Главная страница
Навигация по странице:

  • “времени” 5. Как субмодальности объясняют паттерн “Взмах” 6. Какие проблемы связаны с использованием термина “субмодальности”

  • “субмодальности”

  • [SW.BAND] НЛП-ПРАКТИК_полный_сертификационный_курс.. Другие инструменты редактирования Вопросы для размышления


    Скачать 5.6 Mb.
    НазваниеДругие инструменты редактирования Вопросы для размышления
    Дата11.12.2022
    Размер5.6 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла[SW.BAND] НЛП-ПРАКТИК_полный_сертификационный_курс..pdf
    ТипДокументы
    #839270
    страница26 из 33
    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   33
    2. Если бы вы хотели узнать критические, или ведущие, субмодальности какого-нибудь человека, как бы вы попытались их установить?
    3. Что означает “перекрестное отображение” с использованием субмодальностей?
    4. Какие субмодальности вы находите наиболее критическими в ваших репрезентациях

    “времени”?
    5. Как субмодальности объясняют паттерн “Взмах”?

    6. Какие проблемы связаны с использованием термина “субмодальности”?
    7. Какие слова или термины мы предлагаем в качестве более точной и эффективной альтернативы

    “субмодальности”?
    8. Как работают субмодальности при вызове изменений?
    ПРОДВИНУТОЕ НЛП-МОДЕЛИРОВАНИЕ
    Стратегии
    Что можно узнать из этой главы:
    “Стратегии” НЛП как способы, позволяющие узнать о том, что делает мозг
    Как использовать язык репрезентативных систем в качестве языка стратегий
    Как извлекать и распаковывать стратегии
    Как прекращать использование стратегий, разрабатывать и перерабатывать стратегии
    Как встраивать стратегии
    Глава 15 • .Стратегии
    221
    Часть I.
    Определение элементов субъективного опыта*
    “"Карта"- не "территория"” Korzybski, 1933
    Являясь “изучением структуры субъективного опыта”, НЛП включает в себя три наиболее влия- тельных и существенных компонента опыта: нервные процессы, язык и программирование.
    Следовательно, нейролингвистическое программирование описывает взаимодействия между сознанием и телом и то, как взаимодействия этой системы создают нашу нейро-лингвистическую
    “модель мира”. Результатом этого взаимодействия являются наши эмоции, поведение, коммуникации и т. д.
    Нервные процессы описывают вклад, который вносит тело в создание наших “состояний”, и поведение, берущее начало в этих состояниях. Лингвистика отражает то, как мы репрезентируем внешний мир внутри сознания и тела при помощи различных символических систем (слов, фраз, метафор, жестов, математики, музыки, искусства и т. д.). Программирование описывает те форматы, процессы, технологии, парадигмы и т. д., посредством которых мы организуем свою нейролингвистику полезным образом.
    Для того чтобы создать основание для дальнейшего исследования, в части I этой главы мы знакомим вас с моделью НЛП Вы узнаете об установленных при помощи НЛП аспектах субъективного опыта, которые и определяют уникальность этой модели нейролингвистики человека. В части II мы приведем резюме модели стратегий НЛП. В части III вы найдете пошаговые инструкции по работе со стратегией решения, стратегией правописания, стратегией мотивации и стратегией обучения.
    НЛП — модель моделей
    Первоначально модель НЛП появилась в результате эксперимента по моделированию образцов человеческого мастерства. Лингвист (Джон Гриндер) и программист (Ричард Бэндлер) объединили свои ресурсы для того, чтобы изучить психотерапевтические навыки, которые использовали Вирджиния Сатир и Фритц Перлз при общении со своими клиентами. В результате этого первоначального моделирования
    Бэндлер и Гриндер (Bandler & Grinder, 1975) создали эксплицитную модель имплицитных моделей, используемых Сатир и Перлзом при управлении своими реакциями, поведением, языком и т. д. Бэндлер и Гриндер назвали эту модель модели “метамоделью языка в психотерапии”. Так началось НЛП.
    Бэндлер и Гриндер пришли из тех дисциплин, в которых научились думать в терминах разбиения сложных действий и лингвистических паттернов на меньшие элементы (чанки). В конечном счете,

    206 они обнаружили эти элементы субъективного опыта в сенсорных репрезентативных системах.
    Итак, в качестве основных компонентов субъективного опыта они использовали сенсорные формы осведомленности (визуальная, аудиальная, кинестетическая, обонятельная и вкусовая).
    Бэндлер и Гриндер использовали “биокомпьютерную” модель мозга и поэтому предположили, что можно запрограммировать его систему обработки информации. Они хотели знать, как внутренняя структура последовательностей использования репрезентативных сенсорных систем может приводить к высокопродуктивным видам поведения. Это дало начало модели стратегии.
    Затем при помощи вопроса “Как это работает?” они смогли обнаружить последовательность использования этих элементов. “Как работает этот элемент субъективного опыта (например, психотерапевтическая коммуникация, мотивация встать утром, сохранение ресурсов в условиях отрицательной обратной связи и т. д.)?” “Что происходит в первую очередь, во вторую и в третью?” Бэндлер и Гриндер использовали “биокомпьютерную” модель мозга и поэтому предположили, что можно запрограммировать его систему обработки информации. Они хотели знать, как внутренняя структура последовательностей использования репрезентативных сенсорных систем может приводить к высокопродуктивным видам поведения. Это дало начало модели стратегий.
    Философия/ эпистемология НЛП
    Эпистемология НЛП является конструктивистской и основана на идеях, впервые высказанных
    Им-
    * Эта глава является переработанным вариантом главы 1 книги Майкла Холла “НЛП:
    Становимся "мета" на логических уровнях” (Hall, 1997).
    222
    Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование
    I мануилом Кантом, а затем развитых в рамках общей семантики. Эпистемология описывает то, что мы знаем; как мы узнаем, что именно мы знаем, и как мы узнаем, что мы это знаем. Частью эпистемологии НЛП является высказывание Альфреда Кожибски (Korzybski, 1933/1994): “"Карта"
    - не "территория"*. То, что мы знаем и испытываем “внутри” себя (“субъективный опыт”), коренным образом отличается от того, что существует “снаружи” (то есть от “территории*). То, что мы знаем и испытываем внутри себя, является “картой” по отношению к “территории” - карта может репрезентировать территорию, соответствовать ей, отражать ее, символизировать ее - но она не является территорией. Эти два феномена (“карта” и “территория”) находятся на разных уровнях (поверхностно называемых “субъективным” и “объективным” уровнями опыта). Как пишут Дилтс, Бэндлер, Гриндер и Делозье (Dilts, Bandler, Grinder & DeLozier, 1980), это означает, что мы не оперируем непосредственно самим миром:
    “Вместо этого мы оперируем закодированны-ми интерпретациями окружающей среды, полу- чаемыми и испытываемыми нашими сенсорными репрезентативными системами: образами, звуками , запахами, вкусами и ощущениями (тактильными и проприоцептивными) Информация о нашем внутреннем мире (как и о наших внутренних состояниях) воспринимается, организуется, группируется и передается по внутренней системе нервных путей, которые заканчиваются в мозге, нашем центральном биопроцессоре. Эта информация затем преобразуется при помощи внутренних стратегий обработки, которые есть у каждого человека”
    Мы оперируем непосредственно, но не с миром, а с нашими “картами” мира. Модели, которые мы создаем для взаимодействия с миром, требуют того, чтобы мы определили и репрезентировали две вещи: (1) набор структурных элементов и (2) синтаксис.
    Мы оперируем непосредственно, но не с миром, а с нашими “картами”мира. Модели, которые мы создаем для взаимодействия с миром, требуют того, чтобы мы определили и репрезентировали две вещи: (1) набор структурных элементов и (2) синтаксис. Структурные элементы являются составными компонентами, а синтаксис - набором правил или инструкций, описывающих то, как мы можем собрать эти компоненты вместе.
    Эпистемология НЛП является конструктивистской, поэтому, как и другие западные научные мо- дели, она основана на сенсорном опыте и преобразовании факторов окружающей среды в факторы решений. Следовательно, она фокусируется в большей степени на форме, а не на содержании, но отличается от других моделей тем, что включает наблюдателя.
    Исследуя то, как мозг формирует (или конструирует) внутренние репрезентации, создающие состояние сознания, НЛП принимает системный подход к сознанию и телу. Сознание и тело,

    207 культура, язык и т. д. образуют сложную систему, в которой ни одна часть не функционирует изолированно от других частей.
    Под конструктивизмом мы здесь понимаем тот факт, что мы имеем дело не с территорией
    (реальностью первого уровня), а только с создаваемыми нами внутренними реальностями.
    Сначала Кожибски придерживался модели соответствия истины, то есть он считал, что наша модель должна соответствовать территории. Затем он приводил доводы в пользу прагматической модели истины, то есть говорил, что нам нужна модель, которая позволила бы нам эффективно функционировать, даже если “карта” не совсем точно соответствует “территории”.
    Компоненты субъективного опыта
    Для формирования режимов осведомленности мозг использует ощущения (сенсорные модальности).
    Итак, все начинается с сенсорной репрезентативной системы, которая делает эксплицитным то, о чем мы думаем в терминах образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. При помощи органов чувств (глаз, ушей, мышечных и тактильных ощущений) мы получаем данные из внешнего мира.
    Затем, используя эти видимые, слышимые и ощущаемые формы, мы “думаем” для
    “репрезентации” того, что увидели, услышали, ощутили и т. д. Для формирования режимов осведомленности мозг использует несколько сенсорных модальностей. Мышление невозможно без этих основных режимов. Эти компоненты составляют саму форму наших отделенных мыслей.
    Мы обрабатываем информацию, получаемую по сенсорным каналам. Ради удобства в НЛП репрезентативные системы обозначаются следующим образом:
    Глава 15• Стратегии
    223
    V - визуальная (образы, картины);
    А - аудиальная (звуки, тон),
    At - аудиально-тональная (звуки);
    К - кинестетическая (тактильные и внутренние ощущения тела);
    О - обонятельная (запахи);
    G - вкусовая (вкусовые ощущения);
    М - моторная (движения). Эти репрезентативные системы можно считать внешними или внутренними источниками данных, поэтому иногда мы обозначаем это, добавляя индекс е или I, например Ve (визуальная внутренняя система). Эти репрезентативные системы можно также считать запомненной информацией, сохраняемой внутри нервной системы (г) или сконструированной в воображении (с). г - запомненная информация (VAK); с - сконструированная информация (VAK); i - внутренний источник информации (трансдеривационный поиск); е - внешний источник информации (состояние “аптайм”, сенсорная осведомленность).
    Для обозначения того, что мы используем мета-репрезентативную систему, слова и язык, мы используем следующую нотацию:
    Ad - аудиально-дигитальная система (языковая система, слова, внутренняя речь).
    Посредством этих репрезентативных систем мы ещераз представляем себе информацию. Наше мышление основано на внешних сенсорных модальностях (ШСплюязык). При помощи этих
    “инструментов” мы создаем личные “карты” мира для следования по жизни. Большинство из нас предпочитает одну репрезентативную систему другим и, фактически, злоупотребляет ее использованием, игнорируя остальные.
    Эти репрезентативные системы функционируют как составные компоненты поведения. Используя категории и классы, мы проводим мысленные различия. Каждая сенсорная модальность имеет специфические качества, которые являются свойствами репрезентативных систем. Эти качества в
    НЛП традиционно называются субмодальностями. Мы предпочитаем называть их “качествами модальностей” или “отличительными свойствами репрезентаций”. Они предоставляют мозгу специфическую информацию для сортировки и кодирования опыта. Обычно мы не осознаем модальности, но можем легко сделать их осознанными, просто получив о них осведомленность. Такая осведомленность позволяет нам изменять субмодальную структуру опыта.
    Основные визуальные субмодальности:
    Яркость

    208
    Фокус
    Цвет
    Размер
    Расстояние
    Контрастность
    Движение
    Направление
    Передний/задний план
    Расположение
    Основные аудиальные субмодальности:
    Высота звука
    Непрерывность/прерывность
    Ассоциированность/диссоциированность
    Темп
    Громкость
    Ритмичность
    Продолжительность
    Расстояние
    Четкость
    Основные кинестетические субмодальности:
    Давление
    Расположение
    Степень
    Форма
    Текстура
    Температура
    Движение
    Продолжительность
    I
    224
    Часть 4 •.Продвинутое НЛП-моделирование
    Интенсивность Частота
    В конечном счете, мы форматируем или программируем наше поведение, наши навыки и способности при помощи комбинирования и установления последовательности использования репрезентаций, осуществляемых при помощи нервной системы.
    Затем мы форматируем или программируем наши поведение, навыки и способности при помощи комбинирования и установления последовательности использования этих репрезентаций, осуществляемых при помощи нервной системы. Обработка нами входных стимулов осуществляется при помощи последовательности внутренних репрезентаций, которую мы называем “стратегией”. Итак, при построении стратегии мы фокусируемся на процессах распаковки и реорганизации поведения в эффективные передающиеся последовательности. Так мы можем задать формат новых, более эффективных способов деятельности.
    “Картографирование”: создание “карт” для описания территории
    Бэндлер и Гриндер считают, что при создании внутренних “карт” мира (наших “программ”) мы используем три процесса моделирования. Это опущение, обобщение и искажение, и они определяют то, как мы абстрагируемся от территории и преобразуем ее в репрезентативную
    “карту”.
    Опущение
    Мы осуществляем опущение из-за того, что не можем обработать все миллиарды бит информации, вторгающиеся в нашу нервную систему в каждый конкретный момент. Это ошеломило бы нас. Наш сенсорный аппарат также не позволяет ввести все доступные данные.
    Наши глаза видят только очень узкую часть светового спектра. Наши уши воспринимают только очень узкий диапазон звуковых частот. Итак, мы имеем дело с реальностью не непосредственно, а косвенно, при помощи мозга и нервной системы. Мы регистрируем только малую часть по- ступающих образов, звуков, ощущений, запахов и вкусов. Избирательно обрабатывая информацию, наш мозг защищает нас. Опущение становится про-

    209 блемой только тогда, когда мы опускаем существенные или важные элементы информации.
    Хаксли (Huxley, 1954) говорит, что функция мозга и нервной системы заключается в:
    “защите нас от ошеломления и замешательства, вызванного огромным количеством по большей части бесполезной и нерелевантной информации, посредством отбрасывания в каждый момент большей части того, что в противном случае мы должны были бы воспринять или запомнить. Для обеспечения биологического выживания информация должна поступать в сознание через редукционный клапан мозга и нервной системы. То, что выходитсдругой стороны, представляет собой ничтожно маленькую струйку осознанной информации, которая помогает нам выжить на этой планете” (курсив наш).
    Далее он описывает, как при помощи языка мы выражаем и подтверждаем переживание “мира уменьшенной осведомленности”.
    Миллер (Miller, 1956) в своей классической работе утверждал, что осознание имеет предел, равный 7 ± 2 элементам информации за раз. Это значительно ограничивает наши знания и нас самих. Поэтому для того чтобы наше “подсознание” управляло восприятием, научением и
    “программами”, они должны стать привычными. Когда мы многократно повторяем определенный мыслительный паттерн, он выпадает из сознания, как если бы мы хранили его неосознанно. В этой модели осознание считается “результатом деятельности нервной системы”. Репрезентация становится осознанной только тогда, когда достигает определенного уровня интенсивности.
    Осознание может работать с 7 ± 2 элементами информации за раз (элементы в сознании связаны с формированием паттерна опыта, который мы еще не сделали неосознанным), поэтому когда информация достигает статуса ТОТЕ, она выпадает из сознания, освобождая его для новой информации.
    Миллер (Miller, 1956)в своей классической работе утверждал, что осознание имеет предел, равный
    7 + 2 элементам информации за раз.
    Обобщение
    Чрезмерное количество информации приводит к тому, что мы делаем обобщения, нужные для резюмирования паттернов. Обобщая при помощи категоризации, организации, абстрагирования и перевода знаний на более высокий уровень, мы упрощаем мир. Мы делаем обобщения, относя предметы с похожей функцией, структурой, природой и т. д. к одной ка-
    Глава -15- Стратегии
    225 тегории. Обобщая, мы опираемся на гештальты значений, значимые конфигурации и синтез информации. Мы ищем паттерны, и когда находим повторяющийся время от времени опыт, мы часто приходим к заключению, что имеем дело с паттерном. Это сохраняет нам время и избавляет от проблем, так как мы не должны постоянно сталкиваться с новым миром. Мы делаем обобщения, чтобы внести в мир порядок и значение; это основано на нашей способности замечать паттерны похожих синтаксиса, содержания, формы и значения.
    Искажение
    При построении моделей мы неизбежно искажаем информацию, опуская и обобщая данные. Мы воспринимаем территорию через наши фильтры восприятия. Когда мы встраиваем наши программы, наши “мысли” (репрезентативные системы) перемещаются на более высокий логический уровень в качестве убеждений, ценностей и установок (искажения более высокого уровня). Когда мы “видим” в чем-то потенциал, мы искажаем. Когда мы наделяем что-то значением или ценностью, мы искажаем. Этот процесс моделирования не является ни хорошим, ни плохим, просто наша нервная система таким образом обрабатывает и организует данные.
    Следовательно, “цвет” существует не во внешнем мире, а внутри нашей нервной системы.
    Каждая форма искажения (например, убеждения, ценности, образы восприятия) “организует” нас.
    В конечном счете, формат искажения психологически организует саму нашу “суть” или личность
    (то, как мы думаем, воспринимаем, чувствуем, оцениваем, верим и поступаем). Иначе говоря, наши “карты” рефлексивны в том смысле, что они формируют нас по своему образу. Убеждения и ценности, берущие начало в “картографировании”, вызывают у нас “состояния сознания”, которые, в свою очередь, определяют, мотивируют нас и управляют нами. Это создает особенности нашей “личности” (Hall & Во-denhamer, 1997b). перемещаться по реальности. Это объясняет, почему очень интеллектуальные люди могут совершать глупые поступки. У них есть внутренняя “карта”, которая потребовала этого! Их
    “карты” “программируют” или контролируют их восприятие, поведение, коммуникации, навыки,

    210 состояния и т. д. Если их “карты” привели к опущению чего-то существенного, к поспешному обобщению принципа, правила или убеждения, к чрезмерному искажению, то программы
    (стратегии) могут организовать и мотивировать их непродуктивным образом.
    Чтоже является результатом опущений, обобщений и искажений? Внутренняя “карта” мира - парадигма. Мы создаем эту “карту” для того, чтобы перемещаться по реальности.
    Эти процессы и знания мы называем стратегиями. Когда мы “запускаем мозг” и нервную систему с определенным образом структурированными и организованными опущениями, обобщениями, искажениями и т. д., наш мозг привыкает “приходить в одно и то же место”. Он разрабатывает стратегию, или последовательность использования репрезентативных систем, для создания опыта.
    По этой причине мы говорим, что каждый опыт имеет внутреннюю структуру. Даже у таких дезорганизованных состояний, как безумие, замешательство, стресс, промедление и т. д., есть определенный специфический сенсорный план.
    Стратегии являются просто формальными описаниями того, что мы делаем внутри своей головы и нервной системы для создания конкретного поведения, состоящего из мыслей, эмоций, убеждений, ценностей, состояний, навыков, опыта, коммуникации или чего-нибудь еще. Все виды поведения (обучение, запоминание, мотивация, выбор, коммуникация, изменение и т. д.) являются результатом систематически упорядоченных последовательностей сенсорных репрезентаций.
    Каждая форма искажения (например, убеждения, ценности, образы восприятия) “организует” нас.
    Все виды поведения (обучение, запоминание, мотивация, выбор, коммуникация, изменение и т. д.) являются результатом систематически упорядоченных последовательностей сенсорных репрезентаций.
    Моделирование, создающее “карты” стратегий
    Что же является результатом опущений, обобщений и искажений? Внутренняя “карта”мира - па- радигма. Мы создаем эту “карту” для того, чтобы
    Заключение
    В этом простом введении в понятия, составляющие “сознание”, “личность” и субъективный опыт
    226
    Часть 4 • Продвинутое НЛП-моделирование человека, описаны неотъемлемые элементы нашего поведения. Теперь нас интересует, как эти элементы объединяются и сочетаются для создания “субъективного опыта”.
    Часть II. Модель стратегий НЛП
    Исследование осознания
    Наше сознание бродит по разным местам. Вы можете быть в этом уверены! В наших мыслях, эмоциях, нервных процессах, поведении мы иногда чувствуем, как нас перемещает поток сознания. Мы встаем утром, размышляя о своих делах (или делах кого-нибудь другого!), и затем вдруг в сознании возникает мысль, активируя наши воспоминания так, что мы внутренне переносимся в другое место и время... и обнаруживаем, что испытываем интенсивные знакомые эмоции!
    Как мы можем исследовать эти изменения и места, в которые нас приводит сознание? Для этого нам надо сосредоточиться на элементах субъективного опыта - на кодировании “мыслей” в терминах сенсорных систем и субмодальных качеств. Нам нужно посмотреть на внутренний
    “экран сознания” и обратить внимание на кодировки. Если каждое поведение и каждое переживание имеют структуру, то объяснение любого поведения (ключ к любому поведению) лежит в его кодировке. Феноменологически, внутренне мы “осознаем” что-либо в терминах
    “ощущений”, которые первоначально использовали для ввода информации.
    Феноменологически, внутренне мы “осознаем” что-либо в терминах “ощущений”, которые мы первоначально использовали для ввода информации.
    Если эти внутренние репрезентативные системы являются ингредиентами, которые мы смешиваем для создания всего нашего “опыта”, включая мышление, стиль мышления, эмоции, поведение, “личность” и т. д., то как эти элементы связаны друг с другом? Какие связи определяют их порядок, последовательность, значение, время использования и т. д.? Этот вопрос приводит нас к следующей области НЛП — к стратегиям. Но перед тем как мы отправимся туда, я хочу задать вам один вопрос. Как

    1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   33


    написать администратору сайта