Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный
Скачать 0.5 Mb.
|
пятом этапе (середина 1980-х-2000) интерес к творчеству К. Д. Ушинского связан в основном с развитием в теории и реализацией на практике идей педагогической антропологии. 1990-е гг. ознаменованы становлением педагогической антропологии как науки. Началось её преподавание как учебной дисциплины в Российском Открытом Университете с 1992 г.370, Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина (1993)371, Томском педагогическом государственном университете (1993), Московском государственном лингвистическом университете (1994). Инициаторами ее введения в учебные планы вузов стали Б. М. Бим-Бад, Н. Н. Нечаев, В. А. Сластёнин, Л. К. Рах- левская. В это время выходят учебные пособия по педагогической антропологии (Б. М. Бим-Бад, Г. М. Коджаспирова, В. И. Максакова и А. Д. Максаков, Ю. С. Тюнников и Ю. И. Салов, В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев372 и др.). В них прослеживается историографический анализ развития идей педагогической антропологии, но он не является целью детального рассмотрения. Е. Г. Ильяшенко подробно проанализировала учебные курсы вышеуказанных вузов и учебные пособия по педагогической антропологии373. С точки зрения популяризации идей педагогической антропологии Ушинского необходимо обратить внимание на учебник В. И. Максаковой и А. Д. Максакова374. В нем представлены не только современные взгляды на развитие этой области научного знания, но и хрестоматийная часть «Педагогической антропологии». Учебник содержит большое количество заданий для студентов, что способствует более детальному изучению ими труда классика и глубокому пониманию его идей. Значимую роль в освоении и разработке идей К. Д. Ушинского в 1990-е гг. сыграл в качестве лидера научного сообщества Э. Д. Днепров (1936-2015). Будучи министром образования России (1990-1992), он привнес идеи классика в Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992)375. Благодаря этому закону, учителя России получили возможность выбора программ и методов обучения в соответствии с потребностями их учеников. Родители, впервые на законодательном уровне, были признаны первыми и основными воспитателями детей. Э. Д. Днепров так же являлся активным популяризатором идей Ушинского. Занимаясь целенаправленным изучением его творчества с середины 1970-х гг., он стал признанным специалистом в этой области и позже издал избранные труды Ушинского, среди которых центральное место занимают работы классика, в которых изложены идеи педагогической антропологии376. Заметный вклад в освоение и разработку, актуализацию системы идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского в подготовке педагогических работников и организации педагогического процесса внес академик В. А. Сластёнин (1930-2010). Его работы о специфике деятельности учителя, предъявляемых требованиях к личности педагога, повышении качества профессиональной подготовки и педагогической деятельности, формировании педагогической культуры и другие оказали влияние на становление педагогического образования на рубеже ХХ-ХХ1 вв.377. Многократное обращение в работах В. А. Сластёнина к идеям педагогической антропологии Ушинского свидетельствует о глубоком их освоении и дальнейшей разработке в тех условиях. В продолжение традиции, заложенной Ушинским, В. А. Сластёнин в соавторстве с В. П. Кашириным подготовили учебник378. В нем собраны основные сведения, необходимые начинающему педагогу для профессиональной деятельности. Это пособие решает поставленную Ушинским задачу интеграции знаний о человеке для содействия его развитию в образовании. Е. И. Исаев и В. И. Слободчиков во введении к учебному пособию обращают внимание читателей на проблему психологического образования учителей. Авторы заметили, что студентам педагогического направления преподают ту же психологию, что и психологам-исследователям на специализированных в этом направлении факультетах. Выход из сложившейся ситуации они видят в преподавании «Психологической антропологии», т. е. психологии, изучающей становление и развитие человека в процессе образования379. Разработкой этих положений в психологии во второй половине ХХ в. занимались Б. Г. Ананьев (1947, 1967), В. В. Большаков (1994), Т. Д. Марцинковская (1994), А. А. Смирнов (1975), В. А. Якунин (1997) и др. Итак, на пятом этапе с середины 1980-х гг. до 2000 г. наследие К. Д. Ушинского осваивалось и разрабатывалось в русле применения идей педагогической антропологии в профессиональной подготовке педагогов. При общей тенденции интеграции антропологического знания в педагогике, произошло разделение на педагогическую и психологическую антропологию в зависимости от целей и задач обучения. На шестом этапе (с начала 2000-х гг. по настоящее время) наметилась тенденция значительного увеличения работ по освоению и разработке идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского в теории и практике образования. Об этом свидетельствуют многочисленные научно-практические семинары, диспуты, конференции380. Возрастающий интерес к педагогическому наследию Ушинского является следствием накопленного опыта его освоения и разработки, популяризации, не теряющих актуальности идей классика, приверженности научнопедагогического сообщества отечественным традициям воспитания и обучения, признанию человека как высшей ценности на государственном уровне. В этот период защищено 19 диссертаций о разных аспектах творчества Ушинского, из которых две - на соискание ученой степени доктора наук381. Наследие классика исследуется не только в педагогике и психологии, но и в философских и филологических науках. В биографическом направлении освоения наследия К. Д. Ушинского отмечаются открытия. Новые факты из жизни и творчества классика описаны в статьях В. Г. Безрогова и М. В. Тендряковой, М. В. Богуславского, С. З. Занаева, Т. Н. Гавриловой, Т. Гордиенко, Э. Д. Днепрова, В. А. Мазилова, С. Л. Паладьева382 и др. Определению и исследованию тенденций развития идей педагогической антропологии посвящены статьи Л. Н. Беленчук и Е. Н. Никулиной, М. В. Богуславского, И. Ф. Гончарова, И. В. Кочерга, Н. К. Чапаева и И. П. Верещагиной383 и др. Уточнены в ретроспективе представления об идеях Ушинского в исследованиях А. П. Булкина (о понимании принципа народности), Э. Д. Днепрова (о социальных и научных истоках педагогической антропологии)384. К. Д. Ушинский при разработке педагогической антропологии как научного обоснования педагогики не указывал на ее обособленность. Тем не менее, в научном сообществе произошла трансформация трактования этой проблемы: с 2002 г. педагогическая антропология выделена в особую область научных исследований, и вошла в паспорт научной специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования. В диссертационных исследованиях Е. Г. Ильяшенко и В. К. Пичугиной, в учебных пособиях по педагогической антропологии Б. М. Бим- Бада, В. И. Максаковой, Г. М. Коджаспировой, Л. К. Рахлевской проанализированы определения педагогической антропологии, обозначены современные направления научных исследований в этой области. Историография идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского тесно связана с практикой популяризации педагогической литературы. Издания педагогических журналов и газет способствует распространению и приращению антропологических знаний для всех заинтересованных в деле воспитания и обучения. Однако в современном мире среди потока информации в сети Интернет очень важно наличие подлинно научного знания. Популяризатором в этой сфере стала Научно-педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского385. В ней под руководством Э. Д. Днепрова с 2010 г. начался процесс оцифровки педагогических сочинений классиков педагогики. На сайте библиотеки также представлены работы дореволюционного и советского времени, раскрывающие не только значимые вехи в истории педагогики, но и антропологические идеи Ушинского. Значимое место в популяризации идей педагогической антропологии среди общественности с использованием информационных технологий, близких и понятных педагогам и родителям обучающихся, занимает сайт Б. М. Бим-Бада и его страница в Facebook386. В этих открытых электронных источниках методолог, историк педагогики публикует классические работы и статьи о достижениях современных наук о человеке в применении к «искусству воспитания». Подводя итог освоения и разработки идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского в период с 2000 г. по настоящее время, выделим следующие тенденции: растет количество обращений к наследию Ушинского, что соответствует антропологической парадигме в образовании и ретроинновации387; происходит двойственный процесс в развитии антропологического знания: его интеграция в применении к педагогической деятельности и дифференциация по видам антропологии: философская, педагогическая, психологическая, культурологическая, управленческая, религиозная, православная и др.; педагогическая антропология признана научным сообществом самостоятельной наукой, имеющей объект, предмет, цели, методы исследований, категориальный аппарат; популяризация идей педагогической антропологии среди педагогов и общественности вышла на новый уровень с использованием современных информационных технологий. Таким образом, характеристика этапов хронологической периодизации освоения и разработки идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского показала, что волнообразное и дискретное изменение исследовательского интереса к наследию классика соответствует периодам реформ и контрреформ в отечественном образовании, изменению в нем ведущих парадигм. Антропологические идеи классика реализовались в подходах к подготовке педагогических кадров и в организации педагогического процесса в общеобразовательных школах. Этому способствовало создание специальных курсов, факультетов, семинарий и т. п. для обучения педагогов; развитие отраслей педагогической науки (общая педагогика, возрастная педагогика и др.); популяризация педагогической литературы. Каждый из выделенных в исследовании этапов освоения и разработки идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского имеет характерные черты. На первом этапе происходило осмысление наследия классика, накопление антропологических знаний, становление новых направлений научных исследований. На втором - установление новых методологических основ и традиций в педагогике, определение направлений в содержании педагогического образования. На третьем - сбор и накопление источников о жизнедеятельности Ушинского, популяризация его идей среди педагогов; начало теоретического осмысления его опыта и педагогической системы. Введение идей классика в образовательную практику стало особенностью четвертого этапа. На пятом - главным было обращение к антропологическим идеям Ушинского на новом методологическом уровне. На шестом - становление и развитие педагогической антропологии как относительно самостоятельной отрасли знания, ее популяризация среди педагогов и заинтересованной общественности. При этом содержание этапов диалектически связано друг с другом. На каждом из них идеи педагогической антропологии вносили свой вклад в теорию и практику воспитания и обучения. 2.2. Применение антропологических идей К. Д. Ушинского в решении теоретических и практических проблем воспитания Результаты исследования историографических источников показали, что вопреки утверждению К. Д. Ушинским идеи единства воспитания и обучения, эти две составляющие педагогического процесса получили качественно различное развитие в отечественной теории и практике образования. С точки зрения предмета настоящего исследования необходимо проследить диалектику идей классика педагогики в области воспитания и их применения в теории и практике образования. С учетом разработанной хронологической периодизации освоения и разработки идей педагогической антропологии К. Д. Ушинского определена задача выявления того, какие именно идеи воспитания в наследии классика вызвали наибольший интерес у историков педагогики, что из них было воплощено в теорию и практику образования. В самом общем виде этот вопрос относится к проблемам сущности, социальной значимости и сложности воспитания, его целей, содержания, направленности, принципов и методики, роли и месте субъектов, общественного и семейного характера воспитания. Все они рассматривались Ушинским с точки зрения антропологических основ педагогики. Признавая исключительный авторитет Н. И. Пирогова в области педагогики, о целях воспитания К. Д. Ушинский писал: «Приготовить человека на искреннюю борьбу с самим собой и с жизнью - вот... главная цель воспитания, как понимает ее Н. И. Пирогов»388. Такую же цель воспитания он определил в своей антропологической теории. В России середины XIX в. получали распространение идеи развития и воспитания, утверждения прав и достоинств человека, поэтому классик педагогики отстаивал «принципы личной человеческой свободы, человеческого, ничем не оценимого достоинства, равенства людей перед законом, уважения к правам всякого человека, кто бы он ни был»389. Так раскрывалось объективная социально-значимая возрастающая роль воспитания свободной, активной человеческой личности, обеспечивалось создание условий развития общества. В этой связи Ушинский полагал, что «. дело же воспитания состоит именно в том, чтобы воспитывать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества»390. Воспитание призвано обеспечивать, по мысли К. Д. Ушинского, стремление человека к благу, прогрессу. Поэтому «... от воспитания многое зависит, заглохнет ли это стремление или превратится оно в страсть, перед которою умолкает голос личного интереса. От воспитания зависит, чтобы человек не сбился с дороги в этом направлении и не насоздавал себе таких идеалов общего блага, которые идут вразрез с историей человечества или уже давно отжили свое время. Одна из главнейших задач всего образования именно в том и состоит, чтобы вводить постоянно новые поколения в общее дело человечества в его бесконечном стремлении к абсолютному благу»391. Подчеркивая значимость и возможности воспитания, классик педагогики указывал, что «... воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных»392. Через всю педагогическую и творческую деятельность К. Д. Ушинского проходит идея о воспитании ребенка, ученика, человека. В самом начале классического труда он писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким.». И далее продолжает: «... что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденные способности и умение, т.е. навык но весьма немногие пришли к убеждению, что . необходимы еще и специальные знания.»393. Многие антропологические идеи о воспитании К. Д. Ушинский формулирует из анализа европейской школы. В частности, ссылаясь на Бенеке, он писал, что «воспитательное искусство должно быть освещено светом воспитательной науки (м о е: вернее бы науки искусства - прим. К. Д. Ушинского) именно такой науки, которая сама объясняется психологией, проникающей до глубочайших основных элементов человеческой природы»394 (выд. нами - В. К.). Изучение гимназической педагогики К. Шмидта приводит Ушинского к выводу о том, что «... воспитатель должен знать природу своего воспитанника, чтобы помогать ему развиваться; отсюда для него вытекает необходимость знания антропологии»395 (выд. нами - В. К.). Через антропологические проблемы воспитания проходит четкая позиция классика об исключительной роли школы и воспитателя. Вместе с тем, Ушинский указывал на заблуждение, когда считают, что «жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе». «Школа не имеет права. мешать своими уроками влиянию других великих воспитателей человека - природы и жизни» 396. В «Программе педагогики.» К. Д. Ушинский замечал: «Воспитательная деятельность, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет: 1) свой предмет, 2) цель и 3) средства»397. Это положение согласуется с одним из важнейших выводов ученого, смысл которого отражает суть направленности работы воспитателя: она призвана обеспечивать деятельность самого воспитуемого, что заключено в том, чтобы «.дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу и могла бы наполнять вечно, - вот истинная цель воспитания, цель жизни, потому что цель эта - сама жизнь». Далее классик замечал, что «основной целью воспитания человека может быть только сам человек», что «в человеке цель воспитания составляет душа» и «в душе целью воспитания есть дать ей вечную, по возможности, полную, широкую, поглощающую ее деятельность. Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда - вот полное определение цели педагогической деятельности»398. В педагогических приложениях к общепсихологической части программ по педагогике Ушинский писал: «Возбудите в человеке искрений интерес ко всему полезному, высшему и нравственному, - и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда человеческое достоинство. В этом и должна состоять цель воспитания и учения». Заключая, он делает вывод, связанный с результатами воспитания и критериями оценки его эффективности: «если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к прекрасному и нравственному, то вы не достигли цели воспитания» |