Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный
Скачать 0.5 Mb.
|
Второй этап освоения и разработки идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского с 1917 г. до середины 1930-х гг. происходил на фоне изменений в социальной, политической и экономической сферах. Ликвидированы сословные и национальные ограничения, в прошлое ушла дискриминация женщин в области народного просвещения326. В учебных заведениях вводится совместное обучение учащихся обоего пола. На 1-м Всероссийском съезде по просвещению (25.08.4.09.1918) была одобрена система единой школы с двумя ступенями обучения (в совокупности - девятилетняя средняя общеобразовательная школа). В конце 1917 г. был организован Союз учителей-интернационалистов, в июле 1918 г. прошел I Всероссийский учительский съезд, которые поставили задачу «строить светлое здание единой трудовой социалистической школы». Уже с первых лет советской власти государство было нацелено на подготовку педагогических кадров, отвечающих требованиям новой школы, обучения и воспитания подрастающих поколений и трудящихся масс. В соответствии с декретом «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (26.12.1919) началась активная работа на местах по обучению людей до 50 лет грамоте на русском и родном языке. Событием в становлении новой школы стало принятие в 1920 г. Наркомпросом учебного плана школы, в котором указывалось, что занятия в ней являются продлением работы детского сада по развитию речи, обучению грамоте, счету, рисованию, пению, ознакомлению с природой. Однако в это время происходит упадок интереса к творчеству К. Д. Ушинского, связанный с политическими и социально-экономическими изменениями при становлении социалистического государства. Об этом свидетельствуют минимальные количества публикаций за все годы освоения и разработки наследия классика. В период с 1917 г. по 1936 г. о творчестве Ушинского вышло всего 14 работ. По одной работе в год выходило в 1922, 1925, 1927, 1934 гг.; по две работы в 1923 г. и 1935 г. С 1919 г. по 1921 г., в 1924, 1926, 1928 гг. и в 19301933 гг. не издано ни одной работы. В 1918 г. были опубликованы воспоминания Е. Н. Водовозовой о встречах бывших воспитанниц Смольного института с К. Д. Ушинским327. В этой книге классик педагогики показан человеком с твердыми убеждениями, четкими взглядами, ясной целью. Эти рассказы служат примером, подтверждающим антропологическую идею о том, что на формирование личности может воздействовать только личность. В этот же год изданы результаты исследования В. И. Чернышева328, в котором анализируется статья Л. Н. Модзалевского «Введение в изучение педагогики», которую редактировал К. Д. Ушинский. В статье своего соратника классик заменил иностранные понятия русскими, более подходящими по смыслу и «психологическому значению». В. И. Чернышев обращает внимание читателей на антропологическую идею доступности понимания языка науки, особенно той, что имеет социальный характер и оказывает неоценимое влияние на развитие общества и его благополучие. Несмотря на спад публикационной активности в этот период идеи педагогической антропологии Ушинского нашли воплощение в развитии отечественной педологии, экспериментальной педагогики, возрастной и педагогической психологии. П. П. Блонский, К. Н. Корнилов, А. Н. Нечаев, Е. И. Тихеева, Г. И. Челпанов, С. Т. Шацкий329 и другие заложили фундаментальные основы педагогической теории, которые базируются на изучении человека во всех отношениях для его всестороннего развития. Деятельность этих членов научнопедагогического сообщества в освоении и разработке наследия Ушинского определяется как труды теоретиков и популяризаторов. Большой вклад в освоение и развитие антропологических идей К. Д. Ушинского внес П. П. Блонский (1884-1941). До революции 1917 г. его мировоззрение носило противоречивый характер, в нем проявлялось влияние различных философских течений. После утверждения советской власти он встал на позиции создания новой социалистической педагогики и школы в интересах трудящихся и власти. На представления Блонского о том, какой быть новой школе большое влияние оказали идеи прогрессивных ученых, общественных деятелей, зарубежных и отечественных педагогов, в т. ч., Ушинского330. П. П. Блонский стал одним из лидеров в подготовке нового учительства. С 1919 г. он возглавлял Академию социального воспитания. В своей профессиональной педагогической деятельности Блонский давал высокую оценку творчества и идей К. Д. Ушинского. Он писал: «Вполне ли использовало потомство Ушинского?» и отвечал: «приходится сказать, что нет ... Ушинский еще жив для будущего». Выступая перед студентами с лекциями по курсу истории педагогики, на вопрос: «Что же ... читать по новой педагогике?» отвечал: «Читайте Песталоцци, Коменского, Ушинского». И в конце одной из лекций сказал: «Ушинский велик, а мы - его должники». И оставив студентов в раздумье, вышел из аудитории»331. О фундаментальном труде Ушинского и идеях педагогической антропологии Блонский высказался так: «Воспитание - дело искусства, для успеха которого необходимо знание человека, - таково утверждение Ушинского и вполне правильно, вместо педагогики, он пишет энциклопедию данных о человеке, опыт педагогической антропологии. Наука о воспитании - скажут в наши уже дни - совершенно иное: это анализ процесса воспитания, как факта. И Ушинский гораздо правильней, чем девять десятых современных писателей по педагогике, понимал сущность науки»332. Знаковым историографическим фактом является первый в Советской России учебник по педагогике П. П. Блонского (1918)333. В нем присутствуют ссылки на педагогические идеи К. Д. Ушинского. При этом важным является методологическая преемственность системы, представленной Ушинским в «Педагогической антропологии», в изложении педагогической теории. В учебнике Блонского даны характеристики философских оснований педагогики, объяснено представление о предмете воспитания - человеке в традиции, заложенной классиком: о теле, о душевных явлениях, о духовных составляющих, представлена периодизация развития человека, выделены направления воспитания, показаны приемы работы с обычными и «трудными» детьми. Анализ второго этапа освоения и разработки идей педагогической антропологии показал, что, несмотря на сложную социально-политическую ситуацию в стране, критическое отношение к прежним научным достижениям, стараниями видных деятелей педагогики и психологии антропологические идеи К. Д. Ушинского не были забыты. Напротив, они способствовали установлению отечественных традиций в методологии педагогики, в подходах к содержанию профессиональной подготовки учителей. Третий этап освоения наследия, связанный с нарастанием интереса к творчеству К. Д. Ушинского, наступил с середины 1930-х гг. и длился до середины 1960-х гг. В научно-педагогическом сообществе освоение и разработка идей классика связаны с именами на уровнях: лидеров334: Н. К. Крупской, М. И. Калинина335; теоретиков психологов: Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина; педагогов - В. А. Сухомлинского336 и др.; комментаторов: Е. А. Аркина, М. А. Данилова, К. Н. Корнилова, Е. А. Флериной и др.337; популяризаторов: Н. К. Гончарова, В. Е. Гмурмана, М. А. Данилова, П. И. Девина, М. Д. Жильцова, Д. О. Лордкипанидзе, Е. Н. Медынского, В. Я. Струминского, Т. Т. Тажибаева338 и др. Среди работ, посвященных жизнедеятельности К. Д. Ушинского и опубликованных в период с середины 1930-х до первой половины 1960-х гг., следует отметить две нарастающие волны. Первая: с 1936 г. до 1941 г. от трех статей в начале до 12-ти в 1940 г. и 11 работ в 1941 г. За этот период большинство работ (11 статей) принадлежат В. Я. Струминскому. Нарастание второй волны публикаций, посвященных творчеству К. Д. Ушинского, в этот период началось после окончания Великой Отечественной войны. Так, в 1945 г. вышло 75 работ, а в 1946 г. - 85. Далее интенсивность публикаций начала снижаться: 1947 г. - 36 работ, 1948 г. и 1950 г. по 20. Среднее количество статей в последующие 1953 г., 1955-1958 гг. - пять-шесть в год. Незначительные подъемы (до 11 статей в год) связаны с «медальонным» подходом к истории педагогики, торжествами и чествованиями по случаю рождения и годовщин смерти классика (1954, 1960, 1961). Начало периода отмечено, по словам профессора М. В. Богуславского, сталинской контрреформой, задача которой была стабилизация образования. При оценке этого периода ученый считает: «Вся идеология и наработки школы 20-х были отброшены, и вот здесь как раз начала восстанавливаться преемственность дореволюционной модели. В 1936 году Ушинский был снова провозглашен самым великим русским педагогом, до этого о нем 16 лет вообще никто не вспоми- нал»1. Другие исследователи высказывают мнение, что обращение к наследию К. Д. Ушинского связано с запретом педологии, а так как антропологическая основа педагогики уже была заложена и ученые понимали необходимость продолжения традиций, внимание исследователей привлек «не скомпрометировавший себя» педологией и политическими пристрастиями классик339. На уровне лидеров педагогического сообщества, в официальных правительственных кругах освоение и разработка наследия К. Д. Ушинского было одобрено в выступлениях Н. К. Крупской и М. И. Калинина Так, М. И. Калинин в речи на Всероссийском совещании заведующих областными (краевыми) отделами народного образования и наркомов просвещения АССР 30 января 1941 г. говорил: «...у нас уже социалистический строй. Но я вижу, что те идеи, которые развивал в своё время Ушинский и которые я здесь выдвинул в качестве практических предложений, это настоящие педагогические идеи. Мало того; я считаю, что только в нашем социалистическом обществе и могут быть полностью осуществлены»340. При анализе наследия К. Д. Ушинского Н. К. Крупская дала ему высокую оценку и заключила, что знакомство с биографией педагога и его «произведениями, такими простыми, ясными <.> дадут педагогу возможность ориентировки в том, что нам надо взять у Ушинского, дадут возможность сознательно относиться и к различным течениям в современной педагогике»341.' Однако освоению и разработке творческого наследия К. Д. Ушинского препятствовало то, что до середины 1950-х гг. не было даже попытки научного издания собрания основных сочинений великого русского педагога342. И только в связи с 75-летием со дня его смерти в 1946 г. Совет Народных Комиссаров Союза ССР принял постановление об издании собрания сочинений Ушинского. Это решение в значительной степени способствовало активизации внимания ученых к творчеству классика. На протяжении следующих 14 лет (1948-1962) Академия педагогических наук РСФСР, институт теории и истории педагогики издают 11-титомное Собрание сочинений К. Д. Ушинского343 и 4-х томный Архив К. Д. Ушинского344. Активное участие в них принимали А. М. Еголин, Е. Н. Медынский, В. Я. Струминский, их статьи и примечания сопровождали эти издания. Большой вклад в библиографическую разработку наследия классика внесли Н. Аблов, Н. А. Зинкевич и В. А. Хрусталева345.Этот факт способствовал популяризации идей педагога. Важным событием этого периода стала защита диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук Д. О. Лордкипанидзе (1948)346. Это фундаментальное исследование творчества классика раскрывает основные положения педагогической антропологии, является первым опытом поиска их истоков и систематизации. Однако методология истории педагогики того времени требовала применения диалектического подхода с материалистических позиций. Поэтому в данной работе философские воззрения Ушинского автор, как и многие его современники, пытался оправдать в движении от идеализма к материализму, от религиозности к ее отрицанию. Ценность этого исследования также состоит в том, что в нем проведена сравнительная характеристика идей классика и их прикладного применения в практике грузинского педагога Я. С. Гогебашвили (18401912). Этот факт послужил началом введения принципа народности и первоначального обучения на языках народов СССР, обозначенных Ушинским, и получил развитие в последующие годы347. После долгого перерыва в 1947 г. вышел учебник по педагогике Н. К. Гончарова348, значимый для характеристики рассматриваемого этапа освоения и разработки наследия К. Д. Ушинского. Он имеет оригинальное построение содержания. От других пособий его отличает взгляд на общую педагогику с точки зрения деятельности педагогов прошлого349. Кроме этого, он демонстрирует преемственность идеи популяризации педагогического знания, служит примером трансформации антропологической идеи философского основания в педагогике. В главах, посвященных Н. Г. Чернышевскому и К. Д. Ушинскому, автор анализирует их наследие с материалистических позиций, пытаясь доказать их актуальность в обществе, в котором доминирующей философией является исторический материализм. Тем не менее, основные идеи К. Д. Ушинского автор описывает с оговоркой на их научные истоки, лежащие в исследовательском поле наук о человеке, отмечает применение классиком антропологического принципа в педагогике. Н. К. Гончаров при описании мировоззрения К. Д. Ушинского, также как и Д. О. Лордкипанидзе, В. Е. Гмурман, Е. Н. Медынский, В. Я. Струминский и другие, стремились оправдать философские позиции классика с точки зрения идеологии государства, философии марксизма-ленинизма для применения в отечественной школе. Все эти исследователи понимали высокую ценность антропологических идей Ушинского, важность их введения в образовательную практику и популяризацию среди педагогов. Нельзя исключать, что эти историки педагогики видели в наследии классика идеи о том, что именно философские, мировоззренческие, идеологические позиции общества диктуют цели и методы воспитания. К. Д. Ушинский понимал изменчивость этих позиций, поэтому в своем антропологическом подходе максимально пытался опираться на объективные факты, критически принимал лучшие идеи, показавшие свою неизменность и состоятельность в современном ему уровне развития науки350. Важным событием этого периода стал выход монографии М. А. Данилова «Дидактика К. Д. Ушинского» (1948). В наследии классика автор раскрывает методологические и психологические основания теории обучения, систематизирует дидактические идеи. В работе представлен краткий историографический обзор, показывающий общую картину освоения и разработки творчества Ушинского. В монографии отмечено, что важной задачей исследования является «... систематизация дидактических высказываний Ушинского и приведение их в такой вид, при котором бы советский учитель мог бы непосредственно ими воспользовать- ся»351. В 1960-е-1970-е гг. М. А. Данилов продолжил разработку дидактических идей Ушинского. Ему удалось это сделать в совместной работе с М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, А. А. Бударным, Н. М. Шахмаевым, В. В. Краевским352. В свою очередь, исследователи творчества М. А. Данилова обратили внимание на то, что он переосмыслил в своих трудах «ценнейшее педагогическое наследие Ушинского». Советский дидакт настоятельно рекомендовал разработку отечественной теории обучения на основе современных научных психолого-педагогических исследований и достижений. М. А. Половцева сделала вывод о том, что ценностные установки М. А. Данилова, представленные в его работах, служат опровержением представления педагогики 1940-х гг. как «бездет- ной»353. Завершая характеристику третьего этапа освоения и разработки наследия классика с середины 1930-х гг. до середины 1960-х гг., необходимо вспомнить слова В. Я. Струминского: «Педагогическое наследство К. Д. Ушинского, несмотря на его широкое распространение и большую популярность в нашей стране, еще слишком мало подвергалось настоящему исследовательскому анализу и изучению, между тем как его значение в истории русской педагогики и русской школы не только дореволюционной, но и советской исключительно велико»354. Этот этап характеризуется накоплением и анализом источниковой базы для освоения творческого наследия Ушинского, обоснования его актуальности для разработки в отечественной образовательной теории и практике, что дало широкое поле для разноаспектных исследований идей классика. На четвертом этапе (с середины 1960-х до середины 1980-х) интерес к идеям К. Д. Ушинского возобновляется. Обращение к наследию классика связано с работами Б. Г. Ананьева (1968, 1977)355, развившего теоретические основы антропологического учения. Е. Г. Ильяшенко356 акцентирует внимание на том, что Б. Г. Ананьев впервые в отечественной педагогике и психологии выделил педагогическую антропологию в отдельную науку. Популяризаторами творчества Ушинского в этот период выступают Э. Д. Днепров, С. Ф. Егоров, А. И. Пискунов, М. Ф. Шабаева357 и др. Для этого этапа характерны историко-педагогические исследования в ракурсе «медальонной» педагогики. С этим фактом связано значительное увеличение числа работ, вышедших к 150-тилетию классика в 1974 г.: более 80 печатных работ опубликовано в периодических изданиях о разных аспектах творчества и биографии К. Д. Ушинского. Такая популярность обращений не отмечалась с 1946 г. В это время вышла в свет монография Н. К. Гончарова358, была переиздана с дополнениями работа Д. О. Лордкипанидзе359. Идеи классика реализовались в теориях воспитания и обучения, послужили источником для качественного улучшения системы советского образования. Особую значимость приобрела передовая статья Президиума Академии педагогических наук СССР в связи со 150-летием со дня рождения К. Д. Ушинского. В обращении к читателям отмечалось, что деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям преобразования системы просвещения и подчинялась решению главнейших социально-педагогических задач эпохи. Авторы статьи утверждали, что еще при жизни педагога было ясно, что «... его значение выходит далеко за пределы школы и педагогики, что учение его является одной из ведущих сил формирования русского общественно-педагогического самосозна- ния»360. Однако при общей позитивной картине теоретических разработок идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского в периоды с середины 1930-х до начала 1960-х гг. и с 1960-х до середины 1980-х гг., в их практической реализации Е. Г. Ильяшенко и другие исследователи361 отмечают спад. Они связывают это время в отечественной истории педагогики с «воспитанием без человека», с «бездетной педагогикой» и превращением ребенка из «предмета воспитания» (по Ушинскому) в объект педагогических воздействий. При этом отмечается активизация новаторской деятельности педагогов-практиков В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, Т. И. Гончаровой, А. А. Дубровского, И. П. Иванова, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой, А. Б. Резника, В. Ф. Шаталова362. В их педагогической практике и публикациях представлены авторские наработки, в основе которых лежат антропологические идеи классика о воспитании и обучении. В это время отечественные педагоги продолжали разработки наследия классика и выделили его дидактические идеи363. На первое место в освоении творчества К. Д. Ушинского выходит идея развития человека, реализация принципов развивающего и воспитывающего обучения, что особо отмечено в статье П. А. Лебедева364. Сравнительно-сопоставительный анализ показал преемственность теории развивающего обучения в трудах П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Г. Д. Кирилловой, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. Это доказано и в диссертации Е. В. Тюковой. Она выявила, что в теории развивающего обучения идея целостного подхода к человеку-ученику, его личности является центральной. Сочетание представления ученика как части народа и в тоже время индивидуальности дает возможность развивать в нем народные и индивидуальные качества в их единстве365. Т. А. Петрунина и Л. Н. Кулешова366 делают вывод о том, что К. Д. Ушинского следует назвать «родоначальником деятельностного подхода в педагогике». Т. А. Петрунина заключает: «Для него смысл существования и деятельность человека слиты воедино. Для мыслителя сущность человека проявляется в его деятельности...» далее автор пишет, что «идея изначальной, спонтанной активности человека, проявляющаяся в его деятельности, позволила педагогу поставить такие цели и задачи перед педагогикой, которые изменили в корне ее смысл и сущность, а именно не формирование человека, соответствующего определенному образцу, идеалу, предлагаемому данным временем, обществом, культурой, а воспитание деятельной, творческой, свободной личности, способной изменить что-то в этом мире к лучшему»367. В образовательной теории и практике 1970-х - 1980-х гг. эти идеи получили развитие в трудах Л. П. Аристовой, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, Т. В. Кудрявцева, А. М. Матюшкина, А. К. Марковой, М. И. Махмутова, Н. А. Менчинской, И. Я. Лернера, Н. А. Половниковой, М. Н. Скаткина, Т. И. Шамовой и др. Они представлены С. И. Архангельским, Ю. К. Бабанским, И. Я. Лернером, П. И. Пидкасистым, М. А. Скатниным и другими для изучения учительским сообществом в учебных пособиях по педагогике. Важной вехой в освоении идей К. Д. Ушинского стало изменение в сторону антропологической составляющей учебных планов в педагогических вузах СССР. Так, с 1970/71 учебного года в учебных планах было увеличено количество часов и качественно улучшен курс психолого-педагогических дисциплин для подготовки учителей. «Имелось ввиду повысить удельный вес теоретической подготовки студентов, поднять интерес к учительской профессии, расширить и углубить связь со школой. Был изменен состав и порядок изучения психологопедагогических дисциплин: курс психологии разделен на курс общей психологии и курс детской и педагогической психологии; курс педагогики разделен на введение в педагогику и школьную педагогику. На первом году обучения введен новый курс возрастной физиологии. Изменен порядок изучения психологопедагогических дисциплин: общая и педагогическая психология с I курса перенесена на II и III курсы, а изучение истории педагогики предусмотрено до чтения курса педагогики»368. С сентября 1970 г. преподавание психологии в педагогических вузах ведется по новым программам. Введены курсы общей психологии (из него убрали анатомо-физиологические особенности развития человека в специальный курс возрастной анатомии и физиологии), возрастной психологии, педагогической психологии369. Следовательно, четвертый этап с середины 1960-х до середины 1980-х гг. связан с повышением исследовательского интереса к применению антропологических идей К. Д. Ушинского в образовательной теории и практике. Основными катализаторами этого процесса стали события предыдущего периода: а) достаточно полное научное издание наследия Ушинского, наличие теоретического материала; б) продолжение разработок в области дидактики с опорой на достижения отечественной психологии; в) возобновление обращения к интегративному чело- вековедческому знанию. Отличительными чертами этого времени стала деятельность педагогов-новаторов, истоки которой содержатся в идеях Ушинского, а также то, что профессиональное педагогическое образование приобрело антропологическую направленность. На |