Главная страница
Навигация по странице:

  • История изобретения книгоиздания.

  • История зарождения периодической печати.

  • История становления кинематографии.

  • История медиакоммуникаций. Медиа. Древнейшие медиа человечества


    Скачать 254.24 Kb.
    НазваниеДревнейшие медиа человечества
    АнкорИстория медиакоммуникаций
    Дата02.04.2023
    Размер254.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМедиа.docx
    ТипКнига
    #1032564
    страница1 из 15
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    1. Древнейшие медиа человечества.

    История медиа насчитывает шесть эпох разной продолжительно­сти: устная речь – письменность – книга – массмедиа – дигитализация – осетевление. Доисторическое время – это устная речь и постепенное раз­витие ее риторической техники. Первой вехой в истории медиа стало изо­бретение письма; тогда же прозвучал первый голос медиакритики – голос Платона!

    Письменность вылилась затем в форму книги. Но лишь печат­ная книга «галактики Гуттенберга» стала второй вехой в истории ме­диа. Эра массмедиа началась, собственно, уже с печатной книги, но мы се­годня, говоря о массмедиа, имеем в виду, конечно, газеты, журналы, радио и прежде всего телевидение. Для нас они уже не «новые медиа». Ибо между массмедиа и современностью лежит третье великое событие – дигита­лизация. По своему культурно-историческому значению изобретение компьютера сравнимо только с изобретением печатного станка. В последние годы мы наблюдаем смещение интереса от переработки информации к коммуникации – за дигитализацией следует осетевление.

    Исторически самым древним письменным документом являются Тэртерийские надписи — глиняные таблички, найденные на территории современной Румынии и датируемые в районе 5500 года до нашей эры. Предположительно, их содержание носит хозяйственный характер, следовательно, они попадают под категорию «медиа».


    1. История изобретения книгоиздания.

    За период своей истории книги прошли длинный путь развития: от глиняных табличек Вавилона и Шумера, да египетских папирусов, через пергаментные книги средних веков и такие привычные нам книги из бумаги до современных электронных книг.

    Но самые древние книги появились в первых развитых цивилизациях: Вавилоне, Шумере, древнем Египте, Ассирии. Оно и не удивительно, ведь книги необходимы для функционирования государственного аппарата, нужно вести государственные записи, родословные царей, архив царских указов, решений судов, бухгалтерские документы и многое другое. Все эти сугубо деловые документы и формировали первые книги. Но наряду с этими скучными деловыми записями творческое начало человека жаждало что-то еще, и вот в древнем Шумере появляется первая художественная книга в истории – «Эпос о Гильгамеше», рассказывающая нам о приключениях сказочного героя Гильгамеша.
    Что же касается самих первых книг, то в Месопотамии они писались на глиняных табличках, а в древнем Египте, как на табличках, так и на папирусных свитках.

    Книги из папируса того времени представляли собой большие папирусные свитки.

    Интересный факт: папирус производился не только в Египте, но и многих других местах, а одним из крупнейших поставщиков папируса был финикийский город Библ, чье название стало ассоциироваться с книгами, именно отсюда идут такие слова как «Библия» и «библиотека».

    С падением Римской империи настали так званные «темные века», которые весьма плохо повлияли на книжное дело, прекратились поставки папируса в Европу. Единственными островками грамотности, науки, культуры, и, конечно же, книжного дела оставались христианские монастыри.

    Что же касается отсутствия папируса в средневековой Европе, то ему нашли замену в виде другого материала – пергамента.

    Дороговизна пергамента обусловлена трудоемкостью его производства: делать пергамент приходилось не меньше 2 недель, на протяжении которых коровью, овечью или козью шкуру вымачивали в известняковом растворе, выбеливали мелом и шлифовали. Хороший пергамент был таким же гладким и белым как современная бумага, только более тяжелым. Чтобы книга из пергаментных листов не разлеталась, ее сшивали и заключали в специальный переплет из деревянных дощечек. В целом на одну книгу уходило 6-7 коровьих шкур.

    Революцию в книжном деле принесло появление бумаги. Вернее, бумагу изобрели еще в древнем Китае, и китайцы долгое время пользовались этим своим полезнейшим изобретением, причем из бумаги они делали не только книги, но первыми ввели в обращение бумажные деньги, и использовали бумагу в качестве туалетной.
    Однако европейцы впервые увидели бумагу лишь во время своих крестовых походов, у арабов, к которым она попала от китайских купцов. Крестоносцы были поражены расточительностью арабов по отношению к бумаге, те на ней не только писали, но и заворачивали в нее товары.
    Но вскоре европейцы поняли, что бумага не такая уж и дорогая и вскоре начали ее производство в Европе. Первые бумажные книги были в разы дешевле пергаментных, книги перестали стоить целые состояния и стали доступными дли широких слоев населения.
    Затем в XV веке в книжном деле состоялась еще одна грандиозная революция, талантливый немецкий изобретатель Иоганн Гутенберг смастерил печатный станок, на котором была напечатана первая книга, разумеется, это была Библия. Так появилось книгопечатание.
    Маленькое уточнение, на самом деле книгопечатание появилось еще задолго до Гутенберга, опять изобретательные китайцы тут были первыми, еще в Х веке они научились печатать книги, но есть одно «но». Способ книгопечатания, изобретенный Гутенбергом, радикально отличался от китайского невероятным ускорением процесса печати. С неподвижных досок Китая можно было до бесконечности печатать один и тот же труд Лао-цзы или Конфуция. Для того же, чтобы отпечатать сборник стихов Ли-Бо или Цзюй-и, надо было вырезывать новые доски.
    А Гутенберг с одним и тем же запасом подвижных букв, которые имелись в его печатном станке, мог печатать Библию, латинскую грамматику и календарь. Меньшая затрата труда и в разы большая продуктивность.
    Книгопечатание утверждалось в Европе с большим трудом, против него то и дело восставали переписчики книг, боясь, что его распространение лишит их работы. Но все-таки прогресс было не остановить. В эпоху кризиса католической церкви, с началом реформации, печатные памфлеты против папы Римского разлетались как горячие пирожки. Огромной популярностью стали пользоваться и предсказания астрологов. А с ростом всеобщей грамотности, появлением школ и университетов появился и огромный спрос на книги, которые благодаря бумаге и книгопечатанию стали гораздо более дешевыми и доступными. Книжное дело, будто бы пережив спячку в средневековье, когда в ходу были одни лишь религиозные, церковные книги, возродилось с новой силой. Вновь пишутся и печатаются светские книги: и утопические романы и научные трактаты по медицине и астрономии и даже кулинарные книги.
    Первые печатные книги, стародруки, выглядели во многом схоже со средневековыми пергаментными книгами, они были такими же массивными, тяжелыми, с вычурными готическими шрифтами. Изменение в этом деле начал итальянский издатель Альд Мануций, он первым заменил готический шрифт удобными для чтения буквами.
    Примерно в это же время появляется первая книжная цензура, так католическая церковь активно борется с еретическими на ее взгляд трудами реформаторов: Лютера, Кальвина, Цвингли. Под запрет попадают и научные труды Николая Коперника, Галилео Галилея и многие другие книги более поздних авторов, например, энциклопедия французских просветителей Даламбера и Дидро, которую, первое время выдавали подпольно.

    Вскоре свободолюбивая Голландия становится одним из самых больших центров европейского книгопечатания, если в наши дни в Голландии можно легально покурить травку, то в XVII там можно было легально напечатать любую, даже самую еретическую книгу и не угодить при этом на костер.
    Первые книжные издательства на заре своей истории выглядели практически так же, как и в наши дни. В них работали граверы иллюстраций, печатники, переплетчики, благодаря труду этих людей новая книга появлялась на свет. Сейчас некоторые книги, напечатанные знаменитыми книжными издательствами, (к примеру, первое издание «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса), стоят сотни тысяч долларов, некоторые редкие книги могут оцениваться в миллионы долларов, а некоторое (как например Библия Гутенберга, первая напечатанная Библия) и вовсе бесценны.
    Так прошло еще несколько веков, и вот в XІX веке рождается массовая литература, которая стоит на трех китах: детективах, дамских романах и фантастике. Книги теперь покупаются и читаются не только лишь для самообразования, но и для развлечения, досуга, появляются первые книжные бестселлеры, например, в Англии такими стали «приключение Шерлока Холмса» Артура Конана Дойля, в конце XІX, начале ХХ века эта книга пользовалась бешеной популярностью. Также как примерно в конце ХХ века необычно популярными стали книги о «Гарри Поттере» Джоан Роулинг.


    1. История зарождения периодической печати.

    Периодическая печать является наиболее массовым видом печатного слова. Этим определяется ее роль в современном обществе (журналисты любят называть прессу и другие СМИ «четвертой властью») и соответственно — ее место в ряду источников по истории нового и новейшего времени.

    В средние века предшественниками периодической печати были хроники и летописи, а информация распространялась главным образом путем переписки.

    Одна из первых рукописных газет появилась как официальный правительственный орган в XV в. в Венеции. Отсюда же, согласно наиболее распространенной версии, ведет свое происхождение и слово «газета» ^агейа — название мелкой венецианской монеты, которую уплачивали за право прослушать на городской площади читаемые по распоряжению правительства новости из ежемесячного рукописного вестника).

    Становлению периодики способствовало развитие памфлета и летучего листка. Из последнего выросла не только листовка, но и газета.Путь от летучего листка к газете выглядел примерно так. Печатные листки, сообщавшие о каком-либо примечательном событии, сводились в таблицы. Постепенно вошло в практику рассматривать такие таблицы как серию, как продолжающееся издание — им стали придавать порядковые номера. Известно, например, что в 1566 г. в Страсбурге и Базеле выходили подобные издания с порядковой нумерацией, но они еще не имели периодического характера. С появлением этого признака окончательно складывается газета в современном понимании. Возникновение газетной периодики из памфлета отчетливо прослеживается на материале печати времен Английской и Великой французской революций.

    Печатные и рукописные газеты какое-то время сосуществовали, но рукописные к концу XVII в. (цензура, устарели). Печатные газеты в первой половине XVII в. уже выходили в ряде стран Европы (некоторые германские государства, Франция, Англия, Нидерланды, Швейцария), но недолго. Исключением была старейшая французская газета Gazette de France, выходившая с 1631 по 1792 г. и до 1777 г. являвшаяся единственной политической газетой во Франции. Ее основатель, врач по профессии, Теофраст Ренодо специально изучал опыт издания летучих листков и газет в других странах и опирался на него. Газета «Ренодо» выходила еженедельно, а появившееся вскоре приложение к ней, где содержались известия за целый месяц и давалось нечто вроде комментариев к ним, стало прообразом журнальной периодики.

    Развитие прессы в высокой степени тормозилось цензурным гнетом. Франция 1624 г. - запрет печатать что-либо касающееся государственных дел, а парламенты (местные судебные учреждения) запрещали печатную критику не только государства, но и вообще чего бы то ни было.

    Франция 1631 — 1789 гг. - зарегистрировано существование 350 газет и других периодических изданий.

    Мощный импульс развитию периодики в Европе и Америке дали буржуазные революции и национально-освободительные движения. В конце XVII в. была отменена цензура в Англии. Во Франции значение прессы в общественной жизни ощутимо возросло уже в предреволюционный период, а в годы революции появилось множество новых периодических изданий. За неполный 1789 г. только в одном Париже возникло около 150 газет, причем тиражи революционной прессы и сейчас поражают своими масштабами: газета R?volutions de Paris («Парижские революции») имела тираж до 200 тыс., а писавшая плебейским языком парижских предместий газета Эбера Pere Duchesne («Папаша Дюшен») — до 600 тыс. экземпляров. Война за независимость США и Великая французская революция стимулировали развитие передовой общественной мысли и периодической печати в германских государствах, но существенную роль политическая пресса начала здесь играть лишь во время революции 1848—1849 гг. Американская пресса зародилась еще в колониальный период (в начале XVIII в.), но с завоеванием государственной независимости США наступил качественно новый этап ее развития, т.к. значение газет как органов политической пропаганды стало быстро возрастать. На Кубе (в Гаване) первые газеты стали выходить в 80—90-е гг. XVIII в. Другие ранние латиноамериканские газеты (El Colombiano, El Repertorio Americano) возникли в начале XIX в. как эмигрантские издания. В ходе борьбы за независимость Латинской Америки пресса укоренилась и в самих освобождающихся странах, где ее активно использовали в качестве трибуны передовые, патриотически настроенные публицисты.

    Уже в XIX в. начала развиваться так называемая «информационная индустрия» — сеть агентств, специализирующихся на сборе информации, обрабатывающих ее и рассылающих в централизованном порядке периодическим изданиям, а с появлением радио и телевидения — также и другим СМИ.


    1. История становления кинематографии.

    Начала свой отсчёт 28 декабря 1895 года, когда в Париже на бульваре Капуцинов в одном из залов «Гранд кафе» прошёл первый сеанс кинопоказа (братья Люмьер – приближение поезда на вокзал).

    Самые ранние фильмы были черно-белыми, длительностью менее минуты, без записи звука и состояли из одного кадра, снятого неподвижной камерой.

    С конца 1890-х годов в кино стали использоваться спецэффекты.

    На широкое распространение кинематографа повлияло появление новых средств передачи информации, включая телевидение (с 1950-х годов), домашнее видео (с 1980-х годов) и Интернет (с 1990-х годов).

    Театр теней тоже можно отнести.

    Камера обскура - V веке до н. э. Термин появился в 15 веке, в упрощении представлял собой ящик с увеличительной трубой и светильником внутри. Сзади этого светильника стоял рефлектор-отражатель, между трубой и ящиком была щель, где ставился тушью нарисованный кадр. При этом изображение было статичным.

    Следующий шаг к кинематографу сделал в 1830 году Майкл Фарадей и его друг Макс Роджер. Вся Европа старалась изобрести аппарат, чтобы оживить рисунок. Прибор Фарадея назывался фенакистископом. К аппарату прилагался ряд последовательных картинок. В результате стало возможным создать движущийся рисунок (но не реальное изображение) длительностью несколько секунд.

    Третий шаг состоялся в 1877 году с изобретением хронофотографии. Он стал возможен благодаря работам Луи Дагера и Жозефа Ньепса, разработавших мокрый коллодионный процесс с достаточно высокой светочувствительностью, но требующий приготовления фотоматериала непосредственно перед съёмкой. Высокая светочувствительность позволяла уменьшить время экспозиции, без чего съёмка быстрого движения была бы невозможной.

    В 1878 году губернатор Калифорнии Леланд Стэнфорд и фотограф Эдвард Мейбридж провели эксперимент по фотофиксированию галопа лошади. 12 камер, каждая фиксировала определенный момент галопа.

    Фотографирование движений животных и человека — главная сфера интересов Мейбриджа. Одиннадцать томов, опубликованных под эгидой университета в 1887 году — «Движение животных: электрофотографические исследования последовательных фаз движения животных», — содержали все фотографические эксперименты Мейбриджа с 1872 по 1885 годы, и в них было помещено более ста тысяч его фотографий. В 1901 году Мейбридж выпустил книгу «Фигура человека в движении».
    Во второй половине XIX века фотография стала очень популярна.

    В 1876 году французский профессор Этьен Маре изобрёл «фотографическое ружьё». До 10 кадров в секунду.

    В 1876 году в Париже появился покадровый кинематограф. Его изобретатель — Эмиль Рено, а его изобретение — оптический театр. Это был волшебный фонарь (камера обскура) в «большом масштабе»: через фонарь шла плёнка с нанесёнными на неё рисунками.

    В 1870 году американцем Джоном Хайатом изобретён целлулоид, позднее использованный для получения гибкой ленты. Спустя 7 лет русский фотограф Иван Болдырев предложил использовать фотоплёнку на такой подложке.

    В 1889 году американский изобретатель Джордж Истмэн, ранее разработавший эффективный промышленный метод покрытия фотоэмульсией «сухих» фотопластин, выпустил на рынок прозрачную фотоплёнку на основе целлулоида. После этого стало возможным создание эффективной и прочной киноплёнки.

    Луи Лепренс - В начале 1888 года он собрал свой первый хронофотографический аппарат с 16 объективами, расположенными в 4 ряда. В 1888 году снят киноролик «Сцена в саду Раундхэй», считающийся самым первым кинофильмом в истории кинематографа

    В 1894 году Томас Эдисон передаёт разработки кинематографа Уильяму Диксону. Под руководством Эдисона Диксон изобретает аппарат «кинетоскоп». Этот аппарат был так устроен, что «движущиеся картинки», которые он демонстрировал, мог наблюдать только один человек. Кроме того, в кинетоскопе применялся не покадровый показ, а постоянная прокрутка — что создавало у зрителя при просмотре впечатление размытия изображения. На основе кинетоскопа была создана первая в мире киносеть, принёсшая за год 150 тысяч долларов прибыли. 35-мм киноплёнка, использованная для кинетографа и кинетоскопа, дожила без существенных изменений до нашего времени. Соотношение сторон кадра 1,33:1 было стандартом до появления звукового кино.

    В 1893 году русский инженер Иосиф Тимченко изобретает проектор для просмотра фильма.

    Братья Люмьер вошли в историю в качестве создателей кинематографии как жанра искусства, были специалистами по технологиям фотофиксации изображений и к 1895 году смогли создать работающий киноаппарат «синематограф» и сделать несколько роликов.

    Братья Люмьер решили строить бизнес не на продаже киноаппаратов, а на создании сети кинотеатров. Люмьеры предоставляли франшизу, и их партнёры организовывали кинопоказы, оплачивали труд киномехаников и аренду аппаратов, закупали киноматериал (всего Люмьер отсняли за три года несколько сотен одноминутных лент). В 1898 году Люмьеры приняли решение прекратить свою кинодеятельность и вернуться к совершенствованию фототехнологий (включая создание цветного фото).

    Длительность фильмов удалось увеличить благодаря изобретению Вудвила Латама, в 1897 году создавшего механизм, позволяющий использовать плёнку большой протяжённости (петля Латама). Ранее длина плёнки ограничивалась 15-ю метрами, чтобы исключить её обрыв в лентопротяжном механизме; этого хватало не более, чем на одну минуту показа.

    В развитие раннего кинематографа крупный вклад внесли француз Жорж Мельес и американец Дэвид Гриффит. Мельес основал первую киностудию (как отдельное предприятие), где разработал технологии создания спецэффектов и снял первый фантастический фильм и первый фильм ужасов. Гриффит разработал концепцию «крупного плана» и стал основателем «голливудской режиссуры», создав классическую схему кадр-план-сцена-эпизод.

    В Европе до Первой мировой войны доминировала парижская киностудия «Братьев Патэ», а в США центром киноиндустрии первоначально был Нью-Йорк. Однако в 1910-е годы всё больше студий перебирались в пригород Лос-Анджелеса Голливуд, где были хорошие условия для натурных съёмок (много солнечного света и редкие осадки). В начале 1920-х годов в Голливуде уже базировались 8 крупнейших киностудий, контролировавших кинопроизводство. Пять из них — Fox, Loew-MGM, Paramount, RCA и Warner Brothers — имели собственные сети кинотеатров, и ещё три — Universal Pictures, Columbia Pictures и United Artists — не имели своих сетей.
    1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта