Главная страница
Навигация по странице:

  • A. В каких ресурсах нуждались вы, будучи моложе

  • • Обеспечивает ли новый ресурс лучший исход • Улучшает ли это жизнь • Дает ли это вам “карту”, более удобную в применении

  • Взгляните на цвет. Взгляните на размер. Что произнес бы этот образ, если бы заговорил с вами

  • 7. Сомневаетесь ли вы в том, что становитесь именно таким, каким вам хотелось бы быть

  • [SW.BAND] НЛП-ПРАКТИК_полный_сертификационный_курс.. Другие инструменты редактирования Вопросы для размышления


    Скачать 5.6 Mb.
    НазваниеДругие инструменты редактирования Вопросы для размышления
    Дата11.12.2022
    Размер5.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[SW.BAND] НЛП-ПРАКТИК_полный_сертификационный_курс..pdf
    ТипДокументы
    #839270
    страница22 из 33
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   33
    A. Как, на ваш взгляд, они порождают “проблему”?
    Б. Какая возникает эмоция, когда вы погружаетесь в это воспоминание? Что она означает?
    B. Выйдите из проблемного состояния.
    2. Займите позицию наблюдателя в этом переживании (метасостояние).
    A. Перемещайтесь по вашей линии времени (дис-социированно) - вернитесь к событию, поро- дившему проблему, и наблюдайте проблему с метагюзиции.
    Б. Рассмотрите, как вы, более молодой, переживаете это конкретное событие.
    B. Если у вас трудности с диссоциацией, поставьте воображаемую ширму (например, из плек- сигласа) на метауровне между “собой” диссоциированным и “собой” внутри этого события.
    3. Соберите данные с позиции наблюдателя (метасостояния).

    A. В каких ресурсах нуждались вы, будучи моложе?
    Б. В каких ресурсах нуждались другие участники события?
    B. Определите необходимые ресурсы.
    4. Вернитесь в настоящее и получите доступ к ресурсам.
    А. Получите доступ к каждому из необходимых ресурсов и заякорите их.
    Б. Усильте и проверьте якоря для ресурсов.
    5. С позиции наблюдателя переместите ресурсы (метасостояние).
    A. Предоставьте себе, более молодому, все необходимые ресурсы и позвольте событию разворачиваться с их участием. Представьте себя, дающего себе же, более молодому, дополнительные ресурсы. Наблюдайте, как разворачивается событие, не затрагивающее этот ресурс.
    Б. Предоставьте другим участникам “фильма” необходимые им ресурсы.
    B. Проведите “экологическую проверку”:

    • Обеспечивает ли новый ресурс лучший исход?
    • Улучшает ли это жизнь?

    • Дает ли это вам “карту”, более удобную в применении?
    196
    Часть 3 • Модель нервных процессов НЛП
    6. Ассоциируйтесь с ресурсным состоянием (пункт 5 выше).
    7. Двигайтесь в состоянии ассоциации вперед по своей личностной истории, имея дополнительные ресурсы.
    А. Перенесите добавленные ресурсы в ваше будущее, улучшая и обогащая год за годом вашу ли- нию времени.

    182
    Б. Позвольте добавленным ресурсам влиять на все аспекты вашей жизни.
    XI. Коллапс визуальных якорей: преодоление сомнения
    Во время своих обучающих семинаров по НЛП Тэд Джеймс предлагал участникам выполнить уп- ражнение по преодолению сомнения. Джеймс делал это, чтобы психологически подготовить их к показательному разбиванию сосновой доски рукой. Это упражнение является ярким образцом применения концепции интеграции частей. Вы можете проделать это упражнение самостоятельно.
    Если вы левша, замените всюду лево на право.
    1. Встаньте ровно. Вытяните обе руки перед собой. Закройте глаза и вспомните момент, когда вы чувствовали себя всемогущим. Вспомнив это время, вчувствуйтесь в свое тело, почувствуйте то, что чувствовали тогда, услышьте то, что слышали, увидьте то, что видели. Теперь сосредоточьтесь на этом ощущении всемогущества и распространите его по всему телу. Создайте его образ и поместите его в правую ладонь.
    2. Очистите экран. Теперь я хочу, чтобы вы вспомнили момент, когда чувствовали всеобъемлющую любовь к себе. Позвольте этой любви окутать вас. Полностью погрузитесь в это ощущение, видя и слыша то, что видели и слышали тогда. Сосредоточьтесь на этой любви и создайте ее образ. Разожмите правую ладонь и поместите в нее этот образ. Затем сожмите ладонь.
    Вновь очистите экран.
    3. Я хотел бы, чтобы вы вспомнили момент, когда не могли ошибиться... момент, когда вы знали, что все в ваших силах. Вспомните момент, когда вы знали, что в ваших силах получить все желаемое.
    Вспомнив этот момент, сосредоточьтесь на своем теле. Смотрите собственными глазами, слушайте то, что слышали, рассматривайте то, что видели, чувствуйте то, что чувствовали.
    Полностью погрузитесь в тот момент, когда знали, что все в ваших силах. Прочувствуйте это ощущение могущества, навеянного знанием, что в ваших силах получить все, что пожелаете.
    Возьмите эту энергию и рас- пространите ее по всему телу. Создайте ее образ и поместите в правую ладонь. Затем сожмите ее.
    4. Теперь очистите экран. Вспомните время, когда вы были по-настоящему энергичны. Выберите момент, когда энергия переполняла вас. Вы чувство- вали себя таким энергичным. Вам хватило бы сил сделать все, что бы вы ни пожелали сделать. Со- средоточьте на своем теле, увидьте то, что видели, услышьте то, что слышали, прочувствуйте то, что чувствовали. Возьмите всю эту энергию и наполните себя ею. Создайте ее образ и поместите в правую ладонь. Затем сожмите ее. Просто удерживайте этот образ в своей правой ладони.
    5. Теперь вспомните веселое время, момент, когда вы безудержно смеялись. Сосредоточьтесь на своем теле и увидьте то, что видели, услышьте то, что слышали, и почувствуйте то, что чувствовали. Теперь возьмите этот смех и хорошее настроение и создайте их образ. Поместите этот образ в правую ладонь и держите там.
    6. Теперь разожмите правую ладонь и рассмотрите образ этой энергии, мощи и хороших чувств.

    Взгляните на цвет. Взгляните на размер. Что произнес бы этот образ, если бы заговорил с вами?
    Поднесите его к уху и выслушайте все, что он хочет сказать. Какие звуки он издает? Теперь отметьте, как приятно ощущать его. Отметьте размер, вес и текстуру всей этой энергии. После всего этого с любовью сожмите его в правой ладони.

    7. Сомневаетесь ли вы в том, что становитесь именно таким, каким вам хотелось бы быть?
    Сотворите образ этих сомнений и поместите его в левую ладонь (или правую, если вы левша).
    Возьмите все сомнения, какие только могут у вас возникнуть, и поместите их в левую ладонь.
    Прислушайтесь к тому, что они вам говорят. Прочувствуйте все эти сомнения.
    8. Теперь возьмите то хорошее, что находится в вашей ведущей руке, и перелейте его в другую руку, производя при этом как можно больше шума. Продолжайте переливать сомнения и энергию из руки в руку до тех пор, пока они не станут идентичны друг другу. Смотрите на них до тех пор, пока они не начнут походить друг на друга цветом, размером, очертаниями и текстурой. Когда они станут в точности похожи друг на друга, еще раз вспомните время, когда ощущали себя всемогущим, бесконечно любимым, и время, когда все было в ваших силах. Поместите все это в вашу ведущую руку, любовно обхватите ладонью и сожмите ее. Теперь вы можете активизировать эти чувства когда пожелаете.
    Глава- 1• Якорение:-управление нервными - процессами______________________________________197
    XII. Сцепление якорей

    183
    Что делать, когда желаемое состояние слишком далеко от имеющегося? В некоторых ситуациях расстояние оказывается настолько большим, что двух-шаговый процесс коллапса якорей не работает. Одним из примеров является переход от состояния тупика к состоянию мотивации.
    Некоторым людям мотивация кажется слишком далекой от безвыходного состояния, чтобы осуществить интеграцию. Тупик не связывается с мотивацией. На уровне нервной системы тулик не может объединиться с мотивацией. Решением этой проблемы является сцепление якорей.
    Используя данный прием, мы помещаем между этими двумя состояниями другие состояния.
    Я (Б. Б.) использую для этой процедуры костяшки пальцев. Можно также остановиться на тыльной стороне ладони или руки. Этот прием заключается в выборе состояний, которые постепенно приведут имеющееся состояние человека к желаемому, или сцепят их. В качестве примера я возьму переход от состояния тупика к состоянию мотивации. Состояние тупика - это имеющееся состояние. Состояние мотивации представляет собой желаемое состояние. Однако желаемая перемена слишком велика для двухшагового процесса коллапса якорей.
    Поэтому решение состоит в том, чтобы определить несколько шагов, которые помогут привести от тупика к мотивации. Вы якорите каждое из состояний, в том числе имеющееся и желаемое.
    Ниже перечисляются шаги этого процесса. По мере их прохождения я буду объяснять процесс. Вы можете проделать это упражнение с двумя другими людьми. Оно наиболее эффективно при трех участниках.
    1. Установите раппорт с клиентом.
    2. Объясните клиенту, что вы будете прикасаться к нему с целью якорения.
    3. Определите проблемное состояние. Для иллюстрации мы используем в качестве проблемного состояния состояние тупика.
    4. Определите конечное состояние. Мы выбираем в качестве конечного состояния мотивацию.
    5. Выстройте цепочку. Построение цепочки - решающий фактор в успехе этой процедуры. Ваш выбор состояния, которое выведет человека из тупика, предопределит эффективность процедуры.
    Попросите клиента: “Вспомните последний раз, когда выходили из тупика. Как вы это делали?”
    Если он не может вспомнить момент, когда выбрался из тупика, попросите его представить, как он это сделал бы. Спросите у клиента, какая мотивация для него действенна. Для некоторых лю- дей мотивацией служит движение “прочь” от чего-нибудь. В НЛП мы называем этих людей “идущими прочь”. Их направляющий фильтр (ме- тапрограмма или нервный фильтр) - движение прочь от того, чего они не хотят. Вам придется выбрать негативное состояние, например, страх, чтобы вывести их из состояния тупика. Этот пер- вый шаг должен послужить для человека главным проводником.
    Направляющий фильтр других людей, наоборот, движет их в направлении желаемого. Их мотивацией является влечение к чему-либо или кому-либо. Чтобы вывести такого человека из состояния тупика, нужно выбрать состояние вроде жажды или страстного желания чего-либо.
    Расспрашивайте клиента, пока не добьетесь ответа, что же выведет его из тупика. Для примера возьмем человека, относящегося к типу “идущих прочь”. Страх - основная мотивация в его жизни.
    Таким образом, мы сделаем страх первым шагом по пути из тупика.
    Выбрав первый шаг, начинаем достраивать остаток цепочки. Сколько шагов требуется для цепочки? Ответ: столько, сколько надо! Обычно требуется от трех до шести шагов. Клиент даст вам знать об этом. Я (Б. Б.) описываю имеющееся состояние, затем оставляю место и описываю желаемое состояние. Потом я показываю запись клиенту и решаю, как заполнить середину.
    A. Имеющееся состояние (тупик).
    Б. Промежуточное состояние № 1 (страх).
    B. Промежуточное состояние № 2 (покой).
    Г. Промежуточное состояние № 3 (безопасность). Д. Промежуточное состояние № 4 (давление). Е.
    Желаемое состояние № 5 (мотивация).
    В этом списке я привел возможные состояния, которые выведут человека, “идущего прочь”, из ту- пика к мотивации. Отметьте, что давление служит примером негативного состояния, но предоставляет мощный фактор мотивации для человека, “идущего прочь”. Опрашивая клиента, оцените каждый шаг. Используя навыки сенсорной остроты, вы можете определить, является ли каждый шаг гармоничным следствием предыдущего. Человек расскажет вам об этом и вербально и невербально.
    6. Вызовите и заякорите каждое состояние по отдельности. Выстроив цепочку, вызовите и заяко-

    184 рите каждое состояние. Включите сюда имеющееся и желаемое состояния. Следуйте процедурам правильного якорения. Убедитесь в этом, проверив каждый якорь. Может быть, вы захотите ском- поновать якоря.
    198
    Часть 3 • Модель нервных процессов-НЛП
    7. Теперь вы готовы к использованию якорей. Этот шаг является ключевым в данной процедуре. Чтобы сцепить или связать якоря, вы должны надле- жащим образом воспроизвести их. Сначала воспроизведите якорь имеющегося состояния (тупи- ка). Держите палец на промежуточном состоянии № 1 (страхе). Когда имеющееся состояние достигнет пика, отпустите этот якорь и воспроизведите якорь промежуточного состояния № 1. Не воспроизводите их одновременно. Это приведет к коллапсу якорей. Вы не должны допускать этого при сцеплении якорей.
    8. Прервите состояние, попросив клиента очистить экран, глубоко вздохнуть и т. д.
    9. Сцепив имеющееся состояние с промежуточным состоянием № 1, проверьте цепочку.
    Проверяйте, воспроизводя якорь имеющегося состояния. Если ваше сцепление работает, клиент должен войти в состояние тупика, а затем в промежуточное состояние № 1 (страх).
    10. Прервите состояние, попросите клиента очистить экран, глубоко вздохнуть и т. д.
    11. Теперь воспроизведите якорь имеющегося состояния (тупика), наблюдайте, как клиент входит в состояние тупика, а затем в промежуточное состояние № 1 (страх). Когда клиент войдет в промежуточное состояние № 1 (страх), на пике страха воспроизведите промежуточное состояние
    № 2 (покой).
    12. Прервите состояние.
    13. Проверьте цепочку. Воспроизведите якорь имеющегося состояния. Ваш клиент должен перей- ти от “тупика” к “страху”, а затем к “покою”.
    14. Прервите состояние.
    15. Воспроизведите якорь имеющегося состояния (тупика). Вы увидите “тупик”, затем “страх”, затем “покой”. Когда “покой” достигнет пика, воспроизведите промежуточное состояние № 3
    (“безопасность”). Прервите состояние и проведите проверку.
    16. Повторите это с каждым состоянием, включая желаемое состояние мотивации.
    Успешное завершение этой процедуры позволит клиенту выбрать, находиться ли ему в состоянии
    “тупика” или в состоянии “мотивации”. Событие, которое вызвало состояние тупика, теперь может стать причиной возникновения мотивации. У клиента появляется возможность выбора. А человек, имеющий выбор, в большинстве случаев предпочтет жить не в состоянии “тупика”, а в состоянии “мотивации”.
    По прочтении этой главы вы, возможно, согласитесь со мной в том, что знание якорения дает полезный инструмент. Какие якоря возникают в результате нашего поведения? Есть ли у нас негативные якоря, которые нужно устранить? Есть ли в вашей семейной жизни негативные якоря, от которых стоит избавиться? Раздражает ли вашу супругу (супруга) определенная интонация вашего голоса? Какие реакции вы получаете от ваших детей? Вы можете заякорить позитивное поведение ваших детей. Как только вам захочется, чтобы они вели себя хорошо, воспроизведите якорь. Якорение дает простой инструмент для контроля над состоянием. Если ребенок ведет себя так, как вам хочется, заякорите это поведение в любой репрезентативной системе или комбинации трех репрезентативных систем. У меня (Б. Б.) нет детей. Зато у меня есть одиннадцатилетняя племянница, обожающая меня. Я заякорил позитивный якорь на ее руке. Каждый раз, когда я воспроизводил этот якорь, она бросала на меня странный взгляд и вела себя идеально.
    Можно привести бесконечное множество примеров использования якорей священниками и учителя-ми. Я стоял на правой стороне кафедры всякий раз, когда упоминал о приверженности вере и решимости. Если я говорил о чем-то негативном, то стоял на левой стороне кафедры.
    Догадайтесь, с какой стороны кафедры я стоял, когда приглашал людей пройти к алтарю в знак их приверженности вере? Вы можете наблюдать, как проповедники проделывают то же самое.
    Однако я (Б. Б.) сомневаюсь, что они осознают, что делают.
    Случалось ли вам подражать популярному оратору? Со страхом и трепетом вы поднимались на трибуну. Вы спрашивали себя: “Смогу ли я повторить его выступление?” Но вы можете не просто подражать, а моментально установить раппорт с аудиторией. Наблюдайте, какими якорями пользуется оратор. Отмечайте его жесты. Наблюдайте, как он держится и в каком месте стоит.
    Использует ли он аудио-визуальные вспомогательные средства? Заимствуйте у него якоря. Никто

    185 не поймет, как вы достигаете мгновенного раппорта с аудиторией, пока не вникнет в НЛП.
    XIII. Визуальные и аудиальные якоря: сценическое якорение
    Как установить визуальный или аудиалышй якорь? Устанавливая аудиальные якоря, можно ис- пользовать определенные слова или звуки. Например, я (Б. Б.) часто использую слово
    “расслабьтесь”, чтобы заякорить состояние релаксации у клиента. Но я использую не только это слово, но также определенную тональность голоса. Я проговариваю это ело-
    Глава 13 • Якорение:.управлени.е нервными процессами
    199 во низким и мягким голосом. Таким образом, и слово, и тональность устанавливают у клиента аудиаль-ный якорь для релаксации. Для аудиального якоря можно также использовать кашель, щелканье пальцами или щелчок ручкой. Это эффективно при работе с группами. Кашель обеспечивает не только ауди-альный якорь, но и визуальный. Когда человек или группа входит в желаемое состояние, поднимите руку и покашляйте. Всякий раз, когда захотите, чтобы человек или группа вошли в аналогичное состояние, повторите ту же самую процедуру. Повторите процедуру в точности. Она воспроизведет якорь и активизирует аналогичное состояние или поведение.
    В качестве визуального якоря я использую знак “большой палец вверх”. Часто одновременно с ис- пользованием этого знака я произношу позитивное утверждение вроде “Я могу сделать все, что угодно...”. Таким образом я устанавливаю и аудиальный, и визуальный якорь. Я использую якорь
    “большой палец вверх” со своими студентами. Всякий раз, когда мне хочется вовлечь своих студентов в деятельность, я воспроизвожу этот якорь. Я называю эту процедуру “сценическим якорением”. Якорь “большой палец вверх” работает примерно так же, как местоположение на кафедре, с помощью которого священник якорит определенное состояние у прихо-жан (см. выше).
    Примечание. Продавец мог бы попросить покупателя вспомнить и описать предыдущую крупную покупку. Описывая покупку покупатель должен мысленно восстановить свою стратегию приобретения. Когда покупатель достигнет при должен установить якорь. Определив потребность покупателя в предлагаемом им товаре и описав его, продавец во время примерки может воспроизвести якорь. Это переместит покупателя обратно в ситуацию покупки товара.
    Устанавливая сценические якоря, якорите желаемое состояние аудитории при помощи определенного положения на сцене. При этом постарайтесь сами физиологически и тонально на него настроиться. Пожелав воссоздать нужное состояние, вернитесь в ту точку сцены, в которой находились, устанавливая якорь, и сами настройтесь на тональность и физиологию состояния, которое желаете воссоздать. Эта процедура вызовет у аудитории ранее заякоренное состояние.
    Вы также можете создать последовательность сценических якорей. Предположим, у вас возникло желание перевести аудиторию из состояния апатии в состояние возбуждения. Так как между апатией и возбуждением расстояние велико, большего успеха можно достичь, создав последовательность переходов к желаемому результату. Эта процедура строит- ся на основе той же модели, что и предыдущая процедура сцепления якорей. Единственное различие заключается в том, что на сцене вы используете визуальные и аудиальные якоря, а не кинестетические. Задача состоит в том, чтобы придумать состояние, которое послужит для аудитории первым шагом на пути к выходу из состояния апатии. Напряженное любопытство будет способствовать выводу аудитории из состояния апатии. Затем спросите себя, каким должно быть следующее состояние на пути к возбуждению? Как насчет состояния столкновения с про- блемой? Подвигнет ли оно аудиторию к возбуждению? Да, вероятно, так и будет. Потребуется ли нам еще одно промежуточное состояние между этим состоянием и возбуждением? Для полной уверенности давайте введем еще одно состояние. Звеном между состоянием столкновения с проблемой и возбуждением могло бы стать ожидание. Таким образом, ваша цепочка от апатии к возбуждению может выглядеть следующим образом:
    Первый шаг: Апатия.
    Второй шаг: Напряженное любопытство.
    Третий шаг: Столкновение с проблемой.
    Четвертый шаг: Ожидание.
    Пятый шаг: Возбуждение.
    Сдвигая состояние аудитории от апатии к возбуждению, вы сцепите эти якоря. Итак, сначала выберите для себя место на сцене и заякорите состояние апатии. Обязательно сами войдите в это

    186 состояние, прочувствуйте физиологию и тональность состояния апатии. Затем выберите другое место на сцене и заякорите состояние напряженного любопытства. Проиллюстрируйте состояние любопытства, погрузившись в него. Повторите процедуру с каждым из оставшихся состояний.
    Установив якоря, повторите их цепочку два-три раза. Чтобы ускорить процесс, вы проведете аудиторию по цепочке состояний, просто перемещаясь в разные точки сцены. Возбуждает, не правда ли?
    XIV. Коллапс якорей: продвинутый визуальный паттерн
    Этот паттерн дает возможность интегрировать части при конфликте. Если у вас имеются две конфликтующие внутренние репрезентации, они устанавливают разные программы убеждений, восприятия, эмоций и поведения. Они запускают несовместимые нервные паттерны. Данный паттерн осуществит интеграцию этих двух моделей мира.
    200
    Часть 3 • Модель нервных процессов- НЛП
    Паттерн
    1. Определите внутренний конфликт. Определите и выделите части. “У вас есть часть, ответственная за X, не правда ли?” Придумайте для каждой из них название или ярлык и отметьте внутреннюю репрезентацию каждой части.
    2. Теперь сформируйте зрительный образ каждой части, а затем поместите их в разные руки. На- пример, часть “Игра” поместите в правую руку, а часть “Работа/Бизнес” - в левую.
    3. Отделите намерения от поведения. Проведите рефреЙминг каждой части, определив, насколько ценной и заслуживающей благоприятной оцен- ки выглядит каждая часть. (Это видоизменяет фрейм, давая человеку возможность осознать по- зитивную значимость или назначение каждой части.)
    4. Установите коммуникацию. Спросите каждую часть себя, какие ресурсы, предоставляемые другой частью, могут способствовать более эффективному функционированию? Как задействовать игровую часть наиболее полезным для вас образом? Как применить себе на пользу рабочую часть? В большинстве случаев эта часть будет отвечать вербальной, визуальной или кинестетической реакцией. Прислушайтесь к вербальной реакции. “Теперь, когда вы осознали, что эти две части имеют одинаково позитивное назначение на более высоком уровне, какие ресурсы каждой части могла бы использовать другая?” Начните с более позитивной части.
    “Переместите ресурс в другую часть... обратите внимание, насколько иначе теперь выглядит и ощущается эта часть”.
    5. Вообразите, как будет выглядеть, звучать, ощущаться часть, объединяющая ресурсы других частей. Позвольте третьему образу сформироваться между двумя предыдущими, так чтобы он по- степенно вбирал в себя все большее количество ценных качеств двух других частей.
    6. Позвольте сформироваться последовательности зрительных образов, представляющих превращение (метаморфозу) каждой части во время создания репрезентации центрального образа.
    7. Затем попросите человека, проделывающего описанные выше действия, свести руки вместе и одновременно с этим объединить между собой (или осуществить их коллапс) мысленные образы, так чтобы получился третий образ.
    8. И в завершение попросите человека переместить внутрь себя интегрированный образ. Расположи- те этот интегрированный образ, объединивший достоинства обеих частей, перед собой и затем переместите его внутрь себя.

    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   33


    написать администратору сайта