Главная страница
Навигация по странице:

  • Черно-белой или цветной выглядит каждая картина Содержит ли каждая картина движущиеся элементы Трехмерной или плоской выглядит каждая картина

  • Каждая ли картина заключена в рамку или выглядит как панорама

  • Как различается фокус картин

  • [SW.BAND] НЛП-ПРАКТИК_полный_сертификационный_курс.. Другие инструменты редактирования Вопросы для размышления


    Скачать 5.6 Mb.
    НазваниеДругие инструменты редактирования Вопросы для размышления
    Дата11.12.2022
    Размер5.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[SW.BAND] НЛП-ПРАКТИК_полный_сертификационный_курс..pdf
    ТипДокументы
    #839270
    страница24 из 33
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   33
    1 Сдвигаются ли вместе с данной субмодальностью какие-нибудь другие?
    2. Изменяется ли при этом интенсивность или качество ваших ощущений?
    3. Спросите себя: “В каком контексте этот сдвиг субмодальности может привести к более полезному поведению?” “Как я могу использовать его для того, чтобы сделать свою жизнь лучше?”
    4. Попробуйте кроме визуальных какие-нибудь ауди-альныеи кинестетические (тактильные
    [внешние]
    Глава-14 •-Фокусирование-на субмодальностях
    207 и проприоцептивные [внутренние]) отличитель-ные признаки.
    II. “Лечение” головной боли и других дискомфортных ощущений*
    1. Оцените головную боль по шкале от 1 до 10. Это, во-первых, инициирует процесс диссоциации; во-вторых, даст образец для сравнения; в-третьих, позволит клиенту “разукрупнить” головную боль на части и, наконец, позволит ему постоянно чувствовать подкрепление, вызываемое успехом при уменьшении головной боли, например, с 7 до 6.
    2. Осуществите репрезентацию головной боли, создав в своем сознании картину или фильм. Этот этап диссоциирует головную боль и переводит ее из общей формы в конкретную. Вместо того чтобы головная боль контролировала человека, он сам начинает контролировать ее.
    3. Если картина содержит движущиеся элементы, вызывающие боль, вы можете попросить человека изменить движение. Предположим, что он испытывает головную боль как удары молота.
    Попросите его представить между молотом и местом удара что-нибудь, что уменьшит силу ударов, например подушку. Спросите его: “На сколько баллов вы бы сейчас оценили свою головную боль?”.
    4. Измените цвет головной боли так, чтобы она уменьшилась с___до_. Этот простой субмодаль- ный метод часто приводит к эффективному изменению.
    5. Спроецируйте картину головной боли на киноэкран и уменьшите размер картины, пока боль не будет оцениваться всего лишь 3 баллами. Так как размер картины обычно является действенным субмодальным драйвером, сохраните его на время уменьшения главного компонента головной боли. Если человек испытывает сложность, используйте двойную диссоциацию; пусть испытуемый выйдет из своего тела, находящегося в кресле кинотеатра и смотрит на себя, смотрящего на себя с головной болью на экране.
    6. Уменьшите размер картины на экране, пока она не станет небольшим воздушным шариком.
    Позвольте шарику начать подниматься. Когда он достигнет облаков, головная боль уменьшится до 1 балла.
    7. Теперь наблюдайте за шариком, исчезающим в облаках. Когда вы больше не сможете видеть его, у вас останется только слабое воспоминание о головной боли.
    Если вы заметили, на многих этапах этого процесса качество репрезентации (ее субмодальности) используется как фрейм метауровня. Вы берете диссоциацию (голубой цвет, ощущение прохлады и т. д.) и делаете так, что она влияет на переживание основного уровня - на головную боль.
    Вы можете использовать этот метод по отношению к нежелательным чувствам, таким как гнев, депрессия и желание поесть. Познакомьте испытуемого с методикой, использованной в случае лечения головной боли. Затем сделайте так, чтобы лечение головной боли стало метафорой удаления нежелательных чувств. Попросите его представить чувство, от которого он хочет избавиться, как что-то, расположенное внутри воздушного шарика. Затем пусть он представит, как эти чувства медленно, одно за дру-гим, выходят из воздушного шарика. Наконец, ускорьте процесс, так чтобы он требовал времени не больше, чем нужно вам для того, чтобы сказать “Раз!”.
    ,

    193
    III. Перекрестное отображение субмодальностей
    (выполняется в группе из трех человек)
    1. “Б” думает о проблемном состоянии и соответствующем ресурсном состоянии, которое, как он считает, необходимо ему для преодоления проблемного состояния. “А” говорит “Б”: “Подумайте о контексте, в котором вы ощущаете себя в тупике, или в котором вы каким-либо другим образом ощущаете себя обладающим меньшим количеством ресурсов, чем хотели бы”. “А” осуществляет калибровку состояния “Б”. Когда “Б” получит доступ к проблемному состоянию, и “А” осуществит его калибровку, “А” говорит “Б”: “Теперь подумайте о том времени, когда у вас было ресурсное состояние, которое, как вы считаете, могло бы вам помочь в этом контексте тупика”.
    “Б” позволяет “А” убедиться в том, что ресурс обладает всеми характеристиками, необходимыми
    “Б” в проблемном состоянии. “А” калибрует это состояние вместе с “Б”.
    2. “А” узнает у “Б” о различиях между визуальными, аудиальнымии кинестетическими субмодальностями проблемного состояния и ресурсного состояния. “А” записывает субмодальности каждо-
    * По книге: Burt Wasserman, “The Cure” for Headaches and Other Uncomfortable Feelings, in
    Anchor Point (Franktown: Cahill Mountain Press, Inc., April, 1993), p. 4-7.
    208
    Часть 3 • .Модель нервных процессов.НЛП го образа и отмечает их различия (сравнительный анализ). “Б” ничего не рассказывает о содержа- нии; при этом вы найдете сравнительный анализ намного более легким. Когда клиент обращается к содержанию, он оставляет процесс. Помните, что изменение осуществляется на уровне процесса. “А” заносит субмодальности обоих состояний в контрольный список субмодальностей.
    “А” спрашивает у “Б”: “Как ваши переживания в проблемном состоянии отличаются от пережива- ний в ресурсном состоянии?”. Пусть “Б” сообщит о наблюдаемых различиях субмодальностей. За- тем вы можете спросить о других субмодальностях. Пусть “Б” удерживает оба образа в сознании одновременно.
    3. Перекрестное отображение. “А” говорит “Б”: “Теперь подумайте одновременно и о проблемном состоянии, и о ресурсном состоянии. Вы будете удерживать содержание проблемного состояния, а я попрошу вас изменить способ, которым вы испытываете это состояние. Возьмите субмодальности проблемного состояния и примените их по отношению к ресурсному состоянию*.
    Сначала используйте визуальные субмодальности, а затем, если понадобится, аудиальные.
    Используйте кинестетические субмодальности только в том случае, если они важны для “Б”.
    Переносите по одной субмодальности за раз. После того как “А” попросит “Б” изменить одну суб- модальность, он спрашивает у него, изменились ли другие субмодальности. Если да, “А” ставит звездочку возле изменяемой субмодальности; это означает, что она является ведущей, или критической, субмодальностью. Верните субмодальность в ее исходное состояние. Мы осуществим изменение после проверки каждой субмодальности.
    “Б” использует гипнотические языковые паттерны Милтон-модели. “А” направляет “Б”, исполь- зуя, например, такие высказывания: “Вы можете позволить черно-белой картине стать цветной, и это изменение цвета позволит вам переместить образ проблемного состояния в то же место в ре- сурсном состоянии, и т. д.”.
    4. Перекрестное отображение субмодальностей. Используя драйверы, которые “А” определил на
    3 этапе, он направляет “Б” к сдвигу субмодальностей проблемного состояния в субмодальности ресурсного состояния.
    5. Проверка. “А” спрашивает у “Б”: “Чувствуете ли вы теперь в этом контексте, что обладаете ресурсами?” Если тот невербально или вербально указывает на то, что еще не полностью обладает дос- тупными ресурсами, попросите его сравнить “почти ресурсное состояние” с “ресурсным состояни- ем” и определите все различающиеся субмодальности. Перекрестно отображайте эти субмодаль- ности, пока “Б” не получит доступ к состоянию полного обладания ресурсами (сохраняя то же
    “проблемное” содержание).
    6. Подстройка к будущему. “А” говорит “Б”: “Представьте себя когда-нибудь в близком будущем в похожем контексте. Обратите внимание на то, как вы теперь испытываете это состояние, обладая дополнительными ресурсами”. “А” осуществляет калибровку невербальных реакций “Б”.

    194
    Отвлекитесь на несколько минут и поговорите о чем-нибудь другом (прервите состояние), затем еще раз проведите проверку, спросив “Б” о содержании или о контексте проблемы.
    Субмодальности “линии времени”
    Психотерапия на “линии времени” является эффективным вмешательством НЛП. Таким образом, понимание того, как мы кодируем наши “линии времени”, является для человека, использующего
    НЛП, эффективным средством обучения. Это упражнение на субмодальности “линии времени” познакомит вас с представлением понятия “времени” как линии. Психотерапия на “линии времени” основана на визуальной субмодальности положения, которую мы используем в качестве метафрейма.
    Эффективность методов психотерапии на “линии времени” основана на визуальной субмодальности положения.
    Как ваш мозг различает время
    Вспомните, что в НЛП мы фокусируемся, главным образом, на процессе или структуре, а не на со- держании. Поэтому мы задаем вопрос: “Как наш мозг понимает время?” Что, происходящее внутри головы, позволяет нам знать о различии между прошлым, настоящим и будущим? Как мы узнаем о последова-
    Глава 14 • Фокусирование .на субмодальностях
    209 тельности событий в прошлом? Мозг должен делать что-то для этого, иначе мы не смогли бы разделять события, происходящие в нашей жизни. Одна подсказка заключается в самом способе, которым мы говорим о времени:
    “Это еще впереди”.
    “Я постоянно оглядываюсь назад и не могу избавиться от этого”.
    Такие высказывания являются пространственными метафорами понятия времени, и описывают, как мы при помощи метафор наделяем “понятия” смыслом. Пространственная метафора времени позволяет нам “установить положение” времени в пространстве относительно своего тела.
    Проведите следующий эксперимент. Подумайте о чем-нибудь, что вы регулярно делаете. Вы можете подумать о поездке на работу или о чистке зубов. Вспомните время около пяти лет назад, когда вы делали это. Конечно, вы, наверное, не сможете вспомнить конкретное время. Однако представьте время около пяти лет назад, когда вы, вероятно, осуществляли это действие. Теперь вспомните, как вы делали это два года назад. Затем вспомните, как вы делали это на прошлой неделе. Хорошо. Представьте это же в настоящем. Теперь представьте, как вы делаете это на следующей неделе, два года спустя и пять лет спустя.
    Когда вы вспоминали и представляли данную деятельность, вы, вероятно, наблюдали в своем сознании ряд картин. Посмотрите на эти картины еще раз и скажите, какие различия субмодальностей вы замечаете.

    Черно-белой или цветной выглядит каждая картина?
    Содержит ли каждая картина движущиеся элементы?

    Трехмерной или плоской выглядит каждая картина?
    Вы видите себя на каждой картине или вы видите картину собственными глазами?

    Каждая ли картина заключена в рамку или выглядит как панорама?
    Насколько яркими выглядят картины?

    Становится ли яркость больше или меньше, когда вы уходите дальше в прошлое?
    Как далеко вы видите каждую картину?

    Как различается фокус картин?
    Где вы видите каждую картину в своем поле зрения?
    Способ, которым мы кодируем время, позволяет нашему мозгу мысленно различать “прошлое”,
    “настоящее” и “будущее”. Он также позволяет нам знать, к насколько давнему времени относится данное воспоминание. Мы также можем различать про- шлое и настоящее, прошлое и будущее и знаем, насколько далеко находится это будущее. Обычно мы делаем это неосознанно. Подсознание помнит положение воспоминаний. Тэд Джеймс в своих тренингах, посвященных психотерапии, на линии времени задает такой вопрос: “Когда вы проснулись этим утром, как вы узнали, что это вы?” Мы знаем это, потому что обладаем набором воспоминаний, и когда мы смотрим в зеркало, мы сравниваем то, что видим, с прошлыми воспоминаниями о том, как мы выглядим, и говорим: “Да, это я”. В НЛП мы называем этот набор воспоминаний линией времени. Наше ощущение идентичности является метауровневой системой

    195 отсчета.
    При работе с линией времени важнейшим компонентом является положение картин. Большинство людей кодируют и сохраняют “время” линейным образом. Обратили ли вы внимание на важность положения в списке субмодальностей линии времени? Это связано с тем, что для “времени” вы используете пространственную метафору. Кодирование “времени” при помощи положения - основной способ репрезентации мозгом времени последовательным образом.
    Для кодирования изменений времени мозг должен выбрать аналоговую субмодальность.
    Из-за пространственной метафоры (линии), используемой в случае “времени”, для кодирования и сохранения “времени” мы используем, главным образом, визуальную субмодальность положения.
    Хронологическое расстояние по времени мы кодируем в терминах размера и/или расстояния.
    Яркость и интенсивность указывают на другие аспекты времени. У нас есть “потухшие воспоминания”, “смутное или мрачное прошлое” или “яркое будущее”.
    Кодирование “времени” при помощи положения — основной способ репрезентации мозгом времени последовательным образом.
    Аудиальные субмодальности не позволяют осуществить одновременный доступ к воспоминаниям.
    Неточность кинестетических субмодальностей у большинства людей исключает всякий смысл их использования для хранения времени. Мы можем репрезентировать намного больше информации визуально, чем при помощи аудиальной или кинесте-
    8 Учебник магии НЛП.
    210_________________________________________________Часть 3 • Модель нервных процессов
    НЛП тической системы. Конечно же, каждый человек обладает своим собственным способом хранения времени. Итак, одна система имеет преимущество перед другими. Однако способ, при помощи которого вы храните время, имеет определенное значение. Что случится, если ваше прошлое появится прямо перед вами? Ваши воспоминания, появившиеся прямо перед вами, будут управлять вашим состоянием и поведением.
    Билл пришел ко мне в состоянии депрессии. Год назад его бросила девушка. Работая с Биллом, я обнаружил, что картина ее ухода располагалась прямо перед его лицом. Я использовал определенные вмешательства. Главное изменение состояния Билла было вызвано перемещением образа от его лица, назад, за его затылок.
    IV. Субмодальности
    “линии времени”
    (выполняется в группе из трех человек)
    1. “Б” выбирает действия, которые выполняет достаточно часто. Возьмите, например, поездку на работу, чистку зубов, завтрак и т. д.
    2. “А” подводит “Б” к тому, чтобы он подумал о нескольких случаях выполнения данной деятель- ности. (Если “Б” испытывает трудности при извлечении из памяти конкретных воспоминаний, ему следует просто представить, как он выполнял/ будет выполнять эти действия). а) год назад; б) неделю назад; в) вчера; г) сегодня; д) завтра; е) на следующей неделе; ж)в следующем году.
    3. “А* узнает у “Б” различающиеся субмодальности каждого воспоминания. Проверьте в этом уп- ражнении все три основные репрезентативные системы. Уделите пристальное внимание таким па- раметрам, как положение картины, ассоциация/ диссоциация, расстояние, размер, четкость, внут- ренний диалог и т. д.
    Для определения различий этих картин при их неизменном содержании “Б” будет некоторым образом осуществлять к этим картинам внутренний доступ. Как он узнает, что одна картина относит- ся к прошлому, другая - к настоящему, а третья -к будущему? Как он узнает различия между дав- ним и недавним прошлым?
    4. Поменяйтесь ролями.
    5. Обсудите результаты, поделившись сходствами и различиями.

    196 6. Поэкспериментируйте с личными формами времени для того, чтобы узнать, как это изменяет переживания. Предположим, что в воспоминаниях о прошлом вы ассоциированы, а в картинах будущего - диссоциированы; что Случится, если вы измените это на противоположное? Или, предположим, что ваше будущее появляется слева, а прошлое - справа; что случится, если вы измените это? Какой эффект произведет переключение с одной картины на другую?
    Поэкспериментируйте с дру-гими субмодальностями. Когда закончите, верните все в исходное состояние.
    V. Паттерн “Шоколад леди Годивы”
    Апатия является чувством, с которым время от времени вынуждено бороться большинство из нас.
    Допустим, вы вынуждены что-то сделать, но в настоящее время вам делать это не хочется. Вы вынуждены сделать это или чувствуете, что должны, но не даете себе сделать это конкретное задание из-за того, что не получаете при этом удовольствия. Для изменения чувства апатии на желание Ричард Бэндлер разработал паттерн изменения субмодальностей, названный им паттерном “Шоколад леди Годивы”. Желание (хотение, принуждение) и нежелание (апатия) сделать нечто можно рассматривать как переживания основного уровня. Сдвиг этих переживаний легко осуществить при помощи пе-рекрестного отображения субмодальностей.
    1. “Б” начинает с размышления о чем-то, по отношению к чему он испытывает энтузиазм или принуждение. Этот метод получил свое название из-за способа, при помощи которого некоторые люди принуждают себя съедать чрезмерное количество шоколада. В своем образе используйте все три репрезентативные системы.
    2. “Б” думает о чем-либо, что он должен или что ему нужно сделать и от чего мог бы при этом по- лучить удовольствие. Решение должно быть конгруэнтным целой системе. “Б” выбирает то, что он не только вынужден, но и хочет сделать. “Б” делает экологическую проверку, спрашивая о том, не возражают ли какие-нибудь части, чтобы он получил удовольствие в процессе увлеченного выполнения этого решения.
    Глава. 14 •. Фокусирование, на субмодальностях_____________________________________________211 3. <А> направляет “Б” при формировании образа решения (№ 2) в своем разуме. Затем “А” про- сит “Б” сделать небольшое отверстие точно в середине образа.
    4. “А” направляет “Б” на формирование образа № 1 позади образа № 2. “Б” будет видеть небольшую часть образа № 1 через отверстие в образе № 2.
    5. Теперь “А” направляет “Б” на то, чтобы “Б” позволил отверстию раскрыться, но только с той ско-ростью, какая нужна ему для того, чтобы полностью почувствовать реакцию на образ № 1.
    Затем
    “А” просит “Б” закрыть отверстие, но не быстрее той скорости, при которой “Б” может удерживать чувства, вызванные переживанием образа № 1.
    6. “А” просит *ъ* повторить описанный в пункте 5 процесс еще три или четыре раза. “Б” выполняет эти повторы быстро. Перед каждым повтором прерывайте состояние. Убедитесь в том, что чувства, вызываемые образом № 1, присоединились к чувствам, вызываемым образом № 2.
    7. “А” просит “Б” одновременно представить образ № 2 и испытать чувства, вызываемые образом
    № 1.
    8. Поменяйтесь ролями.
    VI. Паттерн “Взмах”
    Паттерн “Взмах” позволяет изменять воспоминания или заменять визуальные компоненты стертых воспоминаний. В книге “Используйте свой мозг для изменений”* Бэндлер описал метод, предназначенный для влияния на специфические формы поведения, которыми клиент больше обладать не хочет. Паттерн доказал свою эффективность при удалении нежелательных привычек.
    Он также служит очень эффективным инструментом для удаления негативных образов и замены их позитивными. Паттерн “Взмах” дает человеку, практикующему НЛП, эффективное средство создания новых ответов. Это приводит к позитивным изменениям поведения.
    Данный метод создает новое направление работы мозга человека. Паттерн “Взмах” имеет два основ-ных элемента:
    1. Цепь, которая ведет от сигнала, вызывающего проблемное состояние, к желаемому состоянию.
    2. Мотивационнаячасть, использующая диссоциированный образ себя с привлекательными субмо- дальностями.

    197
    Здесь мы приводим краткое содержание общей модели “Паттерн “Взмах””.
    1. Определите специфический вид поведения, который вы желаете изменить. Метод доказал свою эффективность в случае привычки грызть ногти, переедания и иногда курения. Лучше всего он ра- ботает при изменении второстепенных привычек. Хотели бы вы отвечать кому-нибудь иначе, не так, как вы отвечаете сейчас?
    2. Определите точный сигнал, который запускает нежелательную реакцию. Как вы узнаете, когда нужно совершать нежелательные действия? Испытываете ли вы ощущение, звук или картину?
    Если бы вы должны были научить кого-нибудь, как делать это, что бы вы сказали ему? Если сигнал приходит снаружи, получите образ того, что именно вы видите. Ассоциируйтесь с переживанием. В случае привычки грызть ногти этим сигналом может быть образ руки, движущейся ко рту. Как и большинство методов НЛП, паттерн “Взмах” работает лучше с визуальными образами. Однако аудиальные и кинестетические сигналы также будут работать.
    Определите субмодальности сигнала.
    Задавайте вопросы по следующей схеме:
    A. “Когда у вас проявляется нежелательное поведение?” (Это помещает человека в соответству- ющий контекст и, таким образом, создает контекст для ответа на следующий вопрос.)
    Б. “Что из того, что вы видите/слышите/ощущаете, вызывает у вас желание осуществить нежелательное поведение?” Если человек не знает этого, и вы не можете это обнаружить, вы можете найти сигнал, который должен существовать перед запуском поведения, например, приближение руки к лицу в случае привычки грызть ногти.
    B. “Создайте-большой, яркий, ассоциированный образ того, что вы видите непосредственно перед началом нежелательного поведения”. Откалиб-руйте внешнее невербальное поведение клиента.
    Г. “Теперь отложите эту картину в сторону на короткое время”.
    3. Создайте образ обладания желаемым результатом.
    Задайте следующие вопросы:
    A. “Как вы видите себя с желаемым изменением?”
    Б. “На кого бы вы были похожи, если бы не осуществляли нежелательное поведение?”
    B. “Как бы вы выглядели, если бы осуществляли желаемое поведение?”
    Г. “Создайте диссоциированную картину”. Помните, что в НЛП вы ассоциируетесь с текущим и
    * Richard Bandler, Using Your Brain For a Change, p. 131-152.
    212 диссоциируетесь с желаемым состоянием. В ассоциированной картине вы уже имеете ощущение полученного желаемого результата. Таким образом, ассоциированная картина не будет мо- тивировать вас. Картина должна представлять собой привлекательный и желаемый образ. Чем более желанным кажется состояние, тем выше вероятность, что паттерн “Взмах” сработает.

    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   33


    написать администратору сайта