Главная страница
Навигация по странице:

  • Первые русские журналы

  • Возникновение системы государственного контроля за печатными изданиями

  • 1946-1956 Радио и телевидение

  • Период – с 1985 по 1990 гг

  • С 1995 года

  • С августа 1998 года

  • Радио как часть современной медиасистемы России.

  • История медиакоммуникаций. Медиа. Древнейшие медиа человечества


    Скачать 254.24 Kb.
    НазваниеДревнейшие медиа человечества
    АнкорИстория медиакоммуникаций
    Дата02.04.2023
    Размер254.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМедиа.docx
    ТипКнига
    #1032564
    страница5 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Германия: регионализм газетной индустрии. Основную массу газет – по количеству и тиражам – в Германии составляют местные и региональные газеты. В общенациональном масштабе распространяются газеты, которые определяются немецкими исследователями как надрегиональные. Именно на наднациональном уровне все еще сохраняется конкуренция на рынке содержания (в рамках олигополии), что почти отсутствует на других уровнях газетного рынка Германии. Регионализация публикуемой информации – одна из важнейших характеристик современного газетного рынка Германии. Самая крупная по тиражу ежедневная Bild имеет 35 изданий, отличающихся друг от друга местной хроникой и локальными рекламными тетрадками. Множество регионально раздробленных изданий на небольших географических рынках объективно не может быть рентабельным, поэтому к настоящему времени газетный рынок Германии приобрел специфическую структуру, позволяющую преодолеть ограниченность местных рынков рекламы благодаря кооперации и объединению некоторых производственных процессов.

    1. Исторические этапы развития российской медиасистемы.

    18 ВЕК.

    Возникновение русской газеты Ведомости.

    Предшественницей первой печатной газеты считаются московские «Куранты», или «Вестовые письма», появившиеся в XVII в. Они представляли собой переводы заметок из европейских газет и выдержки из донесений Посольского приказа, которые могли быть интересны царям Михаилу Федоровичу и Алексею Михайловичу Романовым.

    Первая русская печатная газета «Ведомости» отличалась и от европейских газет, и от рукописных «Курантов». Она появилась по указу Петра 1 в 1702 г. В период петровских преобразований началось светское книгопечатание, появились светские образовательные учреждения, была учреждена Академия наук.

    В XVIII в. в русском языке было несколько слов, обозначающих понятие «периодическое издание», — «куранты», «ведомости», «газета», «журнал». «Куранты» — газета, сообщающая о текущих событиях. «Ведомости» — газета, содержащая известия о политических и других событиях. В употреблении обоих слов есть значение «известия, новости, сообщения». Издателя «курантов» и автора публикаций называли «курантарь» или «курантер».

    Первые русские журналы

    В Петербургской академии наук и в Московском университете издавалось значительное количество журналов.

    Первый научный журнал выпускала Академия наук, он назывался Commentarii Academiae Scientiarum Petropolitanae. В нем публиковали диссертации (т.е. статьи) на латинском языке. Параллельно на русском выходил журнал «Краткое описание Комментариев Академии наук», в котором излагалось содержание статей, опубликованных на латыни.

    В историю русской журналистики XVIII в. существенный вклад внес М. В. Ломоносов. Он не только способствовал становлению русского литературного языка, но и сформулировал свои взгляды на профессию журналиста. В статье «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении произведений, имеющих целью обеспечить свободу научного суждения» Ломоносов перечисляет необходимые для этой профессии качества: проницательность, образованность, непредвзятость в оценках. Этические нормы журналистики, по мнению гениального русского ученого, включают ответственность за свое произведение, недопустимость плагиата, уважение к чужому мнению, принципиальность в поисках истины.

    Значительным событием в развитии русской прессы в XVIII в. было зарождение сатирической журналистики. Первый сатирический журнал «Всякая всячина» возник в 1769 г. по инициативе и при участии императрицы Екатерины II. Тираж поначалу составлял 1500 экз., но затем сократился.

    Возникновение системы государственного контроля за печатными изданиями

    Российское государство, инициировав создание прессы в XVIII в., финансировало и контролировало этот процесс. Таким образом, сложилась практика активного участия и, как результат, вмешательства государства в развитие печати, строгого контроля за содержанием периодики. В России издание первой печатной газеты началось по воле императора Петра I, а не потому, что была потребность общества в ней.

    В 1783 г. императрица Екатерина II издала указ о «вольных типографиях» и повелела «типографии для печатания книг не различать от прочих фабрик и рукоделий, и каждому по своей собственной воле заводить оные типографии, не требуя ни от кого дозволения».

    Следствием указа о «вольных типографиях» стало свободное развитие книгопечатания в стране и дело А. Н. Радищева, который воспользовался правом «заводить типографии» и опубликовал в 1789 г. свою знаменитую книгу «Путешествие из Петербурга в Москву».

    1917-1925

    Оппозиционная и большевистская. После переворота большевики стали реализовывать диктатуру пролетариата, при которой необходимым условием стало ограничение свободы СМИ.

    Официально цензура в РСФСР началась 26 октября 1917 года с «Декрета о печати». Фактически он узаконил закрытие тех органов печати, интересы которых шли вразрез с партийными интересами коммунистов. Журналистика советского периода начала свой путь с борьбы за свободу слова, которая под давлением обстоятельств была проиграна.

    1926-1940

    За следующие 15 лет советской власти бурный рост показала печать. Если в 1926 году насчитывалось около 2000 изданий, то к 1940 их было уже около 9000.

    Главной функцией печати в СССР было идеологическое воспитание трудящихся.

    Самой популярной газетой стала «Правда». Ее тираж составлял 2 млн экземпляров. За ней шли «Известия» и «Крестьянская газета» (1,5 млн экземпляров).

    Становление журналистики Советской России имело свои отличительные особенности. Например, набирали популярность отраслевые и производственные СМИ: «Нефть», «Техника», «Медицинский работник» и т.д.

    Телевидение

    После освоения радио, люди задумались о приручении телевидения. Передачу изображения на расстояние без проводов готовили еще с 1924 года, но только 15 ноября 1934 г. провели первую в Советском союзе телепередачу. А ежедневные трансляции из телецентра в Москве на Шаболовке начались с 5 октября 1938 г.

    Радио

    К 1940 году радиогазеты стали популярным жанром. Их было в эфире уже около 300. Рекордными темпами росло количество радиоточек: их было уже около 5 млн к началу Великой Отечественной войны.

    1941-1945

    Появилась также сеть военных газет: например, 5 газет и 20 журналов для Советской армии и Военно-морского флота. А «Красная звезда» и «Красный флот» объединили величайших писателей: А.Н. Толстого, И.Г. Эренбурга, К.М. Симонова, Б.Л. Горбатова.

    Партизанская пресса набирала обороты.

    Радио

    Главная роль в военной журналистике того периода принадлежала радио. Голосом главного диктора страны, Юрия Левитана, с народом говорил сам И. Сталин.

    Война обогатила репертуар советских СМИ. Появились новые жанры: фельетоны, фронтовые письма, памфлеты, карикатуры. Военные репортажи стали неотъемлемой частью газет. Появились целые журналы, посвященные юмору и сатире: «Фронтовой юмор», «Сквозняк» и др. Так правительство поднимало боевой дух народа, высмеивая грозного противника.

    1946-1956

    Радио и телевидение

    7 мая 1945 г. в СССР впервые отмечался День радио. Торжественно идет трансляция телепередачи после длительного перерыва в тот же день, а уже 15 декабря 1945 года начинаются регулярные (первые в Европе) передачи телепрограмм.

    Печать

    После окончания Великой Отечественной войны советская журналистика разворачивает баннер «мира на всей земле». Подобные тексты должны были воспитывать трудящихся и настраивать их на созидательный лад, ведь страну предстояло поднять заново из руин, созданных войной.

    Многие журналисты того периода были вынуждены откровенно врать, преувеличивая показатели до небес, лишь бы мотивировать народ работать больше. Главными темами стали трудовые подвиги простых людей.

    Смерть Сталина обнажила многие давно уже назревающие проблемы. В частности, обсуждались «перегибы на местах» и ошибки, о которых ранее было даже страшно подумать. Страна нуждалась в переменах, и новое партийное руководство пришло к необходимости обличить особенно яркие злоупотребления властью, произошедшие за долгий период правления Сталина. В конце концов, новый генеральный секретарь Н.С. Хрущев выступил с критикой культа личности и дал тем самым зеленый свет журналистам, которые осторожно, ощупью продвигались по политическому минному полю.

    1957-1986

    «Оттепель» — новый партийный курс, провозглашенный в 1956 году. Агентство печати «Новости», созданное в 1961 г., немного растопило лед между СССР и западным миром, поддерживая контакты с 110 странами и публикуя разнообразные материалы. С этого момента журналистика стала менее зависимой и фанатичной. По-прежнему осуществлялся жесткий партийный контроль СМИ, но смягчилась сама линия партии.

    ТВ и радио

    Примерно в то же время идет развитие телевизионных центров – появляется вторая программа Центрального телевидения с февраля 1956 года, а в январе 1982 года ее преобразовали в общесоюзную.

    Первая общесоюзная программа – информационная, общественно-политическая, культурно-образовательная, художественная, оперативная – имела четыре дубля, позволяющих жителям различных часовых поясов смотреть передачи в удобное для них время.

    Вторая общесоюзная программа – культурно-просветительская – ориентировалась на литературно-драматические, музыкальные, региональные передачи и программы стран Восточной Европы.

    Печать

    В начале 1970-х снова закручивают гайки, вода снова превращается в лед, «Оттепель» заканчивается. Стремление полностью подчинить прессу, сделать ее шестеренкой в идеальном механизме объяснялось созданием многообразных форм партийного руководства. Этот процесс привел к формированию новой политической элиты, которая не хотела развития. Стагнация и стабильность были выгодны людям, которые заняли выгодные места при власти. Журналистика должна была обслуживать их и убаюкивать народ, которому развенчания культа личности открыло глаза на несовершенство политической системы.

    Брежневская эпоха стала синонимом застоя во всех сферах жизни, в том числе и в СМИ. Журналистика стала идеологическим орудием для возвышения СССР на мировой арене, и журналисты были вынуждены посвящать весь свой труд созданию престижа страны.

    Период – с 1985 по 1990 гг. – период гласности в соответствии с курсом на демократизацию советского общества.

    1990 до 1993-95 гг. пресса играла роль самостоятельного института

    С 1995 года – период «коммерческой прессы и концентрации»

    С 1996 до середины 1998 года – СМИ становятся основной средой политической коммуникации. Происходит полное переплетение сферы политической и СМИ, что позволяет говорить о медиатизации политики и формировании медиаполитической системы

    С августа 1998 года – начало нового этапа, эпохи нового курса. Это – послекризисный период.

    1. Телевидение как часть современной медиасистемы России.

    В современной системе СМИ России телевидение, несомненно, занимает ключевое место, а сама телеиндустрия представляет собой наиболее динамично развивающийся сектор национальной медиаиндустрии. Это отражает как общемировые, так и национальные тенденции в развитии отрасли. Уже к началу 1990-х гг. в России была создана достаточно развитая инфраструктура, позволившая охватить телевизионным сигналом практически всю территорию страны. В это десятилетие ТВ безоговорочно заняло центральное место в российской системе СМИ – и по охвату национальной аудитории, и по объему времени, уделяемому этому медиа.

    С начала 1990-х гг. российское ТВ начало стремительно встраиваться в глобальный контекст. Речь идет не только об увеличившемся объеме зарубежных программ на российских телеканалах, но и о становлении рыночных экономических отношений, о развитии телевидения в качестве самостоятельного сегмента индустрии СМИ, что соответствовало бы глобальным тенденциям и использованию организационных моделей рынка. Двойной переход – к новым экономическим структурам (от прежней административно-командной к рыночной экономике СМИ, основанной на рекламной бизнес-модели) и к современным цифровым технологиям вещания – привел к радикальным изменениям в телевизионной индустрии России.

    К настоящему моменту телевизионный ландшафт России характеризуется чрезвычайным разнообразием, еще недостаточно систематизированным.

    Одни и те же предприятия могут быть описаны различным образом в зависимости от базового признака, положенного в основу классификации.

    Наиболее распространенными являются следующие подходы к классификации ТВ:

    — по способу доставки телевизионного сигнала: выделяется эфирное (наземные сети), неэфирное (кабельное, спутниковое), широкополосное интернет-ТВ и мобильное ТВ;

    — по типу сигнала: аналоговое и цифровое, а также стандартное (SD) и высокой четкости (HD) ТВ;

    — по типу организации вещания: централизованное и сетевое ТВ;

    — по доступности для абонентов: бесплатное / общедоступное и платное ТВ;

    — по охвату / географическому рынку: общенациональное / федеральное и региональное (местное) ТВ;

    — по природе программных стратегий: универсальное (General Interest) и специализированное (Special Interest);

    — по целевой аудитории: массовое и нишевое;

    — по типу собственности: частные, государственные и смешанные предприятия; — по функции в производственной цепочке отрасли: вещатели/каналы, производители программ/производящие компании, агрегаторы, дистрибью- торы и операторы.

    Современное телевидение можно определить как средство массовой коммуникации, передающее аудитории аудиовизуальные сообщения, органи- зованные в потоки – телевизионные каналы. Понятие телевизионного канала является ключевым для телевидения. Несмотря на изначально «техническое» происхождение этого понятия (полоса частот для передачи телесигнала), в современной телеиндустрии оно употребляется в ином смысле. Телевизион- ный канал – это, во-первых, набор аудиовизуальных материалов, подобран- ных в соответствии с концепцией вещания, и организованных в сетку про- грамм. Во-вторых, телевизионный канал – это определенные организационные и технические возможности доставки этого контента до ау- дитории, т. е. набор технических каналов и средств, с помощью которых мо- жет осуществляться транспортировка контента. Таким образом, телевизионный канал – это организованный во времени поток аудиовизуального контента, подобранного в соответствии с определенной концепцией и доставляемого с помощью определенных организационной структуры и технических средств. Телевидение представляет собой совокупность телевизион- ных каналов – множество аудиовизуальных потоков и средств их доставки до потребителя.

    С точки зрения структуры собственно- сти в сегменте сохраняется «тройственная» система – сосуществование госу- дарственных, коммерческих и «смешанных» организаций. Согласно данным РТРС, среди клиентов главного оператора общедоступного телевидения 20 % являются государственными предприятиями и 80 % – негосударственными. На данный момент это единственная цифра, позволяющая судить о соотно- шении форм собственности на рынке обедоступного телевидения страны. С точки зрения рыночной структуры сегмент бесплатных телеканалов России на общенациональном уровне представляет собой классическую олигополию.

    По существу всего девять организаций делят рынок общенациональных каналов общего доступа: — «Первый канал» («Первый канал»); — «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещатель- ная компания» (каналы «Россия», «Культура», «Спорт», «Вести», «Euronews» 1 ); — «Газпром-Медиа» (каналы НТВ, ТНТ); — «Национальная медиагруппа» (каналы «РЕН ТВ», «Петербург-5 ка- нал»); — «STS Media» (каналы СТС, «Домашний», ДТВ); — Группа «Проф-Медиа» (каналы MTV, «ТВ 3», «2×2»); — «АФ Медиа Холдинг» (каналы «МУЗ ТВ», «7 ТВ»); — «Телекомпания ТВ Центр» (канал ТВЦ); — «Телерадиокомпания ВС РФ “Звезда”» (канал «Звезда»).

    1. Радио как часть современной медиасистемы России.

    Радио – один из самых успешных сегментов рынка. В 1991 году сложилась коммерческая система радиовещания. Коммерческого радио не бывает без формата: музыка (шансон, hit radio, adult-contemporary), Новости и Разговорный формат (Эхо Москвы, Коммерсант, Маяк) + гибриды (Серебряный дождь = разгвор+музыка). В СССР на радио были жанры и главная идея государственного радио – выполнение функций (информировать, просвещать, образовывать). Возникновение формата – идея «дай человеку то, что он хочет, и зарабатывай», это концепция вещания, под которую выбирают жанры.

    Главная тенденция в сфере радиотехнологий – переход слушателей от использования проводного радио к приему волнового вещания, т.к. рентабельность проводного вещания убыточна. Всего в России приблизительно 500 радиостанций, из которых государственных, муниципальных и некоммерческих – 143, а коммерческих около 400. В России нет общественного радио. Коммерческие станции в основном работают в информационно-развлекательных музыкальных форматах. Крупные радиосети «Европа плюс» и «Русское радио» забирают большую часть бюджетов на местах. Важнейшая черта на рынке радиовещания – консолидация. Основные игроки это не отдельные радиостанции, а холдинги, на долю которых приходится 80% столичного рынка. Тройка лидеров: «Русская медаигруппа» (Русское радио, Монте-Карло, Динамит ФМ), Европа Плюс (Европа Плюс, Ретро ФМ), Проф-Медиа (Авто-радио, Энергия ФМ).

    Тенденции в РФ:

    1. Нехватка идей и кража форматов

    2. Маркетинговые войны (команды переходят с частот на частоты)

    3. Радио активно уходит в интернет и соцсети

    4. Холдиинги активно выпускают единичные радиостанции (Серебряный дождь).

    Типоформирующие признаки:

    1. Владелец радиостанции, то есть, тот, кто финансирует вещание и получает разного рода прибыль. Согласно этому признаку можно выделить государственные, муниципальные, корпоративные, частные радиостанции.

    2. Цель вещания (например, получение финансовой прибыли от продажи рекламного времени или оперативное информирование горожан о работе городских структур и событиях внутригородским уровня).

    3. Аудитория. Имеется в виду ориентация на интересы то или иной категории населения.

    Попов изобрёл радио в 1895 году. Массовое вещание началось – 1924 год. Прямой эфир, из-за того, что не было удобной звукозаписи. До окончания войны было так. Примерно 20е годы – это начало вещание в Америке, Англии. От момента изобретения до массовости проходит много времени. Тут и материально-техническая база, и тэ пэ. Нужна дающая и принимающая сторона.Учебник Шерель – функции, жанровая структура и форматы радио. Функция – информировать, культурно просвещать, социальное управление обществом, рекламировать, интегративная. До радио была только печатная пресса. Так что когда начиналось радио, были радиогазеты. Радиогазеты как форма вещания. Постепенно приходит понимание и с 32 года стали выходить специализированные выпуски (радионовости). Появляются репортажи. Послевоенный период очень важен. Хоть была цензура, холодная война, пришла звукозапись на магнитную ленту, было удобно монтировать. Переход на запись и монтаж дали возможность делать потрясающие произведения. От глобальных репортажей. Тогда время эфирное не стоило больших денег, были распространены большие формы, по 30-40 минут. Да, всегда была идеологическая подоплёка. Но всё равно было много хорошего. Репортажи с Северного полюса, с дороги и т.д. . Перестройка. Наступила усталость от старых форм. Появились новые возможности в обществе. На Маяк и Юность появились радиоканалы в прямом эфире. Сейчас мы имеем дело с прямым эфиром. (снова вернулись к былому) Современное состояние. Тенденции. Рынок. Главная тенденция – концентрация и коммерционализация. Тенденция к укруплению холдингов увеличивается. В Москве – основные капиталы, кадры, технические возможности. Холдинги контролируют 85 % всего оборота. Холдинги – Газпром Медиа, ВГТРК (маяк, радио россии, вести фв, радио россии культура + региональные). Холдинг Крутого - радио дача, такси фм, столица фм, говорит Москва. Еще одна тенденция - Рост регионального радиорынка. Есть регионы, где есть капитал (приволжский, уральский). В СССР российского радиовещания не было. Был радио комитет, но он был всесоюзный. В 90 м году – закон о печати и других СМИ. Отмена государственной монополии на СМИ. Именно с 90 года – появление коммерческих радиостанций. Именно в 90 м году появляется Радио России как альтернатива Советскому радиовещанию. Плюс появляются коммерческие (европа плюс, Эхо Москвы, который и по сей день есть тоже). У нас нет сильного местного радиовещания. И тут мы отстаём от мировой практики. И это наша традиция. Между двумя кризисами появлялись новые радиостанции, даже думали, что местное вещание превзойдёт. Ещё тенденция – информационное неравенство (разрыв). Неравный доступ жителей страны к информации. Екатеринбург- одно, периферия - другое. Это и интернет в том числе. Есть регионы, где есть только один канал (первый) и только радио России. Жанры. – информационные; – информационно-аналитические; – информационно-музыкальные; – информационно-развлекательные; – информационно-рекламные. Есть еще аналитические жанры. (Типа комментарий). Документально-художественные жанры также.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта