Диплом ОБИ. Дипломная работа тема Товароведная характеристика ассортимента и оценка качества стеклянных изделий, реализуемых в ооо гипермаркете обипарнас
Скачать 364.46 Kb.
|
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема Товароведная характеристика ассортимента и оценка качества стеклянных изделий, реализуемых в ООО Гипермаркете- ОБИ-Парнас специальность 38.02.05 группа 32914/2
Санкт-Петербург 2012 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3 1.Теоретические аспекты товароведной характеристики и оценка качества силикатных товаров на примере изделий из стекла ………..……………………….6 1.1Анализ российскогорынка стеклянной посуды………………………………….6 1.2.Классификация и характеристика ассортимента изделий из стекла …………..9 1.3 Факторы, формирующие качество стеклянных изделий……………………..16 1.4.Идентификация и фальсификация стеклянной посуды ……………………….29 2.ИССЛЕДОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИЗДЕЛИЙ ИЗ СТЕКЛА, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ООО ГИПЕРМАРКЕТЕ ОБИ ПАРНАС 2.1Краткая характеристика предприятя…………………………………………….34 2.2.Анализ ассортимента изделий из стекла, в Гипермаркете Оби-Парнас…….37 2.3.Оценка качества и потребительских свойств стеклянных изделий в Гипермаркете Оби –Парнас………………………………………………………….45 2.4 Информационная идентификация стеклянной посуды, проводимая в Гипермаркете Оби-Парнас…………………………………………………………..48 3 .ОХАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В в ГИПЕРМАРКЕТЕ ОБИ ПАРНАС……………………………………………………………………………..50 3.1 Анализ условий труда товароведа-эксперта в Гипермаркете ОБИ-Парнас……………………………………………………………………………….50 3.2.Расчет коэффициента искусственного освещения……………………………52 3.3. Обеспечение электробезопасности в Гипермаркете ОБИ-Парнас………….54 3.4 Обеспечение пожарной безопасности в Гипермаркете ОБИ-Парнас……….56 Заключение………………………………………………………………………….61 ВВЕДЕНИЕСтекло- это твердое аморфное вещество способное после нагревания до вязкотекучего состояния снова превращаться при определенном режиме охлаждения в твердое аморфное вещество. Считается, что первое стекло появилось в древнем Египте. В гробницах фараонов находят стеклянные бусины, которым по пять с половиной тысяч лет. Существуют легенды, что стекло появилось благодаря случайному стечению обстоятельств, во время обжига глиняного горшка. Каким-то образом на дне горшка оказалась смесь песка и соды, она то и образовала блестящую глазурь на внутренних стенках горшка, которая по сути и являлась стеклом. Позднее и само стекло, стало служить материалом для изготовления посуды. Это было не прозрачное стекло, похожее на карамель, и из него как из пластилина, в течении нескольких секунд (пока масса не застыла). Египетские мастера умудрялись лепить украшения и даже посуду. Стеклянное тесто для своих изделий Египтяне варили в глиняных котлах на кострах, прямо на открытом воздухе. Для получения прозрачного стекла, нужна была более высокая температура, а этого впервые добились уже римские стеклодувы, использовавшие для плавки стекла печи. Они же первыми стали выдувать изделия из стекла. Этот способ производства изделий из стекла жив и по сей день. До сих пор в основном все стеклянные шедевры изготавливаются при помощи длинной металлической трубки с мундштуком. Процесс производства стеклянной посуды был трудоемким, а хрупкость стекла и хрусталя добавляла стоимость изделию. Стеклянная посуда передавалась как фамильная драгоценность и часто хранилась в специальных несессерах и футлярах. Стеклоделие в России возникло в IX - Х вв., это намного раньше, чем в Америке (XVII в.) и раньше, чем во многих других странах Западной Европы (Англии, Швеции, Венеции, Богемии, Лотарингии, Нормандии и др.). Общий промышленный подъем, начавшийся в царствование Петра I, захватил и стекольное дело. Первый стекольный завод в России был построен в 1636 г. близ г. Воскресенска под Москвой. На нем выдували оконное стекло и стеклянную посуду. Через 30 лет в селе Измайлово, также под Москвой, был построен завод, на котором изготовляли высококачественные стаканы, графины, фляги, рюмки, кувшины и др. Однако в 1674 году технолог Георг Равенскрофт изобрел состав свинцового стекла – “кристалина”. Новое стекло отличалось чистотой и блеском и действительно напоминала хрусталь при более низкой стоимости сырья. В настоящее время рынок стеклянных товаров очень динамичен и постоянно изменяется с развитием науки, технологии производства, характером потребительского спроса, сменой стилевых направлений. Качество стеклянной посуды зависит от состава стекла, способа ее выработки и характера декоративной обработки. Диапазон стеклянной посуды огромен: жаропрочная, столовая, сервизы для чая и кофе, емкости под жидкие, сыпучие вещества, бокалы, стаканы. Плюсы данного предпочтения: Экологичность сырьевой основы для такого изделия, отсутствие вреда, под действием температуры – не выделяет токсических или вредных агентов; Богатый масштаб выбора для хозяйки, роскошных заведений, поразительно превосходный внешний вид; Уход с практической точки зрения – простой, кроме этого – она никогда не ржавеет; Не изменяет форму с течением времени, долгие годы выглядит новой при рациональном обслуживании; Функциональность выигрывает у любой другой утвари во много раз, ведь стекло подходит для сервировки, приготовления, подачи еды; Низкая стоимость. В настоящее время на мировом рынке представлен огромнейший ассортимент изделий из стекла. Стеклянная посуда притягивает своей изящностью, красотой декора и доступностью. Но в условиях жесткой конкурентности покупателю порой бывает трудно определиться в выборе качественного товара, а ввиду распространенной повсеместно фальсификацией посуды, это сделать порой невозможно. Именно поэтому данная тема является актуальной на сегодняшний день. Цель дипломной работы заключается в анализе ассортимента и оценке качества стеклянной посуды, реализуемой в «Гипермаркете Оби Парнас» Исходя из цели работы задачами являются: 1.Изучить развитие рынка стеклянной посуды в России. 2. Проанализировать факторы, формирующие качество стеклянной посуды 3.Исследовать ассортимент и оценку качества стеклянной посуды в розничном торговой предприятии. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОВАРОВЕДНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СИЛИКАТНЫХ ТОВАРОВ НА ПРИМЕРЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СТЕКЛА 1.1 Анализ российского рынка стеклянной посуды В период с 2017 по 2018 годы посудный рынок выделился из рынка товаров массового потребления, где он занимал от 0,25 до 0,75% от всего объема и практически в это же время разделился на две составные части: Household (посудные товары для дома) и HoReCa (посудные товары для баров, ресторанов, гостиничного сектора и всевозможных заведений общественного питания). В феврале 2018 года ГК Step by Step провела маркетинговое исследование российского рынка посуды из стекла, по результатам которого одной из тенденций, наблюдающихся на сегодняшний день на рынке, является смещение спроса в сторону стеклянной посуды. Какая ситуация складывается на рынке посуды из стекла в России в настоящее время? Стеклянная посуда разделена на две части: Household, к которой относятся посудные товары для дома, и HoReCa – это посудные товары для баров, ресторанов, гостиничного сектора и всевозможных заведений общественного питания. Стеклянная посуда является продуктом, имеющим свои преимущества и недостатки. Так, основным ее минусом считается хрупкость, в силу чего срок использования данного типа посуды ниже. Сегодня производители пытаются решить вопрос прочности товара, они активно работают над производством стеклянной посуды из жаростойкого стекла. Среди потребителей становятся востребованными, например, контейнеры и прочая посуда, которую при необходимости можно поставить в духовку или микроволновую печь. На рынке сейчас встречаются даже чайники из жаропрочного стекла. На изучаемом рынке практически отсутствует движение товара напрямую от производителя до конечного потребителя: обычно стеклянная посуда приобретается покупателями в сетевых или несетевых розничных магазинах, гипермаркетах товаров для дома, на непродовольственных рынках или в интернет-магазинах. В настоящее время интернет-торговля становится все более популярной, особенно среди форм реализации непродовольственных товаров. Например, товары для кухни, куда входит посуда, занимают около 45%. В связи с этим именно на данную форму сбыта стоит обратить особое внимание, так как ее можно считать наиболее перспективной в настоящее время. На российском рынке стеклянной посуды представлена продукция отечественных и иностранных производителей. В настоящее время оценочная доля продукции отечественных производителей составляет около 60%. Среди отечественных производителей выделим следующие: - ООО «Опытный стекольный завод» (ОСЗ) - ООО «Гусевской хрустальный завод им. Мальцова» - ООО «Дятьковский хрустальный завод» - ЗАО «Васильевский стекольный завод» - ООО «Северодвинский стекольный завод» и др. Иностранные производители: - Arc International - Gipfel Gmbh. - ОАО «Стеклозавод «Неман» - AO «Пашабахче» (Pasabahce) и др. В низком ценовом сегменте преобладает посуда, производящаяся в Китае, которая не отличается высоким качеством. Часто такая посуда не имеет четко обозначенного бренда. Таким образом, среди стран-производителей импортируемой стеклянной посуды лидером является Китай. Оттуда на территорию России в 2017 году было ввезено 67 тыс. тонн продукции на общую сумму $87 млн. Общий объем импорта в 2017 году составил 178,47 тыс. тонн в натуральном выражении, а в стоимостном выражении $240,47 млн. В структуре внешней торговли России присутствует незначительная доля реэкспорта: через территорию РФ перевозится продукция, произведенная в Китае и некоторых европейских странах. По данным некоторых специалистов, общий объем российского рынка посуды в 2017 г. составил около 1,9 млрд.$, а в 2016 г. порядка 2,2 млрд.$, в стоимостном выражении. Причем, наибольший спрос наблюдался в сегменте стеклянной посуды ресторанного типа, продажи которой выросли в 2017 году более чем на 30%. Большую часть стеклянной (сортовой) посуды в России выпускают четыре завода – «Опытный стекольный завод», «Посуда», «Дятьковский хрусталь» и «Хрустальный завод Плюс». В 2017 г. на их долю пришлось 94,1% выпуска. ООО «Посуда» принадлежит турецкой компании Pasabahce и входит в турецкий Предлагая потребителю по приемлемым ценам широкую линейку посуды, от обеспечила себе устойчивую популярность. Прежде всего, связано это с его успешной маркетинговой и дистрибьюторской политикой, а также с постоянным обновлением ассортимента. Принимая во внимание указанные выше факторы, аналитики ГК Step by Step полагают, что к 2020 году объем рынка стеклянной посуды может достичь 675 млн изделий при годовых темпах роста от 3 до 9%. В ближайшие несколько лет рынок посуды из стекла хоть и будет развиваться невысокими темпами, но на его развитие повлияет экономическая ситуация, так как в России идет существенное замедление темпов роста экономики. Поэтому точные прогнозы, даже на год, лучше делать в середине 2019 года. Ожидается, что рост рынка будет происходить в основном за счет увеличения спроса на стеклянную посуду со стороны сегмента HoReCa, то есть за счет роста объемов продаж стеклянной посуды для ресторанов, баров и прочих пунктов общественного питания. А также за счет смещения спроса в сторону посуды из стекла. 1.2 Классификация и характеристика ассортимента изделий из стекла Стеклянные бытовые товары по назначению подразделяются на две основные группы: бытовую посуду и художественно-декоративные изделия, художественную, кухонную. В свою очередь каждая из названных групп предусматривает ряд подгрупп: посуда — столовая, кухонная, хозяйственная и универсальная; художественно-декоративные изделия — декоративно-утилитарные и декоративные. По способу стекломассы изделия бывают из стекла обыкновенного (бесцветного, цветного, накладного, гушеного), хрустального(свинцово-калиевого), термически устойчивого(жаропрочного) и другие. К столовой относят посуду для подачи пищи и напитков на стол и для приема пищи и напитков. Ассортимент столовой посуды включает изделия: для подачи пищи и напитков: вазы для сервировки стола (для печенья, варенья, фруктов и др.), салатники, масленки, графины, кувшины (обычно с ручкой, с широкой горловиной), штофы; для принятия пищи и напитков: розетки для варенья, тарелки, салатники порционные, стаканы (для чая, воды, коктейлей, вина и др.), изделия на ножке (рюмки объемом до 100 мл, бокалы объемом от 100 до 200 мл, фужеры объемом более 200 мл), чашки с блюдцами, кружки; комплектные и прочие изделия для сервировки (салфетницы, подносы, пепельницы). Хозяйственная посуда применяется для хранения и консервирования пищевых продуктов. для подачи пищи и напитков: вазы для сервировки стола (для печенья, варенья, фруктов и др.), салатники, масленки, графины, кувшины (обычно с ручкой, с широкой горловиной), штофы; для принятия пищи и напитков: розетки для варенья, тарелки, салатники порционные, стаканы (для чая, воды, коктейлей, вина и другие ), изделия на ножке (рюмки объемом до 100 мл, бокалы объемом от 100 до 200 мл, фужеры объемом более 200 мл), чашки с блюдцами, кружки; комплектные и прочие изделия для сервировки (салфетницы, подносы, пепельницы). Хозяйственная посуда применяется для хранения и консервирования пищевых продуктов. К хозяйственной посуде относят: банки, бутылки, емкости для сыпучих продуктов и специй, колпаки для сыра, чайницы, термосы. К кухонной посуде относят изделия, применяемые для приготовления пищи на газовых и электрических плитах, в основном это изделия из жаропрочного боросиликатного стекла. Посуда кухонная (боросиликатная) представлена следующими изделиями: кастрюли, жаровни, сковороды, формы для выпечки. Универсальная посуда представлена посудой из ситаллов, ее можно использовать как для приготовления пищи в микроволновых печах, так и в качестве столовой посуды (для подачи и принятия разогретой или приготовленной пищи). Посуда универсальная (ситалловая) — для приготовления, подачи и принятия пищи — объединяет следующие виды изделий: тарелки, кастрюли, миски, салатники, чашки и др. Художественно-декоративные изделия представлены в ассортименте декоративными изделиями: скульптурой малых форм, вазами декоративными, и декоративно-утилитарными изделиями: вазами для цветов и сервировки стола, пепельницами и др. Декоративные изделия — это стеклянная скульптура, вазы для цветов, туалетные приборы, бокалы в форме рога, блюда и др. Каждый вид изделий выпускают нескольких разновидностей (артикулов), отличающихся размером и фасоном. По размерам посуду подразделяют на мелкую, среднюю, крупную, особо крупную. Размер изделий характеризуется диаметром, длиной или высотой, а размер полых изделий — вместимостью. По фасону изделия подразделяют с учетом формы корпуса (шар, овал, конус и др.), наличия прилепных (ручка, ножка, держатель крышки) и съемных (пробка, крышка) деталей, характера края (ровный, вырезной) и дна изделий. Посуду выпускают с дном обычной толщины, утолщенным, а также на поддоне (выступ или уступ в нижней части изделия). Ножка изделий может быть разной высоты, формы (прямая или фигурная) и обработки (граненая и ровная). Выдувные вазы для цветов в зависимости от сложности формы подразделяют на три группы. Фасон наряду с эстетическими особенностями стекломассы и разделкой во многом определяет художественную выразительность изделий. Он подвержен изменениям в соответствии с требованиями стиля. В настоящее время посуда праздничного и подарочного характера отличается сложным силуэтом, тщательной обработкой и сложной формой деталей. Посуда повседневного обихода имеет более простые и цельные формы. По способу украшения различают посуду гладкую и декорированную. Декорированную посуду в зависимости от характера, сложности и художественных достоинств разделок делят на групповую и внегрупповую. Разделки групповой выдувной посуды из сортового бесцветного стекла подразделяют на 1—7-ю группы, из цветного стекла — на 3—8-ю, из накладного стекла — на 4—8-ю группы. Разделки хрустальных изделий относят к 4—10-й группам сложности. В группу объединяют рисунки одинаковой сложности, но различного сюжета. Их обозначают трехзначными номерами, в которых цифра сотен указывает на номер группы. Внегрупповые изделия характеризуются оригинальностью форм, сложными, часто комбинированными рисунками высокой художественной ценности. Они индивидуальны для продукции каждого завода. Многие изделия с индексом «Н» и реализуемые по договорным ценам относят к внегрупповым. Разделки прессованных изделий на группы сложности не подразделяют. Современные тенденции в декоре стеклянной посуды — расширение гаммы цветных стекол, комбинация в накладе цветного и слабо заглушенного стекла, контрастные сочетания в рисунке элементов алмазной грани, матовой гравировки, люстра, широкое использование рисунков деколи и шелкографии различного сюжета, живописных разделок красками и золотом, часто в комбинации с матированием. По-прежнему популярны гутные разделки и изделия. Ассортимент посуды для сервировки стола чрезвычайно разнообразен и группируется с учетом всех названных ранее признаков. Основные виды изделий: стаканы, кружки, чашки, бокалы, фужеры, рюмки, бокальчики, графины, кувшины, молочники, вазы для сервировки стола (для фруктов, печенья, конфет, варенья, крема, салата, менажницы), масленки, сахарницы, сухарницы и др. По комплектности стеклянная посуда может быть штучной и комплектной. К комплектам относятся наборы (состоят из изделий одного вида); приборы (наборы, состоящие из изделий разных видов, объединенных общей функцией); сервизы (наборы, состоящие из изделий разных видов, объединенных общей функцией и предназначенные на 6 или 12 персон); гарнитуры (объединяют несколько сервизов, например, чайно-кофейно-столовый гарнитур). По форме различают полые и плоские стеклянные бытовые товары, которые классифицируют по размеру на: мелкие, средние, крупные и особо крупные. Размер плоских изделий определяют по наибольшему диаметру (в мм), полых — по объему (в см3), высоких (ваз) — по высоте и диаметру (в мм). К мелким относят изделия, имеющие диаметр до 100 мм, объем до 100 см3, высоту до 100 мм, к крупным— диаметром более 150 мм, объемом более 500 см3, высотой до 250 мм. К средним относят изделия с промежуточными размерами. Размер особо крупных изделий характеризуется следующими параметрами: диаметр более 250 мм, объем более 1000 см3, высота свыше 250 мм. Посуда для подачи пищи: Салатники, маслёнки, графины, кувшины с ручкой и широкой горловиной, вазы для варенья, для печенья, для фруктов, штофы. Посуда для еды и питья: Тарелки, стаканы, розетки для варенья, кружки, чашки с блюдцами, изделия на ножках (бокалы, фужеры, рюмки), салатники порционные. Изделия для сервировки: комплектные и штучные, подносы, пепельницы, салфетницы. Хозяйственная стеклянная посуда: Банки, термосы, колпаки для сыра, емкости для сыпучих продуктов, бутылки, ёмкости для специй. Универсальная посуда (столовая): Тарелки, чашки, кастрюли, миски. Посуда для кухни (боросиликатная): Сковороды, кастрюли, формы для выпечки, жаровни. Изделия для украшения стола и сервировки: Цветочные вазы, пепельницы, малые скульптурные формы и др. - фужеры и бокалы на ножке (вместимостью 250 см3) для минеральной воды и сока - фужеры на ножке округлой формы (вместимостью 200 см3) для вина - рюмки на ножке округлой формы (вместимостью 300 см3) для коньяка -бокалы на ножке вытянутой формы (вместимостью 200 см3) для шампанского - пивные кружки с ручкой (вместимостью 250—500 см3) - пивные бокалы без ручки (вместимостью 250—500 см3) - стопка без ножки, дно утолщенное (вместимость 50-100 см3) для водки - рюмки на ножке (вместимость 35-60 см3) для настоек и ликеров - стаканы чайные (вместимостью 200—250 см3) - стаканы цилиндрические, конические (вместимостью до 300 см3) для воды и коктейлей - стопки конусные (вместимостью 100—150 см3) для натуральных соков - стаканы с утолщенным дном для кофе-гляссе - кувшины с крышками для воды, кваса, различных соков - креманки на ножке, креманки в виде блюдца для компотов, груш в сиропе, других сладких блюд - компотницы в виде блюдец с ручками для сладких блюд - розетки (диаметром 90 мм) для варенья, сахара, лимона - салатницы для салатов с заправкой из уксуса, растительного масла, горчицы, соли - приборы для специй — соли, перца, горчицы - вазы для фруктов на высокой или на низкой ножке - вазы для цветов -вазы для варенья без ножки - вазы для печенья и конфет на ножке - вазы-подставки для тортов или пирожных на средней ножке плоской формы - вазы-ладьи овальной формы для фруктов и свежих овощей - флаконы с притертой пробкой для уксуса, оливкового или подсолнечного масла. [1,2,4,5,9] Также к изделиям из стекла, применяемые в быту, относятся стеклянная тараПроизводство банок и бутылок из стеклоотходов набирает все большую популярность в нашей стране. Доступность и низкая стоимость сырья, быстрая окупаемость затрат, элементарность технологического процесса позволяет выпускать все новые и новые виды стеклянных изделий- это разнообразные банки, кашпо для цветов, стеклянная интерьерная плитка и т.д. 1.3 Факторы, формирующие качество стеклянных изделий Качество изготовления стеклянных изделий определяется сырьем и технологией производства. Сырьевые материалы для изготовления стеклянных товаров делят на главные или стеклообразующие и вспомогательные. К главным, стеклообразующим материалам относятся вещества, с помощью которых в стекломассу вводят кислотные, щелочные и щелочноземельные окислы, обеспечивающие получение изделий с необходимыми физическими и химическими свойствами. К ним относятся кварцевый песок, борная кислота или бура, полевой шпат, каолин, сода и сульфат натрия, поташ, известняк и мел, доломит, сурик, окиси цинка, алюминия, магния, кальция и бария, нефелин, стеклянный бой и другие соединения. Кварцевый песок служит основным сырьем для введения в состав стекла кремнезема, которого в нем содержится от 60 до 75 %. Лучшим считается песок без примесей окрашивающих окислов, в том числе окислов железа, титана, хрома. Наиболее вредными примесями являются соединения железа, которые придают стеклу желтовато-зеленоватую окраску, что резко снижается светопропускание и ухудшает внешний вид готовых изделий. Борная кислота или бура необходимы для введения в стекло борного ангидрида, образующегося после разложения при высокой температуре. Он понижает коэффициент расширения, химическую и термическую устойчивость и прочность изделий. Полевой шпат – исходное сырье для введения в состав стекла глинозема (Al2O3). Для этой цели используют также каолин, являющийся продуктом разложения полевого шпата. Он замедляет скорость варки, но способствует осветлению стекломассы, повышает термическую и химическую стойкость, механическую прочность и твердость, снижает коэффициент термического расширения стекла. Сода служит для введения в состав стекла окиси натрия. Недостаток соды – большое содержание вредных примесей хлористого и сернокислого натрия, окиси железа. С аналогичной целью чаще применяют сульфат натрия как более дешевое и менее дефицитное сырье по сравнению с содой. Поташ – основное вещество для введения в состав стекла окиси калия. Окись калия придает изделиям блеск, прозрачность, уменьшает способность к кристаллизации. Известняк и мел применяют для введения окиси кальция, которая придет стеклу химическую устойчивость и способствует осветлению и ускорению варки стекломассы. Окись магния снижает термическое расширение стекла и уменьшает способность к кристаллизации, а также повышает его вязкость, прочность и химическую устойчивость. Цинковые белила служат для введения в стекло окиси цинка, который повышает химическую и термическую стойкость стекла, а также прочность при сжатии и растяжении. Изделия, содержащие окись цинка, сильно преломляют лучи света, отличаются повышенным блеском и прозрачностью. Сурик используют при производстве ценных хрустальных изделий и оптического стекла с высокой плотностью, характерным блеском и игрой света. Изделия с окисью свинца легко поддаются гранению, хорошо шлифуются, полируются, сильно преломляют лучи света, имеют пониженную химическую устойчивость, поглощают рентгеновские лучи. Недостаток свинцового хрусталя – высокая чувствительность к окислительно-восстановительным условиям варки. Этого недостатка лишен бариевый хрусталь, практически не отличающийся от свинцового хрусталя. Стекольный бой способствует ускорению процесса варки стекломассы. Химический состав боя должен соответствовать составу основной шихты, т.к. разный состав приводит к изменению процесса варки стекломассы. В состав стекломассы вводят от 15 до 30 % стекольного боя. Основными вспомогательными материалами являются красители, глушители, обесцвечиватели, осветлители, окислители, восстановители и ускорители варки стекломассы. Красители вводят в шихту для придания стеклу определенного цвета. К молекулярным красителям (их большинство) относятся, как правило, окислы тяжелых и редкоземельных металлов (Co, Ni, Mn, Cu, Cr) Закись кобальта придает стеклу синий цвет (0,1-0,5 %) или фиолетово-синий с красноватым оттенком (более 0,5 %). При совместном введении соединений кобальта и перекиси марганца получают стекла пурпурного, фиолетового и черного цветов. Перекись марганца окрашивает калиево-кальцевые стекла в красновато-фиолетовый цвет, а натриево-кальцевые – в фиолетовый или в красновато-фиолетовый цвет. Окись меди придает стеклу голубой (1–2 %) или зеленый цвет, а окись хрома – зеленый. Стекло желтого цвета может быть получено при введении в стекломассу сернистого кадмия, сернистого железа, окиси урана. Закись железа окрашивает стекло в сине-зеленый цвет, окись железа – в желтый, а при совместном действии – зеленый цвет. Белый цвет придает двуокись олова; черный цвет – окись марганца (12–13 %) и сульфаты железа. Коллоидно-дисперные красители окрашивают стекло после тепловой обработки (наводки). К таким красителям относятся золото, серебро, медь, селен, сурьма, а также сульфиды свинца, железа, меди, кадмия, селена и др. Их применяют для получения рубиново-красного стекла. Золотой рубин, например, получают при добавлении в стекломассу 0,02 % хлорного золота и двуокиси олова. При использовании сульфидов цинка, изменяя соотношение компонентов можно получать стекла от прозрачных до полностью заглушенных, от светло-зеленых, серых, сиреневых, бирюзовых, голубых оттенков до почти черных тонов. Глушители вводят в шихту для придания стеклу молочно-белого цвета, а также для устранения его прозрачности и увеличения рассеивающей способности. Такие стекла называются глушенными. В качестве глушителей применяют фосфорнокислые соли кальция, костяную муку, тальк. Обесцвечиватели устраняют либо ослабляют нежелательный цвет или оттенок. Различают химическое и физическое обесцвечивание. При химическом обесцвечивании в шихту вводят вещества (селитра, трехокись мышьяка, двуокись церия и др.), выделяющие при разложении большое количество атомного кислорода. При физическом обесцвечивании подбирают краситель, нейтрализующий окраску стекла закисью железа, например, перекись марганца, селен, закись никеля, и др. Осветлители вводят в шихту, чтобы освободить стекломассы от различных включений газа и воздуха, а также окислить закись железа до окиси. К ним относятся вещества, которые при разложении выделяют большое количество газа, способствующего перемешиванию стекломассы и объединению мелких разрозненных пузырьков в крупные (трехокись мышьяка, селитру, сульфат натрия, аммониевые соли и др.) Окислители и восстановители используют для создания и поддержания соответствующей среды при варке стекломассы, для окисления закиси железа. Подготовленные соответствующим образом сырьевые материалы взвешивают на автоматических весах и тщательно перемешивают по определенной рецептуре для получения однородной по составу порошкообразной смеси – шихты. Весь процесс варки стекломассы можно разделить на основные этапы: силикатообразование, стеклообразование, осветление, гомогенизация и охлаждение стекломассы до рабочей вязкости. Силикатообразование начинается с удаления гигроскопической воды (при 100–120 С), затем при дальнейшем нагревании образуется натриево-кальциевый карбонат, при 600 С начинается выделение углекислого газа, при 740–800 С появляется расплав, активно взаимодействующий с кремнеземом, образуется метасиликат. Заканчивается силикатообразование при температуре около 1000 С. Стеклообразование протекает при температуре 1150–1500 С и отличается большей интенсивностью диффузных процессов. Стекломасса становится более прозрачной и подвижной, но в ней еще много газовых и твердых включений. При осветлении стекломасса освобождается от газовых и воздушных включений. Осветление проводят при температуре 1450–1500 С, при этом вязкость стекломассы понижается, что облегчает удаление из нее пузырей. Гомогенизацию проводят при максимальной температуре варки одновременно с осветлением стекломассы. Стекломасса выдерживается в спокойном состоянии, выравнивается по химическому составу и освобождается от стекловидных включений – свилей. Стекломассу охлаждают до вязкости, при которой из нее можно сформировать изделия (200–300 С). Основными факторами, ускоряющими варку стекломассы и влияющими на ее качества, являются температура, величина поверхности нагрева шихты и степень дисперсности зерен песка. Основными причинами образования дефектов являются неоднородный состав шихты, нарушение температурного и газового режимов варки, парциального давления в печи и стекломассе. Варку стекломассы осуществляют в печах непрерывного и периодического действия. Время варки, например, посудного стекла 16–18 часов Получение стекла Сырьевые материалы. Стекло получают плавлением смеси различных материалов, называемой шихтой. Состав шихты для стекла непостоянен; он зависит от того, какое стекло (бесцветное или цветное, прозрачное или заглушенное) и с какими свойствами хотят получить. Основным материалом, составляющим 65—75% любой шихты для стекла, является кварцевый песок. Он должен быть как можно более чистым, так как примеси, в первую очередь окислы железа, окрашивают стекло в неприятный зеленый или желтый цвет. Кроме кварцевого песка, в состав шихты для простого стекла входит сода или сульфат и мел или известняк. При изготовлении стекла более высокого качества соду или сульфат заменяют поташом, а мел или известняк — соединениями свинца и бария. Чтобы устранить зеленоватый или желтоватый оттенок стекла и сделать его совершенно бесцветным, в шихту вводят обесцвечивающие материалы — окись селена, окись кобальта, двуокись марганца и др. Эти материалы сами окрашивают стекло в розовый, синий, фиолетовый и другие цвета и тем самым погашают его зеленоватый или желтоватый оттенок. Для получения цветного стекла в шихту вводят окислы различных металлов, окрашивающих стекло в разные цвета. Так, например, окись кобальта окрашивает стекло в синий цвет; закись меди — в красный; окись хрома — в зеленый; двуокись марганца — в фиолетовый и т. д. Непрозрачное стекло образуется при добавлении в шихту глушителей. Так, стекло молочного цвета получается при добавлении двуокиси олова, минерала криолита и др. При изготовлении стекла используют также бой стекла, который облегчает плавление шихты. Варка стекла. Непосредственной варке стекла обычно предшествует тщательная подготовка сырьевых материалов. Так, в частности, кварцевый песок очищают различными способами от части содержащихся в нем окислов железа. Кусковые материалы, как, например, доломит, сушат и тщательно размалывают; порошкообразные — сушат и просеивают. Бытовую стеклянную посуду вырабатывают двумя основными способами — выдуванием (ручным и машинным) и прессованием. Выдувание посуды. При производстве посуды выдувным способом вручную полуостывшую расплавленную стеклянную массу набирают на один конец стальной трубки, имеющей в верхней части резиновый баллон, с помощью которого в трубку нагнетается воздух. Изобретение такой трубки советскими инженерами А. Я. Гринбергом, М. С. Гандшу и И. С. Благообразовым является крупнейшим достижением. До этого воздух в трубку вдувался стеклодувом непосредственно ртом, что делало изнурительным его труд. Под давлением нагнетаемого в трубку воздуха стеклянная масса расширяется, превращаясь в толстостенный пузырь, называемый баночкой. Последняя после подогревания в печи, иногда и после дополнительного набора на нее стеклянной массы, раздувается в специальных формах, в которых принимает очертания определенного изделия или его части. Формы бывают нераскрывными (для обыкновенных стаканов и других изделий простой формы) и раскрывными (для фигурных изделий — графины, кувшины и др.) Изделия сложной формы (рюмки, бокалы, изделия с ручками) изготовляют по частям, которые соединяются раньше того момента, когда стекло начнет застывать. Если у изделий при выдувании должна быть отделана верхняя часть (горлышко у графинов, верхняя часть кувшинов и т. п.), то их после выдувания в формах закрепляют донышком на так называемой понтии (железный прут с кружком на конце), либо захватывают различными инструментами (хватками), а затем отделяют от выдувальной трубки. После выдувания изделия направляют в специальные печи для так называемого отжига, при котором изделия выдерживают некоторый срок при температуре 500—600° и затем медленно охлаждают. Благодаря такому постепенному охлаждению стекло равномерно сжимается во всех слоях и становится термически более устойчивым, т. е. способным выдерживать резкие колебания температуры в известных пределах. Отожженные изделия подвергаются механической обработке, которая состоит из следующих основных операций: а) удаления колпака, т. е. верхней части изделия; б) отделки края — выравнивания края изделия после отрезания колпака шлифовкой сначала с помощью кашицы из песка и воды на вращающихся чугунных кругах (шайбах), а затем на вращающихся каменных кругах и, наконец, полировкой на деревянных кругах с помощью тонко измельченных шлифующих материалов; в) отделки дна, горла и пробки — выравнивания их поверхности шлифовкой и полировкой. У тонкостенных изделий (стаканы, рюмки и др.) край верха иногда не полируют, а оплавляют на специальных машинах. Машинное выдувание применяется в настоящее время в основном при изготовлении стаканов. Принцип машинного выдувания в известной степени сходен с принципом ручного выдувания: сначала производится набор стекломассы, затем набранная стекломасса превращается в баночку, которая раздувается сжатым воздухом сначала вне формы, а потом в металлической форме. Прессование посуды. При прессовании расплавленную стеклянную массу в определенном количестве вводят в форму пресса (матрицу), имеющую углубление. Форма этого углубления соответствует очертаниям наружной поверхности изделия. Затем в эту стеклянную массу вдавливается сердечник (пуансон), форма которого соответствует очертаниям внутренней поверхности изделия. Между стенками формы и сердечником имеется пространство, которое при прессовании заполняется стеклянной массой, принимающей форму изделия. Если на поверхности стенок формы выгравирован какой-нибудь узор, изделие при прессовании получается не гладким, а с узором. Отформованную посуду обычно подвергают огневой полировке, заключающейся в том, что отпрессованные изделия некоторое время выдерживают в пламени. При такой полировке происходит оплавление всех неровностей поверхности изделия, заметно улучшающее его внешний вид. После этого посуду подвергают отжигу. Прессованная посуда толще и термически менее устойчива, чем выдувная. Нагрев и охлаждение более толстых стенок прессованной посуды происходит неравномерно, поэтому при резких колебаниях температуры она может растрескиваться быстрее, чем выдувная. В отдельных случаях применяют комбинированный способ производства стеклянных изделий. Так, например, при производстве масленок фасонной формы тарелку (подставку) прессуют, а корпус масленки выдувают. Такие изделия получили условное название прессовыдувных. Украшение стеклянной выдувной посуды. Выдувную стеклянную посуду можно украшать при ее изготовлении, а также в готовом, законченном виде. При украшении посуды в процессе изготовления получают изделия с на цветом, с путаной ниткой, под мрамор, с внутренней спиралью, с волнообразной поверхностью (валиком) и др. Изделия с нацветом характерны тем, что состоят из двух (иногда трех) слоев стекла различного цвета. Для получения таких изделий обычно с помощью трубки выдувают из цветного стекла тонкостенный пузырь, сильно его разогревают в печи и, всасывая воздух из поднятой кверху трубки, превращают этот пузырь в двухстенную полую воронку. В такую воронку, предварительно отделенную от трубки, вставляют баночку из бесцветного стекла и, сильно ее раздувая, спаивают с внутренней стенкой воронки. Наружную стенку воронки обрызгивают водой и отделяют; затем баночку после подогрева в печи раздувают в форме в готовое изделие. Изделия с путаной ниткой вырабатывают путем навивания нити из расплавленного цветного стекла на баночку из стекла бесцветного, с последующим выдуванием изделия в форме. В результате поверхность изделия покрывается рельефной сеткой из тонких нитей цветного стекла. Изделия под мрамор обычно имеют внутренний слой из заглушенного стекла молочного цвета, а наружный — из стекла бесцветного. Между этими слоями находятся прожилки из стекла различных цветов. Самый простой способ получения такого изделия состоит в том, что баночку из молочного стекла покрывают кусочками или полосками цветного стекла, затем набирают бесцветное стекло и баночку выдувают в готовое изделие. Изделия с внутренней спиралью характеризуются наличием внутренних спиралеобразных нитей из цветного стекла, получение которых является весьма сложным процессом. Изделия с волнообразной поверхностью (валиком) имеют продольные, как бы расплывчатые грани, разной ширины на отдельных участках изделия. Получают такие изделия выдуванием сначала в черновой форме с гранями, а затем в чистовой форме. Готовую выдувную стеклянную посуду украшают нанесением матовой ленты и матового узора, декоративной шлифовкой, гравировкой, травлением и живописью. Матовую ленту наносят на изделия на особых станках с помощью кашицы из песка и воды, которая непрерывно подается под стальные пластинки, прижатые к поверхности вращающегося изделия. Зерна песка при этом царапают поверхность изделия, оставляя на ней матовые полоски по ширине стальных пластинок. Матовый узор получают на стенках изделий с помощью пескоструйного аппарата. При этом изделия помещают в металлические футляры с отверстиями в виде какого-либо узора. Направляя струю песка на эти отверстия, получают на поверхности изделий матовый узор, соответствующий форме отверстий в футляре. Декоративная шлифовка состоит в том, что с помощью смачиваемых водой вращающихся каменных кругов различного профиля (поперечного сечения) с поверхности прижатых к этим кругам изделий снимают постепенно верхние слои стекла, получая грани различной формы и размера. Грани эти затем, как правило, полируют обычным способом. В зависимости от характера и сложности граней декоративная шлифовка делится на простую, или валовую, — в виде круглых или овальных, не связанных между собой ямок; номерную — в виде несколько более сложных узоров; прямую широкую, или шайбочную, — в виде широких граней вдоль изделия; алмазную — в виде различных, чаще всего звездчатых или лучистых узоров, составленных из глубоких канавок. Алмазная шлифовка отличается разнообразием узоров различной сложности и поэтому подразделяется для большинства изделий на 10 групп (десять номеров), а для некоторых изделий (блюда, вазы для цветов) — на 16 групп. Гравировка состоит в том, что на изделие наносят неглубокие узоры с помощью вращающихся медных дисков и специальной шлифующей пасты. Полученный узор полируют или оставляют матовым. В зависимости от степени сложности узора гравировка делится на 10 групп, приравниваемых при расценке посуды к соответствующим группам алмазной шлифовки. Травление производится с помощью плавиковой (фтористоводородной) кислоты, обладающей способностью разрушать (растворять) стекло, оставляя без изменения воск, парафин, дерево и т. п. Различают три вида травления: обыкновенное, пантографное и глубокое, или художественное. При обыкновенном травлении изделия покрывают тонким слоем мастики, чаще всего из воска и парафина. По мастике с помощью особой машины вычерчивают (до обнажения стекла) различной формы узоры, после чего изделия обрабатывают (обычно погружением) травильной жидкостью. Содержащаяся в травильной жидкости плавиковая кислота разрушает поверхностный слой стекла в местах, освобожденных от мастики, вследствие чего на поверхности изделий, после удаления промыванием в горячей ванне мастичного слоя, остается тонкий матовый «кружевной» рисунок. Пантографное травление отличается от обыкновенного только более сложного узора, который вычерчивают по мастичному слою с помощью особой машины — пантографа. При расценке посуды пантографное травление приравнивают к первой группе алмазной шлифовки. Глубокое (или художественное) травление выполняют на изделиях с нацветом постепенным стравливанием цветного стекла в местах, где не должно быть узора. В результате на поверхности изделий образуется рельефный узор из цветного стекла. Техника глубокого травления значительно сложнее, чем травления обыкновенного и пантографного. При расценке посуды глубокое травление приравнивают к алмазной грани восьмой — десятой групп. Живопись — ручная раскраска стеклянной посуды особыми силикатными красками, представляющими собой растертые на скипидаре тонкоизмельченные легкоплавкие цветные стекла или смеси окислов металлов с флюсами. Закрепляются нанесенные краски обжигом изделий в специальных печах, причем краски плавятся, прочно приплавляясь к поверхности изделий. Цена выдувной посуды в значительной степени зависит от вида украшения. Так, например, чайный стакан с алмазной шлифовкой первой группы сложности расценивается приблизительно в два раза дороже гладкого стакана, а с алмазной шлифовкой десятой группы сложности — приблизительно в десять раз дороже. Прессованная посуда специальному украшению подвергается сравнительно редко. Узоры на ней, как уже указывалось выше, образуются в процессе самого прессования. Однако в отдельных случаях прессованные изделия подвергают шлифовке и сплошному или частичному травлению. В этом случае цена посуды значительно повышается. Нумерация узоров на стеклянной посуде. Каждому узору, нанесенному на стеклянную выдувную посуду, присваивают определенный номер. Так, например, матовую ленту нумеруют № 11, узоры простой шлифовки — №№ 12—18, номерной шлифовки — №№ 20—28, обыкновенного травления — №№ 80—84, пантографного травления №№ 130—133, шайбочную грань — № 1200. Взоры алмазной шлифовки и гравировки нумеруют по группам трех- и четырехзначными номерами, причем цифры сотен указывают на номер группы. Так, узоры алмазной шлифовки первой группы имеют №№ 100—106 и гравировки — №№ 150—153, узоры второй группы алмазной шлифовки — №№ 200—208 и гравировки — №№ 250—254, узоры десятой группы алмазной шлифовки — №№ 1000—1037 и гравировки — №№ 1051 —1060. Живописные рисунки обозначают различными номерами: №№ 80—95, 1170—1183 и др. Иногда им присваивают определенные названия: красный мак, фиалка и др.[1,7,10] 1.4. Идентификация и фальсификация стеклянной посуды Идентификация — это установление соответствия характеристик товара, указанных на маркировке и в сопроводительных документах, предъявляемым к нему требованиям. Средствами идентификации являются нормативные (стандарты, ТУ и др.) и технические документы (чертежи и др.); маркировка и сопроводительные документы. Выделяют три вида идентификации: 1) ассортиментная (видовая); 2) качественная (квалиметрическая); 3) партионная (принадлежность части или отдельного товара конкретной партии Ассортиментная (видовая) идентификация — это установление соответствия наименования товара по ассортиментной принадлежности, обусловливающей предъявляемые к нему требования. Этот вид идентификации применяется для подтверждения соответствия товара его наименованию при всех видах оценочной деятельности, но особое значение он имеет при таможенной идентификации для установления кода по ТН ВЭД и сертификации товаров. Квалиметрическая идентификация товаров – определение тождественности их потребительских свойств и показателей качества установленным требованиям нормативных документов и/или описаниям, и/или образцам. На потребительские свойства и показатели существенное влияние оказывают формирующие факторы (компонентный состав сырья, рецептура, конструкция, технологические процессы). Кроме абсолютных значений показателей качества при идентификации устанавливают и относительные значения по шкале интервалов (соответствие – несоответствие) или отношений (уровень качества). Для определения цвета изделие из бесцветного стекла кладется на гладкую белую бумагу. Просматривая ее через утолщенные части (дно) отмечают цветовые оттенки стекла Далее три листа оконного стекла, накладывают друг на друга и просматривают их на фоне белого листа бумаги и сравнивают с образцом-эталоном. Твердость стекла определяют в соответствии с ГОСТ 30407-96 с помощью минералогической шкалы твердости. Для этого по гладкой поверхности изделия из стекла проводится черта острым углом минерала (со средним нажимом). Если царапина получилась нечеткой, необходимо провести рядом черту более твердым минералом. Так следует поступать до тех пор, пока не образуется царапина, которую нельзя стереть пальцем. Твердость стекла характеризуется твердостью того минерала, который оставил черту (царапину). Термостойкость стекла определяют в соответствии с ГОСТ 25535-82, водостойкость — в соответствии с ГОСТ 10134.1-82. Для определения термической устойчивости изделий из стекла целесообразно вскипятить чайник с водой, налить в стакан горячую воду температурой не менее 95 °С. Дать воде остыть до 65 С и вылить воду из стакана. Быстро опустить стакан в воду с температурой 20 °С. Термическая устойчивость изделий из стекла определяется нагреванием ее до 55С и быстрее охлаждением до 15С. Партионная идентификация – деятельность по информационному обеспечению установления принадлежности единичных экземпляров товаров или совокупных упаковочных единиц к определенной товарной партии. Целью такой идентификации является обеспечение прослеживаемости местонахождения товарной партии и/или входящих в ее состав единичных экземпляров либо совокупных упаковок. Потребность в партионной идентификации возникает на этапе формирования товарных партий, сохраняется на всех этапах предреализационной и послереализационных стадий и исчезает после полного использования товаров на стадии утилизации. Даже на стадии реализации, если выявлены критические дефекты товаров, может возникнуть необходимость в партионной идентификации для изъятия всей товарной партии. Способами партионной идентификации являются информационное обеспечение с помощью маркировки и товаросопроводительных документов, идентификацию которых производят совместно с идентификацией упаковки. Фальсификация (лат. falsifico — подделываю) — это действия, направленные на обман покупателя/потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. В социальном смысле фальсификация приводит к ухудшению потребительских свойств товаров, недоверию к производителям и продавцам, а для медицинских и фармацевтических товаров — это возможные неблагоприятные последствия для здоровья человека. Объекты фальсификации и идентификации одни и те же ,так-как фальсификация является одним из двух возможных результатов идентификации. Как правило, при фальсификации обычно подвергается подделке одна или несколько характеристик товара, поэтому выделяют следующие виды фальсификации: — ассортиментная (видовая); — качественная; — количественная; — стоимостная; — информационная. При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной замены его заменителями другого сорта, вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Качественная фальсификация — подделка подлинных товаров с помощью различного рода пищевых или непищевых добавок или нарушений рецептур для изменения качественных показателей органолептических и других свойств продуктов. Количественная фальсификация — это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.) от предельно допустимых норм отклонений. В настоящее время в стандартах уже не указываются отклонения в ту или иную сторону. Регламентируются только допустимые отклонения в сторону уменьшения количественного показателя товара. В практической деятельности этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства этой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения количественных характеристик измеряемого объекта, а стоимостный расчет товара осуществляется за регламентированные или увеличенные количественные показатели. При количественной фальсификации используют: ♦ поддельные средства измерений (гири, метры, измерительную посуду); ♦ неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т.п.) или измерительные устройства с более низкой чувствительностью; ♦ специальные приемы и/или психологическое воздействие на покупателя; ♦ неправильное измерение товара. Стоимостная фальсификация — обман потребителя путем реализации низкокачественных товаров по ценам высококачественных или товаров с меньшими количественными характеристиками по цене товаров с большими количественными показателями. Этот вид фальсификации является самым распространенным, так как совмещает в себе и другие ее виды (ассоргиментную, количественную и др.). Более того, именно стоимостная фальсификация и является главной целью корыстного обмана потребителей, так как позволяет получить незаконный доход путем незаконного повышения стоимости товара. Информационная фальсификация — обман потребителя с помощью неточной или искаженной (ложной) информации о составе и/или свойствах товара. Данный вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, сертификате, маркировке и рекламе. Рассмотренные ранее другие виды фальсификации в большинстве случаев дополняются и информационной фальсификацией о составе и свойствах товара. В противном случае фальсификация легко выявляется. При информационной фальсификации товара искажаются или указываются неточно следующие данные: ♦ наименование товара и его логотип; ♦ страна происхождения товара; ♦ фирма-изготовитель товара и его почтовый адрес; ♦ количество товара; ♦ состав продукта; ♦ условия и сроки хранения. |