История медиакоммуникаций. Медиа. Древнейшие медиа человечества
Скачать 254.24 Kb.
|
Многодорожечная запись Аналоговый многодорожечный магнитофон Многодорожечная запись позволяет производить одновременную или последовательную запись большого числа звуковых источников на отдельные звуковые дорожки. До их появления запись производилась на разные магнитофоны, которые требовали синхронизации. Применение многодорожечных записывателей позволило устранить этот недостаток и вывести уровень звучания высококачественной звукозаписи на новый уровень. Впервые многодорожечная оптическая запись использована в 1940 году в системе звукового кино «Фантасаунд». Первые 4-х и 8-дорожечные магнитофоны появились ещё в середине 1950-х годов. Во второй половине 1960-х годов были представлены 16-дорожечные записыватели, а в 1974 году в Сиднее был представлен первый 24-дорожечный магнитофон. В 1982 году Sony представила 24-дорожечный магнитофон DASH-формата. Кассетный формат Компакт-кассета Первый кассетный формат, использовавший ленту, склеенную в бесконечную петлю, был запатентован в 1952 году. Кассета с двумя сердечниками, отдалённо напоминающая по конструкции будущую компакт-кассету, применялась в диктофоне «Диктарет» 1957 года[11]. В 1963 году компания Philips представила новый формат кассеты для звукозаписи, вышедший на рынок под названием «компакт-кассета» (англ. Compact Cassette)[12]. Опасаясь ответного хода конкурентов из Sony, Philips предпочёл отказаться от платы за лицензии на производство кассет, что и привело к массовому распространению нового формата. В 1965 году фирма Grundig выпустила на рынок очень похожую кассету DC International и магнитофоны под неё[13][14]. Конкуренции с компакт-кассетой этот формат не выдержал и через несколько лет сошёл со сцены. Принципиальным преимуществом компакт-кассеты перед 4- и 8-дорожечными картриджами была простота механизма магнитофона. Бытовые 8-дорожечные магнитофоны могли только воспроизводить ленты, а для записи требовались профессиональные приборы. Поэтому, несмотря на теоретически худшее качество звучания (из-за вдвое меньшей скорости протяжки), на практике к середине 1970-х годов компакт-кассеты захватили рынок даже в США. Массовое производство компакт-кассет впервые было организовано в Ганновере (Германия) в 1964 году[15]. В 1965 году корпорацией Philips было запущено производство музыкальных кассет (англ. Musicassettes), а в сентябре 1966 года музыкальные кассеты были представлены в США. Первоначальное предложение компании Philips состояло из 49 наименований[15]. Компакт-кассеты того времени были предназначены для диктофонов и для использования в специальной аппаратуре (регистрирующей, управляющей станками с ЧПУ и пр.). Они совершенно не подходили для записи музыки. Кроме того, конструкция кассет ранних образцов была ненадёжной. В 1971 году компания Advent Corporation впервые представила кассету c магнитной лентой на основе оксида хрома(IV)[16]. Появление этих кассет кардинально изменило судьбу этого вида носителей аудиоинформации. Качество звука на них было намного выше. Это привело к появлению кассет с записанной на них (в фабричных условиях) музыкой (фонограммой), кроме того, кассеты начали использоваться для самостоятельной записи музыки. Оптическая (фотографическая) запись В 1904 году французский изобретатель Эжен (Юджин) Августин Ласт подготовил свой первый опытный образец системы записи звука на киноплёнку. В 1906 году он (вместе с австралийцем Хейнсом и британцем Джоном С. В. Плеттсом), подал заявку на патент, и получил патент № 18057 в 1907 году на «Процесс записи и воспроизведения одновременно движения людей или объектов и звуков, издаваемых ими», таким образом, 35-мм целлулоидная плёнка, содержала одновременно и кадр изображения, и дорожку звука. В 1911 году он представил звуковой фильм в США, возможно, первый в истории показ фильма с помощью технологии оптической записи звука.[17] В 1919 году американский изобретатель Ли де Фо́рест получил свой первый патент на процесс озвучивания фильмов, в котором усовершенствовал разработку финского изобретателя Эрика Тигерштедта и немецкую систему «Триэргон», и назвал этот процесс «Фонофильм Фореста». В «Фонофильме» звук записывается непосредственно на плёнку в виде дорожки переменной оптической плотности, в отличие от способа «переменной ширины» в системе «Фотофон» (англ. RCA Photophone), разработанной компанией RCA. Изменения плотности дорожки соответствуют пульсирующему току звуковой частоты от микрофона и наносятся фотографическим способом на плёнку, а во время показа фильма переводятся обратно в электрический сигнал фотоэлементом. В ноябре 1922 года Форест организовал в Нью-Йорке свою компанию «Фонофильм», но ни одна из голливудских студий не проявила интереса к его изобретению. Тогда Форест создал 18 коротких звуковых фильмов, и 23 апреля 1923 года организовал их показ в театре Риволи в Нью-Йорке. Макс и Дэйв Флейшеры использовали процесс «Фонофильм» в своём музыкальном трюковом мультсериале «Вслед за грохочущим шаром», начиная с мая 1924 года. Форест работал вместе с Фриманом Оуэнсом и Теодором Кейсом, совершенствуя систему «Фонофильм». Однако они потерпели неудачу. Кейс передал их патенты владельцу студии Fox Film Corporation Вильяму Фоксу, который затем усовершенствовал собственный способ озвучивания «Мувитон». В сентябре 1926 г. компания Фонофильм подала документы на банкротство. Голливуд к тому времени внедрил новый способ озвучивания — «Витафон», разработанный компанией Warner Brothers, и выпустил 6 августа 1926 г. звуковой фильм «Дон-Жуан» с Джоном Бэрримором в главной роли. В 1927—1928 годах, Голливуд начал использовать для озвучивания фильмов системы «Мувитон» и «Фотофон» компаний «Фокс» и RCA. Между тем, владелец сети кинотеатров Великобритании Шлезингер приобрёл права на «Фонофильм», и с сентября 1926 г. по май 1929 г. выпускал короткометражные музыкальные фильмы британских исполнителей. В СССР в то же время велись собственные разработки в Москве и Ленинграде. В результате практически одновременно были созданы две системы с малоинерционным гальванометром: с переменной шириной оптической дорожки Александра Шорина, и с фонограммой переменной плотности «Тагефон». Последняя технология, разработанная под руководством Павла Тагера, использована в первом советском звуковом художественном фильме «Путёвка в жизнь»[18]. Цифровая звукозапись Первой цифровой записи предшествовали многочисленные разработки учёных из самых различных прикладных областей математики, физики, химии. В 1937 году британский учёный Алек Харли Ривз запатентовал первое описание импульсно-кодовой модуляции.[19] В 1948 году Клод Шеннон опубликовал «Математическую теорию связи»[20], а в 1949 — «Передача данных при наличии шума», где независимо от Котельникова доказал теорему с аналогичными теореме Котельникова результатами, поэтому в западной литературе эту теорему часто называют теоремой Шеннона.[21] В 1950 Ричард Хэмминг опубликовал работу по обнаружению и исправлению ошибок[22] В 1952 Дэвид Хаффман создал алгоритм префиксного кодирования с минимальной избыточностью (известный как алгоритм или код Хаффмана)[22] В 1959 Алекс Хоквингем создал код исправления ошибок, ныне известный как Код Боуза — Чоудхури — Хоквингема[22] В 1960 сотрудниками лаборатории Линкольна Массачусетского технологического института Ирвином Ридом и Густавом Соломоном изобретён Код Рида — Соломона[22] Только в 1967 техническим институтом исследований NHK представлен первый цифровой катушечный стереозаписыватель на 1-дюймовой видеоленте. В устройстве использовалась ИКМ-запись с двенадцатеричной разрядностью и частотой дискретизации 30 кГц с применением компандера для расширения динамического диапазона[22] Лазерная (оптическая) запись Компакт-диск При помощи лазерного луча на вращающийся оптический диск записываются цифровые сигналы. В результате записи на диске образуется спиральная дорожка, состоящая из впадин (питов) и гладких участков. В режиме воспроизведения лазерный луч, сфокусированный на дорожку, перемещается по поверхности вращающегося оптического диска и считывает записанные данные. При этом впадины считываются как нули, а ровно отражающие свет участки — как единицы. Такой способ записи обеспечивает практически полное отсутствие помех и высокое качество звучания. По сравнению с механической и магнитной звукозаписью оптический диск имеет целый ряд преимуществ — очень высокую плотность записи и полное отсутствие механического контакта между носителем и считывающим устройством при записи и воспроизведении.[23] Звуковой компакт-диск В марте 1979 года на пресс-конференции компания Philips продемонстрировала качество звука прообраза системы «компакт-диск». Через неделю в Японии заключило соглашение с фирмой Sony по созданию стандарта на аудиодиск. В 1980 году Philips и Sony после некоторых доработок выпускают свою Красную Книгу (Red Book), которая была положена в основу стандарта на звуковой компакт-диск. В апреле 1982 года Philips представил свой первый проигрыватель компакт-дисков. В этом же году на заводе в Германии началось производство компакт-дисков. Совершенно новый носитель информации, заменивший грампластинки, стал основой для будущих поколений оптических дисков, применяемых не только для хранения звукозаписей, но и для видеозаписей, медиаинформации и в вычислительной технике. DVD-Audio В январе 1998 года рабочей группой DVD Forum’s Working Group 4 (WG4) был представлен проект стандарта DVD-Audio, а в июле уже была представлена версия 0.9. Стандарт был разработан специально для высококачественного воспроизведения звуковой информации. Диск формата DVD-Audio позволяет записывать фонограммы с различным числом звуковых каналов (от моно до 5.1). Окончательная спецификация DVD-Audio 1.0 (без защиты от копирования) была утверждена в феврале 1999 года и представлена в марте. Выпуск, запланированный на октябрь 1999 года, задерживался до середины 2000-го из-за затянувшегося выбора защиты от копирования (шифрование и водяные знаки). В конце 1999 года компания Pioneer выпустила в Японии первый DVD-Audio-проигрыватель (без защиты от копирования). В июле 2000 года компания Matsushita выпустила универсальные DVD-Audio/DVD-Video-проигрыватели под торговыми знаками Panasonic и Technics. Pioneer, JVC, Yamaha и другие производители выпустили свои DVD-Audio-проигрыватели в конце 2000-го — начале 2001 года.[24] Super Audio CD В 1998 году компании Sony и Philips начинают продвигать на рынок альтернативный — Super Audio CD . Двухслойный SACD совмещает два формата на одном диске. Аудиоданные высокого качества хранятся на слое высокой плотности, занимающем объём 4,7 ГБ. Благодаря схеме сжатия без потерь Direct Stream Transfer, разработанной Philips, что позволяет хранить до 74 минут стереофонического и столько же многоканального (до шести каналов) DSD-материала одновременно. Уровень высокой плотности, равноценный уровню 0 DVD, считывается лазером с длиной волны 650 нм, при этом он прозрачен для лазера стандартного CD с длиной волны 780 нм. Проходя сквозь слой высокой плотности, лазер CD считывает данные Red Book, расположенные внутри диска, на том же фокусном расстоянии, что и у стандартного CD. Этот слой содержит CD-версию (16 бит/44,1 кГц) того же аудиоматериала, что и слой SACD. Поэтому SACD будет воспроизводиться не только на SACD-проигрывателях, но и — с качеством звучания компакт-диска, — на любом из стандартных CD-проигрывателей.[25] Магнитооптическая запись Поверхность магнитооптического диска Запись ведется при помощи магнитной головки и лазерного луча на особый магнитооптический слой диска. Излучение лазера разогревает участок дорожки выше температуры точки Кюри 121 °C, после чего электромагнитный импульс изменяет намагниченность, создавая отпечатки, равнозначные питам на оптических дисках. Считывание осуществляется тем же самым лазером, но на меньшей мощности, недостаточной для разогрева диска: поляризованный лазерный луч проходит сквозь материал диска, отражается от подложки, проходит сквозь оптическую систему и попадает на датчик. При этом в зависимости от намагниченности изменяется плоскость поляризации луча лазера (эффект Керра, открыт в 1875 году), что и определяется датчиком. Минидиск Минидиск был разработан и впервые представлен компанией Sony 12 января 1992 года. Позиционировался как замена компакт-кассетам, к тому времени уже устаревающей технологии. Hi-MD В январе 2004 года, Sony представила формат медианосителя Hi-MD, как дальнейшее развитие формата MiniDisc. Новый диск вмещал уже один гигабайт данных и мог использоваться не только для звукозаписи, но и для хранения документов, видеозаписей и фотоснимков. Появилась возможность выбирать один из трёх режимов записи: высококачественного (PCM mode), позволяющего записывать 94 минуты (1 час 34 мин) звуковых данных CD-качества, 7 часов в стандартном режиме записи (Hi-SP) со сжатием ATRAC, и низкокачественного режима (Hi-LP) с записью длительностью 34 часа, помещённой на одном диске. Запись звука на электронные носители Запись звуковых данных в виде файлов на различные носители при помощи персонального компьютера появилась ещё в начале 1990-х годов. Однако большой объём данных и маленький размер доступных устройств хранения информации не позволяли использовать этот вид записи в полной мере. Развитие алгоритмов кодирования и сжатия звуковой информации дало толчок широкому распространению цифровых форматов аудиофайлов. Основным отличием от всех существовавших до этого способов хранения звукозаписей стало отсутствие ограничения на обязательное соответствие аудиоформата формату носителя. Записанный однажды аудиофайл может быть сохранен и скопирован на множество различных носителей, таких как жесткие диски, записываемые и перезаписываемые оптические диски, флеш-карты, твердотельные накопители. Наибольшей популярностью среди массового потребителя стал пользоваться аудиоформат сжатия MPEG-1 Аудио Уровень 3 или просто mp3. Аудиоформат mp3 В 1995 году исследователи из института Фраунгофера представили новый формат для сжатия звуковых данных стандарта ISO 11172—3 — «MPEG 1 Audio Layer 3», чаще называемый «mp3». В конце 90-х годов аудиоформат начал набирать популярность, так как позволял сохранять музыку приемлемого качества в небольшие по размеру файлы. Но самым главным толчком к развитию формата стало развитие сети Интернет. Возможность скачивать аудиофайлы, а не покупать дорогостоящие компакт-диски, очень быстро нашла своих сторонников. Для обмена музыкальными файлами с другими людьми Шоном Паркером была создана файлообменная пиринговая сеть Napster, действовавшая в период с июня 1999 года[26] по июль 2001 года. Это привело к обвинениям в нарушении авторских прав со стороны музыкальной отрасли. Несмотря на то, что служба была остановлена по решению суда, она привела к появлению децентрализованных peer-to-peer сетей, контролировать которые гораздо труднее. Также развитию формата помогли выпущенный в 1997 году компанией Nullsoft программный проигрыватель Winamp, а также первый аппаратный цифровой mp3-проигрыватель MPMan, выпущенный в 1998 году. iTunes Store В апреле 2003 года компанией Apple совершила переворот в музыкальной отрасли, открыв музыкальный интернет-магазин iTunes Store, торгующий законной музыкой и ставший лидером в этой области на многие годы. Доступ к магазину осуществляется из интерактивной оболочки обозревателя iTunes или из соответствующих приложений на iPod, iPad, iPhone. Музыкальная база, содержавшая на тот момент более 200 тысяч композиций, появилась благодаря соглашениям Apple с пятью основными звукозаписывающими компаниями — BMG, EMI, Sony Music Entertainment, Universal и Warner. Музыкальные произведения можно было приобретать по цене $0,99 за песню или $9.99 за альбом. Уровень продаж компакт-дисков с 2003 года начал неуклонно падать, при этом продажи цифровой музыки в Интернете продолжают расти. Успех iTunes Store очень быстро привёл к появлению других подобных служб.[27] В октябре 2011 года компанией Apple заявлено, что в магазине iTunes уже доступно 20 млн песен, а число скачиваний превысило 16 млрд. История возникновения радиовещания. До появления всемирной паутины лишь радио, наряду с прессой и телевидением, было источником новостей и знаний. Радио (лат. radio -- излучаю, испускаю, radius -- луч) -- разновидность беспроводной связи, при которой в качестве носителя сигнала используются радиоволны, свободно распространяемые в пространстве. 1819 год, физик Эрстеда заметил, что проходящий в проводнике ток каким-то образом заставил дернуться стрелку компаса. Так и была открыта связь между электричеством и магнетизмом. В 1886-1888 Генрих Герц провел ряд экспериментов, в результате которых на практике доказал теорию Максвелла об электромагнитных полях. Имея в своем распоряжении простейшие приспособления (например, источником исследуемого поля была обыкновенная искра) ученый смог на основе полученных результатов собрать первые радиопередатчик и радиоприемник. Следующим шагом стало изобретение в 1890 году французом Бранли первого рабочего когерера. Это была обыкновенная стеклянная трубка с металлическими опилками внутри. В 1894 году другой «пионер радио» Оливер Лодж создал усовершенствованный вариант когерера, который и был использован в первых радиоприемниках. К концу столетия множество ученых пытались «приручить» радиоволны. Но, по разным причинам, пальму первенства в этом разделили Гульельмо Маркони, Александр Попов и Никола Тесла. Следующей датой, с которой у нас и принято отсчитывать начало эпохи радиовещания, стало 7 мая 1885 года (День Радио). В этот день российский физик Александр Попов продемонстрировал свой прибор – «грозоотметчик» — перед коллегами из Русского физико-химического общества. Изобретатель взял за основу прибора приемник Лоджа, усовершенствовав его когерер – он применил радиоимпульс вместо молоточка, приспособленного для столь необходимого встряхивания трубки. А в апреле 1897 года Попов успешно доказал годность своего аппарата: он передал первую в России радиограмму «Генрих Герц» на расстояние в четверть километра. Первым взялся за масштабное внедрение радиосистем Маркони, получивший финансовую и идейную поддержку английских инвесторов. Уже 20 июля 1897 года, через две недели после получения своего патента, он основал крупное АО «Маркони и Ко». В октябре того же года Маркони передал радиосигнал на расстоянии 21 километра, а уже через месяц он построил на острове Уайт первую в мире радиостанцию. Старт регулярному радиовещанию был дан в апреле 1909 года. Учитель физики из Сан-Хосе (Калифорния, США) Чарльз Геррольд построил первую радиовещательную станцию, названную им «San Jose Calling». Фактически она существует до сих пор, превратившись в «KCBS» В 1920 году в Детройте начались трансляции первых в истории радионовостей. К 1924 году в США насчитывалось более 500 радиокомпаний (когда в 1920 – не более 30). С начала 20-х годов информационно-развлекательное радиовещание начало активно развиваться и по ту сторону Атлантики. В 1922 году была основана главная радиокомпания Великой Британии – ВВС. С 1924 года ВВС начинает трансляцию одного из классических атрибутов радиовещания – сигналов точного времени. В 1930 году недавно зародившаяся компания «Motorola» обрадовала автовладельцев — в продажу поступили первые автомобильные радиоприемники. А через 3 года полицейские патрульные машины города Байонне, что в Нью_Джерси, были впервые оснащены системами двусторонней радиосвязи. В начале 1930-х годов начался следующий этап развития радио. Эдвин Армстронг разрабатывает новое поколение радиоприемников – FM (частотной модуляции, ЧМ). Стимулом для этого стало желание изобретателя нивелировать помехи радиосигнала, создаваемые атмосферой. В 1935 году ученый провел эксперимент, в ходе которого доказал преимущество ЧМ перед АМ-сигналом. Лаборатория Армстронга в Нью-Джерси успешно приняла сигналы, переданные антенной, установленной на нью-йоркском небоскребе «Эмпайр Стейт Билдинг». В то время как АМ-сигнал был полностью искажен помехами, уровень шумов ЧС-сигнала был достаточно приемлем. Этим опытом Армстронг сломал тогдашний стереотип о радио: «От помех, как и от бедности, невозможно избавиться». Перед началом Второй Мировой Войны в США уже существовало 5 работающих ЧМ-радиостанций, а 15 готовились к своему первому эфиру. Как развивалось радиовещание в нашей стране Первые радиостанции на территории Российской империи были открыты во времена Первой мировой войны. В 1921 году в Москве были установлены первые радиорупоры, через которые передавались озвученные тексты газетных статей. Вскоре началась также радиофикация жилых домов. Таким образом, в начале 20-х радио становиться доступным для широких советских масс. В 1937 году на 1000 советских граждан приходилось 25 радиоточек. Во время Великой Отечественной Войны радиовещание активно использовалось для антинацистской и патриотической пропаганды советского населения. Интересно, что именно радиовещанию (точнее, ошибке диктора) обязана своим существованием… целая область! Зачитывая сводку Совинформбюро в марте 1944 года, Левитан на всю страну огласил об освобождении Херсона, названного им областным городом. Чтобы не дезинформировать общественность, Сталин приказал как можно скорее создать Херсонскую область, что и было сделано к концу того же месяца. На Западе Радиовещание также широко использовалось во время войны. Забавно, что американцы, пытаясь уберечься от радиошпионажа, пускали к микрофонам индейцев. Японцы и немцы были просто не в силах расшифровать бормотание на их родном языке. К другому ухищрению однажды должны были прибегнуть британцы. В 1940 году во время одного футбольного матча на стадион в Эдинбурге опустился густой туман. Радиокомментатор получил приказ любыми способами продолжить трансляцию матча, чтобы немцы не узнали о погоде и не начали бомбардировку. Боб Кингсли – так звали ставшего легендой комментатора — успешно провел (точнее, выдумал) репортаж матча, ориентируясь только на шум трибун. Радио в послевоенном мире После Второй Мировой Войны гражданское радиовещание набрало новых оборотов. FM-радио продолжало распространяться по миру. В 1954 году был выпущен в продажу первый транзисторный карманный приемник TR-1 американской компании «Regency». Вслед за этим, на американский радиорынок со своими портативными приемникам вышли фирмы Zenith (СЩА) и Sony (Япония). В Советском Союзе первым серийным транзисторным радиоприемником стал «Сюрприз» Воронежского радиозавода. Первый в СССР крупносерийный карманный приемник «Нева» был выпущен в 1960 году. За последующие 30 лет радио активно развивалось в различных направлениях. Особенно важным было его становление как «рупора» массовой культуры и музыки в частности. Эфирное время стали завоевывать популярные исполнители, а само радио превратилось в один из главных инструментов продвижения музыкантов. Опять же, здесь не без интересных историй. Именно благодаря тому, что в середине 50-х один кливлендский ди-джей случайно пустил в эфир песню «Rock Around the Clock», мир и захватила «эпидемия» рок-н-ролла. А одной из самых саркастических радио-историй является следующая. На гребне популярности «Beatles», Джон Леннон неосторожно бросил в СМИ фразу: «Мы стали популярнее самого Иисуса Христа!». Одна техасская радиостанция, возмущенная этим заявлением, публично сожгла пластинки группы. На следующий день станция сгорела от попадания в нее молнии. В последствии, радио стало неотъемлемой частью повседневной жизни миллионов людей, а диск-жокеи — любимцами радиослушателей. Иногда в среде радиовещания устанавливались различные рекорды. Например, с 1970 года ежедневно выходит в эфир Энни Найтингейл – DJ компании ВВС, установившая мировой рекорд по продолжительности карьеры радиоведущей. Среди самых свежих достижений – рекорд 2011 года, принадлежащий команде ведущих все той же ВВС, которые вели радиошоу более 52 часов подряд. |