Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный
Скачать 0.5 Mb.
|
Рисунок 2. Идеи педагогической антропологии в системном представлении В исследовании сопоставлены соответствующие каждому из этих блоков решения определенных задач, которые ставил перед собой классик отечественной педагогики при написании «Педагогической антропологии». К ним относятся: научное и методологическое обоснование педагогики; доступное изложение сведений об устройстве, законах и принципах развития целостного человеческого организма и его составляющих в отдельности; логическое выведение из них закономерностей, правил воспитания и обучения, овладев которыми педагог формирует собственные убеждения, служащие основой в профессиональной деятельности. Первый блок антропологических идей К. Д. Ушинского - методологические основы педагогической науки, включает представления: чем является педагогика: наукой или искусством; об антропологических основаниях педагогики; об интеграции наук о человеке; какие науки являются антропологическими; о философских основаниях педагогики; об общенаучном подходе к определению цели и предмета воспитания; о способах познания; о языке науки; о необходимости четкости понятийно-категориального аппарата педагогики и терминологического единства антропологических наук; о единстве научной педагогической теории и практики; о законах и закономерностях в педагогике; о взаимодействии педагогических теорий разных стран и народов. Во втором блоке - учение о человеке, его природе, законах и принципах его развития, собраны идеи К. Д. Ушинского о: целостном представлении о человеке в его триединстве тела, души и духа; свойствах, качествах, характеристиках, явлений, их составляющих; -развитии всего живого и человека в частности; -развитии в движении, чем является для человека труд (физический - телесный, душевный - умственный (интеллектуальный), духовный - нравственный); народности. Третий блок представляют идеи о применении знаний о человеке к искусству воспитания (в широком смысле, в понимании автора, т.е., непосредственно в воспитании и обучении). К ним относятся вопросы теории и практики воспитания: определение цели, задач, средств воспитания; о видах воспитания: физическом, умственном, духовном (нравственном, эстетическом, патриотическом и др.); о воздействиях «непреднамеренных» и «преднамеренных» воспитателей; об особенностях семейного воспитания. Идеи теории и практики обучения включают: проблемы цели и содержания образования; о последовательности изучения наук; о принципах обучения; о времени начала обучения; об организации обучения: классной и предметной системах преподавания в начальной школе; об игре и труде как средствах развития творчества; о взаимосвязи развития речи и мышления; о необходимости обучения на родном языке; об учебных книгах. В четвертый блок входят идеи о подготовке «преднамеренных воспитателей» - учителей, наставников, родителей. К ним относятся: требования к личности учителя (воспитателя, наставника); популяризация педагогики, педагогической литературы среди общественности, т.е. всех «заинтересованных в деле воспитания»; создание и организация педагогических и антропологических факультетов; содержание образования педагогов. Для раскрытия содержания идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского в их системе и взаимосвязи необходимо остановиться на наиболее важных из них подробнее. Методологические основы педагогической науки раскрываются К. Д. Ушинским, во-первых, в идее о необходимости педагогики в общественной жизни. Предисловие начинается словами, которые выражают суть воспитания и всего последующего изложения разработки педагогики как науки о воспитании и тем, что делает ее таковой - ее опоры - педагогической антропологии, важной и значимой для всех тех, кто занимается и интересуется проблемами теории и практики воспитания. Ушинский писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания, хотя многочисленные педагогические блуждания наши и могли бы всех убедить в этом»203. К. Д. Ушинский предложил ответ на вопрос, поставленный И. Ф. Гербар- том о том, является педагогика наукой или искусством. Этот вопрос практически сразу стал дискуссионным204 и продолжает оставаться таким до сих пор. Об этом классик педагогики пишет так: «... наука. Если мы возьмем это слово в его общенародном употреблении, тогда и процесс изучения всякого мастерства будет наукою; если же под именем науки мы будем разуметь объективное, более или менее полное и организованное изложение законов тех или других явлений, относящихся к одному предмету или к предметам данного рода, то ясно, что в таком смысле предметами науки могут быть только или явления природы, или явления души человеческой, или, наконец, математические отношения и формы, существующие также вне человеческого произвола»205. Приняв такую позицию, автор ссылается на Дж. С. Милля в том, что наука описывает то, что есть, а искусство предполагает то, что будет. Также он пишет, что педагогика не наука, а искусство воспитания, опирающееся на антропологические науки. При этом, цель педагогики идеальна и, как следствие - не достижима206. Следующие рассуждения К. Д. Ушинского связанны с наукой о воспитании человека. Продолжая идею, что современная ему педагогика не наука, а искусство, он предлагает решение: необходимо создать фундаментальную не рецептурную основу, примером которой является педагогическая антропология. Так педагогика, в обширном смысле, становится собранием всех необходимых сведений о человеке, а педагогика в узком смысле - собранием воспитательных правил. При таком подходе следует вывод, что педагогическая антропология есть педагогика в обширном смысле. Что касается педагогики в узком смысле, то Ушинский выступает против правил и рецептов в педагогике, основанных только на описании чьего-то опыта. Необходимо выводное знание, поиск сущности, причин и принципов изучаемого явления. Об этом он пишет так: «... главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают»207. Применение этого требования к анализу существа многих педагогических проблем имеет методологическое значение. Оно указывает на необходимость научных, глубоких и всесторонних подходов и анализа педагогического опыта, практики и определения обоснованных теоретических выводов. Педагогическая наука, теория могут быть таковыми только через обобщение педагогического опыта и не могут допускать абстрактных, умозрительных подходов к решению педагогических проблем и ситуаций. Задача педагогики не в определении множества различных рецептов, пусть и проверенных педагогическим опытом, а поиск, выяснение, формулирование законов воспитания и обучения. Путь создания педагогического знания базируется на соборе фактов наук о человеке применимых к воспитанию, приведение их в единую систему. Изучение этой системы дает возможность педагогу - практику без лишних проб и ошибок применить эти знания в своей профессиональной деятельности208. Из этих рассуждений К. Д. Ушинского следует другая основополагающая антропологическая идея о необходимости изучения человека во всех его проявлениях и состояниях с целью всестороннего воспитания209. Эта мысль имеет методологический характер и относится к первому блоку идей. Необходимым фундаментом для достижения целей становятся «те науки, в которых изучается телесная или душевная природа человека и изучается притом не в мечтательных, но в действительных явлениях», а именно: «анатомия и физиология человека, психология, логика, филология, география, изучающая землю как жилище человека и человека как жильца земного шара, статистика, политическая экономия и история в обширном смысле, куда мы относим историю религии, цивилизации, философских систем, литератур, искусств и собственно воспитания в тесном смысле этого слова» 210. Многообразие человеческой жизни, сложность организации самого человека диктуют такую широту выбора. Целостный, системный, всеобъемлющий подход к изучению человека Ушинский поясняет так: «Придавая большое значение воспитанию в жизни человека, мы, тем не менее, ясно сознаем, что пределы воспитательной деятельности уже даны в условиях душевной и телесной природы человека и в условиях мира, среди которого человеку суждено жить»211. Среди антропологических наук основными, на которых базируется учение К. Д. Ушинского, представленное в фундаментальном труде, являются анатомия, физиология, психология, философия, логика и история. Так, анатомия и физиология указывают основные законы и закономерности устройства и развития телесного организма и его взаимодействия с нервным организмом, «вместилищем души». При этом науки, изучающие телесную природу человека в середине XIX в. находились на достаточно высоком уровне развития, чего нельзя сказать о психологии. Идея о том, что «Педагогика есть главнейшим образом прикладная психология (выделено К. Д. Ушинским) и судьба ее находится в зависимости от судьбы психологии»212 определяет ее центральное место среди антропологических наук. Психология является «краеугольным камнем педагогики»213, и поэтому автор рекомендует: «... изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить»214. В дальнейшем «Педагогическая антропология» К. Д. Ушинского положила начало не только созданию российской научной педагогики, в равной степени она стала первым опытом отечественной психоло- гии215. Основополагающее место среди антропологических наук принадлежит философии. К. Д. Ушинский одним из первых обосновал требование опоры на нее в педагогике. Именно философия, являясь «лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий»216, определяет - что есть человек и каким он должен быть, ставит цель всей педагогической деятельности. Вместе с тем, Ушинский ранее других определил необходимость философского основания педагогики важной составляющей фундаментального научного педагогического знания наравне с физиологией и психологией. Однако философские учения середины XIX в. не отвечали в полной мере требованиям ученого для объяснения вопросов развития человека. Автор «Педагогической антропологии» рассуждал о том, на какую именно философию (идеализм, материализм, позитивизм и др.) следует опираться педагогике. Он указал на то, что основополагающие позиции каждой из них имеют свои положительные моменты и недостатки217. Далее Ушинский выявил, что любое философское учение, например И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля, имеет определенный жизненный цикл: развитие, расцвет и отмирание. По окончании этого цикла философских учений потомкам остаются только основные достижения, послужившие основанием новому мировоззрению. Классик пришел к выводу о том, что данный жизненный цикл философского учения возможен только без вмешательства со стороны государства, т. к. оно нарушает естественный ход развития философского учения. В этой методологической идее просматриваются не только диалектические основания. Предпосылки синергетического подхода здесь просматриваются в идее интеграции философского знания и его разрушении при достижении расцвета, для создания нового знания. Философские учения, кроме этого, определяют способ познания предмета воспитания - человека, и у каждой из антропологических наук он свой. Из современных и доступных К. Д. Ушинскому течений идеализма, материализма, позитивизма, метафизики он не находит ни одного, в полной мере описывающего целостную природу человека. Поэтому автор «Педагогической антропологии» опирается на объективные факты. «Мы шли везде за фактами и насколько вели нас факты: где факты переставали говорить, там мы ставили гипотезу - и останавливались, никогда не употребляя гипотезу, как признанный факт»218. То, что Ушинский не смог объяснить с точки зрения современной ему науки, он указал в качестве направлений дальнейших исследований. К ним относятся изучение психических явлений высшего порядка, сфера бессознательного и др. Считая единственно верным опираться на факты и следовать им, классик педагогики обращает внимание на обоснование их выбора из антропологических наук и этим определяет методологию педагогики. Он писал: «Во всех этих науках излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека»219. Данный подход К. Д. Ушинского исследователи называют фактологическим, эмпирическим или реалистическим220. Однако широкого применения в дальнейшем развитии педагогической теории, кроме как у самого классика, он не получил. Другой методологической проблемой, представленной в «Педагогической антропологии», является идея о способах научного познания. При анализе Ушинским философских взглядов современников и предшественников, были определены основные понятия и история их формирования. Он выстроил модель научного поиска, указал источники научного знания и способы его постижения. Идеи автора дают возможность читателю не только составить представление о методах собственного научного поиска, но и использовать их для решения дидактических задач. Опираясь на антропологические науки, педагогика принимает и их методы. Так, при изучении телесного организма используется метод наблюдения, а психики - психологический метод самонаблюдения, «основывающееся на врожденной человеку способности сознавать и помнить свои душевные состояния»221. Л. Н. Беленчук и Е. Н. Никулина из этого сделали вывод, что «сочетание теории и практики, науки и жизни стало основой размышлений ученого»222. Одна из методологических идей К. Д. Ушинского базируется на том, что человеку как целостному живому организму, присуща характеристика движения, а движение изучает математика. Ученый из этого сделал вывод о необходимости математизации педагогической науки. Но все ли возможно просчитать? На этот вопрос классик отвечает: «...Для познания внешнего мира математичность есть общий закон: что не доведено еще до возможности быть выраженным в математической форме, то еще не дозрело, значит. Представляя себе весь мир движением, мы можем надеяться постигнуть только законы этих движений, а законы движений - всегда математика; вот почему это основной предмет для всех постижений внешнего мира. Для внутреннего же - что? - Психология»223. Важна так же идея К. Д. Ушинского о том, что при изучении особенностей познавательной деятельности, необходимо следовать законам логики и не противоречить им. Он писал: «...пока логика не станет на принадлежащее ей место в преддверии всех прочих наук, до тех пор будет происходить та печальная путаница понятий, которая обнаружилась вполне в настоящее время, когда кажущиеся философские постройки мира улетучились как дым»224. Поэтому значимым становится раскрытие причинно-следственных связей явлений, что автор аргументировал так: «Явления без причины есть вещь, чуждая науке, которая вся строится на вере в причинность»225. Поскольку педагогика пользуется данными многих антропологических наук, то при интеграции знания требуется единый терминологический аппарат. К. Д. Ушинский в своем труде обращал особое внимание на то, что педагогика - наука общественная и настаивал на том, чтобы язык науки был доступен для понимания всеми «заинтересованными в деле воспитания». На основании того, что психология есть одна из важнейших для педагога антропологических наук, он пишет, в первую очередь, о доступности ее языка. «Уединяя себя чуждыми словами от общего понимания, она (психология - прим. В. К.) сама себя лишает возможности черпать из того великого источника наблюдений над душевными явлениями, который скрывается в языке народа». К. Д. Ушинский считает ошибочным применение в антропологических науках иностранных категорий. «Обыкновенно, выбирая латинские или греческие названия для психических или логических понятий, думают дать этим понятиям твердость, постоянство, избавить их от той изменчивости и того разнообразия в пониманиях, которым подвержены слова живого языка. Но мы считаем это большою ошибкою и остатком схоластики, ещё доживающим свой век»226. Решение проблемы доступности читателям педагогических текстов классик видел во введении в науку понятий, взятых из родного (народного) языка. Именно в нем скрыта этимологическая и психологическая история слова. Только в народном языке существуют те наименования, которые наиболее емко описывают происходящие процессы и явления227. Аргументируя свою точку зрения, К. Д. Ушинский продолжил: «... избегая чуждых, не всем понятных терминов, наука во многом избежала бы той аристократической замкнутости, которая вредит её самой столько же, сколько и её поступлению в массу общечеловеческих сведений, что должно составлять окончательную цель всякой дельной науки». В «Педагогической антропологии» автор, с учетом собственных требований, сформулировал категории: педагогика, воспитание, организм, развитие, рассудок, воображение, память, внимание, сознание, чувство, привычка, навык, воля и др.228. Эти методологические идеи педагогической антропологии К. Д. Ушинского органично связаны с тем, что в педагогике необходимо единство теории и практики. Трудно в его педагогическом творчестве найти где-либо намеки на преимуще- ства теории над практикой и наоборот. «Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли»229, - писал классик. Он категорически выступал против голого эмпиризма в педагогике и против умозрительных, абстрактных, оторванных от жизни и школы, всяких педагогических теорий230. Теория, написанная в тиши кабинетов, часто оказывается безжизненной мечтой. Напротив, педагог не знакомый с достижениями науки, теоретическими опытами, выведенными из практики других учителей, вынужден постоянно сталкиваться со своими ошибками. «Практическое значение науки в том и состоит, чтобы овладевать случайностями жизни и покорять их разуму и воле человека»231. В этом К. Д. Ушинский убедился на личном опыте, когда в молодые годы имел возможность преподавать и у него было недостаточно педагогических знаний. Стремление избежать кабинетной науки во время «вынужденной ссылки» в заграничную командировку подвигало педагога к живому общению с другими учителями, «апробации» учебников «Родное слово» на собственных детях232. Требование единства теории и практики в педагогике является одним из первых законов, выведенных К. Д. Ушинским. Их определение в науке, равно как и выявление закономерностей, предстает одной из важных идей педагогической антропологии. Знание педагогами законов и закономерностей развития, психических явлений, воспитания и обучения составляет научные основы для дальнейшего выведения из них частных правил и положений. Этими общими знаниями руководствуются учителя в своей профессиональной деятельности. В Предисловии к первому тому «Педагогической антропологии» автор пишет: «мы изложим по системе, удобной для обозрения, те педагогические меры, правила и наставления, которые сами собою вытекают из рассмотренных нами явлений человеческого организма и человеческой души.мы будем кратки, потому что не видим никакой трудности для всякого мыслящего педагога, изучив психический или физиологический закон, вывести из него практические приложения». Далее он продолжает: «.из каждого закона можно вывести их (приложений - В. К.) такое множество, какое множество разнообразных случаев представляется в педагогической прак- тике»233. При решении методологических вопросов о единстве воспитания и обучения в большинстве отечественных педагогических работ упоминается имя К. Д. Ушинского. В них авторы соглашаются с этой идеей классика. Характерным является высказывание Э. Д. Днепрова о том, что Ушинский «... особо выделял кардинальную для педагогики проблему, практическое решение которой до настоящего времени представляет серьезные трудности - единство воспитания и обучения. Анализ на основе изучения этой проблемы в европейских школах К. Д. Ушинским показал, что разрыв между обучением и воспитанием ведет к противоречивости всего педагогического процесса, лишая его целостности и эффективности»234. Но не только «разрыв» общего процесса воспитания и обучения критиковал Ушинский в западноевропейской педагогике. Чаще всего критика была вызвана отличием ценностных установок и целеполагания в образовании: более прагматических у европейских народов и более духовных у народов Российской Империи. Эти противоречия привели его к идее о том, что каждый народ с его культурой, историей и религией имеет свои особенности в воззрениях на воспитание подрастающих поколений, а главное - у каждого народа своя цель, идеальный образ воспитанника. Поэтому педагог заявил о принципе народности, согласно которому существуют национальные различия педагогических систем и теорий. Однако существуют и общие законы развития человека. В применении таких законов к искусству воспитания возможен обмен идеями, теориями, методами. К. Д. Ушинский различает педагогику в обширном и узком смыслах. Педагогика «в обширном смысле - собрание всех необходимых сведений о человеке», а так же «собрание наук о человеке, направленных к одной цели». Педагогика в узком смысле - «теория искусства, выведенная из этих наук» и «собрание воспитательных правил»235. Эта идея указывает на то, что педагогическая антропология есть педагогика в обширном смысле или на современном языке - общая педагогика. Педагогика в узком смысле представляет собой теорию воспитания и теорию обучения (дидактику). Анализ методологических идей К. Д. Ушинского показывает, что они имеют основания в антропологическом знании, гуманистических позициях. Центральной фигурой педагогики, ее предметом становится человек в его развитии и процесс содействия его позитивному движению. Ко второму блоку идей, выделенного нами в «Педагогической антропологии», в первую очередь следует отнести представления К. Д. Ушинского о человеке и его природе. Человек является существом биопсихосоциальным. В нем соединяется тело (биологический или растительный организм), душа (психический или животный организм) и дух (высшие психические чувства: дар речи, мышления, самосознания, этические, эстетические, религиозные чувства, чувство права). Организация тела и души наследуются с рождения от природы. Дух является даром Творца и принимается от народа (социального окружения), к которому принадлежит конкретный человек. Человек одновременно является частью природы и частью народа. Важными характеристиками человека являются развитие и движение. Именно они есть причина стремлений целостного человеческого организма: тела - быть, души - жить и духа - созидать. На этом положении базируются идеи следующего блока: воспитание и обучение как содействие развитию человека и подготовки к самостоятельной жизни, воспитание в труде (физическом, умственном и духовном). Развитие человека происходит постепенно, шаг за шагом, независимо от педагогических воздействий на него236. К. Д. Ушинский пишет: «Приступая к учению ребенка, надобно иметь в виду, что дитя, независимо от ученья, развивается с каждым днем, и развивается сравнительно так быстро, что месяц или два в жизни шестилетнего дитяти приносят более перемен в его душевном и телесном организме, чем потом целый год в возрасте от 10 до 15-ти лет»237. Важное значение имеет описанное К. Д. Ушинским представление сущности и организации человека в его взаимодействии с внешним миром на трех уровнях: телесном, душевном и духовном. В этом описании заложены ключевые характеристики, через которые учитель может воздействовать на ученика и взаимодействовать с ним в процессе воспитания и обучения. Так, в представлении автора «Антропологии» внешний мир человек познает через чувствования (органические, душевные, духовные). Посредником между внешним миром и непознанной душой является нервный организм. У разных людей части нервного организма развиты по - своему. Воздействия внешнего мира вызывают движение в нервном организме - ощущения. Отражение мира в нервной системе вызывает чувства. Органические чувства возникают из внутреннего состояния организма и присущи всему живому. Отношение представлений человека к его стремлениям, их сознание есть душевные чувства. Духовные чувства присущи только человеку (этические, эстетические и др.). Они появляются у человека тогда, когда к душевному чувству присоединяется нравственная или правовая оценка. В понимании К. Д. Ушинского, душа ребенка начинает свое развитие до рождения, до словесного развития, до появления сознания. Поэтому важно окружить ребенка с самого рождения добром, красотой, гармонией, упорядоченностью. Дети воспринимают ощущения внешнего мира быстрее. Но нельзя ускорять развитие ребенка. Ранее развитие К. Д. Ушинский сравнивает с поэтичным выражением К. В. Гуфелянда (1762-1836)238 с насильственно развернутой розой, которая блеснет и быстро завянет239. На этом положении обоснованы принципы обучения Ушинского: наглядности, доступности, своевременности, ограниченности. Именно поэтому Ушинский настаивал на окружении детей эстетически красивыми предметами, на приучении к пониманию красоты природы. Взаимосвязь развития человека во всех отношениях К. Д. Ушинский представлял следующим образом. Развитие человеческого тела происходит по законам природы, под влиянием наследственности. При создании благоприятных условий развиваются физические задатки. Важной составляющей в этом процессе становится организация ухода за ребенком с младенчества и режима его жизни. Для этого необходимы умеренность и сбалансированность в питании, активности и отдыхе. Состояние физического здоровья оказывает решающее влияние на душу и дух человека. По мере взросления требуется увеличение физической нагрузки для удовлетворения врожденной потребности в движении. Но она должна быть ни слишком легкой, ни слишком трудной. Развитие душевных процессов внимания, воображения, рассудка, чувствований, стремлений, воли является важной частью становления человека, особенно в детском возрасте. Большое внимание К. Д. Ушинский уделяет рассмотрению механизмов памяти. Память человека - главный процесс, с которым, по утверждению автора, более всего приходится работать учителю (воспитателю). Память мышц, ассоциации следов памяти помогают минимизировать энергозатраты организма на постоянное открытие для себя уже известных истин. Благодаря памяти и умению устанавливать ассоциативные связи складывается рассудочная деятельность. Под влиянием механизмов памяти формируются привычки поведения, опыт, которые став органической частью действий, позволят экономить силы и время необходимые для выполнения каких-либо относительно простых действий, что способствует развитию других, более сложных навыков. На этих и других знаниях построена антропологическая дидактика Ушинского. Дар слова, полученный от Творца (иного объяснения причине его появления К. Д. Ушинский в науках не находит), делает человека человеком. Язык является не только средством коммуникации, но активизирует мышление и становится причиной сознания и самосознания. Рассудочные операции в их взаимодействии с чувствами формируют человеческий дух - высшие психические чувства. Об этом Ушинский писал: «... способность иметь идеи и дар слова дает человеческому сознанию те средства, с которыми человеческий рассудок становится на ступень недосягаемую для животных, хотя и начинает с того же, с чего и сознание животных»240. Человек принимает культуру, традиции, религию через освоение языка народа. Принципиальное значение имеет идея развития всех составляющих сущностей человека. Его целью и средством К. Д. Ушинский определяет труд - свободную и созидательную деятельность. «Так начертал господь закон свободного труда и во внешней природе, и в самом человеке, и в его теле, сердце и уме. Высылая человека на труд, творец сделал труд необходимым условием физического, нравственного и умственного развития, и самое счастье человека поставил в неизбежную зависимость от личного труда»241. К. Д. Ушинский условно разделял виды труда. Свое название они получили в зависимости от того, какая из человеческих сущностей играет в ней ведущую роль. Автор выделял труд физический (телесный), умственный (душевный) и нравственный (духовный). Их значение Ушинский сформулировал так: «.физический труд необходим для развития и поддержания в теле человека физических сил, здоровья, физических способностей»; «сильное развитие нервной системы умственным трудом дает необыкновенную живучесть телу человека». Причины такой зависимости явлений ученый видел в огромном влиянии нервной системы на остальные системы человеческого организма и в ее непосредственном участии во всех жизненных процессах242. При этом К. Д. Ушинский отмечал, что в чистом виде, например, физического труда не бывает. «Труд, исходя из человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственною своею, внутреннею, ему одному присущею силою, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляет человеческое достояние, но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастия. Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится»243. Поэтому труд облагораживает и возвышает человека, но развивает его неравномерно. Кто-то более развит физически, кто-то - умственно. Зависимости уровня духовности и волевых качеств от физической силы, выносливости или интеллекта нет. Ушинский писал: «... есть характеры, для которых чем сильнее была борьба, тем крепче они привязываются к приобретенному; но часто бывает и наоборот: непосильная трудность, встречаемая в начале дела, делает нам самое дело противным»244. К. Д. Ушинский указывает, что и виды труда являются дополняющими друг друга в том смысле, что приоритет в жизни человека умственного труда делает физический труд отдыхом и наоборот. Так «. при нынешнем состоянии общества трудно представить себе такой образ жизни, в котором бы труд физический и умственный уравновешивались: один из них будет только отдыхом»245. Из идей о сущности и значении труда в жизни и развитии человека Ушинский выводит задачу воспитания: «... дать ей (личности, душе и духу - В.К.) вечную, по возможности, полную, широкую, поглощающую ее деятельность. Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда - вот полное определение цели педагогической деятельности»246. В доказательство необходимости труда автор пишет о жизни без него в обществе потребления. «Окружите человека всеми этими благами (материальными - В. К.), и вы увидите, что он не только не сделается лучше, но даже не будет счастливее, и что-нибудь одно из двух: или будет тяготиться самой жизнью, или быстро пойдет понижаться до степени животного»247. Так К. Д. Ушинский обосновал необходимость труда, являющегося целью и средством воспитания на благо человека и народа, к которому он принадлежит. Народность - одна из основных идей всей педагогической системы К. Д. Ушинского. Ее истоком являются два положения: 1) среда обитания (климат, природная зона), образ жизни (народа, сословия) оказывают влияние на внешние проявления человека и на его внутреннее состояние и 2) человек является частью народа. Как орган относится к организму в целом, так и единичный человек относится к народному организму248. Поэтому центральным принципом воспитания К. Д. Ушинский провозгласил принцип народности. Он связан не только с идеей просвещения всего народа вне сословных и половых различий, но так же с передачей культурного кода, народных идеалов, чувства патриотизма. Опыт народа передается человеку посредством освоения языка народа, который является отражением работы сознания этого народа. Об этом К. Д. Ушинский писал так: «... каждое слово языка, каждый оттенок его обходился человечеству недаром, и на каждый оттенок из этих маленьких форм, которыми мы обладаем теперь так свободно, трудно работало когда-то человеческое сознание»249. На основе сложившихся идей о том, что есть человек, Ушинский обосновал необходимость воспитания и обучения, представил идеи осуществления этой деятельности, т.е. о применении знаний о человеке к педагогическому искусству. Эти положения составляют третий блок идей педагогической антропологии, содержащихся в анализируемом нами труде классика. Вопросы теории и практики воспитания являются стержневой идеей антропологии, что объясняется, прежде всего, важностью для педагогики и для педагога знаний о предмете воспитания - человеке во всей его многогранности проявлений в жизни, деятельности, социальной среде, отношениях к окружающему миру. При анализе множества идей К. Д. Ушинского о воспитании, речь необходимо вести о его психологических основах, сущности, направленности; об общественном, дошкольном, семейном; о содержательной стороне воспитания - умственном, нравственном, физическом, эстетическом, трудовом, религиозном; о методике воспитания, в том числе средствами литературы, музыки, народного творчества; о единстве воспитания и обучения; о воспитательных возможностях, о воспитательном воздействии социального окружения - макросреды и непосредственного окружения - микросреды, семьи, быта; об изучении родного языка; роли в воспитании родителей, воспитателей, учителей. По мнению К. Д. Ушинского «... воспитательная деятельность, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет: 1) свой предмет, 2) цель и 3) средства»250. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (выделено нами - В. К.) гласит полное название труда классика и определяет центральное место человека не только в процессе воспитания, но и в центре всех человеческих отношений. К. Д. Ушинский раскрывает исключительное значение в деле воспитания целеполагания. Он пишет: «Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всех философских, психологических, педагогических теорий», и далее замечает: «Ясное определение цели воспитания мы считаем далеко не бесполезным и в практическом отношении»251, хотя четкой формулировки цели и понятия «воспитание» сам классик в этом труде не дал. Обосновал он это так: «Од- накоже мы не можем не указать уже здесь на необходимость ясного определения цели воспитательной деятельности; ибо, имея постоянно в виду необходимость определить цель воспитания, мы должны были делать такие отступления в область философии, которые могут показаться лишними читателю, особенно, если он незнаком с той путаницей понятий, которая господствует у нас в этом отношении»252. О главенствующем статусе философии среди прочих антропологических наук в связи с целеполаганием педагогической деятельности важно отметить, что, по мнению Ушинского, «... философское воззрение на значение и цель воспитания необходимо уже и потому, что философский анализ разрушает пустые предубеждения, которые, появляясь без всяких прочных оснований, вследствие какого- нибудь не вполне сознанного и случайного столкновения мыслей, закрывают собой истинный путь к просвещению»253. Когда цель воспитания определена, то «тогда остается нам определить его средства»254, а именно найти решение вечного русского вопроса: «Что делать?». На это педагог отвечает: «.воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный набор сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой»255. В контексте своего антропологического воззрения он продолжает: «Кто хочет воспитать человека, тот должен воспитывать в нем гармонически и тело, и душу: дух не должен развиваться за счет тела, и тем более тело не должно развиваться за счет духа. Тело живет и развивается, только находясь в сношении с внешним миром. Необходимое условие его жизни - деятельность, источник всякого совершенствования»256. В этих идеях Ушинского заложен фундамент к определению средств воспитания. В этом, по мнению классика, «наука может оказать существенную помощь воспитанию». Соглашаясь с Ф. Бэконом, автор писал: «Только замечая природу, можем мы надеяться управлять ею и заставить её действовать сообразно нашим целям»257, поэтому «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями... Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, истории зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, - а средства эти громадны!»258. Основными средствами воспитания он считал убеждение, пример и упражнение. Главная идея К. Д.Ушинского - необходимость готовить народ во всех сферах жизни к изменению этой жизни в меняющихся условиях259. Идея народности школы и народности воспитания были закономерно выведены Ушинским из глубокого анализа проблем отечественной и зарубежной школы и педагогики. Он увидел, что «система образования в каждой отдельной стране строится, прежде всего, в соответствии с потребностями и особенностями данной страны. Именно эти потребности в первую очередь определяют формы и содержание школьной системы»260 и поэтому утверждал: «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое»261. На основе этого положения классик обращал внимание на существование семейного и общественного воспитания. «В области вопросов общественного и семейного воспитания Ушинский был своего рода пророком» - писал в 1875 г. член Ученого комитета при Министерстве Народного Просвещения П. П. Мироносицкий в отзыве на книгу «Собрание педагогических сочинений К. Д. Ушинского»262. Автор «Педагогической антропологии» считал, что ничто более, чем семья, ее устои, нравы, обычаи не влияют на становление человека. Безусловно, значимым является авторитет отца для детей, действие примера его образа жизни, хода мысли. Однако более важным для воспитания детей оказывается влияние матери. Именно мать занимается первоначальным воспитанием и обучением ребенка, через нее он постигает законы устройства мира. Женщина передает традиции народа, но вместе с тем и научно-технический прогресс входит в жизнь детей, семьи и общества через ее взгляд на жизнь. Чаще всего, по законам природы мать является непреднамеренным воспитателем, ее воздействия на ребенка носят интуитивный и стихийный характер. Поэтому так важно сделать семейное воспитание матерью осознанным, целенаправленным, подкрепленным педагогическими антропологическими знаниями. Эту проблему Ушинский предложил решить в повсеместном образовании женщин. Кроме других необходимых для жизни предметов, требуется преподавание им основ педагогики, истории педагогических учений и основ антропологических наук. Общественное воспитание, осуществляемое в народных школах, должно строиться на народных традициях, в том числе, семейного воспитания, иметь четкие цели и базироваться на принципах гуманности и антропологическом знании человека. Ушинский определил закономерности функционирования всей системы просвещения и школы. Воспитание, равно как и обучение является процессом целенаправленным. Цель воспитания должна быть убеждением воспитателя, только тогда он достигнет успеха в своем труде. К. Д. Ушинский считал обучение одним из средств воспитания. Поэтому в логике его антропологической педагогической системы вопросы воспитания и обучения взаимосвязаны. От И. Ф. Гербарта русский педагог принял идею воспитывающего обучения. Вопросы, относящиеся непосредственно к учебной деятельности, Ушинский выделил в область дидактики, в сферу «искусства передачи сведений»263. Дидактику он представил в общем и частном (о преподавании отдельных предметов) виде, а так же указал, что она базируется на физиологии, подчеркивая тем самым значимость антропологического знания для теории и практики обучения. Первые два тома «Антропологии» посвящены раскрытию возможностей физиологии и психологии для понимания таких проблем дидактики, как: предназначение школы и сущности обучения: кого учить, чему учить, как учить и во имя чего учить; необходимость учета возрастных особенностей обучаемых в различных образовательных, воспитательных учреждениях, образования взрослых и женщин; научные основы дидактики, обоснование содержания обучения, принципов обучения, методики обучения на различных этапах развития ребенка, разработка частных методик преподавания различных учебных предметов. Об этом К. Д. Ушинский написал так: «Окончив общий курс педагогики в тесной связи этого курса с психологией, преподаватель может уже перейти к частному изложению дидактики, или правил искусства сообщения знаний в приложении этого искусства к предметам учения». И далее: «Дидактика может быть разделена также на общую и частную». К. Д. Ушинский определил, что должно войти в общую дидактику264. Его дидактическое учение включает в себя следующие положения: учение есть серьезный труд, богатый по своему содержанию. Он требует больших усилий как со стороны учителя, так и от учеников. «Ученье есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли, так, чтобы самый интерес к учению зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу при- крас»265; необходимо отказаться от принуждения в обучении, развивать интерес и волю в учениках. «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения, хотя бы она почерпалась из лучшего источника - из любви к воспитателю, - убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет; а учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли»266; воля лучше развивается силой убеждения, а не принуждения; при хорошо организованном обучении у учащегося развивается сознательность. Происходит это под воздействием учителя и при внутренней работе ученика. Сознательность развивается лучше, если содержание обучения имеет смысл для ученика; одна из задач обучения заключается в том, чтобы привить детям любовь к науке; предполагается, что ученик трудится столько, сколько он может трудиться в соответствии со своими возможностями и силами, осуществлять посильный труд; полностью уйти от заучивания невозможно. Существуют некоторые понятия, которые необходимо выучить наизусть. Но при этом важно учителю постоянно обращаться к ранее изученному материалу, закрепляя тем самым память и придавая смысл обращения к заученному наизусть. Учитель при этом должен умело опираться на активное повторение, когда ученик «... не воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы воспринятых им прежде представлений» и пассивное повторение, при котором «ученик вновь воспринимает то, что воспринимал уже прежде; видит то, что уже видел, слышит то, что уже слышал». Такой умственный труд дает ученику «навык воплощать в слово и отчасти в дело свой внутренний мир»267; чем моложе ученик, тем чаще необходимо повторять. При этом важно соблюсти терпение, «не подсказывать», тактично указывать на ошибки только в тех случаях, где они влияют на понимание предмета и его сути. В связи с этим положением Ушинский предупреждал учителей против «окриков и других средств за- пугивания»268. «Под влиянием учительского крика дети забывают и то, чего, казалось бы, невозможно было забыть»269; наглядное обучение должно «предшествовать умственным упражнениям» и начинаться в раннем возрасте, пока ребенок не научился читать. В старшей школе наглядное обучение также важно, но в меньшей степени. Наглядное обучение - «такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком.»270. Наглядность в дидактике К. Д. Ушинского является мощнейшим средством развития верных и точных представлений об окружающем мире и правильного развития у учеников мышления. Важнейшей задачей обучения К. Д. Ушинский определил умение мыслить, использование в умственной деятельности логических операций, что, в свою очередь, должно привить любовь к истине, исключить приверженность суевериям. Ушинский много раньше, чем Л. С. Выготский, обосновал в теории и продемонстрировал на практике зависимость развития мышления от речи271. Эта антропологическая идея послужила тому, что в практической деятельности классик педагогики более всего уделял внимание формированию умений и навыков говорения, чтения, письма на примерах окружающих ребенка предметов, явлений, событий. К. Д. Ушинский представил развитие народного языка как накопление количества слов, подобно рифу, состоящему из раковин морских животных. Однако в работе сознания слова, составляющие понятия через ассоциации, качественно изменяются, перерабатываются, и аналогов этому труду в мире природы нет. Эта многовековая работа человечества, его сознания, рассудка воплощается в языке272. В подтверждение этого положения автор пишет: «... мышление, в полном, человеческом смысле слова, совершается только в словах и слово является главным средством человеческого развития, которого животное бессловесное, при чувствах, иногда гораздо более тонких, и при сознании, столь же ясном, достигнуть не мо- жет»273. В итоге К. Д. Ушинский определил воспитание и обучение как целенаправленную деятельность преднамеренных воспитателей, «поспешествующую» развитию человека в физическом, умственном и нравственном труде, через освоение и принятие языка, культуры и традиций народа. Четвертый блок системы педагогической антропологии включает идеи о подготовке преднамеренных воспитателей. К ним К. Д. Ушинский относит учителей, наставников, педагогов. Об этом он пишет: «.если медикам мы вверяем наше здоровье, то воспитателям вверяем нравственность и ум детей наших, вверяем душу, а вместе с тем и будущность нашего отечества»274. Не менее важным он считал подготовку отцов и особенно матерей к сознательному родительству. Подготовка педагогов связана, по мнению классика, не только с накоплением профессиональных знаний, но и с формированием у них убеждений. «Как бы далеко ни запрятал воспитатель убеждения; но если только они в нем есть, то они выскажутся, может быть, невидимо для него самого, не только уже для начальства, и в том влиянии, которое окажут на души детей, и будут действовать тем сильнее, чем скрытнее. Определение цели воспитания в уставах учебных заведений, предписаниях, программах и бдительный надзор начальства, убеждения которого также могут не всегда сходиться с уставами, совершенно бессильны в этом отношении. Выводя открытое зло, они будут оставлять скрытое, гораздо сильнейшее, и самым гонением какого-нибудь направления будут усиливать его дей- ствие»275. Средой, в которой могут формироваться педагогические убеждения, Ушинский определил специальные педагогические учебные заведения: антропологический факультет, кафедры философии, психологии, истории, все те места, где изучают науки о человеке и устройстве мира вокруг него. К. Д. Ушинский обозначил путь создания педагогического знания, согласно которому необходимо собрать факты наук о человеке, применимые к воспитанию, свести в единую систему, изучив которую педагог - практик может без лишних проб и ошибок применить эти знания в своем труде. Эту идею он впервые сформулировал в статье «О пользе педагогической литературы»276 и положил начало реализации в «Педагогической антропологии», где он писал о необходимости создания педагогического факультета, целью которого «было бы изучение человека во всех проявлениях его природы с специальным приложением к искусству воспитания». Так «учитель учителей» указал два пути просвещения и подготовки педагогов: 1) педагогические факультеты и 2) педагогическая литература277. В содержание педагогического образования Ушинский рекомендовал включить изучение педагогики, с учетом предварительного знакомства с физиологией и психологией, с «устройством и законами жизни и развития человеческого организма как телесного, так и душевного.., без этого сколь-нибудь рациональное преподавание педагогики невозможно». При этом он замечал, что изложение этих дисциплин необходимо сопровождать «педагогическими выводами из психологических законов». Так складывается «курс общей педагогики, за которым должна следовать дидактика - общая и специальная» 278. В ней предполагается изучение правил искусства сообщения знаний в приложении этого искусства к учебным предметам. В связи с тем, что учителю необходимо развивать человека во всех отношениях, в том числе, и в физическом труде, К. Д. Ушинский рекомендует включить в образовательный процесс учительских семинарий, готовивших учителей народных школ практические занятия сельским хозяйством279. В окончании курса общей педагогики Ушинский считает необходимым «изложение психологических основ религиозного чувства в человеке». Он объясняет это тем, что религия есть «создание души человеческой»280, и на нее должно взглянуть с точки зрения педагога и психолога. Распространяя принципы обучения не только на школу, Ушинский требует их выполнения при подготовке учителей. Студентам необходимо давать полезные знания, возбудить в них умственную деятельность и активное участие в учебном труде. Таким образом, «Педагогическая антропология» К. Д. Ушинского является интегративным знанием. Всестороннее изучение сущности человека, процессов, законов, закономерностей, факторов, влияющих на его развитие, а также педагогической деятельности, отражающей потребности общества (народа) в подготовке подрастающих поколений к самостоятельной жизни позволило автору представить их в виде целостной педагогической системы. В ней имеются положения о целях педагогической науки, организации, содержании, направленности педагогического процесса, о взаимодействии обучающих (воспитателей) и обучающихся (воспитуемых) и его результатах. «Педагогическая антропология» Ушинского представляет собой методологические идеи педагогики, обоснованные научным знанием о человеке и о его развитии. Применение комплекса историкопедагогических методов исследования, позволило выделить в «Антропологии» четыре блока идей, которые объединяют: методологические основы педагогики как науки; представления о природе человека и о его развитии; принципы и способы применения антропологических знаний в воспитании и обучении; вопросы подготовки «преднамеренных» воспитателей (учителей, наставников, родителей) к исполнению своей роли в воспитательном процессе. Выводы по главе Результаты настоящего исследования показали, что базовые положения педагогической антропологии К. Д. Ушинского заключены в идеях о человеке, его центральном месте в окружающем мире и высокой ценности для общества. Эти мысли актуализировали идеи о подготовке подрастающего поколения к жизни, необходимости воспитания как целенаправленной деятельности педагогов. Следствием этого стали идеи о необходимости научного подхода к делу воспитания, антропологического обоснования педагогики и фундаментальной подготовки «преднамеренных» воспитателей. Эти и другие идеи имеют внутренние и внешние истоки, заключенные в личности автора антропологической теории, его жизненном и педагогическом опыте, в насущной потребности методологического обоснования педагогической науки и реорганизации системы просвещения России XIX в. Применение комплекса методов историографического исследования позволило определить труды ученых и педагогов, идеи которых послужили истоками педагогической антропологии К. Д. Ушинского. Анализ и сравнительно-сопоставительный методы, а также методы смысловой реконструкции и интерпретации позволили выявить и обобщить идеи педагогической антропологии в наследии Ушинского. В публицистических работах классика раскрывается суть антропологических идей о необходимости научного подхода в педагогической деятельности; осознанности и целенаправленности воспитания; распространения педагогического знания через популяризацию педагогической литературы; изучения человека в его развитии, взаимодействии с миром; о том, что каждое общество готовит своих детей к жизни согласно традициям и передаются они посредством языка; о развитии человека в труде на благо своего народа. Все они призваны сформировать убеждения учителя, так как под их влиянием он осуществляет профессиональную деятельность. Свои идеи К. Д. Ушинский объединил в фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Этот вывод основан на применении методов сравнительно-сопоставительного анализа, интерпретации и смысловой реконструкции. Индукция и дедукция, классификация и систематизация позволили выделить четыре блока идей в системе педагогической антропологии Ушинского: методологические основы педагогической науки; учение о человеке, его природе, законах и принципах его развития; применение знаний о человеке к искусству воспитания (в широком понимании автора, т.е. непосредственно в воспитании и обучении); о подготовке «преднамеренных» воспитателей - учителей, наставников, родителей. Интеграция антропологического знания в фундаментальном труде позволила Ушинскому создать устойчивую систему идей, которая после смерти классика подверглась дезинтеграции в теории и практике отечественного образования. Дальнейшему их развитию в процессе освоения и разработки творческого наследия классика педагогике посвящена вторая глава диссертации. ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОСВОЕНИЯ И РАЗРАБОТКИ ИДЕЙ К. Д. УШИНСКОГО В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ 2.1. Обоснование хронологической периодизации освоения творческого наследия К. Д. Ушинского В данном историографическом исследовании идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского применён парадигмальный подход к анализу их освоения и разработки281. Было установлено, что динамика интереса к творчеству классика и его идеям совпадает по времени с установлением в отечественной образовательной политике определенных парадигм. Так, например, во время доминирования парадигмы «школы труда» (1920-е и 1970-е) внимание ученых в творчестве К. Д. Ушинского привлекали идеи трудового воспитания, а во времена преобладания парадигмы «школы учебы» в конце 1930-х и в 1960-е гг. б |