Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • Приложения. Е.В. Дубровская. Рассказы и сценарии МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – ШКОЛАМ РОССИИ СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «СТЕША»

  • Сбориник. МР_второй сборник. Е. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе


    Скачать 3.97 Mb.
    НазваниеЕ. А. Бондаренко Е. В. Дубровская Киноуроки в современной школе
    АнкорСбориник
    Дата08.04.2022
    Размер3.97 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМР_второй сборник.pdf
    ТипМетодическое пособие
    #453294
    страница16 из 20
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20
    Социальная практика
    Уважаемые педагоги!
    Важнейшим аспектом киноуроков является организация закрепляющих
    воспитательных практик, организованных в классах вашей школы. На
    каждое понятие или качество, разбираемое на киноуроке, необходимо
    придумать вместе с учениками общественно полезную акцию, направленную
    на закрепление этого понятия и применение его на практике.
    Рекомендуем следующий ритм работы по киноурокам в течение
    месяца:
    Первая неделя - проведение киноурока и домашнее задание «придумать
    общественно полезную акцию по теме киноурока».
    Вторая неделя – проведение собрания и выбор общественно полезной
    акции по теме киноурока из придуманных, назначение сроков её реализации.
    Третья неделя – реализация выбранной общественно полезной акции по
    теме киноурока и обсуждение результатов.
    Просим
    все
    общественно-полезные
    акции,
    придуманные
    и
    реализованные школьниками, присылать на почту kinouroki@mail.ru и
    публиковать в социальной сети ВКонтакте на главной странице группы
    «Киноуроки в школах России».
    Приглашаем педагогов, системно проводивших в своем классе,
    ежемесячно, в течение учебного года, киноуроки с применением
    воспитательных практик, стать участниками Всероссийского экспертного
    совета национального развития, организованного в рамках проекта
    «Киноуроки в школах России».
    Все социальные практики будут публиковаться в электронном
    каталоге. Ежегодно, по 9 лучшим воспитательным практикам, в каждом
    регионе, будет снят документальный фильм, раскрывающий работу
    педагога с детьми.

    151
    Заключение
    Кинематограф, телевидение, видео в ХХ веке дали весьма наглядный пример невероятной по размаху и скорости системы распространения аудиовизуальной информации в художественной форме. Искусство экрана по сути явилось синтезом всех существовавших ранее искусств. Это искусство, которое определило новый тип восприятия, сформировало широчайший круг зрителей, прошло несколько революционных этапов технологических преобразований; искусство, чьи связи с многовековыми традициями других искусств (живописью, литературой, музыкой) дают невероятный по силе воздействия и совершенно своеобразный эффект. Искусство, где наиболее остро проявляется противостояние культуры и антикультуры - и все это на глазах у нас, зрителей, ежедневно, ежеминутно, ежесекундно... Стало уже банальным говорить о том, что искусство экрана - “машина времени”, которой доступны любые перемещения - десятилетия, века, эпохи, а о путешествиях в пространстве и говорить не приходится - за десятиминутную передачу новостей по любому из телевизионных каналов вы побываете во стольких местах и узнаете о такой массе событий, что зачастую наступает пресыщение информацией Крестьянин девятнадцатого века за всю свою жизнь не видел столько катастроф, пожаров, наводнений, дипломатических визитов и прочих великих событий, сколько мы можем узреть за одну передачу новостей. И это меняет не только ритм жизни и насыщенность информацией - это диктует новую структуру интересов, где потребность в остросюжетном экранном зрелище превращается порой в наркотическую зависимость, где зрелище должно становиться наступательным, агрессивным, чтобы удержать зрителя у экрана, приковать его внимание если не к содержанию, так хотя бы к визуальной форме сюжета - цвету. свету. ритму монтажа. Невольно вспоминается утверждение о том, что антикультура есть естественная часть культуры, и разрушение - тоже способ самоутверждения. Однако, активизируя восприятие до предела чисто внешними факторами, мы неизбежно теряем активность зрителя. Если уходит цельность экранного зрелища - возникает раздражение, которое обычно выливается в бесцельное блуждание по телевизионным каналам в поисках зрительного образа, за который можно “зацепиться”, реализовать пассивный тип восприятия. Поневоле вздохнешь о золотых временах кинематографа - полнометражные фильмы, классический репертуар, дыхание зрительного зала, активное восприятие... То ли дело - “одиночество с собой” перед телеэкраном - обилие однородных по сути каналов, бесконечные отупляющие рекламные паузы, бесчисленные телесериалы...
    Поэтому воспитательная работа с искусством экрана необходима именно в рамках образования. Авторитет этих искусств у подростков очень велик; зачастую тот "круг общения", который они себе подбирают, используя телеэкран или видеофильмы, является для них своеобразной "неформальной группой", чьи жизненный ценности и идеалы становятся примером, поводом

    152 для подражания. Кроме того, следует учитывать и еще одно важное свойство экранных искусств - при определенной визуальной агрессивности развлекательной теле- и видеосреды ее действие практически приравнивается к наркотическому. Не замечать искусства, воздействие которого на идеалы подростков особенно наглядно; искусства, которое формирует наше восприятие и пытается формировать наши потребности, - это стало традицией. А между тем именно на материале экранных искусств наиболее наглядно проявляются современные формы общения. Кризис традиционной монологической педагогики достаточно просто связать с демократией экранного зрелища: у всех теперь равные права появления на телеэкране - от президента России до “бомжа”; система ценностей проявляется и реализуется в других вещах. Но формально высказать свое мнение может каждый.
    Если мы вспомним ставшее уже притчей во языцех советское телевидение - контраст очевиден. Там говорили избранные, которые диктовали так называемое “общественное мнение” - здесь говорят все. Но говорят не сами, а “прячутся” за мнение своих персонажей - тех, кого снимают; однако любой школьник в состоянии понять в результате специального анализа собственного восприятия экрана, как из положительного интервью можно смонтировать отрицательное, как снять
    “огромную толпу” на полупустой площади и т. п. Возникает парадокс: на самом деле наше восприятие определяют личные пристрастия и профессиональное мастерство тех, кто “делает” телевидение; так называемой
    “объективной” информации не существует, она в каждом случае изначально субъективна - но оценить степень этой субъективности, скорректировать информацию, увидеть, что стоит за ситуацией можно лишь обладая навыком в области художественного восприятия экрана, а также умением анализировать собственное восприятие. Собственно, курс основ аудиовизуальной культуры для подростка и подразумевает выработку такого навыка, когда увиденное не слепо “потребляется”, но осмысливается: а что именно я увидел? Почему воспринял это именно так? Хотели ли мне внушить какую-то мысль - и с какой целью? Как мне на это реагировать? Эта цепочка восприятия относится лишь к уровню осознания; а поскольку , по данным НИИ физиологии РАН
    4
    , 95% мышления происходит на уровне подсознания (там, где работают и механизмы эстетического восприятия - чувственно-эмоционального воздействия, мгновенной оценки, интуитивного поиска, принятия ситуации на уровне эмпатии или отторжения), необходима работа по формированию комплекса навыков, которые способствуют рождению не только эстетического мировосприятия, но и мировоззрения, где активность по отношению к миру проявляется через законы красоты, любви, гармонии.
    Если мы рассмотрим сценические эффекты документальных телепередач, то увидим механизм, убивающий принцип и возможность воспитания "человека в себе" через эту системы ценностей. Новости, снятые
    4
    Материалы семинара “Восприятие и мышление”, Москва, 1990

    153 и поданные откровенно театрально; американские репортажи о войне в
    Ираке, снятые и смонтированные в рекламном стиле; цирковой подтекст многих российских телевизионных политических ток-шоу, ирония остранения острейших проблем нашей жизни в программах «Право голоса”,
    “клиповое” мышление в некоторых молодежных передачах или на канале
    МУЗ ТВ - все это является предметом интереса подростков и может служить материалом для плодотворных дискуссий о необходимости не только иметь собственную позицию восприятия, но и уметь при случае реализовать свои взгляды в той же “системе измерений”, споря в предлагаемыми точками зрения или даже поддерживая их.
    Самым существенным в итоге является то, что подросток, прошедший этап творческой реализации своих замыслов через анализ фильма в системе киноуроков теряет свойство "управляемости" через СМИ и обретает самостоятельный взгляд на вещи. Таким образом, восприятие, анализ, творчество в сфере аудиовизуальных искусств становятся ключевыми моментами процесса воспитания, а иногда и социальной реабилитации современных детей и подростков.
    Аудиовизуальные искусства оказывают огромное влияние на развитие личности. Работа с этой сферой может стать поводом для перестройки всей системы общения, если педагог выберет для себя правильную позицию. В первую очередь для успешной работы необходимо элементарное соблюдение условий диалога:
    Желание понять собеседника.
    Равенство всех участников диалога по отношению к новой информации.
    3. Отсутствие жесткого диктата в подведении итогов; ценность дискуссии - в разнообразии мнений, а не в приведении всех размышлений к единому выводу, единому знаменателю.
    Таким образом, преподавание основ аудиовизуальной культуры может быть базой для выработки у подростков новых форм познания, развития и совершенствования мышления, коррекции эстетического восприятия, реализации творческого потенциала, освоения новых форм взаимодействия с миром, ценностного и профессионального ориентирования.
    Педагогический потенциал курса аудиовизуального образования заключен в достижении следующих целей:
    * развитие эмоциональной сферы подростка наряду с интеллектуальной;
    * закрепление уже известного материала;
    * самостоятельный поиск закономерностей в искусстве, объединяющих и разъединяющих основ; развитие способности видеть общее в различных и различное в сходных явлениях;
    * активизация творческого начала и стремления к самовыражению;

    154
    * умение при необходимости объяснить концептуальный смысл произведения любого искусства посредством перевода и изложения этой концепции на языке медиа (например, концепция живописного произведения
    - через язык экрана, через литературную рецензию, через компьютерный реферат);
    * быстрая обучаемость, высокая задействованность уже имеющихся у человека знаний;
    * развитие потенциального интереса к поиску новых, творческих путей и форм решения поставленных образовательных задач;
    * реализация и отработка диалогической модели общения с миром на разных уровнях;
    * реализация психологического механизма, позволяющего вырабатывать коллегиальное мнение и общий творческий результат при работе в малых коллективах (микрогруппы по 3-5 человек);
    * формирование условий для самообразования и возникновения познавательной потребности - стремления к самостоятельному поиску и отбору необходимой информации;
    * формирование индивидуального механизма корректировки информации, получаемой через СМИ, индивидуальной системы ценностных ориентаций;
    * возможность самореализации и социальной реабилитации подростков девиантного поведения через практико-ориентированную систему творчества в сфере аудиовизуальных искусств.

    155
    Список литературы
    1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
    392 с.
    2. Баранов О.А. Экран становится прутом: Из опыта работы учителя. М.:
    Просвещение, 1979. 96 с.
    3. Бондаренко Е.А. Путешествие в мир кино. М: Олма-пресс гранд, 2003.
    265 с.
    4. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. М. Аргус, 1995. 64 с.
    5. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. М., Аргус, 1995. 42 с.
    6. «Встречи с киноискусством», сборник статей, М., 1988 7. Вайсфельд И.В. Поэзия педагогического поиска //Искусство кино.1976.
    № 5. С. 120-132.
    8. Вайсфельд И.В., Демин В.П. и др.. Встречи с X музой: Беседы о киноискусстве. Для учащихся ст. классов. Кн.1-2. М.: Просвещение,
    1981. 223 с + 175 с..
    9. Василюк Ф.Е., “Психология переживания”, М., 1984, 160 с.
    10. Гращенкова И.Н. Кино как средство эстетического воспитания:
    Социально-эстетический потенциал современного кинопроцесса:
    Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1986. 224 с.
    11. Зримое слово: Кино и литература: диалектика взаимодействия /Отв. ред. Н.С.Горняцкая. Л.: Искусство, 1985. 168 с.
    12. Карпова Т.М. Школьникам о документальном кино: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1986. 112 с.
    13. Кино и дети: Сб. статей о проблемах детского восприятия филь¬ма и сложившихся приемах и методах работы с детьми в кино / Сост.
    М.Шнейдер и А.Попова. М.: Искусство, 1971. 286 с.
    14. Кино: от студии до зрительного зала /Сост. Е.Нагирняк, В.Петрова. М.:
    Сов. Россия, 1980. 128 с.
    15. Кино-юным /Сост. В.А.Антонова. М.: Искусство, 1985. 336 с.
    16. Левшина И.С. Любите ли вы кино? М.: Искусство, 1978. 254 с.
    17. Левшина И.С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1939. 176 с.
    Методическое пособие по кинообразованию: Пер. с англ. М.:
    Ассоциация деятелей кинообразования СССР, 1990. 124 с.
    18. Нечай О.Ф. Основы киноискусства: Учебное пособие для студентов педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1989. 288 с.
    19. Основы киноискусства - школьникам / Под ред. А.С.Строевой,
    В.Максимова. М.: Педагогика, 1974. 112 с.
    20. Парамонова К. В зрительном вале - дети. М.: Искусство, 1967. 192 с.
    21. Пензин С. Кино - воспитатель молодежи: Беседы о киноискусстве.
    Воронеж: Изд-во ВГУ, 1975. 127 с.
    22. Поличко Г.А. Экспериментальная программа школьного факультатива "Литература и кино": Для 8-10 классов средней общеобразовательной школы. М.: Мин. просв. СССР, 1978. 88 с.
    23. Усов Ю.Н., «В мире экранных искусств», М., 1996. 190 с.

    156 24. Усов Ю.Н. Методика использования киноискусства в идейно- эстетическком воспитании учащихся 8-10 классов. Таллинн:
    Министерство просвещения Эстонии, 1980.
    25. Федоров А.В. Трудно быть молодым: Кино и школа. М.: Киноцентр,
    1989. 64 с.
    26. Фрейлих С. Беседы о советском кино: Кн. для учащихся ст. классов.М.:
    Просвещение, 1985. 191 с.
    Сайты с материалами по кинообразованию
    Информационная грамотность и медиаобразование для всех http://www.mediagram.ru/
    Журнал «Медиа. Информация. Коммуникация» http://mic.org.ru
    Бибюлиотека «Медиаобразование» http://mediaeducation.ucoz.ru/news/ehlektronnaja_nauchnaja_biblioteka_
    mediaobrazovanie/2014-02-04-3

    157
    Приложения.
    Е.В. Дубровская. Рассказы и сценарии
    МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ – ШКОЛАМ РОССИИ
    СЦЕНАРИЙ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА
    «СТЕША»
    СЦЕНА 1 НАТ. ДЕНЬ.
    Деревенский луг. На вершине зеленого холма Стеша и Дед Семен. Они склонились над
    травами.
    ДЕД
    Они же как люди, знают с кем рядом жить, а с кем и порознь. Вот теперь чай заваривай только с теми травами, что рядом растут. Смотри, да подмечай.
    СТЕША
    Деда, я поняла! Если травки дружат друг с другом, значит и чаек будет полезный.
    ДЕД
    Молодец. Если в ладу жить много пользы можно принести.
    СТЕША
    Как мы с тобой?
    ДЕД
    Ой, лиса. Давай домой беги, мамке помогать. Завтра придешь.
    СТЕША
    Я завтра не смогу. Меня мама в город везет.
    ДЕД
    В город?
    СТЕША
    Буду знакомиться с тетей и двоюродным братом. Вот почему, они с мамой сестры, рядом росли, а совсем не дружили?
    ДЕД
    Знаешь, как бывает, одно яблочко на солнышке зреет и сладким становится, а другое в тенечке растет и с кислинкой получается. Так и люди в одной семье родятся, а все разные.
    СТЕША
    Город и деревня тоже разные? Я если честно, я чуточку города побаиваюсь
    ДЕД
    А ты не бойся, ты же не зайчонок. Ты вот леса боишься?
    СТЕША
    (Смеётся)
    Так что там бояться-то? Там все родное.
    ДЕД
    Вот и думай, что город – это тоже лес, только другой. Другая у него природа, но вот законы те же. Разберешься, ты прозорливая.
    СТЕША
    Да как разобраться-то, деда?
    ДЕД
    Вот что я тебе скажу девочка, все, что ты делаешь, делай честно и с любовью. А там само все сложится.
    Стеша стоит на высоком пригорке и видит сказочную природу: поле, лес, ручеёк. Её
    глаза внимательно вглядываются в даль, и мы уже видим не верхушки деревьев, а
    новостройки Москвы, высотки, трубы. Стеша стоит на балконе одно из таких домов.

    158
    СЦЕНА 2 ИНТ. УТРО
    Балкон в квартире Тети Гали и Макара. Стеша смотрит на густо заселенный район и
    слышит разговор в комнате тети Гали и Макара.
    ТЕТЯ
    Ничего с тобой не случится.
    МАКАР
    Мам, ну у меня дела, понимаешь?
    ТЕТЯ
    Через три дня мы уедем на дачу, а пока отложи свои дела и покажи сестре город. Твои друзья подождут, не умрете друг без друга. И запомни, Стеша девочка особенная и в городе впервые, чтобы ни на секунду от неё не отходил.
    В это время на балкон выходит мама Стеши, Валентина. Она собрана уходить.
    МАМА СТЕШИ
    Стешенька, мы пошли. А Макар тебе город покажет.
    СТЕША
    Мама, здесь столько людей. И как они тут живут?
    МАМА
    Хорошо живут.
    СТЕША
    Тесно им, наверное.
    Мама смеется. В это время на балкон заглянул Макар, чтобы позвать Стешу, но не стал
    перебивать их разговор. Немного послушал и вышел.
    МАМА
    Привыкла ты у меня к вольной воле, олененок. А им тут нравится.
    СТЕША
    Попугайчику тоже в клетке нравится, он же на свободе никогда не летал.
    МАМА
    Ты у меня как дед Семен разговаривать стала.
    СТЕША
    А разве это плохо?
    МАМА
    Да нет, не плохо, просто от людей не отрывайся, (задумалась, больше себе) или мы от тебя отрываться не должны. Все, до вечера
    Мама поцеловала дочку и вышла из балкона. А Стеша продолжала смотреть на
    огромные высотки спального района.
    СЦЕНА 3 ИНТ. ДЕНЬ
    Макар разговаривает по скайпу с Толстяком. Рядом с компьютером стоит пустой
    чайник, а из-под крана под сильнейшим напором льется вода.
    МАКАР
    Ждите нас с Жекой на площадке через 15 минут. Чай только попью и выйдем.
    ТОЛСТЯК
    Макарыч, нам что твою сестру три дня пасти?
    Стеша заходит на кухню и слышит последние слова Толстяка.
    СТЕША
    (с улыбкой) Так чего меня пасти-то? Я же не козленок?!
    МАКАР
    Все, Толстяк, скоро будем.
    Выключает скайп. В это время Стеша видит напор воды. Она резко бросается к крану и
    закрывает воду. В это время Макар закрыл скайп и повернулся набрать воды в чайник.

    159
    МАКАР
    И зачем ты закрыла, видела же, я чайник набираю.
    (набирает воду в чайник)
    СТЕША
    А мы с мамой воду в дом из родника носим. Зимой тяжело, а летом хорошо, радостно.
    МАКАР
    А здесь у всех вода в доме. Бери сколько хочешь.
    СТЕША
    Так зачем её зря лить? Нет её сколько хочешь. У нас вон сейчас речки высыхают. Целые деревни без воды сидят. (Смотрит на экран) А в Африке уже больше ста рек высохло.
    МАКАР
    Ну а мы-то тут при чем?! У них воды нет, у нас есть.
    СТЕША
    Так мы же люди! Мне деда говорил: «Вода, это чудо господне».
    (Флэшбек. Мы видим Стешу и деда Семена, стоящих у родника)
    Вода, это чудо господне. С молитвой она живая будет, а с поношениями – мертвая. И относится надо к ней бережно, как к чуду.
    МАКАР
    Так, я все понял. Моя сестра из Нарнии.
    СТЕША хохочет.
    Я читала эту книжку! Только я не из Нарнии, я из деревни Загубье.
    МАКАР
    Это одно и тоже. Вольный перевод.
    (Смотрит на Стешу и вздыхает).
    Ладно, собирайся. Гулять пойдем, (усмехается) оленёнок.
    СЦЕНА 4 НАТ. ДЕНЬ
    Площадка на которой сидят Макар, Толстяк, Жека и Стеша. Они увлеченно едят
    гамбургеры и запивают шипучкой. Стеша не ест, внимательно наблюдает, как Толстяк и
    Жека не отрываясь что-то пишут в телефонах.
    ЖЕКА
    Толстяку, не отрываясь от телефона
    Ага, размечтался!
    СТЕША
    тихонько Макару
    А что они делают?
    МАКАР
    Переписываются
    СТЕША
    С кем?
    МАКАР
    Друг с другом.
    Глаза Стеши становятся огромными от удивления и непонимания ситуации
    Даже не пытайся понять. У вас в Нарнии телефоны есть?
    СТЕША
    (смеется)
    В Загубье? Есть конечно, только нам они не нужны особенно.
    МАКАР
    А если тебе надо что-то срочно сказать соседу, ты что делаешь?
    СТЕША
    Пойду к нему и скажу.

    160
    МАКАР
    Хорошо. Усложняем ситуацию. Сосед живет на другом конце деревни, а сказать надо очень срочно?
    СТЕША
    Побегу к нему
    МАКАР
    А позвонить не догодаться?
    СТЕША
    Так бесполезно звонить. Он или в огороде работает, или скотину кормит. В деревне знаешь сколько дел!
    МАКАР
    Правильно! А мы живем в городе. И нам не надо чинить сараи и копать огороды.
    СТЕША
    У вас столько времени свободного! (Задумалась) Макар, а люди в городе зачем живут?
    Повисла неловкая пауза. Толстяк и Жека оторвались от своих телефонов. Макар прервал
    эту неловкую минуту.
    МАКАР
    Ладно, пошли.
    Стеша подошла к Толстяку и протянула ему свой гамбургер.
    СТЕША
    Хочешь ещё? Я не ела.
    ТОЛСТЯК
    Давай
    Толстяк вытащил из бумажки свой второй гамбургер и бросил бумагу под лавочку.
    Стеша импульсивно бросилась подбирать брошенные ребятами банки и пакеты и
    побежала к ближайшей урне.
    МАКАР
    Стеша! Давай быстрее!
    СТЕША
    запыхавшись
    А я быстро.
    МАКАР
    Ну и зачем тебе это?
    СТЕША
    Подбегая
    Просто… до нас тут так хорошо было. Пусть и после нас так будет.
    ЖЕКА
    Пародируя учителя
    Как говорит наша классная: Каждый человек должен оставить после себя след на этой земле!
    СТЕША
    Должен. Но не мусор же?
    На соседней скамейке оставлена пластиковая бутылка и много стаканчиков. Стеша
    хватает их и несет в урну.
    МАКАР
    И что ты думаешь, человек должен после себя оставлять?
    СТЕША
    Красоту!
    ЖЕКА
    Макарыч, она у тебя блаженная.
    СТЕША

    161
    Обыкновенная я. Просто люблю, чтобы чисто было.
    МАКАР
    Ладно, Стеша обыкновенная, пошли, покажу тебе город. А ты, Толстый, бойся, ещё где бумажки бросишь, наша Степанида против тебя направит стихии воды, огня и что там ещё бывает…, воздуха.
    СТЕША
    Смеётся
    Бояться ничего не надо. Просто надо по-человечески жить. (Видит, что никто не
    смеётся, а все смотрят на неё довольно серьезно. Стеше становится немного неловко).
    Так дедушка говорит.
    ТОЛСТЫЙ
    По-человечески – это красиво что ли?
    ЖЕКА
    Всё, Толстый, пошли – это заразное!
    МАКАР
    Давайте, пацаны, до завтра.
    Идут со Стешей к остановке
    А твой дед прям мудрец какой-то
    СТЕША
    Да, он мудрый и добрый. Ты приедешь, я тебя с ним обязательно познакомлю.
    МАКАР
    Еще и деда я не потяну. Мне пока тебя хватает.
    Они гуляют по Москве. Макар показывает Стеше самые красивые места. Она все время
    что-то спрашивает и смеется. Вот они кормят голубей. Видно, что Макар это делает в
    первый раз. Вся прогулка выходит у них очень солнечная и радостная.
    СЦЕНА 5 ИНТ. ДЕНЬ
    Квартира Галины и Макара. Все стоят одетые с сумками в прихожей. Макар вышел в
    коридор провожать.
    ГАЛИНА
    Макар. Поехали с нами. Если надо, будешь в город ездить.
    МАКАР
    Мам, мы же договорились. Я за бабушкой присмотрю.
    ГАЛИНА
    Ой, не знаю, за кого больше беспокоюсь, за тебя или за бабушку. Ну, поехали.
    МАКАР
    Подождите
    Бежит в комнату, роется в письменном столе и достает старый телефон. Что-то
    набирает в нем, выходит и дает телефон Стеше.
    Вот, возьми на всякий случай. Если что, нажмёшь один и я возьму трубку. Обещаю, в огороде не буду.
    СТЕША
    Спасибо.
    Стеша подошла и обняла Макара за шею. Все вышли, Макар так и остался стоять и
    смотреть на закрытую дверь.
    СЦЕНА 6. НАТ. УТРО.
    Стеша, выходит из дачной калитки. Они смотрит на небо, верхушки деревьев. Она
    одета по-походному, так же, как когда гуляет с дедушкой. Через плечо сумочка, в
    которой мы видим хлеб, морковку, воду, семечки. Перед тем, как закрыть калитку, она
    крикнула маме, которая в огороде вместе с сестрой пропалывали грядки.
    СТЕША
    Мамочка, я погулять.

    162
    МАМА
    Хорошо. Только недолго, к обеду, пожалуйста, приди.
    СТЕША
    Хорошо.
    ГАЛИНА
    Никак не привыкну, что ты её одну гулять отпускаешь? А если заблудится?
    МАМА
    Это мы с тобой заблудимся, а она нас выведет, а по дороге ещё с кабанами договорится, чтобы сопровождали. Не переживай, Стешка в лесу своя.
    ГАЛИНА
    Ой, Валентина, не знаю.
    СЦЕНА 7 НАТ.УТРО
    Стеша собирает в сумочку траву. Рядом сидит белка и ест семечки. Недалеко от этого
    места проходит лесная тропинка, по которой не спеша прогуливаются Виктор
    Николаевич и его адвокат. Стеша, слыша их разговор, замирает, начинает
    прислушиваться; незаметно для них передвинулась поближе.
    В.Н.
    Начинайте завтра с утра! Мне нужно, чтобы через неделю здесь была лужайка и даже мысли ни у кого не возникло, что тут лес когда-то был.
    АДВОКАТ
    Виктор Николаевич! Боюсь, такой объем и за неделю не успеть.
    В.Н.
    И правильно боишься. Другого времени у тебя нет. Вызови не 3, а 5 бригад. Зачисти так, чтобы травка зеленела, а не дыры в земле чернели.
    АДВОКАТ
    Да, я понял. Хотел спросить, Виктор Николаевич, а Вам лес, птичек не жалко? Все-таки заповедник.
    В.Н.
    Не жалко. У меня своя птичка подрастает. Пока я при деле, надо о ее будущем позаботиться. А лесов у нас много, и адвокатов тоже, кстати много. Так что тебе надо не вопросы задавать. А чтобы завтра с утра все здесь свалили, пенечка не оставили.
    Они уходят. Стеша сидит ошарашенная. Она вытаскивает из сумочки телефон,
    который ей дал Макар. Телефон показывает, что зарядка практически на нуле. Стеша
    набирает один и ждет. Заспанный Макар через продолжительное время берет трубку.
    Стеша пытается рассказать спокойно, но не выдерживает и начинает плакать,
    срываясь на крик.
    СТЕША
    Макар! Они лес хотят завтра утром валить.
    МАКАР
    Стеша? Кто? Ты где?
    СТЕША
    Его Виктор зовут. Николаевич.
    МАКАР
    Я его знаю, сосед по даче. Ты где сейчас? Ты где?
    СТЕША
    Я здесь, в лесу. Завтра с утра машины приедут. Он сказал, чтобы ничего не осталось.
    Макар! Он дом хочет строить!
    МАКАР
    Стеша, успокойся! Это очень богатый человек, ты ничего сделать не сможешь. Срочно иди домой. Там опасно оставаться.
    СТЕША

    163
    Нет, я не могу домой пойти. Я должна всех предупредить.
    МАКАР
    Стеша! Кого предупредить?
    СТЕША
    Здесь белки, лисички. (всхлипывает) А деревья! Я не смогу им помочь! (ревет в голос)
    Макар, придумай что-нибудь, пожалуйста!
    В это время телефон отключился.
    МАКАР
    Кричит Стеша! Стеша!
    Перезванивает, но слышит, что абонент не доступен, или вне зоны действия сети.
    Макар набирает другой номер.
    МАКАР
    Через 15 минут на площадке.
    СЦЕНА 8 НАТ. УТРО.
    Площадка, где в прошлый раз они собирались со Стешей. Жека и Толстяк сидят вялые,
    видно, что Макар их поднял с постели.
    ТОЛСТЯК
    Я не пойму, богатый влиятельный мужик хочет вырубить кусок леса, чтобы построить для дочери дом. Так в путь. Мы тут при чем?
    МАКАР
    А при том, что, если ты забыл, МЫ ЛЮДИ! И в этом самом лесу сейчас находится маленькая девочка, которая никуда не уйдет, пока не спасет там всех зайчиков и белочек.
    А завтра с утра приедет куча техники и начнет валить этот лес, и если мы что-нибудь сейчас не придумаем, то с ней может произойти все что угодно.
    ЖЕКА
    Сдались ей эти зайчики
    МАКАР
    Ну не странно?! Она за этих зайчиков жизнь отдать готова, а нам все равно. Мы кто?! Мы хоть что-то можем!? Блогеры недоделанные!!!!
    ЖЕКА
    Макарыч, ты чего? Можно попробовать.
    МАКАР
    Поздно пробовать - делать надо.
    ЖЕКА
    Мы свои ресурсы задействуем, но нужны репосты. Известные блогеры, журналисты, у кого подписчиков много. Хорошо бы каких-нибудь депутатов, кто в интернете шарит.
    ТОЛСТЯК
    Школьники активные и студенты, все организации, кто за экологию борется.
    МАКАР
    Я еду на дачу, позвоню маме и попробую найти Стешу, по дороге буду скидывать всех с кем договорюсь. Не подведите, пацаны.
    ЖЕКА
    Справимся. Сейчас наших подтянем и начнем.
    Макар уходит, Жека сидит в планшете. Поднимает голову и кричит вслед Макару.
    Макарыч, #Стеша?
    МАКАР
    Оборачивается
    Нет, сделай #олененок
    СЦЕНА 9. КЛИП
    Макар идет по дачной тропинке. Звонит по телефону, отправляет информацию по
    телефону.

    164
    Толстяк сидит за компом, перед ним сообщение: SOS! Маленькая девочка с глазами
    олененка в одиночку пытается спасти лес! Толстяк доедает очередной гамбургер и
    бросает коробочку в мусорное ведро, стоящее рядом.
    Жека беспрерывно, с невероятной скоростью что-то строчит в компьютере. К нему
    подходит сестра, смотрит, берет телефон кому-то звонит и уходит.
    Известный блогер проводит трансляцию и на экране появляется фото Стеши.
    Сестра Жеки собрала вокруг огромное количество детей, какой-то ансамбль. Они
    расходятся и каждый что-то пишет в телефоне.
    Девушка журналистка заходит в аудиторию. Все собираются вокруг неё, слушают,
    кивают, начинают что-то писать в телефонах.
    Телевидение. Вечерняя Москва прямая трансляция – фото Стеши.
    Толстяк так же сидит уткнувшись в экран. Ведро полное оберток и коробок.
    Жека протирает уставшие глаза, продолжает писать сообщения на смартфоне.
    СЦЕНА 10 НАТ. ЗАКАТ
    Макар идет по дороге на дачу. В наушниках работает радио. Мы слышим: «И вот мы
    видим, что около дачи Виктора Николаевича Нечаева собрались журналисты,
    специальные корреспонденты. Приехало много неравнодушных людей, чтобы помочь
    девочке Стеше спасти лес».
    Мы видим машину полиции… Мимо Макара идут разные люди, компании подростков,
    проезжают машины.
    Макар подходит к калитки дачи и вытаскивает наушники.
    СТЕША
    Стеша сидит и кормит белку семечками.
    Ты своим скажи, что уходить надо. Нельзя здесь никому оставаться. Они утром…
    Слышит голос Макара.
    МАКАР
    Стеша! Стеша!
    СТЕША
    Макар! У Стеши хлынули слезы радости (белочке) Не надо никуда уходить! Все теперь будет хорошо! Макар приехал! Они, городские, знаешь какие сильные и смелые, они все могут!
    СЦЕНА 11. НАТ ДЕНЬ
    Из подъезда выходят Мама, Стеша, Галина и Макар, который несет чемодан. У
    подъезда стоит такси, а недалеко стоят Толстяк и Жека. Стеша подходит к ним.
    ЖЕКА
    Давай, олененок. Приезжай!
    ТОЛСТЯК
    Ага, здесь знаешь сколько всего спасать надо, а у тебя получается.
    СТЕША
    Это у вас получается! Только лучше вы приезжайте к нам в гости
    ЖЕКА
    В Нарнию?
    СТЕША
    (Смеется) Да.
    Макар берет ее за руку и ведет к машине.
    МАКАР
    Давай, береги себя Ты у нас особенная.
    СТЕША
    Нет, это ты особенный
    МАКАР
    Что-то не замечал за собой умения разговаривать с лесными братьями

    165
    СТЕША
    У тебя другая особенность. Самая главная!
    МАКАР
    Ого! И что это?
    Стеша
    У тебя сердце доброе!
    Стеша не выдержала и кинулась Макару на шею и поцеловала его в щеку. Поднимает
    глаза к небу и туда же уходит камера.
    Наверху шумят листья, перепархивают птицы. Все это отражается в окнах домов.
    КОНЕЦ

    166
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20


    написать администратору сайта