Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный
Скачать 0.5 Mb.
|
ГЛАВА 1. БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ КАК ОСНОВА ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Истоки зарождения идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского Анализ историографических источников19 творческого наследия К. Д. Ушинского позволяет выявить его идеи педагогической антропологии, определить их истоки, сформулировать причины и основания их зарождения. Этому способствует использование различных подходов и методов исследования в их взаимосвязи. Синергетический подход в данном исследовании позволил показать процесс зарождения идей педагогической антропологии в творчестве Ушинского, возникновение системы знаний о человеке и его воспитании. К середине XIX в. был накоплен значительный опыт воспитания, однако он не был систематизирован. Благодаря тому, что в ученом и педагоге соединились личностные качества увлеченного исследователя, аналитика и систематизатора, глубокие знания достижений современных наук и общественных идей, стало возможным интегрировать учение о человеке и применить его к искусству воспитания. Антропологический подход способствовал изучению истоков20 педагогической антропологии через призму личности ученого, окружающей его обстановки, взаимодействия с современниками, освоения им результатов деятельности и мыслей представителей государственной, общественной, научной и практической деятельности, культуры и искусства. Без анализа их прогрессивных идей, взглядов и опыта не мог состояться фундаментальный труд К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». «Антропология», как называл эту книгу сам автор21, не могла возникнуть в отрыве от других наук и социальных проблем, характерных для середины XIX в. Историографический анализ творчества К. Д. Ушинского, его дневников и автобиографических работ, архивных документов22, воспоминаний современников, исследований историков педагогики, позволил более емко классифицировать истоки педагогической антропологии. Они сведены к двум группам: внутренние (личностные) и внешние (Рисунок 1.). К внутренним истокам формирования К. Д. Ушинского как ученого и формулировки им идей педагогической антропологии относятся: личностные характеристики великого ученого-педагога, сложившиеся под влиянием условий жизни; его жизненный и педагогический опыт; мировоззрение, сформированное под влиянием знаний, взглядов, научных позиций учителей Новгород - Северской гимназии, профессоров и преподавателей Московского Университета. К внешним истокам относятся: потребность общества в новом научном знании, отраженная в деятельности персоналий мировой и отечественной истории, отечественной и зарубежной научно-публицистической и художественной литературы; достижения наук о человеке, описанные в трудах ученых различных эпох и государств; накопленный мировой педагогический опыт, включающий психолого-педагогические (антропологические) источники, отражающие различные ми ровоззрения, устои, взгляды на мир в целом, на человека, его воспитание, обучение, образование. Рисунок 1. Истоки идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского Деление истоков на внутренние и внешние является условным. Оно характеризует существенные составляющие создания любого научного учения, в котором тесно переплетены внешние и внутренние основания. Анализ историографических источников, прежде всего, описывающих биографию К. Д. Ушинского23, дает право утверждать, что жизненный опыт классика, его личностные качества и мировоззрение способствовали тому, что назревшие в общественном и научнопедагогическом сознании идеи педагогической антропологии воплотились именно в его творчестве. Личностные характеристики великого ученого-педагога формировались под воздействием условий его жизни, к которым относятся: А) влияние телесного состояния на характер К. Д. Ушинского. Приобретенная в детстве болезненность24 и восприимчивость к холоду и простудам не давала возможности вести желаемо активный образ жизни. Это обстоятельство он компенсировал большой внутренней духовной работой. Другим аспектом влияния состояния здоровья на характер педагога была быстрота реакции. Современники отмечали25, что он действовал всегда быстро и четко, как будто пытаясь сохранить энергию для самых важных дел. Также состояние здоровья диктовало приверженность четкому режиму жизни, что окружающие воспринимали как высокую степень организованности; Б) когнитивные способности: живой ум, который отмечался учителями и одноклассниками К. Д. Ушинского с детства, наблюдательность, отличная память, логическое мышление, способность к анализу, синтезу, систематизации, классификации, выделению главного и основного, сопоставлению и критической оценке, выявлению причинно-следственных связей, взаимодействий и зависимостей между изучаемыми объектами и т.п.; В) интересы: любовь к чтению художественных произведений, книг по истории, географии, трудов по философии, этнологии, экономике, психологии, воспитанию, самовоспитанию, образованию и другим наукам на русском, немецком, английском, французском языках; Г) личностный рост и внутренняя работа над собой: стремление к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию, изучению вопросов развития разума, воли, самодисциплины, определению цели жизнедеятельности и своей роли в окружающем мире, умение достигать желаемых результатов оптимальными способами, используя доступные средства. Примером работы над собой является критическая оценка склонности к фантазиям и мечтательности. Трансформация этого качества способствовала представлению конечной цели своих трудов и обеспечивала умение организовывать направления деятельности; Д) развитые коммуникативные качества: общительность, открытость, честность, справедливость, сопереживание, верность слову и товарищам, прямолинейность, твердость в убеждениях, способности рассказывать и писать просто о сложном, желание делиться своими знаниями, нести просвещение людям, четко высказывать свою точку зрения и отстаивать её, «острый язык», осведомленность об актуальных интересах общества, дар убеждения, стремление быть в центре событий, активная жизненная позиция26; Е) духовные качества: высокоразвитое чувство долга и товарищества, служения своему народу, любовь к Родине, порядочность, ответственность, требовательность к себе и окружающим, гуманизм и гуманность, уважение к людям, не зависимо от пола, возраста, статуса и достижений, религиозность. Таковы личностные качества К. Д. Ушинского, которые способствовали созданию им педагогической антропологии. Многие выводы «Антропологии» были сформулированы им методом самонаблюдения и через призму собственного опыта. Формирование и углубление идей педагогической антропологии неразрывно связано с его жизненным и педагогическим опытом. Жизненный и педагогический опыт К. Д. Ушинского тесно переплетен с формированием мировоззрения, становлением ученого, который создал теорию, ставшую фундаментом отечественной педагогической науки и определившую антропологическое направление развития педагогической мысли. В данном исследовании принимается периодизация жизни К. Д. Ушинского, предложенная В. Я. Струминским и состоящая из трех этапов. этап: 1824-1844 гг. детство, отрочество, юность. Жизнь в г. Новгород- Северске, Черниговской губернии (1833-1840), учение в гимназии (1835-1840) и переезд в Москву для обучения в Императорском Московском Университете (1840-1844). этап: 1844-1862 гг. связан с подготовкой к магистерскому экзамену (1844-1846), службой в Ярославском Демидовском лицее (1846-1849) в должности исправляющего обязанности профессора камеральных наук, исполнением обязанностей помощника столоначальника Департамента духовных дел иностранных исповеданий в Министерстве внутренних дел (1850-1854), педагогической деятельностью в Гатчинском сиротском институте (1854-1859)27, Императорском Воспитательном обществе благородных девиц Ведомства императрицы Марии (Смольном институте) и в Санкт-Петербургском Александровском училище (1859-1862)28. В этот период К. Д. Ушинский становится известным в России публицистом и популяризатором педагогических идей и литературы. этап: 1862-1870 гг. связан с командировками в Западную Европу для изучения опыта постановки женского образования и учительских семинарий (18621865); выполнением задачи написания учебника по педагогике для женских учебных заведений (1865-1868)29; работой над созданием трудов, принесших К. Д. Ушинскому славу «учителя русских учителей»: «Родное слово», «Родное слово. Книга для учащих», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»; сотрудничеством с Санкт-Петербургским Педагогическим обществом. Внутренние истоки идей педагогической антропологии находятся и во взаимодействии К. Д. Ушинского с близким окружением: семьей, друзьями и товарищами, учителями Новгород-Северской гимназии, профессорами Московского университета, соратниками по службе и единомышленниками. Факт рождения Константина Дмитриевича 2 марта 1824 г. в г. Туле30, в семье дворянина, отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 г. - Дмитрия Григорьевича Ушинского (Вшинского)31 и Любови Степановны Капнист32 является важным. Это связано с тем, что во второй четверти XIX в. гимназическое и университетское образование было доступно лишь дворянам, и отец классика приложил все возможные усилия для получения детьми достойного статуса и образования. В семье чтились традиции православного христианства, дети воспитывались в уважении к царю и Отечеству. Согласно устоям того времени, первоначальное образование дворянские дети получали в семье. Обучением Константина и его младших брата Сергея и сестры Екатерины занималась мать. Однако, после ее смерти в 1835 г. мальчик был принят сразу в третий класс Новгород-Северской гимназии. Важную роль в развитии К. Д. Ушинского сыграла мачеха - Наталья Васильевна Гребель33. Она научила пасынка чтению немецких книг без словаря, что вызывало уважение других гимназистов и помогло позже свободному чтению и переводу иностранных источников. Три важные предпосылки становления педагогических идей классика связаны с этим этапом его жизни. Во-первых, понимание того, что каждый человек учит и воспитывает так, как учили и воспитывали его, то есть перенимает воспитательные традиции. Во-вторых, осознание значимости первоначального воспитания и обучения детей в семье матерью и трансформация в положение целенаправленной подготовке женщин в качестве «преднамеренных» воспитателей детей. Третья состоит в том, что он увидел необходимость создания специального пособия для первоначального обучения в помощь «учащим» и специального руководства, объясняющего ход и принципы обучения. Однако период обучения в гимназии был для К. Д. Ушинского непростым. Напряженные отношения с отцом имели двойственный характер. С одной стороны, от отца было принято мировоззрение патриота, добропорядочность и религиозность. С другой стороны, возникали противоречия между желанием дружеского общения сына с товарищами-гимназистами и строгим ограничением круга лиц, с позиции отца, соответствующих статусу семьи. В этот период у Ушинского стали зарождаться идеи равенства людей, позже развившиеся в идею народного просвещения. Общение с мачехой также было неоднозначным. Предоставленность самому себе на протяжении длительного времени привела к ослаблению здоровья и хроническому воспалению легких, от которого Ушинский умер в возрасте 47 лет. В антропологических идеях классика это отразилось мыслью о том, что состояние здоровья, режим активности и отдыха, качество питания имеют важное значение в развитии человека и его способности к восприятию в обучении. Много времени гимназист Ушинский проводил на природе. Знаменитая мысль классика о воспитательном значении природы основана на воспоминаниях уже взрослого человека своих детских впечатлений34. В дореволюционной России эта идея была поддержана особо и многократно цитировалась35. Однако В. Я. Струминский утверждал, что ее полные раскрытие и реализация возможны только при определенном участии со стороны педагогов. Это достигается обращением особого внимания на эстетику природы и целенаправленным развитием познавательных интересов36. Большое влияние во время учебы в Новгород-Северской гимназии на К. Д. Ушинского оказал учитель истории М. Г. Ерофеев, возбудивший интерес к своему предмету. Этот интерес поддерживал и директор гимназии, бывший профессор Харьковского университета И. Ф. Тимковский (1773-1853), который отличался оригинальным подходом к приему экзаменов. Экзаменуемые читали отрывок любого произведения на выбор директора и высказывали свое видение поставленной в произведении проблемы. Иногда эти беседы продолжались часами и способствовали развитию широкого кругозора и мышления у гимназистов, умению высказывать и отстаивать свою точку зрения. Этот опыт позже Ушинский использовал в методиках преподавания родного языка, в идеях развития осознанности, активности и самостоятельности в учении. Обучение К. Д. Ушинского в Императорском Московском университете связано с тем, что он наблюдал и осмысливал педагогический опыт профессоров, преподавателей. Более всего студент Ушинский находился под впечатлением лекций профессора истории Т. Н. Грановского (1813-1855) и профессора философии, энциклопедии законоведения и государственного права П. Г. Редкина (18081891). Они принимали непосредственное участие в судьбе педагога со студенческих времен и далее всю жизнь. Особое отношение Ушинского к профессору истории можно объяснить, с одной стороны, давней, ещё со времен учебы в гимназии, любовью к предмету. С другой стороны, личность Грановского была неординарной. Он был «образцом и примером искренности и смелости в убеждениях и самостоятельности научного творчества»37, что было весьма созвучно мировоззрению молодого Ушинского. В это время он пришел к выводу о том, что для преподавания, нужно хорошо знать предмет и уметь излагать сложные вопросы простым, доходчивым языком. П. Г. Редкин был не только его наставником, непререкаемым авторитетом, научным руководителем в университетские годы, но и покровительствовал К. Д. Ушинскому. В последующем он помогал найти своему лучшему выпускнику учеников для занятий. Опыт частных уроков способствовал осознанию Ушинским того, что обучение детей, особенно младшего возраста требует от учителя не только глубоких знаний предмета, но и методических приемов возбуждения интереса у детей процессом учебы. Учить детей, таков вывод классика педагогики, дело более сложное, чем учить взрослых студентов, о чем он написал: «дидактика первоначального преподавания может наполнить тома; дидактика чтения лекций в университете может быть выражена в двух словах: “знай хорошо свой предмет и излагай его ясно”»38. П. Г. Редкин снабжал своего ученика книгами и позволял пользоваться собственной библиотекой. Западническое мировоззрение П. Г. Редкина, его увлечение философским учением Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831), оказало влияние на молодого студента. Он также глубоко осмысливал лекции своего учителя. Это побуждало К. Д. Ушинского видеть человека в его сложных взаимосвязях со всем окружающим миром. Он принял суть высказывания П. Г. Редкина о том, что воспитание должно «обнимать человека всесторонне»39 и воплотил в его выводе методологического значения о всестороннем изучении личности: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»40. П. Г. Редкин содействовал устройству на Ушинского службу в 1850-е гг. и позже в 1865 г., уже известного в России педагога, он пригласил в Санкт-Петербургское педагогическое общество. Манера преподавания П. Г. Редкина утвердила К. Д. Ушинского в необходимости и важности воздействия на ученика убеждениями педагога. «В его чтениях было именно то, что могло увлечь молодых людей, был юношеский жар и глубокое убеждение... Чтения П. Г. Редкина, всегда увлекательные, переходили иногда в восторженные импровизации, которые производили на слушателей потрясающее действие»41. Под влиянием лекций П. Г. Редкина зародился в творчестве К. Д. Ушинского вывод о том, что просвещение народа и развитие науки есть путь к достижению блага. Профессорско-преподавательский состав Московского университета в 40-е гг. XIX в. был представлен учеными разных научных направлений и различных философских взглядов. Так, например, Т. Н. Грановский и П. Г. Редкин, в иссле- дованиях советского периода традиционно причислялись к западникам. Такое же мнение сложилось о взглядах студента К. Д. Ушинского42. Однако сопоставление мировоззренческих позиций западников и Ушинского, не позволяет судить так однозначно43. Уникальность русского народа и его собственный путь развития, которые классик педагогики доказывает в своих статьях44, более созвучны мировоззрению профессоров - славянофилов: профессора русской словесности и литературы С. П. Шевырева (1806-1864), профессора всеобщей и русской истории М. П. Погодина (1800-1875) и др. О принятии их идей говорит и тот факт, что для преподавания истории в Смольном институте благородных девиц инспектор классов К. Д. Ушинский выбирает учебник Н. И. Костомарова (1817-1885), основанный на изучении истории простого народа, а не аристократии, как это описано в курсе истории Н. М. Карамзина (1766-1826). Именно обращение к истории своего народа побуждает К. Д. Ушинского обратиться к необходимости анализа программы изучения учебных предметов в русской школе. По мнению советских историков педагогики в период обучения в Московском университете в 40-х годах XIX в. и в последующие годы творчества у Ушинского формировались и наполнялись новым содержанием элементы материалистического мировоззрения45. Так, результаты исследования, проведенного группой ученых под руководством В. Я. Струминского в 40-е гг. XX в., привело к выводу, что первые естественнонаучные представления К. Д. Ушинский получил в студенческие годы, прочитав статью профессора зоологии К. Ф. Рулье (1814-1858). В ней, в частности, написано: «Наблюдения и опыты немы, их должно объяснить, им должно дать значение, без того они будут лежать без пользы в науке... Зоология и вся естественная история по преимуществу опытная уже потому, что она исследует тела, и вместе с тем умозрительная потому, что должна представлять собой форму науки, а не безотчетный, беспорядочный набор необъясненных фактов, схваченных на удачу или на случай»46. Абсолютно достоверных сведений и ссылок на эту статью у К. Д. Ушинского нет. Однако у классика отечественной педагогики прослеживаются некоторые совпадение методологических требований к науке. Они отражены в сочетании теоретического (рационального) и практического (эмпирического) в познании природы. Кроме методологического сходства, В. Я. Струминский указывает и на текстологическое сходство в работах К. Ф. Рулье и К. Д. Ушинского. Аналогию с методологией изучения человека можно увидеть в структуре «Педагогической антропологии». Более этого, для К. Д. Ушинского имело значение и то, как профессор К. Ф. Рулье, которого называли «московским Цицероном», читал лекции, каждая их которых - «художественное создание, как по внешней отделке, так и по мысли». Это утверждало Ушинского в необходимости высокого профессионализма учителя-педагога47. Ретроспективный анализ зарождения и реализации идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского показывает, что основополагающие мысли о познании человека, определения его роли в окружающем мире, его развития, привлекали внимание будущего педагога с юности48. Свидетельства этого находятся в его «Журнале» (как он называет свой дневник)49, который не предназначался для публикации. В нем заметки для себя, самопознания, самовоспитания и рефлексии впечатлений от жизни и прочитанного. Но именно в нем предстают исследователям первые антропологические идеи классика. «Дневник с 1844 по 1845 гг.» написанный им после окончания университета, представляет, по своей сути, начало творческой работы над научным философским материалом. Записи «Читать для ума» и «Читать для себя»50, связаны не только с подготовкой к магистерскому экзамену. Они также указывают на мотивацию к работе по самосовершенствованию. Идея «познания себя» заключена в рассуждениях и заметках о том, что есть скука, эгоизм, чувства, ум, воля, личность. В дневнике будущий ученый размышлял потребности общественности в «семейственности» и «человеке». Именно человека Ушинский ставил в центре общественной жизни, т.к. он является первой ступенью духовного мира. Государство и человечество следуют за ним. Впервые здесь обнаруживается идея народ- ности51. В дальнейшем творчестве эти вопросы неоднократно возникали вновь в связи с обоснованием воспитательной деятельности52. В этом «Журнале» К. Д. Ушинский определил собственный смысл жизни, свое предназначение: «Приготовлять умы! Рассеивать идеи!.. Вот наше назначение. Мы живем не в те годы, чтобы могли действовать сами. Отбросим эгоизм, будем трудиться для потомства... Тихо, покорно будем нести гнёт, от которого избавим наших потомков. Предупредим бедствия перелома. Будем трудиться над постройкой чудного здания, которому потомки наши дадут своё имя, истинных творцов никто и никогда не узнает»53. Подготовка народа во всех сферах жизни к ее преобразованию и качественному улучшению с учетом меняющихся ее условий стала целью трудов Ушинского54. Для ее реализации требовалась практическая просветительская работа. Поэтому молодой человек счел теоретические искания бесполезной тратой времени и сил. Он принял решение отказаться от научной де- ятельности55. Однако дальнейшая судьба и творчество классика показали невозможность практики без теоретической подготовки и несостоятельность теории без подтверждения практикой. В период работы в Ярославском лицее (1846-1849) в качестве исправляющего обязанности профессора камеральных наук К. Д. Ушинский проявляет себя не только как новатор в преподавании, но и как организатор образования. Здесь зарождаются идеи о содержании образования, о его прикладном, характере, о том, что в лекциях необходимо сообщать студентам новые сведения и выводное знание, которые они не смогут найти в литературе. Сведения, полученные в ходе обучения, должны быть полезными для будущей профессиональной деятельности. Хотя данный период исследователи редко относят к педагогической деятельности Ушинского, считая ее юридической, но мастерство преподавания и первые педагогические идеи возникли у классика в это время. Научные поиски К. Д. Ушинского в годы службы в Ярославском лицее привели его к выводу о том, что в науку середины XIX в. много внесло материалистическое направление. Именно ему обязано искусство воспитания56. В последующие годы сфера научных интересов Ушинского включала юридические, экономические, географические, этнографические, исторические проблемы, что связывается с его социально-экономическим мировоззрением. Но оно органично включает в себя многие проблемы педагогики. И прежде всего мировоззренческие позиции Ушинского проявлялись в выдвинутом им принципе народности. Он по своей сути есть «выражение принципа органической целостности его философии»57. Ушинский выдвигал положение о том, что народность образования есть его осуществление в интересах всего народа, но не какого-либо его субъекта, в интересах нации. Народность рассматривалась Ушинским «как особая идея воспитания, обусловленная национальным характером, особенностями национального духа, характера, уклада страны как конкретного социального организма»58. Мировоззрение К. Д. Ушинского определялось не только с усвоением разносторонних знаний и овладением способами мышления и познания, приверженностью христианской морали и почитанием нравственности народа, но также с четкой гражданской позицией. В Демидовском лицее она вызывала неудовольствие со стороны руководства и попечителей. Его выступления и деятельность в лицее считались для него опасными. В сентябре 1849 г. Ушинский (по официальной версии) был вынужден подать прошение об увольнении «вследствие расстроенного здоровья» и после «отпуска по болезни» ему и его двум сотоварищам был закрыт доступ в Демидовский лицей59. Гражданская позиция Ушинского выражалась в готовности служить Отечеству и народу, проявлялась в последовательном отстаивании необходимости доступного обучения для всех сословий и всестороннего воспитания подрастающих поколений. После Ярославского лицея К. Д. Ушинский с трудом устроился в Департамент духовных дел иностранных исповеданий (1850-1854), где исправлял должность помощника столоначальника. Ему приходилось по служебным вопросам углублять знания в области юридических наук, заниматься проблемами вероисповедания, брака и бракоразводных дел. Будучи не обремененным служебными обязанностями, Ушинский стал увлекаться чтением литературы и философскими работами. Наряду с этим началось активное сотрудничество Ушинского с журналами «Современник» и «Библиотека для чтения». Он был благодарен службе в департаменте потому, что приобрел возможность заниматься наукой. Изучение английского языка позволило Ушинскому делать переводы на русский язык и публиковать их в отечественной печати. Так, был сделан перевод книги И. Дизраэли «Литературный характер или история гения...»60, что укрепило интерес и усилило его внимание к проблемам психологии, сложившиеся в университетские годы. В 1851 г. Константин Дмитриевич женился на Надежде Семеновне Дорошенко61. Отец большого семейства уделял много внимания обучению и воспитанию собственных детей и полноценно участвовал в их жизни62. Этот опыт стал истоком его мыслей о разработке и издании специальных учебников для первоначального семейного обучения детей и пособий в помощь родителям63. Знаменателен период работы К. Д. Ушинского в Г атчинском сиротском институте (1854-1858)64, где он приступил к работе в качестве учителя русской словесности и юридических предметов. Уже через два месяца талантливого педагога назначили исполняющим обязанности инспектора классов с освобождением от преподавания предметов. На него были возложены обязанности заведующего учебной частью. Хотя эта должность не позволяла ему заниматься вопросами воспитания, пытливый характер и широкий круг интересов в сфере педагогической деятельности побуждали Ушинского к активной творческой мысли. Выход из ситуации уже тогда классик педагогики видел единстве двух функций: воспитания и обучения. Это требовало теоретического осмысления проблемы и должно было способствовать заметному улучшению дел в институте, которые характеризовались крайне низкой успеваемостью, второгодничеством учащихся и даже их отчислением. Ушинский представил решение проблем педагогического процесса в организации его на научной основе. Он настаивал на необходимости пересмотра преподавания, прежде всего, русского языка и некоторых других предметов. Все это вызывало крайнее недовольство старых преподавателей, с их стороны начались доносы и жалобы в адрес руководства института. Стремлений к научной педагогике там не было. Однако все последующее творчество Ушинского было посвящено теоретическому обоснованию научных основ педагогической деятельности и единства обучения и воспитания. Именно в Гатчине произошло событие, перевернувшее дальнейшую судьбу К. Д. Ушинского. Традиционно во всех учебных заведениях он начинал работу с внимательного знакомства со средствами, помогающие ученикам лучше освоить преподаваемые предметы. Для этого он изучал содержание библиотеки, знакомился с оборудованием классов для изучения специальных предметов. При исследовании библиотеки в Гатчинском сиротском институте Ушинский обнаружил шкафы с педагогической литературой, принадлежавший ученику И. Г. Песталоцци, инспектору классов Е. О. Гугелю (1804-1842). Спустя годы Ушинский вспоминал об этой находке: «Помню я, как, поступив на службу в одно учебное заведение и рассматривая его библиотеку, довольно многотомную, нашел я ... два шкафа, запыленные, почернелые, запечатанные. Видно по всему, что их лет 20 не отпирали. Прошу открыть и нахожу очень полное собрание педагогических книг. Это было в первый раз, что я видел полное собрание педагогических книг в русском учебном заведении. Этим двум шкафам я обязан в жизни своей очень многим и, боже мой! от скольких бы грубых ошибок был бы избавлен я, если бы познакомился с этими двумя шкафами прежде чем выступил на педагогическое поприще!»65. Эта великая ценность произвела на уже опытного педагога такое сильное впечатление, что Ушинский написал статью «О пользе педагогической литературы» (1857)66, публикация которой сделала автора известным и уважаемым педагогом - популяризатором педагогических идей. На это указывал В. Я. Стру- минский: «Основные педагогические идеи Ушинского, стяжавшие ему славу великого русского педагога, зародились в процессе соприкосновения с устаревшей практикой Гатчинского института: здесь возникли замыслы по составлению учебников для детей - «Родное слово» и «Детский мир»; здесь зарождались идеи педагогической антропологии; здесь впервые были сформулированы его основные воспитательные и методические положения»67. Историографические источники свидетельствуют о том, что значительное влияние на становление К. Д. Ушинского как педагога-практика и ученого оказала его служба в Смольном институте благородных девиц (1859-1862) и работа в качестве редактора «Журнала Министерства народного просвещения» (18601861). Назначение в Смольный институт инспектором классов было вызвано необходимостью реформирования данного учебного заведения. Оно должно было стать передовым и образцовым учебным заведением. Изучение состояния дел в нем и реформирование его деятельности поставили перед Ушинским проблемы, решение которых подвигло научным поискам, воплощенным позже в педагогической антропологии. Следовало изменить подход к комплектованию преподавателей, потому что от их уровня подготовки и убеждений зависит качество их работы с учащимися, и Ушинский пригласил в институт передовых ученых, преподавате- лей68. Другой, не менее важной проблемой, стало совершенствование содержания и методики обучения, проведения занятий. К. Д. Ушинский сам читал смолянкам курс педагогики. В лекциях он страстно призывал слушательниц готовить себя к службе Отечеству и быть верными ему. В период деятельности в Смольном институте Ушинский завершил работу над книгой - учебником для начального обучения «Детский мир» (1861)69. Методика этой книги способствовала обучению детей языку и развитию их ума, в ней представлен первый отечественный опыт воспитывающего обучения70. В начале 1860-х годов в России общественное внимание привлекается к проблемам практики и теории педагогики. На этом фоне Гатчинский и Смольный институты были тем местом, где К. Д. Ушинский не только занимался организаторской и педагогической работой, но именно там начиналась и совершенствовалась его научная деятельность, зарождались и углублялись его теоретические идеи. Эти институты стали «родиной педагогических идей Ушинского»71. Работа в качестве редактора «Журнала Министерства Народного Просвещения»72 представила К. Д. Ушинскому возможность более глубокого изучения европейского педагогического опыта. Он получил возможность переводить и публиковать статьи, соответствующие его личным и профессиональным интересам, способствующим расширению знаний в сфере воспитания73, популяризировать философские и психологические взгляды среди всех лиц, заинтересованных в воспитании. При К. Д. Ушинском в Журнале стали публиковаться статьи отечественных педагогов, что стало своеобразной обратной связью с прогрессивными практиками и показателем становления и развития российской педагогической мысли74. Рубежными в зарождении идей педагогической антропологии были командировки К. Д. Ушинского в 1862-1864 и 1864-1870 гг. за границу в Западную Европу. Это были годы кропотливого творческого труда великого педагога. В этот период Ушинский опубликовал значимые работы: «Педагогическая поездка по Швейцарии» (1862-1863), «Одна из темных сторон германского воспитания» (1865), «Отчет командированного для осмотра заграничных женских учебных заведений коллежского советника К. Ушинского» (1867), «Родное слово» (18641870) и «Родное слово: Книга для учащих» (1864), цикл статей «Главнейшие черты человеческого организма в применении к искусству воспитания» (1864-1866), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (18671870)75. На фоне исторического анализа общественной жизни, политики, экономики, культуры государств и народов Европы и Америки, Ушинский глубоко проникал в суть антропологических проблем обучения и воспитания, серьезно исследовал состояние западноевропейской школы, постановку в ней дела обучения76. Он сделал выводы о том, чему и как должна учить школа и кто в ней учит. Ушинский снова убедился в том, что необходимо осуществлять обучение и воспитание на научной основе, чему способствует педагогика, построенная на антропологическом фундаменте. В творчестве педагога того времени очевидны идеи социальнопедагогического характера77. Отчасти они созвучны идее народности, которая получила в ходе командировок дополнительное подкрепление и развитие. Так, путешествуя по Швейцарии, Австрии, Франции, Германским землям и другим европейским странам, изучая их системы образования, К. Д. Ушинский заметил, что различия воспитательных взглядов разных народов заключены в представлениях о целях, сущности, содержании воспитания и его традиционно сложившимися средствами. Одним из выводов методологического плана является то, что у каждого народа должна быть своя, народная, уникальная педагогическая система, базирующаяся на принципе народности во всех аспектах просвещения, обучения и воспитания. Заграничные поездки утвердили классика русской педагогики во мнении, что своеобразие каждого народа с его историей, определенными условиями жизни и традициями, продиктованными, в том числе, географическими условиями места проживания, нашли отражение в языке. Через его освоение человек приобретает определенный стиль мышления, убеждения и мировоззрение, имеющие национальный характер. В своем развитии он приобщается к культуре своего народа, вырастает достойным гражданином, может способствовать процветанию своей страны. В этом и состоит смысл жизни человека. В последние годы жизни К. Д. Ушинский страдал от хронических болезней и вынужденной изоляции. До момента смерти он оставался борцом на том поприще, которое сам выбрал еще вначале своей практической и творческой жизни78. Он продолжал работу над «Антропологией»: изучал современные научные работы, вел активную переписку с практикующими педагогами, собирал факты, искал наиболее доступные и точные формулировки основных положений и идей педагогической антропологии. Применение биографического метода и ретроспективного анализа с позиции антропологического подхода позволили представить внутренние истоки идей педагогической антропологии в творчестве К. Д. Ушинского. Его становление как педагога и ученого происходило под влиянием интереса к познанию самого себя как человека, изучению причинно-следственных связей в истории народов России, стремления принести пользу Отечеству путем просвещения народа, понимания необходимости реорганизации системы образования, научного обоснования воспитательной деятельности и обучения. Из вышеизложенного следует вывод, что внутренними истоками педагогической антропологии Ушинского стали личностные характеристики, определившие его как ученого - педагога, человека с активной гражданской позицией, с широким кругозором и устоявшимся научным миропониманием. Под влиянием жизненного и практического опыта у К. Д. Ушинского складывалось мировоззрение, которое определяло зарождение идей педагогической антропологии, их развитием и наполнением новым содержанием. Само мировоззрение классика педагогики изменялось, приобретая достаточно четкие очертания и признаки. Его взгляды о народности базировались на христианских ценностях, национальных традициях, уважении к монархии и государственности. Таковы были убеждения будущего классика педагогики, который был противником навязывания учителем своих идеологических позиций ученикам. Вместе с тем, православные традиции, христианская вера народа устанавливали моральные нормы и нравственные стремления в обществе, что не должно допускать духовного вакуума в сознание воспитанников. Это воплотилось в антропологических идеях развития духовности, цели и средств воспитания, воздействия «преднамеренных» и «непреднамеренных» воспитателей на личность воспитанника. Внешние истоки педагогической антропологии представляют идеи и знания, почерпнутые К. Д. Ушинским из учений предшественников (педагогов, философов, деятелей культуры, политиков и др.). К ним также относятся сложившаяся в России XIX в. социально-политическая ситуация и потребность в реформировании системы просвещения. Результаты изучения К. Д. Ушинским мировой и отечественной истории, влияния персоналий на ход истории и общественную жизнь, оказали воздействие на возникновение и содержание педагогической антропологии. Ушинский в работах ссылается на исторические личности российского государства и упоминает о них в связи с проблемами просвещения русского народа79. Так, при анализе эпохи Петра I (1672-1725) он замечал, как император заимствовал идеи просвещения из Европы, мечтая приобщить свою страну к европейской цивилизации, насаждал зарубежные ценности, взгляды, мораль, моду, методы воспитания. Его потомки следовали этой традиции. Важно отметить, что российские императрицы - немки по происхождению, в вопросах просвещения отдавали предпочтения германским системам воспитания, которые были им близки и в которых они сами воспитывались. Поэтому к середине XIX в. такое положение сохранялось в России в отношении представителей высших кругов и их детей. Именно этим фактом, в духе времени, определялось пристальное внимание К. Д. Ушинского к вопросам германского воспитания и к работам немецких педагогов. В годы работы в Смольном институте К. Д. Ушинский познакомился с «Генеральным учреждением о воспитании обоего пола юношества» от 12 марта 1764 г., которое, по поручению Екатерины II (1729-1796), разработал И. И. Бецкой (1704-1795). В документе подчеркивалось, что «корень всему злу и добру воспитание», что следует «сперва способом воспитания» произвести «новую породу или новых отцов и матерей», для чего нужно завести «воспитательные училища»80. В них необходимо готовить тех, кто станет воспитывать новых людей. На этом основаны идеи К. Д. Ушинского о целенаправленной антропологической подготовке учителей (воспитателей, наставников) к педагогической деятельности. Но в те времена в закрытых учебных заведениях, организованных по европейскому образцу, образование осуществлялось плохо подготовленными к делу воспитания наставниками. В связи с этим Ушинский утверждается в необходимости изменения в целом образования в России, открытия специальных учебных заведений, создания отечественного учебника по педагогике, составления плана подготовки учителей и подготовки будущих матерей81. Тем самым расширялся фундамент «Педагогической антропологии». В ней отразился опыт организации народных школ, учительских семинарий европейских государств. Важно и то, что в этом документе XVIII в. цель воспитания определялась как воспитание человека, а не верноподданного, что было характерно для официальных документов того времени. Воспитание оставалось сословным. Классик же выступал за народность в образовании и воспитании, предоставление возможности учиться широким массам населения России. Мимо внимания К. Д. Ушинского не проходит и тот факт, что император Александр I во время пребывания в Швейцарии посетил педагогические заведения известного швейцарского агронома и педагога - филантропа Ф. Э. Фелленберга и получил от него самый одушевленный отчет о работе его учебных заведений. Позже Ушинский тоже изучил опыт европейских школ, сопоставил его с российским опытом, что позволило выделить классику общечеловеческие (сущностно-родовые) и национально-особенные уровни в педагогических антропологических идеях82. Активизации работы над проблемами педагогической антропологии способствовало покровительство над К. Д. Ушинским императрицы Марии Александровны (1824-1880). Один из близких друзей Ушинского, Л. Н. Модзалевский (1837-1896) писал, что тот в лице императрицы «имел счастье найти поддержку и покровительство.., поручившей ему отправиться за счет IV отделения ведомства за границу и отдохнуть, заняться составлением руководства педагогики для женских учебных заведений»83. Среди зарубежных государственных деятелей, упоминаемых в трудах К. Д. Ушинского, следует особо обратить внимание на личность Наполеона I Бонапарта (1769-1821). В годы учения в университете и подготовки к магистерскому экзамену молодой ученый много читал о времени Великой французской революции (1789-1799), и у него сложилось негативное отношение к персоне императора. Тем не менее, Ушинский писал: «Наполеон высоко ценил народное образование ... старался оградить его от влияния административных и политических соображений.., видел в общественном воспитании, прочном образовании спасение Франции»84. Несмотря на все его благие дела для страны и собственного народа, замыслам императора не было суждено сбыться. Однако Ушинский сделал выводы, которые оформлялись в идеях педагогической антропологии, народности образования, патриотической направленности воспитания. Ссылки в творчестве К. Д. Ушинского на имена многих государственных деятелей определяли и его личные мировоззренческие позиции. Однако наибольшее влияние на них оказали труды философов85. В историографии представлены различные подходы к тому, каким образом они становились истоками философских взглядов Ушинского, в чем их сущность86. Жизненные и философские взгляды К. Д. Ушинского, его идеи педагогической антропологии формировались под влиянием глубокого осмысления им философского знания от древнего мира и до середины XIX в. Непосредственное изучение философских учений началось со времени учебы К. Д. Ушинского в университете. Его соратник и близкий друг Ю. С. Рехневский (1824-1887) писал об исключительном влиянии на молодого студента Ушинского лекций П. Г. Редкина. Именно он «впервые познакомил его с «философскими науками и возбудил к ним любовь и если впоследствии Ушинский всякому занимавшему его явлению старался отыскать философское основание во всех своих трудах строго следовал философским началам, то этим он преимущественно обязан П. Г.»87. Через всю педагогическую систему К. Д. Ушинского проходит четкая линия неразрывной связи педагогики с психологией и философией. Он считал педагогику наукой философской и говорил о том, что более всего философская мысль и практика сходятся в вопросах воспитания. Именно этим и объясняется столь пристальное его внимание к философской мысли. В сочинениях Ушинского значительное место занимают работы философов, начиная с Древней Греции и Рима88. Вместе с тем, Ушинский предупреждал читателей о том, что «гражданин Греции и Рима отделены непроходимой гранью от современного человека». Он писал, что «в этих Сократах, Аристотелях, Тацитах.. .есть нечто такое, что противно современности |