Главная страница
Навигация по странице:

  • Коммерциализация телевидения

  • История появления и развития электронных СМИ в 20-ом веке

  • Средства массовой информации

  • Стадии развития массовой коммуникации

  • Средства массовой коммуникации (СМК) - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

  • Таким образом, он делает вывод о сферах изменения в обществе

  • Политические факторы формирования медиасистем

  • Три блока финансирования

  • История медиакоммуникаций. Медиа. Древнейшие медиа человечества


    Скачать 254.24 Kb.
    НазваниеДревнейшие медиа человечества
    АнкорИстория медиакоммуникаций
    Дата02.04.2023
    Размер254.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМедиа.docx
    ТипКнига
    #1032564
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    История создания телевидения.

    Развитие технологии передачи изображения – это сложный процесс. В отличие от истории изобретения радио, произошедшего в различных странах Мира в одно время, каждая страна самостоятельно создавала свою версию истории открытия телевидения.

    Первый телевизор в России был создан 01.10.1931г. Экспериментальная передача проходила из московской студии, расположенной при радиоузле на Никольской.

    Уже в 1907г русским физиком Б. Розингом была обоснована теоретическая возможность получения изображений с помощью электронно-лучевых трубок, которые были созданы немецким ученым-физиком К. Брауном. Он смог передать и демонстрировать изображение одной, не меняющей положения, точки.

    Первым телевизором считается аппарат, созданный немецким инженером П. Нипковым в 1884г. Это и было началом ряда открытий и производства аппарата, получившего название «механический телевизор». В его основе находился диск, позволявший преобразовать изображение в электрический импульс. По сути, устройство являлось диском с определенным количеством отверстий, располагавшихся по спирали. Напротив диска был монтирован фотоэлемент, на который попадали те лучи света, которым удалось пройти через отверстия в диске. Нипков запатентовал это изобретение. Элемент, получивший название «диск Нипкова», был использован в первых телевизионных аппаратах.

    Первые телевизоры были очень маленькие. Экран вмещал всего 300 точек. Такое устройство позволяло передавать только примитивные и грубые изображения. Но благодаря этому элементу в 1925 году шведским инженером Д.Бэрдом были транслированы распознаваемые изображения человеческих лиц. Этот ученый создал систему, позволявшую передавать движущуюся картинку.

    Поначалу телевидение было направлено на создание двух видов аппаратов:

    • электронных,

    • механических.

    Механические аппараты так и остались малострочными. Их создание велось до конца 40-х годов ХХ века.

    Виды телепередач

    Если говорить общими словами, то история телевидения кратко представляет собой – поиск новых способов передачи информации. Борьба за зрителей приводит к тому, что страны создают новые виды телепередач. Современный телеконтент условно делится:

    развлекательный,

    информационные выпуски,

    образовательный,

    социально-активизирующий.

    Телевизор для большинства населения является способом украсить досуг и скоротать свободное время. Поэтому каналы предлагают различные развлекательные программы, ориентированные на различные группы населения.

    Коммерциализация телевидения

    Она происходит в стране с 2006 года. Тогда телевидение было разделено на коммерческое и государственное, которое ведет активную борьбу за зрителей. На сегодняшний день в России зарегистрировано 3200 телевизионных компаний, которые обеспечивают телевизионным продуктом все категории граждан.

    Коммерческое телевидение, помимо всех вышеперечисленных функций, занято получением прибылей от трансляции. Эта функция возлагается на рекламу. В России развивается платное телевидение. К нему относятся:

    кабельное,

    интернет-вещание,

    спутниковые трансляции.

    В нашей стране процесс создания платных каналов проходит очень медленно. Население не готово отдавать деньги за платные каналы. В свою очередь, эти каналы не в состоянии создавать и предлагать уникальный и интересный контент. Поэтому платные каналы не могут являться серьезной конкуренцией бесплатному телевещанию.

    Тормозит развитие платного телевидения интернет. Он позволяет пользователям смотреть любые передачи и ролики бесплатно. Но с течением времени некоторые россияне привыкли платить небольшие суммы за предоставление услуг спутникового или кабельного телевидения и пользоваться просмотром только интересующих их программ.

    Чисто коммерческое телевидение находится в России в стадии формирования. Оно может существовать, только продавая собственный продукт. К таким каналам с недавних пор стали относиться «Дождь», РБК или «Царьград». Они существуют за счет продажи подписки и могут привлечь зрителей уникальным авторским контентом.

    На Западе платное телевидение развивалось быстрее и успешнее, нежели у нас. В нашей стране коммерческое телевидение может существовать только за счет трансляции рекламы, предлагая просмотр передач всем желающим бесплатно.

    1. История развития медиа в Интернете.

    Под электронными СМИ иногда понимают радио, телевидение и интернет, апеллируя это к тому, что все эти виды СМИ используют электронные технологии в своей работе. Но в нашей стране термин «электронные СМИ» чаще всего обозначают только интернет-СМИ и интернет-журналистику.

    Под интернет-журналистикой должна пониматься новая разновидность журналистики, что стала возможной благодаря развитию и распространению глобальной сети Интернет, что дала возможность организовать постоянное информационное вещание на массовую аудиторию без использования особо сложной технической инфраструктуры. Так многие люди получили возможность создавать свои СМИ, также, как и остальные получили возможность следить за ними.

    История появления и развития электронных СМИ в 20-ом веке

    Развитие электронных СМИ началось с развитием персональных компьютеров, что стало заметно в конце 1970-ых гг. благодаря компании Apple Computer. В то время еще не существовало понятия «глобальная паутина», но у владельцев компьютеров уже была возможность объединять их в сети при помощи специальных линий.

    Прорывом в развитии персональных компьютеров было появление ПК, что функционировали при помощи операционных систем с графическим пользовательским интерфейсом (например, Windows).

    Далее событием в развитии электронного медиа-пространства стало расширение сети ARPANET, которая позднее стала называться Internet. К концу 80-ых эта сеть объединяла уже 28000 компьютеров. World Wide Web («Всемирная паутина») была создана в начале 90-ых, и благодаря этому появилась возможность «скачивать» различные файлы. Она также стала главным интерфейсом для деловых операций.

    К середине 90-ых гг. многие газеты и журналы уже присутствовали в сети, например, The New York Times, The Boston Globe, «Независимая газета» и пр. У издателей идея создания сетевых версий периодики чаще всего не означала переманивания своей аудитории в Интернет, но эти люди понимали важность освоения киберпространства и его перспективность. К концу 90-ых стали открываться сетевые филиалы и телевизионных компаний, например, АВС. Интернет ознаменовал собой выход системы массовых коммуникаций на новый уровень. Тогда как традиционные СМИ отличались только однонаправленным характером коммуникации, Интернет характерен двухсторонней коммуникацией. Аудитория интернет-СМИ принимает участие в информационном обмене. Интернет создает новую информационную среду, и она видоизменяет характер деятельности традиционных средств массовой информации необходимостью конкурирования с собой. В краткие сроки новая технология передачи информации – Интернет – видоизменилась до формата принципиально нового медиа-явления (как это произошло в свое время с «беспроволочным телеграфом» - радио). К 2000 году свободный доступ к Глобальной сети имели уже приблизительно 200 миллионов человек во всем мире.

    В настоящий момент активно развиваются мобильные платформы, в том числе, и для электронных газет. Например, Apple трансформирует свой проект The Daily в полноценное и самостоятельное издание для мобильной платформы.

    Еще одной тенденцией является монетизация. Ее суть в том, что каждый желающий изучить содержание какого-либо издания или прочего СМИ в электронном виде должен заплатить за это, как и в случае с покупкой, например, традиционной бумажной газеты. Также заметно и упрощение дизайна электронных СМИ. Например, совсем недавно одновременно сменили дизайн в сторону упрощения такие издания, как Lifehacker и Kotaku, чья главная страница теперь представляет собой только рубрики и статьи. Любопытно, что подобный минимализм и информативность дет возможность развиваться интеграции с планшетными компьютерами.

    1. Понятия «медиасистема», «медиа», СМИ, СМК.

    Медиасистема – это совокупность медиаканалов и медианосителей, в которой происходит генерация, агрегация и дистрибуция медиапродуктов. Медиасистема использует потенциал, который возникает в ходе ее взаимодействия с другими структурами, объектами и субъектами. Она состоит из подсистем, каждая из которых является элементом общего рынка СМИ: Информационная подсистема накапливает, обрабатывает и создает контент о существующем знании.

    Понятие медиа включает совокупность различных информационных каналов и приемов, необходимых для передачи коммуникационного сообщения целевой аудитории. Последнее может принимать разные формы, включая текст, музыку, видео, изображения. О понятии медиа редко говорят отдельно, чаще рассматривают конкретные его направления — массмедиа, медиаискусство, медиареклама.

    Средства массовой информации (аббревиатура СМИ; в отличие от средств массовой коммуникации, СМК) — совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств; до сих пор более употребительное в русском языке (по сравнению с термином «средства массовой коммуникации») обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям.

    СМК - Массовая коммуникация – представляет собой процесс распространения информации (знаний, правовых и моральных норм, духовных ценностей и т.п.) при помощи технических средств (телевидение, пресса, компьютерная техника, радио и др.) на рассредоточенные, численно большие аудитории. Основные параметры, которые отличают массовую коммуникацию от групповой, - количественные параметры. По причине значительного количественного превосходства (увеличение отдельных коммуникативных каналов, актов, участников и т.д.) формируется новая качественная сущность, у коммуникации возникают новые возможности, формируется потребность в особых средствах (тиражирование, передача информации на расстояние, скорость и т.п.).

    Стадии развития массовой коммуникации

    Коммуникация в обществе и природе прошла ряд стадий:

    тактильно-кинетическая у высших приматов;

    устно-вербальная у первобытных народов;

    письменно-вербальная на заре цивилизации;

    печатно-вербальная после изобретения печатного станка и книги;

    многоканальная, начинающуюся в современном мире.

    В современную эпоху массовой коммуникации свойственна многоканальность: применяются аудитивный, визуальный, аудитивно-визуальный канал, письменная или устная форма коммуникации и т.д. Возникли технические возможности двунаправленной коммуникации, как открытого типа (интерактивность), так и скрытого типа (реакция зрителя или слушателя, поведение), взаимного приспособления получателей и отправителя. Так как и выбор каналов, и приспособление реализуются под влиянием групп получателей и общества, иногда говорят что СМИ - это мы.

    Участниками процесса коммуникации считаются не только отдельные индивиды, а собирательные субъекты: партия, правительство, народ, олигархи, армия и пр. Даже ряд личностей представляются как имиджевые мифологемы: лидер партии, медиа-магнат, президент и т.д. Современные ученые пришли к следующему выводу: функция информирования в массовой коммуникации уступает место функции объединения, а также - управления, подчинения и власти, поддержания социального статуса.

    Возникновение и развитие технических средств коммуникации стало причиной формирования нового социального пространства – пространства массового общества. Массовому обществу характерно наличие специфических средств связи - средств массовой коммуникации.

    Средства массовой коммуникации (СМК) - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории.

    Технические средства в массовой коммуникации состоят из:

    средств массовой информации (СМИ): телевидение, пресса, сеть Интернет, радио,

    средства массового воздействия (СМВ): кино, цирк, литература, театр, зрелища,

    технические средства (почта, телефакс, телефон).

    средства массовой информации являются частью средств массовой коммуникации.

    Средства массовой коммуникации включают в себя помимо СМИ еще целый ряд социальных институтов, зачастую не всегда очевидных. Например, слухи – это коммуникационный канал, по которому распространяется неофициальная и неформальная информация. Или школа – социальных институт, распространяющий определенный объем знаний из разных областей.

    Кроме того, средства массовой коммуникации могут не иметь структурного и организационного оформления. Те же слухи распространяются самостоятельно и свободно. А вот средства массовой информации – это и организованная редакция, и база для печати, и распространение, и аудитория.

    СМИ в основном распространяют информационные поводы, в то время как в среде СМК значительную часть занимает распространение знаний, повествования об обычных, а не неординарных событиях.

    И, конечно, у средств массовой коммуникации в отличие от средств массовой информации необязательно есть систематичность и периодичность распространения.

    1. Факторы развития и функционирования национальных медиасистем.

    По мнению Я. Н. Засурского, история коммуникационных систем зависит как минимум от шести основных факторов – информационных потребностей, стратегии и технологий коммуникации, потребностей общества, политики, экономики и культуры.

    Другой исследователь – британский социолог Ф. Уэбстер («Теории информационного общества» (1995) – характеризует информационное общество, рассматривая в совокупности пять его сторон – технологическую, экономическую, профессиональную, пространственную и культурную.

    Таким образом, он делает вывод о сферах изменения в обществе:

    · Технологическая: проявляется в проникновении сетевой логики в различные сферы жизни общества и в процессе конвергенции технологий в интегрированные системы;

    · Экономическая: информационные индустрии имеют все большую долю в валовом национальном продукте;

    · Профессиональная: трансформируется рынок труда;

    · Культурная: новое представление о сути культуры;

    · Пространственная: изменяются представления о пространстве и времени.

    Исследователь С. Браман (1998) описывает стадии развития медиасистем в современном мире. По его мнению, переход к информационному обществу, его первая стадия начинается еще в середине XIX столетия – вместе с электрификацией и зарождающейся на этой основе глобализацией. Вторая стадия – массификация и профессионализация – приходится на первую половину XX века. Третья, ознаменованная конвергенцией технологий и осознанием качественных социальных изменений, проходит в 1960–1990-е годы. В настоящее время общество уже вышло на четвертую стадию информационного общества, характеризующуюся взаимной гармонизацией национальных информационных систем и их приспособлением друг к другу.

    Политические факторы формирования медиасистем:

    Фактор государственного устройства и влияние государства, причем исполнительная и законодательная власти могут проявляться по-разному. В идеале они независимы друг от друга, но реально, в России, они связаны достаточно тесно.

    В классификации Халлина и Манчини есть пункт политический параллелизм – это степень взаимосвязи участников политической жизни, они могут быть сильнее связаны или нет. Понятие партийная пресса (может быть классическая партийная пресса 19 – середины 20 столетия, которые выпускаются и содержатся партиями; иногда партийными изданиями называют те, которые к партии на уровне собственности отношения не имеют, но стоят на схожих политических воззрениях: про газеты в Англии можно было сказать левая, правая, консервативная, либеральная, в США разговорные радиостанции четко делятся на либеральные и консервативные). Политика ведущих стран – это не всегда государство или исполнительная власть, это еще все те, кто так или иначе участвует в борьбе за власть. В политике участвуют еще партии, группировки и так далее.

    Специфика регулирования. Понятие медиаполитики – это более широкое понятие, чем законодательное регулирование. Кое-где нет законов о СМИ, но в подавляющих странах они есть, и везде разные положения и разные подходы. Законодательство отталкивается от понятия общественного интереса.

    Здравый смысл и коммерческая логика – свастика в New York Times будет неприемлема для большинства читателей, и они перестанут её читать. Хотя законодательно это может и не быть закреплено.

    Медиаполитика – это то, как государство взаимодействует с медиасистемой. Это не только закон о СМИ, это еще и экономические моменты – стимулирует государство или нет, помогает или нет, есть ли там какие-то экономические рычаги, предоставление или не предоставление информации. Медиасистема – результат медиаполитики государства.

    Экономический фактор

    - Особенности финансирования - уровень развития экономики и степень интегрированности страны в мировую торговлю, структура рынка медиа и рекламы (какой процент дохода СМИ извлекает из рекламы)

    - Каналы финансирования - факторы рекламного рынка, доходов СМИ.

    Три блока финансирования:

    Рыночные механизмы (коммерческая деятельность – продажа рекламы, продажа продукции собственно)

    Государство – насколько велика его роль. Могут быть государственные СМИ, которые принадлежат государству и получают деньги из бюджета. Может субсидировать различные инфраструктурные проекты. Может в сфере налоговой делать послабления.

    Общество – абонентская плата за общественное радио и ТВ (термин общественные медиа, поскольку все они задействуют Интернет). Могут быть сборы, пожертвования (это абсолютно добровольный вариант, например, Википедия).

    1. Основные подходы к изучению национальных медиасистем.

    В эпоху, когда отношения между посредниками (media) и сообщениями (message) становятся более сложными, менее линейными и зачастую даже перевернутыми, когда конвергенция СМИ и многоплатформность меняют старые принципы, необходимо переосмыслить и традиционные понятия, на которых базируется теория СМИ. Одной из первых требует обновления концепция медиасистем.

    Медиасистема традиционно была одним из ключевых институтов, описывавшихся и анализировавшихся зарубежными учеными. В числе наиболее известных авторов Ф. Сиберт, У. Шрамм, Т. Петерсен, Д. Мак-Куэйл, Д. Халлин, П. Манчини, К. Вольтмер. На основании общих подходов, предложенных указанными медиатеоретиками или выработанных самостоятельно, многие исследователи описывали свои национальные или конкретные зарубежные медиасистемы. В России ведущая школа изучения медиасистем сформировалась на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством Я.Н. Засурского.

    Долгое время исследование медиасистем предполагало выявление базовых количественных индикаторов и качественных характеристик медиасистем, их описание и анализ тенденций изменений. Страна (национальное государство) выступало важнейшей «единицей», на основе которой проходил анализ. Даже несмотря на начавшиеся в 1960–1970-х гг. международные интеграционные процессы на региональном и глобальном уровнях, анализ медиасистем оставался привязанным к отдельным странам. Медиаисследования концентрировались на национальном, даже тогда, когда оно было производным от глобального.

    Однако на рубеже 1970–1980-х стало очевидно, что динамика национальных медиасистем все больше определяется «извне»: глобализация экономики и массовой культуры приводила к унификации в функционировании медиаиндустрий, растущему сходству в отношениях СМИ с национальными социальными институтами, появлению похожих информационных повесток дня. Понимание глобализации как основного тренда, воздействующего на национальные медиасистемы, породило новое понимание их динамики. Ученые заговорили о «гомогенизации» и «гибридизации» как о тенденциях, лишающих медиасистемы национальной специфики. Этому в значительной степени способствовало и политическое развитие – формирование глобальных институтов экономической власти (ВТО), регионализация политических институтов (ЕС).

    Распад социалистического блока на рубеже 1980–1990-х и последовавшая социально-политическая трансформация, в том числе и медийная, только усилили представление о сходстве институтов и механизмов формирования медиасистем. Переход постсоциалистических СМИ к новым моделям демократии и рынка только усилил впечатление об универсализме законов медиасистем, что закрепилось вступлением многих стран Центральной и Восточной Европы в ЕС. В результате, создание общего экономического пространства, гармонизация законодательства (в том числе о СМИ), появление общих политических институтов и выработка общих внешнеполитических стратегий заставляли думать о формировании общеевропейской модели СМИ.

    Казалось, сохранению национальной специфики не способствовала и цифровая революция, которая размывала границы не только между каналами и сообщениями СМИ, но и между странами, национальными системами законодательства, виртуальными экономиками. Возвышение в новых медиа английского (точнее глобально усредненного английского – globish) только подтверждало падение национальной привязанности СМИ.

    Но… Концепции мира с многими центрами силы, идея БРИКС, идея «новых 11», «большой двадцатки», «возвышения остальных» (rise of the rest) в противовес старому центру однополярной глобализации ставят новые вопросы развития. Перед исследователями СМИ также возникают новые вопросы о значении национального в современных медиасистемах. Нерешенные противоречия, начиная с противостояния национальных языков английскому; самобытных этнических культур – усредненной массовой, глобальной; традиций и национальных привычек – потребительскому образу жизни, прорываются и в СМИ. Здесь становятся очевидными не только структурные противоречия (глобальный и национальный медиакапитал, внешнее и внутреннее медиазаконодательство), но и содержательные конфликты (глобальная и национальная повестка дня, профессиональные стандарты – например, новости vs. мнения), медиапотребительские привычки (цифровой поколенческий раскол).

    Эти новые кластеры противоречий вновь выявляют национальную природу медиасистем, ставя вопросы о долгосрочности или цикличности тенденций гомогенизации/гибридизации, с одной стороны, и о связи национальных ценностей, идентичностей, культуры с динамикой СМИ – с другой.

    1. Структура современной национальной медиасистемы.

    Все по Вартановой:

    США: приоритет местных рынков. В США газетная индустрия – одна из старейших и, следовательно, одна из наиболее зрелых и экономически стабильных медиаиндустрий. Традиционно ее доля в валовом национальном продукте США составляла около 0,8%.

    Газетный рынок США, как и в других странах, можно описывать по целому ряду параметров, однако одним из наиболее показательных остается масштаб распространения газет. Американские исследователи выделяют 9 типов газет, располагая их в иерархическом порядке. Возвращаясь к теории зонтичной конкуренции, следует напомнить, что внутри иерархии газет США конкуренция происходит между смежными уровнями чаще, чем через уровень. К основным типам газет в США относятся:

    1) общенациональные ежедневные газеты;

    2) ежедневные региональные газеты и газеты мегаполисов;

    3) местные ежедневные газеты;

    4) неежедневные газеты общего интереса;

    5) газеты национальных меньшинств;

    6) газеты на языках национальностей;

    7) религиозные газеты;

    8) газеты для военных;

    9) другие специализированные издания.

    Важнейшая особенность газетного рынка США – ограниченная доля общенациональных газет. Многие газетные концерны, действующие на рынке США, становятся сегодня многопрофильными. Эта особенность проявилась уже в начале XX в., когда газетные фирмы стали приобретать в собственность радиостанции. С 1950-х годов газетные компании начали проявлять интерес к телевизионному бизнесу, десятилетие спустя – к кабельному. В последние годы газетные компании превращаются в мультимедийные, со значительными подразделениями, действующими в сфере Интернета и телекоммуникационного бизнеса. Сегодня их все чаще определяют как объединения с профилирующими или доминирующими интересами в газетной индустрии. Перелом в бизнес-стратегиях газетных компаний произошел в середине 1990-х годов. Именно тогда многие традиционно газетные компании стали получать больше доходов от негазетных подразделений.

    Великобритания: классическая вертикаль газетного рынка. Великобритания исторически всегда была страной с идеально организованным географическим рынком. Эта особенность сохранилась и до настоящего времени. Причин, объясняющих существование общенациональной прессы в Великобритании, несколько. Во-первых, это относительно небольшой географический размер страны. Во-вторых, развитая с середины XIX в. система железнодорожного сообщения. В-третьих, отсутствие реальной конкуренции газетам со стороны общенационального ТВ на рынке общенациональной рекламы. Наконец, четкое знание рекламодателями своей аудитории.

    В Великобритании существуют давние традиции изучения читательской аудитории, заложенные еще на рубеже XIX–XX вв., когда возникли первые посреднические компании для продажи рекламы в прессу. Основываясь на многочисленных исследованиях читательской аудитории, Британский институт практиков рекламы разработал классификацию читательской аудитории в зависимости от ее принадлежности к той или иной социальной группе. Она включает следующие базовые группы:

    Ø группа А – элита аристократии и бизнеса, «высший средний класс», крупная буржуазия и высокооплачиваемая интеллигенция;

    Ø группа В – средняя буржуазия, чиновники, высококвалифицированные рабочие, просто «средний класс»;

    Ø группа С-1 – «низший средний класс», мелкая буржуазия, профессиональная интеллигенция – учителя, служащие;

    Ø группа С-2 – квалифицированные рабочие;

    Ø группа D – малоквалифицированные рабочие, разнорабочие и другие низкооплачиваемые категории трудящихся;

    Ø группа E – учащиеся, пенсионеры, безработные, все, кто живет на стипендии или пособия от государства.

    Значительную роль в экономике газетного дела Великобритании сыграли журнальные приложения. Первой ввела журнальную вкладку с цветными фотографиями и рекламными объявлениями воскресная газета Sunday Times (1962). Это произошло по инициативе Роя Томсона, тогдашнего владельца газеты. Его примеру последовали другие воскресные издания. Популярные иллюстрированные журналы общего типа (Pictures Post) были обречены.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта