Главная страница
Навигация по странице:

  • Итак утешайте друг друга

  • наблюдая каждый за собою, чтобы не быть

  • ЭМПАТИЯ

  • Понимание

  • христианское консультирование и духовное исповедание. Дипломной работы по теме Христианское консультирование и служение исповедания


    Скачать 322 Kb.
    НазваниеДипломной работы по теме Христианское консультирование и служение исповедания
    Анкорхристианское консультирование и духовное исповедание
    Дата18.05.2023
    Размер322 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла14090.diplomnoj_raboti_po_teme_hristianskoe_konsuljtirovanie_i_s.doc
    ТипДиплом
    #1141694
    страница2 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
    1.1 Познание мира добра и зла: знаний, власти, соблазн действовать по своему- плод нашего “Я” эго.

    В человеческой жизни все несообразно, начиная с внутреннего личностного разлада и кончая дисгармонией больного мира. С психологической и религиозной точек зрения, болезнь начинается с попыток укрыться от этой дисгармонии. Человек, это взрослый ребенок и начинает вести себя всегда как, избалованный ребенок, и бросает игру, как только окружающая его обстановка начинает играть не по его правилам. Душевно здоровый человек, напротив, готов двигаться вперед, балансируя на острие нестабильности, готов утверждать правду и добро, хотя правда иногда стоит ему головы, а добро не всегда откликается добром. Но все постигается на практике, и надо продолжать утверждать добро, даже если его мало достается тебе самому. Только духовно и душевно здоровый человек может повторить вслед за Иовом. “Он может убить меня, но я все равно буду Ему верить” Просветление приносит с собой редкое ощущение раскрепощенности. Испытавшие это чувство наконец обретают себя, своих собратьев и находят свое место в общении с другими людьми и с Богом.

    Люди часто хотят знать, почему возникает та или иная проблема, какова причина ее. Почему не устроена семья? Почему верующие женщины, не все, иногда делают аборты? Почему в жизни людей есть обман, предательства, убийства, воровство? Почему некоторые христиане “падают”, становятся “тепленькими”, совершают дела и поступки, которые никак нельзя отнести к делам искупленных детей Божиих? Почему, почему, как, для чего, и.т.д. Важность правильного ясного библейского понятия проблемы, Божий взгляд на проблему, библейский выход из проблемы, и реальная помощь в проблеме - вот то, что необходимо учитывать в служении консультирования и исповедания. Каждая личностная проблема, -в определенном смысле проблема нравственная, поскольку касается главного вопроса этики: “Как следует жить?” Творческая самостоятельность личности всегда сумеет правильно разрешить те нравственные проблемы, которые поставит перед ней жизнь. Выработка именно такого отношения к жизни и является целью консультирования вообще. С христианской точки зрения, служение консультирования и исповедания, это еще и беспрекословное послушание Господу в каждой отдельно взятой ситуации, и с каждым человеком, так как Господь знает всех.” Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было” (Пс 138:16.), и еще нет слова на языке моем, -Ты, Господи, уже знаешь его совершенно”.

    2. Что такое консультирование?.

    Что такое библейское консультирование, каковы его принципы, что нам по этому поводу говорит Библия? Что такое служение исповедания, имеет ли оно место в нашей жизни и применимо ли в свете Евангелия в новозаветное время?... эти, и многие другие вопросы я хочу осветить в этой дипломной работе с помощью Господа и при участии Духа Святого.

    Для того чтобы немного разобраться, что же такое консультация с позиции Библии, нам необходимо обратиться именно к Ней, и хотя мы не найдем прямого указания по этому поводу: рано или поздно мы прийдем к выводу что Бог дает нам эти указания. Являясь членами тела Христова, мы никак не можем отделить себя от Него т.е. мы отождествлены с Ним, и являемся частью Его. А мы знаем, что Господь наш “пришел в этот мир, чтобы послужить и отдать Душу свою для искупления многих”... (Марк 10:45), то и мы призваны служить друг другу, если можно говорить о нашей ответственности друг перед другом. И вот именно здесь мы находим множество мест в Евангелии говорящих нам об интересующем нас предмете. “ Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других” (Флп 2:4.).

    “ Братья, если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости , наблюдая каждый за собою. чтобы не быть искушенным Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.” (Гал 6:1-2.).

    “ Поэтому, увещевайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете (1Фесс. 5:11.).

    “ Но наставляйте друг друга каждый день, пока можно говорить: “ныне” , чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом” (Евр. 3:13.).

    Итак утешайте друг друга этими словами” (1Фесс. 4:18.).

    Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр. 10:24.).

    “ А других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждой, которая осквернена плотью(Иуд. 23.).

    Вот эти принципы и действия, которые в общей сложности мы можем отнести к определению: как библейское консультирование. Очевидно, что основная и главная цель консультирования, это помочь человеку прийти к Богу через Иисуса Христа, и как следствие к значительным переменам в его жизни, а так же решению всех его проблем. Да поможет нам Бог, избравшим это очень трудное, кропотливое, не слишком заметное, но очень важное служение пред Ним, иметь жертвенную любовь к тем, кого Он Сам посылает к нам, полностью исполнить Его волю и быть послушным инструментом в Его руках.

    С чего начинается консультирование? Работа с приближенными.

    А. Желательно начать с предварительного знакомства, узнать имя, семейное и социальное положение, работает или нет, где, как и в каких условиях проживает? Неплохо узнать телефон, если он есть.

    Б. Уточнить нужду и цель беседы, к примеру: подготовка ли это к крещению, причастию, или к другому какому служению, чтобы никакая грязь, грехи, беззакония, оккультная зависимость не проникли в духовную жизнь церкви. Разговаривать с человеком мягко, не навязчиво, уверить его в том, что перед ним сидит друг; что это не экзамен, что перед ним не все знающий профессор, а человек, который хочет помочь исправить настоящее, не перетянуть прошлое в новый этап жизни. Узнав все вышеописанное - вместе с ним помолиться. Очень важно чтобы человек помолился сам и по его молитве можно узнать не только его духовное состояние, но и часть его проблемы...

    После молитвы желательно узнать нужды новообращенного: спросить его о рождении свыше, давно ли он покаялся, как это произошло? Очень важен его рассказ, так как мы при содействии Духа Святого делаем выводы, каково было его покаяние, войти в его ситуацию и постараться определить его состояние. Приготовьте его сердце слушать, задавайте свои вопросы, помогите ему быть открытым, после того как он расскажет, как это происходило, узнайте его взгляд на этот процесс, натолкните его на мысль как изменилась его жизнь, живет ли он жизнью церкви, ходит ли он на собрания, его отношение к Библии, молитве, греху.

    Если мы поняли, что он не рожден свыше, то привести его к покаянию. Не будем ”добренькими” так как в свое время пожнем плоды этой “доброты”, не нужно бояться говорить прямо в глаза: “Ты нуждаешься в покаянии” прощении, рождении свыше, а потом уже в крещении. Будем совершенно честными с людьми, и будем все время учиться задавать вопросы, так как христианское консультирование - это умение и искусство задавать правильные уточняющие вопросы, которые в свою очередь помогут нам в беседе коснуться многих обстоятельств проблемы и раскроют некоторые подробности, о которых нам просто необходимо знать. По складу нашего характера мы все разные, и нет двух одинаковых людей, все мы индивидуумы с разным воспитанием, прошлым, взглядами на жизнь и своим мнением, а поэтому процесс притирания бывает нелегким. Консультируемый, как правило стесняется своих нужд и проблем и не всегда может отчетливо, вразумительно и доходчиво, пересказать их суть.

    Мы должны помочь ему в этом своим вниманием, участием и четко, удачно поставленными вопросами, распутывая вместе с ним клубок противоречий, его эмоционального, бывает сбивчивого рассказа. Задавая вопросы будем помнить о тонкости слишком личных, интимных отношений человека сидящего пред вами, о его жизни. Необходимо избегать слишком личных вопросов, которые не открывают и не дополняют ясности в насущной проблеме. Необходимо учитывать то, как наш вопрос может подействовать на собеседника и если мы видим, что его реакция отрицательна тут же сменить его на наиболее приемлемый и успокаивающий. Наши тактичные, правильные вопросы смогут подтолкнуть человека к принятию правильного решения и он сам сможет проанализировав ситуацию сделать правильные выводы из беседы. Мы не должны уподобляться следователям, которые задают множество бесстрастных вопросов, не заботясь ни о чувствах людей, ни о них самих. Любопытство не должно быть превалирующим в нашей беседе, так как есть опасность самим нам быть искушенными. “Братья! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные, исправляйте таковых в духе кротости , наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным”(Гал. 6:1.) А чтобы не быть искушенным и не поддаваться желанию, хотя бы с женой поделиться “глубокой тайной” полученной от человека, приходящего к нам за помощью, мы должны научиться забывать (didaskw epilanqanqai)!.

    Одним из основных качеств, являющихся необходимым служителю консультанту, это умение сохранения тайны консультируемого. Неоднократно приходилось слышать, как люди отзывались о человеке, страдающем этим недугом: “всему свету по секрету”, или сказать ему, значит всем рассказать и т. д. Очень важно в нашей работе соблюдение конфиденциальности. “Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело” (Притч 11:13). Что значит выдать тайну другого? Это значит совершить грех против него и пред Богом. И еще более неприглядным это будет выглядеть, если делает это служитель Божий. Необходимо всегда помнить, что разглашение тайны человека будет сопровождаться презрением и ненавистью людей. Честью и достоинством консультанта является; всегда, перед началом беседы предупредить и заверить человека в том, что конфиденциальность будет соблюдена. Это расположит к вам человека, поможет ему быть с вами более откровенным и доступным, что в свою очередь даст возможность более открыто увидеть его самого и его проблему. Второй, и я бы сказал не менее важный аспект в работе консультанта, является его умение работать и жить так, чтобы была соблюдена двухсторонняя обоюдоприемлемая субординация. Должны быть сбалансированные отношения, щадящие как консультируемого, так и консультанта. Не менее важна библейская практическая направленность в христианском консультировании, должны быть целенаправленные наводящие вопросы, и похвала, стимулирующая к откровенности, и во - время подсказанное слово, и тактичное замечание опытного консультанта. В консультировании следует избегать соблазнов: излишнего любопытства, всезнайства, готовности давать советы- мы должны учитывать свою человеческую и профессиональную несостоятельность, свою зависимость от Бога. Знать и уметь важно и нужно, без этого нет и не будет профессионализма, но никакая техническая оснащенность не сможет сделать его неуязвимым победителем.

    Многие проблемные вопросы возникающие в момент консультирования мы решаем с помощью Божией самостоятельно, получая ответ лично от Него прямо в момент возникновения нужды. Господь Сам выводит нас из созданных нами же жизненных психологических или греховных лабиринтов. А вот для решения некоторых других проблем, Господь использует других избранных Им Самим людей. И этими “другими” людьми вполне можем оказаться мы. Главное отличие хорошего консультанта от своих подопечных в том, что он понял и принял все это. Когда подопечный полностью доверяется вам и изливает свою душу, вводя вас в мир своей жизни и души, вы должны быть на страже, чтобы не попасть в эмоциональную сферу жизни консультируемого. В этой ситуации консультант, как бы становится частью жизни его, и в результате происходит сокращение расстояния в чувственных отношениях, так называемая ЭМПАТИЯ(empatew - вступать), ниже мы поговорим об этом подробнее. Всякое проявление внимания в этом случае, улыбка, добрый взгляд, сопереживание- все воспринимается как особое расположение, что в последствии может сказаться на негативном восприятии действительности. И естественно, если при вашем содействии с помощью Бога, человек получил решение своей проблемы или нужды один раз, то скорее всего по логике вещей, он и дальше захочет обратиться именно к вам, что кстати вполне естественно. После оказания помощи второй и третий раз в сознании подопечного может произойти сдвиг в негативную сторону для него же, т.е. произойдет смена приоритетности. В дальнейшем ему это понравится и все свои проблемы он может переложить на вас. Это как раз имеет негативную сторону для консультируемого и может стать началом его нездоровой зависимости от вас, которая будет мешать ему в его общении с Иисусом.

    Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность к людям, их проблемам, надеждам, переживаниям, страхам. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие нюансы, такие как выражение лица, интонация, поза, рукопожатие, манера говорить, жесты, даже одежда- все это помогает при определении характера консультируемого. Так консультант учится читать характер человека, и тот предстает пред ним не как открытая книга, а как новая страна перед путешественником, где все свежо, интересно, и требует понимания. Характер человека проявляется в каждом поступке, в том, как он смотрит на окружающих, в его восприятии реального мира, манере общения, манере говорить и умении слушать. Однако не стоит забывать, что все эти проявления характера имеют свои оттенки для каждого индивидуума, поэтому консультанту следует быть весьма осторожным в своих выводах, вот почему нельзя однозначно толковать жесты и выражения, даже если они похожи у двух разных лиц. Первое впечатление христианский консультант получает в момент знакомства с человеком, пришедшим на консультацию. Потом, в процессе беседы и общения могут проявиться очень многие моменты и аспекты в характере человека, благотворно действующие на дальнейшее консультирование. И все же мы должны понимать, что очень вредно для нас делать предположительный вывод о личностной модели подопечного. Такие выводы могут быть ошибочны, а ошибка допущенная в начальной стадии построения портрета и личности повлечет за собой другие наиболее серьезные ошибки, чего вообще делать нельзя. Следует делать выводы только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов, имеющихся у нас в наличии в процессе познания нужды консультируемого.

    Когда ко мне приходит человек и излагает свою проблему, свою нужду или даже боль, для меня в первую очередь очень важно знать, что именно человек знает о самом себе, как он видит себя со стороны, может ли он критически оценить свою проблему или ситуацию, имеет ли он желание осудить свой грех, если есть таковой в наличии, может ли он беспристрастно отнестись к своему состоянию и дать оценку самому себе. Это очень важный фактор в моем служении. И, если у человека отсутствует это видение, я обычно начинаю с восстановления его. Человек, понимающий и знающий самого себя, как правило будет понятен и открыт для окружающих его людей. Почти всегда, то что видят в нас люди, наши знакомые, наши родные и близкие, не видим мы сами. Не удивительно, что Иисус научает нас:” И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” (Мф. 7:3-5.) Это место Писания имеет двухстороннюю связь, а так же, как позитивное так и негативное действие на тех, кто неумело пользуется им. Мы все по своей сущности таковы, что даже то немногое знание, которое имеем о себе, склонны скрывать и прятать от посторонних глаз, и мы находим подтверждение в Библии: “ Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих” (Мих. 7:5.) И наконец последнее, это то, что мы как люди, бываем не понятны ни самим себе, ни окружающим нас людям, а только Господь наш полностью знает и понимает нас.

    Понимание (sunesiV - разумение, понимание, знание)- один из немногих ценных подарков, которыми люди могут одарить друг друга. У нас служителей в нашей работе с людьми должен быть необычный подход в понимании их: любовь, доброжелательность и стремление понять человека, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности пред Богом. Такое понимание устраняет барьеры между вами и подопечным, помогает человеку вырваться из одиночества своего личного существования, вступить в дружеское общение с консультантом и вновь обрести общение с Иисусом! В данном случае человека, словно уставшего путника после долгой дороги в снегу и холоде, приглашают посидеть часок у теплого очага. Думаю, не будет преувеличением сказать, что такое понимание объективно равнозначно выражению любви к человеку. Видимо, поэтому человек, имеющий проблему, всегда тянется к консультанту, испытывая к нему нежное чувство, как к человеку, “который меня понимает” Не будем забывать основного закона данного нам Иисусом Христом: ”Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки”. (Мф. 7:12.)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта