминистративных, надзорно-контрольных, судебных и военно-командных. Во главе сложной, но достаточно стройной системы государственного управления в Танской империи стоял император, при котором существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди которых было значительное число его родственников. Все бразды правления были в руках двух высших чинов, канцлеров - левого (старшего) и правого (младшего), каждый из которых ведал тремя из шести ведомств (министерств): чинов (назначений), обрядов, налогов (доходов), военного, судебного (наказаний) и общественных работ. 19. Средневековый Китай: религия и верования Конфуцианство, господствующее этико-политическое учение древности, в средние века не утратило полностью своих позиций. Конфуцианские ученые остались хранителями и учителями государственных и моральных общественных принципов, создателями юридических норм и системы образования. Из опыта древних черпались детально разработанные принципы управления страной, подчинения подданных государю, взаимоотношения в семье и обществе. Сохранились почитание предков и прошлого, учение о гуманности и сыновнем почтении, обряды и правила этикета. В основу законов были положены порядки, предложенные древними философами -- легистами. Конфуцианство удержало ведущие позиции в области политического устройства общества, образования, дипломатии, теории военного искусства и других областей знаний, относящихся к управлению страной. Даосизм привлекал все слои общества прежде всего учением о «вечной» жизни. Система обретения бессмертия предусматривала так называемое «питание духа». Согласно учению буддизма миром управляет закон возмездия -- карма. Четыре важнейшие истины, якобы высказанные мифическим основателем вероучений Буддой -- Сиддартха Гуатамой, гласили, что жизнь неотделима от страданий. Избавиться от них можно лишь с прекращением круговорота перерождений, что достигается примерным поведением. 20.Средневековый Китай: архитектурное наследие Скульптура 10-13 вв. отличается от полнокровной красоты образов танской пластики большей вытянутостью пропорций фигур, хрупкостью и утонченной грацией. Вместо камня и глины часто применяются лак, сандаловое дерево, металл и т. п. Лаковая скульптура создавалась путем многократного нанесения сока лакового дерева на тонкую основу из ткани, натянутую на глиняную модель. По высыхании лака основа снималась и раскрашивалась. Сохранилось, например, шесть каменных плит с изображениями лошадей императора Тай-цзуна. Одним из наиболее выразительных произведений этого круга является колоссальная скульптура Будды Вайрочана в Лун-мыне. Несмотря на большие размеры, в ее исполнении наблюдается много мягкости и человечности. Замечательным произведением надгробной скульптуры, достигшей при танской династии наивысших достижений, являются шесть каменных рельефов из гробницы императора Тай-цзуна с изображением его боевых коней. Скульптор выполнил их с большой силой выразительности и подлинным реализмом. Ответы Алдияров Шыңғысхан (1)Цивилизация Древней Японии |