Главная страница
Навигация по странице:

  • 46.Литературное образование дошкольников: значение, задачи, содержание работы.

  • 47. Принципы отбора литературных произведений и программа чтения в разных возрастных группах.

  • 48. Особенности восприятия детьми литературных произведений разных жанров. Восприятие худ.литературы

  • О. И. Никифорова

  • Возрастные особенности

  • В среднем дош-м возрасте

  • В старшем дош-м возрасте

  • Детская речь как научная дисциплина онтолингвистика


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеДетская речь как научная дисциплина онтолингвистика
    АнкорMRR_gotovye_shporki.doc
    Дата19.05.2017
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаMRR_gotovye_shporki.doc
    ТипДокументы
    #7937
    страница8 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




    45. Диагностика произносительных навыков у детей.

    В начале учебного года проводят обследование состояния звуковой культуры речи у детей. Диагностические методики направлены на изучение речепроизношения и речевого слуха. Произношение звуков проверяется индивидуально, основной метод – обследование и беседа. В процессе проверки необходимо:

    - определить характер нарушения гласных и согласных звуков(отсутствие их, замена другими звуками или нечёткое произношение);

    - произношение в различных условиях: изолированно; в закрытых и открытых слогах; в слогах со стечением согласных; в начале, середине, конце слова; во фразах.

    Можно использовать разные приёмы обследования:

    - предъявление картинок, отличающихся лишь одним из дифференцируемых звуков (мишка – миска, крыша – крыса, жук - сук);

    - произнесение ребёнком названий картинок, в которых есть оба смешиваемых звука (солнышко, Саша);\

    - повторение слов и словосочетаний (л-р: зеркало, играла на рояле).

    Далее изучаются особенности восприятия речи, т.е. речевой слух. Речевой слух это способность человека различать и воспроизводить все звучащие элементы речи.

    С целью выявления степени развития речевого слуха необходимо изучать все его компоненты: общее состояние слуха, способность различать звуки речи, имитировать, слышать и воспроизводить повышение и понижение тона речи, ощущать ритм речи (умение делать паузы и выделять слова при пересказе и чтении наизусть).

    Результаты исследования детской речи фиксируют в индивидуальной карте и обобщают в сводной таблице с указанием возраста ребёнка, времени обследования, точной характеристики нарушений звуков в изолированном произношении, в слоговой структуре слова, во фразовой речи. В течении года (январь, май) проводятся повторные проверки речи у детей, имеющих недостатки звукопроизношения.

    46.Литературное образование дошкольников: значение, задачи, содержание работы.

    Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

    Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

    Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

    1.воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

    2.формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

    3.воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

    4.улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

    Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

    При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

    При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

    Разработано несколько критериев:

    1.идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

    2.высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

    3.доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

    4.сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

    5.конкретные педагогические задачи.

    Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

    1.Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

    2.Произведения русской и зарубежной классической литературы.

    3.Произв-ния современной русской и зарубежной лит-ры.

    47. Принципы отбора литературных произведений и программа чтения в разных возрастных группах.

    При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

    При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

    Разработано несколько критериев:

    1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

    2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

    3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

    4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

    5. конкретные педагогические задачи.

    Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

    1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

    2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

    3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

    В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги.

    Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, воспитатель помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая»), назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живет?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогает запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями.

    В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения. Становится возможен небольшой анализ произведения, то есть беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка (рассказ), о чем рассказывается, какими словами она начинается и какими заканчивается.

    В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение.

    48. Особенности восприятия детьми литературных произведений разных жанров.

    Восприятие худ.литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деят-ть, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

    О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия худ.произведения 3 стадии: 1- непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов; 2- понимание идейного содержания произведения; 3- влияние художественной литературы на личность читателя.

    На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. Возрастные особенности восприятия.

    Для детей мл. дошк возрастахарактерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

    В среднем дош-м возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

    В старшем дош-м возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

    Задачи и содерж-ие озн-ния д-й с худ-й лит-й:

    1.воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоцио­нальную отзывчивость на него;

    2.формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элемен­тах образности в языке;

    3.воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настрое­ние произведения;

    4.улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, ска­зок, стихов; разв-ть поэтический слух.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта