Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Что в НЛП означает термин “калибровка”

  • 6. Выполните экологическую проверку. Все ли стороны ощущают, что они прошли выравнивание и находятся в состоянии гармонии

  • 53 по умолчанию 3. Какая позиция восприятия ощущается вами как наиболее неудобная 4. Есть ли у вас позиции восприятия, в которых вы можете “застрять”

  • [SW.BAND] НЛП-ПРАКТИК_полный_сертификационный_курс.. Другие инструменты редактирования Вопросы для размышления


    Скачать 5.6 Mb.
    НазваниеДругие инструменты редактирования Вопросы для размышления
    Дата11.12.2022
    Размер5.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[SW.BAND] НЛП-ПРАКТИК_полный_сертификационный_курс..pdf
    ТипДокументы
    #839270
    страница6 из 33
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
    1. Что означает выражение “сенсорная острота”?
    2. Как человек может развить и увеличить свою “сенсорную остроту”? Опишите это.
    3. Почему присоединение или подстройка к репрезентативной системе или физиологии другого человека приводит к установлению “раппорта”?
    4. Составьте список невербальных аспектов, которые вы замечаете или к которым подстраиваетесь при помощи естественного навыка. Затем составьте список всех аспектов, которые замечаете редко, если вообще замечаете.

    5. Что в НЛП означает термин “калибровка”?
    Позиции восприятия
    Что можно узнать из этой главы:
    • Первая позиция: “я”, взгляд собственными глазами - полная ассоциация с собственной внутренней реальностью.
    • Вторая позиция: “другой”, взгляд глазами другого человека - полная ассоциация с другим.
    • Третья позиция: внешний наблюдатель, взгляд с нейтральной позиции - полная диссоциация.
    • Четвертая позиция: взгляд с точки зрения системы - ассоциация со всей системой.
    • Пятая позиция: с точки зрения универсума - принятие множественных позиций восприятия со способностью быстрого переключения между ними.
    Глава 3 • Позиции восприятия
    55
    Понимание того, что в основе наших действий ле-жат три основных способа восприятия опыта, дает ог-ромные возможности для управления состояниями и улучшения коммуникации. В НЛП мы называем эти способы первой, второй и третьей позициями восприятия. Когда вы ассоциируете себя со своим собственным телом, вы находитесь в первой позиции. Это позволяет вам рассматривать мир “своими глазами”. Находясь в первой позиции восприятия, вы не принимаете во внимание точки зрения других людей. Вы просто думаете: “Как меня касается этот разго-вор?”
    Вторая позиция означает, что вы становитесь на точку зрения другого человека. Вы стараетесь представить, что в данной ситуации будет видеть, слышать, чувствовать другой человек. Находясь во вто-рой позиции, вы представляете себя в его теле. В этой позиции вы представляете, что смотрите на себя чужими глазами. Как вы выглядите, как звучит ваш голос и какие ощущения вы испытываете с точки зре-ния другого человека? Во второй позиции у вас раз-вивается способность к эмпатии. Если вы вовлечены в конфликт с кем-либо, полезно посмотреть на ситуацию со второй позиции, это позволит вам проявить большую гибкость. Находясь во второй позиции восприятия, вы можете оценить мнение других людей о том, как вы разговариваете и ведете себя. Перед пе- реходом во вторую позицию установите раппорт. Переходя во вторую позицию, следите за тем, как он углубляется. Вторая позиция предоставляет чрезвычайно ценную модель углубления раппорта.
    Третья позиция - это полная диссоциация от события или диалога. Находясь в третьей позиции восприятия, вы становитесь независимым наблюдателем. Третья позиция позволяет нам

    50 выступать с объективной нейтральной точки зрения. Спросите себя: “Как данное событие будет выглядеть для абсолютно незаинтересованного человека?” Представьте себя вне своего тела, как если бы вы смотрели на себя и вашего партнера по взаимодействию со стороны.
    В современной литературе по НЛП кроме этих трех описываются еще две дополнительные позиции восприятия - четвертая и пятая.
    Четвертая позиция восприятия
    Дилтс (Dilts, 1997) детально описал четвертую позицию восприятия в своем руководстве “НЛП: навыки эффективного лидерства” (Visionary
    Leadership Skills). Он определил четвертую позицию, как “Мы” — взгляд с точки зрения системы, в которую включен человек (организация, группа, пара). Находясь в этой позиции, мы “ассоциированы с точкой зрения целой системы”. Чтобы принять четвертую позицию, отступите в сторону и постарайтесь представить, что происходит в системе так, чтобы вы смогли наилучшим образом учитывать ее интересы. Лингвистический формат этой позиции следующий: “Если мы примем во внимание наши общие цели...”
    Пятая позиция восприятия
    В неопубликованной рукописи, озаглавленной “Пять центральных идей” (Five Central Ideas),
    Аткин-сон (Atkinson, 1997) предложил еще одну позицию восприятия - “универсальную”. Она является результатом применения кванторов общности (“все”, “всегда”) к нашей точке зрения.
    Такой подход выполняет функцию “трамплина к ценной идее универсальной позиции восприятия”. Данная позиция является позицией самого высокого уровня и максимальной широты.
    Кванторы общности - обобщение характеристик выборки на всю популяцию, “универсальность”
    (“каждый”, “все”, “никогда”, “ни один”, и т. д.). Утверждение, которое не принимает во внимание никаких исключений.
    Занимая эту метапозицию по отношению ко всему, мы можем научиться принимать множественные позиции восприятия и даже быстро изменять их. Это увеличивает гибкость нашего сознания, поэтому мы не “застреваем” в какой-либо одной позиции.
    Пятая позиция восприятия может включать и “ис-торический” взгляд: рассмотрение изменений во времени. Никакая из описанных позиций не имеет преимущества перед другими. Все они одинаково важны. Компетентный коммуникатор знает, как при желании перейти из одной позиции в другую.
    Только подумайте о том, что случилось бы, если бы вы “застряли” в какой-то одной позиции.
    Человек, “застрявший” в первой позиции, был бы эгоцентричным. Знаете ли вы кого-нибудь, кто живет в первой позиции? На жизнь человека, “застрявшего” во второй позиции, постоянно оказывали бы чрезмерное влияние мнения других людей. Когда на занятиях по НЛП я (Б. Б.) объясняю вторую позицию и сообщаю, что люди, живущие во второй позиции, склонны позволять состоянию другого человека определять свое состояние, я говорю: “Вторая позиция - это позиция взаимной зависимости”. Почти
    56
    Часть 1 • Модель и методы НЛП всегда при этом я слышу, как несколько студентов вздыхают, осознавая причину, по которой они позволяют другим людям контролировать свое состояние, и механизм этого явления.
    Человек, “застрявший” в третьей позиции, становится невозмутимым и бесчувственным.
    Окружающие считают таких людей “бессердечными”. В самом деле, я обнаружил, что те, кто живет в третьей позиции, считают себя отшельниками. Многие, но не все, также обладают характеристиками аудиально-диги-тальной личности. Эти люди становятся мыслителями и философами. Обособленная жизнь позволяет человеку объективно анализировать факты.
    Человек, “застрявший” в: Становится
    Первой позиции Эгоцентричным
    Второй позиции Воспитателем, спасателем
    Третьей позиции Холодным и бесчувственным
    Каждый человек переходит из одной позиции в другую. У большинства этот переход осуществляется ежедневно. Способность сознательно или неосознанно менять позиции позволяет человеку поступать здраво и реагировать адекватно. Меняя свою позицию восприятия, вы

    51 сделаете ваше общение более ярким и получите свободу выбора.
    Упражнение: позиции восприятия
    Проведите следующий эксперимент. Вспомните, когда вы последний раз серьезно с кем-нибудь поспорили. Увидев то, что вы видели, услышав то, что слышали, и почувствовав то, что чувствовали, ассоциируйте себя со своим телом (первая позиция). Испытываете ли вы те же отрицательные эмоции, что испытывали тогда? Теперь представьте, что вы “выплываете” из своего тела и переходите в тело человека, с которым спорили (вторая позиция). Посмотрите на себя его глазами. Обратите внимание на то, как вы выглядели в разгар спора. Каким голосом вы говорили? Как вы себя чувствуете, когда смотрите на себя и слышите свой голос? Теперь представьте себя полностью диссоциированным от события (третья позиция). Отодвиньтесь в сторону, туда, откуда вы сможете видеть себя и другого человека в процессе спора. Как выглядит спор с этой диссоциированной позиции? Обратите внимание на вашу реакцию, ваши ощущения и на то, как они отличаются в каждой позиции. Изменилось ли ваше восприятие спора сейчас, когда вы побывали во всех трех позициях? Отличались бы ваши реакции, если бы вы проделали это в процессе спора?
    Паттерн выравнивания позиций восприятия
    Иногда наши способности воспринимать вещи своими собственными глазами (восприятие от пер- вого лица), глазами другого человека (восприятие от второго лица, “эмпатическая” точка зрения) и с позиции наблюдателя (восприятие от третьего лица) становятся рассогласованными.
    Структурно каждый из этих ресурсов восприятия может функционировать самостоятельно.
    Эти три позиции восприятия относятся к трем возможным способам нашего “видения” мира. Как мы уже указывали, мы можем “застрять” в той или другой позиции. Те люди, которые застряли в первой позиции, могут начать полностью ориентироваться на I себя, воспринимая любые события, так что их чув- j ства и мысли будут отличаться “самовлюбленностью”. Они будут рассматривать все только в субъективных терминах. Те, кто застрял во второй позиции, склонны полностью ориентироваться на других в своих мнениях и могут выполнять роли спасателей и воспитателей, не заботясь о себе. Люди, застрявшие в третьей позиции, могут принимать историчес-1 кую, культурную или иную подобную точку зрения и при этом так сильно диссоциироваться от своего тела и эмоций, что будут больше похожи на роботов, j чем на людей (поза “компьютера” по
    Сатир, см. гла-1 ву 12).
    Мы можем не только застрять в одной позиции, " но и испытывать рассогласование между этими позициями восприятия. Проблемы могут возникнуть также из-за того, что разные части нас самих реаги-руютс различных позиций восприятия. Когда такое случается, это заканчивается тем, что мы начинаем работать против самих себя. Выравнивание позиций восприятия во всех репрезентативных системах приводит к внутренней конгруэнтности и к увеличению личных возможностей. Эта процедура также позволяет нам разрешать внутренние конфликты и достигать внутреннего выравнивания.
    Выравнивание - достижение внутренней конгруэнтности человека.
    Глава .3 • Позиции восприятия
    57
    Используйте описанный ниже паттерн тройного описания, когда у вас или у другого человека отсутствует полная осведомленность о конкретной проблеме или точка зрения на нее.
    Последовательно примите все три позиции для увеличения гибкости мышления и расширения палитры чувств. Это может по-настоящему обогатить ваше восприятие и поведение в ситуациях, связанных с разрешением конфликта, посредничеством, воздействием на других людей, личной гибкостью и т. д. Данная техника позволяет нам более широко смотреть на проблемные ситуации и получать о них больше информации.
    Паттерн
    1. Определите целевую информацию. Определите ограничение, проблему или ситуацию, которые вы (или другой человек) считаете тупиковыми.
    “Опишите, пожалуйста, ситуацию, в которой вы хотели бы быть более конгруэнтным”.
    2. Определите визуальные, аудиальные и кинестетические факторы в каждой позиции восприятия.
    А. Визуальные. Что и как вы видите в данной ситуации? На какой позиции восприятия вы на- ходитесь? Если вы имеете больше одной “концептуальной части себя” или сущности, соот- ветствующей одному и тому же предмету, проверьте, какую позицию восприятия использует каждая такая часть. Видят ли некоторые части ситуацию с позиции наблюдателя или, глазами

    52 другого человека? Определите позицию каждой части. Укажите (внутренне или внешне), где они находятся. Кажутся ли некоторые части расположенными ближе к ситуации, чем другие? Как каждая ваша часть видит ситуацию? Что в действительности видит каждая часть? Какие между ними различия?
    Части - метафора, приписывающая ответственность за поведение различным аспектам психики; данные аспекты могут рассматриваться как субличности, которые ведут “собственную жизнь”; когда они имеют различные намерения, мы можем испытывать внутриличностный конфликт и ощущение неконгруэнтности.
    Б. Аудиальные. Какие звуки и слова вы слышите в данной ситуации? С какой позиции восприятия вы их слышите? Если с ситуацией связаны две части вас или более, что говорит каждая из этих частей? Прислушайтесь к местоимениям, которые использует каждая часть. Часть в по- зиции наблюдателя будет иметь нейтральный голос и использовать местоимения “он” и “она”.
    Голос “другого” обычно будет использовать местоимение “вы” и более оценивающий тон. Голос
    “я” будет использовать слова “я” и “меня”. Где именно в своем теле вы слышите каждую вашу часть? (Расположение голоса сбоку часто указывает на “другого” или наблюдателя; голос “я” обычно исходит из области голосовых связок.)
    В. Кинестетические. Что вы чувствуете в данной ситуации? С какой позиции восприятия? Если присутствует несколько частей вашей личности, где вы ощущаете каждую часть в своем теле?
    Какие эмоции испытывает каждая часть? Имеются ли какие-нибудь нейтральные части, как если бы вы только наблюдали за жизнью, а не жили сами?
    3. Произведите выравнивание позиций восприятия во всех репрезентативных системах. Для выравнивания наблюдателя (третья позиция) проведите визуально-аудиально-кинестетическое тестирование.
    A. Визуальное выравнивание. Спросите часть, занимающую позицию наблюдателя: “Не сооб- щите ли вы мне информацию, которую собрали для "я"?” Продолжайте диалог, пока “я” и
    “другой” не будут иметь одинаковые точки зрения на ситуацию.
    Б. Аудиальное выравнивание. Спросите часть, занимающую позицию наблюдателя: “Не измените ли вы свои местоимения так, чтобы поддерживать "я" посредством использования "я", "он" или "она"?”. Используйте, пожалуйста, тон голоса “я”.
    B. Кинестетическое выравнивание. Спросите часть, занимающую позицию наблюдателя: “Не сдвинете ли вы свои ощущения так, чтобы они были согласованными с ощущениями "я"”. Переместите ощущения в то место, где содержатся ощущения “я”.
    4. Произведите выравнивание “я” в терминах позиций восприятия VAK. “Убедитесь в том, что вы смотрите со своей позиции и своими собственными глазами. Убедитесь в том, что ваш голос исхо- дит из ваших собственных голосовых связок и что вы используете местоимение "я". Убедитесь в том, что все ощущения исходят из "я" и отражают ресурсные состояния”.
    5. Произведите еще одно выравнивание (второй позиции) тем же образом. “Пожалуйста, отре-
    58
    Часть 1 • Модель и методы НЛП гулируйте свое восприятие так, чтобы оно соответствовало позиции "я"”. Переместите “другого” на место, занимаемое “я”. Переместите, пожалуйста, голос, который вы слышите, в область голосовых связок, и пусть он является репрезентацией “я”, принося с собой в позицию “я” всю полезную информацию. Произведите выравнивание чувств “другого” и “я”. Объедините чувства так, чтобы “я” стало более гибким и ресурсным.

    6. Выполните экологическую проверку. Все ли стороны ощущают, что они прошли выравнивание и находятся в состоянии гармонии?
    7. Подстройка к будущему. Осознайте новые возможности поведения. “Опишите новые способно- сти и формы поведения, которые теперь стали доступными. Вы можете увидеть свои будущие действия, связанные с тем, что "я" стало более ярким и гибким”. Если ваша часть, стоящая на позиции “другого” протестует против интеграции, вы можете потребовать, чтобы эта часть возвратилась к той личности, которой принадлежат данные мысли и чувства.
    Вопросы для размышления
    1. Не обращаясь к своим записям, перечислите пять позиций восприятия и опишите их.
    2. Какую позицию вы предпочитаете настолько, что склонны использовать ее в качестве позиции


    53 по умолчанию?
    3. Какая позиция восприятия ощущается вами как наиболее неудобная?

    4. Есть ли у вас позиции восприятия, в которых вы можете “застрять”?
    5. Какая методика поможет вам (или кому-нибудь другому) развить большую гибкость осознания позиций восприятия?
    Базовые пресуппозиции НЛП и использование ресурсных состояний
    Размышления о теории
    Что можно узнать из этой главы:
    Теоретические основы модели НЛП
    Базовые пресуппозиции, дающие новые возможности
    Важнейшие различия между “картой” и “территорией”
    Подход НЛП к коммуникации
    Важность гибкости
    Как принять позитивную установку
    60
    Удержание контекста в сознании
    Чтобы выяснить истинное значение предмета, мы должны удерживать предмет в контексте.
    Понятие “контекст” берет начало в психотерапии, теории семейных систем, гештальт-психологии, концепции фигуры и фона, компьютерных науках и т. д. Оно имеет непосредственное отношение к коммуникации и структуре мастерства в различных видах деятельности человека. Если игнорировать контекст или рассматривать предмет на основе другого контекста или критерия, вы неизбежно придете к неправильному пониманию, излишним и неверным суждениям, к утрате определенных ресурсов, которые могли бы использовать для улучшения качества жизни.
    Контекст НЛП связан с получением доступа к установкам, состоянию и навыкам, необходимым для осмысления и осуществления успешной коммуникации и изменений личности. По существу, в
    НЛП речь идет о том, как работают процессы, а не об источнике или происхождении этих ресурсов. Контекст НЛП отделен от теории, морали (оценок “правильности” и “неправильности”) и толкований, так как фокусируется на том, что работает и как мы можем это смоделировать.
    В психотерапевтическом плане НЛП направлено на обнаружение реальных методов изменения слабых, ограниченных, неверных и болезненных точек зрения, которые лежат в основе дезадаптивного поведения людей. Таким образом, НЛП берется за изменение значений, которые ограничивают способности людей и являются причиной их страданий. Не задавая конкретных значений, НЛП предлагает эффективные методы их изменения, а также изменения восприятия, точки зрения и т. д.
    Принимая эпистемологию общей семантики, НЛП согласуется с когнитивно-бихевиористским по- ложением, которое гласит, что при рассмотрении предметов внутри психологии человека само мышление играет центральную роль. Таким образом, самое важное - это способ, которым мы составляем нашу внутреннюю карту об имеющейся территории.
    НЛП также работает в контексте ресурсов. Данный контекст предполагает, что для осуществления позитивных изменений и моделирования мастерства, человеку необходима твердая уверенность в том, что такие изменения возможны. Это подразумевает наличие достаточного количества ресурсов для воздействия на человека. В НЛП мы, как правило, получаем доступ к любопытству, гибкости, ощущению возможности, желанию изменений и т. д. При этом не
    * Выражаем особую благодарность Томми Белку,
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33


    написать администратору сайта