Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Почему мы говорим, что метамодель функционирует как “суть магии” Как она это делает

  • 4. Как вы объясните метамодель, если кто-нибудь попросит вас об этом

  • 7. Какие дополнительные отличительные признаки, опираясь на работы Кожибски, добавил в метамодель Майкл Холл

  • [SW.BAND] НЛП-ПРАКТИК_полный_сертификационный_курс.. Другие инструменты редактирования Вопросы для размышления


    Скачать 5.6 Mb.
    НазваниеДругие инструменты редактирования Вопросы для размышления
    Дата11.12.2022
    Размер5.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[SW.BAND] НЛП-ПРАКТИК_полный_сертификационный_курс..pdf
    ТипДокументы
    #839270
    страница14 из 33
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   33
    • Насколько сильно метамодель зависит от трансформационной грамматики?
    • В какой степени метамодель нуждается в формате глубинной и поверхностной структур транс- формационной грамматики?
    При разработке метамодели Бэндлер и Гриндер, несомненно, опирались на трансформационную грамматику, главным образом, из-за ее терминологии. Из этой области они позаимствовали и стали использовать такие термины, как “модальные операторы”, “номинализации”, “универсалии” и т. д.
    Достаточно интересно, что во время разработки модели Бэндлер и Гриндер (и особенно их первоначальные сторонники) все дальше и дальше уходили от способа использования этих терминов в трансформационной грамматике. Фактически, никто из последующих авторов даже не привел в своей книге приложение по трансформационной грамматике и никто из тренеров НЛП не посвятил сколько-нибудь значительного времени изучению трансформационной грамматики как таковой.
    Некоторые из тех же видов путаницы, которые привели Хомского к отказу от использования “глу- бинной структуры” в лингвистике, произошли и в области НЛП. Они связаны с использованием слова “глубинный” для обозначения более важного “смысла” в некоторых книгах по НЛП. Это также подчеркнуло то, от чего зависит метамодель, а именно систему логических уровней.
    Неудивительно, что Альфред Кожибски (Korzyb-ski, 1933, 1994) предложил именно систему логических уровней в своей модели “уровней абстракции”. Он построил ее, опираясь на исследования нервных процессов, и эта модель связана с тем фактом, что нервная система сначала абстрагируется на уровне чувствительных рецепторов, трансформируя энергетические проявления мира в форму нервных импульсов. Но на этом нервная система не останавливается.
    Затем она еще раз абстрагируется от возбуждения клеток в рецепторных окончаниях при трансформации и преобразовании этих форм “информации” в биоэлектрические импульсы, которые поступают в центральную нервную систему и мозг. Затем она абстрагируется от этих продуктов при передаче импульсов с использованием различных нейротранс-миттеров и т. д.
    Метамодель предполагает именно такой вид уровней абстракции. То, что мы говорим в поверхностных выражениях, берет начало от “абстрагирования”, резюмирования, синтезирования и т. д., происходящих на более низком уровне. В этом смысле метамодель не вступает в “брак” с трансформационной грамматикой - она имеет с ней только деловые отношения. Метамодель приняла только язык лингвистики и идею об уровнях обработки информации.
    Сегодня в когнитивной грамматике мы видим новые достижения, которые на самом деле соответствуют модели репрезентаций, логических уровней, фреймов и контекстов НЛП лучше, чем трансформационная грамматика. В своей работе “Образ, метафора и понятие” Лангакер
    (Langacker, 1991) говорит о внутренней репрезентации информации/языка в терминах
    “ментальных образов”, метафор и концептуальных категорий или доменов. Более полная ин- формация на эту тему представлена в книге Майкла Холла (Hall, 1998) “Секреты магии”.
    Вопросы для размышления

    1. Почему мы говорим, что метамодель функционирует как “суть магии”? Как она это делает?
    2. Не возвращаясь к вышеизложенному материалу, составьте список тринадцати лингвистических признаков метамодели.
    3. Где Бэндлер и Гриндер обнаружили источники метамодели? Назовите факторы, оказавшие вли- яние на метамодель.

    4. Как вы объясните метамодель, если кто-нибудь попросит вас об этом?
    5. Назовите три процесса моделирования или отображения.
    6. Опишите “проверку при помощи тачки”, которую мы используем в случае номинализации.

    7. Какие дополнительные отличительные признаки, опираясь на работы Кожибски, добавил в метамодель Майкл Холл?
    Гипноз. Часть I

    124
    Ошибки в понимании природы так называемого “гипноза”
    Использование языка для создания нейролингвистических
    “реальностей”
    Что можно узнать из этой главы:
    • Что на самом деле означает “гипноз”
    • Основные принципы гипноза
    • Некоторые повседневныетрансовые состояния
    • Как получать доступ к гипнотическим состояниям и осуществлять их якорение
    • Использование гипноза для придания сил
    134
    Часть 2 • Модель языка в НЛП
    Гипнотизер гипнотизирует... произнося ва. Невероятно, не так ли? сло-
    Ранее мы говорили о том, что “гипноз” является формой коммуникации и состоянием, возникающим в результате определенного способа обработки языка. Что мы под этим понимаем?
    В этой главе мы определим этот термин и рассмотрим данный феномен.
    Определение гипноза
    Что мы получим, когда, в конце концов, выясним, что же делает гипнотизер? Какой способ использует гипнотизер для воздействия на сознание и эмоции, тело и нервную систему людей, участвующих в этом процессе? Он просто произносит слова. Подумайте об этом. Гипнотизер гипнотизирует... произнося слова. Невероятно, не так ли? “Просто произнося слова*. Как же это работает? Как может “гипнотизиро-вать” произнесение слов?
    Если дать более формальное определение, то “гипноз” буквально означает “сон” и подразумевает
    “состояние сна по отношению к окружающему миру”, вызванное тем, что человек полностью сфокусировался на чем-то в своем внутреннем мире. Он внутренне сфокусировался на некотором воспоминании, чувстве, человеке, некоторой идее, мысли, репрезентации и т. д. Однако это определение недостаточно, и оно привело к неверному пониманию гипноза. Оно верно только в следующем смысле: кому-то, наблюдающему за человеком в состоянии гипноза со стороны, часто кажется, что человек находится в определенном состоянии сна. Кажется, что человек находится в трансе, - это означает, что он как бы отсутствует, находится где-то в другом месте, потерялся в своих мыслях. Когда это случается в повседневной жизни, мы помахиваем рукой перед лицом такого человека и говорим: “Алло? Есть кто-нибудь дома? Земля вызывает Джона!”
    Если дать более формальное определение, то “гипноз” буквально означает “сон” и подразумевает
    “состояние сна по отношению к окружающему миру”, вызванное тем, что человек полностью сфокусировался на чем-то в своем внутреннем мире.
    Но это только частично описывает гипнотическое состояние. Когда человек предпринимает внутреннее путешествие в свои мысли и “отбрасывает” внешние стимулы (“гипнотическое” переживание), то внутри, в своих ощущениях и чувствах, он кажется себе обладающим более ясным сознанием, более энергичным и более контролирующим себя, чем когда бы то ни было.
    Возможно, слово “транс” более уместно. Оно говорит о переходе (transition), который мы совершаем из одного состояния сознания в другое. Профессиональные коммуникаторы, психологи и гипнотизеры различают множество видов психических состояний, которые мы иногда называем “гипнотическими”. Например, рассмотрим “дорожный транс”. Я (М. X.) всегда вхожу в транс, когда веду машину на протяжении 430 миль по шоссе 70 штата Канзас. Я никогда не могу оставаться достаточно внимательным, сохранять состояние сенсорной остроты
    (“аптайм”), чтобы не “погрузиться внутрь себя” и не посетить более интересные места в своем сознании.
    “Аптайм” - состояние, в котором внимание и чувства направлены вовне, к непосредственному окружению; все сенсорные каналы открыты.
    Перед тем как продолжить, мы просим вас отложить в сторону все ассоциации, определения и переживания, связанные с этими терминами. Возможно, эти термины заякорены у вас к таким вещам, как оккультизм, манипуляции сознанием, наркотические путешествия, сценические эффекты и т. д. Такие вводящие в заблуждение связи будут только поддерживать ваше незнание истинного значения “гипноза” как формы коммуникации и человеческого осознания.
    Значения, которыми мы наделяем эти термины в НЛП, и их использование нами не имеют ничего

    125 об-щего с данными видами распространенных представ-лений. Если вам нравится использовать более комфортный повседневный язык при разговоре об этих понятиях, вы можете использовать в качестве замены одно из следующих выражений: “рассеянное внимание”, “мечтания”, “состояние перед засыпанием или пробуждением”, “глубокие раздумья” или “сосредоточенность на внутреннем мире”.
    В НЛП мы не используем формальные методы гипнотической индукции. Вместо этого мы нефор- мально используем процессы естественного трансдеривационного поиска (см. главу 13), происходящие тогда, когда разум человека осмысливает язык. Это означает, что разум слушателя всегда и неизбежно г
    Глава 9 • Гипноз. Часть I
    135
    “уходит внутрь себя” и использует хранимую логику (знания, воспоминания о событиях и переживания) для наделения объектов значениями. В этом смысле гипноз не противопоставляется рассудку или произвольному контролю. На самом деле он позволяет получить к ним доступ!
    Какова ценность всего этого? Как только мы понимаем истинную природу гипнотического транса, мы начинаем осознавать, что люди естественно используют его деструктивным образом для создания проблем. Когда человек, подчиняясь своим влечениям, поступает вопреки собственным ценностям, мы говорим, что он “не думает”, “выглядит одержимым”, “не контролирует себя”,
    “сошел с ума”. Иначе говоря, значительная часть нашей работы с “трансом” и “гипнозом” будет состоять в выведении людей (в том числе и самих себя!) из старых состояний транса, то есть в дегипнотизировании!
    С точки зрения медицины, гипнотический транс наблюдается при тета-уровне сна, когда в нашем мозге вместо химического нейротрансмиттера нор-адреналина доминирует ацетилхолин. При этом мы склонны уделять большее внимание не сенсорным стимулам окружающей среды, а внутренней информации, находящейся в хранимых в мозге паттернах, таких как воспоминания.
    Многие люди указывают на то, что при этом их визуальные образы становятся более яркими, и что у них снижается способность управлять собственным вниманием; большинство людей обычно отмечают это во время сна.
    С точки зрения медицины, гипнотический транс наблюдается при тета-уровне сна, когда в нашем мозге вместо химического нейро-трансмиттера норадреналина доминирует ацетилхолин.
    Результаты недавних исследований по осуществлению контроля над сновидениями и вызова осо- знанных сновидений, а также антропологические исследования культур, придающих большое значение сновидениям, наводят на мысль о том, что субъективное ощущение меньшей способности управления вниманием может указывать просто на отсутствие тренировки, а не являться некоторой врожденной чертой. Очевидно, что люди могут неправильно использовать любую действенную модель, догадку и технологию (человеческую или механическую). Тем не менее, само по себе неправильное употребление чего-либо не является аргументом против правильного употребления.
    Определив гипноз как переживание транса, нам следует отказаться от того, что мы видим о гипнозе по телевизору и в кинофильмах, и сказать, что это совсем не соответствует действительности.
    Истории об “управлении сознанием” или о том, что людей принуждают поступать против своей воли, могут изрядно напугать. Но все это не является правдивой информацией о гипнозе. Это стоит в одном ряду с космическим кораблем “Энтерпрайз”, летящим со скоростью Warp-lили
    Warp-9, превосходящей скорость света. Чистая научная фантастика!
    Мы не можем заставить людей при помощи гипноза делать то, что нарушает их моральные принципы или ценности.
    Мы можем сказать то же самое о “гипнозе на сцене” - шоу в чистом виде. Более того, существует огромное количество различных приемов, облегчающих подобное психологическое и визуальное жонглирование, создающее иллюзии и неправильное восприятие. Правда о том, что можно и что нельзя сделать при помощи гипноза, сводится к следующему: мы не можем заставить людей при помощи гипноза делать то, что нарушает их моральные принципы или ценности. Просто гипноз не работает таким образом! В последние годы в научных экспериментах по гипнозу предпринимались попытки обнаружить ' пределы внушаемости и гипнотического “управления”.
    Результаты указывают на то, что гипноз не подавляет сознание человека. Милтон Эриксон однаж-

    126 ды сделал комментарий, что если бы мы могли управлять людьми при помощи гипноза, существовало бы намного меньше больных и невротичных людей! Вы не можете заставить их сделать что-либо против их собственной воли - даже измениться к лучшему! Гипноз просто позволяет нам сфокусироваться на чем-либо важном и исключить неважное.
    Что можно делать при помощи “гипноза”? Чем он ценен? Главным образом, мы можем использовать различные состояния транса для активизации наших врожденных сил сознания и тела. Поскольку данное переживание может облегчить концентрацию ума (фактически, это основная характеристика гипнотического состояния), мы можем использовать этот высокий уровень внутренней фокусировки и концентрации для активизации собственных ресурсов. Гипноз просто описывает глубокое медитативное состояние, в котором все наше сознание фокусируется на чем-то одном. Он функционирует как состояние, в котором человек может сказать: “Это именно то, что...”. В качестве примера можно вспомнить, как спортсмены психологически подготавливают себя перед соревнованием.
    136
    Часть 2 • Модель языка в НЛП
    Используя врожденный потенциал, мы можем получать доступ к целебным силам организма, замедлять дыхание, уменьшать частоту сердечных сокращений, замедлять кровотечение, уменьшать боль и делать многое другое, что обычно (в нормальном состоянии бодрствования) мы делать не можем. В этом нет ничего мистического или магического. Это просто один из способов существования людей как “поразительных и удивительных созданий”.
    Итак, “гипноз” - это естественное состояние сознания, происходящее ежедневно с каждым челове- ком. Когда сознание перестает видеть, слышать и ощущать го, что в данный момент находится во внешней среде, мы “входим в транс” и уходим в некоторое внутреннее состояние. Мы можем
    “глубоко задуматься”, сконцентрироваться на чем-то важном, просто расслабить собственное сознание, медитировать, молиться, “не думать ни о чем конкретном”, мечтать и т. д. Мы можем уйти внутрь сознания для создания образа того, что хотим совершить когда-либо в будущем.
    Тот факт, что мы редко оцениваем такие состояния как “гипнотические”, мешает нам заметить регулярность и повсеместность такого переживания. Это также мешает нам заметить, как просто и быстро мы входим в измененные состояния и выходим из них.
    Утверждение, что в состоянии гипноза кто-то другой “контролирует” ваше сознание, ошибочно.
    Ничто не находится так далеко от правды. На самом деле имеет место противоположное. Многие люди, впервые испытавшие состояние транса, не оценивают его как гипноз именно по этой причине. “Я помню все, что думал и чувствовал”. “Я чувствовал себя таким сосредоточенным и так сильно контролирующим свои переживания”. Здоровое и правильное использование гипноза позволяет человеку чувствовать больший контроль над собой, а не меньший.
    Здоровое и правильное использование гипноза позволяет человеку чувствовать больший контроль над собой, а не меньший.
    В состоянии гипноза вы всегда можете сопротивляться. Вы можете сопротивляться так же сильно, как и в состоянии бодрствования. Вы можете сопротивляться вхождению в состояние гипноза. Вы также можете сопротивляться любым неприемлемым для вас инструкциям или внушениям.
    Фактически, люди всегда в конечном счете обнаруживают, что когда что-то оказывается неприемлемым для них, это приводит к разрушению гипнотического состояния и “выходу” из него.
    Этот выход из состояния, это прерывание состояния также объясняет, почему большая часть повседневной коммуникации гипнотического характера имеет очень плохое качество. При такой коммуникации плохо осуществляется подстройка к реальности человека и плохо поддерживается гипнотическое состояние. Именно это учится делать хороший гипнотизер. В повседневной гипнотической коммуникации адресаты получают смесь слов, соответствующих и не соответствующих им. Люди выходят из такого состояния, если мы все время отсоединяемся от их внутренней реальности ценностей, убеждений, моральных принципов и т. д.
    Гипнотическое состояние - это мощное средство, позволяющее нам получить доступ к состояниям большей чувствительности и восприимчивости, поэтому оно позволяет нам управлять сознанием.
    Почему это важно? Посредством доступа к комфортному, расслабленному состоянию и перехода в состояние, более восприимчивое к идеям и внушению, гипноз делает нас открытыми для новых знаний и формулировок. Мы ощущаем себя более восприимчивыми к идеям, необходимым для реализации наших программ. Это позволяет нам преодолеть собственные защитные реакции,

    127 барьеры и ограничения! Таким образом, это позволяет нам запрограммировать идеи, утверждения и даже убеждения, которые мы хотим встроить. Нам нравится думать об этом просто как об еще одном инструменте, позволяющем обновить сознание и изменить, таким образом, “личность”.
    Гипноз делает нас открытыми для новыхзна-ний и формулировок.
    Доктор Эрнест Росси (Rossi, 1988) писал:
    “Человек, находящийся в состоянии гипноза, остается тем же человеком Его поведение в со- стоянии транса изменяется, но даже при этом оно берет начало в жизненном опыте пациента а не психотерапевта. Самое большее, психотерапевт может повлиять только на способ самовыражения.
    Наведение и поддержание транса позволяет получить особое психическое состояние, в котором пациенты могут реассоциировать и реорганизовать свои внутренние психологические трудности и использовать собственные способ-ности такимспособом.который согласуетсясих опытом. Гипноз не изменяет ни людей, ниихпро-шлую жизнь. Он позволяет людям больше узнать о себе и более адекватно выражать себя”.
    Глава-9 •.Гипноз. Часть I
    137
    Итак, значение слова “гипноз” касается “подобного сну состояния” глубокого, сильного внутреннего фокусирования, создаваемого, главным образом, при помощи наводящих транс слов.
    Эти слова посылают нас “внутрь себя”, так что мы осуществляем транс-деривационный поиск значения. Таким образом, сила слов в конечном счете происходит из нашей атрибуции значений.
    Мы делаем это, “заходя” в нашу внутреннюю “библиотеку ссылок”, построенную нами за годы в своих файлах “памяти”, в которых мы закодировали наши ценности, убеждения, представления и т. д. Все это просто описывает одну из внутренних способностей человека, позволяющую осуществлять атрибуцию значений объектам и иметь внутренний мир, а также является признаком наличия в нас “души”.
    Сознание и подсознание
    Многое в НЛП, и особенно процессы на линии времени, требует, чтобы мы обладали практическим знанием о своих “частях” и о той части разума, которую мы называем
    “подсознанием”. (Опять-таки, помните, что это является всего лишь способом обсуждения процессов и явлений - “картой”, а не “территорией”!)
    Иногда мы используем термин “части” для ссылки на нежелательные и неконтролируемые виды поведения и на особенности нервной системы, лежащие в основе таких видов поведения. Такие
    “части” личности являются результатом, в основном, значительных эмоциональных болезненных переживаний. Ка-кое отношение это имеет к подсознанию? Прежде чем продолжить, мы хотим обсудить, как это связано с процессом вхождения в “транс”. Не трактуйте эти понятия
    (“сознание”, “подсознание”, “транс”, “гипноз”) буквально или как нечто материальное. Мы используем их, потому что находим их полезными - так же как мы находим полезным говорить о том, что солнце “всходит” и “заходит”. Мы используем эти слова осторожно! Эпоха
    Средневековья закончилась - мы не покупаем птолемееву модель вселенной, - однако мы продолжаем говорить, что солнце всходит и заходит. Мы делаем это ради удобства. С точки зрения “людей, находящихся на планете”, эти термины работают. То же и с остальными терми- нами.
    “Сознание” определяется в словаре как “осведомленность о собственном существовании и существовании окружения”. Это соответствует тому, как мы употребляем данное слово. Мы используем слово “сознание” для обозначения осведомленности о внутренних или внешних стимулах. В нервную систему человека поступает приблизительно два миллиона бит информации в секунду. Для поддержания здравого ума наш разум отфильтровывает большинство этих стимулов. Миллер (Miller, 1956) обнаружил, что мы, как правило, можем иметь дело только с семью плюс/минус двумя битами информации за раз.
    Чтобы проиллюстрировать процесс фильтрации ббльшей части информации, предлагаем вам обратить внимание на то, что мгновение назад вы опустили осведомленность о своем большом пальце правой ноги, левом верхнем клыке и т. д. Это указывает на различие между тем, о чем мы можем сознательно поддерживать осведомленность, и тем, насколько больше информации находится в нашем подсознании.
    Представьте себе ваш разум как комнату. Фонарик в этой темной комнате высвечивает ту часть, которую вы переживаете как “сознание”. Когда вы светите на предметы в этой комнате, вы видите содержимое комнаты и получаете информацию о нем - также и в случае сознательной

    128 осведомленности. В каждый момент мы видим только небольшую часть того, что знаем. Мы описываем наше сознание как тот естественный процесс нейронных взаимодействий, посредством которого мы можем видеть, слышать, знать и, следовательно, выбирать. Очевидно, что слова
    “сознание” и “подсознание” являются всего лишь метафорами. Мы не можем определить их расположение в мозге. Эти слова позволяют нам говорить о функциях мозга, но не о реальных сущностях. Карта никогда не равна территории!
    Сознание в НЛП понимают как уровень осведомленности, который мы кодируем при помощи репрезентативной системы. Элемент в памяти представлен в виде комбинации картин, звуков, тактильных ощущений, вкусов, запахов и слов. Когда интенсивность сигнала или стимула выше определенного порога, репрезентации перемещаются в сознание. Когда внешний или внутренний стимул стимулирует воспоминание, оно становится осознанным в некоторой модальности.
    Взаимодействие между интенсивностью внешнего стимула и состоянием нервной системы определяет, станет репрезентация сознательной или нет. Следовательно, мы полагаем, что наша основная репрезентативная система будет посылать наиболее сильные сигналы. Поэтому наше сознание будет представлено, прежде всего, в основной репрезентативной системе (Dilts, 1983).
    Неосознанное поведение вызывается в конкретной репрезентативной системе стимулом низкой интенсивности. Такая репрезентация будет осуществлять-
    138
    Часть 2 • Модель языка в НЛП ся при помощи одной из менее развитых репрезентативных систем. Человек не будет осведомлен о стимуле. Таким образом, значительная (если не наибольшая) часть нашего поведения не осознается. Мы дышим, движемся, вспоминаем, рассуждаем и т. д. неосознанно. Обычно мы осведомлены только о содержании идеи, но не обо всех внутренних процессах, которые делают ее возможной. Это подобно изображению на экране телевизора или на мониторе компьютера - мы видим только внешний конечный ре-эультат, но не процессы.
    Неосознанное поведение вызывается в конкретной репрезентативной системе стимулом низкой интенсивности.
    Возможно, для того чтобы знание стало автоматическим и воспринималось как часть нас самих, мы должны неоднократно обработать эту новую информацию в сознании. При обучении вождению автомобиля мы сознательно учимся пользоваться рычагом передач, педалями газа, тормоза, рулем и т. д., пока не сможем вести автомобиль, не думая об этом (!). Новое знание становится “вторым "я"”,“интуитивным” или “неосознанным”. В НЛП мы описываем это как перемещение знания из основной репрезентативной системы в неосновную. Когда нам нужно вести автомобиль, поведение “включается” само. У нас нет необходимости сознательно запускать программу “вождения автомобиля”. Мы можем занять сознание чем-нибудь другим! При этом наши реакции осуществляются автоматически. Это происходит на неосознанном уровне.
    Удивительно, не так ли? Разве при управлении автомобилем вы помните о том, как водить автомобиль? Нет. Ваша “программа” вождения располагается в какой-то неосознаваемой части ва- шей психики. (И кто-то говорит, что это - результат эволюции? Мы так не думаем.)
    Наше подсознание (неосознаваемая часть психики) имеет дело с тем огромным объемом информа- ции, который располагается вне осведомленности. Нейрофизиологи стимулировали мозг человека при помощи электродов и установили, что люди при этом не ощущают боли, потому что мозг не имеет болевых рецепторов. Пациент может оставаться в сознании во время такого исследования.
    Во время подобных экспериментов люди отмечают воспоминания о событиях своего детства.
    Описывая эти воспоминания, они могут даже имитировать голос ребенка. Люди хранят их в некоторой неосознаваемой части мозга, а стимуляция активирует воспоминания и переносит их в сознание.
    Такие эксперименты информируют нас о том, что наше сознание записывает очень многое из происходящего, а также наши эмоциональные реакции. Нейрофизиологи и когнитивные психологи предполагают, что мозг записывает главным образом те события, которые происходят, когда мы находимся в напряженном эмоциональном состоянии.
    ------------------------------------------------------------
    Подсознание - все, что не осознается в данный момент.
    Используя термин “подсознание”, мы имеем в виду “не сознательное”. Можем ли мы развить осо- знание - это другой вопрос. Некоторые аспекты работы мозга, по-видимому, полностью недоступны нам. Другие аспекты нам доступны, если мы ищем и развиваем навыки такого

    129 доступа.
    Зигмунд Фрейд использовал этот термин и вложил в него многие ложные идеи. Он трактовал под- сознание как “ид”. По Фрейду, “ид” содержит наши сексуальные желания и примитивные потребности в агрессии, соперничестве, насилии и т. д. Он также был убежден в том, что эти потребности лежат вне нашего контроля (не слишком полезное убеждение!). Из-за того, что он наделил этот термин таким значением, он стигматизировал само понятие “подсознание” - он сделал его тем, чего стоит бояться, опасаться и избегать. В НЛП это не так. Мы считаем неосо- знаваемый аспект психики одной из способностей человека и, следовательно, другом, а не врагом.
    Было бы более точным описывать этот феномен как “отличное от сознательного”, просто указывая на то, что мы не осознаем его.
    В НЛП мы считаем неосознаваемый аспект психики одной из способностей человека и, следовательно, другом, а не врагом.
    Учитывая это, можно утверждать, что ббльшая часть нашего опыта лежит вне сознательной осведомленности. Осознанная часть (содержание) коммуни-кации - это лишь часть всего сообщения. Когда мы пытаемся осуществлять коммуникацию только посредством осознанных процессов, коммуникативная способность снижается. В этой “не основанной на сознании” модели разума мы рассматриваем наше сознание как дар подсознания. Ну а раз. так, то сознание работает лучше всего тогда, когда обладает всеми ресурсами подсознания.
    Глава 9 • Гипноз. Часть I
    139
    Мы обнаружили, что на вопрос “Что вы хотите?” клиент часто дает быстрый ответ. Затем, в ходе дальнейшего исследования, клиент понимает, что на самом деле он этого не хочет. Он хотел это в своем сознании (возможно, он думал, что ему “следует” хотеть это), но позднее, когда он узнал о некоторых своих менее осознанных ценностях и убеждениях, он обнаружил свои истинные желания. При этом его подсознание предоставляет ему больше правды (о нем самом), чем сознание.
    Это не должно быть для нас сюрпризом. Как-никак, наше подсознание заботится о нас. Мы, несомненно, не управляем сердцем, легкими, почками, железами, иммунной системой и т. д. сознательно. У нас есть две нервные системы — центральная и автономная, и функция автономной нервной системы заключается в поддержании дыхания, сна, бодрствования, движения, мышления и т. д. Психотерапевт будет пытаться вызвать различные долговременные устойчивые изменения именно на этих неосознаваемых уровнях.
    Измененные состояния и транс
    Учитывая, что в нашем подсознании имеются огромные запасы знаний и опыта, мы должны на- учиться пользоваться этими запасами. К сожалению, многиелюди оставляют их почти нетронутыми. Большая часть нашего поведения неосознанна, поэтому мы думаем (ошибочно), что не можем повлиять на него, и просто позволяем ему происходить. Это проявляется в том, как мы говорим о себе. Мы делаем что-либо, а затем сожалеем об этом. При этом мы говорим: “Я ничего не мог поделать. Так получилось! Я чувствовал, как будто что-то управляло мной”. Слишком часто мы используем это как оправдание того, что мы не смогли справиться с проблемой. Не зная источника проблемы, ее истинной природы и того, как добраться до ее начала, мы, по-видимому, не сможем эффективно решить ее.
    Хорошо, дайте нам паттерны!

    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   33


    написать администратору сайта