Главная страница
Навигация по странице:

  • 30. Творческие рассказы детей.

  • 31. Детские тексты-рассуждения. Рассуждение

  • Детская речь как научная дисциплина онтолингвистика


    Скачать 0.5 Mb.
    НазваниеДетская речь как научная дисциплина онтолингвистика
    АнкорMRR_gotovye_shporki.doc
    Дата19.05.2017
    Размер0.5 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаMRR_gotovye_shporki.doc
    ТипДокументы
    #7937
    страница4 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11




    29. Методика обучения рассказыванию из опыта.

    Тематика рассказов — на основе того, какими интересами живут дети в д. с. и дома, какие события произошли в их жизни, рассказы из опыта можно разделить на 2 вида:

    - рассказы, отражающие коллективный опыт детей (о событиях, в которых принимают участие все дети —экскурсия)

    - рассказы, отражают, индивидуальный опыт детей (как ребенок провел выходной день)

    Вид рассказывания определяет прием обучения: используются вспомогательные вопросы, образец рассказа воспитателя, план рассказа.

    Дополнительные приемы: указ, анализ и оценка детского рассказа, подсказ нужного слова.

    1. Вспомогательные вопросы - их задача - научить ребенка последовательно и полно, в понятной форме воспроизводить индивидуальный опыт, рассказ о впечатлениях и переживаниях.

    2.Образец рассказа воспитателя. Он показывает пример замысла, повышает интерес к рассказыванию и направляет мысли ребенка на конкретные факты из его жизненного опыта, которые могут стать основой для самостоятельного рассказывания и способствуют развитию замысла.

    3.Рассказывание по плану - в виде вопросов или указаний. План способствует сосредоточенности на предмете рассказа, развитию последовательности в изложении событий.

    В мл дош. возр - настоящий рассказов по воспоминаниям еще нет - это первоначальная ступень обучения. Высказывания детей несовершенны, характерна ситуативность, слушателям трудно понять.

    Разговор-беседу связывают с наглядным материалом, воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и рассказать о них и о игрушках, которые есть дома, обобщает рассказы детей, учит слушать других детей и дополнительными вопросами уточнять детские высказывания.

    В ср. дошк возр - рассказывание по вопросам и заканчивается обобщением педагога или детей: что видел на улице, как провел праздник и др. Самостоятельное повествование начинается с рассказов, отражает коллективный опыт(работа на огороде), воспитатель начинает, а дети продолжают. Участие принимают многие дети, получается полный текст: есть начало, середина и конец. Постепенно дети осваивают рассказывание из индивид. опыта.

    Старшие дошк—рассказ в форме связного, последовательного, понятного для слушателей повествования. Цель-формирование умения выстраивать логику повествования, самостоятельно отбирать материал из жизненных впечатлений, находить Нужные слова и выражения.

    30. Творческие рассказы детей.

    Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.

    Творческое рассказывание детей рассматривается как такой вид деятельности, который захватывает личность ребенка в целом: требует активной работы воображения, мышления, речи, проявления наблюдательности, волевых усилий, участия положительных эмоций.

    Словесное творчество – наиболее сложный вид творческой деятельности ребенка. Элемент творчества есть в любом детском рассказе. Поэтому термин «творческие рассказы» – условное название рассказов, которые дети придумывают сами.

    В основе словесного творчества, отмечает О. С.Ушакова лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.

    Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

    На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество.

    Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств.

    На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность.

    Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг.

    Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря.

    Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

    Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

    Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

    Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

    Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

    В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

    Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок.

    Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской среде бытуют считалки – короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

    31. Детские тексты-рассуждения.

    Рассуждение является наиболее сложным типом монологической речи и характеризуется использованием достаточно сложных языковых средств.

    Основой рассуждения является логическое мышление, отражающее многообразные связи и отношения реального мира. Частота и характер высказываний зависят от содержания и формы общения воспитателя с детьми, от организации детской деятельности.

    Задачей работы с детьми являются: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленять существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства для связи смысловых частей; употреблять при доказательстве слова во-первых, во-вторых; включать элементы рассуждения в другие типы высказываний.

    1 .Организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определенных проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно-доказательной речью(труд детей в природе, наблюден за сезон изменениями в природе и др.)

    2. Обучение на занятиях: начинают с опоры на предметные действия, наглядный материал, постепенно переходя к занятиям на вербальной основе:

    Задания с наглядным материалом:

    1. складывание детьми разрезных картинок и объяснение своих действий.

    2.выстраивание серии сюжетных картинок в определенной последовательности в зависимости от развития сюжета, времени суток

    3.определение несоответствия явлений, изображенных на картинке, выделение нелогичных ситуаций.

    4.выявление причинно-следственных отношений между объектами, изображенными на картинке.

    5. классификация картинок по родам и видам в играх типа «Убери лишнюю».

    6. отгадывание загадок с опорой на картинку в играх «Найди отгадку». Задания на вербальной основе:

    1. беседы по содержанию произведений худ лит с обсужен полож и отрицат поступков героев, их мотивов;

    2. речевые логические задачи;

    3.объяснение пословиц, загадывание и отгадывание заадок без опоры на наглядный материал.

    4. Составление высказываний на предложенную тему.

    32. Методика обучения детей пересказу художественных произведений.

    Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.

    Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

    Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами. При выборе произведений для пересказа учитываются следующие требования:

    1.они должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей; быть доступными по содержанию – в произведении должны быть знакомые герои, персонажи с ярко выраженными чертами характера, понятными мотивами поступков;

    2.иметь четкую композицию с хорошо выраженной последовательностью действий. Особое значение имеет динамичность сюжета.

    Не рекомендуется пересказывать стихотворения, так как это нарушает единство формы и содержания, воспитывает невнимание к поэтической форме. Дети стремятся читать стихи дословно, наизусть.

    Существуют разные виды пересказа: подробный или близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями. В детском саду используется, главным образом, пересказ, близкий к тексту.

    Требования к пересказам детей таковы:

    · Осмысленность, т.е. полное понимание текста, является главным в обучении.

    · Полнота передачи произведения, т.е. отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.

    · Последовательность и связность пересказа.

    · Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых слов синонимами.

    · Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.

    Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

    Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах имеет как общие, так и специфические особенности.

    В младших группах детей учат слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы. Дети третьего года жизни рассказывают вместе со взрослым, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляют отдельные слова («Посадил дед что?» – «Репку». – «Выросла репка какая?»). Сначала на эти вопросы отвечает сам воспитатель, побуждая подключаться к совместному ответу и ребенка. Дети четвертого года пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы, построенные на повторе («Колобок», «Репка»), тоже с помощью воспитателя. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, теневого, кукольного театров, подвижных картинок (на магнитной основе, на фланелеграфе).

    создаются условия для активного участия каждого ребенка в пересказе.

    Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей пересказыванию. Наиболее целесообразной формой организации детей при пересказывании является занятие со всей группой.

    Типичная структура занятий по пересказу:

    1.Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.

    2.Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор.

    3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.

    4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.

    5. Пересказы детей.

    6.Заключительная часть занятия. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.

    Во всех группах используются разные методические приемы обучения пересказыванию. Условно их можно разделить на приемы, обеспечивающие: а) осмысленное восприятие произведения; б) педагогическое руководство самим процессом пересказывания; в) анализ и оценку речевой деятельности детей.

    В средней группе детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей.

    В старшей группе широко применяется план пересказа. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний: 1. Сначала расскажите, почему бывает трудно спасать детей на пожарах. 2. Затем расскажите о том, как приучают пожарных собак спасать детей. 3. Не забудьте рассказать и о Бобе: как он спасал девочку и почему сначала вынес из огня куклу (при пересказе рассказал. Н. Толстого «Пожарные собаки»).

    В качестве плана пересказа может выступать пространственная модель, фиксирующая наиболее существенные части текста. К оценке пересказов привлекаются дети.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта