49. Методика чтения и рассказывания детям. Использование книжной иллюстрации.
Методы ознакомления с художественной литературой.
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.
Подготовка к занятию включает следующие моменты:
· обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учетом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
· определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;
· подготовка воспитателя к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).
С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.
Далее идет работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.
В предварительную работу входит и подготовка детей. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путем организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.
В структуре типичного занятия можно выделить три части. В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путем художественного слова. Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.
В конце занятия возможны повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип – показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста.
Е. А. Флерина допускала различные варианты использования картинки для углубления и уточнения образа. Если книга объединяет ряд картинок с небольшими подписями, не связанными друг с другом, сначала показывается картинка, потом читается текст. Если книга разделена на небольшие главки, иллюстрации рассматривают после чтения каждой части. И только при чтении книги познавательного характера картинка используется в любой момент для наглядного пояснения текста.
В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликаться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекают и к содержанию, и к легко различимой на слух (стихотворная, прозаическая) форме произведения, а также к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение.
| 50. Методика работы с малыми жанрами фольклора.
Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как одевание, прием пищи и рд., требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного настроя. В соответствии с содержанием, формой, языком, установившейся традицией, потешки, песенки произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение малых фольклорных произведений проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. Так, например, чтение потешки «Сорока – белобока» проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком.
В младшем дошкольном возрасте дети не могут воспринимать быстрой речи (как, например скороговорки). По этой причине потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти.
Малые формы фольклора можно использовать при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Показ трудового действия сопровождается потешкой, песенкой. Например, обучая мыть руки и вызывая радостное настроение, можно сопроводить процесс словами: «Чистая водичка, моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики Сережке». Все это поможет запомнить последовательность процедуры и веселую потешку. Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержат в себе пословицы и поговорки «Пословица не мимо молвится». Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать можно как предлагает Е. И. Тихеева. На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подбирается загадка: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает». Нужно обратить внимание детей на яркую, образную характеристику игрушки. Позже можно предложить детям по той или иной игрушке самим придумать загадку. Иногда можно начать занятие загадкой. Дети должны отгадать, что они будут рисовать, лепить.
Использование произведений малых фольклорных форм для детей старшего дошкольного возраста можно включить в фольклорные утренники, вечера, развлечения, инсценировки.
Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Сказки пользуются большой популярностью у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Особенностям восприятия сказок дошкольниками отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок, юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе из сказки в сказку. Через художественные образы народных сказок у детей вырабатывается умение осмысливать содержание произведений. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать.
| 51.Формы работы с книгой в детском саду. Книжный уголок.
формы работы с книгой:
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть дословная передача текста,
2.Рассказывание воспитателя, относительно свободная передача текста.
3.инсценирование - средства вторичного ознакомления с худ произвед
4.заучивание наизусть.
5.чтение и рассказывание худ лит и заучивание стихотворений на занятиях.
6. использование лит произведений, произведений устного народного творчества, вне занятий, в разных видах деятельности.
В каждой группе создаётся уголок книги - спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
В младших группах - 3-4 книги подход для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия, отдельные картинки, тематический альбом; книги - с небольшим кол-вом текста, с крупными красочными иллюстрациями.
В сред групп - на полочке 4-5 книг остальные хранятся в шкафу. Помимо книг вносят реквизит диафильмов, материал для ремонта книг. Оставляют любые книги из младшей группы добавляют новые сказки, книги о природе. Выставка детских рисунков.
В старшей группе - на полочке 8-10, остальные в шкафчике, перечень разных авторов, разной тематики, детских журналов: русские народные сказки и сказки народов мира, произведения русс классиков и соврем писателей.
Темы: о природе, научно -познавательные, юмористические.
Формы работы: чтение и рассказывание воспитателем, беседы о книгах, организация книжных выставок, бесед о писателе и художнике, литературные утренники.
| 52. Художественно-речевая деятельность дошкольников.
В мл дошк возр - воспитывать любовь и интерес к книге и иллюстрациям, умение сосредотачивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками ребенок лучше понимает содержание книги. Начиная с мл гр —учат различению жанров, понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причины: плохая дикция, не умение правильно произносить звуки. Надо детей учить: четко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания, вводить новые слова в активный словарь.
В ср дошк возр—углубляется работа по воспитаниию у детей способности к восприятию лит произв, стремления эмоционально откликаться на описанные события, к содержанию, форме произведения, к особенностям лит языка. Это содействует развитию поэтического слуха, чуткости к образной речи. Становится возможным небольшой анализ произведений т. е. беседа о прочитанном . Детей учат отвечать на вопросы по тексту, умению размышлять, высказывать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки.
В стар дошк возр -возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение, накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относится к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее. Одним из методов ознакомления с худ литер является инсценировка лит произведения детьми. Существует много видов инсценировок: игра-драматизация, театрализованные представления, кукольный театр, театр игрушек. Виды деятельности над текстом: слушание, пересказ, чтение, заучивание отрывков и стихов.
|